Методологическая культура учителя: систематизация понятий | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 342.

Методологическая культура учителя: систематизация понятий

На основе анализа психолого-педагогической литературы сделана попытка теоретического осмысления, уточнения сути и понятия «методологическая культура» как педагогического феномена, осуществлен системный анализ различных трактовок данного понятия. Рассмотрена проблема становления методологической культуры учителя в современных условиях модернизации образования.

Меthodological culture of a teacher: systematization of concepts.pdf Модернизация образования - это масштабная про-грамма государства, осуществляемая при активномсодействии общества. Она должна привести к повыше-нию качественного образования в соответствии с тре-бованиями инновационного развития экономики и со-временными потребностями общества.Успешность инновационной деятельности в образо-вании зависит от того, насколько в ней заинтересованыглавные действующие исполнители - педагогическиеработники - и насколько их квалификация соответст-вует поставленным задачам.При модернизации образовательной системы напервый план выходит проблема становления методоло-гической культуры педагога, способного самостоя-тельно конструировать пространство своей педагогиче-ской деятельности.Общественно-историческая практика показывает,что вопросы формирования профессиональных и лич-ностных качеств учителя через методическую подго-товку ставились еще педагогами-классиками. Однакопонятие «методологическая культура» как требованиек идеальному типу учителя не употреблялось.К.Д. Ушинский сделал попытку поднять авторитетпедагога и, формулируя основные требования к нему,большое значение придавал специальной педагогиче-ской и методической подготовке. Великий педагог от-мечал, что учитель не должен ограничиваться полу-ченными знаниями: важно развить в нем способность иготовность к постоянному расширению своего научно-го и педагогического кругозора, поскольку учительучит успешно до тех пор, пока учится сам [1].В.И. Слуцкий характеризует учителя как носителякультурных норм и образцов, которому присущи по-требность в знании, способность мыслить, стремление ктворчеству, способность к развитию [2].Сочетание «методологическая культура», на нашвзгляд, является правомерным постольку, поскольку овла-дение культурой как системой ценностей, источником зна-ний о природе, обществе, способах деятельности предпола-гает иное отношение к преобразованию педагогическойтеории и практики. Культура помогает превратить методо-логический опыт в достояние педагога, фактор развитияего личности, творческого мышления, формирования на-учного мировоззрения и ценностной позиции.К анализу самого понятия «методологическая куль-тура», его содержанию, активному использованию внаучной литературе обратились в конце ХХ в. Первы-ми его стали употреблять философы А. Дорожкин,Л. Микешина, В. Мосолов. Речь шла о том, что совре-менный специалист не может быть только исполните-лем, он должен быть творческой личностью, уметьпринимать решения в нестандартных ситуациях и не-сти за них ответственность [3].Мы пришли к выводу, что, несмотря на общеупот-ребительность понятия «методологическая культура»,его содержание, сущность и место в системе другихпонятий как в философии, так и в педагогике остаетсянеоднозначным.Так, В.И. Загвязинский [4] рассматривает методологи-ческую культуру как показатель уровня развития методо-логии науки и характеристику личности в сфере образо-вания. В диссертационных исследованиях В.Ф. Бойко [5]методологическая культура представлена как рефлексияисследовательской деятельности педагога. В исследова-ниях ученых (В.А. Сластёнин, В.Э. Тамарин и др.) [6]методологическая культура рассматривалась в качествекомпонента профессионально-педагогической культуры ипрофессионального мастерства учителя. Эти ученые оп-ределили методологическую культуру как высший пока-затель профессиональной готовности педагога.Такой же точки зрения придерживается В.В. Краев-ский [7], который считает методологическую культурупредпосылкой формирования профессионализма педа-гога, сущность которой заключается в усвоении и ис-пользовании особых методологических знаний, необ-ходимых для исследования педагогических явлений ипоследующей разработки педагогической теории.Акцентируя внимание на профессиональном мас-терстве, С.В. Кульневич [8] также отмечает, что мето-дологическая культура, являясь обязательным компо-нентом профессионализма, заключается в стремлении иумении учителя вести методологический поиск, на-правленный на отыскание личностных смыслов педа-гогических явлений, необходимых для развития лично-сти ученика в педагогическом процессе.Отмечая возрастающую роль творчества в развитиипрофессионализма, Е.В. Бережнова [9] считает основ-ным признаком методологической культуры умениеформулировать и творчески подходить к решению пе-дагогических задач, конструировать и проектироватьучебно-воспитательный процесс; осуществлять мето-дическую рефлексию.Другие представители отечественной педагогики(А.Н. Ходусов, П.Г. Кабанов) высказывали идею опредставлении методологической культуры в видемногоуровневого и многокомпонентного образования,что связано с целостной, сложной структурой форми-рования личности. Так, А.Н. Ходусов [10] считает, чтометодологическая культура включает в себя педагоги-ческую философию учителя (убеждение), мыследея-тельность в режиме методологической рефлексии (по-нимание) как внутренний план сознания (самосозна-ния) и детерминированное свойствами интегральнойиндивидуальности. П.Г. Кабанов [11] рассматривалданное понятие как структуру, включающую педагоги-ческие, общенаучные и философские знания, особыеумения и навыки, заключающиеся в способности опре-делять, создавать универсальные формы деятельности.По мнению Г.Х. Валеева [12], методологическаякультура учителя - это культура мышления, основан-ная на методологических знаниях, умениях, навыках,способности к рефлексии, научному обоснованию,критическому осмыслению и творческому применениюопределенных концепций, форм и методов познания,управления и конструирования.Небезынтересно для нашего исследования высказы-вание О.В. Тупилко [13]. Автор отмечает, что методо-логическая культура - это система философских, об-щенаучных, частнонаучных и предметно-тематическихметодологических (идей, концепций) и исследователь-ских умений, которые составляют основу развития уучителя научно-педагогического мышления, уменийпринимать и профессионально обоснованные нестан-дартные и новаторские решения, которые являютсястратегическим ориентиром его профессиональногомировоззрения и технологической деятельности, сред-ством самосовершенствования.Определяя понятие «методологическая культура»,многие ученые характеризуют его как свойство личностипедагога, отражающее в себе качество освоенных им ме-тодологических знаний, потребность в совершенствова-нии этих знаний, в использовании их для творческогопреобразования педагогической действительности.