Статья посвящена специфике положения женщины в среде правящей элиты Германской империи в первую половину XVI в. Рассматривается положение немецкой княгини в официальной (публичной) сфере; в рамках аристократической семьи и института династии; политические аспекты матримониальной практики и свадебной церемонии.
Features of gender attitudes of German ruling elite at the turn of the Early New Time.pdf Целью данной публикации является анализ места ироли женщины-правительницы в социополитическомпространстве Германской империи в начале раннегоНового времени. В рассмотрении поставленной про-блемы мы опирались в первую очередь на данные,представленные крупными специалистами по гендер-ной истории в ряде коллективных монографий, посвя-щенных как гендерной проблематике в целом, так испециально истории женских элит: «Немецкие женщи-ны в раннее Новое время: поэтессы, художницы, меце-натки» (2000), «Династия и обеспечение господства враннее Новое время: род и пол» (2002), «Княгиня икнязь. Семейные связи и возможности высокорожден-ных женщин в Средневековье» (2004), «Женщина вЕвропе. Миф и реальность» (2005).Спектр тем, затрагиваемых исследователями жен-ской элиты, достаточно широк. М. Виснер [1] рассмат-ривает литературно-публицистическую деятельностьгерцогини Елизаветы Брауншвейг-Люнебургской(1510-1558). Х. Вундер [2] обращается к положениюженщины в рамках института династии в немецкихтерриториальных государствах раннего Нового време-ни. Дж. Беплер [3] анализирует дискурсы популярногов эпоху XVI-XVII вв. в княжеской среде Империижанра - женских похоронных книг, содержащих, помнению ученой, идеализированные модели бытованиязнатных женщин. К. Нольте, исходя из перспектив по-вседневной истории и истории семьи, исследует отно-шение правящей элиты к собственной телесности, рольздоровья правителя в политической жизни, семейноенасилие, рождение детей. К. Вальш обращается к обя-занностям репрезентации и политической ответствен-ности княгинь. П. Пуппель на примере борьбы междуовдовевшей ландграфиней Анной Гессенской (1435-1525) и территориальным рыцарством анализируетспецифику материнского регентства в раннее Новоевремя [4-7]. Б. Бастл [8, 9] изучает место знатной жен-щины на разных жизненных этапах в рамках аристо-кратической familia. Л.М. Колдау [10] делает характе-ристику культурной жизни при дворах женщин из домаГабсбургов. Помимо собственно гендерных исследова-ний, были использованы также монографии немецкихисториков Р. ф. Дюльмена и Т. Рана. Дюльмен в разде-ле «Свадьба и супружество» своего трехтомного труда«Культура и повседневная жизнь в раннее Новое вре-мя» (2-е изд., 2005) [11] изучает составляющие процес-са вступления в брак и социальную роль супружества.В книге рассматривается история разных социальныхслоев, однако в ряде случаев автор отдельно останав-ливается на ситуации в среде элиты. Т. Ран в моногра-фии о придворных свадьбах в Южной Германии [12]обращается к образам и дискурсам свадебного празд-ника в общей системе придворного церемониальногокомплекса.Используемые немецкими учеными историческиеисточники - в первую очередь письма благородныхженщин и придворная публицистика раннего Новоговремени (посвященные княгиням похоронные книги,тексты-описания свадеб) - выступают как способы вы-ражения дворянского самосознания, формы династиче-ской мемории, обращения к будущим поколениям [3.С. 135-137; 8. С. 51; 12. С. 46; 13. С. 526 и др.]. Приме-няемые исследователями подходы позволяют увидетьзатрагиваемые сюжеты в ракурсе глобально-исторических процессов рубежа раннего Нового вре-мени. Так, Б. Бастл, построившая свой анализ на мате-риалах, касающихся австрийского дворянства, вместе стем выделяет общие особенности менталитета евро-пейской знати этой эпохи; Г. Нольте удается посредст-вом обращения к отдельной династии выйти на обще-имперские закономерности [8. С. 73-74; 9. С. 321]. Ис-торики рассматривают процесс заключения брака исемейную сферу в контексте общего секуляризирую-щего процесса модернизации, цивилизационныхтрансформаций раннего Нового времени [8. С. 72; 11.С. 158]. В привлеченных нами публикациях роль жен-щины из среды немецкой правящей элиты определяет-ся или в масштабе раннего Нового времени в целомили его первой половины до XVII в. включительно.