Гносеологический образ профессиональной деятельности и социологические аспекты его использования в технологиях формирования конкурентоспособных специалистов спортивно-физкультурного профиля | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 342.

Гносеологический образ профессиональной деятельности и социологические аспекты его использования в технологиях формирования конкурентоспособных специалистов спортивно-физкультурного профиля

Формирование у студентов представлений об образе ключевого звена - социолого-управленческого потенциала своей деятельности на предприятии - выступает условием эффективности социализационных процессов в вузе, направленной на подготовку конкурентоспособных специалистов. Эффективность компонентов учебного процесса в разной мере зависит от представлений преподавателями и студентами образа профессиональной деятельности. Представление образа профессиональной деятельности - это результат опережающего образования.

Gnoseological image of professional activity and sociological aspects of its use in technologies of formation of competitive specialists in physical culture and sports.pdf Актуальность проблемы социализации в российскомобществе раскрывается во втором разделе ПосланияПрезидента России от 30 ноября 2010 г. Ее аспекты ихарактеристики связаны с деятельностью вузов. В Пре-зидентском Послании показано состояние социализации,которое отражает функционирование ряда организацийсоциального института образования, института семьи идругих, которые прямо или косвенно заняты ей. Просче-ты и ошибки в управлении социализацией находят от-ражение в уровне и характере развития молодого поко-ления. В документе представлены установки для совер-шенствования социализации в стране. Кроме этого,практически даны задания всем организациям, участ-вующим в социализационных процессах, поставленацель - повысить качество этого процесса [9].Описание проблемы. Состояние социализационныхпроцессов как в стране в целом, так в отдельных ин-ститутах, а также и в самих вузах.Вуз, как правило, является последним звеном какпервичной социализации, так и началом второго со-циализационного этапа специалистов более высокогоинтеллектуального уровня. Известно, что на первомэтапе социализации, связанном с образованием, учебазначительной части специалистов продолжается. Так иделают многие, обучаясь 3 года в аспирантуре, а затемв докторантуре, либо периодически проходя какие-либо курсы повышения квалификации. Таким образом,вуз у нас связывается со второй ступенью социализа-ции в плане получения более высокого уровня образо-вания, через которую должны пройти все молодые лю-ди, которые планируют подготовку и защиту кандидат-ских и (или) докторских диссертаций. Вуз призван го-товить работников более сложного исследовательскогои преподавательского интеллектуального труда. В этомего главное предназначение [3].Идентичную задачу решают в системе бизнес-образования. Здесь не только осуществляют началь-ное звено вторичного социализационного этапа спе-циалистов более высокого интеллектуального труда -преподавательской деятельности, но и разрабатываютструктурно-логические схемы «Идеальный препода-ватель» [3].Важно и то, что в бизнес-образовании действуетсистема социального продвижения преподавателей,стимулирующая как повышение преподавательскогомастерства, так и уровня специальных знаний пробле-матики действующего бизнеса [15].Таким образом, вуз, являясь узловым стыковочнымзвеном первичной и вторичной социализации, выпол-няет еще и функцию преемственности в социализаци-онных процессах и несет значительную ответствен-ность за общие результаты социализации. Важно, чтобизнес-образование разрабатывает или использует вэтом аспекте системно-комплексный подход к обеспе-чению результативной деятельности преподавателей.Как показывает анализ предъявляемых требований кпреподавателям, и вузы, и бизнес-образование не ста-вят и не решают проблему формирования социолого-управленческого потенциала у преподавателей и в под-готовке своих выпускников [16].Научная новизна. Особенности социализации сту-дентов спортивно-физкультурного профиля обусловле-ны проектами их участия в реализации социальногозаказа «Создание конкурентоспособных предприятий иформирование основ конкурентоспособности страны вцелом». Для решения названной социализационнойпроблемы используется единство системно-знаниевогои системно-компетентностного подходов, т.е. для пред-ставления социолого-управленческого потенциала идля его формирования применяется новая парадигмасоциологической науки как непосредственной произ-водительной силы, когда в ходе деятельности препода-вательского фактора осуществляются социализацион-ные процессы и направленно формируется социалого-управленческий потенциал.