Вектор реализации сопряженного двигательного и умственного развития
Обосновывается необходимость учета связей в развитии двигательной и умственной сфер личности в образовательном процессе. На основе экспериментальных данных показано, что соотношение развития двигательных и умственных способностей юношей меняется с возрастом.
Vector of conjugate motor and intellectual development realization.pdf Неотъемлемой частью инновационного этапа разви-тия образовательной системы является совершенствова-ние физического воспитания подрастающего поколения.Низкая эффективность традиционной системы физиче-ского воспитания диктует необходимость поиска новыхорганизационных форм. В ходе проведения большойтеоретической и экспериментальной работы группойученых было доказано, что спортивно-ориентированноефизическое воспитание позволяет существенно повы-сить эффективность педагогических воздействий на раз-витие двигательного потенциала учащихся [1].Вместе с тем одним из условий успешной реализа-ции инноваций является осознание роли физическоговоспитания в процессе развития личности, которая внастоящее время сводится преимущественно лишь кформированию двигательного потенциала, укреплениюздоровья подрастающего поколения. Процессы разви-тия умственной и двигательной сфер личности рас-сматриваются как имеющие свои независимые, непере-секающиеся линии. По нашему мнению, одной из при-чин этого выступает не в полной мере осмысленное вобщественном сознании значение физического разви-тия для целостного формирования личности в единствеее двигательных, интеллектуальных способностей инравственных качеств. Отдельные способности не яв-ляются рядоположными и не существуют независимодруг от друга, а приобретают качественно различныйхарактер и существенно меняются от степени развитиядругих способностей.Важный и вместе с тем не всегда сознательно реа-лизуемый аспект влияния двигательных действий наумственное развитие в ходе физического воспитанияотмечала Н.П. Локалова [2]. Развитие двигательной иумственной сфер личности теснейшим образом взаи-мосвязано, поскольку, с одной стороны, познаватель-ные процессы позволяют человеку контролировать иуправлять движениями, а с другой - посредством реа-лизации двигательной деятельности происходит разви-тие самих познавательных процессов. Процесс осуще-ствления движений всегда сопряжен с необходимостьюсоздания адекватного образа двигательного действия,что предполагает анализ, синтез, сравнение и обобще-ние информации, поступающей от зрительного, слухо-вого, тактильного и других анализаторов. Отсюда наи-более адекватный образ двигательного действия воз-можен при достаточной дифференцированности позна-вательной сферы. Вместе с тем известно [3], что как разименно движения позволяют практически до бесконеч-ности разнообразить впечатления, обусловливая по-ставку более богатого воспринимаемого материала, атакже способствуют расчленению исходно слитныхвпечатлений, что, в свою очередь, лежит в основе про-цессов дифференциации в развитии познавательныхпроцессов.Эффективность учебного процесса может обеспе-чиваться только при такой его системной организации,которая соотносится с закономерностями возрастногоразвития различных систем организма, которые вбольшей или меньшей степени взаимосвязаны и взаи-модетерминированы. Сегодня становится все болееочевидным, что в образовательной системе сложносоздать оптимальные условия развития личности, изу-чая и раскрывая лишь гомогенные связи между отдель-ными сторонами обучения и воспитания и развитиемсоответствующей сферы личности. Отмеченное про-диктовано логикой развития сложных систем. С пози-ции системного подхода познание становления лично-сти не сводится к суммированию закономерностей раз-вития ее элементов. Изменение какого-либо отдельногокомпонента отражается на других компонентах и обу-словливает изменение системы в целом.Комплексное изучение развития человека позволи-ло Б.Г. Ананьеву подчеркнуть, что в процессе развитияизменение какого-либо отдельного компонента систе-мы не может не затрагивать других компонентов в силуналичия внутренних взаимозависимостей между отдель-ными сторонами развития (умственного, физического,нравственного и т.д.). В частности, пишет автор, «то илииное изменение, вносимое воспитанием и обучением вразвитие ребенка, проникает в одни механизмы, вызыва-ет сопротивление в других, растормаживает или затор-маживает какой-либо комплекс реакций, образует новуюсистему связей или преобразует старую» [4. С. 519-520].