Исходя из общих проблем исследования, мы по воз-можности сконцентрируемся на первой половинеXVI в. - эпохе накануне Реформации и первых годах еепротекания, до начала широкого процесса конфессио-нализации в лютеранских и католических странах по-стреформационной Империи. Наша задача состоит ввыявлении специфики данного периода истории жен-ской княжеской элиты и гендерных отношений в средевысшей знати Германии.Обращаясь к непосредственному присутствию не-мецких женщин-правительниц в политической области(Offentlichkeit), следует начать с вопроса об их отноше-нии к власти. Как отмечает один из авторов современ-ного учебника по раннему Новому времени Д. Фрайст,выборный характер верховной власти в Германии ис-ключал женщин из числа наследников имперской ко-роны. В немецких территориальных княжествах дочерии вообще родственницы правителей также выпадали излинии преемственности династии [14. С. 196]. В то жевремя правительница занимала в политическом про-странстве определенную нишу. Вместе со своим супру-гом княгиня принимала участие в целом ряде придвор-ных церемоний, на которых правящая супружескаяпара символически выступала как отец и мать своегонарода [2. С. 21-22]. Женщины могли получить и пер-сональную власть - в частности на время отъезда илиболезни правителя [5. С. 265; 6. С. 250].Следует упомянуть такую сферу деятельности не-мецких правительниц, как придворная практика.Л.М. Колдау на примере дома Габсбургов показываетженские возможности в этой области. Так, дочь Кар-ла V Мария Испанская (1528-1603) в 1548 г. организо-вала собственный двор в Вене. Другие случаи активнойпридворной деятельности женщин этого периода свя-заны с именами Маргариты (1480-1530) и Марии Ав-стрийских (1505-1558), которые будучи наместницамиимператора (штатгальтерами) в Нидерландах, царили всозданном там дворе [10. С. 116, 120]. Возможности кня-гинь, не принадлежащих непосредственно к император-скому семейству, в отношении создания своих дворовбыли более ограничены. Г. Нольте в результате анализаистории Бранденбурга выяснила, что маркграфини Ан-сбахские имели свиты, но не двор. В то же время онаподчеркивает, что «женские комнаты» с организуемымив них беседами, играми и танцами на протяжении значи-тельной части дня образовывали «общественный центр»общего княжеского двора [9. С. 322].Наиболее серьезную роль в политической сфереженщина-правительница приобретала по достижениюжизненной стадии вдовства. После смерти мужа жен-щина из среды высшей немецкой аристократии нередкополучала возможность принимать непосредственноеучастие в осуществлении власти в качестве правитель-ницы или регентши. Причем, по мнению К. Вальш,выступая как носительница «мужских добродетелей»,она могла вполне позитивно восприниматься ее совре-менниками. Ярким примером выполнения княгинейроли «государственного мужчины» является испол-нявшая с 1530 по 1555 г. обязанности штатгальтерасестра Карла V Мария Австрийская. Мария овдовеладостаточно молодой и приняла решение, несмотря намногочисленные предложения, не выходить снова за-муж. Потеряв мужа в двадцать один год, она пробылавдовой более тридцати лет [5. С. 276]. Успех государ-ственной деятельности этой правительницы в Нидер-ландах оказался ограниченным вследствие проблем,вызванных реформационным движением; однако ееопыт демонстрирует яркий пример политическогопрагматизма. Испытывая ярко выраженный интерес кРеформации и гуманизму (особенно Эразму), Мариявыстраивала свою деятельность в религиозной сфере,исходя в первую очередь из семейных династическихинтересов [5. С. 267, 277].