Цели исследования заключаются в следующем:1. Показать роль компонентов социализации в ву-зовском учебном процессе, подсистем преподава-тельского фактора в обеспечении эффективной со-циализации в процессах освоения социологии; вве-сти новые понятия: социолого-управленческий по-тенциал, социолого -управленческая грамотность ввузовском процессе социализации; представить мат-рицу взаимосвязи образа влияния компонентов пре-подавательского фактора на социализационные про-цессы формирования социолого-управленческогопотенциала (табл. 1, 2; на примере ФФКиС сен-тябрь - декабрь 2009 г.).2. Вскрыть взаимосвязь вузовской социализации иреализации социального заказа «Создание конкуренто-способных предприятий и формирование основ конку-рентоспособности страны в целом»; применение со-циологических исследований для познания актуальныхпроблем социализации.Т а б л и ц а 1Средние значения, баллы Компоненты социализаПодсистема цииНаименование 11-компонентной социализацион-ной направленности преподавательского фактора Ранг Адаптация Идентифика-ция Интеграция Персонифи-кация1. Излагает материал ясно, доступно 7,6 7, 8, 9, 10 + + + +2. Разъясняет главные моменты 7,8 4, 5, 6 + +3. Выделяет главные моменты 8,4 2 + + + +4. Умеет вызвать и поддержать интерес аудиториик предмету 7,8 4,5,6 + + +5. Следит за реакцией аудитории 7,6 7, 8, 9, 10 + + +6. Задает вопросы, побуждает к дискуссии 8,0 3 + + + +7. Соблюдает логическую последовательностьв изложении 7,6 7, 8, 9, 10 + + +8. Демонстрирует культуру речи, нормальныйтемп изложения 7,8 4,5,6 + +9. Умеет снять напряжение и усталость аудитории 7,4 11 + +10. Ориентирует на использование материалав трудовой, общественной деятельности 7,6 7, 8, 9, 10 + + + +11. Творческий подход и интерес к своему делу 8,7 1 + + + +Среднее арифметическое значение оценки уровняпреподавательско-учебного компонента, баллы 7,8Интегральное значение оценки уровняпреподавательского фактора, баллы 26,0Достигнутое от максимально возможного, % 87,2Примечание. Знаком «+» обозначены наиболее существенные влияния направлений преподавательской деятельности на компоненты социали-зационных процессов.Т а б л и ц а 2Компоненты социализацииIII подсистемас 3 компонентами социолого-управленческого потен-циала результатов социализационного процессаСредние значе-ния, балл/% отмаксимальновозможногоАдаптация Идентифи-кация Интеграция Персонифи-кация20. Управленческое 8,2/91,1 + + + +21. Психическое 7,4/82,2 + + +22. Интеллектуальное 7,8/86,6 + + + +Среднее значение в баллах 7,8/86,7Интегральное значение 13,5/86,6Достигнутое от максимально возможного, % от баллов 4,4/88,0IV подсистема - Характеристика состояния деятельности двух взаимодействующих компонентов в социализационном взаимодействии19. Использование потенциала преподавательского фактора 96,6%21. Харатеристика временной включенности студентов в социализационные процессыпо 5-балльной шкале 4,4/88,0Примечание. При определении интегральных показателей применялись рекомендации, представленные в литературных источниках [1. С. 184-191, 196-241].Научная новизна исследования:1. Особенности социализации студентов спортивно-физкультурного профиля обусловлены проектами ихучастия в реализации социального заказа «Созданиеконкурентоспособных предприятий и формированиеоснов конкурентоспособности страны в целом». Длярешения названной социализационной проблемы ис-пользуется единство системно-знаниевого подхода исистемно-комптентностного подхода, тогда как дляпредставления социолого-управленческого потенциалаприменяется новая парадигма социологической наукикак непосредственной производительной силы.2. Вуз рассматривается завершающим звеном перво-го этапа социализации значительной части молодежи.Именно вуз выступает последней ступенью социализа-ции, которая связана с образованием. Роль вуза обуслов-лена тем, что она связана с завершающей ступенью со-циализации в плане получения образования, через кото-рую проходит значительная часть молодых людей.3. Вуз призван готовить работников интеллекту-ального труда. В этом его главное предназначение.Любой вуз можно рассматривать как организацию попроизводству услуг, состоящую из достаточно авто-номных элементов - факультетов, кафедр, лаборато-рий.4. Основные требования к социализации заключа-ются в следующем:- проводимая социализация по своему характерудолжна быть опережающей;- опережающего типа социализация может быть ус-пешной лишь тогда, когда ее осуществляют специали-сты от «опережающего типа образования»;- социализация как процесс не может быть в отрывеот реализации социального заказа «Создание конку-рентоспособных предприятий и формирование основконкурентоспособности страны в целом»;- социализация находится под воздействием законаконкуренции;- деятельность организаций социализации может бытьуспешной лишь в том случае, когда они имеют адекватныйтребованиям уровень потенциальных способностей;- специалисты, занятые социализацией, должныбыть сами конкурентоспособными;- необходимо учитывать, что конкурентоспособ-ность специалистов зависит от наличия их способностисоздавать изобретательского уровня способы социали-зации или умениями использовать способы, т.