Бельгия: кризис государства в сердце Европы
Рассматриваются причины кризиса бельгийского федерализма. Отсутствие компромисса между различными региональными партиями из-за электорального округа Брюссель-Хал-Вилворде стало причиной политического кризиса и камнем преткновения в бельгийской политике. Бельгийский федерализм не интегрировал языковые сообщества на основе единого национального союза. Ряд индикаторов свидетельствует о кризисе государства-нации и о том, что данная проблема заслуживает внимания со стороны исследователей для анализа перспектив развития европейского федерализма.
Belgium: crisis of a nation.pdf Истоки проблемы избирательного округа восходят кфламандскому движению и признанию фламандскогоязыка как официального. С момента образования бель-гийского государства французский язык стал не толькогосударственным, но прежде всего это был язык поли-тической элиты. Следует отметить, что вскоре (с1840 г.) зарождается фламандское национальное дви-жение. До 22 мая 1878 г. единственным официальнымязыком всей Бельгии был французский. В 1893 г. про-исходит расширение избирательных прав гражданмужского пола всей страны. 18 апреля 1898 г. про-изошла эмансипация политико-правового статуса фла-мандского языка, а 31 июля 1921 г. законодательнобыло установлено, что фламандский язык отныне явля-ется официальным языком во фламандских провинци-ях, а французский язык - в провинциях Валлонии и вдвуязычном Брюсселе. Это привело к тому, что Фланд-рия встала на путь регионализации, в основе котороголежал лингвистический принцип. Тем не менее вплотьдо 1947 г. языковая граница могла корректироваться порезультатам переписи населения, а 30% этническогоменьшинства получали определенные бельгийскиеязыковые льготы. В результате 14 округов «эволюцио-нировали» в сторону французского языка и лишь 1 ок-руг - в сторону фламандского.В 1962 г. министр внутренних дел Артур Жильсонпровел новую языковую границу. В свою очередь, ре-шение, принятое 8 ноября 1962 г., запретило корректи-ровки лингвистических границ, а 2 августа 1963 г. былаочерчена строгая граница Брюсселя, которая как бы«зажала» франкоязычный город внутри фламандскогорегиона.С момента создания страны провинция Брабантаразделена на три округа - Брюссель-Хал-Вилворде (Б-Х-В), Левен и Невель. Брюссель-Хал-Вилворде вклю-чает коммуны Брюсселя и 35 коммун фламандскогоБрабанта. Жильсон требовал раскола Брюссель-Хал-Вилворде по причине несовпадения языковых границ,однако франкофоны сохранили статус-кво, отказав-шись от раздела округа на Брюссель и Хал-Вилворде. Вэтом решении франкофоны увидели некоторую ком-пенсацию за окружение столичного округа 19 комму-нами. Под давлением фламандцев вопрос о языке вбельгийских переписях был запрещён [1].Это поставило франкофонов периферии в затрудни-тельное положение. Дело в том, что за последние пол-века процесс субурбанизации Брюсселя привёл к тому,что франкофоны ныне преобладают во многих приго-родах столицы, но не имеют права пользоваться однимиз двух официальных языков страны в полном объёме(в льготных регионах) или там, где эти льготы не пре-дусмотрены [2. С. 291]. Попытки «прорубить» так на-зываемый брюссельский коридор в сторону франкоя-зычной Валлонии пока не увенчались успехом. Целыйряд муниципалитетов, примыкающих к столице и свя-занных с ней в настоящее время культурно и экономи-чески, но являющихся административно-террито-риальной частью Фландрии, одного из трёх (наряду сВаллонией и самим Брюсселем) регионов Бельгии, об-разовал брюссельскую периферию.