Социализация детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях параллельно-раздельного воспитания и обучения | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 343.

Социализация детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях параллельно-раздельного воспитания и обучения

Раскрываются понятия гендера и сущности полоролевой социализации. Проанализировано влияние воспитательных воздействий при организации параллельно-раздельного обучения детей дошкольного и начального школьного возраста на процесс социализации мальчиков и девочек.

Socialisation of children of preschool and younger school age in the conditions of parallel education and training.pdf Дошкольный и младший школьный возраст привле-кает особое внимание исследователей и педагогов-практиков. Этот период совпадает с подготовкой кшколе и начальным этапом обучения. От того, на-сколько требования, предъявляемые школой, будутадекватны возможностям девочек и мальчиков, во мно-гом зависят не только школьные успехи, но и станов-ление личности в целом. Встав на путь гуманизациивоспитания и образования, современная педагогикаборется за возвращение в нашу жизнь идеалов добра,терпимости, ненасилия; вместе с этими идеалами важ-но возвращение истинного понимания мужественностии женственности, ценности личного счастья, благопо-лучной семейной жизни.Основные программные документы, определяющиезадачи и содержание воспитательной работы в детскомсаду и в школе, не содержат рекомендаций относи-тельно полоролевой социализации мальчиков и дево-чек. Мальчики и девочки растут недостаточно подго-товленными к выполнению будущих социальных ро-лей, овладевая бесполой, а чаще «феминной» модельюповедения. В последние десятилетия появились науч-ные работы, в которых указывается на то, что совре-менные требования индивидуального подхода к фор-мированию личности не могут быть выполнены безучета психологической специфики пола ребенка.Начиная с дошкольного возраста, следует формиро-вать качества мужественности, эмоциональной устойчи-вости, смелости, решительности, ответственности, рыцар-ского отношения к представителям женского пола у маль-чиков и первые проявления женственности - заботли-вость, нежность, скромность, терпимость, стремление кмирному разрешению конфликтов - у девочек. Учиты-вать психофизиологические особенности мальчиков идевочек и отвечать требованиям современной науки по-зволяет гендерный подход к организации и осуществле-нию учебно-воспитательной деятельности.Целями гендерного подхода в образовании являются:1) снятие ограничений развития потенциала личности взависимости от пола; 2) помощь в формировании сис-темы потребностей, интересов, ценностных ориентацийи определенных способов поведения, характерных длятого или иного пола; 3) разнообразие способов подачиучебного материала, учитывающих гендерные особен-ности детей; 4) создание условий для максимальной са-мореализации и раскрытия способностей мальчиков идевочек в процессе педагогического взаимодействия.Термин «гендер» был заимствован российскими ис-следователями у зарубежных коллег, которые начализаниматься вопросами гендерных различий, феминиза-ции и маскулинизации общества ещё в 60-х гг. про-шлого столетия. В научный оборот этот термин ввеламериканский педагог Дж. Скотт. Под гендером пони-мается социальный пол человека, формируемый в про-цессе социализации личности и включающий в себяпсихологические, социальные и культурные отличиямежду мужчинами и женщинами. Термины «гендер-ный» и «полоролевой» в толковых словарях использу-ются как понятия-синонимы.Реализация гендерного подхода связана с пробле-мой полоролевой социализации человека. «Сущностьполоролевой социализации, как стихийной, так и отно-сительно социально контролируемой (т.е. воспитания),состоит в том, что мальчики и девочки, юноши и де-вушки, мужчины и женщины, развиваясь и самоизме-няясь в условиях жизни конкретного общества, усваи-вают и воспроизводят принятые в нем гендерные ролии культуру взаимоотношений полов», - пишетА.В. Мудрик [1. С. 201].Дети научаются различать свой пол в возрасте околополутора лет, а пол воспринимаемых людей значительнораньше - уже на первом году жизни. Позднее ребенокдифференцирует людей в зависимости от их пола, разделя-ет на «тетей» и «дядей», «мальчиков» и «девочек» и осоз-нает себя представителем определенного пола.