На основе анализа положений, позиций, мнений известных отечественных и зарубежных медиапедагогов рассмотрены, уточнены и конкретизированы понятия «медиаобразование» и «медиакомпетентность» с точки зрения требований эпохи информационного общества. Выявлена сущность указанных явлений с целью включения в категориальную систему педагогической науки.
Media education and media competence in the information society epoch.pdf В настоящее время термин «медиакомпетентность»не без основания можно считать широко востребован-ным. Как можно заключить, его статус во многом оп-ределяется информационными условиями общества. Врезультате изучения справочной литературы мы уста-новили, что «медиакомпетентность» является цельюмедиаобразования, которое берет свое начало в первойполовине ХХ в. Термин «медиаобразование» был заим-ствован из зарубежной педагогики в 1986 г. и пред-ставляет собой дословный перевод «Media Education»:«Media» в переводе с латыни - способ, средство, среда,посредник.Анализ информативных источников, посвященныхпроблемам медиаобразования ([1-8] и др.), демонстри-рует отсутствие общепринятого понятия «медиаобра-зование». Среди всех имеющихся определений первымобщепризнанным считают дефиницию, сформулиро-ванную в документах ЮНЕСКО в 1973 г.: «...обучениетеории и практическим умениям для овладения совре-менными средствами массовой коммуникации, рас-сматриваемыми как часть специфической и автоном-ной области знаний в педагогической теории и практи-ке; его следует отличать от использования СМК каквспомогательных средств в преподавании других об-ластей знаний, таких, например, как математика, физи-ка или география» [9. С. 93]. Достоинствами данногоопределения являются выделение медиаобразования вкачестве «автономной области знаний в педагогиче-ской науке» и попытка развести понятия «использова-ние СМК как вспомогательных средств» и «изучениеСМК».Психолого-педагогический словарь определяет ме-диаобразование как «направление в педагогике, высту-пающее за изучение школьниками закономерностеймассовой коммуникации. Основная задача медиаобра-зования - подготовить новое поколение к жизни в со-временных информационных условиях, к восприятиюразличной информации, научить человека понимать ее,осознавать последствия ее воздействия на психику,овладевать способами общения на основе невербаль-ных форм коммуникации с помощью техническихсредств и современных информационных технологий»[10. C. 241].При таком ракурсе определения феномена выделя-ется только школьная аудитория, речь идет о медиа-компетентности личности школьника, о способностиработать с медиаинформацией. Но, как справедливозамечает И.В. Жилавская, такая трактовка отражаетлишь часть проблематики системы медиаобразования,которая в современных условиях, помимо теории педа-гогики, охватывает и научное поле масс-медиа, где вкачестве объектов исследования выступают журнали-стика и аудитория, и предлагает следующее определе-ние: медиаобразование - это совокупность системныхдействий субъектов медиаобразовательной деятельно-сти, направленных на формирование личности, обла-дающей культурой общения со средствами массовойкоммуникации на основе гуманистических идеалов иценностей [3].А.В. Федоров рассматривает медиаобразование как«...процесс развития личности с помощью и на мате-риале средств массовой коммуникации (медиа) с цельюформирования культуры общения с медиа, творческих,коммуникативных способностей, критического мыш-ления, умений полноценного восприятия, интерпрета-ции, анализа и оценки медиатекстов, обучения различ-ным формам самовыражения при помощи медиатехни-ки. Обретенная в результате этого процесса медиагра-мотность помогает человеку активно использоватьвозможности информационного поля телевидения, ра-дио, видео, кинематографа, прессы, Интернет» [2. C. 6].Такой подход к изучению в большей степени соответ-ствует современным реалиям.Опираясь на данные определения, медиаобразова-ние рассматривается нами как педагогическое явлениеи представляет собой процесс образования, развития,формирования личности на материале и через средствамассовой коммуникации.Следует отметить, что в рамках различных концеп-ций понятие медиаобразования рассматривается с раз-ных позиций, делается разный смысловой акцент, фак-тически выдвигаются разные цели: медиаграмотность,медиаобразованность, медиакультура, информацион-ная компетентность, медиакомпетентность и др.Так, Н.В. Чичерина придерживается термина «медиа-грамотность», который понимает как «способность адек-ватно взаимодействовать с потоками медиаинформации вглобальном информационном пространстве: осуществ-лять поиск, анализировать, критически оценивать и соз-давать медиатексты, распространяемые с помощью раз-личных средств массовой информации и коммуникации,во всем разнообразии их форм» [11. C. 15].