Миф в классической древнегреческой цивилизации: факторы устойчивого существования и специфическая рольв культуре | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 343.

Миф в классической древнегреческой цивилизации: факторы устойчивого существования и специфическая рольв культуре

Рассматривается проблема сохранения роли мифа в культуре древнегреческой цивилизации классической эпохи. Специфическая значительная роль мифа связывается с наличием ряда особенностей, характерных для этой культуры.

Myth in classical Ancient Greek civilization: factors of stable existence and specific role in culture.pdf Миф справедливо считают неотъемлемой частью идаже главным организационным принципом архаиче-ской, первобытной культуры. В последнее время нема-ло пишется и о мифе в современном мире, справедливоговорится о тенденции ремифологизации, характернойкак для идеологически настроенной эпохи модернизма,так и для ситуации постмодерна, пронизанной инфор-мационными технологиями, одной из которых оказы-вается миф. Миф чаще всего анализируется как фено-мен доисторического и постисторического сознания.Именно в эти эпохи он играет доминирующую роль.Однако о роли мифа в культуре так называемого «осе-вого времени», о значении мифа в структуре мышленияклассических эпох и культур, начиная со времен ду-ховных взлетов древних цивилизаций и кончая евро-пейским Новым временем, говорится, как правило, го-раздо меньше. В историко-культурологической литера-туре продолжает присутствовать штамп, согласно ко-торому суть этих эпох как раз и состоит в демифологи-зации сознания - в переносе фокуса мировидения иценностной человеческой ориентации в сферу другихформ сознания - прежде всего философии, искусства,понимаемого теперь рафинированно эстетически, ирелигии, а позже и науки, которая, якобы согласно по-зитивистскому проекту, способна заменить собой всепрочие формы, заполнив своими данными все роковыепробелы миропонимания. Согласно этой идее миф пре-одолевается культурой в эти эпохи, в результате чегокак раз и формируется культура нового типа. Однако вДревней Греции складывается иная ситуация, и вопре-ки законам зарождающейся цивилизации миф как та-ковой (как живая форма миропонимания, не скованнаярелигиозной догматикой) продолжает сохранять своипозиции, проявляясь в наиболее важных для нее фор-мах культуры. Такая ситуация позволяет предположитьналичие у древнегреческой цивилизации сущностныхособенностей, которые позволяли мифу продолжатьиграть важную роль в греческой культуре эпохи циви-лизации. В связи с этим задачей данной статьи являетсявыявление особенностей древнегреческой цивилиза-ции, в связи с которыми можно понять особую ключе-вую роль мифа в ней.Часто исследователи обращают внимание на то, чтов культуре Древней Греции в VII-VI вв. до н.э. про-изошли радикальные изменения, результатом которых,в частности, стал отход от архаической мифологиче-ской модели миропонимания и мышления и переход кособой - уникальной и влиятельной в истории - формецивилизации. Между тем, при всей радикальности этихпреобразований, о природе (механизмах) которых нижетакже пойдет речь, миф сохранил свою жизненнуюсилу, хотя трансформировался и занял особую «нишу»в культуре. И именно этот аспект требует самого вни-мательного рассмотрения. Необходимо ответить какминимум на следующие проблемные вопросы: на-сколько высокой и влиятельной может быть роль мифав цивилизации классического типа, основные формыкоторой - искусство, наука, философия, религия - ужевыходят за рамки архаического мифологического соз-нания? Каковы условия, позволяющие мифу сохра-няться и модифицироваться в условиях цивилизацииклассического типа?Среди факторов сохранения жизнеспособности ми-фа и обретения им нового характера существования, накоторые мы обратим внимание, выступают особенно-сти древнегреческой цивилизации - специфическийкосмизм, доминирующий в восприятии окружающейреальности, порождающий характерную эстетизациюбытия, но имеющий, без сомнения, и мифологическуюподоплеку; роль религии в культуре Древней Греции,ее особенности, повлиявшие на характер и значениемифологии в культуре; наличие полиса - особой фор-мы государственного и социального образования, вомногом представляющего собой общину и в связи сэтим имевшего особое общинное сознание; и, наконец,дуализм древнегреческой культуры, проистекающий издвух начал, ее создающих, - «аполлонического» и«дионисического», за которыми кроются не только ро-мантические трактовки динамики культуры, но реаль-ные смысловые полюса античного греческого мира.Греческая цивилизация, по мнению Ф. Ницше, воз-никла в ходе борьбы двух начал, которые в равной сте-пени оказывали влияние на ее культуру. Он считал, чтопротивоположными первоначалами древнегреческойцивилизации являются аполлоническое и дионисиче-ское: «…дионисическое и аполлоническое начала вовсе новых и новых последовательных порождениях,взаимно побуждая друг друга, властвовали над эллин-ством…» [1. С. 71]. Результатом их взаимодействия, поНицше, явилось рождение греческой цивилизации.