Излагается история исследований отечественных и зарубежных ученых в области устной речи и языка. Рассматриваются речь как объект изучения в области психологии, лингвистики и криминалистики, а также возникновение такого направления, как психолингвистика. Описываются подходы к исследованию речи, актуальность исследований в области устной речи и проблемы при производстве экспертиз, объектом которых является устная речь.
Criminalistical study of oral speech: historical aspect.pdf Значение речи в жизни человека трудно переоце-нить. Способность говорить является одной из самыхярких особенностей человека, а слово - важнейшимфактором развития его психики.Рациональное понимание речи и языка отразилось впоявившемся в XVII в. исследовании под названием«Грамматика общая и рациональная Пор-Рояля». Рас-сматривая последовательно разные стороны языка: бу-квы, слоги, слова, включив лексику, синтаксис, авторыстремились проследить эту связь [1. С. 72].Видное место в изучении языка и речи принадлежитнашему соотечественнику А.А. Потебне (1835-1891).Главная тема его труда - вопрос о соотношении языкаи мысли. Основная идея А.А. Потебни состояла в том,что язык формирует мысль, является ее порождающиммеханизмом [2. С. 45-58].Швейцарским лингвистом рубежа XIX и XX вв.Ф. де Соссюром (1857-1913) была введена в научныйобиход идея системности языка. Разработки Ф. де Сос-сюра также оказали сильное влияние на психологию. Онпровел строгую границу между языком и речью. Язык -это надиндивидуальное, общее явление, социальное посвоей природе. Речь состоит в использовании языка, онатекуча, неустойчива, переменчива. Язык - предмет изу-чения лингвистики, речь - психологии [3. С. 19].Ф. де Соссюр обратил внимание на то, что каждый языкимеет свою внутреннюю организацию - структуру,скрепленную отношениями входящих в нее элементов.Элементами языковой структуры являются знаки. Каж-дый знак содержит в себе две стороны: означающую(например, звучащее слово) и означаемое (мысленноесодержание, связанное с данным звучанием).В русле бихевиоризма разрабатывалась идея о том,что речь представляет собой одну из форм поведения.Бихевиористский подход к речи направлен на выявле-ние в сложных процессах речевого общения людейнекоторых повторяющихся стереотипных форм, под-дающихся относительно простому описанию. КнигаБ.Ф. Скиннера «Вербальное поведение» («Verbal behavior»), вышедшая в 1957 г., отражает этот подход визучении речи. Автор замечает: люди автоматическиначинают употреблять определенную речевую форму вконкретной ситуации, т.е. происходит выработка обу-словленной вербальной реакции.В плане исследования филогенеза речи предлагалисьтеории, утверждающие, что речь появилась в человече-ском сообществе как результат совместно осуществляе-мого труда, т.е. под воздействием внешних факторов. Вотечественной психологии более конкретно данная пози-ция нашла воплощение в работах Л.С. Выготского. Тео-рия «вращивания» в психику ребенка данного ему в об-щении языка, который проявляется в речи окружающих,предполагает, что внешняя речь детей через внутреннююстановится орудием их мысли.С идеей врожденности грамматических структурвыступил Н. Хомский. В своей работе «Синтаксиче-ские структуры» (1957) он развил идею трансформаци-онной, или генеративной, грамматики. Н. Хомский об-ращает внимание на то, что практически каждое пред-ложение, произносимое или понимаемое человеком,как правило, представляет собой новую комбинациюслов, не встречающуюся прежде в речевой практикеобщающихся людей. Поэтому речь не может быть на-бором выработанных реакций на поступающие раздра-жители, как утверждали бихевиористы.В советский период развития психологии можновыделить несколько доминирующих в психологии под-ходов к изучению речи.Первый по времени разработки подход состоял втом, что объектом психологического исследованияследует считать речь как таковую. Язык, будучи соци-альным явлением, относится к компетенции социаль-ных наук, в первую очередь лингвистики. Указанноеразмежевание речи и языка как объектов соответствен-но психологического и непсихологического исследова-ний способствовало развитию знаний о речи как аку-стическом процессе [4. С. 4].