Определенное воспитательное воздействие вызывает вчеловеке отдельную ответную реакцию, но эта реакцияотражает изменение целого. В этой связи истинно глу-бокое познание закономерностей развития личности недолжно ограничиваться изучением гомогенных связей, аболее полную картину, отражающую закономерностиразвития человека, можно составить на основе изуче-ния взаимовлияния развития различных сторон лично-сти в ходе онтогенеза.В этой связи внешние развивающие влияния долж-ны учитывать структурно-функциональную разнокаче-ственность элементов системы и их разнообразнуювзаимную зависимость в ходе онтогенеза. Неправомер-но рассматривать возрастное развитие только примени-тельно к отдельно взятым системам, необходимо знатькачество их взаимосвязей в возрастном аспекте и то,как эти взаимосвязи изменяются в различные возраст-ные периоды [5].К настоящему времени в науке накоплен достаточ-но большой объем материала, раскрывающего особен-ности соотношения двигательной и умственной сфервзрослеющей личности. Вместе с тем имеющиеся дан-ные в значительной степени фрагментарны и отражаюттот или иной узкий аспект рассматриваемого вопроса.Сегодня практически не исследован вопрос о наиболееоптимальном соотношении развития двигательных иумственных способностей в процессе взросления. Неиз-вестно, развитие каких двигательных способностей наи-более благотворно влияет на развитие умственной сфе-ры человека в каждом конкретном возрасте, т.е. нет ин-формации о том, как соотносятся сензитивные периодыразвития двигательных способностей с аналогичнымипериодами в развитии определенных умственных спо-собностей. Полагаем, что в раскрытии отмеченных зако-номерностей кроется существенный резерв повышениякачества воспитательно-образовательных воздействийна развивающуюся личность.Внимание исследователей в большинстве случаевакцентировалось на влиянии двигательной активностина умственную работоспособность [6, 7], выявлениивозможности интеграции двигательной и познаватель-ной деятельности учащихся в рамках занятий по физи-ческому воспитанию [8-11]. Последний подход, помнению авторов, позволяет непосредственно повыситьинтеллектуальный потенциал двигательной активно-сти. Но речь в этом случае идет не столько о влияниисобственно двигательного развития и активности наумственное становление, сколько о том, каким образомсочетать двигательную и умственную работу, чтобы входе решения двигательных задач активизировать ум-ственную деятельность. Бесспорно, подобная органи-зация физического воспитания крайне важна в дошко-льном образовательном процессе, поскольку при высо-коактуализированной потребности в движениях веду-щей деятельностью в этом возрасте является игра.Вместе с тем высокие требования к познавательномуразвитию современных дошкольников нередко застав-ляют вводить уже в этом возрасте фактически полно-ценные занятия, предполагающие длительные статиче-ские нагрузки. Отчасти альтернативой этому могутстать интеллектуально нагруженные занятия физиче-ским воспитанием преимущественно в игровой форме.При всей ценности интеллектуализации физическо-го воспитания посредством совмещения двигательнойи умственной деятельности этот подход имеет своиограничения.Во-первых, практика показывает, что современноеобразовательное пространство отличается непрерывноувеличивающейся интеллектуализацией. При этомприоритет умственного развития становится настольковысок, что в определенной степени вытесняет из обра-зовательной среды другие не менее важные для всесто-роннего и гармоничного развития личности сферы, вчастности сферы развития двигательного и нравствен-ного потенциалов человека. Наблюдаемый крен в сто-рону увеличения интеллектуальной нагрузки уже и призанятиях физической культурой, с одной стороны, по-вышает и без того высокую умственную нагрузку уча-щихся, а с другой - появляется риск утраты главныхзадач физического воспитания - развития двигательно-го потенциала, укрепления здоровья подрастающегопоколения. В рассматриваемом случае интеллектуали-зация физического воспитания достигается преимуще-ственно не средствами собственно двигательной ак-тивности, а привнесением в последнюю умственнойнагрузки.