Среди территориальных правительниц в этой связивнимание исследователей привлекает фигура Елизаве-ты Брауншвейг-Люнебургской (рег. 1540-1546). Елиза-вета не только способствовала началу Реформации вкняжестве своего мужа при его жизни, но и во вдовствепроизвела коренное преобразование церковной сферы[1; 15; 16. С. 10]. Сохранилась рукопись Елизаветы осамостоятельной жизни во вдовстве; она также просла-вилась как автор наставлений для своих сына и дочери[17. С. 956-957]. М. Виснер на примере биографииЕлизаветы Брауншвейгской также приходит к выводу ороли женского регентства в общем усилении властитерриториальных правителей [1. С. 47-48]. Другая зна-менитая княгиня начала раннего Нового времени -мать лидера реформационного движения ландграфаФилиппа Мужественного Анна Гессенская (рег. 1514-1525). Анне пришлось столкнуться с длительным про-тивостоянием земельного рыцарства ее праву на ре-гентство. В фигуре княгини воплотились общие зако-номерности государственного развития Гессена - усиле-ние верховной княжеской власти и попытки местногодворянства противодействовать этому. В итоге благода-ря как деятельности самой ландграфини и ее ближайше-го окружения, так и поддержке, оказанной ей со стороныимператора, тенденция к централизации, упрочениюдинастии восторжествовала [6. С. 249-250, 256].Практика материнского регентства была достаточношироко распространена в рассматриваемую эпоху. Осо-бенно это касалось небольших по размеру государств.Как пишет Х. Вундер, опека вдовы над наследникомпрестола выступала как надежное средство сохранениядинастического континуитета после смерти правителя.Пожилые князья в случае смерти их жен стремилисьбыстрее подыскать себе новую, молодую супругу длябудущего исполнения последней обязанностей опеки вслучае несовершеннолетия наследника. Возможностьрегентства предопределяла дававшееся принцессам дос-таточно высокое образование [2. С. 9, 25].Впрочем, политическая роль княгини-вдовы не ог-раничивалась практикой регентства. Даже не получиввозможности непосредственного осуществления властипри малолетнем сыне, вдова, особенно пожилая, имеладостаточно широкие прерогативы, выполняя символи-ческие функции. Б. Бастл, например, показывает, чтоодеяние овдовевшей княгини в раннее Новое времябыло связано с целями репрезентации. По мнению ис-торика, на физическое тело вдовы проецировались по-литические и религиозные символы, одежда станови-лась важным социальным индикатором (причем ис-пользовавшимся не только наглядно, но и в языковойформе - в текстах источников). Использовавшиеся приэтом черная и белая краски (лишенные цвета) служилизнаками целомудрия и благочестия [8. С. 66-71]. Нетолько одежда, но и весь уклад жизни княгини послесмерти супруга выступал как выражение набожности ипреданности Богу. Не случайно образ вдовы нередкоассоциировался с женщиной-вираго, лишенной при-знаков своего пола [3. С. 139-140; 8. С. 69]. Пожилаякнягиня могла выступить в роли «матери отечества»,воплощая в своей фигуре идею единства и преемствен-ности династии [2. С. 26; 5. С. 266; 6. С. 262]. Как ужебыло отмечено выше, посвященные вдовам похорон-ные книги представляли собой одну из форм хранениядинастической памяти [3. С. 135-137].Таким образом, немецкая правительница могла статьорганизатором собственного двора или, по крайней ме-ре, свиты; ее окружение в определенной мере задавалотон в придворной жизни. Княгиня играла важную рольпри своем супруге-правителе, символизируя вместе сним династию и господство. Особенно важной станови-лась политическая роль правительницы во вдовстве. Вслучае малолетства наследника его мать могла статьрегентшей и даже имела возможности проведения само-стоятельной политики. Но и в случае прихода к властисына, овдовевшая княгиня выполняла целый ряд симво-лических и репрезентативных функций. Выступая в ро-ли «матери отечества», вдова воплощала в своей фигуреидеи преемственности власти правящего дома. Посвя-щенные княгиням похоронные книги служили целямформирования династической памяти.В отличие от других социальных групп для высшейзнати раннего Нового времени официальная и семейнаясферы бытования были тесно связаны друг с другом. Вкачестве характерной формы существования аристо-кратии в Империи в целом и в отдельных княжескихгосударствах Германии раннего Нового времени в ча-стности выступала династия. Сами эти государстваопределяются именно как династические [2. С. 14].