Источники по изучению истории развития транспорта, путей сообщения и торговли в Горном Алтае во второй половине XIX - первой половине XX в. | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 345.

Источники по изучению истории развития транспорта, путей сообщения и торговли в Горном Алтае во второй половине XIX - первой половине XX в.

Приведен обзор различных видов источников изучения истории развития транспорта, путей сообщения и торговли в Горном Алтае во второй половине XIX - первой половине XX в., сосредоточенных в фондах региональных и центральных архивов и опубликованных документах.

Sources on studying history of development of transport, communication and trade lines in Gorny Altaiin late 19th - first half of 20th century.pdf История транспорта и путей сообщения всегда ин-тересовала историков. В контексте экономической ис-тории российского государства исследовались пробле-мы развития имперской России. В советское времяизучались пути строительства социализма и транс-портное сообщение рассматривалось в показателяхуспешности советской экономики. Многие общие во-просы темы достаточно изучены на общероссийскомматериале. Однако региональные аспекты поставлен-ной проблемы, через которые можно проследить кон-кретные пути развития путей сообщения, выявить об-щие тенденции и особенности преломления государст-венной политики в различных условиях, во многомостаются неисследованными. Именно поэтому необхо-димо при подходе к теме выявить возможный доступ-ный круг источников, позволяющих достоверно рекон-струировать историю развития транспорта, путей со-общения и торговли. Несмотря на интерес исследова-телей к теме, еще недостаточное количество источни-ков опубликовано. Целостная картина, особенно регио-нального развития путей сообщения, восстанавливаетсяпо архивным данным. В настоящей статье приведен об-зор различных видов источников, сосредоточенных в44 фондах 9 региональных и центральных архивов иопубликованных документах. В архивах представленыотчеты, приказы, распоряжения, циркуляры, ходатайст-ва, просьбы, переписка, записки, справки, касающиесянепосредственно обозначенной темы.В Российском государственном историческом архи-ве Санкт-Петербурга (РГИА) мной исследованы доку-менты фондов: 18 «Департамент мануфактур и внут-ренней торговли», 20 «Департамент торговли и ману-фактур», 22 «Центральные учреждения по части тор-говли и промышленности», 23 «Министерство торгов-ли и промышленности», которые содержат докладныезаписки, акты, справки, заключения, отчеты о состоя-нии промышленности и торговли в стране, в них нахо-дятся и интересующие нас данные об организации тор-гового дела на местах. Правда, эти данные отрывочныеи не позволяют реконструировать историю торговыхотношений исследуемого региона. Несмотря на хозяй-ственную ориентацию дел фондов, в них можно обна-ружить ценную информацию о ярмарочной торговле,торговых заведениях Бийского уезда. В сообщенияхчиновников прослеживается информация о зарожденииторговых связей с северо-западной Монголией и Кита-ем по Чуйскому тракту. Кроме этого, в данных фондахможно найти некоторые сведения и о товарооборотебийского купечества. В фонде 40 «Всеподданнейшиедоклады по части торговли и промышленности» изуче-ны ежегодные доклады министра финансов царю оторговле на Нижегородской ярмарке за 30-90-е гг.XIX в. По содержанию материалов, документам, хра-нящимся в этом фонде, близки донесения губернаторови ведомости о ходе торговли на ярмарках России заразные годы, хранящиеся в фонде 18. Значительнаячасть документов находится в фонде 1284 «Департа-мент общих дел министра внутренних дел». Это отчетыТомского губернатора и приложения к ним. В фонде1281 «Совета министра внутренних дел» также естьотчеты губернаторов за разные годы, в том числе и обобследовании Чуйского тракта и перевозкам, осущест-вляемым по нему. В фонде 1290 «Центральный стати-стический комитет» содержатся сведения о размерахплощадей отдельных территорий России, ведомости онаселённых пунктах и народонаселении губерний заразные годы. Важное значение имеют фонды: 27 «Ми-нистерство финансов», 468 «Кабинет Его Величества»,1287 «Хозяйственный департамент Министерствавнутренних дел», 1341 «I Департамент Сената». Онивключают правительственные распоряжения, перепис-ку местной администрации с центральными органамиуправления, статистические отчёты, ходатайства и «за-писки разных гражданских и таможенных чинов». Со-держательными в плане восстановления сведений ореконструкции Чуйской горной тропы в колесную до-рогу являются данные, представляемые в ежегодныхвсеподданнейших отчетах губернаторов и приложени-ях к ним. Эти источники ценны тем, что содержательноохватывают практически все стороны социальной ихозяйственно-экономической жизни страны.