Концепция национального прогрессивного государства А.Д. Градовского
А.Д. Градовский - один из крупнейших мыслителей российской либеральной государственно-правовой науки конца XIX - начала XX в. Раскрывается теория государства А.Д. Градовского: происхождение, сущность, функции, социальное назначение.
A.D. Gradovskiys concept of a national progressive state.pdf Александр Дмитриевич Градовский соединяет всвоем лице блестящего историка, государствоведа,юриста конца XIX - начала XX в. Он оставил послесебя большое научное наследство, оказавшееся до сихпор не в полной мере осмысленным современным на-учным сообществом. Предлагаемая работа, посвящен-ная реконструкции теории государства отечественногомыслителя, призвана восполнить этот пробел.Государство, по мнению А.Д. Градовского, - явле-ние историческое. Отталкиваясь, как от объективнойданности, от общежительной природы человека, авторисследует проблему происхождения государства, ана-лизируя основные состояния, пройденные человечест-вом на пути исторической эволюции, - охотничье, пас-тушеское и оседлое. Вполне разделяя взгляд современ-ных экономистов и социологов на разделение труда какна один из главных факторов, послуживших причинойпроисхождения первых форм человеческого общежи-тия, А.Д. Градовский подчеркивает, что сам этот фак-тор есть результат определенного поступательногодвижения человечества по пути прогресса. «Происхо-ждение, развитие и строение того, что мы называемобществом, совершается под влиянием факта… разде-ления труда. …момент, с которого начинаетсядействительное разделение труда, есть момент перехо-да кочевых племен в оседлое состояние» [1. C. 41, 43].Именно в этот период происходит видоизменение объ-екта и формы труда: переход к земледелию имел след-ствием потребность во многих видах дополнительнойдеятельности других лиц (ремесленников, торговцев ит.д.), появление частной собственности, возникновениеобмена, расчленение общества на особые обществен-ные группы (касты, сословия, классы) и установлениеэкономической связи между ними.Уже в первых формах человеческого общежития(семья, род, община) А.Д. Градовский фиксирует нали-чие совокупности находящихся пока еще в слитномсостоянии элементов (власть, религия, экономическаядеятельность, собственность, наука, свобода, право,нравственность), с развитием и дифференциацией ко-торых он связывает историческую эволюцию общест-венных организмов и становление высшего из них -государства. Этот процесс он комментирует следую-щим образом: «Дружина с королем или князем, курия,род со старейшиной или родоначальником, общины,муниципии, союзы городов, феодальная система,удельно-вечевой период, - все это следует одно за дру-гим, выделяя один общественный элемент от другого,давая каждому свою организацию и подчиняя каждуюиз этих организаций другой, высшей, пока, наконец,национальность не доходит до высшей из них - госу-дарства» [2. C. 12].Таким образом, государство, по А.Д. Градовскому,явление историческое, возникающее на определенномэтапе развития общества в рамках национальностей,дошедших до самосознания. Развиваясь по определен-ным историческим законам, государство представляетсобой высший территориальный и национальный союз,охватывающий различные сферы человеческой жизнии обеспечивающий условия для осуществления целей иинтересов входящих в него лиц и общественных орга-низмов. Интерпретация государственной власти какинститута, обусловленного рефлексией общественногосознания и формированием идеи государства, позволя-ет говорить о наличии определенных точек соприкос-новения взглядов российского ученого с подходами кданному феномену Г.В.Ф. Гегеля.Эволюцию народов и их государственных формА.Д. Градовский рассматривает сквозь призму цивили-зационного подхода. В мировой истории он усматрива-ет наличие четырех цивилизаций: греко-римской, хри-стианской, древневосточной и исламской [3. C. 80-83;4. C. 210-213]. Раскрыть закономерности развития че-ловечества российский ученый пытается исходя изанализа государственно-правовых институтов западно-европейских цивилизаций.Расцвету греко-римской цивилизации предшество-вали состояния дикости (отсутствие каких бы то нибыло общежительных форм) и простейших первобыт-ных организаций (семья, род, община). Трансформа-цию первобытных сообществ в государственные орга-низмы А.