Во-вторых, совмещение двигательной и умственнойактивности, вероятнее всего, наиболее успешно можетреализовываться в рамках дошкольного и отчастимладшего школьного физического воспитания. Кос-венным подтверждением этому служит то, что практи-чески все исследовательские работы по данному во-просу осуществлялись именно на детях отмеченныхвозрастных групп. Очевидно, что задачи, формы исредства физического воспитания в дошкольном имладшем школьном возрастах позволяют включать впроцесс решения двигательных задач умственную ра-боту (например, в игровой метод). Не секрет, что в бо-лее старших возрастных группах задачи, формы исредства физического воспитания существенно изме-няются, увеличивается доля строго регламентирован-ных упражнений, направленных на развитие тех илииных двигательных способностей. Доля игрового ме-тода существенно снижается. Соответственно меньшевозможностей включения в двигательную активностькомпонентов умственной деятельности.Как нам представляется, одним из перспективныхисследовательских направлений по рассматриваемойпроблеме является изучение соотношения развитиядвигательных и умственных способностей в ходе онто-генеза. Ценность данного подхода определяется сле-дующим. Во-первых, уровень двигательных способно-стей является интегральным показателем функциони-рования двигательного анализатора и в определеннойстепени отражает двигательную активность той илииной направленности. Во-вторых, изучение соотноше-ния рассматриваемых способностей позволяет раскры-вать роль собственно двигательного развития в форми-ровании умственных способностей, причем методиче-ски осуществить это возможно практически на всехэтапах онтогенеза.В настоящее время нами исследуются соотношенияразвития двигательных и умственных способностей натрех выборках, в каждой из которых ежегодные на-блюдения проводятся в течение трех лет. Первая вы-борка школьников 6-8-х классов, вторая - юношей идевушек 10-11-х классов и 1-го курса Сибирской госу-дарственной автомобильно-дорожной академии, третьявыборка - юношей и девушек 1-3-го курсов академии.Часть результатов исследования к настоящему времениуже опубликована в открытой печати [12-15].Собранный и обработанный на сегодняшний деньматериал позволяет говорить о следующем. У шести-классников проявления двигательных способностей взависимости от уровня интеллекта не имеют достовер-ных различий ни по одному из тестируемых показате-лей. Между тем на уровне тенденции несколько болеевысокий уровень быстроты и скоростно-силовых спо-собностей выявлен у школьников с высоким интеллек-том. У школьников с низким интеллектом имеет местонезначительное преобладание в показателях силовыхтестов [12].Несколько иная картина выявлена у школьников8-х классов, свидетельствующая о довольно значитель-ных различиях в двигательных способностях в зависи-мости от проявляемого ими уровня интеллекта. Так, улиц, имеющих меньший уровень интеллекта, вышепоказатели силовых и скоростно-силовых способно-стей, а также быстроты. Показатели в тестовых испы-таниях двигательных способностей у школьников сосредним уровнем интеллекта ближе к данным лиц,имеющих меньший уровень интеллекта.Подобная связь наблюдается и у школьников10-х классов; она свидетельствует, что лучший резуль-тат в показателях силовых, скоростно-силовых способ-ностей, а также быстроты и аэробной выносливостивыявлен у лиц с меньшим уровнем интеллекта. Полу-ченные данные свидетельствуют, что в процессевзросления происходит как бы поляризация в разви-тии интеллекта и двигательной сферы, развивающаяся,вероятнее всего, по доминантному признаку.Результаты испытуемых второй и третей выборокпоказали, что и в 11-х классах, и у студентов 1-3-го курсов сохраняется описанная тенденция поляри-зации в развитии двигательной и умственной сфер лич-ности, но при этом наблюдается ее существенное ос-лабление [14, 15]. То есть в процессе взросления, помере удаления от подросткового возраста, наблюдаетсяослабление отрицательных связей между двигательны-ми и умственными способностями.Подтверждением этому послужило изученное намисоотношение динамики развития изучаемых способно-стей. Так, если в 6-х классах более высокая динамика дви-гательных способностей наблюдалась у школьников снизкой динамикой интеллекта, то начиная с 8-го класса ивплоть до студенческого возраста наиболее выраженныеприросты двигательных способностей наблюдаются уюношей с высокой динамикой интеллекта.Особый интерес в контексте рассматриваемого во-проса вызывает анализ выраженности динамики разви-тия умственных способностей лиц, различающихсяисходным уровнем интеллекта. У школьников 6-х клас-сов высокая динамика интеллекта свойственна лицам,имеющим в начале эксперимента более высокий уро-вень его проявления. Юношам 8-11-х классов и сту-дентам 1-3-го курсов свойственно обратное: высокаядинамика интеллекта выявлена у лиц со сравнительноболее низким уровнем его проявления в начале экспе-римента.