Натуралистический характер новой парадигмы техники | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 345.

Натуралистический характер новой парадигмы техники

Рассматривается проблема современного понимания феномена техники. Среди различных аспектов, влияющих на этот процесс, выделяется методологическая трудность, возникающая при формировании более адекватной концепции техники. Предполагается, что объективная сторона развития техники требует пересмотра прежнего подхода, принципа и метода понимания ее субстрата и, в частности, статуса его натуралистического компонента

Naturalistic character of a new paradigm of technics.pdf Необходимость разработки новой концепции тех-ники, определяемой прежде всего новой методологиейее философии, продиктована характером современноготехнического развития, особенностью которого являет-ся образование систем с высоким уровнем сложности,обладающих определенной степенью объективногосуществования по отношению к человеку, обществу икультуре и образующих в целом особую область своегобытия - техносферу. Прежние «основные» вариантыистолкования техники - элементарный (механистиче-ский) и деятельностностный (антропологический), -продолжающие существовать и сегодня, не смоглираскрыть подобную стадию эволюции техники. Все этолишь способствует дальнейшему поиску познаватель-ных средств, адекватных более полному пониманию ееприроды (и прежде всего сложного онтологическогостатуса).Вероятно, едва ли не главную трудность при фор-мировании новой парадигмы (методологической сис-темы) философии техники представляет гибридныйхарактер субстрата самого технического феномена. Вобщем смысле, техника сложна для понимания, воз-можно, именно потому, что сочетает в себе, казалосьбы, не сочетаемые вещи: материальное (объективное,естественное и природное) и идеальное (субъективное,искусственное и человеческое). Все ее определения,несмотря на разнообразие, всегда разделялись в своейоснове именно по одному из указанных онтологиче-ских признаков, относясь, в конечном счете, к матери-альной технике или к ее идеальному виду. И в то жевремя техника в любом из своих воплощений в той илииной степени - соединение природного и человеческо-го. Быть может, лучшей иллюстрацией данного являет-ся техническая система, в которой уже трудно не за-метить наличия, тесного взаимодействия и детермина-ции этих двух составляющих друг другом.Но кроме этого возникает вопрос о приоритете тогоили иного компонента «смешанной» основы техники,который, вероятно, и определяет ее существование. Отом, что подобный приоритет существует, показываетистория анализа природы техники. Спор, говоря в са-мом широком смысле, о «натуралистичности» или «ан-тропологичности» техники (ее субстрата), которыйведется уже ни одно столетие, лишь иногда ослабевает,давая предпочтение одному из утверждений (как пока-зывает история при этом, конечно, продолжает сущест-вовать и другое выделенное ее альтернативное истол-кование) и, в соответствии с ним, формированию в че-ловеческом сознании того или иного ее онтологическо-го статуса. Это, конечно, невозможно сделать без опре-деленного «методологического набора» для проведе-ния подобного исследования: а именно без выбранногонаправления (подхода), принципа и метода (напри-мер, «механистического» натуралистического направ-ления-подхода, принципа элементарности и аналитиче-ского метода).Согласно приведенной в скобках в качестве приме-ра методологии, техника в результате выглядит как«статическое» средство (имеется в виду любое матери-альное или идеальное орудие, машина, механизм илиавтомат), противостоящее человеку, хотя функциональ-но и связанное с ним, и входящее в виде «части» в егодеятельность (даже в том случае, когда речь идет о«совокупности» или «системе» подобных средств). Вэтом случае техника противостоит природе (окружаю-щей среде) и, как обособленный объект, связана с нейтакже чисто функционально («прямыми», «механиче-скими» отношениями). Подобная методология и поро-ждаемая ею концепция еще очень авторитетны в науч-ных кругах, а тем более на уровне обыденного созна-ния, благодаря своей простоте, понятности и наглядно-сти - тому, как она «эмпирически» воспринимается иприменяется на практике. Мы можем предположить,что в основе такого восприятия техники лежит невоз-можность вывести из опыта ее генетическую связь счеловеком: техника никак не похожа на него, наоборот,кажется противоположной и чуждой ему.