Д. Градовский связывает с удовлетворениемнеобходимых для обеспечения безопасности матери-альных потребностей человеческой природы и появле-нием, в результате возникшего, благодаря общей эко-номической деятельности, досуга, потребностей мо-рально-нравственного характера. Как только «из смут-ной потребности высшей жизни, замкнутой в одну об-щую идею красоты, выделяются более отчетливыеидеи истины, блага, пользы, правды… раздвигаются ипадают рамки первобытных организаций» [2. C. 18].Знаковым событием начала цивилизации Древнегомира автор считает всемирную монархию АлександраМакедонского, положившую конец племенному разъе-динению древних народов. Итог исторической жизниДревнего мира подвела Римская империя, подготовив-шая человечество к восприятию религиозных идей но-вой цивилизации - христианства.Летоисчисление христианской цивилизации А.Д. Гра-довский начинает с империи Карла Великого, огромнуюзаслугу основателя которой он усматривает в распро-странении и утверждении нового вероучения, в созданиии защите семьи романо-германских народов и в форми-ровании идеи единства западной цивилизации.Закат Средневековья и зарю государств Нового вре-мени российский ученый связывает с империей Наполео-на, подчинившей своему влиянию все народы, принадле-жащие к западно-европейской семье. Наполеон противо-поставил государству средневековому государство Ново-го времени, построенное на общих началах, выработан-ных XVIII в., и выраженных в революции.Как видим, всемирные монархии, по А.Д. Гра-довскому, представляют собой исходную точку илизаключительное звено величайших эпох истории чело-вечества. Будучи явлениями кратковременными и пре-ходящими, они, тем не менее, выполняют важную ис-торическую миссию, разом освобождая народы, при-надлежащие к одному типу цивилизационного разви-тия, от бремени изживших себя морально-нрав-ственных ценностей и государственно-правовых институ-тов и внедряя единство воззрений и идеалов, расчищаю-щих путь дальнейшему поступательному развитию.Таким образом, согласно А.Д. Градовскому, в историизападно-европейских народов, прошедших путь от дико-сти до государств нового времени, наблюдается последо-вательная тенденция восходящего развития, пронизы-вающая и греко-римскую, и христианскую цивилизации.Преемственность в развитии семьи европейских народовпрослеживается и в рецепции христианской цивилизаци-ей ряда элементов предшествующей эпохи: древностьоставила Средним векам единство церкви, а также поня-тия единого закона и единой власти.Важным фактором, объединяющим различные на-роды и стимулирующим их поступательное развитие,является, по А.Д. Градовскому, нравственный идеал,воплощающий цель человечества, применительно ккаждому вышеуказанному историческому периоду.Так, идеалом первобытных организаций было матери-альное обеспечение; идеалом Древнего мира - права исвободы гражданина; идеалом Средних веков - рели-гиозная солидарность, проявляющаяся в едином мо-ральном статусе всех христиан, а также единство свет-ской власти; идеалом Нового времени, покончившим спатримониальными правами и феодальной юрисдикци-ей, служит идея справедливости и обеспечения прав исвобод человека. «Можно сказать, что только на двух,совершенно различных ступенях развития человече-ская личность выступает вполне - в период дикого со-стояния, когда человеку не известны еще никакие фор-мы общежития, и в сфере государства, когда нациядостигла полного самосознания. Между этими двумяпунктами лежит длинный ряд организаций, когда чело-век выступает не просто от своего имени, но непре-менно как член какого-нибудь учреждения: то он гово-рит, как член семьи, рода, курии; то его достоинствочеловека заслонено его значением феодала; то весьчеловек уходит в понятие гражданина, как в древнихмуниципиях» [2. C. 19-20].Усматривая истинную цель человечества в его об-щении и соединении, а прогрессивное начало каждойцивилизации в нравственном ее учении, А.Д. Гра-довский глубоко убежден в том, что единый авторитет,необходимый для первоначального утверждения опре-деленной идеи, гибельно действует на ее дальнейшееразвитие. Институтом, аккумулирующим и возводя-щим в степень положительного закона предписания,возложенные на человечество законом нравственным,служит национальное государство.Форма каждого конкретного национального госу-дарства являет собой результат исторического развитияобщества. Ссылаясь на глубокое и блестящее исследо-вание данного вопроса Ф.Ю. Шталем, А.