Н.В. Змановская целью медиаобразования видитмедиаобразованность как «совокупность систематизи-рованных медиазнаний, умений, ценностного отноше-ния к медиаобразованию в целом, а также определяе-мый ими уровень мастерства по реализации медиаоб-разования школьников в педагогическом процессе» [4.C. 10].Н.Б. Кириллова определяет конечной целью медиа-образования формирование медиакультуры личности,т.е. «способности к активному, осмысленному усвое-нию медийного содержания, основанному на знаниях осущности, специфике и целях массовых коммуника-ций» [5. C. 40].Р. Кьюби использует термины «медиакомпетент-ность/медиаграмотность» (media competence/medialiteracy) - способность использовать, анализировать,оценивать и передавать сообщения (messages) в раз-личных формах [6. C. 2].На наш взгляд, перечисленные понятия по своемузначению близки друг другу, поскольку определяютразвитие и компетентность личности в сфере медиаоб-разования, рассматриваются как цель медиаобразова-ния, но, в то же время не являются абсолютно тождест-венными, так как изначально имеют различные дефи-ниции, следовательно, представляют собой понятий-ные или идеографические синонимы.Президент профессиональной ассоциации медиапе-дагогов А.В. Федоров, резюмируя «широкий разбростерминов» в анализируемой области, утверждает, что«термин медиакомпетентность более точно определяетсуть имеющихся у индивида умений использовать,критически анализировать, оценивать и передаватьмедиатексты в различных видах, формах и жанрах,анализировать сложные процессы функционированиямедиа в социуме» [2. C. 22].Мы разделяем точку зрения А.В. Федорова. Исходяиз постулата, что основная цель конкретизируется вопределенных исторических условиях, мы считаем, чтоназрел вопрос о переосмыслении цели в медиаобразо-вании в контексте компетентностного подхода, направ-ленного, с одной стороны, на решение задач интегра-ции Российского образования в единое образователь-ное пространство, а с другой - на обновление самойорганизации образования. В связи с подключением кБолонской декларации на сегодняшний день «компе-тентность» является ключевым понятием в педагогиче-ской науке. Советом Европы определены ключевыекомпетентности, которые должны освоить выпускникиучебных заведений.В докладе Общественной палаты РФ «Образованиеи общество: готова ли Россия инвестировать в своебудущее» [12], в статье «Российское образование -2020: модель образования для инновационной эконо-мики» [13] понятие компетентности выступает в каче-стве центрального. Как видим, данный феномен приоб-рел особую значимость, является основой новой кон-цепции образования. Необходимо отметить, что компе-тентностный подход не подменяет собой утвердивший-ся в отечественной медиапедагогике личностно-деятельностный, а дополняет и обогащает идею эффек-тивного медиаобразования личности.Сказанное свидетельствует о том, что цель медиа-образования обусловлена информационными потреб-ностями общества и может быть обозначена как фор-мирование медиакомпетентности личности.Толковый словарь русского языка не дает опреде-ления медиакомпетентности как лингвистической еди-ницы. Компетентность определяется как знание, осве-домление, авторитет в какой-либо области. Посколькунами исследуется область медиаобразования, рассмот-рим сущность компетентности в контексте медиаобра-зования.В документах Совета Европы медиакомпетентностьпонимается как «критическое и вдумчивое отношениек медиа с целью воспитания ответственных граждан,способных высказать собственные суждения на основеполученной информации, что дает им возможностьиспользовать необходимую информацию, анализиро-вать ее, идентифицировать экономические, политиче-ские, социальные и/или культурные интересы, кото-рые с ней связаны, интерпретировать и создавать со-общения, выбирать наиболее подходящие для комму-никации медиа, а также позволяет людям осуществ-лять их право на свободу самовыражения и информа-цию, что не только способствует личному развитию,но также увеличивает социальное участие и интерак-тивность» [14]. Иными словами, данная компетент-ность заключается в способности критического мыш-ления, адекватном восприятии информации, составле-нии собственного суждения и личной позиции, защителичности от манипуляции со стороны средств массо-вой информации.