Анализируется криминологическая характеристика преступности на железнодорожном транспорте. В этом контексте проведен анализ структуры преступности в Кузбасском УВДТ, показаны основные виды совершаемых преступлений, их причины и динамика развития.
The structure of crime in rail transport (by example of Kuzbass UVDT).pdf В отечественной криминологии с конца 1960-х гг.преступность стала изучаться не только в целом как нега-тивное социальное и уголовно-правовое явление, склады-вающееся из совокупности всех совершенных в странепреступлений, но и по составляющим её «частям». Ины-ми словами, анализу были подвергнуты и отдельные видыпреступности, из которых она складывается.Выделение видов преступности в криминологии в товремя осуществлялось, в первую очередь, по такому ос-нованию, как объект преступления, т.е. по тому благу,тому общественному интересу, на который посягал пре-ступник [1. С. 55]. В этой связи в первых учебниках кри-минологии исследовались такие виды преступности, какособо опасные государственные преступления; преступ-ления против личности и хулиганство; хищения государ-ственного и общественного имущества; преступления,составляющие пережитки местных обычаев; преступле-ния, связанные с нарушением правил безопасности дви-жения на автотранспорте [2]. Чуть позже по этому жеоснованию стали выделять должностные преступления инекоторые другие [3].В последние годы основания её классификации зна-чительно расширились, что, несомненно, было связано сростом преступности и изменением её структуры (во-влечением в неё новых слоёв общества, её проникнове-нием в различные сферы общественной жизни).Преступность в разных сферах жизнедеятельности ина различных объектах экономики имеет свою специфи-ку, в силу чего «актуальным становится изучение пре-ступности по сферам: автодорожные преступления, ком-пьютерные преступления, налоговые преступления, пре-ступления на железнодорожном транспорте» [4. С. 40].Как справедливо отмечает В.Э. Эминов [5], позна-ние преступления, всех его признаков необходимо дляразработки профилактических мер. Поэтому кримино-логическая характеристика - исходный этап для опти-мизации процесса разработки и реализации мер профи-лактики преступлений [5. C. 211].Несомненно, что железнодорожный транспорт яв-ляется специфичной отраслью экономики страны, име-ет характерные особенности, что, на наш взгляд, долж-но обусловливать специфику преступности на данномвиде транспорта.В связи с этим представляется очень важным про-ведение анализа преступности, совершаемой на желез-нодорожном транспорте.Анализ структуры преступности на железнодорож-ном транспорте мы решили показать на примере Куз-басского УВДТ, который является составной частьюЗападно-Сибирского УВДТ.Причиной такого выбора является его территори-альное расположение. Он находится на территорииКемеровской и Томской области и является крупней-шим железнодорожным узлом, который связывает тер-риторию Западной и Восточной Сибири. Кроме того,Кемеровская область является одним из ведущих инду-стриальных центров России.Покажем особенности структуры преступности поКузбасскому УВД на транспорте за 2008 г.В общей структуре преступности значительнуючасть составили кражи всех форм собственности -40%, в том числе кражи грузов - 9% (213 фактов); кра-жи цветных металлов - 3% (84); кражи в сфере пасса-жирских перевозок - 2% (54 факта). Преступления,связанные с незаконным оборотом наркотических ипсихотропных веществ, - 24,4% (586 фактов); с неза-конным оборотом оружия - 5% (123 факта). Грабежисоставили 1% в структуре преступности (21 факт); про-чие преступления - 2% (56 фактов).Первое место в структуре преступности по КУВДТв 2008 г. традиционно занимают экономические пре-ступления - 28% (658 фактов). В условиях обострениясоциальной напряжённости, разбалансированностиэкономики, возникновения различных форм собствен-ности и перехода к рыночным отношениям преступ-ность в сфере грузовых перевозок на железнодорожномтранспорте постепенно объективно превратилась в раз-новидность доходного «предпринимательства», дейст-вующего в межреспубликанском (межрегиональном имеждународном) масштабе.