е. бытьинноваторами, владеть либо тем и другим: изобрета-тельскими и инновационными компонентами своейдеятельности, а при их отсутствии нельзя ожидать со-циализационное чудо - формирование молодых спе-циалистов с конкурентоспособным компонентом [2].Научные понятия социализационных процессов. Со-циализация (от лат. socialis - общественный) включаетсовокупность взаимосвязанных процессов усвоения ивоспроизводства индивидом необходимого и достаточ-ного для полноценного включения в общественнуюжизнь социокультурного опыта, развития соответст-вующих свойств и качеств человека, его становлениякак конкретно-исторического типа личности и субъекта(фактора) социокультурных практик данного общества.Научная новизна:1. В анализе проблем социализации учитываетсяналичие в ней сложных социальных процессов, её че-тырехкомпонентную структуру, которая включаетадаптацию, персонализацию, идентификацию и инте-грацию. Авторская позиция в этом аспекте отличаетсяот точки зрения, например, А.В. Петровского, которыйвыделяет три стадии социализации: адаптация, инди-видуализация и интеграция [7. С. 439-440].Особенность авторской точки зрения не только втом, что они включают еще один компонент - персона-лизацию, но и рассматривают как взаимосвязанные,одновременно не исключающие один другого, а каквзаимосвязанные и сосуществующие одновременно накаждых этапах и фазах социализации.2. Адаптация, персонализация, идентификация иинтеграция представляют разные акценты, характери-зующие социализационные процессы, имеющие особоезначение не только потому, что они осуществляются назаключительном этапе первичной социализации, но ипотому, что студентам необходимо определить своюроль в реализации социального заказа «Создание кон-курентоспособных предприятий и формирование основконкурентоспособности страны в целом».3. Научный подход к обоснованию возможностейпреодоления недостатков в вузовской социализацион-ной системе.Реализацию проблем вузовской социализации в со-ответствии с актуальными потребностями социально-экономического развития страны призваны обеспечи-вать обе подсистемы учебных предметов - специально-профессиональная и обществоведческая.Сущностные изменения в социально-эконо-мической, социально-политической, духовно-мотива-ционной сферах, начавшиеся в середине 80-х гг. ХХ в.и углубившиеся в период 1990-2000 гг., обусловилиглубокий кризис в обществоведении - во второй под-системе социализационных вузовских процессов. Вто-рая подсистема социализационных вузовских процес-сов, согласно социологическим данным, не смогла от-ветить на вызов времени - определить своё место исвою роль в вузовском социализационном процессе.Острая востребованность знаний, умений, навыковк взаимодействию с личностным фактором производи-тельных сил, отказ от зуновского подхода (от форми-рования знаний, умений, навыков) и переход на компе-тентностный подход обусловливают не только перекосв социализационных процессах, но и то, что выпускни-ки вузов, пройдя такой тип социализации в вузе, немогут решать проблему социального заказа «Созданиеконкурентоспособных предприятий и формированиеоснов конкурентоспособности страны в целом». Заме-тим, что мы не являемся сторонниками отказа от како-го-либо компонента социализационного вузовскогопроцесса. Напротив, акцентируем внимание на необхо-димости единства системно-знаниевого подхода (зу-новского подхода) и системно-компетентностного под-хода в процессах вузовской социализации.Методы исследования. Использованы социологиче-ские методы, наблюдения, интервью, контент-анализ,сравнительный анализ, метод ›Gразработки реферативныхсоциологических исследованийНаправленное информирование студентов с цельюсознательного использования ими информации в про-фессиональных интересах обучаемых.Основные результаты исследования. Результатив-ность используемых парадигм, способов и технологий,направленных на подготовку качественных конкурен-тоспособных специалистов в вузах, заключается в том,что сформирован опыт их применения в практике, ко-торый свидетельствует о существенном повышениикачества образования и значительном успехе в форми-ровании социолого-управленческого потенциала.В этой связи представляют интерес социологиче-ские данные об опыте организации социализационныхпроцессов с использованием преподавательского фак-тора, направленного на формирование социолого-управленческого потенциала у студентов спортивно-физкультурного профиля (см. табл. 1, 2).При определении интегральных показателей при-менялись рекомендации, представленные в литератур-ных источниках [1. С. 184, 241].Социологический анализ состояния социализацион-ного взаимодействия направлений деятельности пре-подавателя и компонентов социализации на ФФКиС.