Политико-психологический подход к исследованию политических ценностей | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 345.

Политико-психологический подход к исследованию политических ценностей

Статья посвящена комплексной характеристике политических ценностей как категорий политической психологии, раскрытию их устойчивых свойств и отличительных особенностей как на уровне отдельной личности, так и в структуре массового сознания.

Political-psychological approach to the research of political values.pdf Ценностная проблематика является чуть ли не од-ной из старейших наряду с ключевыми онтологиче-скими вопросами. Ценностные представления входят вструктуру первобытных мифов, а начиная с античныхвремен занимают значительное место в философскихвоззрениях мыслителей. В философии возникает дажецелое направление - аксиология как теория ценностей.Теория и прикладные исследования ценностей, в томчисле и политических, развивались в двадцатом столе-тии на стыке философии, социологии, психологии и по-литологии. В научной литературе насчитывается болееста дефиниций понятия «ценность», в которых предла-гаются к рассмотрению разнообразные аспекты даннойпроблемы. Специфика гуманитарного знания предпола-гает многозначность терминов, историческое изменениеих содержания, а отсюда - наличие множества мнений,подходов и школ. В целом ученые сходятся только водном - факте реального существования конструктов,определяемых как «ценности» и их значимости.Научные изыскания как на теоретическом, так и науровне эмпирических исследований требуют, в первуюочередь, определения понятий, составляющих объектизучения. Сложность определения сущности феномена«политические ценности» связана с его многозначно-стью, с его объективными особенностями. А ведьименно ценности являются ядром важнейших компо-нентов политики - идеологии, политической культуры,политической системы.Операционализация понятия «политические ценно-сти» требует достаточно детального рассмотрения дан-ного феномена. Анализируя политические ценности сточки зрения политико-психологического подхода, мыопределяем их как политические убеждения и целииндивидуума или общества, отражающие в их созна-нии устойчивую положительную значимость тех илииных смыслов, принципов и явлений и являющиесяориентирами в мире политики.Политические ценности существуют в двух основ-ных формах1:- групповые политические ценности2 - выработан-ные общественным сознанием и присутствующие в немобобщенные представления о совершенстве в полити-ческой сфере общественной жизни;- персональные политические ценности - когни-тивные конструкты в структуре личности, определяю-щие к ее отношение к политическим событиям, явле-ниям и процессам, а также практическую реализацию всвоем поведении и деятельности общественно-полити-ческих идеалов.Ценности, в том числе и политические, имеют двойст-венную природу: «...они социальны, поскольку обу-словлены опытом в связи с положением человека в об-ществе, системой воспитания, системой усвоенных имот общества и групп значений, и одновременно инди-видуальны, поскольку в них сосредоточен неповтори-мый жизненный опыт данного лица, своеобразие егоинтересов и потребностей, его привычки и усвоенныетипы поведения» [1. С. 137-138].Политические ценности в структуре массовогосознания. Групповые политические ценности в целомимеют те же характеристики, что и персональные: онидовольно устойчивы к изменениям внешней среды,абстрактны, стереотипизированы, существуют в видеиерархически организованной системы. Иерархия цен-ностей массового сознания представляется ученым по-разному. Например, Н.И. Лапин выделяет четыре груп-пы ценностей [2]:- ценности высшего статуса, «ядро» ценностнойструктуры;- ценности среднего статуса, которые могут пере-мещаться в состав ядра или на периферию, своеобраз-ный «структурный резерв»;- «периферия», включающая в себя ценности низ-шего статуса, но не самые низкие, которые могут пере-ходить в «резерв» или в «хвост»;- ценности низшего статуса, малоподвижный«хвост».М.С. Яницкий разработал модель ценностнойструктуры массового сознания, основанную на пред-ставлении о существовании различных по происхожде-нию трех типов ценностных систем. «Ценностнаяструктура массового сознания может быть представле-на как совокупность типов личности, ориентированныхна ценности адаптации (стремление к физической иэкономической безопасности), социализации (ориента-ция на принятые в обществе нормы и ценности) илииндивидуализации (направленность на саморазвитие исамореализацию). Соотношение данных ценностныхтипов в конкретном обществе определяется социально-демографическими факторами, влияющими на преоб-ладание процессов адаптации, социализации или инди-видуализации в личностном развитии» [3. C. 7-27].