Формирование у студентов представлений об образе ключевого звена - социолого-управленческого потенциала своей деятельности на предприятии - выступает условием эффективности социализационных процессов в вузе, направленной на подготовку конкурентоспособных специалистов. Эффективность компонентов учебного процесса в разной мере зависит от представлений преподавателями и студентами образа профессиональной деятельности. Представление образа профессиональной деятельности - это результат опережающего образования.
Gnoseological image of professional activity and sociological aspects of its use in technologies of formation of competitive specialists in physical culture and sports.pdf Актуальность проблемы социализации в российскомобществе раскрывается во втором разделе ПосланияПрезидента России от 30 ноября 2010 г. Ее аспекты ихарактеристики связаны с деятельностью вузов. В Пре-зидентском Послании показано состояние социализации,которое отражает функционирование ряда организацийсоциального института образования, института семьи идругих, которые прямо или косвенно заняты ей. Просче-ты и ошибки в управлении социализацией находят от-ражение в уровне и характере развития молодого поко-ления. В документе представлены установки для совер-шенствования социализации в стране. Кроме этого,практически даны задания всем организациям, участ-вующим в социализационных процессах, поставленацель - повысить качество этого процесса [9].Описание проблемы. Состояние социализационныхпроцессов как в стране в целом, так в отдельных ин-ститутах, а также и в самих вузах.Вуз, как правило, является последним звеном какпервичной социализации, так и началом второго со-циализационного этапа специалистов более высокогоинтеллектуального уровня. Известно, что на первомэтапе социализации, связанном с образованием, учебазначительной части специалистов продолжается. Так иделают многие, обучаясь 3 года в аспирантуре, а затемв докторантуре, либо периодически проходя какие-либо курсы повышения квалификации. Таким образом,вуз у нас связывается со второй ступенью социализа-ции в плане получения более высокого уровня образо-вания, через которую должны пройти все молодые лю-ди, которые планируют подготовку и защиту кандидат-ских и (или) докторских диссертаций. Вуз призван го-товить работников более сложного исследовательскогои преподавательского интеллектуального труда. В этомего главное предназначение [3].Идентичную задачу решают в системе бизнес-образования. Здесь не только осуществляют началь-ное звено вторичного социализационного этапа спе-циалистов более высокого интеллектуального труда -преподавательской деятельности, но и разрабатываютструктурно-логические схемы «Идеальный препода-ватель» [3].Важно и то, что в бизнес-образовании действуетсистема социального продвижения преподавателей,стимулирующая как повышение преподавательскогомастерства, так и уровня специальных знаний пробле-матики действующего бизнеса [15].Таким образом, вуз, являясь узловым стыковочнымзвеном первичной и вторичной социализации, выпол-няет еще и функцию преемственности в социализаци-онных процессах и несет значительную ответствен-ность за общие результаты социализации. Важно, чтобизнес-образование разрабатывает или использует вэтом аспекте системно-комплексный подход к обеспе-чению результативной деятельности преподавателей.Как показывает анализ предъявляемых требований кпреподавателям, и вузы, и бизнес-образование не ста-вят и не решают проблему формирования социолого-управленческого потенциала у преподавателей и в под-готовке своих выпускников [16].Научная новизна. Особенности социализации сту-дентов спортивно-физкультурного профиля обусловле-ны проектами их участия в реализации социальногозаказа «Создание конкурентоспособных предприятий иформирование основ конкурентоспособности страны вцелом». Для решения названной социализационнойпроблемы используется единство системно-знаниевогои системно-компетентностного подходов, т.е. для пред-ставления социолого-управленческого потенциала идля его формирования применяется новая парадигмасоциологической науки как непосредственной произ-водительной силы, когда в ходе деятельности препода-вательского фактора осуществляются социализацион-ные процессы и направленно формируется социалого-управленческий потенциал.