Нейродинамические и психофизиологические особенности студентов, занимающихся структурированным танцем
Рассматриваются психофизиологические и нейродинамические аспекты функционального состояния студентов вуза, занимающихся структурированным танцем. Приводятся результаты педагогического эксперимента.
Neurodynamic and psychophysiological features of students engaged in structured dance.pdf В связи с усложнением и интенсификацией процессаобразования все более актуальной становится проблемасоответствия организации обучения и физического вос-питания возрастно-половым особенностям психическогои социального развития учащихся. Стабильная работо-способность и внимание во многом помогают студен-там эффективно овладевать знаниями. Повышенная на-пряженность оказывает на организм учащихся не толькофизическое, но и психическое воздействие. Согласномногочисленным исследованиям [1], девушки лучшесправляются с типовыми заданиями, опираясь на па-мять, используя штампы. У юношей лучше развита со-образительность, гибкость мышления. Нейродинамиче-ские показатели и психофизиологическое состояние яв-ляются первым и чувствительным индикатором измене-ний, происходящих в организме, и существенно влияютна работу всех физиологических систем организма.Физическое воспитание в вузе способствует посте-пенному и последовательному укреплению здоровья,совершенствованию приспособительных механизмоворганизма, обеспечивающих социальную, биологиче-скую и психическую адаптацию и как следствие - по-вышению уровня физической работоспособности сту-дентов. Среди многообразия форм, средств и методовреализации физкультурно-спортивной деятельностивсе более прочное место занимают педагогическиетехнологии личностно-ориентированной направленно-сти [2]. Наряду с традиционными вариантами техноло-гий с использованием стандартных популярных видовспорта стоит выделить систему занятий структуриро-ванным танцем [3].Цель исследования - выявить нейродинамические ипсихофизиологические особенности студентов в усло-виях традиционного (ОФП) и экспериментального (наоснове занятий структурированным танцем) режимовобучения.Методы и организация исследования. С сентября2008 г. по май 2010 г. на кафедре физического воспи-тания и спорта Томского государственного универси-тета был проведен педагогический эксперимент - тра-диционные занятия по общефизической подготовке угруппы студентов были заменены занятиями структу-рированным танцем. В исследовании принимали уча-стие 104 студента в возрасте 19-20 лет факультета ин-форматики и факультета иностранных языков. Экспе-риментальную группу (ЭГ) составили 56 студентов,занимающихся по программе технологии структуриро-ванного танца. Контрольную группу (КГ) - 48 студен-тов, занимающихся по программам общей физическойподготовки. Учебно-тренировочные занятия проводи-лись дважды в неделю.Для определения психофизиологического статусаиспользовались:- объем механической памяти (запоминание чисел);- объем смысловой памяти (запоминание связанныхпо смыслу слов);- объем внимания (запоминание и воспроизведениеместоположения знаков);- переключение внимания (по таблице Шульте);- тест САН (субъективная оценка самочувствия, ак-тивности и настроения);- тест Т. Элерса (мотивация к избеганию неудач,защите);- опросник Баса-Дарки (диагностика состояния аг-рессии).Исследование нейродинамических показателей про-водилось с помощью программного комплекса «Экспе-риментальные исследования в психологии» [4]:- простая сенсомоторная реакция (ПСР) на световойи звуковой раздражители, на слабый и на сильный сиг-налы, проводилась в режиме определения реакции пра-вой руки на каждый сигнал с регистрацией среднегозначения латентного периода ПЗМР при предъявленииоднородных раздражителей, а также простой сенсомо-торной реакции на движущийся объект и другие стати-ческие характеристики вариационного ряда;- сложная зрительно-моторная реакция (ССР) пред-ставляет собой реакцию выбора из трех световых сиг-налов, процесса идентификации сигнала, а также про-цесса пространственной координации;- определение реакции на движущийся объект(РДО) и тест отмеривания времени (ТОВ);- определение устойчивости внимания и способно-сти к его концентрации (Проба Бурдона);- изучение силы нервных процессов проводилось сиспользованием Теппинг-теста в программном и тра-диционном вариантах [5]. Для оценки силы нервныхпроцессов использовался показатель динамическойработоспособности (ПДР), который позволяет оценитьсилу нервных процессов. Чем больше величина показа-теля, тем слабее нервные процессы.Определение психофизиологического состояния ор-ганизма проводили дважды (в начале и в конце учебно-го года). Тестирование субъективной оценки самочув-ствия, активности и настроения проводили до и послезанятий физической культурой. Тестирование дляоценки нейродинамических показателей проводилосьв течение контрольного периода. Все количественные икачественные показатели, полученные в ходе экспери-мента, подвергали статистической обработке. Резуль-таты исследования обрабатывали с использованиемпакета прикладных программ «EXCEL» и «STATISTICA6.0». Для сравнения полученных показателей междузависимыми выборками применяли непараметрическийкритерий Вилкоксона, между независимыми выборка-ми - непараметрический критерий Манна-Уитни, застатистически значимое различие принимали значениер
Ключевые слова
functional condition,
psychophysiological status,
neurodynamic features,
функциональное состояние,
психофизиологический статус,
нейродинамические показателиАвторы
Якунина Елена Николаевна | Томский государственный университет | ведущий программист факультета информатики, преподаватель Центра физической культуры и спорта | dc@inet.tsu.ru |
Дьякова Елена Юрьевна | Томский государственный университет | кандидат медицинских наук, доцент, преподаватель кафедры спортивно-оздоровительного туризма, спортивной физиологии и медицины факультета физической культуры | ffk@mail.tsu.ru |
Капилевич Леонид Владимирович | Томский государственный университет | профессор, доктор медицинских наук, зав. кафедрой спортивно-оздоровительноготуризма, спортивной физиологии и медицины факультета физической культуры | kapil@yandex.ru |
Всего: 3
Ссылки
Методика экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Е.П. Ильина (Теппинг-тест) // Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учеб. пособие / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара, 2001. С. 528-530.
Шилько В.Г. Физическое воспитание студентов с использованием личностно-ориентированного содержания технологий избранных видов спорта: Учеб. пособие. Томск: Томский государственный университет, 2005. 176 с.
Якунина Е.Н., Кабачкова А.В. Структурированный танец в практике физического воспитания студентов // Вестник ТГУ. 2010. № 334. С. 157-159.
Мирошников С.А., Филиппова М.Г., Чернов Р.В. Методические материалы к программному обеспечению «Экспериментальные исследования в психологии». СПб.: СПбГУ, 2009. 37 c.
Пирумова И.В. Морфофункциональные и психофизиологические особенности подростков 12-15 лет в условиях традиционного и раздельного по полу обучения: Автореф. ... дис. канд. биол. наук. Челябинск, 2010.