Б. Бастл показывает, что понятия династии, благород-ного дома, аристократической familia в раннее Новоевремя включали в себя личностные и вещно-пространственные аспекты, относясь и к общему иму-ществу и месту проживания, и к связанной с этим ме-стом группе людей, и, наконец, к общности, которуюобразовывал род как группа, определяемая общимипредками. Элитарная семья выступала как коллектив-ный организм, опиравшийся на глубину поколений,длительную цепь рода. Обозначая одновременно и ме-сто жительства, и человеческую группу, «дом» и «ди-настия» составляли совокупность семейной жизни всреде аристократии [8. С. 51, 54]. По мнению автора,жилище аристократии - как дворец, имевший репре-зентативные функции, так и «дом усопших», как местопоминовения умерших - являлось местом локализациивласти [9. С. 322].Династия играла чрезвычайно важную роль для оп-ределения жизненного пути, карьеры, личной и соци-альной идентичности представителей элиты. В сослов-ном обществе раннего Нового времени положение от-дельного человека определялось, прежде всего, егопроисхождением. С одной стороны, дворянин всегдауже кем-то являлся, прежде чем кем-то стать; с дру-гой - индивидуальная деятельность человека или егоуспех были значимы не столько сами по себе, сколько вперспективе усиления чести семьи. Социальное проис-хождение являлось точкой отсчета, исходя из которойдворянство обосновывало свое привилегированное по-ложение; честь семьи имела значение для сохраненияее позиций в обществе. Аристократический дом, весьсвязанный с ним образ жизни внушал уважение, являл-ся основанием власти и авторитета, понимался как но-ситель социально значимых и редких качеств, которыедолжны были передаваться по наследству [8. С. 57].В немалой степени эти качества обретались именноблагодаря женщинам, игравшим важную роль в поли-тической и социальной стабилизации династии. Так, отженщины не в последнюю очередь зависело сохране-ние достойного имени рода. Посредством брака какотдельный человек, так и род в целом могли в симво-лическом плане многое выиграть и многое потерять. Неслучайно в дворянской среде принято было называтьне только семью происхождения, но и ту, с которойбыл заключен брачный союз [2. С. 23; 8. С. 65]. Другимважным фактором были дети и рождение наследников.В этой связи имели значения два обстоятельства. Вусловиях постоянной смертности, когда угроза бездет-ности была чрезвычайно высока, в браке для сохране-ния имени и рода должно было рождаться как можнобольше детей. От супружеского плодородия оказыва-лось зависящим очень многое, поэтому в жены стара-лись выбрать женщину, родители которой отличалисьмногодетностью. Череда рождений составляла важнуючасть чести семьи в целом, способствуя расширениючисленного присутствия семьи или династии в общест-ве. С другой стороны, особую роль играл мужской полрожденных в браке детей, поскольку ведущим стрем-лением дворянства была передача наследства и имени,сохранение собственного благородного дома [4. С. 52;8. С. 56-57]. Брак не должен был оставаться бездет-ным, иначе в свете династической политики он вос-принимался как неудачный. В связи с этим интимнаяжизнь княжеских пар являлась объектом внимательно-го наблюдения, особенно до тех пор, пока порядок на-следования еще не был твердо гарантирован. До насту-пления в княжеской семье беременности и рождениядетей не прекращались коллективные молитвы по дан-ному поводу [2. С. 19].Таким образом, официальная и частная жизнь ари-стократии были в значительной мере сращены. Веду-щей формой существования правящей элиты высту-пала династия, воплощавшаяся в вещных и в лично-стных формах. Положение человека в придворномобществе в значительной мере зависело от его семьи исословного происхождения. Исходя из династическо-го устройства высшей знати, определялась и роль,играемая в этой среде женщинами. От женщины зави-село сохранение имени и сопутствующей ей честисемьи, дававших право на привилегии знатности.Удачный в династическом плане брак приносил муж-чине и его семье в целом череду потомства, в томчисле мужского, с которым связывались возможностисохранения и продолжения рода.Исследователи считают, что в среде элиты брак яв-лялся одним из самых значимых социальных отноше-ний [8. С. 65]. Не удивительно поэтому, что в аристо-кратических домах Германии раннего Нового временинемалое внимание отводилось процедуре поиска брач-ных партнеров и самому процессу оформления отно-шений сторон, приобретавшему важное политическоеизмерение [2. С. 16].