Реальный мир, по мысли Ф. Ницше, слишком суро-вый для человека, украшался грезами Аполлона, пре-красной иллюзией, дарящей покой. Кроме того, с Апол-лоном - Мусагетом - связано и все человеческое твор-чество, все дневное миросозидание. Функция аполлони-ческого начала - обеспечить саму возможность челове-ческого существования: «…красота одерживает победунад присущим жизни страданием...» [1. С. 121]. Диони-сическое начало позволяло человеку слиться с приро-дой, почувствовать единство всего сущего, но это про-исходило посредством погружения в истинную реаль-ность, полную ужаса, боли и страдания.Два начала ощущаются как противоречивые и в тоже время неизбежно соприсутствующие. Они не сво-димы друг к другу и именно поэтому требуют мифоло-гического опосредования. Миф, выступая в роли смы-слового медиатора, позволяет гармонично существо-вать тому и другому - «аполлоническому» и «диониси-ческому» - началу в одном и том же сознании.Мифология, возникшая в архаическую эпоху, по-служила основанием для последующих размышленийгреческих философов о Космосе как упорядоченной,гармонично устроенной Вселенной, каждый элементкоторой согласован с остальными и по-своему прекра-сен; даже грозные, необузданные силы природы пони-мались сквозь призму эстетического восприятия.Именно космизм породил особенное, эстетическое ви-дение мира древними греками, эстетизацию бытия вцелом, что способствовало сохранению значительнойроли мифа в культуре Древней Греции, поскольку онвыступал в качестве источника осмысления первоздан-ной гармонии и совершенного взаимодействия частейуниверсума. При этом именно гармония (эстетическоесогласование многого) требовала мифа, она никак неукладывалась в рациональную дедукцию, способнуювывести мир и человека из единого первоначала и све-сти его смысл к чему-то одному, рационально опреде-лимому и однозначно нацеливающему. Миф - болееобъемное, образно-метафорическое, поэтическое ми-ропонимание в сравнении с «плоской» рациональнойкартиной мира.Красота была смысловым истоком мифотворчества.Восхищаясь и наслаждаясь красотой природы, грекиодушевляли ее, плодя многочисленные образы богов идухов. В своих божествах «...греки ценили… преждевсего их сверхчеловеческое могущество, неизменносопутствующее им счастье и красоту… Божественнаяхаризма понималась ими скорее эстетически, чем эти-чески» [2. С. 128]. Владеющие красотой боги считалисьспособными наделять ею своих любимцев: «Красотавообще всегда считалась у греков даром богов. В нейвидели знак избранничества, "божественной благода-ти" (харизмы), которым боги отмечали людей, пользо-вавшихся их особой благосклонностью, тем самымприближая их к себе» [3. С. 265].Впоследствии именно из представлений о божест-венной красоте и силе зарождается понятие калокага-тии - одно из ключевых в греческой культуре. Перво-начально под понятием «ƒƒƒὸς ƒƒὶ ἀƒƒƒός» понималсячеловек, наделенный различными физическими досто-инствами: красотой, силой, здоровьем. Однако посте-пенно «... логический акцент в понятии калокагатии всеболее смещался, переходя с чисто внешних, физиче-ских достоинств человеческой личности на её нравст-венные, духовные и душевные качества» [3. С. 268];формируется образ человека как микрокосма, гармо-нично развитой личности, причем «именно красотабыла тем общим стержнем, на который нанизывалсявесь сложный комплекс мыслей и чувств, охваченныхпонятием калокагатии» [3. С. 268-269]. В результатепонятие калокагатии оказалось связано с гармонией -основным законом, управляющим Вселенной.Таким образом, эстетическое видение мира и лю-бовь древних греков к красоте, породившие развитуюмифологию со множеством разнообразных образов исюжетов, позволили им впоследствии обратиться к по-иску прекрасного в человеке; и красота, воспринимав-шаяся первоначально как дар богов, постепенно стано-вится необходимым качеством культуры - идеаломчеловеческой личности и стержнем, объединяющимВселенную, в которой, помимо людей, находится местобогам, духам природы, душам умерших, т.е. мифоло-гической реальности.Еще одной особенностью древнегреческой цивили-зации является то, что в отличие от других цивилиза-ций Древнего мира в ней отсутствовала сильная рели-гия. Этому способствовал целый ряд взаимосвязанныхфакторов, среди которых - отсутствие специализиро-ванного жречества (за исключением оракулов), догма-тов и общегреческих священных книг, а также гипер-трофированная антропоморфность греческих богов.Как отмечал Ю.В. Андреев, «греческая религияпредставляла собой очень сложный конгломерат раз-нородных, иногда весьма несхожих между собой илидаже прямо противоположных по своей сути верованийи культов» [2. С. 127]. Подобная ситуация объясняласьтем, что каждый город имел собственных богов и геро-ев, которые считались его покровителями и защитни-ками, и делиться их покровительством с кем-то ещежителям не хотелось [4. С. 226]. Все это в значитель-ной степени затрудняло процесс создания общегрече-ской религии.Кроме того, многие исследователи греческой куль-туры отмечают отсутствие догматов в греческой рели-гии: «За время своего более чем десятивекового суще-ствования религиозная жизнь греков принимала самыеразличные формы, за исключением одной: она никогдане облекалась в догматическую форму» [5. С. 183]; атакже священных и богослужебных книг, использую-щихся по всей Греции. Богослужебные книги имелисьв каждом городе, однако «книги одного города не по-ходили на книги другого. У каждого города был свойсборник молитв и обрядов, хранившийся им в большомсекрете...» [4. С. 226].