По состоянию на 1947 г. более 50% населения19 городских коммун столичного округа были франко-фонами, которые в 1963 г. составили современныйофициально двуязычный Брюссель. Кроме этого, в1932 г. в двух пригородных муниципалитетах доляфранкофонов превысила 30%. Однако в одном из них,Синт-Стевенс-Волюве, ныне часть муниципалитетаЗавентем, она упала ниже 30% по сравнению с 1921 г.,а потому право использовать французский язык он ут-ратил. Тем не менее уже в 1947 г. количество 30%-хпригородов вновь возросло до шести: Веммель, Краай-нем, Везембеек-Оппем, Линкебеек, Дрогенбос и Род-Сен-Женез. После проведения жёсткой языковой гра-ницы, они также стали официально нидерландоязыч-ными, но их франкоязычное население получило опре-делённые языковые льготы. По мере заселения центрастолицы мигрантами начинается отток франкофонов вболее «зелёные» пригороды столицы. «Льготные» ре-гионы составляют только треть (6/18) от общего числаприграничных Брюсселю районов во фламандской пе-риферии [3]. Они наиболее привлекательны для приез-жающих франкофонов в языковом плане, хотя их пло-щадь невелика, и в последнее время доля франкоязыч-ных растёт повсеместно на периферии.В результате установления языковой границы обра-зовалось 25 территориально-административных единицБельгии с особым языковым режимом, аналога которыхв мире не существует. Существуют льготно-французские регионы, льготно-фламандские и льготно-немецкие. Сам термин «льготы», «поблажки» и «облег-чения» в законах не употребляется, он был введен позд-нее для описания прав населения данных регионов [4]:- к примеру, франкофоны, живущие в данных му-ниципалитетах, наделенных подобными льготами,имеют право отправлять своих детей во франкоязыч-ные детские сады и начальные школы, полностью фи-нансируемые Фламандским сообществом. Среднее ивысшее образование, однако, доступно в них лишь нафламандском языке и наоборот;- вся публичная информация для населения в этихобщинах должна предоставляться как на фламандском,так и на французском языках. Франкоязычные имеютправо получать ряд официальных документов на фран-цузском языке или требовать их бесплатного перевода.Фламандские власти некоторых из них сейчас требуютзапроса на перевод для каждого подобного обращения,что вызывает негодование франкофонов. Дело в том,что многие фламандцы считают, что данные льготыбыли введены в 1960-х гг. с целью интеграции франко-фонов в нидерландоязычное общество, а потому онибыли задуманы как временные. Франкофоны же кате-горически против, воспринимая льготы как навечноданное им федеральное право, учитывая, что в некото-рых из них они уже давно составляют большинство.Именно по этой причине компромисс 1960-х гг. началпостепенно рушиться.Регионы с особым языковым режимом: Дрогенбос,Краайнем, Линкебеек, Род-Сен-Женез и Везембеек-Оппем.Регионы без льгот: Беерсель, Дилбеек, Гримберген,Хоеиларт, Мейсе, Оверийсе, Лееув-Сен-Пьер, Терву-рен, Вилворде и Завентем.Брюссель-Хал-Вилворде - избирательный округ вкоролевстве Бельгия, который включает столицу стра-ны г. Брюссель (официально двуязычный) и западнуючасть Фламандского Брабанта в регионе Фландрия.Единственный официальный язык Фландрии - нидер-ландский. Фламандские политические партии рассмат-ривают Б-Х-В как своего рода анахронизм, посколькуон позволяет франкофонам брюссельской периферииголосовать за франкоязычные политических партии какв самом Брюсселе, так и за его пределами. Наличиефранкоязычного меньшинства во Фландрии официаль-ным фламандским правительством не признаётся после1962 г., несмотря на то что франкофоны составляютзначительную, а иногда и подавляющую долю населе-ния ряда пригородных муниципалитетов. Голосуя засвои партии, в первую очередь за Союз франкофоновФландрии (UF), франкофоны часто в состоянии сфор-мировать франкоязычные горсоветы, которые затемизбирают франкоязычных мэров, несмотря на запрет наиспользование французского языка в администрации.