Грузовые перевозки на железнодорожном транс-порте традиционно являются сферой наибольшей кри-минальной уязвимости. Сумма убытков, понесённыхвсеми участниками перевозочного процесса, постоянновозрастает. В среднем в год по стране она составляетоколо 150 млрд руб.Совокупные изменения, направленные на сдвиг от тя-жёлой промышленности, где в основном транспортирова-лись сырьевые материалы, к лёгкой и средней, увеличилиобъем поставок высокоценных товаров. Именно поэтомуоперативная обстановка в сфере грузовых перевозок по-прежнему остаётся сложной. Так, по различным желез-ным дорогам страны до 60% от всех зарегистрированныхпреступлений на железнодорожном транспорте прихо-дится на сферу грузовых перевозок.Хищения грузов совершаются путём сруба запорныхустройств и закруток, взлома дверей и люков, выдавли-вания пола контейнеров, а также путём мошенничества,подлога, изготовления и использования фиктивных до-кументов, проникновения в компьютерные сети желез-ных дорог, снятия информации о предприятиях, имею-щих код-справки для использования в хищении грузов,оформления «ложного транзита», переадресовок грузов,подмены перевозочных документов и т.п.В 2008 г. количество выявленных и зарегистриро-ванных преступлений экономической направленностина КУВДТ возросло на 14,4% и составило 658 (в2007 г. - 575). По транспорту России - снижение на 1%.С начала 2008 г. поставлено на учёт 119 преступле-ний против государственной власти, интересов госу-дарственной службы и службы в органах местного са-моуправления (в 2007 г. - 73), из них 11 фактов дачивзятки и 7 - получение взятки. Против интересовслужбы в коммерческих организациях выявлено однопреступление, которое квалифицируется как коммерче-ский подкуп.В рамках повышения эффективности работы по вы-явлению фактов коррупции и выявления должностныхпреступлений в период с 1 июля по 30 августа 2008 г.проводилась операция «Коррупция-2008», в ходе кото-рой проведено 107 проверок предприятий транспорта ивыявлено 338 правонарушений экономической направ-ленности, из них 21 преступление (13 - по ч. 2, 3ст. 159 УК РФ, 5 - по ст. 292 УК РФ, 2 - по ст. 291 УКРФ, 1 - по ст. 171 УК РФ) и 317 административныхправонарушений.Вторым по количеству преступлений на КузбасскомУВДТ являются кражи - 607 случаев (26%). При этом в2008 г. их число увеличилось на 4,7% (с 915 до 958).Раскрыто 693 преступных посягательства (в 2007 г. -618). Остались нераскрытыми 273 кражи, что на 1,8%меньше, чем в 2007 г. (278 фактов).Кражи, как известно, являются самыми распростра-нёнными преступлениями против собственности. Так, вобщей структуре российской преступности их доляпревышает 50%, причём эта тенденция - одна из самыхустойчивых, о чем свидетельствует её сохранение напротяжении десятилетий. Более узкую, но вместе с темчрезвычайно актуальную проблему представляют кра-жи личного имущества, совершаемые на объектах же-лезнодорожного транспорта. Большая распространён-ность данных преступлений, их заметный рост нега-тивно влияют на уровень криминологической безопас-ности пассажиров, обостряют боязнь населения за своёимущество [6. С. 6].Следует признать, что система мер предупрежденияи раскрытия подобного вида краж является недоста-точно эффективной. Учитывая, что Россия относится кстранам с развитой системой объектов железнодорож-ного транспорта, можно сказать, что преступность,распространённая здесь, существенно влияет на деста-билизацию обстановки в стране в целом.Кражи у граждан являются одними из самых рас-пространённых и латентных преступлений, совершае-мых на объектах железнодорожного транспорта. Так,количество зарегистрированных краж в сфере пасса-жирских перевозок на Кузбасском УВДТ увеличилосьна 42,1% (с 38 до 54), из них 30 (в 2007 г. - 18) совер-шены в зоне обслуживания Тайгинского ЛОВД.