Несмотря на обилие культов различных богов и ге-роев, в честь которых строилось множество храмов, вГреции не сложилось влиятельного жреческого сосло-вия. Это объясняется тем, что жрецом мог стать любойгражданин города, если его выбирали другие члены об-щины на народном собрании [6. С. 333-334], т.е. жрече-ская должность была лишь одной из многих государст-венных должностей [4. С. 231]. И хотя существовалижреческие места, передающиеся по наследству (т.е.жрецов на эти места всегда выбирали из определенногосемейства), эти семьи не выделялись в отдельное сосло-вие, а лишь предоставляли людей на освобождавшийсявремя от времени жреческий пост [4. С. 230].Храм в греческой религии не выступал местом дляколлективных молений или собраний служителейкульта; он был домом божества, где находилось егоизображение, и основные обряды, проводившиеся внем, сводились к уходу за статуей божества (омовение,переоблачение и т.д.) [7. С. 201]. Таким образом, храмгреческого бога был в полном смысле его домом, а неместом поклонения верующих, некой сакральной тер-риторией, включением инобытия в обыденную реаль-ность. На это указывает в первую очередь то, что жерт-воприношения и другие обряды, проводимые с цельювступления в контакт с божеством, проводились околохрама, а не внутри него.Храм не объединяет верующих в единое сообщест-во, как это происходит, например, в христианстве; онскорее освещает мир вовне - мир людей и мир приро-ды, говоря людям о присутствии божества - позволяяосознавать это присутствие не только в непосредствен-ном молитвенном общении, но в плане мировоззренияв целом - в плане мифа, организующего чувство миракак чувство божественного.Отношение греков к богам также было специфиче-ским. Создав их образы на заре собственного сущест-вования, когда мир и силы природы представлялисьлюдям враждебными и опасными, греки наделили бо-гов могуществом и силой, но при этом и зловреднымнравом. Ни всезнанием, ни всемогуществом эти боже-ства не обладали: «На богов не смотрели как на бес-предельно всемогущих, стоявших выше всех человече-ских посягательств...» [4. С. 222]; к людям они чащевсего относились враждебно, а чтобы заслужить ихмилость, требовались жертвоприношения и соблюде-ние необходимых обрядов. Облик их был слишком ан-тропоморфен, боги были подвержены тем же страстям,что и люди: «…прогрессирующее очеловечивание бо-жественного составляет самую поразительную чертугреческой религии» [5. С. 184]. Позднейшие попыткипревратить грозных богов в милостивых и справедли-вых владык Вселенной не увенчались успехом, и дажев эллинистический период сквозь благообразие их об-разов прорывалась непредсказуемость природных сти-хий.Религия Древней Греции, уходя своими корнями вмифологию, не сливается ней, но и не порывает, являясьважным проявлением мифологического сознания,имевшим место в античной культуре. Древнегреческаярелигия представляет собой дополнение в виде обрядовк существующим мифологическим сюжетам и образамбогов и героев. Она так и не становится «полноценной»религией с развитой догматикой, священными книгами,влиятельным жреческим сословием, и оставляет откры-тым вопрос о посмертном существовании, что позволяетмифу сохранить ведущие позиции в сфере влияния насознание людей, поскольку он в состоянии дать ответына многие волнующие человека цивилизации вопросы, ив том числе - об участи человека после смерти.Основной формой государственно-общественнойорганизации Древней Греции является полис - город-государство [8. С. 9], созданное земледельцами-земле-владельцами, объединенными в гражданскую общину,отличительные черты которого также обеспечиваливедущую роль мифа в культуре древнегреческой циви-лизации.По мнению исследователей, полис выступал в каче-стве структурообразующего элемента древнегреческойцивилизации [9. С. 9]. Он представлял собой общинуграждан, «противостоящую не только другим, подоб-ным же общинам, но, в рамках своего города-государства, также и остальным неполноправным иливовсе бесправным группам населения, переселенцам издругих городов и ввезенным из-за границы рабам. Объ-единяя в общину привилегированное свободное насе-ление данной области, полис был, таким образом, фор-мой организации античного рабовладельческого обще-ства, но формой, так сказать, патриархальной» [8. С. 9-10]. При этом «на всем протяжении античной историиосновной экономической и социальной единицей внут-ри полиса был ƒίƒƒς (домохозяйство)» [9. С. 19] - кре-стьянское хозяйство, которое, особенно на ранних эта-пах развития общества, имело тенденцию к хозяйст-венной замкнутости и экономической самодостаточно-сти - автаркии, являющейся одной из основных чертойкоса [9. С. 23]. Таким образом, «полис в целом вы-ступал в качестве определенного единства суммы от-дельных крестьянских домохозяйств - ойкосов» [9.