Построение «сервисной» модели государства предусматривает ориентацию на потребителя государственных и муниципальных услуг. Это предопределяет проведение социологических исследований с целью выявления степени удовлетворенности населения указанными услугами. Показано, как неоднозначное толкование понятия «муниципальные услуги» порождает проблемные аспекты методики оценки удовлетворенности.
The notion of municipal service from the view of assessment of population satisfaction with the performanceof local government bodies.pdf Современные инновационные процессы в государ-ственном и муниципальном управлении во многомориентированы на построение «сервисной» моделигосударства [1. С. 89] или, в другой формулировке,«новой модели администрации как службы гарантиро-ванного сервиса» [2. С. 133].Государство, согласно «сервисной» модели, высту-пает институтом, предоставляющим качественные услу-ги гражданам - пользователям этих услуг. Гражданинстановится для государства клиентом, который как на-логоплательщик вправе требовать от государства повы-шения эффективности его деятельности [1. С. 89]. Приэтом главным мерилом эффективности власти выступаеткачество публичных услуг, последнее понимается какстепень удовлетворения потребностей каждого гражда-нина в отдельности и общества в целом [3. С. 67].В модели «сервисного» государства логично рас-пространение концепции TQM - Total Quality Management(Всеобщее управление качеством) на сферу ока-зания государственных и муниципальных услуг. Соот-ветственно в практику государственного и муници-пального управления внедряются такие принципы ме-неджмента качества, как ориентация на потребителя,процессный подход, принятие решения на основе фак-тов [3. С. 68].Ориентация на потребителя услуг власти прослежи-вается в концепции административной реформы в Рос-сийской Федерации. Реализация мероприятий реформыдолжна «повысить качество государственных услуг,…сориентировать деятельность органов исполнитель-ной власти на интересы пользователей» (раздел III) [4].Идеология и мероприятия административной реформыраспространяются и на муниципальный уровень, соот-ветственно, в концепции реформы упоминаются муни-ципальные услуги, предоставляемые органами местно-го самоуправления (раздел II) [4].Ориентация на мнение потребителей предусматри-вает выявление их оценок качества публичных услуг.Социологические исследования, направленные на это,предопределены Указом Президента РФ от 28 апреля2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельностиорганов местного самоуправления городских округов имуниципальных районов» и распоряжением Прави-тельства РФ от 11 сентября 2008 г. № 1313-р [5]. Со-гласно этим документам с помощью социологическогоопроса населения городского округа (муниципальногорайона) необходимо выявить степень удовлетворенно-сти населения:- медицинской помощью;- качеством общего образования;- качеством дошкольного образования;- качеством дополнительного образования детей;- качеством предоставляемых услуг в сфере куль-туры (качеством культурного обслуживания);- деятельностью органов местного самоуправлениягородского округа (муниципального района);- информационной открытостью органов местногосамоуправления городского округа (муниципальногорайона).В этот перечень социологических показателейвключены те, которые соответствуют наиболее массо-вым и значимым для населения услугам.Для того чтобы четко определить объект социоло-гического исследования, обратимся к содержанию по-нятия «муниципальные услуги». Определений муници-пальной услуги в специальной литературе немного.В частности, авторы учебного пособия для преподава-телей «Муниципальное управление», изданного Ака-демией народного хозяйства при Правительстве РФ,определяют муниципальные услуги как «услуги, орга-низация оказания которых в муниципальном образова-нии осуществляется органами местного самоуправле-ния» [6. С. 157]. Собственно, то, что муниципальныеуслуги организуются муниципальной властью, явству-ет уже из термина, поэтому такое определение напоми-нает логическую ошибку «порочный круг», свойствен-ную многим определениям.В настоящей публикации предлагается такое оп-ределение, которое раскрывает содержание деятель-ности по оказанию услуг: муниципальная услуга -это действие по удовлетворению потребностей насе-ления муниципального образования в обеспечениижизнедеятельности, производимое в рамках компе-тенции соответствующего органа местного само-управления. В этом определении представляетсяважным подчеркивание ограничений в номенклатуремуниципальных услуг и способе деятельности по ихоказанию, налагаемых компетенцией органов МСУ.