Цели исследования заключаются в следующем:1. Показать роль компонентов социализации в ву-зовском учебном процессе, подсистем преподава-тельского фактора в обеспечении эффективной со-циализации в процессах освоения социологии; вве-сти новые понятия: социолого-управленческий по-тенциал, социолого -управленческая грамотность ввузовском процессе социализации; представить мат-рицу взаимосвязи образа влияния компонентов пре-подавательского фактора на социализационные про-цессы формирования социолого-управленческогопотенциала (табл. 1, 2; на примере ФФКиС сен-тябрь - декабрь 2009 г.).2. Вскрыть взаимосвязь вузовской социализации иреализации социального заказа «Создание конкуренто-способных предприятий и формирование основ конку-рентоспособности страны в целом»; применение со-циологических исследований для познания актуальныхпроблем социализации.Т а б л и ц а 1Средние значения, баллы Компоненты социализаПодсистема цииНаименование 11-компонентной социализацион-ной направленности преподавательского фактора Ранг Адаптация Идентифика-ция Интеграция Персонифи-кация1. Излагает материал ясно, доступно 7,6 7, 8, 9, 10 + + + +2. Разъясняет главные моменты 7,8 4, 5, 6 + +3. Выделяет главные моменты 8,4 2 + + + +4. Умеет вызвать и поддержать интерес аудиториик предмету 7,8 4,5,6 + + +5. Следит за реакцией аудитории 7,6 7, 8, 9, 10 + + +6. Задает вопросы, побуждает к дискуссии 8,0 3 + + + +7. Соблюдает логическую последовательностьв изложении 7,6 7, 8, 9, 10 + + +8. Демонстрирует культуру речи, нормальныйтемп изложения 7,8 4,5,6 + +9. Умеет снять напряжение и усталость аудитории 7,4 11 + +10. Ориентирует на использование материалав трудовой, общественной деятельности 7,6 7, 8, 9, 10 + + + +11. Творческий подход и интерес к своему делу 8,7 1 + + + +Среднее арифметическое значение оценки уровняпреподавательско-учебного компонента, баллы 7,8Интегральное значение оценки уровняпреподавательского фактора, баллы 26,0Достигнутое от максимально возможного, % 87,2Примечание. Знаком «+» обозначены наиболее существенные влияния направлений преподавательской деятельности на компоненты социали-зационных процессов.Т а б л и ц а 2Компоненты социализацииIII подсистемас 3 компонентами социолого-управленческого потен-циала результатов социализационного процессаСредние значе-ния, балл/% отмаксимальновозможногоАдаптация Идентифи-кация Интеграция Персонифи-кация20. Управленческое 8,2/91,1 + + + +21. Психическое 7,4/82,2 + + +22. Интеллектуальное 7,8/86,6 + + + +Среднее значение в баллах 7,8/86,7Интегральное значение 13,5/86,6Достигнутое от максимально возможного, % от баллов 4,4/88,0IV подсистема - Характеристика состояния деятельности двух взаимодействующих компонентов в социализационном взаимодействии19. Использование потенциала преподавательского фактора 96,6%21. Харатеристика временной включенности студентов в социализационные процессыпо 5-балльной шкале 4,4/88,0Примечание. При определении интегральных показателей применялись рекомендации, представленные в литературных источниках [1. С. 184-191, 196-241].Научная новизна исследования:1. Особенности социализации студентов спортивно-физкультурного профиля обусловлены проектами ихучастия в реализации социального заказа «Созданиеконкурентоспособных предприятий и формированиеоснов конкурентоспособности страны в целом». Длярешения названной социализационной проблемы ис-пользуется единство системно-знаниевого подхода исистемно-комптентностного подхода, тогда как дляпредставления социолого-управленческого потенциалаприменяется новая парадигма социологической наукикак непосредственной производительной силы.2. Вуз рассматривается завершающим звеном перво-го этапа социализации значительной части молодежи.Именно вуз выступает последней ступенью социализа-ции, которая связана с образованием. Роль вуза обуслов-лена тем, что она связана с завершающей ступенью со-циализации в плане получения образования, через кото-рую проходит значительная часть молодых людей.3. Вуз призван готовить работников интеллекту-ального труда. В этом его главное предназначение.Любой вуз можно рассматривать как организацию попроизводству услуг, состоящую из достаточно авто-номных элементов - факультетов, кафедр, лаборато-рий.4. Основные требования к социализации заключа-ются в следующем:- проводимая социализация по своему характерудолжна быть опережающей;- опережающего типа социализация может быть ус-пешной лишь тогда, когда ее осуществляют специали-сты от «опережающего типа образования»;- социализация как процесс не может быть в отрывеот реализации социального заказа «Создание конку-рентоспособных предприятий и формирование основконкурентоспособности страны в целом»;- социализация находится под воздействием законаконкуренции;- деятельность организаций социализации может бытьуспешной лишь в том случае, когда они имеют адекватныйтребованиям уровень потенциальных способностей;- специалисты, занятые социализацией, должныбыть сами конкурентоспособными;- необходимо учитывать, что конкурентоспособ-ность специалистов зависит от наличия их способностисоздавать изобретательского уровня способы социали-зации или умениями использовать способы, т.