Д. Градовскийвоспроизводит ряд условий, лежащих в основе любогогосударственного порядка: прочный авторитет прави-тельства, законный порядок и гражданская свобода.Дополняя размышления немецкого коллеги, россий-ский ученый отмечает необходимость соответствияформы правления «условиям данной эпохи, в смыслеисторического периода, переживаемого целым кругомнародов одинаковой культуры», и «уровню нравствен-ного и умственного развития нации» [1. C. 295-296].Уровень развития нации, ее место на историческойарене обусловлены наличием общей нравственнойидеи и цели, которую она преследует. Так, например,обращаясь к истории народов, принадлежащих к за-падноевропейской цивилизации, А.Д. Градовский от-мечает в качестве их общих черт: почти одновременноеначало исторической жизни, формирование на основеразличных этнических групп, наличие феодализма,распространение христианского вероучения, достаточ-но длительный период доминирования папства. Итолько формирование национальных целей позволилоотдельным народам занять достойное место в историичеловечества. Всемирно-историческая роль романскогонарода обусловлена доминантой в нем чувства и целивооруженной и литературной пропаганды новых идей(Карл Великий, короли-крестоносцы, Наполеон, Воль-тер, Руссо). Эта особенность французского народа пре-допределила его авангардную роль на пути цивилиза-ционного развития. Философия и политеизм Греции,юриспруденция Рима, протестантизм и рассудочнаямораль Англии и Голландии позволили данным госу-дарствам, каждому в свое время, сыграть видную иположительную роль в истории.Каждая форма государства представляет собой из-вестный ряд учреждений, выражающих интересы иидеи общечеловеческие (присущие целому кругу куль-турных народов в рамках единой цивилизации), нацио-нальные (присущие конкретному народу исходя изособенностей его исторического развития) и специфи-ческие для данного времени. Несовершенства государ-ственных институтов каждой из эпох, обусловливаю-щие возникающие время от времени преобразователь-ные порывы народов, являются следствием того, что«они неверно выражают общие культурные идеи, по-нимание которых расширяется с каждым поколением,неполно выражают национальные стремления и, нако-нец, в том, что учреждения, составляющие ее особен-ность, отживают свой век» [5. C. 177].Поскольку нравственные идеи находят свое вопло-щение не только в государственных учреждениях, но ив юридических формулах, важнейшим выражениемнародного сознания является, по А.Д. Градовскому,законодательство, фокусирующее в себе сущностныехарактеристики каждого государственного организма.Изучение учреждений и законов национальных госу-дарств, с точки зрения последовательного историзма,дает убедительные свидетельства того, что история незамыкает жизнь общества в строго определенные формыи не заставляет его каждый раз начинать свою эволю-цию с нуля, «…каждое государство, совершившее пра-вильный цикл развития, необходимо составляет ступеньв общечеловеческом развитии; его усилия, его опытмногое разъясняют в назидание последующим поколе-ниям и народностям» [2. C. 16].Учение о государстве А.Д. Градовского покоится натеоретических предпосылках, заложенных представи-телями немецкой органической школы - Р. Молем иЛ. Штейном. Предложенная ими теория происхожде-ния государства как исторического продукта, пред-ставляющего венец постепенного и последовательногоразвития форм человеческого общежития, сделала не-возможным, по А.Д. Градовскому, дальнейшее сущест-вование договорных моделей. Взгляд на государствокак институт, устанавливающий правовые отношениямежду людьми, дающий действительную юридическуюжизнь всем общественным организмам, разумно соче-тающий свою принудительную силу со свободой, по-зволило интерпретировать его как уравновешивающееначало, направляющее борьбу общественных организ-мов в законное русло, сохраняющее и передающее изпоколения в поколение позитивные результаты обще-ственного развития. Тем самым, отмечает А.Д. Гра-довский, на смену идеи о простом совершенствованиипришла идея прогресса.Государство в теории А.Д. Градовского предстает вкачестве организующего начала, аккумулирующегомногообразие интересов различных общественныхэлементов и социальных групп в идею общего блага. Сэтой точки зрения государство определяется как «органобщественной солидарности, сознанной в области на-ционально-политического общения отдельных лиц иобщественных групп» [6. C. 164].