Союз франкофонов Фландрии - список четырёхфранкоязычных партий, выступающих единым блокомна провинциальных и региональных выборах в мест-ные органы власти провинции Фламандский Брабант,особенно в округе Б-Х-В, в меньшей степени в избира-тельный округе Лёвена. Особенность деятельностипартии в том, что существование франкоязычногоменьшинства после 1963 г., когда произошла фиксациябельгийской языковой границы, не признаётся офици-альными фламандскими властями. Поскольку вопрос ородном языке был исключён из бельгийских переписейпосле 1947 г., именно выборы в местные органы властипомогают определить (хотя бы частично) долю франко-фонов в периферийных муниципалитетах. Наибольшейпопулярностью Союз франкофонов пользуется в6 периферийных муниципалитетах с так называемымиязыковыми послаблениями, в которых доля франкофо-нов ныне достигает 60-85%. В регионах периферии безязыковых льгот он набирает от 5 до 20% голосов изби-рателей. Взгляды партии либеральны, с левым уклоном.Фламандцы требуют роспуска Б-Х-В, что, по ихмнению, поможет Фламандскому Брабанту сохранитьтерриториальную и лингвистическую целостностьФландрии и даст стимул франкофонам перейти нафламандский язык. Большинство франкоязычных со-гласно пойти на роспуск Б-Х-В только в обмен на тер-риториальное расширение Брюсселя за счёт присоеди-нения к нему 6 льготно-французских муниципалитетов,имеющих франкоязычное большинство (60-85%), илисоздания территориальной связи с Валлонией, так на-зываемый коридор Брюссель - Валлония. Идея «брюс-сельского коридора» была предложена в 2008 г. в пе-риод правительственного кризиса. Согласно схеме ко-ридора его предлагали «выкроить» из территориильготно-франко-язычного F0-Сен-Женез. По плану в длину он будет иметь 2,5 км и око-ло 0,5 км в ширину и пройдёт между Брюссельскимрайоном Уккль и Ватерлоо в Валлонии, передав узкуюполосу Суаньского леса от фламандцев к франкофо-нам. В обмен на создание коридора, франкофоны со-гласны распустить смешанный избирательный округБрюссель-Халле-Вилворде, которым уже многие деся-тилетия недовольны фламандцы.Комиссия под председательством Жана-Люка Де-гаена, созданная в конце 2009 г. по распоряжению ко-роля Альбера для определения судьбы Б-Х-В, предло-жила франкофонам и фламандцам принять следующиепункты в качестве основы решения проблемы электо-рального округа [5]:1. Ревизия Конституции Бельгии - ограничение ро-ли королевской власти в подписании законов и декре-тов.2. Лингвистические законы в Брюсселе: необходимосделать более гибкими лингвистические требования встолице и принять принцип двуязычия на государст-венной службе.3. Пакет государственных реформ в области эконо-мики, сельского хозяйства и транспорта.4. Рефинансирование Брюсселя. Данный вопросподнимали в 1989 г. валлонские социалисты, которыесчитают принятие нового закона о финансированиистолицы важнее споров о судьбе избирательного окру-га [6].5. Разделение судебного округа Брюссель-Хал-Вилворде.6. Разделение электорального округа Брюссель-Хал-Вилворде с предоставлением франкофонам на льготнойязыковой территории Фландрии [7].Фламандцы в ответ на предложенные меры по дос-тижению компромисса в реформировании электораль-ного округа не верили в их осуществимость и, как все-гда, остались недовольными [8]. Популистски настро-енные защитники окружающей среды из партии Ecoloтак же выступили с критикой Дегаена и поддержалифламандские партии, высказавшись за разделение окру-га [9]. Другие франкофонные партии считают, что пакетпредложений Дегаена содержит слишком много уступокдля фламандцев и не является компромиссным вариан-том для франкофонов [10]. Мнения партий так же разо-шлись в вопросе участия сторон в переговорах [11].Таким образом, электоральный округ Б-Х-В напротяжении 50 лет является причиной политическогокризиса в стране, а значит, неопределенности будуще-го государства [12]. Раскол Б-Х-В означает, что фран-коговорящие во Фламандском Брабанте не смогутбольше голосовать за франкоговорящие списки.