В основе подавляющего большинства краж личногоимущества на железнодорожном транспорте лежит вик-тимогенная ситуация неосмотрительности. Её содержа-ние определяется временем совершения преступлений(49% краж совершается в период с 0.00 до 07.00), дняминедели (уровень хищений повышается в пятницу и вы-ходные дни) и даже временем года (41% преступленийсовершается в летние месяцы). Предметами хищенийчаще других становятся легкодоступные для кражи ве-щи: средства связи, деньги, продукты питания. Наиболеепривлекательными для совершения преступлений мес-тами являются вокзалы, а в поездах и электропоездах -тамбуры, купе поездов дальнего следования.Третье место по количеству занимают преступле-ния, связанные с незаконным оборотом наркотическихсредств и сильнодействующих веществ - 586 случаев,что на 0,3% больше, чем в 2007 г. (584 факта). Потранспорту России - увеличение на 4,9%. Их удельныйвес составил 24%. Наибольшее количество выявленныхнаркопреступлений приходится на Беловский - 210(-13,9%), Новокузнецкий - 134 (-10,1%) и Кемеров-ский ЛОВД - 115 (+29,2%). Тайгинским подразделениемвыявлено 66 фактов (в 2007 г. - 82), Томским - 48 (5).В ходе реализации имеющихся оперативных мате-риалов в 2008 г. было поставлено на учёт 16 (Новокуз-нецк - 7, Томск - 5, Кемерово - 1 и аппарат Управле-ния - 3) фактов перевозки наркотических средств(2007 г. - 6).Преобладание в структуре преступности на желез-нодорожном транспорте преступлений, связанных снезаконным оборотом наркотических средств, обу-словлено, на наш взгляд, тем, что железнодорожныйтранспорт является одним из самых «удобных» длятранспортировки преступниками наркотиков видовтранспорта. Подвижной состав железнодорожноготранспорта, прежде всего вагоны, грузовые и пасса-жирские, контейнеры, позволяют преступникам пере-возить большое количество (десятки килограммов)наркотических средств.Кроме того, подвижной состав позволяет им пря-тать наркотики в технологических полостях, отделени-ях вагонов и локомотивов, в других перевозимых гру-зах, что даже в случае их обнаружения создает труд-ность в доказывании принадлежности наркотическихсредств тому или иному лицу, в отличие, например, отавтомобильного или воздушного транспорта, где пре-ступники перевозят наркотики чаще всего непосредст-венно на себе или с собой.Следующее место занимают преступления, связан-ные с незаконным оборотом и хранением оружия ибоеприпасов (5%). Их количество снизилось на 25% посравнению с 2007 г., было выявлено 123 факта (потранспорту России увеличение на 0,1%) в 2007 г. - 164,из них 93 преступления, предусмотренных ст. 223 УКРФ (незаконное изготовление оружия) и 28, преду-смотренных ст. 222 УК РФ (незаконное приобретение,передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение ору-жия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывныхустройств).Рост зарегистрированных преступлений в сфере не-законного оборота оружия произошёл на участке опе-ративного обслуживания Кемеровского ЛОВД - на20% (с 15 до 18 преступлений). На остальных участкахнаблюдается снижение: Новокузнецкий - на 40% (с 10до 6), Беловский ЛОВД - на 33,3% (с 52 до 78), Тай-гинский - на 32% (с 25 до 17) и Томский - на 14,7% (с34 до 29).Преступность на транспорте, как в целом по стране,приобрела организованный характер. В частности, в2008 г. была пресечена деятельность пяти организо-ванных преступных групп. Данными группами былосовершено 44 преступления, из них 30 - в сфере эко-номики, 6 - в сфере незаконного оборота наркотиков,5 - общеуголовной направленности, 3 - в сфере грузо-вых перевозок.Рост организованной преступности свидетельствуето том, что железнодорожный транспорт является «при-влекательным» для деятельности организованных пре-ступных формирований.Как показывает анализ статистических данных иматериалов уголовных дел, основными видами органи-зованной преступной деятельности на железнодорож-ном транспорте являются хищения грузов, незаконныйоборот наркотиков и их контрабанда, совершение тер-рористических актов, а также контроль над проститу-цией на крупных вокзалах, расположенных на вокзалахгостиницах и в пассажирских поездах.