Подготовка научных и научно-педагогических кадров через целевую аспирантуру в Томском государственномуниверситете в 1960-1980-е гг. | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 343.

Подготовка научных и научно-педагогических кадров через целевую аспирантуру в Томском государственномуниверситете в 1960-1980-е гг.

Рассматривается подготовка кадров высшей квалификации для других вузов и научных учреждений страны через целевую аспирантуру в Томском государственном университете в 1960-1980-е гг. Отмечена важная роль, которую сыграл Томский госуниверситет в формировании коллективов вузов и научных учреждений Сибири и других регионов страны научными и научно-педагогическими кадрами.

Training of scientific and scientific-pedagogical personnel through intentional postgraduate studyin Tomsk State University in 1960-1980s.pdf Целевая аспирантура, введенная Минвузом СССР в1959 г., получила в 1960-1980-е гг. широкое распростра-нение в нашей стране. Согласно «Положению об аспи-рантуре» 1962 г. целевая аспирантура являлась формойподготовки научно-педагогических и научных кадров«для высших учебных заведений, научно-исследова-тельских учреждений, промышленных предприятий, сов-хозов, колхозов и других организаций, не имеющих воз-можности готовить научно-педагогические и научныекадры на месте» [1]. С введением целевой аспирантуры увузов Сибири, не имеющих собственной аспирантуры, нонуждающихся в научно-педагогических кадрах, появи-лась возможность за счет других учебных заведений го-товить для себя кадры высшей квалификации. В рассмат-риваемый период подготовка кадров путем целевой аспи-рантуры сосредоточилась при наиболее крупных вузахМосквы, Ленинграда, Ростова-на-Дону, Воронежа,Свердловска, Новосибирска и Томска [2. С. 194]. Целеваяаспирантура подразделялась на внутриведомственную,межведомственную (для вузов и научных учрежденийдругих министерств и ведомств СССР), внутриреспубли-канскую, межреспубликанскую (для вузов и научных ор-ганизаций союзных республик).План приема в целевую аспирантуру по министер-ствам и ведомствам ежегодно утверждался Министер-ством высшего и среднего специального образованияСССР в пределах общего плана приема в аспирантуру.Все расходы, связанные с подготовкой аспирантов,обучающихся в целевой аспирантуре, несли вузы иНИИ, в которых эти аспиранты проходили подготовку.До учреждения целевой аспирантуры сами вузы, гдеимелась аспирантура, вынуждены были заниматься по-иском кандидатов для обучения путем публикации объ-явлений в газетах или направления специальных пред-ставителей в вузы, НИИ, средние учебные заведения стем, чтобы проинформировать о специальностях, покоторым осуществлялась подготовка аспирантов, обес-печенности высококвалифицированными кадрами -профессорами-докторами наук и т.д., наличии оборудо-вания, помещений для занятий, условиях проживания.При такой системе цель состояла в том, чтобы лю-быми средствами выполнить план приема в аспиранту-ру. С учреждением целевой аспирантуры необходи-мость в этом отпала. План приема в аспирантуру, при-сылаемый министерством, определял собой не толькочисленность принимаемых в аспирантуру, но и одно-временно указывал, для какого вуза или НИИ выделе-ны вакансии. С этого времени прямая ответственностьза выполнение плана приема в аспирантуру на соответ-ствующий год перекладывалась на те учреждения, ко-торым были выделены вакансии.Правильная в своей основе идея создания институтацелевой аспирантуры не была должным образом под-креплена необходимой организационно-практическойработой тех вузов и НИИ, для которых выделялись ва-кансии целевого назначения. Многие учреждения неимели перспективных планов повышения квалифика-ции своих штатных работников, не вели целенаправ-ленной подготовки кандидатов к поступлению в аспи-рантуру. В результате кандидаты в аспирантуру или несправлялись со сдачей кандидатских экзаменов, а не-редко даже вступительных экзаменов, или же совсем неприезжали на экзамены. Ежегодно в Томский государ-ственный университет (ТГУ) не являлось большое чис-ло целевых аспирантов. Так, в отчете о работе аспиран-туры ТГУ за 1966 г. ректор профессор А.