Исторически линии Платона (отстаивавшего «нату-ралистичность» техники) и Аристотеля (считавшегосущность техники «антропологической») в пониманииприроды технического феномена с самого начала яви-лись отражением, прежде всего, ее объективно сложно-го характера и, порождаемых этим, трудностей ее по-знания [1. С. 617-621; 2. С. 302]. Но, как нам кажется,сегодня господство того или иного взгляда на техникууже начинает все больше обнаруживать свою односто-ронность: техника, как правило, воспринималась, да ипродолжает восприниматься либо как свойство приро-ды (включая и механико-натуралистическую ее интер-претацию: в качестве какого-либо средства, противо-стоящего человеку), либо как свойство человека (и, как«антропологический» вариант: свойство общества).На наш взгляд, история сосуществование двух «основ-ных» взглядов на технику представляет собой резуль-тат эволюции научного познания и образования в немтой или иной тенденции-подхода к пониманию приро-ды вещей: например, возникновение и господство вразное время и по разным причинам объективизмаили субъективизма - двух основных познавательныхпозиций, лежащих в основе исследования любого объ-екта действительности, включая и технику. Объекти-визм способствовал выделению в технике природногоначала и подчинение ее, главным образом, законамприроды, не отрицая при этом ее «человеческой» ха-рактеристики. Субъективизм же, наоборот, отдавалпредпочтение в сущности техники человеку, признавая,в свою очередь, ее некоторую зависимость от веществаи законов природы.Пожалуй, уже давно (если не считать взгляды Ари-стотеля, то, вероятно, начиная с философии XVIII в.И. Канта) существует устойчивая тенденция определе-ния техники как исключительной способности челове-ка преобразовывать мир. Подобное изменение взглядана технику, пожалуй, было связано с появлением иусилением другой тенденции: понимания человека какактивного и деятельного существа не только в позна-нии, но и в преобразовании окружающего мира. Одна-ко трудности в проектировании и управлении совре-менной техникой (и в целом техносферой), ее своеоб-разное и разнообразное (физическое и психологиче-ское) воздействие на окружающий мир (включая чело-века, общество и культуру) породили представление онекоторой самостоятельности (и даже автономности)существования техники по отношению к нему.Все больше техника стала представляться какимеющая, если не свою собственную природу и статуссубстанциального объекта (есть, конечно, и такой не-безосновательный взгляд, утверждающий именно это),то хотя бы «смешанную» сущность, что накладываетбез сомнения отпечаток на специфике понимания еесуществования: в качестве природно-антропологи-ческого объекта, подчиняющегося как физическимзаконам, так и логике человеческого мышления. Необ-ходимо еще раз заметить, что при этом, казалось бы,известном факте гибридности техники выделяется, нанаш взгляд, новый аспект соотношения природного ичеловеческого в ней: являются ли они «равными» илиможно говорить только о приоритете одного из них?Или даже, быть может, имеются основания однозначносказать, что техника является либо натуралистическим,либо антропологическим объектом? Мы можем предпо-ложить, что важность попытки ответить на все эти во-просы, состоящая в уточнении природы техники, можетстать решающей в понимании того еще во многом ново-го для нас явления, как техническая система и в целомтехносфера (как «система технических систем»).