Отдельно надо отметить подростковую преступ-ность на территории Кузбасского УВДТ.Структуру преступности несовершеннолетних наобъектах железнодорожного транспорта в 2008 г. в ос-новном составляют такие преступления, как кража(стабильно количественно преобладает), средний пока-затель за пять лет составил около 50%, в том числекражи изделий из цветного металла - около 35%. Так-же весьма распространёнными преступлениями явля-ются хулиганство и вандализм, которые составляютсоответственно 6 и 6%. Прочие преступления состави-ли 3%.Стоит заметить, что если в территориальных орга-нах внутренних дел регистрируются в основном такиепреступления, как убийство, умышленное причинениетяжкого вреда здоровью, изнасилование, мошенниче-ство, вымогательство, то аналогичные преступления натранспорте подростками совершаются крайне редко иих число незначительно.Произошёл рост числа анонимных сообщений о зами-нировании железнодорожных вокзалов - 25,4% звонковпоступило от несовершеннолетних. Ущерб, который былпричинён Западно-Сибирской железной дороге в резуль-тате ложных звонков, составил 29 млн руб.Кражи, совершаемые подростками на железнодо-рожном транспорте, условно можно разделить на триподгруппы: кражи изделий из цветного металла; кражижелезнодорожных грузов; кражи личного имуществаграждан.Главное отличие имущественных преступлений не-совершеннолетних, регистрируемых органами внут-ренних дел на транспорте, - то, что объектом хищенийв большинстве случаев является государственное иму-щество. Это прежде всего объясняется тем, что органывнутренних дел на транспорте ведут борьбу с преступ-ностью в поездах, на вокзалах, территории железнодо-рожных станций, в пределах их границы и на перего-нах, где жилой сектор отсутствует.Таким образом, преступность на железнодорожномтранспорте представляет собой достаточно массовое,негативное, исторически изменчивое социальное явле-ние уголовно-правового характера, имеющее характер-ные особенности, определяемые спецификой железно-дорожного транспорта, складывающееся из совокупно-сти всех преступлений, совершенных на его объектахза определённый промежуток времени.Особенности преступности на данном виде транс-порта проявляются, прежде всего, в её структуре, аименно: в наличии преступлений, характерных лишьдля данного вида транспорта; преобладании преступ-лений против собственности; преступлений, связанныхс незаконным оборотом наркотиков; преступлений про-тив общественной безопасности, а также в её высокомуровне латентности.Можно выделить две группы преступлений, совер-шаемых на железнодорожном транспорте, и опреде-лить их криминологические особенности:1) преступления, характерные для железнодорожно-го транспорта (обусловленные его спецификой):- железнодорожно-транспортные преступления (ст. 211,263, 266-268 УК РФ);- хищения грузов из подвижного состава;2) преступления, не обусловленные спецификойжелезнодорожного транспорта (против собственности,личности, против экономической деятельности, обще-ственной безопасности и др.).Анализ оперативно-служебной деятельности под-разделений по борьбе с преступными посягательствамина грузы свидетельствует о том, что на объектах транс-портного комплекса Кузбасского
Кудрявцев В.Н., Лунеев В.В. О криминологической классификации преступлений // Государство и право. 2005. № 6. С. 52-58.
Криминология: Учеб. / А.А. Герцензон, В.К. Звирбуль, Б.Л. Зотов, И.И. Карпец и др. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрид. лит., 1968. 472 c.
Криминология: Учеб. / Под ред. И.И. Карпец. М.: Юрид. лит., 1976. 439 с.
Блувштейн Ю.Д., Яковлев A.M. Новое уголовное законодательство // Проблемы криминологии и уголовного права. Вильнюс, 1992. С. 39-43.
Криминология: Учеб. / Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2009. 451 с.
Новикова Л.В. Предупреждение краж личного имущества на железнодорожном транспорте: По материалам Московской железной дороги: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Рязань, 2009. 23 с.