Согласно материалам, представленным Р. Дюльме-ном, процедура заключения брака включала в себя триважных элемента. На первом этапе родственники соби-рали сведения о будущих невесте и женихе и их семь-ях. Поскольку стратегии бракосочетания хозяев знат-ных домов были направлены на максимизацию семей-ной чести, стороны желали как можно больше узнать опроисхождении и состоятельности друг друга.После сбора информации и принятия решения про-исходил показ невесты и представление жениха, кото-рые кончались пиром обеих семей, а также подаркомневесте в качестве залога брака - процедуры, состав-ляющие официальную и неофициальную части по-молвки (Verlobung). В рассматриваемый период послепомолвки было так же трудно вернуться снова к свобо-де, как в более позднюю эпоху освободиться от самихбрачных обязательств. Жених практически не мог сде-лать это ни самостоятельно, ни даже вместе с невестой.Обещание жениться и скрепление его подарком озна-чали нерасторжимость союза.И, наконец, собственно законной основой заключе-ния брака (Eheschlie.ung) становилось составлениебрачного контракта (Ehеbrief), в тексте которого огова-ривался размер утреннего дара невесте, а также регу-лировались имущественные вопросы на случай смертиодного из супругов. Для обеспечения стабильного по-ложения и возможностей выполнения соответствую-щей роли во время вдовства (особенно если оно ока-жется длительным), женщины-княгини и их ближай-шее окружение стремились предпринять определенныемеры. Одним из важных элементов подготовки былазабота о виттуме (Wittum) - имуществе, выделяемомженщине при заключении брака именно для обеспече-ния ее существования после смерти супруга. Другойинститут, который давал возможность женщине эко-номическую стабильность, - утренний дар (Morgengabe).Фактически женщины могли распоряжатьсятолько этим оговоренным в брачном контракте имуще-ством [2. С. 24; 8. С. 59; 11. С. 141]. Церковь в данную-эпоху играла в заключении брака вторичную роль; од-нако это не исключало наличие социального контроля.Если в народной среде в таком качестве с позднегоСредневековья выступал обряд шаривари, то в средеправящей элиты - понятие чести семьи, которая явля-лась мощным регулятором взаимоотношений сторон.Рост контроля со стороны церкви произойдет только входе Реформации и конфессионализации, что позволи-ло исследователям говорить о формировании, начинаяс середины XVI в., принципиально новой модели бра-косочетания [11. С. 143-145].Исследователи обращаются также к другой важнойсоставляющей заключения брака - его публичномуоформлению. Так, Р. Дюльмен отмечает чрезвычайнуюзначимость для всех участников организовывавшегосяпосле подписания контракта свадебного праздника.В верхних сословиях существовала практика письмен-ного приглашения на свадьбу и официального участияв ней важных политических персон. Свадьба отмеча-лась в зависимости от материальных возможностей по-разному, однако имеющиеся примеры демонстрируютобщую традицию не экономить при свадебных торже-ствах из-за боязни потери престижа. Многие семьи вэтой ситуации ввязывались в непомерные траты и по-грязали в долгах, часто на долгие годы. Праздничныемероприятия по поводу заключения брака, как правило,длились от одного до нескольких дней - до тех пор,пока невеста официально не переезжала в дом жениха.По мнению Р. Дюльмена, сопутствующее им расточи-тельное и ритуализированное оформление было сопос-тавимо только с церемониями, предпринимаемыми прирождении и смерти. Историк отмечает, что во второйпериод раннего Нового времени свадьба утратит стольбольшую роль, станет носить более приватный, интим-ный характер [11. С. 154, 156].