е. бытьинноваторами, владеть либо тем и другим: изобрета-тельскими и инновационными компонентами своейдеятельности, а при их отсутствии нельзя ожидать со-циализационное чудо - формирование молодых спе-циалистов с конкурентоспособным компонентом [2].Научные понятия социализационных процессов. Со-циализация (от лат. socialis - общественный) включаетсовокупность взаимосвязанных процессов усвоения ивоспроизводства индивидом необходимого и достаточ-ного для полноценного включения в общественнуюжизнь социокультурного опыта, развития соответст-вующих свойств и качеств человека, его становлениякак конкретно-исторического типа личности и субъекта(фактора) социокультурных практик данного общества.Научная новизна:1. В анализе проблем социализации учитываетсяналичие в ней сложных социальных процессов, её че-тырехкомпонентную структуру, которая включаетадаптацию, персонализацию, идентификацию и инте-грацию. Авторская позиция в этом аспекте отличаетсяот точки зрения, например, А.В. Петровского, которыйвыделяет три стадии социализации: адаптация, инди-видуализация и интеграция [7. С. 439-440].Особенность авторской точки зрения не только втом, что они включают еще один компонент - персона-лизацию, но и рассматривают как взаимосвязанные,одновременно не исключающие один другого, а каквзаимосвязанные и сосуществующие одновременно накаждых этапах и фазах социализации.2. Адаптация, персонализация, идентификация иинтеграция представляют разные акценты, характери-зующие социализационные процессы, имеющие особоезначение не только потому, что они осуществляются назаключительном этапе первичной социализации, но ипотому, что студентам необходимо определить своюроль в реализации социального заказа «Создание кон-курентоспособных предприятий и формирование основконкурентоспособности страны в целом».3. Научный подход к обоснованию возможностейпреодоления недостатков в вузовской социализацион-ной системе.Реализацию проблем вузовской социализации в со-ответствии с актуальными потребностями социально-экономического развития страны призваны обеспечи-вать обе подсистемы учебных предметов - специально-профессиональная и обществоведческая.Сущностные изменения в социально-эконо-мической, социально-политической, духовно-мотива-ционной сферах, начавшиеся в середине 80-х гг. ХХ в.и углубившиеся в период 1990-2000 гг., обусловилиглубокий кризис в обществоведении - во второй под-системе социализационных вузовских процессов. Вто-рая подсистема социализационных вузовских процес-сов, согласно социологическим данным, не смогла от-ветить на вызов времени - определить своё место исвою роль в вузовском социализационном процессе.Острая востребованность знаний, умений, навыковк взаимодействию с личностным фактором производи-тельных сил, отказ от зуновского подхода (от форми-рования знаний, умений, навыков) и переход на компе-тентностный подход обусловливают не только перекосв социализационных процессах, но и то, что выпускни-ки вузов, пройдя такой тип социализации в вузе, немогут решать проблему социального заказа «Созданиеконкурентоспособных предприятий и формированиеоснов конкурентоспособности страны в целом». Заме-тим, что мы не являемся сторонниками отказа от како-го-либо компонента социализационного вузовскогопроцесса. Напротив, акцентируем внимание на необхо-димости единства системно-знаниевого подхода (зу-новского подхода) и системно-компетентностного под-хода в процессах вузовской социализации.Методы исследования. Использованы социологиче-ские методы, наблюдения, интервью, контент-анализ,сравнительный анализ, метод ›Gразработки реферативныхсоциологических исследованийНаправленное информирование студентов с цельюсознательного использования ими информации в про-фессиональных интересах обучаемых.Основные результаты исследования. Результатив-ность используемых парадигм, способов и технологий,направленных на подготовку качественных конкурен-тоспособных специалистов в вузах, заключается в том,что сформирован опыт их применения в практике, ко-торый свидетельствует о существенном повышениикачества образования и значительном успехе в форми-ровании социолого-управленческого потенциала.