Научно-методологические основы деятельности детских музеев | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 342.

Научно-методологические основы деятельности детских музеев

Детские музеи являются инновационными площадками развития образования в силу своей интерактивности, вариативности предлагаемых видов деятельности. На основе анализа трудов отечественных философов, культурологов автор раскрывает методологические основы эффективной организации деятельности детских музеев.

Scientific-methodological bases of the activity of childrens museums.pdf История создания и развития детских музеев в миренасчитывает более ста лет, с тех пор как в 1899 г. вБруклине (США) был открыт первый детский музей.Влияние детских музеев на развитие современного ми-ра достаточно велико: дело в том, что одна из главныхчерт детского музея - интерактивность - является ак-туальной для человеческого общества ХХI в., ведь со-временного человека окружает интерактивное про-странство, создаваемое с помощью новых информаци-онных технологий.В России специализированные музеи для детскойаудитории были созданы в первой трети XX в., но, всилу политических причин, не получили развития.С началом очередной реформы образования детскиемузеи стали вновь возникать как инновационные пло-щадки дополнительного образования и воспитания де-тей, во многом альтернативные традиционному школь-ному образованию. В настоящее время в России насчи-тывается около трёх десятков детских музеев, как са-мостоятельных, так и находящихся в структуре учреж-дений культуры и образования. Несмотря на малочис-ленность, детские музеи способны значительно повли-ять на представления педагогов о путях и способахвхождения ребёнка в мир культуры.Детский музей как один из институтов наследова-ния существует на пересечении двух взглядов на куль-туру - культуроцентристского и антропоцентристско-го. Согласно первому, главной силой развития культу-ры являются её продукты, артефакты, предметный мир.Для второго взгляда важны человек в культуре, станов-ление и развитие его личности. В основе второго под-хода лежат концепции русской философской и культу-рологической школ конца XIX - начала XX в., в част-ности философско-педагогические идеи А.В. Бакушин-ского, Н.Ф. Фёдорова о месте и роли музеев в раскры-тии ценностно-смысловой компоненты мира.Самобытный русский философ, основатель космиз-ма Н.Ф. Фёдоров в своих трудах много внимания уде-лял роли музеев в образовании и воспитании человече-ской души [1, 2]. Он считал, что современные ему му-зеи в основной своей массе являются «собранием ве-тоши», «остатками культа предков», в то время как«музеи не должны быть лишь хранилищами предметов,оставшихся от протекшей жизни… не должны служитьдля удовлетворения пустого лишь любопытства… онидолжны быть центрами исследования, которое обяза-тельно для всякого разумного существа» [1. С. 159-160]. Однако философ подчёркивал опасность и другойкрайности - превращения музеев в яркую иллюстра-цию школьных учебников, в пособие для «популярногообразования». Сторонникам узкопрагматического от-ношения к музею он противопоставлял свой взгляд намузей как на место духовного, эмоционального контак-та с ушедшими мирами. Современные исследователиподчёркивают, что в противовес школьным урокам,разделяющим окружающий ребёнка мир на отдельныепредметы и явления, Н.Ф. Фёдоров видел смысл музеяв создании особой общности, соборности, а его главнойфункцией считал образование души [3].Для Фёдорова музей - это не только институт соци-альной памяти, способ сохранения «деяний отцов», нои действенное средство духовно-нравственного воспи-тания новых поколений, так как музей способен объе-динить разум, чувства и деятельность. «Истинный му-зей есть музей всех трёх способностей души… ибо онесть разум не только понимающий, но и чувствующийутраты, и не только чувствующий… но и действующийдля возвращения утрат, для воскрешения погибших»[1. С. 452].Идеи Николая Фёдоровича Фёдорова легли в основусовременных тенденций в сфере сохранения культур-но-исторического наследия, согласно которым сохра-нить - это не только изъять предмет из среды бытова-ния и музеефицировать его, но и включить объект ис-торического наследия в контекст современной культу-ры, «вдохнуть» в него новую жизнь. Именно детскиймузей, организованный по типу мастерской, позволяетв полной мере осуществить педагогически управляе-мый процесс сохранения культурно-исторического на-следия в соответствии с идеями Н.Ф. Фёдорова. Этотпроцесс состоит из следующих этапов:1) отбор объектов прошлого для сохранения и изу-чения;2) реконструкция, ревитализация в ходе экспери-ментальной, учебно-исследовательской музейной дея-тельности;3) трансляция в современную культуру и актуали-зация (включение в современный контекст через му-зейно-педагогическую и социально-проектную дея-тельность);4) генерация новой культуры (воспитание и образова-ние нового поколения через эффективную организациюжизнедеятельности воспитанников детского музея).Методология музейно-педагогической работы бле-стяще разработана в трудах искусствоведа и выдающе-гося педагога А.В. Бакушинского [4, 5]. Работая храни-телем Цветаевского музея (сейчас это Государствен-ный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушки-на), а позднее - будучи научным сотрудником Третья-ковской галереи, А.В. Бакушинский много вниманияуделял вопросам эстетического воспитания молодёжи.Он считал, что музей может помочь подростку илиюноше научиться «чутко воспринимать и переживатьвсякое художественное оформление жизни» [5. С. 76].В работах Анатолия Васильевича Бакушинского,несмотря на то что он был современником первых за-рождавшихся в России и Америке детских музеев, са-мого термина «детский музей» нет. Но сформулиро-ванный им принцип организации воспитательного му-зейного пространства отвечает психолого-педагоги-ческим особенностям детского восприятия и являетсяосновой деятельности современных детских музеев.«Дать уцелевший кусок художественно обработанногостарого быта - несравненно ценнее впечатлений отряда залов с научно систематизированным материалом,где убита пульсация жизни и господствует аналитиче-ское разложение». «Всё должно быть обращено к син-тезу. Поэтому как можно меньше расчленения, анализа.Как можно меньше слов и навязывания педагогом соб-ственной точки зрения» [5. С. 64-65]. Пренебречьэтим - «значит умертвить живой нерв творимого де-ла… может быть чему-нибудь и научить, но безнадёж-но лишить пришедших с вами к искусству непосредст-венной творческой радости живого общения с ним» [5.