В определении, данном К. Тайнер, медиакомпе-тентность предстает как «способность находить, оце-нивать и эффективно использовать информацию в лич-ной и профессиональной деятельностях» [7. C. 8]. Ав-тор отмечает необходимость в умениях осуществленияпоиска и сбора необходимых данных, что являетсяочень актуальным для века информационных техноло-гий с огромным неконтролируемым потоком сведений,что, в свою очередь, требует анализа и адекватногооценивания, т.е. критического мышления. В соответст-вии с предложенным исследованием личность рассмат-ривается как активный пользователь, умеющий рабо-тать с медиа и применяющий свои медиазнания и ме-диаумения во всех сферах деятельности, особенно впрофессиональной.А.В. Шариков выделяет медиакоммуникативнуюкомпетентность и определяет ее как «компетентностьв восприятии, создании и передаче сообщений по-средством технических и семиотических систем сучетом их ограничений, которая основана на критиче-ском мышлении, а также на способности к медиатизи-рованному диалогу с другими людьми» [1. C. 46]. Ис-следователь указывает на необходимость изученияпроблем формирования аудиовизуальной грамотностии критического мышления учащихся как «неотъемле-мой части медиакоммуникативных способностей» [1.C. 46]; он делает акцент на процесс восприятия, со-ставляющими которого являются анализ и понимание.Автор выделяет в качестве объектов медиакоммуни-кативной компетентности медиа, сообщение, семио-тические системы, ограничения и считает, что в ме-диаобразовательных курсах необходимо уделять го-раздо больше внимания семиотическим вопросам ивключать туда все три основные раздела классическойсемиотики, такие как прагматика, семантика, синтак-сис. Напомним, что семиотика (греч. Sēmiōtikē) - нау-ка о знаках и знаковых системах. Объект ограниченияА.В. Шариков трактует как изучение ограниченийинформационных средств, семиосистем и сообщенийв самых разнообразных аспектах - технических, се-миотических, психологических, социологических,социокультурных и др. Автор в данном определенииуказывает на способности к медиатизированномудиалогу с другими людьми, под которым понимаетдиалог, опосредованный медиа, и подчеркивает, чтотакой диалог не может сводиться к механической сум-ме «прием/передача» сообщений [1. C. 46].Большую роль в уточнении соответствующей тер-минологии сыграло определение, предложенноеА.В. Федоровым: медиакомпетентность личности -совокупность ее мотивов, знаний, умений, способно-стей, способствующих использованию, критическомуанализу, оценке и передаче медиатекстов в различныхвидах, формах и жанрах, анализу сложных процессовфункционирования медиа в социуме [2. C. 40]. Авторвыделяет следующие показатели медиакомпетентностиличности: мотивационный, информационный, методи-ческий, практико-операционный/деятельностный, креа-тивный. Он делает акцент на активную позицию лич-ности, которая способна анализировать, синтезироватьи давать собственную оценку полученной информации,обладает критическим и творческим мышлением, с чемнельзя не согласиться.По словам У. Шлудермана, медиакомпетентностьсодержит перечень способностей и умений, относящих-ся к медиа, которые должны включать в себя измерениязнаний, восприятия и (относительно активного) исполь-зования (массовой) медиа [15. C. 19]. Шлудерман, как ироссийские медиапедагоги, указывает на необходимостьактивизации медиакомпетентной личности по отноше-нию к средствам массовой коммуникации и наличиямедиазнаний и медиаумений.Немалое значение в русле нашего исследованияимеет позиция В. Вебер, который выделяет структурумедиакомпетентности, включающую в себя обязатель-ные медиаумения: «Во-первых, это обе формы дея-тельностно-ориентированного анализа медиа: 1) отбори использование того, что могут предложить медиа;2) разработка своего собственного медиапродукта. Во-вторых, в терминах содержания, обе формы включаютзнания и аналитические способности, связанные с:- креативными возможностями, на которых основа-ны различные виды медиа;- предусловиями для эффективного использованиямедиа;- экономическими, социальными, технически-ми, политическими условиями, которые связаны спроизводством и распространением медиапродук-тов» [16].В том же направлении мыслит медиапедагогС.Дж. Бэрэн, предлагая классификацию умений, необ-ходимых для медиакомпетентности личности:«...1)способность и готовность сделать усилие, что-бы воспринимать, понять содержание медиатекста иотфильтровывать "шум";2) понимание и уважение силы влияния медиатек-стов;3) способность различать эмоциональную и аргу-ментированную реакцию при восприятии, чтобы дей-ствовать соответственно;4) развитие компетентного предположения о содер-жании медиатекста;5) знание условностей жанров и способность опре-делять их синтез;6) способность размышлять о медиатекстах крити-чески, независимо от того, насколько влиятельны ихисточники;7) знание специфики языка различных медиа и спо-собность понимать их воздействия, независимо отсложности медиатекстов» [17. C. 57].