Интересна в этой связи позиция о сути методологи-ческой культуры А.А. Орлова [14], который апеллируетк развитию педагогического мышления как необходи-мости субъективного, авторского понимания педагоги-ческих явлений, материала, порождения новых идей вконкретных проблемных ситуациях, умения педагогавести методологический поиск, т.е. овладение деятель-ностью по обнаружению смысла, основ, идей педаго-гических явлений как личностно значимых для своегосаморазвития.Не принимая однозначно такое утверждение, тем неменее хотим присоединиться к данной точке зрения вчасти сознательного характера процесса саморазвития.Все вышеизложенное позволяет нам прийти к следую-щему выводу: понятие «методологическая культура», на-полняясь конкретным педагогическим содержанием, ста-новится все более значимым для саморазвития личностипедагога. Подтверждением сказанному является тот факт,что ученые (например, Э.Б. Абдуллин) рассматривают ме-тодологическую культуру как интегративное свойстволичности педагога, отражающее в себе качество освоенныхим методологических знаний, потребность в совершенст-вовании этих знаний, в использовании их для творческогопреобразования педагогической действительности.Показателем методологической культуры педагога,считает ученый, является методологический анализ,т.е. такая деятельность, которая основана на методоло-гических знаниях своей (педагогики) и смежных с неюдругих научных, художественных областей [15].Научная дискуссия о сущности, содержании иструктурных компонентах методологической культурыможет быть продолжена, если рассмотреть точку зре-ния О.М. Шкуропатовой [16], дающей определениесущности методологической культуры учителя как ин-тегральной характеристики степени овладения совре-менными методологическими знаниями, исследова-тельскими умениями и интеллектуальными способно-стями. Однако мы считаем, что этих компонентов не-достаточно для характеристики методологическойкультуры в свете современных требований к качествуобразования и уровню профессионализма учителя.Вслед за А.И. Удаловым в исследованияхО.Ю. Вороновой, Р.Ш. Царевой и С.А. Царева выделя-ется аксиологический аспект этого феномена как осно-ва всякой культуры. С этих позиций стержнем методо-логической культуры учителя можно считать его цен-ностные ориентации в сфере образования, которые, всвою очередь, выступают критериями анализа сущест-вующей практики и собственной научно-педагоги-ческой деятельности [16].Несомненно, методологическую культуру учителянеобходимо рассматривать в системе его духовныхценностей, социально-психологических нормах, уста-новках, особенностях профессионального поведения.Мы разделяем точку зрения авторов, что признаки ме-тодологической культуры отражают активную внутрен-нюю позицию педагога как созидающего субъекта. Нали-чие методологической культуры является показателемсформированности гуманистической позиции учителя,которая определяет характер его деятельности.Установлено, что нет единого мнения по поводу сущ-ности понятия, содержания и структурных компонентовметодологической культуры. Это позволяет сделать вы-вод о том, что до настоящего времени не сложилось одно-значного понимания названного феномена.Различные трактовки и точки зрения делают акцентна значимости определенных аспектов методологиче-ской культуры учителя в зависимости от приоритетныхзадач, стоящих перед наукой и практикой в сложив-шейся социокультурной ситуации. Однако можно вы-делить то общее, что объединяет точки зрения различ-ных ученых. В содержании этого понятия все авторывидят творческое применение педагогами определен-ных концепций, форм и методов познания, а такжестремление к самообразованию.В связи с этим заслуживает внимания высказываниеП.Г. Кабанова, что методологическая культура присутст-вует там, где есть творчество - создание нового педагоги-ческого опыта, где нет действия по шаблону [11].Таким образом, на основе анализа педагогической ли-тературы мы сформулировали собственную позицию поэтому вопросу. В качестве рабочего принимаем следующееопределение: методологическая культура учителя - этовысший уровень профессионализма, современная характе-ристика профессиональной компетентности, основнымикомпонентами которой являются методологические знанияо принципах и способах организации теоретической ипрактической деятельности, исследовательские умения инавыки, направленные на обогащение инновационногоэмпирического опыта, устойчиво-положительное личност-ное отношение к методологической культуре как новомуобъекту профессионального совершенствования, как новойпрофессиональной ценности.Основными критериями сформированности мето-дологической культуры учителя, на наш взгляд, явля-ются: методологические знания, исследовательскиеумения и устойчиво-положительное личностное отно-шение к методологической культуре как новой педаго-гической ценности.Показателями сформированности методологическо-го знания являются знания:- общенаучного уровня (способность педагога ис-пользовать теоретические концепции, ведущие идеи,знания теории и философии образования, знания эта-пов и методов педагогического исследования, катего-риальный аппарат научного исследования);- конкретно-научного уровня (перенос знания напедагогическое исследование, разработку методики,технологии исследования);- технологического уровня (реализация на практикепрограммы педагогического исследования, внедрение впрактику).Исследовательские умения и навыки включают сле-дующие аспекты:- теоретический (умения целеполагания, проектив-ные аналитические умения сравнивать, обобщать, вы-делять проблему, определять варианты решения про-блем, пользоваться методами исследовательской ра-боты);- практический аспекты (владение методами иприемами научно-исследовательской деятельности,методами современного научного познания, выдвиже-ние и выбор гипотезы, анализ и рефлексия как способ-ность к поиску и построению системы действий).Показателями устойчиво-положительного личност-ного отношения учителя к методологической культурекак к профессиональной ценности мы определяем:- устойчивый интерес к педагогической профессии;- мотивацию к профессиональному росту;- потребность в творчестве через инновационнуюдеятельность;- индивидуальный стиль общения, наличие комму-никативных умений, педагогического взаимодействия;- гуманистическую позицию педагога.Исследования указанных авторов позволили значи-тельно расширить понимание сущности и содержанияметодологической культуры, ее роли в развитии про-фессионализма учителя. Вместе с тем следует отме-тить, что на сегодняшний день вопросам становленияэтого педагогического феномена у учителя-практикауделяется недостаточно внимания. Положение о необ-ходимости становления методологической культурыучителя обосновывается требованиями инновационно-го вектора развития российского образования. Этоприведет к решению главных задач модернизации об-разования на современном этапе - повышению профес-сионального уровня педагогов и формированию педа-гогического корпуса, соответствующего запросам со-временной жизни.