И. Даниловписал: «Многие вузы, которым были выделены места вцелевую аспирантуру, своих кандидатов не представи-ли. Это обстоятельство поставило университет в труд-ное положение, так как он, имея эти целевые места,вынужден был давать отказы тем лицам, которые же-лали поступить в аспирантуру ТГУ. А после того, какстало известно об отсутствии кандидатов-целевиков намногие вакансии, уже оставалось мало времени дляподбора лиц для поступления в аспирантуру» [3. Л. 35].В 1964 г. половина вузов (23 из 46) не прислалисвоих кандидатов в целевую аспирантуру [4. Л. 2].В 1966 г. из 28 вакансий целевого назначения не былиприсланы кандидаты на 19 вакансий [3. Л. 36], в 1979 г.18 учреждений не направили в университет кандидатовпо 18 специальностям, в 1983 г. 22 учреждения не на-правили в университет 32 кандидата в очную аспиран-туру [5. Л. 57]. Часто общая подготовка кандидатов вцелевую аспирантуру была недостаточной. Например,в 1968 г. кандидат от Якутского университета по спе-циальности «русский язык» В.П. Кузнецова не былапринята в аспирантуру, так как при сдаче экзаменоввыяснилось, что «ее общетеоретический уровень ненастолько высок, чтобы она могла успешно обучаться васпирантуре» [6. Л. 4]. В таких случаях кандидатамрекомендовали «ликвидировать пробелы в теоретиче-ской подготовке» и пробовать поступать в аспирантурув следующем году.В результате такого отношения к делу подбора кан-дидатов в аспирантуру теми учреждениями, которымвыделялись вакансии, Томский университет ежегоднооказывался в затруднительном положении с заполне-нием вакансий, выделенных министерством. Положе-ние усугублялось еще и тем, что отсутствие кандидатовв аспирантуру от учреждений, которым были выделенывакансии, выявлялось в сентябре соответствующегогода, когда прием уже надо было заканчивать. В ре-зультате университету стоило больших усилий выпол-нить план приема в аспирантуру соответствующегогода. Из-за неявки аспирантов-целевиков университетежегодно в ходе приемной кампании обращался вМинвуз РСФСР и получал устное разрешение запол-нять вакансии плана теми кандидатами, которые уни-верситет сможет найти сам [5. Л. 57]. В свою очередь,университет постоянно просил министерство лучшевести работу с такими учреждениями и «приниматьстрогие меры к тем, кто срывает выполнение плановприема в аспирантуру» [4. Л. 63].Томским университетом предлагался и ряд мер дляулучшения положения: 1) составлять план повышенияквалификации сотрудников по вузу или НИИ, нуждаю-щемуся в кадрах; 2) подбирать кандидатов, обладающихнеобходимыми знаниями, и организовывать с ними рабо-ту по повышению их общетеоретической и специальнойподготовки с тем, чтобы они к моменту поступления васпирантуру были достаточно подготовлены; 3) с цельюустановления тесных связей вузов и НИИ, испытываю-щих острую потребность в кандидатах наук, с теми вуза-ми, которые готовили эти кадры, предлагалось произве-сти «прикрепление учреждений - потребителей кадров кучреждениям, готовящим эти кадры» [7. Л. 4].В результате министерством к Томскому универси-тету был «прикреплен» Якутский государственныйуниверситет (ЯГУ), с которым были установлены тес-ные деловые связи и для которого в дальнейшем былоподготовлено большое количество кандидатов наук.Так, в целевой аспирантуре ТГУ для ЯГУ в разные го-ды обучались будущие профессора, доктора наук -А.Г. Новиков (позже профессор кафедры философииЯГУ), К.О. Варшавская (впоследствии профессор ка-федры русской и зарубежной литературы ЯГУ, в на-стоящее время проживает в США), И.Е. Томский (впо-следствии профессор кафедры экономической теориифинансово-экономического института ЯГУ), Н.М. Ох-лопков (позже профессор кафедры прикладной матема-тики ЯГУ), В.Н. Винокуров (впоследствии профессор,заведующий кафедрой общей биологии ЯГУ) [8. С. 67,77-79, 229, 234-235, 331].В 1974-1977 гг. в аспирантуре ТГУ по специально-сти «геометрия и топология» под руководствомЛ.З. Круглякова обучалась Е.С. Никитина, которая впо-следствии заведовала кафедрой алгебры и геометрииЯГУ, с 1997 г. являлась заместителем председателяПравительства Республики Саха (Якутия), а с 1998 г. -председателем городского собрания депутатов г. Якут-ска [8. С. 222-223].В 1964-1967 гг. в целевой аспирантуре по специ-альности «радиофизика» под руководством докторафизико-математических наук А.