Брюссель-Хал-Вилворде называют аномалией по от-ношению к конституционной организации бельгий-ского государства в языковых регионах и не прини-мают в расчет провинциальные и региональные гра-ницы. В расколе округа выделяют и преимущества -создание благоприятного положения для обеих лин-гвистических групп и соответственно партий, за ис-ключением крайне правых [13].Поскольку стабильность правительства во многомзависит от формата партийной коалиции региональныхпартий, факт выхода из коалиции в большинстве слу-чаев приводит в тупик решение вопросов и переговор-ный процесс. Призывы демохристиан и социалистов кфламандским либералам не выходить из состава феде-ральной коалиции и переговорного процесса по рефор-мированию избирательного округа не увенчались успе-хом [14]. Так, фламандские либералы (VLD) вышли изпереговорного процесса по вопросу разделения изби-рательного округа, политически рассчитывая на то, чтов случае очередных выборов им удастся достичь элек-торального успеха, а значит, войти в состав коалици-онного правительства [15]. Эксперты считают, чтофламандские либералы на предстоящих выборах поте-ряют часть своего электората, которые, скорее всего,будут голосовать за правые партии в вопросе отстаива-ния региональных интересов [16].В итоге премьер-министр Ив Летерм в третий разподал прошение об отставке правительства КоролюАльберту II [17]. Правительственный кризис государ-ства в сердце Европы породил дискуссии о возможныхсценариях развития бельгийской модели федерализма[18]. Реанимация идей будущего регионов Бельгиивновь актуализировали дискуссии об интеграции Вал-лонии во Францию и независимости Фландрии [19, 20].Французский политолог Жак Аттали в кризисе бель-гийского федерализма альтернативным вариантом вслучае «политического развода» видит присоединениеВаллонии к Франции [21]. Однако «бархатный пере-ход» - сомнительный путь в достижении стабильностирегионов Бельгии [22. С. 877-894]. Лидер фламандскихнационалистов (N-VA) Барт Де Вевер призвал фла-мандские партии рассмотреть конфедеративную мо-дель как альтернативу современному кризису, в кото-рой социально-экономические компетенции возврати-лись бы к региональным властям [23].Обратим внимание на социологический опрос, про-веденный редакцией «Le soir» в сети интернет по во-просу правительственного кризиса и Б-Х-В. Общаявыборка составила 18 201 респондента, из которых44,5% считают, что кризис угрожает правам франко-фонов; 32,81% выступают за необходимость проведе-ния государственных реформ для преодоления кризисаи отмечают, что еще рано говорить о распаде государ-ства; 55,22% высказываются за то, что Король АльбертII должен был отклонить прошение об отставке ИваЛетерма [24].Решением вопроса могло бы стать проведение вы-боров, которые могут осложнить и без того сложныеотношения между фламандцами и франкоговорящимии парализовать функционирование федеративных ин-ститутов [25]. Дата выборов назначена на 13 июня2010 г. Методом жеребьевки были определены номераполитических партий в избирательном бюллетене [26].В выборах участвуют следующие политические партииБельгии [27]:Фландрия.Левый спектр: Groen (Зеленые), SP.A (социалисты),SPIRIT (националисты).Центр: CD&V (социал-демократы), N-VA (умерен-ные фламандские националисты).Правый спектр: VLD (фламандские либералы).Крайне правые: Vlaams Belang (консерваторы и на-ционалисты).Валлония.Левый спектр: Ecolo (защитники окружающей сре-ды), PS (социалисты).Центр: CDH (центр демократического гуманизма).Правый спектр: MR (либералы).Крайне правый спектр: FN (националисты).В знак протеста на отсутствие решения вопросаэлекторального округа муниципальные власти Хал иВилворде бойкотируют организацию выборов [28].Анализируя истоки современного кризиса, выделимпричины конфликта:- борьба фламандцев за лингвистическую эманси-пацию (1830-1963);- институционализация требований расширения ав-тономии регионов в экономической и культурной сфе-ре, встав на путь федерализации (1963-1995);- кризис федеративных институтов (с 1995 и до на-стоящего времени).