Ссылка на определенный круг полномочий харак-терна и для трактовки функций по оказанию госу-дарственных услуг, изложенной в Указе ПрезидентаРФ от 9 марта 2004 г. № 314 (в редакции от 25 де-кабря 2008 г.) «О системе и структуре федеральныхорганов исполнительной власти»: «Под функциямипо оказанию государственных услуг понимаетсяпредоставление федеральными органами исполни-тельной власти непосредственно или через подве-домственные им федеральные государственные уч-реждения либо иные организации безвозмездно илипо регулируемым органами государственной властиценам услуг гражданам и организациям в областиобразования, здравоохранения, социальной защитынаселения и в других областях, установленных феде-ральными законами» (п. 2, пп. «д») [7].Номенклатуру услуг представляется логичным свя-зать с кругом вопросов местного значения, решаемыхорганами МСУ, что закреплено в законе и иных допус-тимых законом актах. В Законе «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗустановлено, что вопросы местного значения - это во-просы непосредственного обеспечения жизнедеятель-ности населения муниципального образования, реше-ние которых осуществляется органами МСУ самостоя-тельно (ст. 2) [8]. Поэтому в определении, предлагае-мом в настоящей публикации, присутствует ссылка наудовлетворение потребностей именно в обеспечениижизнедеятельности. К муниципальным услугам можноотнести, исходя из перечня вопросов местного значе-ния, следующие действия:- организация электро-, тепло-, газо- и водоснабже-ния населения, водоотведения, снабжения населениятопливом;- содержание и строительство автомобильных до-рог, мостов и иных транспортных инженерных соору-жений;- обеспечение малоимущих граждан жилыми по-мещениями, организация строительства и содержаниямуниципального жилищного фонда;- организация транспортного обслуживания насе-ления;- организация библиотечного обслуживания насе-ления;- организация обустройства мест массового отдыханаселения;- организация сбора и вывоза бытовых отходов имусора;- организация освещения улиц и установки указате-лей;- расчет субсидий на оплату жилого помещения икоммунальных услуг и организация предоставлениясубсидий гражданам;- организация предоставления общедоступного ибесплатного начального общего, основного общего,среднего (полного) общего образования; организацияпредоставления дополнительного образования и обще-доступного бесплатного дошкольного образования;- организация оказания скорой медицинской помо-щи, первичной медико-санитарной помощи в амбула-торно-поликлинических и больничных учреждениях,медицинской помощи женщинам в период беременно-сти, во время и после родов;- создание условий для организации досуга и обес-печения жителей услугами организаций культуры;- многие другие виды деятельности, имеющие (каки вышеперечисленные) различия в зависимости от то-го, о каком уровне местного самоуправления идет речь:уровне поселений или уровне муниципальных рай-онов/городских округов (ст. 14-16) [8].Кроме того, в круг решаемых вопросов могут вхо-дить отдельные государственные полномочия (науровне муниципального района) или отдельные полно-мочия муниципального района, переданные органамМСУ поселений. Законом «Об общих принципах орга-низации местного самоуправления в РФ», кроме того,предусмотрено, что органы МСУ, помимо вопросовместного значения, вправе решать и иные вопросы, неотнесенные к компетенции органов МСУ других муни-ципальных образований, органов государственной вла-сти и не исключенные из их компетенции федеральны-ми законами и законами субъектов РФ (ст. 14-16). По-следнее обстоятельство проблематично в виду ограни-ченности собственных материальных и финансовыхресурсов муниципального образования.Важно выяснить, в чем именно заключается дейст-вие по удовлетворению потребностей населения, про-изводимое органом МСУ, для того чтобы корректноразвести функции местной власти по организации, на-пример медицинской помощи, и функции лечебногоучреждения. Органы местного самоуправления должныразработать и реализовать комплекс мероприятий, при-водящих к предоставлению услуг. «Под организациейпредлагается понимать комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий ираспорядительных действий по управлению отноше-ниями в соответствующей сфере деятельности, обеспе-чению скоординированной деятельности, направлен-ной на достижение заданного результата, цели» [6.