Как нам кажется, все это не может не требовать из-менения методологии понимания техники: дополненияили замещения, по сути, сугубо антропологическойпознавательной ее модели, представляющей техниче-ский феномен в качестве «системы искусственных ор-ганов деятельности общества, развивающейся посред-ством исторического процесса опредмечивания в при-родном материале трудовых функций, навыков, опытаи знаний, путем познания и использования сил и зако-номерностей природы» [3. С. 654]. Несмотря на оче-видный деятельностный принцип (основу антрополо-гического подхода) [4. С. 209-210] и пассивный «нату-ралистический» компонент, лежащие в основе подоб-ного истолкования техники, последняя понимаетсявполне «элементарно»: лишь как «статическое» сред-ство и «часть» общественной деятельности. Заметим,что сила «деятельностного подхода» состояла в том,что он верно представил технику как принципиальносориентированную на действие и существующую толь-ко в действии. При этом, правда, она редко сама назы-валась деятельностью. Здесь техника создается иуправляется именно человеком и обществом, и в этомслучае имеет «асимметричную» гибридную сущность:явное доминирование «антропологического» компо-нента ее «смешанного» субстрата.Суть этих изменений, вероятно, связана с необхо-димостью вновь посмотреть на «натуралистический»компонент техники. Можно предположить, что ее при-родная составляющая в не меньшей (если не в боль-шей) степени определяет ее свойства и функции. Логи-ка этого предположения опирается на «первоначаль-ную» тенденцию понимания источника и основы тех-ники, начавшуюся в античный период и просущество-вавшую в качестве доминирующей вплоть до первойчетверти XVII в.: как еще было замечено, например,древнегреческим философом Платоном, а затем немец-ким философом-диалектиком Николаем Кузанским ианглийским философом-эмпириком Фрэнсисом Бэко-ном, именно природа определяет возможности техникичеловека [1. С. 617, 620-621; 5. С. 253-254; 6. С. 80-81]. Позже у французского философа-рационалистаРене Декарта техника сама представляет собой воз-можность природы, позволяющую реализовывать раз-личные состояния последней: по правилам, а не послучаю (впервые это «условие» создания чего-либозаметил Платон) [7. С. 108-109].Однако уже у итальянского инженера Леонардо даВинчи, во второй половине XV - первой четвертиXVI вв., может быть у первого, появляется идея о том,что именно техника, «искусственное» (в виде конст-руирования и конструкции) позволяет определить, ка-кие вещи возможны, а какие нет [8. С. 13; 9. С. 108].Позже, у Рене Декарта, на наш взгляд, эта идея усили-вается: он не порывал с «главенством» природы средивсех преобразований, но, взяв технику в качестве ихединственного механизма, сместил акцент в сторонусубъективности - «разум - универсальное орудие» [7.С. 283] (именно он, разум, в эксперименте или дедук-тивном рассуждении устанавливает, что возможно, ачто нет). И эта тенденция «субъективного» (в основесвоей антропологического) истолкования техническогофеномена получила свое дальнейшее развитие.Необходимо заметить, что в этом вопросе, на нашвзгляд, пожалуй, существовала и «умеренная» позиция,учитывающая и утверждающая «равный» онтологиче-ский статус как «натуралистичности» (объективности иестественности) техники, так и ее «антропологично-сти» (субъективности и искусственности). Например, вэпоху раннего Возрождения, в начале XV в., немецкийфилософ Николай Кузанский представил технику какединство противоположностей: природы и человека;она - некое объединяющее их «начало». Но, как мыуже замечали, объективная диалектика Кузанского,признавая технику (искусство) существующей везде - вприроде и человеческом существовании, - все же счи-тала искусство природы источником искусства чело-века, где последнее, в свою очередь, представлялосьего подражанием [5. С. 253-254].Не трудно заметить, что существующее недоверие к«натуралистическому» истолкованию техники имеетдавнюю историю и объяснение: естественное развитиечеловеческого познания, вероятно, привело к абсолю-тизации всего человеческого, в основании которогонаходится разум. И если говорить обобщенно, то, веро-ятно, интуитивная идея древнегреческого софистаПротагора, высказанная им еще в V в. до н. э., что «че-ловек есть мера всех вещей» [10. С. 66-67], - лучшаяиллюстрация этого процесса, что делает подобноепредположение просто пророческим. Говоря же о со-временности, подобный «субъективистский» подход кпониманию основы техники до сих пор признаетсявесьма авторитетным среди ученых-техников и фило-софов, считающих ее исключительно антропологиче-ским или социальным феноменом (разновидностьюантропологических феноменов). Например, по остро-умному и образно высказанному мнению отечествен-ного философа-онтолога и методолога В.