С. 120]. Образное построение музейной экспозиции,опора на чувственное восприятие и эмоциональноепереживание, свободный диалог с наследием прошлыхэпох - эти идеи Бакушинского были новаторскими впервые десятилетия XX в., не утратили они своей акту-альности и в начале XXI в.Для организации деятельности детского музея важ-ны выводы Бакушинского о недопустимости пассивнойпозиции зрителя в музее. Он был не только выдаю-щимся теоретиком музейной педагогики, которая какнаука сложилась и оформилась в Германии в 1930-е гг.уже после его ухода, но и практиком. Предметный мир,сосредоточенный в музее, как утверждал Бакушинский,может дать ребёнку не только «необходимое знаниематериалов, их качеств: плотности, веса, сопротивле-ния, отношений равновесия, объёмов, поверхностей,цвета», но и содействовать творческой переработкеэтих знаний в ходе «творческого акта создания новойкомбинации элементов в виде сделанной вещи» [5.С. 54]. Бакушинский тщательно разработал методикуразвития творческой активности музейного посетителя,которая включала комплекс самостоятельных творче-ских заданий для юных экскурсантов, учитывающих«романтику возраста», дающих выход «потоку слож-ных психологических переживаний» [5. С. 76]. Творче-ские задания побуждали ребят к раскрепощению и соз-данию собственных произведений на основании полу-ченных в музее впечатлений.Для детского музея как уникального создания чело-веческой культуры важны идеи культурологическогоподхода к созданию образовательно-воспитательнойсреды в музее. Основатель санкт-петербургской куль-турологической школы М.А. Ариарский возглавил в90-х гг. XX в. исследования музея с точки зрения при-кладной и педагогической культурологии. Сопоставле-ние в его работах содержания процессов социализациии инкультурации помогает выявить различные векторыэтих явлений. Социализация осуществляется от требо-ваний и норм общества к индивиду, а «вектор инкуль-турации идёт от личности к ценностям культуры…Механизм овладения ценностями культуры носит из-бирательный характер, отталкиваясь от особенностейспособностей, наклонностей и дарований каждой кон-кретной личности» [6. С. 20].Указывая на важную роль музея как социально-культурного института, М. Ариарский подчёркивает,что его деятельность должна строиться на «учёте эф-фекта единства информационно-логического и эмо-ционально-образного, достигаемого в условиях актив-ного освоения музейных ценностей» [6. С. 184]. Толькопри таком единстве музей сможет эффективно обеспе-чить процесс инкультурации - вовлечения человека «всистему знаний о мировой и отечественной культуре исложившихся в обществе ценностных и нормативно-регулятивных установок; в культуроохранительную,культуросозидательную, культуротворческую деятель-ность» [6. С. 252].Созидательный характер культурной функции со-временного образования, её роль в строительстве, са-моорганизации новых интегративных форм бытия под-черкивает и представитель московской культурологи-ческой школы профессор Института педагогическихинноваций РАО Н.Б. Крылова. Критически переосмыс-лив тезис «образование - трансляция культуры», онаотвела трансляции второстепенную, вспомогательнуюроль, а на первое место в понимании культурныхфункций образования вывела организацию самостоя-тельной культурной деятельности учащегося [7.С. 160]. Н.Б. Крылова сформулировала культурнуюпарадигму образования, основная идея которой заклю-чается в том, что «образование лишь тогда реализуетсякак особый культурный процесс, когда становится од-ним из эффективных каналов обеспечения культурнойдеятельности ребёнка (всех форм его творчества и бы-тия в культуре)» [7. С. 219]. Этот принцип в полноймере относится и к детскому музею как варианту со-временного образовательного института. Именно в дет-ском музее «калейдоскоп культурного опыта» подрост-ков, «многообразие культурных полей» выступают по-стоянными слагаемыми их общения и поведения, спо-собствуют обогащению их жизнедеятельности.Н.Б. Крылова подчёркивает, что «подростковая и мо-лодежная субкультура более активна и креативна (онаобладает более высоким «поисковым» потенциалом), чемсубкультура взрослых (которая уже нашла некую куль-турную форму и реализует именно её)» [7. С. 162]. По-этому детский музей наиболее адекватен культурнымзадачам каждого конкретного ребёнка, так как предлагаетдейственное разнообразие культурных практик детей,создаёт необходимое поле для инноваций.Подытоживая анализ трудов отечественных фило-софов, культурологов и искусствоведов, мы выделяемследующие положения, служащие научно-методологи-ческим основанием детского музея:1. Для осуществления своей социальной миссиидетский музей должен стать местом духовного контак-та с миром человеческой культуры, местом диалогаэпох и диалога поколений. Цель детского музея - обра-зование души, свободное развитие личности ребёнка вособом музейном пространстве с помощью предметно-го мира культуры.2. Детский музей является важным институтом вос-питания человека культуры как активно действующегосубъекта. Процесс инкультурации для воспитанниковдетского музея проходит следующие стадии: приобще-ние к культурным ценностям через реконструкцию,ревитализация объектов материального и нематериаль-ного наследия через творческую деятельность, транс-ляция в современную культуру, актуализация и генера-ция новой культуры.3. Для создания в детском музее воспитывающей иразвивающей среды необходимо отказаться от методаготовых решений в построении экспозиции и в приё-мах подачи материала. Проблемные задания, стимули-рующие поисковую, творческую активность, поощре-ние опытной и экспериментальной работы, эвристиче-ские беседы обеспечат развитие дисциплинированногокритичного ума, способного к самостоятельным откры-тиям.4. Психологический закон единства аффекта и ин-теллекта диктует применение специальных приёмовобразного построения музейного пространства, спо-собствующего погружению в определённый историче-ский контекст. Опора на чувственное восприятие, эмо-ционально-образное мышление переносит акцент сполучения информации ребёнком на переживание эмо-ций, извлечение личностного или жизненного смысла,постижение мира человеческих отношений.5. Детский музей способен объединить чувства иразум в деятельности. Интерактивность как ведущийпринцип деятельности детского музея обеспечиваетинтериоризацию внешних предметно-практическихопераций во внутренние формы мышления, что приво-дит к эффективному развитию личности ребёнка.