В этой связи представляют интерес социологиче-ские данные об опыте организации социализационныхпроцессов с использованием преподавательского фак-тора, направленного на формирование социолого-управленческого потенциала у студентов спортивно-физкультурного профиля (см. табл. 1, 2).При определении интегральных показателей при-менялись рекомендации, представленные в литератур-ных источниках [1. С. 184, 241].Социологический анализ состояния социализацион-ного взаимодействия направлений деятельности пре-подавателя и компонентов социализации на ФФКиС.Анализ матрицы распределений всей совокупностиоценок удовлетворенности студентов социализацион-ным процессом, обусловливающим представления ро-ли компонентов, показывает, что среди оценок удовле-творенности студентов из 11 аспектов более высокооценивается «творческий подход и интерес преподава-теля» к процессу формирования социолого-управ-ленческой грамотности (см. табл. 2).Согласно нашим стремлениям, социологическиеданные в более полной мере отражают эту направлен-ность деятельности преподавателя. Действительно,преподаватель стремится к максимально высокому ре-зультату, достижение которого не может быть без мак-симальной отдачи сил и энергии (оценки составляют96,6%).Слабым звеном является «умение снять напряжениеи усталость студентов» (оценки - 7,4 балла, т.е. 82,2%от максимально возможной). Действительность такова,что процесс формирования социолого-управленческогопотенциала у студентов требует от них значительныхусилий. Не все студенты соответствуют таким высокимпсихическим и физическим критериям. Несомненно,что преподавателю необходимо учитывать это.Одновременно с этим респонденты отмечают, чтопреподаватель использует почти весь свой потенциал,т.е. влияние преподавателя на развитие студентов при-ближается к 100%.Таким образом, во-первых, нет «провальных» оце-нок в «социализационной направленности курса -формирование социолого-управленческого потенциа-ла». Во-вторых, по 11 позициям преподавателю необ-ходимо больше внимания уделить тому, чтобы повы-сить гуманистическо-управленческую направлен-ность - проявлять еще больше заботы о социально-психологическом состоянии студентов при формиро-вании социолого-управленческого потенциала. Этосигнал к тому, что требования к преподавательскомулибо гуманистическо-управленческому потенциалувозросли либо повысилась требовательность препода-вателя к содержанию деятельности этой группы рес-пондентов.Из социологических данных вытекает следующее:1) исходя из своего опыта взаимодействия со сту-дентами, нам известно, что оценка деятельности пре-подавателя существенно возрастает тогда, когда пре-подаватель и студенты решают общие «со-творческиепроблемы» в контакте;2) «приобщение» студентов как к самостоятельно-му, так и совместному научному творчеству требуетумений обеспечивать релаксацию студентов. Мы пола-гаем, что преподаватель повысил требовательность кдеятельности этой группы респондентов без соответст-вующего усиления творческого взаимодействия с ним;3) в данной ситуации необходимо учитывать, что«ткань эффективных отношений преподавателя со сту-дентами» очень «тонкая», «нежная» и «хрупкая», онаформируется в большей мере преподавателем и вменьшей мере студентами. Её усиление требует особо-го такта и внимания, она может в один момент как уси-литься, так и разрушиться. Её формирование, а темболее усиление предполагает использование всей сово-купности социализационных компонентов. Разрушениеможет начаться лишь по ослаблению внимания к соци-ально-психологическому состоянию студентов.Обсуждение результатов исследования. На каждомзанятии обсуждаются результаты исследований как в ин-терактивной, так и социолого-структурированной форме.На их основе вырабатываются рекомендации дляреферативных социологических исследований, которыеготовятся каждым студентом, а затем обсуждаются насеминарских занятиях; итоги участия студентов в на-учно-исследовательской деятельности учитываются:при определении успеха в формировании социолого-управленческого потенциала, при оценке итогов совме-стной деятельности преподавателя и студентов. Кромеэтого, используются методы обсуждения полученнойинформации в процессах принятия управленческихрешений каждым студентом [2. С. 325-352]; для подго-товки тезисов и выступлений студентов на научно-практических конференциях.Анализ состояния социализационных процессов за-ключается в том, чтобы обеспечить формирование кон-курентоспособных специалистов. Теоретические ипрактические рекомендации использования данныхпредставлены в монографических изданиях.