В глазах многих наблюдателей Бельгия находится вфазе кризиса федерализма. Сохранение статус-кво можетпривести к федеральному тупику. Опасения радикализа-ции и поддержки независимости во Фландрии постепенноподталкивали франкофонов к изменению предметов со-вместного ведения и компетенции регионов и федерации.Ливин Де Винтер выделяет несколько причин нереали-стичности распада государства [29. С. 280-304]:1. В случае распада Фландрия должна будет усту-пить Брюссель, так как этническое большинство -франкофоны.2. Проблема разделения государственного долга.3. Страны ЕС, которые продвигают идею интегра-ции, вряд ли поддержат независимость Фландрии ираспад государства в самом сердце Европы.4. Потери от преобразования в новое фламандскоегосударство и сохранение части «Валлония - Брюс-сель» в бельгийской федерации было бы огромной по-терей для всех.При этом следует помнить, что Бельгия - одна изстран - основательниц ЕС. Её активное участие в про-цессах евроинтеграции базируется на идеологии феде-рализма и национальном консенсусе, приверженностькоторым публично никогда не ставилась под вопрос.Бельгия являет собой модель «плюралистического об-щества», которое, согласно определению, включает всебя значительные этнические группы, живущее в рам-ках единой социальной, экономической и политиче-ской системы, сохраняя при этом существенные куль-турные различия [30]. При этом одним из ключевыхфакторов бельгийской политики является прогресси-рующий фламандский национализм, которому проти-востоит сравнительно медленно набирающее силудвижение франкофонов - явление, имеющее глубин-ные истоки и сложную, комплексную природу.Таким образом, Бельгия превратилась в политиче-скую лабораторию европейского федерализма, реали-зовав на практике модель децентрализованного и «ре-гионализированного» государства, основанного напринципе этнического и лингвистического плюрализ-ма. Бельгийский опыт территориального реформирова-ния выглядел достаточно привлекательно и перспек-тивно, пока идея регионализма, подкрепленная идеоло-гией национализма, не поставила под сомнение самосуществование национального государства Бельгия.Малое «конфетное королевство» на перепутье истори-ческих и политических путей Европы лихорадит ужекоторый год, что вынуждает его в одиночку мучитьсянад «динамизацией» своего многострадального феде-рализма. Практически никто в Европе не верит, чтобельгийцы доспорятся до окончательного политиче-ского развода, учитывая, что большинство населенияФландрии и Валлонии идентифицируют себя с бель-гийцами и сохраняют уверенность в преодолении кри-зиса развития государства [31. С. 912-932].В то же время бельгийский «развод» по своему гео-политическому масштабу и символической значимостидля Евросоюза окажется самым настоящим «ударом вспину» единой Европе. На протяжении долгих летБельгия олицетворяла европейскую идею, а потомуразлом государства окажется крахом «федеративнойЕвропы», «Европы регионов» и всех прочих Европ -кроме Европы национальных государств [32. С. 175-194]. Опыт поиска компромисса в этническом разнооб-разии Бельгии и построения диалога в федеративномгосударстве является уроком для современных полиэт-ничных государств. Специфика эволюции этнорегио-нальных партий в ракурсе национальных противоречийв Бельгии оставляет открытым вопрос будущего на-циональных государств в системе европейских полити-ческих институтов в решении вопросов внутреннейполитики. В рамках современного бельгийского феде-ративного механизма, где все зависит от борющихся запередел власти и влияния региональных партий, конст-руктивного решения по избирательному округу Брюс-сель-Хал-Вилворде не найти. А это способно завести втупик весь бельгийский федерализм.