Ключевые слова

productive education, cultural-historical heritage, activity, objective world, interactivity, children's museum, культурно- историческое наследие, продуктивное образование, интерактивность, предметный мир, деятельность, детский музей

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Свиридова Надежда ВикторовнаНовосибирский государственный педагогический университетстарший преподаватель кафедры теории и методики воспитательных систем института молодёжной политики и социальной работы, соискатель кафедры педагогики Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образованияsnadvik@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Фёдоров Н.Ф. Собрание сочинений: В 4 т. М.: Традиция, 1997. Т. 3.
Фёдоров Н.Ф. Сочинения / Сост. С.Г. Семёнова. М.: Раритет, 1994. 415 с.
Зыков А.В. Музееведческие взгляды Н.Ф. Фёдорова и современное музееведение: Автореф. дис. … канд. культурол. наук. Кемерово, 2004. 23 с.
Бакушинский А.В. Исследования и статьи. М.: Сов. художник, 1981. 351 с.
Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание: Опыт исследования на материале пространственных искусств. М.: Новая Москва, 1925. 240 с.
Ариарский М.А. Прикладная культурология. СПб., 2001. 287 с.
Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000. 272 с.
 Научно-методологические основы деятельности детских музеев | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 342.

Научно-методологические основы деятельности детских музеев | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 342.

Полнотекстовая версия