Выводы и рекомендации по использованию резуль-татов исследования. Результаты опыта исследованиясостояния формирования социолого-управленческогопотенциала позволяют сделать вывод о том, что, во-первых, современной методике стало возможным отра-зить сущностные изменения в вузовском социализаци-онном процессе; во-вторых, благодаря социологиче-ским методам исследования, установлена действен-ность социализационных процессов; в-третьих, соглас-но результатам статьи, становится возможным преодо-леть противоречия в вузовской социализационнойпрактике подготовки специалистов, использоватьпредметный потенциал для формирования социолого-управленческого потенциала как ключевого звена под-готовки конкурентоспособных специалистов, а вместес ними начать создание социальной базы для реализа-ции социального заказа «Создание конкурентоспособ-ных предприятий и основ конкурентоспособностистраны в целом».Следовательно, на основе использованных новыхподходов к социализации в учебном процессе имеютсявозможности обеспечения мониторинга подготовкиконкурентоспособных специалистов.В то же время ведя речь об адекватности социологи-ческих методов в процессах подготовки конкурентоспо-собных специалистов, необходимо соблюдать следующиезависимости: во-первых, для достижения этих целей нуж-но использовать новые изобретательского уровня спосо-бы; во-вторых, как показывают вышеприведенные дан-ные, если и далее применять старые социализационныеспособы, которые использовались в учебных процессахподготовки 12% специалистов высшей квалификации, тоони приведут к тем же результатам; в-третьих, анализсовокупности имеющихся положительно идентифициро-ванных заявочных изобретений Федеральным институтомпромышленной собственности показывает, что среди нихнет ни одного, предназначенного для формирования кон-курентоспособных специалистов.Зная о необходимости использования социологиче-ских исследований для успешного выполнения соци-ального заказа, мы полагаем, что необходимо как соз-дание новых изобретений, так и разработки адекватныхспособов их социализации.Модернизация всех сфер жизнедеятельности обще-ства и вузовская социализация не только находятся вовзаимосвязи, но и выступают детерминантами форми-рования изобретательской и инновационной грамотно-сти у студентов.
Столяров В.И. Социология физической культуры и спорта: Учебник. М.: Физическая культура, 2005.
Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995.
Мордовин С.К. Модель ключевых компетенций преподавателя бизнес-дисциплин и их развитие // Бизнес-образование. Специфика. Программы. Технологии. Организация / Под общ. ред. проф. С.Р. Филоновича. М.: ГУ ВШЭ, 2004. С. 570-578.
Филонович С.Р. Исследовательская деятельность и подготовка преподавателей // Бизнес-образование. Специфика. Программы. Технологии. Организация / Под общ. ред. проф. С.Р. Филоновича. М.: ГУ ВШЭ, 2004. С. 579-582.
Мордовин С.К., Филонович С.Р. Роль управленческого консультирования в развитии компетенций преподавателя // Бизнес-образование. Специфика. Программы. Технологии. Организация / Под общ. ред. проф. С.Р. Филоновича. М.: ГУ ВШЭ, 2004. С. 586-589.
Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.
Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному собранию. 2008 год. Первый раздел; Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному собранию. 2009 год. Первый раздел; Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному собранию. 2010 год. Первый разде
Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта: Учебник для вузов. М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2004.
Глазов М.М., Фирова И.П., Истомина О.Н. Управление персоналом: анализ и диагностика персонал-менеджмента. СПб.: Андреевский издательский дом, 2007. 203 с.
Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М., 1988.
Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 8: Социализация и образование. М.: ИНФРА-М, 2005.
Какухин А.Д. Аспекты системно-комплексного подхода к формированию потенциала спортивно-физкультурного обеспечения реализации социальных заказов (на примере факультета физкультуры и спорта СФУ). Красноярск: СФУ, 2010.
Педагогика физической культуры и спорта: Учебник / Под ред. С.Д. Неверковича. М.: Физическая культура, 2006.
Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: Учеб. пособие. М.: ACADEMA, 2001.
Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: Учеб. для вузов физич. культуры. М.: Физическая культура, 2009.
Лубышева Л.И., Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами. М., 1989.