В. Крюкова,выражение «техника природы» или «техника в приро-де» - нонсенс, подобно тому как можно было бы гово-рить о чувствах, вспыхнувших между математически-ми дробями.Видный отечественный философ техники В.П. Ка-ширин, пусть не так категорично, но вполне опреде-ленно заметил, что натуралистические взгляды на тех-нику Платона представляют собой прошлое философиитехники и сегодня ее уже нельзя именно так представ-лять («где Платон, и где мы»): во всяком случае, в на-учной литературе выражение «техника природы» он невстречал. От себя заметим, что понятие «naturanaturans» («природа творящая»), например, в эпохуВозрождения было вполне употребимым в философиии становящейся науке. Да и позже, у Спинозы («Эти-ка», часть первая, теорема 29), мы находим «природутворящую» как атрибут Бога, из которой «вытекают»модусы, представляющие собой «природу сотворен-ную» (natura naturata) [11. С. 78-79]. Об исключительнонатуралистистическом «основании» деятельности в фи-лософии Спинозы, например, говорил в своей обстоя-тельной статье отечественный историк философииА.Д. Майданский [12. С. 201-212]. Но, на наш взгляд,антропологизм техники как подход и принцип ее позна-ния, представляющий ее уникальным свойством, спосо-бом и средством существования человека, не в состоя-нии объяснить существования артефакта (например,сложной технической системы) как самостоятельногообъекта, активно влияющего на человека и его культуруи существующего по своим законам. Предположим, что,несмотря на всю мощь человеческого интеллекта, при-рода определяет характер и возможности его преобразо-вательной способности.В дальнейшем, уже после эпохи Возрождения, вXVIII-XIX вв., эта субъективистская позиция (отчастипроявившаяся уже у Декарта) только усилилась и быласвязана с разработкой антропологического (деятельно-стного) подхода к исследованию сущности познаниячеловеком окружающего мира, в том числе и природытехники (через понимания явления практики) в трудахнемецких классиков (например, И. Канта, И.Г. Фихте иГ.В.Ф. Гегеля), а позже - в диалектическом материа-лизме К. Маркса [13. С. 202, 205; 14. С. 184-189]. Мыможем предположить, что признание несубстанциаль-ности техники, ее несомненной генетической связи счеловеком и принципиальной динамической природыбыло предпочтительнее ее механико-натуралисти-ческого истолкования, описывающего, в свою очередь,технику как субстанциальный «статический» объект,противостоящий человеку. И с этим механицизмомтехники в определенном смысле нельзя не согласиться:эмпирически (феноменально) именно так она и являет-ся ему. Но при более детальном анализе подобное ме-тафизическое истолкование техники вступало в проти-воречие с присущей ее природе диалектикой. Вероят-но, реакцией на это и было стремление к деятельност-ному подходу, который стал применяться в филосо-фии, а затем и в философии техники в качестве наибо-лее перспективного и «основного» вплоть до недавнеговремени; он, так или иначе, игнорировал «субстрат-ность» техники (существование и исследование состав-ляющих ее элементов, структуры и т.д.).Вероятно, лишь серьезные перемены в культуре че-ловека, связанные с возникновением и развертываниемнаучно-технической революции (НТР), способствовалиформированию тенденции пересмотра прежнего «субъ-ективного9025c» истолкования сущности техники. Точнее, содной стороны, этому способствовали проблемы, по-рождаемые НТР (главным образом, глобальные), а сдругой стороны, становление новых научных методов:кибернетического, системного и синергетического(как «эволюционной» разновидности системного под-хода). Техника, в известном смысле, «вновь» сталавосприниматься сложным объектом с довольно неоп-ределенной природой.«Онтологическая» неопределенность техники, какнам кажется, связана с ее многоаспектностью. Техни-ку можно воспринимать, например, как «статический»природный объект, «динамический» антропологиче-ский объект, объект со «смешанной» - натуралистиче-ско-антропологической - природой, кибернетическийобъект и т.