Политические ценности являются важным элементомполитического менталитета, представляя наряду со взгля-дами и чувствами его содержательную сторону [4].Политические ценности выступают структурнымэлементом политической культуры. Оставив за скобка-ми длительные научные дискуссии об определениипонятия и основных компонентов данного феномена,политическая психология использует собственно пси-хологическую дефиницию, трактуя политическуюкультуру как «определенную систему ориентаций,ценностей, символов, верований и установок на поли-тическое действие» [5. С. 78].Г. Алмонд в структуре политической культуры на-ряду с познавательными и эмоциональными ориента-циями выделял оценочные ориентации - представленияи суждения о политических объектах, опирающиеся наценностные стандарты и критерии в сочетании с ин-формацией и эмоциями [6. C. 36].В. Сергеев и Н. Бирюков [7, 8] выделяют политиче-ские ценности в качестве второго уровня политическойкультуры наряду с картиной мира (социальной онтоло-гией), являющейся первым уровнем, и операциональ-ным опытом, занимающим третий уровень. В их пони-мании ценности - «...сложные структуры, прямо соот-носимые с социальной онтологией. В то время как он-тология служит для описания и пояснения ситуации,ценности используются для выбора определенных ти-пов ситуаций и приписывания им некоторой степени«приемлемости» или «неприемлемости» [9. C. 12]. Со-гласно данному подходу ценности соотносятся с соци-альной онтологией, но они более открыты для рефлек-сии, так как значительно чаще возникают в обществен-ном дискурсе и являются более гибкими. Структура ииерархия ценностей также являются важным элемен-том политической культуры. Многие конфликты в пе-реходные моменты истории, когда меняется политиче-ская культура, связаны с тем, что при этом происходитломка структуры и иерархии ценностей.В изучении проблем политической культуры задачаполитической психологии заключается не столько вопределении типа политической культуры в рамках тойили иной классификации или в сравнении политиче-ской культуры России с политическими культурамидругих государств, сколько в обозначении и выявленииособенностей структурных элементов общественногосознания (представлений, установок и ценностей), ко-торые детерминируют политическую активность граж-дан и могут быть положены в основу формирования вРоссии единого политико-культурного поля.Политические ценности являются значимым эле-ментом политической идеологии государства на теоре-тико-концептуальном уровне ее функционирования,выражая основные ценностно-смысловые ориентирыразвития страны.В науке существуют различные подходы к установ-лению взаимосвязи между политическими ценностямии политическими идеологиями. Так, М. Рокич [10. C. 5]считал, что главные отличия между идеологиямидолжны определяться приоритетностью таких полити-ческих ценностей, как свобода и равенство.Ш. Шварц отмечает, что существует два измеренияценностей - открытость к изменениям против консер-ватизма и самопревосходство против самоусиления,которые отвечают двум измерениям идеологии: клас-сическому либерализму и экономическому эгалитариз-му. Первый «говорит о том, должно ли правительствоуделять больше внимания защите индивидов и способ-ствовать личным свободам и гражданским правам илиже защите социального статус-кво путем контроля надотклонениями изнутри или защите от внешних враговстраны» [11. C. 39]. Это идеологическое измерениедолжно быть ближе всего связано с соотношением от-крытости к изменениям - консерватизма. Второе идео-логическое измерение, экономический эгалитаризм,«...относится к тому, должно ли правительство уделятьбольше внимания установлению равенства путем пере-распределения средств или защите возможности граж-дан сохранять накопленные ими средства для большегои скорейшего экономического роста» [11. C. 40]. Соот-ношение самопревосходство - самоусиление нужноотнести к экономическому эгалитаризму.