С. 23]. Крестьянская среда всегда предельно консерва-тивна, поэтому не случайно, что одной из основныхценностей полисной жизни являлась традиция; сущест-вовало стремление к сохранению всего старого, осве-щенного временем [9. С. 29].В качестве объединяющей силы полиса выступалине только граждане и их ойкосы, но и полисная рели-гия, объекты поклонения которой различались в зави-симости от государства: «...весь олимпийский пантеонбыл поделен между греческими полисами. Каждыйполис стремился обзавестись своим особым божест-вом-покровителем, иногда двумя или тремя такимибожествами. Бог-покровитель включался в микрокосмполиса и в качестве его защитника и предстоятеля-простата становился важнейшей неотъемлемой частьюего гражданской общины» [2. С. 129]. В честь богов-покровителей устраивались всенародные празднества(например, Панафинеи в Афинах), участие в которыхбыло важнейшим средством социального самоопреде-ления - принадлежности к конкретному полису [2.С. 130]. При этом при исполнении ритуалов, посвя-щенных полисным богам, важны были не внутренниеубеждения граждан (допускалось даже неверие), а тща-тельное исполнение обрядов; неисполнение же ритуа-лов или демонстрация непочтительного отношения кбогам-покровителям полиса являлись антисоциальны-ми актами и сурово карались [7. С. 157]. Частью рели-гиозной жизни полиса были и театральные состязания,приуроченные к празднествам в честь бога Диониса,которые, возникнув первоначально как ритуалы - час-ти божественной драмы, постепенно превратились всредство разрешения экзистенциальных противоречий,поскольку их сюжеты затрагивали такие вопросы, каквзаимоотношения богов и людей, роль Судьбы в жизничеловека. Иллюстрациями к конкретным мифологиче-ским событиям первоначально были и игры - спортив-ные состязания лучших атлетов Древней Греции. Так,Пифийские игры, проводимые в Дельфах, посвящалисьпобеде Аполлона над Пифоном и включали сначалатолько состязания поэтов-певцов в исполнении пеана -гимна в честь Аполлона; постепенно к этому добави-лись гимнастические и конные состязания, а также иг-ра на флейте [10. С. 25-27].Полис - греческий город-государство, представлялсобой закрытую, патриархальную, крестьянскую вбольшинстве своем общину, которая скреплялась со-вместным сельскохозяйственным трудом, поклонениемобщим божествам-покровителям, строгим исполнени-ем ритуалов и, конечно, общими мифами, которые впи-сывались в историю города. Будучи членом определен-ного полиса человек вынужден был знать мифы, в ко-торых была заключена жизненно важная для него ивсей общины граждан информация о характере и дея-ниях покровителей города, дарующих ему благополу-чие, а в случае необходимости - и защиту.Таким образом, полис создавал условия для особогоспособа бытования мифа в культуре, когда миф опира-ется уже не на родоплеменных богов, а на общинно-государственных божеств-покровителей, тесно связан-ных с жителями полиса и являющихся частью его об-щины. Миф - это своеобразный легендарно-мифологический вариант истории полиса, в которомсвязаны воедино судьбы людей и богов.Итак, характеризуя своеобразие присутствия мифа вкультуре классической Греции, можно отметить, что вотличие от остальных цивилизаций древности, в кото-рых в качестве культурной доминанты чаще всего вы-ступала религия, усиленная культом правителя, чтообеспечивало устойчивость ее влияния на культуру, вЭлладе миф сохранял ведущие позиции в культуре бла-годаря наличию у древнегреческой цивилизации спе-цифических черт:1) наличие двух противоборствующих начал (но са-ми эти начала - «аполлоническое» и «дионисиче-ское» - мифологичны), породивших ее, одно из кото-рых нуждалось в мифе для поддержания собственногосуществования и поиска решения проблем, возникаю-щих у человека эпохи цивилизации;2) эстетическое видение мира древними греками,которое гармонизировало человеческое существованиеи жизнь Космоса через понятия красоты и гармонии,несущее в себе продолжавшие пульсировать истокиживого мифотворчества;3) отсутствие сильной догматической религии, недающей ответа на вопрос о посмертном существова-нии, что позволяло мифу сохранять ведущие позиции всилу того, что он мог предоставить информацию ожизни в ином мире, представляя образы богов и датьнадежду на счастливую жизнь в нем или даже пообе-щать бессмертие, но не обязывая при этом к единст-венному спасительному ритуалу и единственно вернойдогматике;4) наличие города-государства - полиса, которыйпредставлял собой общину граждан, соединенную об-рядами, исполняемыми в честь общих богов и героев,соединенную мифом, - эти черты в значительной мерехарактерны и для архаического общества - эпохи, ко-гда жизнь общества регламентировалась мифом.Все эти особенности способствовали не только со-хранению ключевой роли мифа в Греции эпохи класси-ческой цивилизации, но и позволяли ему по-своемувеско отвечать на экзистенциальные вопросы, встаю-щие перед человеком и обществом, не отдавая всехсвоих смысловых преимуществ искусству, науке, фи-лософии и не передавая полностью своей связующейроли публично организованному сообществу. Грече-ская культура классической эпохи продолжала оста-ваться мифологической в своей глубинной основе, хотямиф при этом и изменился, и отчасти уступил местодругим формам сознания.

