Организационно-экономический механизм аутсорсинга (на примере аутсорсинга учётных функций для малых предприятий) | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 342.

Организационно-экономический механизм аутсорсинга (на примере аутсорсинга учётных функций для малых предприятий)

Рассматриваются организационно-экономический механизм аутсорсинга для малых предприятий при использовании аутсорсинга учётных функций, структура учётно-административного персонала малого предприятия до и после перехода на аутсорсинг, а также сопоставление затрат на реализацию учётных функций при передаче их на аутсорсинг с затратами на реализацию данных функций непосредственно малым предприятием.

Organizational economic mechanism of outsourcing (by example of registration functions outsourcingfor small enterprises).pdf Аутсорсинг как механизм, представляющий собойпередачу непрофильных функций, выполняемых ранеепредприятием-заказчиком, специализированному пред-приятию-аутсорсеру, стал актуален сравнительно не-давно. Способствуя реорганизации и построению эф-фективной организационной структуры предприятия,сокращению затрат предприятия и получению сервисавысокого качества за счёт снижения рисков ненадле-жащей реализации передаваемых на аутсорсинг функ-ций, аутсорсинг всё шире используется предприятия-ми, в том числе и малыми.В настоящей статье рассматривается организацион-но-экономический механизм аутсорсинга для субъек-тов малого предпринимательства на примере аутсор-синга учётных функций.На малых предприятиях структура учётно-административного персонала (такое наименованиеперсонала дано на основе предположения, что в ма-лых предприятиях отсутствуют как таковые отделы,реализующие указанные функции, и на практикеимеется пересечение функций администрирования иучёта) обычно выглядит следующим образом(рис. 1).При переходе на аутсорсинг организационнаяструктура малого предприятия в рассматриваемой час-ти примет следующий вид (рис. 2).Рис. 1. Типичная структура учётно-административного персонала малого предприятия до перехода на аутсорсингРис. 2. Структура учётно-административного персонала малого предприятия после перехода на аутсорсингИз рис. 2 видно, что реинжиниринг организаци-онной структуры малого предприятия достигается засчёт упразднения соответствующих служб предпри-ятия-заказчика аутсорсинга, а также за счёт эффек-тивности работы сотрудников предприятия-аутсорсера.При этом имеются различные варианты взаимодей-ствия предприятия-заказчика аутсорсинга и предпри-ятия-аутсорсера, в частности, как рассматривается вданной статье, через ответственное лицо предприятия-заказчика, обладающее соответствующей компетенци-ей (знание основ документооборота, представление оформах первичных учётных документов и т.д., наличиекоординационных и коммуникативных навыков).Такая структура, по нашему мнению, будет способст-вовать эффективной реализации учётных функций, с однойстороны, при сохранении преемственности принятой идействующей на предприятии политики реализации такихфункций, а с другой - за счёт использования передовогоопыта аутсорсера в сфере оказания услуг аутсорсинга.Организационный механизм аутсорсинга подразу-мевает реорганизацию структуры учётно-адми-нистративного персонала путём сокращения горизон-тальных (юрист - бухгалтер - кадровый работник) ивертикальных (руководитель предприятия - главныйбухгалтер - бухгалтер - юрист - кадровый работник)звеньев данной структуры с передачей выполняемыхранее малым предприятием функций аутсорсеру.Экономический механизм аутсорсинга основан наэкономическом анализе эффективности решения обиспользовании аутсорсинга прежде всего с точки зре-ния затратности данного проекта, который может бытьосуществлен методом сопоставления затрат на содер-жание собственной службы, реализующей определен-ные функции, со стоимостью услуг аутсорсера.Необходимо корректно оценить стоимость содер-жания собственного персонала, реализующего учётнуюфункцию. Здесь важно учесть не только заработнуюплату работников, выполняющих соответствующиефункции, но и другие затраты, связанные с успешнойреализацией учётных функций (стоимость обучениятаких работников, стоимость подписки на специальнуюлитературу, оплата совмещения должности на периодотсутствия основных работников, стоимость услуг попоиску нового работника в случае увольнения работ-ника, ранее занимавшего определенную должность, атакже затраты, связанные с восстановлением должногоуровня компетенции, стоимость поддержки программ-ного обеспечения и специальных информационныхсистем, стоимость рабочего места работника, стои-мость рабочего времени менеджеров, осуществляющихконтроль за работой учётных работников и решениявозникающих у них проблем, стоимость ошибок собст-венных учётных работников).Сопоставление затрат на реализацию данных функ-ций при передаче их на аутсорсинг с затратами на дан-ные функции при реализации их малым предприятиемпредставлено в таблице.Сопоставление затрат на реализацию учётных функций при передаче их на аутсорсингс затратами на реализацию данных функций малым предприятиемСтруктура затрат при передачеучётных функций на аутсорсинг Структура затрат при реализации учётных функций малым предприятиемЗаработная плата и иные выплаты работникам, занятым реализацией учётных функцийНачисление на заработную плату и иные выплаты работникам, занятым реализацией учётных функцийМатериальные затраты (канцелярские товары, расходные материалы, оргтехника и т.д.)Амортизация основных средств, используемых работниками, занятыми реализацией учётных функцийОбучение и повышение квалификации работников, занятых реализацией учётных функцийЗатраты на программное обеспечениеЗатраты на профессиональную литературу, профессиональные периодические издания и т.д.Затраты по арендной платеЗатраты на хозяйственный инвентарьТранспортные затраты (затраты, связанные со служебными разъездами работников, занятых реализаци-ей учётных функций, в т.ч. использование личного автотранспорта в служебных целях)Услуги связиСтоимость работ по договоруаутсорсинга (при наличиивыделенного НДС - НДСпринимается к вычету)Прочие затратыСопоставление затрат выражается в оценке эффектаот применения аутсорсинга:Эаутс = ΣЗсобств / ΣЗаутс ,где Зсобств - затраты на реализацию учётных функцийсобственными силами малого предприятия; Заутс - за-траты на реализацию учётных функций посредствомиспользования аутсорсинга.При Эаутс>1 использование аутсорсинга эффектив-но, соответственно, при Эаутс

Ключевые слова

structure of expenses for registration functions realization, organizational structure of a small enterprise, registration functions outsourcing, organizational-economic mechanism of outsourcing, структура затрат на реализацию учётных функций, организационно-экономический механизм аутсорсинга, аутсорсинг учётных функций, организационная структура малого предприятия

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Севастьянова Елена ВячеславовнаВсероссийский заочный финансово-экономический институтаспирантка кафедры экономики предприятий и предпринимательстваsevaselena@rambler.ru; sern@mail.mipt.ru
Всего: 1

Ссылки

 Организационно-экономический механизм аутсорсинга (на примере аутсорсинга учётных функций для малых предприятий) | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 342.

Организационно-экономический механизм аутсорсинга (на примере аутсорсинга учётных функций для малых предприятий) | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 342.

Полнотекстовая версия