Соответственно у шестиклассников, имеющих вы-сокие темпы развития двигательных способностей, ни-же уровень интеллекта и его динамика. Исходя из этогомы склонны полагать, что интенсивное развитие двига-тельной сферы в подростковом возрасте несколькотормозит интеллектуальное развитие. Наоборот, ушкольников с высоким интеллектом и большей дина-микой его развития двигательные способности разви-ваются менее интенсивно, чем, вероятно, не препятст-вуют развитию умственной сферы. Косвенное под-тверждение нашей гипотезы мы находим в ряде работ,описывающих динамику умственного развития вшкольном возрасте. Так, в работе О.В. Болотовой [16]выявлено определенное снижение темпов познаватель-ного развития учащихся 5-7-х классов, которое, помнению автора, связано с особенностями подростково-го возраста, когда на первое место выходит физическоеразвитие детей. На этом этапе организм тратит колос-сальные энергетические ресурсы на биологическиепроцессы созревания, изменения на гормональном ипсихофизиологическом уровнях.Сравнение динамики интеллектуального развитияподростков в условиях разных моделей обучения, про-веденное Е.Г. Будриной [17], также показало наличиеспада интеллектуальных возможностей учащихся7-х классов, который в той или иной степени проявля-ется как в коррекционной и традиционной, так и в обо-гащающей моделях обучения.По мнению Е.П. Ильина [18], гормональная пере-стройка, происходящая в организме в подростковомвозрасте, приводит к росту возбуждения и подвижно-сти нервных процессов. Известно, что преобладаниевозбуждения по «внутреннему» балансу обусловливаетболее высокую потребность в двигательной активно-сти. Есть основания полагать, что повышение возбуди-мости нервной системы в подростковом возрасте влия-ет на повышение двигательной активности, блокирую-щей в некоторой степени активность умственную.Вместе с тем подростковая возбудимость нервной сис-темы не может не иметь индивидуальную меру выра-женности хотя бы потому, что исходный уровень воз-будимости и подвижности нервных процессов у людейнеодинаков.Как нам представляется, во многом с этим связан из-вестный в когнитивной психологии «синдром 7-го клас-са», характеризующийся выраженным снижением ди-намики умственного развития школьников. Исходя изполученных нами данных очевидно, что у школьниковв неодинаковой степени выражено замедление умст-венного развития. Последнее же, вероятно, связано синдивидуальными особенностями, обусловливающимииндивидуальную меру выраженности сензитивностидвигательного развития. У лиц с более интенсивнымдвигательным развитием больше выражено замедлениединамики умственного развития, и наоборот. Этот те-зис основывается на том, что выраженность и продол-жительность сензитивных периодов для развития техили иных двигательных способностей могут сущест-венно различаться в зависимости от индивидуальныхособенностей личности [19].Иная картина наблюдается на «выходе» из подрост-кового возраста. У школьников 8-х и старших классов,а также у студентов более высокая динамика интеллек-та свойственна лицам с его более низким уровнем висходном состоянии. Мы полагаем, как раз тем уча-щимся, кому в подростковом возрасте было свойствен-но более интенсивное двигательное развитие. В резуль-тате у лиц с низким уровнем проявления умственныхспособностей в 8-х и 10-х классах наблюдается одно-направленная более выраженная динамика изменениякак двигательных, так и умственных способностей.Представленные данные показывают наличие опре-деленных вариантов возрастного развития личности визучаемом аспекте, т.е. в определенном возрастномпериоде возможно некоторое преобладание в развитиилибо умственных, либо двигательных функциональныхсистем. Полагаем, что в раскрытии отмеченных зако-номерностей кроется существенный резерв повышениякачества воспитательно-образовательных воздействийна развивающуюся личность.Учет гетерогенных связей в развитии различныхсистем в едином процессе развития человека позволитсоздать наиболее благоприятные условия для форми-рования как двигательных, так и умственных способ-ностей учащихся на основе использования положи-тельных и нивелирования отрицательных переносовразвития одной функциональной системы на другую.Факты, свидетельствующие о взаимосвязях в разви-тии двигательной и умственной сфер личности, дик-туют необходимость поиска должного места физиче-ского воспитания в инновационной образовательнойсреде.