А.Д. Градовский выделяет в деятельности государ-ства три основных направления: охранительное, поощ-рительное и социальное. К охранительным мерам от-носятся: создание условий, необходимых для сохране-ния населения страны (организация медицинской по-мощи, улучшение санитарных условий, обеспечениенарода продовольствием, охрана собственности и т.д.),предотвращение вырождения населения (борьба спьянством, регулирование использования женского идетского труда, предупредительные и карательные ме-ры, направленные против человеческих пороков и т.д.),предотвращение истощения производительных силстраны (регулирование лесного хозяйства, условийрыбной ловли, охоты и т.д.), создание условий для об-щения людей (функционирование почты, телеграфа,путей сообщения; установление единых мер, весов иденежных единиц).Поощрительные меры направлены на стимулирова-ние производительных сил государства: развитие зем-ледельческих культур, колонизации и отдельных от-раслей промышленности. К этой же области автор от-носит меры, имеющие целью содействие народномуобразованию всех ступеней: начальному (народныешколы), среднему (училища, гимназии, лицеи), специ-альному (отраслевые учреждения - военные, горные ит.д.) и высшему (университеты и академии). Особаязначимость сферы положительной деятельности госу-дарства обусловлена необходимостью приобщениявсего народа к капитализированной умственной жизнистраны посредством усвоения каждым минимума ужеприобретенных человечеством истин и предоставлениявозможности дальнейшего развития и самосовершен-ствования. В этих же целях государство призвано по-печительствовать об учреждениях, способствующихсамообразованию (читальни, публичные библиотеки ит.д.) и образованию эстетическому (музеи, театры, му-зыкальные школы, консерватории и т.д.).И охранительная, и поощрительная области госу-дарственной деятельности относятся, по А.Д. Градов-скому, ко всему населению страны и являются прояв-лением общественной солидарности. Что касается со-циального направления деятельности государства, тоего особенность и значимость автор усматривает в том,что оно имеет дело со сферой общественных противо-положностей. Отсутствие правильного государствен-ного воздействия в этой области чревато полным отри-цанием солидарности и, следовательно, гибелью всегообщественного организма. Поэтому деятельность госу-дарства в области социальной политики имеет цельюзащиту экономически зависимых классов и реализуетсяпосредством государственных благотворительных уч-реждений; законов, ограничивающих использованиеженского и детского труда; контроля за наличием нафабриках и заводов приемлемых гигиенических усло-вий; содействия правильной организации и деятельно-сти рабочих союзов; осуществления законных требова-ний экономически зависимых классов и т.д.В то же время А.Д. Градовский предостерегает отвозможной деформации социальной функции государ-ства: чрезмерное преувеличение ее значения, вменениев обязанность удовлетворение всех социальных по-требностей неимущих классов с неизбежностью приве-дет к уничтожению свободы и всех условий прогресса.В целом в теории А.Д. Градовского государствопредстает как институт, имеющий целью поступатель-ное общественное развитие - гармоничное сочетание иосуществление бесконечного разнообразия устремле-ний, присущих природе каждого отдельного человека икаждого общественного организма.Интерпретируя отношение государства к обществукак отношение единства к разнообразию, принужде-ния - к свободе, А.Д. Градовский особенно подчерки-вает нравственный характер первого. Нравственность идобродетель, качества желательные, но совсем не обя-зательные для частных лиц, являются непременнымусловием существования государства. «Государство,стоящее вне и выше борьбы разнообразных интересов,по самому своему положению является представите-лем… высшего нравственного порядка. Оно одно воз-водит предписания нравственности на степень положи-тельного закона… возлагает исполнение их… на своиорганы» [3. C. 79].Особая значимость вышеуказанной деятельностигосударства обусловлена специфическим характеромнравственных вопросов, вариативность решения кото-рых напрямую зависит от уровня развития и мораль-ных устоев каждого индивида и, следовательно, можетпредставлять собой бесконечный ряд аргументов «за» и«против». Нравственность, предоставленная личномуусмотрению каждого, может невольно извращаться идаже совершенно исчезнуть из общества. Поэтому дан-ная сфера, более чем какая-либо иная, нуждается в на-личии категорических предписаний.