Исходя из словарной статьи, слово «способность»определяется как «природное дарование, склонность кусвоению чего-нибудь, к занятиям чем-нибудь» [18.С. 514], а значит, не сводится к знаниям, умениям инавыкам, однако объясняет их приобретение, закрепле-ние и реализацию.Важными представляются выделенные Дж. Поттеромтри компонента медиакомпетентности: «Первый компо-нент - опыт. Чем больше у нас опыта контактов с медиа ис реальным миром, тем больше наш потенциал для разви-тия более высокого уровня… Второй компонент - актив-ное приложение умений в сфере медиа. Третий компо-нент - созревание/готовность к самообразованию» [8.C. 18]. Автор предлагает характеристики высокого и низ-кого уровней развития медиакомпетентности.Все сказанное позволяет заключить, что имеющиесяна сегодняшний день подходы к трактовке медиакомпе-тентности личности, рассматривая данный феномен сразличных позиций, имеют общую характеристику, от-ражающую суть понятия «медиакомпетентность».Речь идет о способности личности взаимодейство-вать с медиатизированной информацией, адекватно вос-принимать, критически оценивать, осуществлять поиск,передачу данных, а также о способности противостоятьманипулятивному влиянию СМИ. При этом медиаком-петентность как основная цель медиаобразования явля-ется средством познания окружающего мира, инстру-ментом получения знаний, способом самовыражения,реализации творческого потенциала.Определено, что содержание понятия «медиакомпе-тентность» тесно связано с такими принятыми в отече-ственном и зарубежном медиаобразовании понятиями,как СМК и СМИ. Рассматриваемый феномен имеетсвою специфику, заключающуюся в способности анали-зировать сложные процессы функционирования медиа всоциуме.На основании всех представленных положений, пози-ций, мнений мы формулируем собственное пониманиемедиакомпетентности личности, которое рассматриваемкак результат целенаправленного медиаобразования, какзначимое качество личности. Медиакомпетентность оп-ределяется нами как совокупность систематизированныхмедиазнаний, умений, эмоционально-ценностного отно-шения к медиа в целом.Не претендуя на исчерпывающий анализ вопросов,полноту их рассмотрения, мы в настоящей статье сделалипопытку показать, в русле каких подходов, направлений ит.д. осуществляется творческий поиск, представить сущ-ность систематизации и определить свое отношение кнекоторым дискуссионным моментам. Систематизацияимеет большое значение для нашего продвижения в ис-следовательском поле.
Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. М., 2000. 797 с.
Baran S.J. Introduction to Mass Communication. Boston; New York: McGraw Hill, 2002. 535 p.
Council of Europe, 2000. URL: http://www.ifap.ru/pr/2006/060914a.htm
Schludermann W. Media Maturity - The Pedagogic Return to Basics of Media Pedagogy // Educating for the Media and the Digital Age. Vienna, 1999. 345 p.
Вебер В. Портфолио медиаграмотности // Информатика и образование. 2002. № 1. URL: http://www.infojournal.ru/journal_arxiv/2002/
Кузьминов Я.И., Фрумин И.Д. Российское образование - 2020: модель образования для инновационной экономики // Вопросы образования. 2008. № 1. С. 32-64.
Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее? М.: Изд. Дом ГУ-ВШЭ, 2007. С. 5-102.
Media education. Paris: UNESCO, 1984. 93 р.
Психолого-педагогический словарь / Сост. В.А. Мижериков; Ред. П.И. Пидкасистый. Ростов: Феникс, 1998. С. 241.
Чичерина Н.В. Концепция формирования медиаграмотности у студентов языковых факультетов на основе иноязычных медиатекстов: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. СПб., 2008. 50 с.
Potter W.J. Media Literacy. Thousand Oaks. London: Sage Publication, 2001. 423 p.
Kubey R. Media Literacy in the Information Age. New Brunswick; London, 1997. 484p.
Tyner K. Literacy in a Digital World. Mahwah; New Jersey; London: Lawrence Erlbaum Associates Publishers, 1998.
Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Информация для всех, 2007. 616 c.
Жилавская И.В. Интерактивная (журналистская) модель медиаобразования // Медиаскоп. 2008. № 2. URL: http://mediascope.ru/node/229
Змановская Н.В. Формирование медиаобразованности будущих учителей: Дис. … канд. пед. наук. Иркутск, 2004. 152 с.
Кириллова Н.Б. От медиаобразования - к медиакультуре // Медиаобразование. 2005. № 5. С. 40-44.
Шариков А.В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. М.: НИИ СО и УК АПН СССР, 1990. 64 с.