Ключевые слова

skill of the teacher, professionalism, methodological culture, мастерство учителя, профессионализм, методологическая культура

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Загвоздина Светлана АфанасьевнаМуниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования специалистов «Центр обеспечения развития образования» (г. Ангарск)заместитель директора, соискатель кафедры теории и методики воспитательной работы Института повышения квалификации работников образования (г. Иркутск)svetlana-za@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Шкуропатова О.М. Развитие методологической культуры учителя в практике работы современной общеобразовательной школы: Дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2003. 240 с.
Орлова А.А. Профессиональное мышление учителя как ценность // Педагогика. 1995. № 6. С. 64-69.
Абдуллин Э.Б. Методологическая культура педагога-музыканта // Академия. Высшее образование. М., 2002. 272 с.
Тупилко О.В. Формирование методологической культуры учителя в профессиональной деятельности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2006.
Кабанов П.Г. Вопросы совершенствования методологической культуры педагога. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. 140 с.
Валеев Г.Х. Формирование методологической культуры учителя-исследователя: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Уфа, 2001.
Краевский В.В. Качество педагогики и методологическая культура педагога // Магистр. 1991. № 1. С. 4-16.
Кульневич С.В. Педагогика самоорганизации: Феномен содержания. Воронеж, 1997. 235 с.
Бережнова Е.В. Методологическая культура педагога // Гуманизация образования. Психолого-педагогический международный журнал. 1998. № 1. С. 63-68.
Ходусов А.Н. Методологическая культура учителя и условия ее формирования в системе современного педагогического образования. М., 1997.
Бойко Е.Ф. Совершенствование методологической культуры учителя в системе повышения квалификации: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Новокузнецк, 2003.
Сластенин В.А., Тамарин В.Э. Методологическая культура учителя // Советская педагогика. 1990. № 7. С. 82-88.
Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. / Сост. С.Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1990. Т. 5. 528 с.
Слуцкий В.И. Элементарная педагогика. М.: Просвещение, 1991. 160 с.
Мосолов В.А. Формировать методологическую культуру учителя // Советская педагогика. 1990. № 3. С. 67-69.
Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. М., 1980.
 Методологическая культура учителя: систематизация понятий | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 342.

Методологическая культура учителя: систематизация понятий | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 342.

Полнотекстовая версия