И. Лихачева обучалсяА.Г. Корякин, который в 1970 г. защитил кандидатскуюдиссертацию. Будучи аспирантом, он преподавал элек-тродинамику в ТГУ, был куратором студенческойгруппы. После окончания аспирантуры А.Г. Корякинвернулся в Якутию, стал профессором кафедры радио-физики и электроники ЯГУ (1997 г.) [8. С. 162-163].В 1971 г. в аспирантуру ТГУ по специальности «ра-диофизика» был направлен И.А. Голиков, впоследствиидекан педагогического факультета ЯГУ (1992 г.), профес-сор кафедры компьютерной технологии обучения ЯГУ(1995 г.), министр образования Якутии (1994-1996 гг.),директор физико-технического института ЯГУ (2000 г.)[8. С. 88-90]. Ректор Якутского университета И.Г. Попови проректор И.М. Романов постоянно проявляли заботу опополнении университета кандидатами наук через аспи-рантуру Томского университета и заранее подбирали со-ответствующих кандидатов. Однако с большинством ву-зов у ТГУ таких связей не было [9. Л. 9].Фактически же работа по подбору кандидатов дляобучения в целевой аспирантуре на местах была органи-зована слабо, и в конечном итоге за это приходилось рас-плачиваться университету, который вынужден был вочень короткий период подбирать большое количествокандидатов в аспирантуру, чтобы выполнить план прие-ма, в том числе и по таким дефицитным специальностям,как математика, физика, механика. Нередко приходилосьпринимать в аспирантуру недостаточно подготовленныхкандидатов, что приводило к невыполнению ими планааспирантской подготовки в установленный срок.Со своей стороны ректорат Томского университетаи научная общественность оказывали помощь учреж-дениям, которым выделялись вакансии целевого назна-чения. Эта помощь выражалась в том, что их предста-вители вызывались в университет, с ними составлялисьперспективные планы повышения квалификации ихработников, в том числе и по подготовке научно-педагогических кадров через целевую аспирантуру.Для них подбирались кандидаты из числа работниковуниверситета и оканчивающих университет выпускни-ков. Например, Сибирский металлургический институтпостоянно присылал своего представителя в Томскийуниверситет, где на месте решался вопрос о подборекандидатов для института [10. Л. 15].Однако существовавшая практика министерствавыделять почти все места в целевую аспирантуру ли-шала университет возможности готовить кадры черезаспирантуру для удовлетворения собственных нужд.В 1967 г. из 81 очной вакансии в аспирантуре 32 былицелевого назначения, соответственно в 1968 г. из 58 -40, в 1969 г. из 95 - 40 [9. Л. 5]. В 1980-е гг. в Томскомуниверситете ежегодно в среднем более 80% аспиран-тов готовились целевым назначением для развиваю-щихся вузов [11. С. 407].Таким образом, Томский университет, поставляядля других вузов и научно-исследовательских учреж-дений подготовленные через аспирантуру и получив-шие в нем после аспирантуры дальнейшую теоретиче-скую подготовку и опыт кадры, сам нуждался в систе-матическом пополнении кафедр и лабораторий новымиработниками, которыми и являлись выпускники аспи-рантуры. В то же время ежегодно в порядке участия вконкурсах на замещение вакантных должностей поразличным кафедрам в разных вузах страны Томскийуниверситет покидали десятки кандидатов наук - быв-ших аспирантов, которые в других вузах и НИИ заве-довали кафедрами, лабораториями и т.д. [6. Л. 7-8].Помимо возможностей карьерного роста на новом мес-те, такой отток высококвалифицированных научно-педагогических кадров из Томска объяснялся и плохи-ми жилищными условиями в этом городе.В конце 1970-х - начале 1980-х гг. появляется новаясерьезная проблема, которая была связана с вопросом отрудоустройстве выпускников целевой аспирантуры.Если раньше кадров для высшей школы не хватало, тотеперь наблюдается их переизбыток. С введением це-левой аспирантуры распределение оканчивающих ас-пирантуру стало носить организованный характер, т.е.каждый аспирант, за редким исключением, знал с мо-мента его зачисления в аспирантуру, где он будет рабо-тать после ее окончания. Этот порядок, с одной сторо-ны, исключал неопределенность в отношении будуще-го места работы аспиранта, а с другой - и самим «по-требителям», оканчивающим аспирантуру, давал воз-можность заранее подготовиться (подготовить для нихжилье, спланировать учебные задачи и т.