Т. Ран, исследуя княжеские свадьбы эпохи раннегоНового времени, начиная со второй половины XVI в., атакже ее истоки в предшествующую эпоху, непосред-ственно обращается к политическому измерению этогопраздника. Ученый показывает, что свадьба имела це-лый ряд символических пластов. Рыцарский поединокдолжен был демонстрировать мужскую и политиче-скую силу участников; украшение дворца правителяпроизводилось с целью создания ассоциации с образомрая; обширные траты и общее великолепие действияслужили выражением, с одной стороны, политическогосоюза князя и гостей-подданных, которых князь кор-мит и обеспечивает, с другой - дистанции, отделяющейвласть [12. С. 20, 114 и др.; 13. С. 527]. Еще один важ-ный аспект, к которому обращается Т. Ран - формыпредставления самих вступающих в брак. Исследова-тель отмечает, что невеста презентовалась как фрукт,созревший плод. Ее красота выступала не столько какэстетическое свойство, сколько как символ плодоро-дия. Аналогичное значение придавалось и внешнейпривлекательности мужчины, мужественность которо-го должна была служить признаком вирильности [12.С. 113-114].К. Нольте отмечает, что телесный вид и физическоесостояние князя и княгини не являлись только личнымили семейным делом. Князь должен был в молодостиполучить хорошее физическое развитие, прежде всего,посредством телесных тренировок. Следить за его здо-ровьем было задачей придворного окружения. Прави-телю следовало появляться в политическом простран-стве в полном расцвете сил [4. С. 51-52]. Исследова-тельница приводит случаи сокрытия телесной немощиправителя. Явление княгини также было предметомофициального обсуждения, по ее внешнему виду суди-ли, ждет ли династию в будущем процветание. КогдаЕлизавета Гессенская в 1517 г. прибыла в Лейпциг насвою свадьбу с Иоганном Саксонским, население от-четливо продемонстрировало недовольство ее внеш-ним видом, не отвечавшим, по мнению окружающих,задачам обеспечения династии необходимым потомст-вом [4. С. 52].Таким образом, в раннее Новое время в княжескомпространстве Германии имели большое значение про-цедура поиска брачных партнеров и самого заключениябрака. Они включали в себя сбор информации о проис-хождении и чести семьи, с которой предстояло заклю-чить союз, помолвку и собственно оформление отно-шений сторон. Свадебный праздник в придворной сре-де наряду с переходными церемониями, сопровождав-шими рождение и смерть, имел политическое измере-ние, служа делу репрезентации власти и плодородиядинастии. Свадебные торжества представляли собойразвернутые действия с целым комплексом обязатель-ных элементов. Причем помимо собственно действиясоздавались тексты описаний княжеских свадеб, какстихотворные, так и прозаические, служившие формойдинастической и государственной памяти, политиче-ской консолидации страны.В отношении положения женщин и взаимоотноше-ния полов в среде правящей элиты Германии началараннего Нового времени можно выделить три главныхвопроса: участие женщин в официальной (политиче-ской сфере), их место в рамках аристократическогодома/династии, политические аспекты процесса заклю-чения брака и свадебных церемоний. В целом следуетотметить, что, несмотря на отсутствие возможностипрямого наследования власти, женщина имела доста-точно важные политические прерогативы. Жена прави-теля вместе с ним выполняла функцию репрезентациивласти; могла брать на себя обязанности регентства вусловиях отсутствия, болезни или смерти супруга. Не-редкими были ситуации осуществления княгиней не-посредственного управления страной при несовершен-нолетнем наследнике, в других случаях она играласимволическую роль, воплощая самой своей фигуройкомплекс религиозных и политических ценностей. Врамках имевшего чрезвычайно важную роль в импер-ско-княжеской среде Германии института династииженщине отводилась роль передачи знатности имени,обеспечения чести семьи и семейного плодородия. Этифакторы предопределили значение династической мат-римониальной политики, которая в рассматриваемуюэпоху находилась в сфере особого общественного вни-мания. Процедура поиска брачного партнера и оформ-ления отношений сторон имела политическое измере-ние и воплощалась в особые церемониально-репрезентативные формы, являвшиеся частью общейсистемы политических практик.
Wiesner M. Herzogin Elisabeth von Braunschweig-Luneburg (1510-1558) // Deutsche Frauen der Fruhen Neuzeit. Dichterinnen, Malerinnen, Mazeninnen / Hrsg. K. Merkel und H. Wunder. Darmstadt: Primus, 2000. S. 39-48.
Wunder H. Dynastie und Herrschaftssicherung: Geschlechter und Geschlecht // Dynastie und Herrschaftssicherung in der Fruhen Neuzeit: geschlechter und Geschlecht / Hrsg. H. Wunder. Berlin: Duncker und Humblot, 2002. S. 9-27.