Очень многое в половом развитии зависит от инди-видуальных особенностей ребенка, от того, стимули-руют у детей взрослые - родители, воспитатели детско-го сада - процесс полоролевой социализации или оносуществляется стихийно и определяется только тем,какой образец для подражания находят дошкольники всемье и детском саду. Важность воспитания качествмужественности и женственности с дошкольного воз-раста подчеркивал В.А. Сухомлинский: «Уже в малы-ше-первокласснике и дошкольнике мужского поланужно воспитывать настоящего мужчину» [2. С. 63].Значение процесса полоролевой социализации под-черкивал И.С. Кон. Он отмечал, что не только семья,но и общество сверстников оказывает существенноевлияние на процесс полоролевой социализации ребен-ка, являясь «исключительно важным агентом половойсоциализации» [3. С. 665].Группа детского сада представляет собой генетиче-ски наиболее раннюю ступень социальной организациидетей: у ребенка развиваются навыки общения с други-ми детьми, он осваивает и разнообразные виды совмест-ной деятельности, здесь формируются первые отноше-ния со сверстниками. В дошкольные годы начинаютпроявляться различия в интересах мальчиков и девочек(в тематике игр, рисунков, предпочитаемых книг, музы-кальных произведений, в особом познавательном отно-шении к различным сторонам действительности).Педагогам нужно выбирать способы взаимодейст-вия с мальчиком или девочкой, которые способствуютпозитивному и адекватному становлению их половойидентичности, т.е. развитию свойств, качеств, особен-ностей поведения, адекватных полу и соответствую-щим половым ролям, закрепленным в обществе. Необ-ходимо также знать возрастные этапы полоролевогоразвития дошкольников, этапы их социализации:а) 4-5 лет - период первичного формирования об-раза «Я» как представителя определенного пола (ребе-нок отличает мальчика от девочки по внешним призна-кам, получает первые представления о содержании по-ловых ролей и предписаниях общества);б) 5-6 лет: дети усваивают необратимость своегопола, и возникает идентичность;в) 7 лет и старше: половая идентичность углубляет-ся, обогащается, получает развитие полоролевое пове-дение, завершается гендерная идентификация.Большое значение имеет направленность педагоги-ческих средств на максимальную активизацию самихдетей в присвоении идеалов мужественности и женст-венности, варьирование различных форм воспитатель-ных воздействий. Осуществлению гендерного подхода ввоспитании дошкольников и младших школьников вобразовательном учреждении «Прогимназия «Эврика»способствует создание параллельно-раздельных групп иклассов для мальчиков и девочек. Группы и классымальчиков и девочек находятся на одной площадке, чтопозволяет детям проводить достаточно времени в совме-стной деятельности. Учет определенных принципов ра-боты с девочками и мальчиками, соответствующих ихприродным психофизиологическим особенностям, осу-ществляется при организации их раздельного обучения.В воспитательный процесс дошкольников включены:организация предметно-развивающей среды, использо-вание сюжетно-ролевых игр и сказок с целью расшире-ния представлений ребенка о возможных моделях поло-ролевого поведения и облегчения идентификационныхпроцессов. Специально организованная для мальчиков идевочек предметно-развивающая среда дает возмож-ность ребенку актуализировать и закреплять способыполоролевого поведения в деятельности.Сюжетно-ролевая игра - ведущая деятельность де-тей дошкольного возраста - также является значимымусловием формирования позитивной половой идентич-ности. Как отмечал Э. Эриксон, «в дошкольном возрас-те поглощенность игрой позволяет ребенку проникнутьв мир других людей» [4. С. 134]. Именно в игре закреп-ляются позитивные стереотипы качеств мужественно-сти и женственности, нравственные качества, а такжезакладываются основы эмоционально положительногоотношения к будущей роли мужчины или женщины,папы или мамы. Педагоги способствуют формированиюигровых умений в самостоятельной игре детей, в кото-рой мальчики и девочки по собственному желанию реа-лизуют полоролевые представления и предпочтения.Важным направлением работы педагогическогоколлектива является оказание помощи родителям. За-дачи этого направления: 1) акцентировать вниманиеродителей на воспитании мальчика и девочки адекват-но половой роли в настоящем и будущем; 2) создатьусловия для приобретения родителями необходимыхзнаний о психофизиологических и психологическихособенностях мальчиков и девочек, о средствах и ме-тодах полового воспитания в семье.