С. 136]. Организация включает как минимум:- планирование;- анализ возможностей и способов достижения цели(муниципальный заказ, реализация программ, созданиеили развитие специальных организаций);- разработку мероприятий по реализации задач;- правовое регулирование;- заключение договоров;- координацию деятельности участников отношений;- контроль предоставления услуг;- обеспечение финансирования оказания данныхуслуг [6. С. 136-137].В перечне вопросов местного значения, приведен-ном в Законе № 131-ФЗ, используется также формули-ровка «обеспечение/создание условий». Авторы посо-бия «Муниципальное управление» предлагают считатьпод обеспечением условий «принятие мер, позволяю-щих достичь и (или) сохранить обстоятельства, обста-новку, необходимую для реализации чего-либо» [6.С. 138]. К кругу полномочий органов МСУ в данномслучае относят подготовку документации, выделениеземель, привлечение инвестиций, размещение муници-пального заказа, формирование инфраструктуры [6.С. 138-139]. Представляется, что эти виды деятельно-сти органов МСУ можно считать частными проявле-ниями заявленных выше: например, подготовка доку-ментов - часть правового регулирования, выделениеземель - вид мероприятий по реализации задач, разме-щение муниципального заказа - вариант финансирова-ния и т.п. Следовательно, давая оценку качеству муни-ципальных услуг, гражданин, по логике, должен оце-нить их планирование, обоснованность принятых мер,достаточность контроля. И, с другой стороны, органыМСУ, получая информацию о степени удовлетворен-ности населения качеством муниципальных услуг,должны принять решения по указанным аспектам.Представляется проблематичным, чтобы гражданинсмог дать адекватную оценку действиям местной вла-сти в таких рамках понимания организации предостав-ления услуг. Разумно предоставить населению правооценки конечного результата, в том числе процедурыполучения услуги, а органам власти - обязанность де-лать выводы и принимать меры по планированию, реа-лизации, координации и контролю. В этом смысле гра-жданин может быть не удовлетворен отсутствием уз-ких специалистов в поликлинике, но орган власти неимеет права взять на работу специалиста, а можетпредпринять меры по привлечению молодых кадров врайон, слиянию поликлиник в городе и т.д.Некоторые авторы подходят к определению содер-жания публичной услуги исходя из социальных функ-ций соответствующей сферы. Например, образованиевыполняет в обществе функции передачи образцовкультуры, базовых сведений, социализации и др. В та-кой логике исследователи также признают, что потре-бители образовательных услуг не являются экспертамив данной области, и, соответственно, исследователь-ская задача фокусируется на выборе наиболее общихкритериев [9. С. 195].В науке различают и публичные услуги разной ие-рархии. Так, З.Н. Ижаева [10], видит необходимостьразграничения понятий «удовлетворенность населениясистемой здравоохранения» и «удовлетворенность па-циентов медицинской помощью». В первом случае, помнению данного исследователя, оценивается в целомсистема здравоохранения, во втором случае пациенткак непосредственный участник процесса получениямедицинской помощи оценивает именно ее [10. С. 19].Здесь оценки первого рода характеризуют националь-ную систему организации услуг; предлагаем оставитьих без внимания при рассмотрении публичных услуг намуниципальном уровне.Наконец, существуют разные мнения о содержаниипонятия «публичные услуги» с точки зрения их обеспе-ченности бюджетным финансированием. Так, в Евро-пейских странах публичные услуги понимаются какбюджетные [2. С. 133]. В Указе Президента РФ от9 марта 2004 г. № 314 (в редакции от 25 декабря 2008 г.)«О системе и структуре федеральных органов исполни-тельной власти» говорится о предоставлении услуг без-возмездно или по регулируемым органами государст-венной власти ценам (п. 2, пп. «д») [7].И, наконец, исходя из того, что муниципалитет неограничен в выборе способов организации предоставле-ния услуг только муниципальными предприятиями иучреждениями, возможен доступ частных хозяйствую-щих субъектов к предоставлению муниципальных услуг[6. С. 537].Таким образом, муниципальные услуги уже не будутбюджетными и даже будут не всегда регулируемыми васпекте цены. Такая точка зрения на публичные услугимотивируется следующим образом: «…образовательныеуслуги могут предоставляться не только государствен-ными и муниципальными, но и частными организация-ми, а роль органов государственной власти и местногосамоуправления состоит в создании правовых и инсти-туциональных условий и в организации предоставлениятаких услуг» [9. С. 192-193].