Политические ценности как элементы политическойидеологии для политической психологии представляютзначимый интерес, в первую очередь, как фундамен-тальные основания, необходимые для конструированиягосударственной идеологии - разделяемой подавляю-щим большинством российских граждан системывзглядов и представлений на устройство мира и местоРоссии в нем, а также траектории общественного раз-вития и социальных технологии достижения желаемогорезультата в будущем.Политические ценности в структуре личности.Говоря об изучении политических ценностей личности,уместнее всего употреблять термин «ценностные ориен-тации» как психологические образования в структуреличности, являющиеся результатом осознания челове-ком своих политических ценностей. Ценностные ориен-тации составляют иерархическую систему и существуютв структуре личности только в качестве ее элементов.«Невозможно представить себе ориентацию личности нату или иную ценность как некое изолированное образо-вание, не учитывающее ее приоритетность, субъектив-ную важность относительно других ценностей, то естьне включенное в систему» [12. C. 29].Подобное терминологическое многообразие связаносо сложностью психологической природы политиче-ских ценностей. Существуя в структуре личности, онине всегда и не в полной мере ею осознаются, с трудомподдаются вербализации. В силу этого в рамках иссле-дований ценностного компонента массового или инди-видуального сознания чаще всего речь идет именно оценностных ориентациях. Только комплексное иссле-дование с использованием нескольких разных полити-ко-психологических методов может позволить гово-рить о наличии тех или иных политических ценностей.Политические ценности обладают рядом специфи-ческих характеристик: они составляют ядро политиче-ского сознания личности, они относительно немного-численны3, характеризуются, прежде всего, своей от-влеченностью, абстрактностью и иерархичной упоря-доченностью.Политические ценности существуют не изолиро-ванно, а в виде систем. При этом система политическихценностей является подсистемой общей системы базо-вых ценностей личности, которая в свою очередь вхо-дит в структуру сложного и многоуровневого образо-вания, обозначаемого учеными как образ мира или кар-тина мира.Для изучения политических ценностей в структуреличности важно отличать их от таких конструктов по-литического сознания, как установки, а также опреде-лить их отношение к потребностям и мотивам. Даннаяпроблематика получила широкое освещение в литера-туре по политической психологии.Так Д. Бем [13] описал, как установки возникают изсиллогизмо-подобных рассуждений. Он считает, чтоценности, как и установки, фундаментально оценочны,но в отличие от последних относительно немногочис-ленны и более центральны.С эмпирической точки зрения ценности, таким об-разом, должны рассматриваться как гипотетическиеконструкты, каким-то образом связанные с наблюдае-мыми установками. «Если существуют элементы "за"установками, тогда выявление некоторых шаблоновсреди разных установок позволяет предположить, чтоимеется некоторый ненаблюдаемый феномен илифункционирующий процесс. Этот феномен мы будемобозначать как ценности» [14. C. 40]. Поскольку цен-ности подходят для выявления соотношения междуустановками, эмпирическая релевантность гипотетиче-ских ценностных конструктов может быть таким обра-зом построена, когда найдена согласованная структураустановок. «Набор из шаблонных или ограниченныхустановок мы будем называть ценностными ориента-циями» [14. C. 22].Число политических ценностей, которыми обладаетчеловек, значительно меньше, чем число установок,связанных с конкретными ситуациями. Именно ценно-сти определяют основные качественные характеристи-ки установки, обладая большей субъективной значимо-стью. Взаимоотношение ценностей и установок объяс-няет диспозиционная концепция личности В.А. Ядова[15], согласно которой ценности составляют высшийуровень диспозиционной иерархии. Политические цен-ности отличаются от установок и представлений своейотносительной стабильностью, необходимой для по-стоянства оценок и поведения. То есть политическиеценности первичны по отношению к установкам ипредставлениям, структурируют их.Политические ценности имеют тесную связь с по-требностями и мотивами личности, что подтвержденоисследованиями [16-18]. В современной психологиикак понятие «ценность», так и понятие «мотив» имеютмножество трактовок. В нашем понимании потреб-ность как «испытываемая человеком нужда в чем-либо» [19. C. 506] в процессе деятельности обретаетсвою предметность и становится мотивом. Ценностиже актуализируются неудовлетворенными потребно-стями, т.