За период с 2003 по 2009 г. автором накоплен собст-венный диагностический материал по оценке эффектив-ности полоролевого воспитания. Исследования формиро-вания процесса половозрастной идентификации, само-оценки детей и эмоционального восприятия половых ро-лей и образа «Я» позволяют сделать следующие выводы:1. Мальчики 3-, 4- и даже 5-летнего возраста в сме-шанных группах выстраивают последовательностьидентификации своего жизненного пути от младенцадо старика, допуская, что в разные периоды жизни онимогут быть как мальчиками, так и девочками, и дажететями. В раздельных группах детского сада уже в 4 и в5 лет идентификация у мальчиков выстраивается помужскому типу, только дети не хотят быть стариками.В 6 лет мальчики совершенно точно идентифицируютсвой жизненный путь. Параллельно-раздельное воспи-тание положительно повлияло на динамику формиро-вания процесса полоролевой идентификации. И девоч-ки, и мальчики правильно видят свой жизненный путь,а идентификация у них заканчивается к 6-7 годам. Де-ти усваивают необратимость своего пола, у них полу-чает нормальное развитие полоролевого поведения.2. Эмоциональные аспекты восприятия образа «Я» враздельных группах изменились в лучшую сторону.Мальчики стали более позитивно оценивать себя. Те-перь у них преобладающим является позитивное само-восприятие, а не негативное, как в смешанных группах.Именно в этом возрасте у ребенка формируются зачат-ки личности, развивающиеся впоследствии в системупредставлений о самом себе.К окончанию дошкольного периода дети достигаютгендерной константности. У них закрепляются уста-новки на определенные способы поведения, характер-ные для того или иного пола, у мальчиков и девочекпоявляются различия в их личностных качествах.С 7 лет начинается второй этап полоролевой стан-дартизации. Если в дошкольном детстве половые раз-личия в большей степени воспринимались ребенком навнешнем уровне, то в младшем школьном возрасте по-ловой дифференциации подвергаются психологическиекачества. Можно сказать, что вопрос о том, что надоделать, чтобы тебя считали мальчиком или девочкой,заменяется вопросом о том, каким для этого надо быть.Содержание идентичности с возрастом становится бо-лее реалистичным и адекватным тем формам, которыезадаются средой, где вырабатываются стереотипы по-лоролевого поведения.Основными задачами полоролевой социализации вмладшем школьном возрасте являются психологиче-ская и информационная подготовка к периоду половогосозревания, восполнение пробелов знаний о поле, фор-мирование социоприемлемых вариантов полоролевогоповедения. Решение этих задач возможно за счет при-влечения ребенка к реально ценным, с точки зрения егомаскулинности/феминности, занятиям. Другими сло-вами, важно, чтобы занятия позволяли ребенку свобод-но проявлять качества, соответствующие его представ-лениям о мужском и женском.Кадетские классы в начальной школе для мальчикови гимназические классы для девочек в прогимназии«Эврика» вполне соответствуют поставленным задачами являются продолжением системы обучения и воспи-тания на основе гендерного подхода.Воспитание можно рассматривать как относительносоциально контролируемый процесс развития человека входе его социализации [5. С. 3], а специальное полоори-ентированное воспитательное воздействие поможетмальчикам и девочкам понять и осознать свою половуюроль. Принятие мальчиком роли кадета расширяет пове-денческий репертуар настоящего мужчины. Обучениедействиям в чрезвычайных ситуациях, умениям проти-востоять природным и техногенным катастрофам, испы-тание на преодоление в себе страха, на развитие силы,ловкости, смелости, выносливости раскрепощает в де-тях мужское начало. Здоровый нравственный климатпобуждает их к доверию, состраданию, доброте.Интеграция образовательного и кадетского аспектовв одной образовательной модели позволяет закрепитьстереотипы, касающиеся профессиональных ролей всоответствии с полом, а также представления о физи-ческих, психических, поведенческих свойствах, харак-терных для мужчин и женщин. Воспитательный про-цесс в кадетских классах прогимназии осуществляетсяв соответствии с разработанным проектом кадетскогокласса МЧС «Юный спасатель».