Дополнением к материалам РГИА явились архивныедокументы, выявленные в Архиве внешней политикиРоссийской империи. Фонд 143 «Китайский стол» ифонд 188 «Миссия в Пекине» наряду с общими сведе-ниями содержат отрывочный материал о торговле Рос-сии с Монголией и Китаем. Но они, к сожалению, боль-ше касаются причин, которые мешали развитию торго-вых отношений бийских купцов с монголами, а не самойих сути. Так, например, в торговых отчётах консуловуказываются главным образом причины снижения тор-говых оборотов в указанный период и даются рекомен-дации, как устранить их. Поэтому в фонде 143 особоговнимания заслуживают дела: № 1207 (торговые отчётыконсулов), № 1288 (о праве русских подданных произ-водить торговлю в Северо-Западной Монголии) и № 719(о мерах, принимаемых правительством к развитию тор-говли в Западном Китае и Монголии).Фонд 5504 «Центральный комитет профсоюзатранспортных рабочих - Цектран» Государственногоархива российской Федерации отражает практическуюдеятельность транспортных профсоюзных организацийи содержит сведения об основных направлениях работытранспортных профсоюзов в 1920-1922 гг.Материалы о состоянии экономики Горного Алтаянаиболее полно представлены в сибирских архивах.Они сосредоточены главным образом в Фонде 3 «Том-ского губернского управления» Государственного ар-хива Томской области, который включает донесенияконсулов, рапорты Бийского земского исправника, раз-ного рода предписания и другие документы, и даютдостаточно подробные сведения о торговой деятельно-сти русского купечества за границей, об учреждении наКолыванской линии таможни, о зарождении русско-монгольских торговых связей, об ассортименте ввози-мых в Россию и вывозимых из неё товаров. Наряду сэтим он содержит и ценный материал о динамике ростаи постепенного снижения торговых оборотов загра-ничной торговли за десятилетний период (1891-1900).Его документы дают также представление о количестветорговых заведений, функционировавших в рассматри-ваемое время на территории Бийского уезда. Распола-гает, наконец, указанный фонд и информацией о куп-цах, занимавшихся торговлей в Северо-Западной Мон-голии, и об их торговых оборотах.Разносторонний материал содержится в Государст-венном архиве Алтайского края (ГААК). Здесь имеют-ся документы, которые частично затрагивают вопросыкак внутренней, так и внешней торговли в Бийскомуезде во второй половине XIX - начале ХХ в. Фонд 192«Податные инспектора Бийского уезда» включает всебя различные по содержанию дела. Это и сведенияуправляющего Кош-Агачского таможенного участка оторговле с Китаем, и документы о провозе товаров заграницу через Онгудайскую таможню. Кроме того, внём имеются материалы о торговых оборотах на яр-марках, данные о количестве торговых и промышлен-ных предприятий, а также сведения о ярмарочной ибазарной торговле в интересующем нас регионе. Доку-менты фонда сообщают также нам и о количестве тор-говых заведений, функционировавших в рассматри-ваемое время на территории Бийского уезда. Наконец,дает он исследователю и информацию о купцах, зани-мавшихся торговлей с Северо-Западной Монголией иих торговых оборотах. Ценный материал по нашей те-ме имеется и в фонде 163 «Личный фонд С.И. Гуляеваи Н.С. Гуляева». В частности, он содержит сведения озарождении и развитии торговых отношений бийскихкупцов с Северо-Западной Монголией и Китаем, а так-же достаточно подробное обоснование выгод, которыеможет получить российская сторона от этих операций.В ГААК хранятся также документы Фонда 746 «Ал-тайского краевого производственного объединениястроительства и эксплуатации автомобильных дорогреспубликанского объединения по строительству иэксплуатации автомобильных дорог Сибири и Дальне-го Востока (Росдорвосток) Министерства строительст-ва и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР за1937-1984 гг.». В фонде зарегистрировано 2848 дел.Они содержат разносторонний фактический материалоб организации перевозочной работы на важнейшейтранспортной магистрали - Чуйском тракте - в предво-енные годы. Это приказы, директивные письма, пер-спективные планы строительства дорог как в Алтай-ском крае, так и в Ойротии, приказы по производст-венным вопросам и личному составу, сводные бухгал-терские отчеты дорожно-эксплуатационных участков.В них представлены технические и экономические по-казатели работы Чуйского тракта, тарифные сетки наавтомобильные перевозки, данные о стоимости гуже-вого провоза строительных грузов, что позволило сде-лать аргументированные выводы о его коммерческомсостоянии. Эти данные позволили изучить вопрос эко-номического значения дороги для развития прилегаю-щих к ней территорий.