е. наиболее ценным является то, чего не хвата-ет. Все люди обладают одним и тем же набором базо-вых ценностей, а также культурно обусловленнымиполитическими ценностями4. Потребности лишь актуа-лизируют те или иные ценности, воздействуя на по-строение их иерархии.Политические ценности носят стереотипизирован-ный характер, как правило, более устойчивы к воздейст-виям изменений политического контекста жизни. Онимогут быть трансформированы лишь в ситуации глубо-кого социокультурного кризиса, который приводит к«потере оснований для оценки происходящих событий,проявляющейся в ощущении отсутствия возможностейсубъективного контроля над ними» [20. C. 43].Ценности эмпирически не обозримы (наблюдаемы)и поэтому напрямую не измеримы [21. C. 64]. Поли-тические ценности не поддаются прямой вербализа-ции и могут быть косвенным образом выявлены спе-циальными методиками политико-психологическогоанализа.Политические ценности опосредуют политическоевосприятие. Еще со времен Дж. Брунера [22] доказано,что потребность и ценность являются организующимифакторами в перцепции. «Ценностная ориентация нетолько способствует отбору и акцентированию опреде-ленных перцептов в предпочтение другим, она такжеблокирует перцепции и гипотезы, угрожающие ценно-стям индивида» [23. C. 47].В политическом восприятии именно политическиеценности являются основанием для когнитивной рабо-ты с информацией. Человек неизбежно видит окру-жающий его мир сквозь призму определенной системыценностей: «Пока они неизменны, новая информацияотбирается так, чтобы "подтвердить" структуру ценно-стно-нагруженных категорий» [24]. При этом именноценности повышают субъективность оценок тех илииных событий, явлений, процессов.Применительно к процессу политического воспри-ятия и формирования образа России политические цен-ности, с одной стороны, влияют на субъективнуюоценку личностью различных элементов воспринимае-мого объекта - границ, прошлого, настоящего и буду-щего, друзей и врагов России. С другой стороны, поли-тические ценности определяют ожидания, предъявляе-мые российскими гражданами к этому объекту.Политические представления, установки и ценностине даются человеку с рождения, а приобретаются в ходевзросления, социального становления личности. Ста-новление политического сознания личности происходитв процессе политической социализации. Она рассматри-вается по аналогии с общим процессом социализации,под которой в психологии традиционно понимается«двусторонний процесс, включающий в себя, с однойстороны, усвоение индивидом социального опыта путемвхождения в социальную среду, систему социальныхсвязей; с другой стороны, процесс активного воспроиз-водства индивидом системы социальных связей за счетего активной деятельности, активного включения в со-циальную среду» [25. C. 276]. Применительно к полити-ческой социализации «средой» является все многообра-зие политической реальности.Процесс политической социализации представляетсобой усвоение индивидом политических норм и ценно-стей общества, к которому он принадлежит и приобре-тение им политического опыта и политических ориента-ций, требуемых для участия в политической жизни.«Этот процесс, с одной стороны, решает проблемы ин-дивида, помогая ему стать полноправным членом своейгруппы, с другой стороны, обеспечивает жизнедеятель-ность общества и преемственность самой культурнойтрадиции» [26. C. 176].С точки зрения системы в ходе политической со-циализации происходит воспроизводство ее институ-тов, осуществляется преемственность важнейших по-литических ценностей. Необходимость этого процессадля сохранения системы связана, прежде всего, с при-ходом в политику новых поколений. Но «…со сменойполитического ландшафта даже в рамках одного жиз-ненного цикла возникает необходимость рекрутиро-вать новых участников, снабдить их официальнымиценностями и, тем самым, укрепить систему» [27.C. 130].Формирование персональных политических ценно-стей происходит путем интериоризации существующих вобществе ценностей. Но не все общественные ценности,даже если они осознаются и признаются человеком в ка-честве таковых, действительно становятся личностными.В целом можно говорить, что структура политическихценностей личности лишь в некоторой мере отражаетструктуру ценностей общества в целом, при этом «точ-ность» этого отражения зависит от множества как соци-альных, так и индивидуально-психологических факторов.Как считает Д.