В более позднее время возникла и укрепилась инаяточка зрения на предмет психологии речи. Она состоитв том, что психологический подход охватывает нетолько речь, но и язык, т.е. объектом психологическогоанализа является совокупный речеязыковой процесс.Это второе направление получило за рубежом названиепсихолингвистики.Исследования речи, языка и коммуникации зани-мают в настоящее время большое место в мировой пси-хологической науке. Психолингвистика стала мощными авторитетным научным направлением.Наряду с теоретическими фундаментальными ис-следованиями речи существуют разработки ее практи-ческой стороны, т.е. прикладная психолингвистика.Она занимается проблемами, связанными с функцио-нированием речи в практической жизни людей, изучаетречевое общение в личностной сфере человека и егопрофессиональной деятельности. Область прикладнойпсихолингвистики достаточно широка. Это связано стем, что речь вплетена во всю жизнедеятельность чело-века, включена в подавляющую часть его социальных иличностных контактов.В последние десятилетия в мировой криминалисти-ке на стыке психологии и лингвистики активно форми-руется новая интегративная область научного знания -криминалистическое учение о речи. Это направлениеисследований опирается на положение о том, чтописьменная и устная речь человека представляет собойбогатейший источник информации о самых разнооб-разных признаках, характеризующих говорящего илипишущего. Сведения об этих признаках устанавлива-ются на основе анализа словарного запаса, синтаксиса,акцента и многих других особенностей устной и пись-менной речи. Объектами данного анализа являютсяписьменные, а также устные сообщения неизвестныхавторов, зафиксированные на фонограмме. Они изуча-ются с помощью аналитических психолингвистическихметодов в целях установления данных, указывающихна происхождение, среду обитания, психологические ииные черты источников речевой активности.Полученные результаты позволяют построить поис-ковый портрет неизвестного автора письменного текстаили звуковой информации, который может содержатьсведения о возрастной, половой принадлежности, обра-зовательном уровне, географической и этнической сре-де, роде занятий и некоторых других признаках уста-навливаемого лица.Наряду с этим, путем сравнения выявленных осо-бенностей аналогичных объектов, устанавливается,принадлежит ли речевая продукция одному или разнымлицам. Важным направлением указанных исследова-ний является также идентификация источника речевойинформации в случае установления личности прове-ряемого лица и получения от него образцов объектов,аналогичных тем, что представлены на исследование.Этому способствует разработанный на Западе психо-лингвистический анализ как метод распознавания иидентификации преступников, в частности такая егоразновидность, как метод анализа достоверности ут-верждения.Когнитивное направление оформившееся в психо-логии в конце 1950-х - начале 1960-х гг., затронуло иобласть психолингвистики. Когнитивизм сегодня до-минирует в психологии. Основной особенностью ког-нитивного подхода является описание внутреннихструктур: механизмов переработки информации; фор-мирования представлений на основе этой информациии знаний, хранящихся в долговременной памяти субъ-екта; вывода новых знаний; принятия решений о си-туации и реакции на нее.Речь является не только объектом исследованияпсихологии и лингвистики, но и криминалистическойнауки. Участвуя в процессе следообразования, отраже-ния событий, зафиксированная устная или письменнаяречь становится носителем криминалистически значи-мой информации, необходимой для выявления и рас-крытия преступлений.В зарубежной литературе описаны следующие под-ходы к исследованию речи:- исследование голоса (записанного на фонограм-ме), применяемое для идентификации личности гово-рящего при расследовании анонимных телефонныхзвонков с заведомо ложными сообщениями о террори-стических актах, содержащих угрозы, вымогательствои т.