В Государственном архиве Новосибирской областимной проведён анализ фондов: Ф. 1. Оп. 1 «Документысекретно-директивной части Сибирского бюро ЦК РКП(б)», Ф. П-2. Оп. 2 «Сибирский краевой комитетВКП(б) 1924-1926 гг.», Ф. П-2. Оп. 1. Ч. 2 «Сибирскийкраевой комитет ВКП (б)», Ф. 314. Оп. 1 «Управлениеместного транспорта Сибкрайисполкома». Структурноерасположение документальных материалов фондов вцелом идентично: докладные записки о состоянии коо-перативной торговли в Ойротской области, переписка осостоянии труда и быта рабочих на тракте, переченьдорог по округам Сибкрая, циркуляры, положения, ин-струкции по дорожному строительству, акты по обсле-дованию Чуйского тракта, постановления об охранедорог и мостов, переписка с третьим дорожным участ-ком. В документах нашли отражение сведения о проек-тах строительства Чуйского тракта, о спорах, которыевозникали между сторонниками Правобережного иЛевобережного вариантов строительства Чуйскоготракта.В Государственном архиве администрации г. Бий-ска важен Фонд Р-230 «Шоссейнодорожное строитель-ство г. Бийска». В нем сохранились инструкции овзаимоотношениях начальника изысканий с начальни-ком Управления по постройке Чуйского тракта, пландорожных работ по Улалинскому тракту, доклад на-чальника дорожного строительства об экономическойвыгоде строительства дорог. В Фонде Р-120 «Управле-ние Чуйского тракта ВО по торговле с Монгольской иТувино-Аратской республиками «Совмонгтувторг»Наркомвнешторга СССР» нами обнаружен заслужи-вающий внимания исследователей материал о развитиипутей сообщения, военизации Чуйского тракта, торго-вой деятельности.Самая значительная по объёму и содержанию частьдокументов содержится в Комитете по делам архивовРеспублики Алтай. Фонд 46 «Республиканское управ-ление автомобильных дорог «Горно-Алтайавтодор»»включает в себя приказы по Управлению дороги Чуй-ского тракта ГУШОСДОРА НКВД СССР, годовые фи-нансовые отчеты, распоряжения по подготовке весен-них мероприятий на дорогах, различные администра-тивно-хозяйственные вопросы, списки служащих до-рожного отдела. В них представлены технические иэкономические показатели работы транспортной сети:эксплуатационная длина, капиталовложения в транс-портное хозяйство. Из годовых отчетов по основнойдеятельности, а также справок, докладных записок,распоряжений получены сведения о контингенте рабо-чей силы, наличии жилого фонда, об организации со-ревнований между сотрудниками, а также бытовомположении рабочих. В Комитете по делам архивовРеспублики Алтай имеется ещё ряд фондов по смежнойтематике: Ф. Р-207. «Горно-Алтайское автотранспорт-ное предприятие», Ф. 414 «Дорожно-эксплуатационноеуправление № 210 Новосибирск - Бийск - Ташанта»,Ф. 533 «Дорожно-эксплуатационный участок № 971Майминского района». Из данных фондов мы получи-ли фактический материал о работе местного транспор-та, в том числе по составу кадров и их заработной пла-те. В них нашли отражение материалы по развитиютоварооборота области, сведения о сети дорог, данныео ходе выполнения народно-хозяйственных планов заразные периоды. Фонд Р-59 «Плановая комиссия» от-ражает деятельность дорожного отдела, содержит све-дения о сети дорог в Горном Алтае, показатели трудо-вого участия населения в дорожном строительства, атакже о снабжении населения региона товарами первойнеобходимости. В Фонде Р-21 «Кош-Агачская таможня3-го разряда» есть материал, касающийся администра-тивно-хозяйственной части таможни, имеются данныео контрабанде. КПДА РА содержит фонды, в которыхимеются материалы, касающиеся торговой сферы. Кчислу таковых относятся Ф. Р-54 «Отдел торговлиГорно-Алтайского облисполкома» и Ф. Р-73 «Горно-Алтайская контора государственной торговли (Горно-Алтайторг) Алтайской краевой конторы государствен-ной торговли». Они хранят акты обследования торго-вавших организаций, переписку облторготдела по под-готовке кадров, отчеты по проведению областной яр-марки, перечень ассортиментного минимума продо-вольственных товаров.Достаточно продуктивны для поиска материалафонды бывших партийных архивов. Партийные коми-теты в то время не только занимались организационно-партийной работой на транспорте, но и целиком кон-тролировали его деятельность. В аппарате ЦК ВКП(б)функционировал информационный отдел, реорганизо-ванный в сектор информации и обобщения опыта пар-тийной работы. Именно туда присылались стенограм-мы, отчеты, протоколы республиканских, губернских,областных, окружных, районных партийных организа-ций. Материалы хранятся в Фонде 17 «ЦК КПСС» Рос-сийского государственного архива социально-полити-ческой истории. Для нас особую значимость имеетФонд 111 «Политическое управление наркомата путейсообщения». Именно в этом фонде сосредоточены до-кументы транспортных политотделов. В Ф. 65 «Полит-управление дороги Чуйского тракта», Ф. П-1 «1922-25 гг. Ойротский областной комитет РКП (б), с 1925-1930 гг., Ойротский областной комитет РКП (б) Сибир-ского края, с 1930-1937 гг. Ойротский областной коми-тет РКП (б) Западно-Сибирского края, в 1937-1947 гг.