д.).Целевая аспирантура задумывалась как система,дающая возможность планомерного обеспечения вузов иНИИ научно-педагогическим кадрами. Пока разрыв ме-жду спросом и предложением на молодые научно-педагогические кадры был большим, трудностей с тру-доустройством оканчивающих аспирантуру не возника-ло. Теперь же, когда предложение стало превышатьспрос, трудоустраивать выпускников аспирантуры изгода в год становилось все труднее. Вузы, посылавшиесвоих кандидатов в целевую аспирантуру, нередко черезтри года от них отказывались на том основании, что со-кратилась численность студентов и т.д. [12. Л. 66]. Неменее важной проблемой в работе целевой аспирантурыбыло нежелание части аспирантов-целевиков послеокончания своей подготовки в других вузах возвращать-ся обратно в свой вуз. Например, за период с 1975 по1980 г. целевую аспирантуру для Сибирского металлур-гического института в различных вузах окончили84 человека, из них 30 защитили кандидатские диссер-тации, а 28 аспирантов-целевиков не вернулись для ра-боты в институт [13. С. 76].Таких фактов в практике Томского университетабыло немало. Ректор университета профессорА.П. Бычков в отчетах о работе аспирантуры универ-ситета постоянно указывал на то, что «в условияхпланового хозяйства сами планы должны быть ре-альными, чего нельзя было сказать о многих случаяхв прошлом». «Союзные плановые органы, - отмечалон, - должны придавать должное значение планиро-ванию на перспективу и считать так, чтобы не былодиспропорций между потребностью и предложени-ем. Республиканские плановые органы должны стро-ить свои расчеты также на реальной основе и дово-дить их до министерств и ведомств в полном соот-ветствии с фактической потребностью. Тогда не бу-дет диспропорции в деле подготовки кадров вообщеи научно-педагогических в частности. Современнаявычислительная техника дает возможность опреде-ления оптимальных параметров в любом деле, в томчисле и в деле подготовки научно-педагогическихкадров. Дело за тем, чтобы люди, владеющие этойтехникой, более ответственно выполняли свои функ-ции» [12. Л. 66-67].При обсуждении итогов работы аспирантуры за1982 г. в Томском университете было подчеркнуто, что«целевая аспирантура как форма целенаправленной,плановой подготовки аспирантов для вузов, слабообеспеченных квалифицированными кадрами, не отве-чает своему назначению в связи с тем, что вузы - по-требители кадров, выпускаемых аспирантурой, не про-являют заботы о подготовке кандидатов в аспирантуру,не создают им должных условий для подготовки к по-ступлению в аспирантуру, не контролируют ход ихподготовки к поступлению, их связи с теми вузами,куда они должны поступать целевым назначением» [4.Л. 67-68].Тем не менее Томский университет из года в годработал на пополнение вузов Сибири и Дальнего Вос-тока выпускниками аспирантуры целевого назначения.Наряду с подготовкой аспирантов для вузов Сибири иДальнего Востока, университет направлял своих ра-ботников и выпускников университета для подготовкицелевым назначением для себя и других вузов страны,в том числе в вузах Москвы и Ленинграда по некото-рым специальностям, по которым в университете небыло научных руководителей. Например, в 1970-е гг.:по экономическим, юридическим, физико-математи-ческим специальностям.Только в период 1971-1975 гг. из аспирантуры ТГУбыли выпущены 430 человек, из них оставлено в уни-верситете 146 (34%), для других вузов Томска былоподготовлено 126 чел. (30%), для вузов Западной Си-бири - 93 чел. (21,6%), для вузов Восточной Сибири -33 чел. (7,3%), для вузов Дальнего Востока - 12 чел.(2,9%), для других вузов - 20 чел. (4,9%). Так, по заяв-ке томских вузов за 1971-1975 гг. было подготовлено11 аспирантов [7. Л. 18-19].Целевыми аспирантскими местами в Томском уни-верситете пользовались вузы всех крупных сибирскихгородов - Томска, Красноярска, Кемерово, Новокуз-нецка, Якутска, Барнаула, Улан-Удэ и др. Целевые ва-кансии предоставлялись также по заявкам министерстви ведомств союзных республик (Казахской ССР, Тад-жикской ССР и др.) и РСФСР. Например, в целевуюаспирантуру ТГУ на 1961 г. предусматривался приемаспирантов для Госкомитета СМ СССР по химии в ко-личестве 6 чел., для Министерства здравоохранения -1 чел., для целлюлозно-бумажной промышленности -1 чел., для Якутского университета - 1 чел., для Мини-стерства высшего и среднего образования КазахскойССР - 1 чел., по одному аспиранту для Узбекской иКиргизской ССР [14. Л. 22-23].