Bepler J. «im dritten Gradu ungleicher Linie Seitwarts verwandt». Frauen und dynastisches Bewusstsein in den Funeralwerken der Fruhen Neuzeit // Dynastie und Herrschaftssicherung in der Fruhen Neuzeit: geschlechter und Geschlecht / Hrsg. H. Wunder. Berlin
Nolte G. der leib der hohst schatz - Zur furstliche Korperlichkeit, Gesunderhaltung und Lebenssicherung (1450-1550). Familien- und alltagsgeschichtliche Perspektiven // Furstin und Furst. Familienbeziehungen und Handlungsmoglichkeiten von hochadeligen Fra
Walsh C. Die Furstin an der Zeitenwende zwischen Representationsverpflichtung und politischer Verantwortung // Furstin und Furst. Familienbeziehungen und Handlungsmoglichkeiten von hochadeligen Frauen im Mittelalter. (Symposium «Furstin und Furst». 2002,
Puppel P. Der Kampf und die vormundschaftliche Regenschaft zwischen Landgrafinwitwe Anna von Hessen und der hessischen Ritterschaft (1509/1514-1518). Furstin und Furst. Familienbeziehungen und Handlungsmoglichkeiten von hochadeligen Frauen im Mittelalter
Puppel P. Scheepers, Rajah, Regentin per Staatsstreich? Landgrafin Anna von Hessen (1435-1525), Konigstein 2007, Ulrike Helmer Verlag, 359 s. // Zeitschrift fur historische Forschung. 2008. № 2 (35). S. 326-328.
Bastl B. Lebensstationen: Tochter, Mutter, Ehefrauen, Witwen Quellen und Kontexte im europaischen Landervergleich. Aspekte adeligen weiblichen Daseins // Frauen in Europa. Mythos und Realitat. Documente und Schriften der Europaischen Akademie Otzenhausen
Zeilinger G. Nolte, Corciula, Familie, Hof und Herrschaft. Das verwandtschaftliche Beziehungs und Kommunikationsnetz der Reichsfursten am Beispiel der Markgrafen von Brandenburg-Ansbach (1440-1530) (Mittelalter-Forschungen, 11). Ostfildern 2005, Thorbecke
Koldau L. M. Musikalische Botschafterinnen: Frauen als Tragerinnen eines europaischen Kulturtransfers der Fruhen Neuzeit // Frauen in Europa. Mythos und Realitat. Documente und Schriften der Europaischen Akademie Otzenhausen. Lit / Hrsg. B. Lundt, M. Sale
Dulmen R. v. Kultur und Alltag in der Fruhen Neuzeit. Bd. 1. Das Haus und seine Menschen 16-18. Jahrhundert. Munchen: Beck, 2005. 316 s.
Rahn T. Festbeschreibung und Topik einer Textsorte am Beispiel der Beschreibung hofischer Hochzeiten (1568-1794) (Fruhe Neuzeit. Bd. 108). Tubingen: Niemeyer, 2006. 310 s.
Bepler J. Rahn, Thomas, Festbeschreibung. Funktion und Topik einer Textsorte am Beispiel der Beschreibung hofischer Hochzeiten (1568-1794), Tubingen 2006, Niemeyer, VII u. 310S./25Abb // Zeitschrift fur historische Forschung. 2008. № 4 (35). S. 526-528.
Freist D. Geschlechtergeschichte: Normen und soziale Praxis. Politische Partizipation und Herrschaft // Fruhe Neuzeit / Hrsg. A. Volker-Rasor. (Oldenbourg Geschichte-Lehrbuch). Munchen: Oldenbourg, 2000. S. 193-196.
Bautz Fr. W. Elisabeth von Munden // Biographisch-Bibliographisches Kirchenlexikon. 1. 1990. Sp. 1495-1497. URL: http://www.bautz. de/bbkl/e/elisabeth_v_mue.shtml
Merkel K., Wunder H. Dichterinnen, Malerinnen und Mazeninnen im Heiligen Romischen Reich Deutscher Nation // Deutsche Frauen der Fruhen Neuzeit. Dichterinnen, Malerinnen, Mazeninnen / Hrsg. K. Merkel, H. Wunder. Darmstadt: Campus. 2000. S. 7-18.
Tiller E. Frau im Spiegel: die Selben und die Andere zwischen Welt und Text: von Herren, Fremden und Frauen, ein 16. Jahrhundert. F.-a.-M.: Lang, 1996. 973 s.