Ключевые слова

древнегреческая культура, миф, мифологическое сознание, ancient Greek culture, myth, mythological consciousness

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Диденко Ольга АнатольевнаТомский государственный педагогический университетстарший преподаватель кафедры отечественной истории и культурологии Института культурыdidenko.oa@list.ru
Всего: 1

Ссылки

Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Предисловие к Рихарду Вагнеру // Сочинения: В 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1990. 829 с.
Андреев Ю.В. Апология язычества или о религиозности древних греков // Вестник древней истории. 1998. № 1. С. 125-134.
Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии. СПб.: АЛЕТЕЙЯ, 1999. 401 с.
Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. СПб.: АЛЕТЕЙЯ, 1995. 470 с.
Боннар А. Греческая цивилизация. Т. I: От Илиады до Парфенона. М.: Искусство, 1992. 269 с.
Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М.: Высш. шк., 1988. 496 с.
Бюттен А.-М. Классическая Греция. М.: Вече, 2006. 384 с.
Фролов Э.Д. Греция в эпоху поздней классики. СПб.: Гуманитарная Академия, 2001. 602 с.
Античная Греция. Проблемы развития полиса. Т. 1: Становление и развитие полиса. М.: Наука, 1983. 423 с.
Селиванова Л.Л. Пифийские игры в Дельфах: дух и тело // Вестник Московского университета. Сер. 8. История. 1991. № 2. С. 24-32.
 Миф в классической древнегреческой цивилизации: факторы устойчивого существования и специфическая рольв культуре | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 343.

Миф в классической древнегреческой цивилизации: факторы устойчивого существования и специфическая рольв культуре | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 343.

Полнотекстовая версия