Служа высшим нравственным началом, будучи вы-разителем нравственности не только своего общества,но и эпохи в целом, государство является, поА.Д. Градовскому, прогрессивным институтом по при-роде. Именно государство берет на себя непростуюмиссию обеспечения всей массе населения известнойсуммы нравственных понятий, умственных знаний иматериального благосостояния, без наличия которыхневозможно прогрессивное развитие общества.Поскольку, по А.Д. Градовскому, прочность обще-ственного и государственного строя в немалой степениобусловлена осознанием большинством людей взаимо-связи друг с другом и с государством, необходимымусловием прогрессивной деятельности последнего яв-ляется своевременная организация значимых общест-венных элементов, реализация потребности гражданучаствовать в общественной и политической жизнистраны. Наличие диссонанса между новыми общест-венными силами и консерватизмом правительства чре-вато стремлением этих сил «стать на место государст-ва». Поэтому «корень вопроса лежит именно в том, что-бы ни один элемент общества, достигший значения дей-ствительной силы, не оставался вне правительственнойорганизации и участия в политической жизни страны.Этого требует значение государства как верховного ор-ганизующего начала» [1. C. 297; 7. C. 25-26].Шествуя рука об руку с общественными силами,следя за тем, чтобы новые идеи и принципы, время отвремени будоражащие население, находились в разум-ной гармонии с жизнью, государственная власть рас-ширяет свое влияние, является «охранителем» порядка,служа, тем самым, делу прогресса. «…Движение впе-ред невозможно без прочного общественного порядка,твердо установленного на исторических основах каж-дой национальности» [3. C. 3].Концепция национального прогрессивного государ-ства А.Д. Градовского направлена на преодолениесформировавшейся под влиянием революционной эпо-хи и достаточно прочно утвердившейся в научном иобыденном сознании идеи диаметральной противопо-ложности порядка и прогресса в смысле отождествле-ния прогресса с революцией, а порядка - с реакцией.Значимость этой проблемы осознавалась далеко немногими представителями европейской науки. Россий-ский ученый находит весьма плодотворными размыш-ления французского историка и политика Ф.Ж. Бюше,который одним из первых попытался теоретическиобосновать возможность и даже необходимость сосу-ществования этих состояний.Несколько ранее проблема примирения легитимно-го порядка и прогресса была поставлена О. Контом иД.С. Миллем. Так, согласно мнению последнего, про-гресс, понимаемый как процесс непрерывного поступа-тельного развития и усовершенствования человеческо-го общества, не мыслим без порядка в смысле сохране-ния мира, прекращения частного насилия и охранывсей суммы благ, достигнутых человечеством. Поэтому«нельзя указать ни на одно политическое учреждение,ни на одно устройство общественных дел, которое бывело к одному порядку или к одному прогрессу; чтотолько содействует одному, служит другому» [8.C. 24].К сожалению, состояние гармонии общества и го-сударства - достаточно редкое явление в истории.Многочисленные примеры, приводимые А.Д. Градов-ским, свидетельствуют о том, что вплоть до эпохи Но-вого времени государство и общество чередовалисьдруг с другом в деле служения прогрессу. Так, коро-левская власть во Франции была орудием прогресса вфеодальную эпоху и причиной упадка при ЛюдовикеXV. Достаточно длительный период в истории Европыформирование и развитие общественных элементов,политическое воспитание народа, взращивание нацио-нального духа происходили исключительно под эгидойгосударства в рамках абсолютизма (Петр I, ЕкатеринаII, Ришелье, Фридрих II и т.д.). Когда же мысль, нрав-ственность, капиталы, собственность перерастают рам-ки государственной власти, общество, служа идее про-гресса, требует изменения существующих политиче-ских форм.Подобный динамизм отношений общества и госу-дарства, по А.Д. Градовскому, вполне закономерен,поскольку «государство… должно расти по мере воз-растания общественных сил… каждая эпоха общест-венного развития должна иметь свое государство, своеединство, свою организацию, в которую должны войтивсе элементы, в данную минуту существующие в стра-не» [7. C. 39]. Политически созревшее общество самоустанавливает наиболее пригодную и желательную длявсех общественных элементов государственную форму.