д. Понятно, что подобная ситуация «потре-бовала» новую методологию, с помощью которой мож-но было бы создать более адекватную познавательнуюмодель техники, или технического объекта, которыймог бы стать «основой» общей теории техники, покаеще не созданной.Сложность создания новой методологической сис-темы (парадигмы), как мы уже говорили, вероятно,состоит в том, что техника представляет собой гибрид-ный феномен со «смешанным» субстратом [15. С. 32-33]. Это создает трудности нахождения подходов (на-правлений), принципов и методов его познания. Необ-ходимо, на чем мы уже акцентировали внимание, такжеустановить, насколько онтологически «симметричны»составляющие техники (природа и человек) или же они«асимметричны» (тогда, какая из сторон имеет приори-тет по отношению к другой?). Существуют, конечно, идругие аспекты подобного анализа.На наш взгляд, важность установления статуса «со-ставляющих» природу техники заключается в том, чтов зависимости от результата ее можно будет считатьглавным образом натуралистическим или антрополо-гическим объектом. Несомненная «гибридность» тех-ники, вероятно, «асимметрична» и характеризуетсяприоритетом одной из указанных сторон. Мы можемпредположить, что это - ее «природная» сторона. Вэтом смысле техника представляет собой, главным об-разом, натуралистический объект, состоящий из ве-щества природы, подчиняющийся ее законам и суще-ствующий только в их рамках. Согласно этой логикечеловек, несмотря на свою уникальность, - лишь про-явление природы и «сторона» техники, сообщающаяпоследней ее онтологическую особенность, активныйхарактер и развитие. Технический феномен оказывает-ся объективно субстанциальным и диалектическимобъектом. Предположение, что техника субстанциаль-на, позволяет обратиться к исследованию ее как физи-ческого объекта: составляющим ее элементам, отноше-ниям (структуре) и законам, по которым она существу-ет и эволюционирует.Возможно, подобный объективистский целостныйподход позволит применить указанные научные методы(являющиеся по своей сути «натуралистическими») кпониманию природы техники. Как нам кажется, рас-смотрение техники в качестве антропологического объ-екта, несмотря на несомненную полезность, менее эф-фективно как раз из-за его умозрительности и неопреде-ленности. Применение же в анализе техники хотя бынекоторых элементов кибернетики, теории систем и си-нергетики дает некоторый шанс более конкретно оха-рактеризовать ее скрытые сущностные свойства. Можнопредположить, что гибридный субстрат техники, как разв связи с наличием в нем антропологического элемента,«позволит» говорить о ней как о синергетическом объ-екте: являясь наиболее активным элементом «человеко-машинной» системы, человек способствует ее самоорга-низации, самоуправлению и развитию.Это, конечно, в определенном смысле, противоре-чит довольно устойчивому и авторитетному общемупредставлению о технике как о жестко детерминиро-ванной системе, не допускающей случайности, с пред-сказуемым «поведением» и исключающей из своейструктуры человека. Существованию подобного сте-реотипа способствует и то, что пока не удается создатьтехническое устройство (машину) «без человека» с«синергетическими» свойствами.Однако сегодня в условиях все усложняющейся тех-ники, ее частого выхода из-под контроля, всеобщей тех-низации (природы, человека, общества и культуры) исуществования глобальных проблем уже вряд ли целе-сообразно воспринимать технику по-прежнему: в каче-стве контролируемого, несубстанциального и противо-стоящего человеку «статического» объекта, не имеюще-го самостоятельного существования. Реальное положе-ние показывает, что все гораздо сложнее и необходимоискать новые пути познания техники. В этой связи «на-туралистическо-организмический» вариант ее истолко-вания (в котором эталоном понимания техники стано-вится организм и его свойства, а человек при этом -наиболее активной «частью» технической системы) даетопределенную надежду. Тем более что отчасти и, бытьможет, еще стихийно, но этот вариант уже рассматри-вался и применялся, например, в работах Н. Винера,А.М. Тьюринга, У.Р. Эшби, Ст. Бира, Л. Лефгрена,И. Клира, С.С. Сингупты, Р.Л. Акоффа, Н.Н. Моисеева,О.С. Разумовского и др. [16. С. 206-245].