Важная роль, которую сыграла целевая аспирантураТГУ в формировании научно-педагогических коллек-тивов вузов Сибири, видна и на примере Кемеровскогогосударственного университета (КемГУ). Многие изаспирантов-целевиков данного вуза, обучавшиеся вТГУ, впоследствии возглавили кафедры этого молодо-го университета. Так, в целевой аспирантуре ТГУ обу-чались: Ю.В. Галактионов (впоследствии профессор,заведующий кафедрой новой, новейшей истории и ме-ждународных отношений КемГУ), Н.К. Смоленцев(позже профессор, заведующий кафедрой математиче-ского анализа КемГУ), В.И. Красиков (впоследствиипрофессор кафедры философии), А.Н. Ростова (с2002 г. - заведующая кафедрой русского языка) [15.С. 69-70, 87, 106, 121-122].В целом процент эффективности целевой аспи-рантуры (в плане выпуска аспирантов с защитойдиссертации или с представлением к защите), как иаспирантуры вообще, был в 1960-1980-е гг. доста-точно высоким в сравнении с предшествующимидесятилетиями. Так, если в 1979 г. из 60 выпускни-ков целевой аспирантуры лишь 9 защитили диссер-тации в срок обучения, а 46 представили к защите[16. Л. 3], то 1987 г. из 77 аспирантов-целевиковвнутриведомственной целевой аспирантуры ТГУ(очников) 27 окончили аспирантуру с защитой дис-сертации и 17 с представлением к защите, а в между-ведомственной из 4 окончивших 1 с защитой и 1 спредставлением к защите [17. Л. 9, 12].Таким образом, Томский университет в 1960-1980-е гг. стал базовым центром по подготовке науч-ных и научно-педагогических кадров путем целевойаспирантуры и сыграл важную роль в развитии науки ивысшего образования в Сибири и других регионахстраны.

Ключевые слова

целевая аспирантура, Томский государственный университет, научно-педагогические кадры, intentional postgraduate study, Tomsk State University

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Цеховой Николай ПетровичТомский государственный университетаспирант кафедры современной отечественной истории исторического факультетаtseh.86@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Приказ Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 31 июля 1962 г. «Об утверждении положения об аспирантуре». URL: http://www.kadis.ru/texts/index.phtml (дата обращения: 25.09.10).
Петрик В.В. Высшая школа Сибири в конце 50-х - начале 90-х годов XX века. Томск: ТГУ, 2006. 648 с.
Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. Р-815. Оп. 1. Д. 2431.
ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 1. Д. 2429.
ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 1. Д. 2450.
ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 1. Д. 2433.
ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 1. Д. 2444.
Профессора Якутского государственного университета: Биографический словарь-справочник. 1956-1999 гг. Якутск: Бичик, 2001. 400 с.
ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 1. Д. 2436.
ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 1. Д. 2440.
Томский университет. 1880-1980. Томск: ТГУ, 1980. 432 с.
ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 1. Д. 2447.
Липунова Л.В. Профессорско-преподавательский состав Сибирского металлургического института (1930-1985 гг.): Дис. ... канд. ист. наук. Томск, 2009. 212 с.
ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 1. Д. 2426.
Кемеровский государственный университет. Страницы истории. Кемерово: Полиграф, 2002. 258 с.
ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 1. Д. 2446.
ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 1. Д. 7108.
 Подготовка научных и научно-педагогических кадров через целевую аспирантуру в Томском государственномуниверситете в 1960-1980-е гг. | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 343.

Подготовка научных и научно-педагогических кадров через целевую аспирантуру в Томском государственномуниверситете в 1960-1980-е гг. | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 343.

Полнотекстовая версия