Таким образом, согласно взглядам А.Д. Градовского,форма правления не имеет самостоятельного абсолютно-го значения: будучи отражением механизма взаимодейст-вия общества и правительства, с одной стороны, и раз-личных общественных элементов между собой - с дру-гой, она «удовлетворяет своему назначению до тех пор,пока… может удовлетворять правительственным целямпо отношению к обществу, и пока… общественные эле-менты не вступят в новые комбинации, не удовлетво-ряющиеся прежним положением общества по отношениюк правительству» [7. C. 23].Разграничение двух понятий - общества и государ-ства, раскрытие идеи общества с его свободно устанав-ливающимися целями и интересами, с добровольным исвободным отношением его граждан, безусловно, явля-ется важной заслугой российского ученого.Бесконечное многообразие интересов различных об-щественных слоев и индивидов трансформируется видею общего блага верховным организующим началом,именуемым государством. Государство, по А.Д. Гра-довскому, представляет собой развивающийся по опре-деленным историческим законам высший территори-альный и национальный союз, охватывающий различ-ные сферы человеческой жизни и обеспечивающий ус-ловия для осуществления целей и интересов входящих внего лиц и общественных организмов. Будучи одновре-менно и результатом, и двигателем общественного про-гресса, государство как юридическое и культурное явле-ние представляет собой отражение умственного, нравст-венного и экономического уровня развития своего наро-да. Поэтому каждая эпоха общественного развитиядолжна иметь государственную организацию, в наи-большей степени отвечающую интересам политическизрелых и значимых элементов общества.Служа высшим нравственным началом, имея цельюнаиболее полное общественное развитие, государство,по А.Д. Градовскому, является прогрессивным инсти-тутом по природе. Именно оно берет на себя непро-стую миссию обеспечения всей массе своих гражданизвестной суммы нравственных понятий, умственныхзнаний и материального благосостояния, без наличиякоторых невозможно прогрессивное развитие общест-ва. Только государству под силу аналитическая дея-тельность, направленная на изучение позитивных инегативных результатов развития отдельных эпох, итрансляция положительного опыта экономической,умственной и нравственной жизни от одного поколе-ния - другому. Только государство обладает возмож-ностью и способностью соизмерять новые политиче-ские начала с нравами, обычаями и чертами характерасвоего народа; следить за тем, чтобы каждый значимыйэлемент общества, достигший достаточного уровняорганизации, принимал участие в политической жизнистраны, чтобы новые идеи и принципы, время от вре-мени будоражащие общественные организмы, находи-лись в разумной гармонии с жизнью.Концепция национально-прогрессивного государст-ва А.Д. Градовского строится на идее динамизма ивзаимообусловленности политической системы страныи общественного сознания ее народа.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 322
Ключевые слова
А.Д. Градовский, государство, прогресс, общество, A.D. Gradovskiy, state, progress, societyАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Грязнова Татьяна Евгеньевна | Омская академия МВД России (г. Омск) | кандидат исторических наук, доцент, начальник кафедры теории и истории права и государства | griaznova-te@yandex.ru |
Ссылки
Градовский А.Д. Государственное право. Лекции, читанные А.Д. Градовским в 1881-1882 академическом году. СПб., 1882.
Градовский А.Д. Вступительная лекция по государственному праву, читанная в Санкт-Петербургском университете 10 октября 1866 года // Собрание сочинений А.Д. Градовского. СПб., 1899. Т. 1.
Градовский А.Д. Государство и прогресс // Собрание сочинений А.Д. Градовского. СПб., 1899. Т. 3.
Градовский А.Д. Парламентаризм во Франции. Б. Констан // Собрание сочинений А.Д. Градовского. СПб., 1899. Т. 3.
Градовский А.Д. Социализм на Западе Европы и в России // Трудные годы (1875-1880). Очерки и опыты. СПб., 1880.
Градовский А.Д. Государственное право. СПб., 1882.
Градовский А.Д. Теория представительства. Рец. Чичерин Б.Н. «О народном представительстве» 1867 г. // Политика, история и администрация. Критические и политические статьи. СПб., 1871.
Милль Д.С. Размышления о представительном правлении. СПб., 1863.