Ключевые слова
двигательные способности,
умственные способности,
соотношение,
возраст,
варианты развития,
motor abilities,
intellectual abilities,
correlation,
age,
developments variantsАвторы
Ревенко Евгений Михайлович | Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (г. Омск) | кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой физического воспитания | revenko.76@mail.ru |
Сальников Виктор Александрович | Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (г. Омск) | профессор, доктор педагогических наук, заслуженный работник высшей школы, ректор | rector@sibadi.org |
Всего: 2
Ссылки
Бальсевич В.К., Лубышева Л.И., Прогонюк Л.Н. и др. Новые векторы модернизации систем массового физического воспитания детей и подростков общеобразовательной школы // Теория и практика физической культуры. 2003. № 4. С. 56-59.
Локалова Н.П. Зачем нужна школьная физкультура: точка зрения психолога // Вопросы психологии. 1989. № 3. С. 106-112.
Сеченов И.М. Избранные произведения. Т. 1: Физиология и психология. М.: Изд-во АН СССР, 1952. 772 с.
Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. Т. 2: Развитие и воспитание личности / Под ред. Н.А. Логиновой. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2007. 549 с.
Сальников В.А. Соотношение возрастного и индивидуального в структуре сенситивных и критических периодов развития // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997. № 4. С. 8-12.
Бондаренко Е.В. Влияние двигательной активности на развитие психомоторных и познавательных способностей школьников: Дис. … канд. психол. наук. Ставрополь, 2003. 255 с.
Зайцев Б.М., Лытко А.А. Динамика умственной работоспособности первоклассников-шестилеток при разной двигательной активности // Вопросы психологии. 1990. № 1. С. 50-57.
Баландин В.А. Развитие познавательных процессов детей 6-10 лет средствами физического воспитания // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000. № 1. С. 24-26, 39-40.
Дворкин А.С., Чернышенко Ю.К. Возрастные особенности развития психических процессов детей 3-6 лет средствами физического воспитания // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997. № 2. С. 32-34.
Стародубцева И.В., Короткова Е.А. Умственное развитие старших дошкольников в процессе физического воспитания // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2005. № 3. С. 18-22.
Шарманова С.Б., Федоров А.И. Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998. № 1. С. 50-54.
Зелова Т.Ф., Ревенко Е.М., Сальников В.А. Возрастные особенности соотношения развития двигательных и умственных способностей школьников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2010. № 3. С. 11-16.
Ревенко Е.М., Леденева И.В., Сальников В.А. Соотношение динамики двигательных и умственных способностей у школьников 15-17 лет // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 15. С. 448-459.
Ревенко Е.М., Сальников В.А. Соотношение динамики двигательных и умственных способностей у студентов // Теория и практика физической культуры. 2008. № 11. С. 24-30.
Ревенко Е.М., Сальников В.А. Сравнение микровозрастной динамики двигательных и умственных способностей студентов 17-20 лет // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2009. № 6. С. 54-61.
Болотова О.В. Исследование структуры познавательных способностей у учащихся с разными темпами психического развития: Дис. … канд. психол. наук. М., 2003. 273 с.
Будрина Е.Г. Динамика интеллектуального развития подростков в условиях разных моделей обучения // Психологический журнал. 2009. № 4. С. 33-46.
Ильин Е.П. Психомоторная организация человека: Учеб. для вузов. СПб.: Питер, 2003. 384 с.
Сальников В.А. Особенности межпризнаковых и межвозрастных связей показателей морфофункционального развития // Индивидуальные и возрастные особенности развития двигательных и умственных способностей: Сб. науч. тр. Омск: СибАДИ, 2010. 196 с.