Рядом с кадетскими классами располагаются клас-сы девочек, в которых разработан женский вариантвоспитания и обучения. Хотя ценности - яяя любовь к Ро-дине, любовь к семье, понимание отцовства и ма-теринства - единые с кадетскими. В начальной школеразработана воспитательная программа для девочек -проект гимназического класса «Весёлые девчата»; на-правление деятельности - «Этика и эстетика».Такие формы организации учебно-воспитательногопроцесса способствуют закреплению и обогащениюполоролевого поведения, повышению учебной мотива-ции, раскрытию творческих способностей школьникови формированию навыков здорового образа жизни.Дети комфортнее себя чувствуют в параллельно-раздельных классах, это доказывают результаты диаг-ностики эмоциональных состояний и работоспособностимальчиков и девочек по окончании периода адаптации кшколе. Оптимальная работоспособность, т.е. отсутствиепереутомления, соответствие нагрузок возрасту ребенка,выше в раздельных классах у мальчиков (в 2007 г. - 71%респондентов, в 2008 г. - 65%), а в смешанных классахоптимальная работоспособность отмечена лишь у 47%мальчиков. У девочек эта разница менее заметна. Маль-чиков, работающих на пределе своих возможностей, враздельных классах мало, а девочек больше (47% в2007 г. и 69% в 2008 г.). В смешанных классах только у18% девочек было отмечено перевозбуждение, что свя-зано с их высокой ответственностью и с тем, что учи-тель во время занятий чаще обращается к девочкам.Особенность девочек - ждать одобрения учителя, и ониочень стараются работать на уроках, чтобы соответство-вать его ожиданиям. Период адаптации у девочек в 2008г. закончился с хорошими показателями: 81% имелихорошую мотивацию к обучению.Большое внимание в прогимназии отводится форми-рованию культуры взаимоотношений между мальчика-ми и девочками: совместное проведение уроков хорео-графии, театрального искусства, прогулок и праздников.Мальчики с уважением относятся к девочкам, с удо-вольствием ходят к ним в гости и наоборот. В ситуацияхобщения школьники стараются проявлять себя в соот-ветствии с половой принадлежностью, демонстрироватьженскую или мужскую модель поведения и транслиро-вать принятую ими гендерную культуру.Таким образом, воспитание мальчиков, как буду-щих мужчин, или девочек, будущих женщин, - это про-цесс не только индивидуальный, но и социальный.Воспитывает все: родители, педагоги, сверстники исверстницы, предметно-обучающая среда, вещи, явле-ния природы и события в жизни общества, литература,искусство. Каким содержанием наполнятся нравствен-ные оценки детей, какие качества мужественности илиженственности сформируются у детей, как смогут раз-вить свои способности мальчики и девочки зависит отусловий воспитания и особенностей среды.Процесс социализации должен проходить не сти-хийно, а строиться на компетентном воспитательномвоздействии, учитывающем гендерные особенностидетей. Создание параллельно-раздельных классов длядевочек и мальчиков является адекватной мерой созда-ния условий для полноценного полоролевого воспита-ния.

Ключевые слова

гендер, гендерный подход, гендерная идентификация, полоролевая социализация, гендерные роли, гендерные стереотипы, маскулинность, феминность, gender, gender approach, gender identification, gender socialisation, gender roles, gender stereotypes, masculinity, femininity

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Волошина Надежда КузьминичнаХакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (г. Абакан)аспирант кафедры профессионального психолого-педагогического образованияjadan50@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Мудрик А.В. Основы социальной педагогики: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. М.: Академия, 2006. 208 с.
Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М., 1979. Т. 1.
Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей. М., 1975.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. / Общ. ред. и предислов. А.В. Толстых. 2-е изд. М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006. 352 с.
Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2000. 200 с.
 Социализация детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях параллельно-раздельного воспитания и обучения | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 343.

Социализация детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях параллельно-раздельного воспитания и обучения | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 343.

Полнотекстовая версия