д.;- лингвистическая морфология, состоящая в диа-лектологическом анализе старинных родовых догово-ров, вызывающих разногласия по вопросу землевладе-ния, и применяемая также при ведении дел о наруше-нии авторских прав или торговой марки;- синтаксический анализ, применяемый для оценкиудобопонятности документа и для выявления логиче-ских несоответствий в речи преступников, не при-знающих свою вину;- семантика, которая применяется для исследованиядвусмысленных слов и фраз, особенно в случаях, когдаважная информация печатается в документах или кон-трактах в незаметном месте и мелким шрифтом;- прагматика, заключающаяся в изучении содержа-ния общения и того, что называется паракоммуникаци-ей, т.е. выявление различий в том, как человек форму-лирует вопрос;- анализ разговоров, иногда называемый анализомдискурса, используемый чаще всего при работе с запи-санными на фонограмму разговорами подозреваемых,преступника с жертвой, следователя и свидетеля, сле-дователя и подозреваемого;- анализ удобопонятности текста, включающий не-которые описанные выше типы лингвистического ана-лиза, но использующий также анализ выбора лексики,графического оформления и размещения текста;- проверка достоверности чистосердечного призна-ния, необходимость в которой появляется из-за боль-ших трудностей, возникающих при оценке доказа-тельств в суде [5. С. 16-17].Несмотря на обилие публикаций по различным ас-пектам речевой коммуникации, механизм ее воспри-ятия и описания в аспекте судебно-экспертных прило-жений изучен явно недостаточно. Нет специальныхисследований, посвященных проблеме определениявалидности лингвистических методов и аудитивныхметодик, не выработаны четкие правила принятия ре-шений по различным идентификационным и диагно-стическим задачам речевых исследований для судеб-ных целей.Недостаточно разработаны технологические моделилингвистического обеспечения судебно-экспертногоисследования устных и письменных текстов (техноло-гия, процедура, требования, методология). Вне полязрения исследователей остаются вопросы эффективно-сти инструментальных и перцептивных методов анали-за речевых произведений [5. С. 4].На практике существует необходимость постоянно-го повышения качественного уровня расследованияпреступлений. Эта необходимость обусловлена несо-вершенством вузовской подготовки кадров для право-охранительных органов, в частности формирования устудентов, слушателей и курсантов должных знаний вобласти практической криминалистики и судебнойэкспертизы. Причиной низкой раскрываемости престу-плений является также нечеткое представление о раз-граничении компетенции между следователем и экс-пертом. В ряде случаев представляет сложность фор-мулировка вопросов, которые могут быть поставленыперед экспертом в силу незнания возможностей авто-роведческой и фоноскопической экспертизы.К сожалению, в Российской Федерации нет спе-циализированных вузов или факультетов, которыезанимались бы подготовкой экспертов, а следователичасто не обладают достаточными знаниями о возмож-ностях экспертизы. Очевидно, что знания по специ-альности, полученные в вузе, далеко не соответству-ют тем, которыми должен обладать эксперт для реше-ния вопросов судебной автороведческой и фоноско-пической экспертизы. Следует отличать специаль-ность (квалификацию), указанную в дипломе о про-фессиональном высшем образовании, судебно-экспертную специальность и специализацию экспер-тов при их аттестации на право самостоятельногопроизводства судебных экспертиз.Кроме того, не все государственные экспертные уч-реждения имеют специалистов, обладающих всем не-обходимым комплексом специальных знаний. Анализпрактики показывает, что привлечение к экспертизе вряде случаев специалистов, не состоящих на службе вгосударственных экспертных учреждениях, позволяетуспешно решать поставленные задачи при расследова-нии преступлений, но такая возможность используетсяследователями редко.
Арно А., Лансло Кл. Грамматика общая и рациональная Пор-Рояля. М.: Прогресс, 1990.
Потебня А.А. Полное собрание трудов: Мысль и Язык. М.: Лабиринт, 1999.
Соссюр Ф. де Труды по языкознанию. М: Прогресс, 1977.
Ушакова Т.Н. Актуальные проблемы психологии речи // Психологические и психофизиологические исследования речи: Сб. М.: Наука, 1985.
Галяшина Е.И. Основы судебного речеведения / Под ред. проф. М.В. Горбаневского. М.: СТЭНСИ, 2003. 236 с.