Анализ матрицы распределений всей совокупностиоценок удовлетворенности студентов социализацион-ным процессом, обусловливающим представления ро-ли компонентов, показывает, что среди оценок удовле-творенности студентов из 11 аспектов более высокооценивается «творческий подход и интерес преподава-теля» к процессу формирования социолого-управ-ленческой грамотности (см. табл. 2).Согласно нашим стремлениям, социологическиеданные в более полной мере отражают эту направлен-ность деятельности преподавателя. Действительно,преподаватель стремится к максимально высокому ре-зультату, достижение которого не может быть без мак-симальной отдачи сил и энергии (оценки составляют96,6%).Слабым звеном является «умение снять напряжениеи усталость студентов» (оценки - 7,4 балла, т.е. 82,2%от максимально возможной). Действительность такова,что процесс формирования социолого-управленческогопотенциала у студентов требует от них значительныхусилий. Не все студенты соответствуют таким высокимпсихическим и физическим критериям. Несомненно,что преподавателю необходимо учитывать это.Одновременно с этим респонденты отмечают, чтопреподаватель использует почти весь свой потенциал,т.е. влияние преподавателя на развитие студентов при-ближается к 100%.Таким образом, во-первых, нет «провальных» оце-нок в «социализационной направленности курса -формирование социолого-управленческого потенциа-ла». Во-вторых, по 11 позициям преподавателю необ-ходимо больше внимания уделить тому, чтобы повы-сить гуманистическо-управленческую направлен-ность - проявлять еще больше заботы о социально-психологическом состоянии студентов при формиро-вании социолого-управленческого потенциала. Этосигнал к тому, что требования к преподавательскомулибо гуманистическо-управленческому потенциалувозросли либо повысилась требовательность препода-вателя к содержанию деятельности этой группы рес-пондентов.Из социологических данных вытекает следующее:1) исходя из своего опыта взаимодействия со сту-дентами, нам известно, что оценка деятельности пре-подавателя существенно возрастает тогда, когда пре-подаватель и студенты решают общие «со-творческиепроблемы» в контакте;2) «приобщение» студентов как к самостоятельно-му, так и совместному научному творчеству требуетумений обеспечивать релаксацию студентов. Мы пола-гаем, что преподаватель повысил требовательность кдеятельности этой группы респондентов без соответст-вующего усиления творческого взаимодействия с ним;3) в данной ситуации необходимо учитывать, что«ткань эффективных отношений преподавателя со сту-дентами» очень «тонкая», «нежная» и «хрупкая», онаформируется в большей мере преподавателем и вменьшей мере студентами. Её усиление требует особо-го такта и внимания, она может в один момент как уси-литься, так и разрушиться. Её формирование, а темболее усиление предполагает использование всей сово-купности социализационных компонентов. Разрушениеможет начаться лишь по ослаблению внимания к соци-ально-психологическому состоянию студентов.Обсуждение результатов исследования. На каждомзанятии обсуждаются результаты исследований как в ин-терактивной, так и социолого-структурированной форме.На их основе вырабатываются рекомендации дляреферативных социологических исследований, которыеготовятся каждым студентом, а затем обсуждаются насеминарских занятиях; итоги участия студентов в на-учно-исследовательской деятельности учитываются:при определении успеха в формировании социолого-управленческого потенциала, при оценке итогов совме-стной деятельности преподавателя и студентов. Кромеэтого, используются методы обсуждения полученнойинформации в процессах принятия управленческихрешений каждым студентом [2. С. 325-352]; для подго-товки тезисов и выступлений студентов на научно-практических конференциях.Анализ состояния социализационных процессов за-ключается в том, чтобы обеспечить формирование кон-курентоспособных специалистов. Теоретические ипрактические рекомендации использования данныхпредставлены в монографических изданиях.Выводы и рекомендации по использованию резуль-татов исследования. Результаты опыта исследованиясостояния формирования социолого-управленческогопотенциала позволяют сделать вывод о том, что, во-первых, современной методике стало возможным отра-зить сущностные изменения в вузовском социализаци-онном процессе; во-вторых, благодаря социологиче-ским методам исследования, установлена действен-ность социализационных процессов; в-третьих, соглас-но результатам статьи, становится возможным преодо-леть противоречия в вузовской социализационнойпрактике подготовки специалистов, использоватьпредметный потенциал для формирования социолого-управленческого потенциала как ключевого звена под-готовки конкурентоспособных специалистов, а вместес ними начать создание социальной базы для реализа-ции социального заказа «Создание конкурентоспособ-ных предприятий и основ конкурентоспособностистраны в целом».Следовательно, на основе использованных новыхподходов к социализации в учебном процессе имеютсявозможности обеспечения мониторинга подготовкиконкурентоспособных специалистов.