Фактически изучение оценки публичных услуг гра-жданами является начальным этапом технологии при-нятия управленческих решений. В научной и специ-альной литературе говорится о том, что мнение потре-бителей о качестве государственных/муниципальныхуслуг должно отражаться в разработке рекомендацийдля подотчетных ведомств [11. С. 25], в соответствую-щих действиях, влияющих на конечное количество исодержание услуг.Является важным такой вопрос: что последует засоциологическим исследованием? От этого зависит,какие сведения необходимо получить в результате опро-са. Вариантов дальнейшего развития событий авторунастоящей публикации видится несколько.Вариант первый: в ряде случаев результаты со-циологических опросов используются в практикеуправления и бюджетирования, ориентированных нарезультат (БОР). Так, например, в сфере образованияБОР практикуется в Канаде, Великобритании, Авст-ралии и Новой Зеландии. Цели, определяемые в сис-теме БОР, измеряются при помощи индикаторов ко-личественно (иногда качественно). Результаты изме-рений служат основанием для принятия решений офинансировании и для оценки эффективности фи-нансовых вложений [9. С. 188]. Оценить результа-тивность мер позволяет динамика показателей. Ис-ходя из этой логики, достаточно получить толькоцифры - процент граждан, удовлетворенных или неудовлетворенных услугой.Второй вариант - использование данных социоло-гических исследований для корректировки содержанияуслуг. В этом случае необходима не только количест-венная, но и качественная информация о мотивах тойили иной оценки.Таким образом, при оценке качества муниципаль-ных услуг в контексте реализации «сервисной» моделигосударства следует учитывать неоднозначность сле-дующих подходов:- гражданин воспринимается или как клиент, полу-чивший услугу, или как представитель населения в це-лом;- гражданин оценивает действия органа местногосамоуправления по реализации комплекса мероприя-тий, приводящих к предоставлению услуг, или конеч-ный результат;- отзываясь о конечном результате, гражданиноценивает или деятельность органа власти, или дея-тельность конкретного учреждения, предоставившегоуслугу;- гражданин оценивает услуги, предоставляемые:1) безвозмездно;2) по регулируемым органами власти ценам;3) по рыночным условиям;- ориентация на мнение граждан приводит или кпринятию решений о финансировании (в системе БОР),или к корректировке содержания услуги.Выбор той ли иной альтернативы влияет на методи-ку оценки удовлетворенности граждан публичнымиуслугами.
Стырин Е.М. Электронное правительство: стратегии формирования и развития: Дис. … канд. социол. наук. М., 2006. 163 c.
Дубровин Ю. Новые направления современных административных реформ в ведущих странах Европейского союза // Власть. 2009. № 1. С. 131-134.
Маслов Д.В. Модель САF для улучшения качества публичного менеджмента // Государственная служба. 2009. № 6. С. 67-69.
Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 гг.: распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р (с изм. от 9 февраля, 28 марта 2008 г., 10 марта 2009 г.) // Гарант: Справочная правовая система. Сет
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 г. № 1313-р // КонсультантПлюс: Справочная правовая система. Версия проф., сетевая. Электрон. дан. М., 2008. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
Муниципальное управление: Учеб. пособие для преподавателей. М.: АНХ, 2006. 688 c.
О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 (в ред. от 25 декабря 2008 г.) // КонсультантПлюс: Справочная правовая система. Версия проф., сетевая. Электрон. дан. М., 2008.
Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федер. закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ // КонсультантПлюс: Справочная правовая система. Версия проф., сетевая. Электрон. дан. М., 2003. Доступ из локальной сети Науч. б-к
Железов Б.В., Кудюкин П.М., Шувалова О.Р. Эффективность системы образования: взгляд потребителя образовательных услуг // Вопросы образования. 2009. № 2. С. 187-210.
Ижаева З.Н. Государственное регулирование здравоохранения в условиях социальных реформ: Автореф. дис. … канд. социол. наук. М., 2009. 23 с.
Гаталов Е. Проблемы современной административно-государственной реформы в России // Власть. 2009. № 3. С. 25-29.