А. Леонтьев, осознание и положи-тельное отношение к ценности не является ни обяза-тельным, ни достаточным. Обязательным условиемперехода ценностей общества в структуру личностиявляется деятельность, направленная на реализациюданной ценности. Особую роль в этом процессе играютценности референтной (значимой) для человека малойгруппы (семьи, группы сверстников).Ценности социального окружения являются факто-ром развития персональных политических ценностей.«Соотношение ценностей общества и ценностей от-дельных индивидов нередко можно рассматривать каксоотношение ценностного инварианта и его вариантов.Ценности личности - это не просто вариант, а скорееконкретизация ценностей общества, индивидуальноепреломление групповых и общественных ценностей.Отсюда и различия у разных индивидов в интерпрета-ции их содержания и расстановки акцентов» [28. C. 23].Кроме того, Д.А. Леонтьев выделяет четыре вариан-та соотношения между персональными и обществен-ными ценностями, обусловленных особенностями по-литической социализации индивида: конформное раз-витие (максимальное совпадение структур ценностей),вариативное развитие (частичное совпадение), марги-нальное развитие (некоторое незначительное совпаде-ние при сильном расхождении) и девиантное развитие(полное несовпадение структур).Исследование политических ценностей разных по-колений современных россиян предполагает использо-вание комплексного подхода, учитывающего как поли-тологические теории, так и психологические концеп-ции.Анализ научной литературы позволяет сделать вы-вод о росте интереса к проблеме политических ценно-стей как среди российских, так и зарубежных исследо-вателей. Выявленная тенденция, однако, не означаетотсутствия сложностей, которые носят как теоретиче-ский, так и методологический характер.В отечественной и зарубежной науке нет единства вопределении природы политических ценностей, отсюдатакое разнообразие подходов к данной проблеме. Крометого, нет ни одной целостной концепции, которая бы пол-ностью раскрывала социальную и психологическую при-роду политических ценностей, а также предоставлялаадекватный инструмент их измерения.Поэтому современная политическая психология реша-ет важнейшие задачи - систематизирует и развивает суще-ствующие подходы к исследованию политических ценно-стей, создание теоретико-методологических основанийдля прикладных исследований.ПРИМЕЧАНИЯ1 Выделение нескольких форм существования политических ценностей опирается на концепцию Д.А. Леонтьева, согласно которой можноговорить о существовании ценностей вообще в виде общественных идеалов, их предметного воплощения и мотивационных структур лично-сти. При этом политическая психология оставляет за скобками своего предметного поля деяния и произведения людей как форму существова-ния ценностей, акцентируя свое внимание на исследовании политических ценностей в структуре индивидуального и массового сознания.2 В психологической литературе принадлежность ценностей к некоей общности людей определяется в понятиях «социальные ценности» и«личностные ценности».Автором был выбран термин «групповые» для обозначения политических ценностей в структуре массового сознания в связи с необходимо-стью подчеркнуть, с одной стороны, их значимость и признаваемость большинством членов группы (общества), а с другой - специфичностьименно для данной общности, позволяющую отличить ее от других общностей.Термин «групповые» отражает количественную характеристику носителей данных ценностей (в противовес персональным, носителем которыхявляется отдельно взятая личность). Кроме того, обозначение принадлежности политических ценностей к некоторой общности людей терми-ном «социальные» могло бы вызвать терминологическую путаницу, связанную с содержательным наполнением и ориентацией ценностей (мирполитики - мир социальных отношений).3 Количество ценностей разными исследователями исчисляется по-разному: Х. Мюррей сформировал список из 28 ценностей, М. Рокич - из36, Ш. Шварц - из 57 наименований. В то же время, исходя из того, что ценности организованы в систему некими группами, у М. Рокича по-лучилось две группы ценностей (терминальные и инструментальные), у Ш. Шварца - 10 ценностных групп.4 В нашем понимании базовые ценности (семья, друзья, образование, мир, любовь) являются общечеловеческими. Индивидуальные особенно-сти имеет лишь их конфигурация в системе. Политические же ценности имеют свою национальную, культурную и государственную специфи-ку, определяя феномен, называемый учеными политической культурой.