В то же время ведя речь об адекватности социологи-ческих методов в процессах подготовки конкурентоспо-собных специалистов, необходимо соблюдать следующиезависимости: во-первых, для достижения этих целей нуж-но использовать новые изобретательского уровня спосо-бы; во-вторых, как показывают вышеприведенные дан-ные, если и далее применять старые социализационныеспособы, которые использовались в учебных процессахподготовки 12% специалистов высшей квалификации, тоони приведут к тем же результатам; в-третьих, анализсовокупности имеющихся положительно идентифициро-ванных заявочных изобретений Федеральным институтомпромышленной собственности показывает, что среди нихнет ни одного, предназначенного для формирования кон-курентоспособных специалистов.Зная о необходимости использования социологиче-ских исследований для успешного выполнения соци-ального заказа, мы полагаем, что необходимо как соз-дание новых изобретений, так и разработки адекватныхспособов их социализации.Модернизация всех сфер жизнедеятельности обще-ства и вузовская социализация не только находятся вовзаимосвязи, но и выступают детерминантами форми-рования изобретательской и инновационной грамотно-сти у студентов.

Ключевые слова

specialists, educational process, exteriorisation degree of image of socialadministrative potential of specialists of physical culture and sports major, competitiveness, image of professional work, специалист, учебный процесс, степень интериоризации образа социолого-управленческого потенциала специалиста спортивно-физкультурного профиля, конкурентоспособность, образ профессиональной деятельности

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Какухин Александр ДмитриевичСибирский федеральный университет (г. Красноярск)кандидат педагогических наук, профессор, декан факультета физической культуры испортаsveta2667@mail.ru
Коваль Иван ВасильевичСибирский федеральный университет (г. Красноярск)доктор социологических наук, профессор факультета физической культуры и спортаsveta2667@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Столяров В.И. Социология физической культуры и спорта: Учебник. М.: Физическая культура, 2005.
Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995.
Мордовин С.К. Модель ключевых компетенций преподавателя бизнес-дисциплин и их развитие // Бизнес-образование. Специфика. Программы. Технологии. Организация / Под общ. ред. проф. С.Р. Филоновича. М.: ГУ ВШЭ, 2004. С. 570-578.
Филонович С.Р. Исследовательская деятельность и подготовка преподавателей // Бизнес-образование. Специфика. Программы. Технологии. Организация / Под общ. ред. проф. С.Р. Филоновича. М.: ГУ ВШЭ, 2004. С. 579-582.
Мордовин С.К., Филонович С.Р. Роль управленческого консультирования в развитии компетенций преподавателя // Бизнес-образование. Специфика. Программы. Технологии. Организация / Под общ. ред. проф. С.Р. Филоновича. М.: ГУ ВШЭ, 2004. С. 586-589.
Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.
Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному собранию. 2008 год. Первый раздел; Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному собранию. 2009 год. Первый раздел; Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному собранию. 2010 год. Первый разде
Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта: Учебник для вузов. М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2004.
Глазов М.М., Фирова И.П., Истомина О.Н. Управление персоналом: анализ и диагностика персонал-менеджмента. СПб.: Андреевский издательский дом, 2007. 203 с.
Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М., 1988.
Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 8: Социализация и образование. М.: ИНФРА-М, 2005.
Какухин А.Д. Аспекты системно-комплексного подхода к формированию потенциала спортивно-физкультурного обеспечения реализации социальных заказов (на примере факультета физкультуры и спорта СФУ). Красноярск: СФУ, 2010.
Педагогика физической культуры и спорта: Учебник / Под ред. С.Д. Неверковича. М.: Физическая культура, 2006.
Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: Учеб. пособие. М.: ACADEMA, 2001.
Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: Учеб. для вузов физич. культуры. М.: Физическая культура, 2009.
Лубышева Л.И., Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами. М., 1989.
 Гносеологический образ профессиональной деятельности и социологические аспекты его использования в технологиях формирования конкурентоспособных специалистов спортивно-физкультурного профиля | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 342.

Гносеологический образ профессиональной деятельности и социологические аспекты его использования в технологиях формирования конкурентоспособных специалистов спортивно-физкультурного профиля | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 342.

Полнотекстовая версия