Ключевые слова

парадигма, субстрат, натурализм техники, антропологизм техники, синергетический объект, a paradigm, a substratum, naturalism of technics, anthropologism of technics, object of synergetics

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Черняков Алексей АдольфовичСибирский государственный университет путей сообщения (г. Новосибирск)доцент кафедры философииnalex-68@ngs.ru
Всего: 1

Ссылки

Платон. Собр. соч.: В 4 т. / Пер. с. древнегреч. В.С. Соловьева, М.С. Соловьева, С.Я. Шейнман-Топштейн и др. М.: Мысль, 1990. Т. 1. 860 с.
Аристотель. Соч.: В 4 т. / Ред. В.Ф. Асмус. М.: Мысль, 1975. Т. 1. 550 с.
Волков Г.Н. Техника // Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. 2-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1989. 815 с.
Огурцов А.П. От принципа к парадигме деятельности // Эргономика. 1976. Вып. 10.
Кузанский Н. Соч.: В 2 т. / Пер. с лат. З.А. Тажуризиной и др.; Общ. ред. В.В. Соколова, З.А. Тажуризиной; Вступ. ст. З.А. Тажуризиной. М.: Мысль, 1979. Т. 1. 488 с.
Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. 2-е изд., испр. и доп. / Пер. с англ. З.Е. Александровой и др.; Сост., общ. ред. и вступ. ст. А.Л. Субботина. М.: Мысль, 1978. Т. 2. 575 с.
Декарт. Соч.: В 2 т. / Пер. с лат. и франц. С.Ф. Васильева, М.А. Гарнцева, Н.Н. Сретенского, С.Я. Шейнман-Топштейн и др.; Сост., ред. и вступ. ст. В.В. Соколова. М.: Мысль, 1989. Т. 1. 654 с.
Leonardo da Vinci. Philosophische Tagebucher. Zusamengestell ubersetzt von Giseppe Zamboni. Hamburg: Rowohlt, 1955.
Беме Г., Ван ден Дале, В. Крон. Сциентификация техники // Философия техники в ФРГ. М.: Прогресс, 1989.
Асмус В.Ф. Античная философия. 3-е изд. М.: Высш. шк., 1998. 400 с.
Спиноза Б. Этика / Пер. с лат. Я.М. Боровского, Н.А. Иванова. СПб.: Азбука, 2001. 352 с.
Майданский А.Д. О «деятельностной стороне» учения Спинозы // Логос. № 2 (59). 2007.
Зиневич Ю.А. Эволюция принципа деятельности в познании // Философские науки. 1994. № 1-3.
Зиневич Ю.А. Эволюция принципа деятельности в познании // Философские науки. 1994. № 4-6.
Разумовский О.С. Бихевиоральные системы / Отв. ред. В.Н. Карпович. Новосибирск: Наука, 1993. 236 с.
Черняков А.А. Развитие понятия «техника» (историко-философский и методологический анализ). Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2005. 306 с.
 Натуралистический характер новой парадигмы техники | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 345.

Натуралистический характер новой парадигмы техники | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 345.

Полнотекстовая версия