Ключевые слова
Бельгия,
федерализм,
региональные партии,
Belgium,
federalism,
Europe of regions,
regional partiesАвторы
Барсуков Александр Михайлович | Кемеровский государственный университет | аспирант кафедры политических наук, ассистент кафедры политических наук | amb2@inbox.ru |
Всего: 1
Ссылки
Bouillon Pierre. Le dossier BHV pour les nuls // Le soir. 26.10.2009.
Lieven De Winter, Pierre Baudewyns. Belgium: Towards the Breakdown of a Nation-State in the Heart of Europe? // Nationalism and ethnic politics. 2009. Vol. 15, is. 3-4.
Bouillon Pierre. Le dossier BHV pour les nuls // Le soir. 26.10.2009.
История Бельгии. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:История_Бельгии
Coppi David, Lamquin Veronique. BHV: le plan Dehaene en six points // Le soir. 20.04.2010.
Clerfayt: Picque «affaiblit» la position des francophones // Le soir. 15.04.2010.
Brussels-Halle-Vilvoorde electoral district agreement gradually takes shape // De Morgen. 21.04.2010.
BHV: ce qu'en pensent les editorialistes flamands // Le soir. 22.04.2010.
BHV: Ecolo exige des droits definitifs en peripherie // Le soir. 20.04.2010.
Delvaux Beatrice. La chute du gouvernement: irresponsable! // Le soir. 22.04.2010.
BHV: De Wever craint le pire, Vanhengel confiant // Le soir. 20.04.2010.
Lamquin Veronique. La meilleure saison pour regler BHV // Le soir. 16.04.2010.
B-H-V: une vision federaliste et une proposition de solution. URL: www.bplus.be
Le CD&V demande un delai, le PS appelle a la responsabilite // Le soir. 22.04.2010.
Government exit ups the tension for Open VLD // De Tijd. 23.04.2010.
Lefebvre Jean-Sebastien. Ce que revele la querelle entre francophones et neerlandophones // L'express. 27.04.2010.
Belgian PM offers to stand down. URL: http://news.bbc.co.uk/go/pr/fr/-/2/hi/europe/8637459.stm
La Belgique paralysee par la crise // Le soir. 22.04.2010.
Une Wallonie seule ne survivrait pas a la fin de la Belgique // Le soir. 26.04.2010.
Crise en Belgique: le «BHV», c'est quoi? URL: www.20minutes.fr/article/399925/Monde-Les-dates-cles-de-la-crise-politique-en-Belgique.php
Jacques Attali. La Wallonie francaise? // L'express. 11.09.2008.
Wilfried Swenden, Maarten Theo Jans. 'Will it stay or will it go?' Federalism and the sustainability of Belgium // West European Politics. 2006. Vol. 29, is. 5.
La N-VA appelle la Flandre a choisir le confederalisme // Le soir. 22.04.2010.
Gerard Alain BHV: «Le doute existentiel des francophones» // Le soir. 26.04.2010.
Le CD&V veut des elections debut juin // Le soir. 27.04.2010.
13 parties on national election ballot. URL: www.deredactie.be/cm/vrtnieuws.english/news/100512_poll_numbers
Antoine Jaillard Belgique: Les Flamands votent la partition de BHV // L'express. 8.11.2007.
Election 2010: It's a boycott! URL: www.deredactie.be/cm/vrtnieuws.english/news/100519_boycott
Lieven De Winter, Pierre Baudewyns. Belgium: Towards the Breakdown of a Nation-State in the Heart of Europe? // Nationalism and ethnic politics. 2009. Vol. 15, is. 3-4.
Herve Hasquin. «La nation belge n'existe pas» // L'express. 19.07.2001.
Jaak Billiet, Bart Maddens, Andre-Paul Frognier. Does Belgium (still) exist? Differences in political culture between Flemings and Walloons // West European Politics. 2006. Vol. 29, is. 5.
Погорельская С.В. Бельгия и Европа. Бельгийский федерализм - лаборатория европейского единства // Актуальные проблемы Европы. М.: ИНИОН, 2009. № 3.