Ключевые слова

политическая психология, политические ценности, политическое сознание, political psychology, political values, political consciousness

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Селезнева Антонина ВладимировнаМосковский государственный университет им. М.В. Ломоносовакандидат политических наук, старший преподаватель кафедры социологии и психологии политики факультета политологииntonina@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Шерковин Ю.А. Проблема ценностных ориентаций и массовые информационные процессы // Психологический журнал. 1982. Т. 3, № 5. С. 135-145.
Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социс. 1996. № 5. С. 3-24.
Яницкий М.С. Ценностная структура массового сознания современной России // Политико-психологические проблемы исследования массового сознания / Под ред. Е.Б. Шестопал. М., 2002. С. 7-27.
Шестопал Е.Б. Политическая психология. М., 2010.
Нестерова С.В. Некоторые особенности политической культуры в современной России (психологический аспект) // Гражданская культура в современной России. М., 1999. С. 228-239.
Almond G.A. Comparative political system // Political behavior: A reader in theory research / Ed. by H. Eulau e.a. Glencoe (III.). 1956. P. 34-58.
Бирюков Н., Сергеев В. Демократия и соборность: представительная власть в традиционной российской и советской политической культуре // Общественные науки и современность. 1995. № 6. С. 53-68.
Бирюков Н., Сергеев В. Демократия и соборность: кризис традиционной политической культуры и перспективы российской демократии // Политическая история на пороге ХХI века: традиции и новации. М., 1995. С. 150-159.
Sergeev V., Biryukov N. Russia's Road to Democracy, Parliament, Communism and Traditional Culture. Brookfield; Vermont, 1997.
Rokeach M. The nature of human values. N.Y.: Free Press, 1973.
Schwartz S. H. Are their universal aspects in the structure and content of human values? // Journal of Social Issues. 1994. № 50. P. 19-45.
Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000.
Bem D.J. Beliefs, Attitudes, and Human Affairs. Belmont, Calif.: Brooks/Cole, 1970.
Van Geth J.W., Scarbrough E. The Impact of Values. N.Y.: Oxford University Press, 1995.
Ядов В.Я. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. С. 89-105.
Inglehart R., Abramson P.R. Economic security and value change // American Political Science Review. 1994. № 88 (June). P. 336-353.
Kelman H.C. Compliance, identification and internalization: presses of attitude // Journal of Conflict Resolutions. 1958. № 2. P. 51-60.
Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социс. 2002. № 1. С. 96-105.
Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. М., 1946.
Евгеньева Т.В. Культурно-психологические основания образа «Другого» в современной России // «Чужие» здесь не ходят. Политический экстремизм и радикальная ксенофобия в социокультурном пространстве современной России / Под ред. Т.В. Евгеньевой. М., 2004. С.
Abendschon S. The Beginning of Democratic Citizenship: Value Orientations of Young Children // Politics, Culture& Socialization. 2010. Vol. 1, № 1. P. 50-82.
Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.
Абт Л.Э. Теория проективной психологии // Проективная психология: Пер. с англ. М.: Психотерапия, 2010. С. 29-58.
Андреева Г.М. К проблематике социального познания. URL: http://flogiston.ru/articles/social/andreeva
Андреева Г.М. Социальная психология: Учеб. для высш. учеб. заведений. М., 2000.
Шестопал Е.Б. Психологический профиль российской политики 1990-х. Теоретические и прикладные проблемы политической психологии. М., 2000.
Шестопал Е.Б. Политическая психология. М., 2002.
Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности (статья вторая) // Вестник Московского университета. Сер. 14: Психология. 1997. № 1. С. 20-27.
 Политико-психологический подход к исследованию политических ценностей | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 345.

Политико-психологический подход к исследованию политических ценностей | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 345.

Полнотекстовая версия