Ойротский областной комитет РКП (б) Алтайскогокрая» выявлено немало документов, содержащих сведе-ния о строительстве путей сообщения, стахановскомдвижении, социальных условиях рабочих.Анализ документов фондов центральных и местныхисторических архивов позволил сопоставить сообщае-мые в них сведения, проследить динамику изучаемыхявлений и процессов и обеспечить высокую степеньдостоверности сделанных выводов. Оценивая в целомвыявленные в центральных и местных хранилищахархивные материалы по истории промышленности итранспорта, следует отметить, что они не всегда рав-номерно и с одинаковой полнотой позволяют осветитьпроблемные и неясные вопросы темы. Документыбольше всего дают сведений о транспортных артериях,направлениях, по которым шло развитие русско-алтайско-монгольской торговли, её участниках и вменьшей степени - о торгово-экономических связях. Этиобстоятельства вынудили автора сознательно опуститьотдельные вопросы, другие же - только обозначить.Наряду с архивными материалами большой интереспредставляют экономико-статистические исследова-ния, обзоры, результаты экспедиций, торгово-промышленные календари и ежегодники, статистиче-ские отчеты и др. Вышеуказанные документы состав-лялись, как правило, после предварительных исследо-ваний региона. Для этого местные органы власти про-водили индивидуальный специальный опрос жителей,их рода занятий, опись имеющегося в их хозяйстве ин-вентаря, количество содержащегося у них скота и т.д.Большую ценность при изучении истории регионапредставляет «Алтайский сборник». На его страницахсистематически печатались материалы исследований,результаты путешествий, доклады по наиболее акту-альным проблемам. Нашлось в нем место и интере-сующим нас материалам. В нём, к примеру, была опуб-ликована статья И. Биля «О проведении колёсного путиот Онгудая до Кош-Агача по так называемому Чуйско-му тракту» [1]. В своем исследовании автор доказывал,что Чуйская тропа очень трудна для передвижения, неговоря уже о ведении торговой деятельности. Указывалон в ней и наиболее опасные участки дороги и дажевысказывал мысль о необходимости её реконструкции.Делая вывод о преимуществе колесной дороги, он непреминул указать и огромную экономическую значи-мость тракта не только для Алтая, но для России в це-лом. Поместил «Алтайский сборник» на своих страни-цах в начале ХХ в. и путевые заметки В.И. Верещагина«От Барнаула до Монголии» [2], в которых опять-такибыл подробно описан проделанный им путь. Из егоописания видно, какой дорогой могли добраться жите-ли уезда до той или иной деревни. Наряду с этим при-вел автор и некоторые сведения о русско-монгольскойторговле. Более пристальное внимание этому вопросууделил он во время второго своего путешествия поэтому маршруту, которое он совершил летом 1908 г. [3]По пути следования им были изучены и описаны местаи варианты реконструкции пройденного им пути с ука-занием истории каждого населённого пункта на нем.Привёл он и сведения о хозяйственных занятиях кре-стьян уезда. Его труды явились существенным под-спорьем при воссоздании картины состояния имевших-ся в регионе путей сообщения.Параллельно с путешествиями, путевыми заметка-ми исследователей сборник публиковал и специальныедоклады по различным направлениям. В этом планезаслуживает внимания доклад Н. Богатырева, прочи-танный им на общем собрании Алтайского подотделаРусского географического общества в ноябре 1907 г.[4]. Освещая «ореховый и зверовой промысел куман-динских инородцев Бийского уезда», он привёл значи-тельный материал не только о хозяйственной жизниалтайцев, но и о состоянии и развитии торговли, товар-но-денежных отношений у них. Наряду с докладамисборник постоянно публиковал на своих страницах иразличные научные отчеты исследователей, которые заредким исключением также располагают материаломпо истории экономики Горного Алтая. Так, опублико-ванный в Записках Западно-Сибирского отдела Импе-раторского Русского географического общества [5]отчёт Н.М. Ядринцева содержит сведения о методахведения русскими купцами торговых операций в алтай-ских стойбищах. Двумя годами раньше им были опуб-ликованы сведения о мараловодстве на Алтае. Для ис-следователя экономики региона такого рода данныеявляются большим подспорьем при реконструкцииобщей картины его хозяйственной жизни. Аналогич-ный интерес представляет исследование В. Радлова [6].Как и Н. Ядринцев, он также привел примеры торговыхопераций бийских купцов на р. Чуе и других окрестно-стях Горного Алтая. Не менее важным по своему науч-ному значению является сборник «Древняя и новаяРоссия». Начиная с 1879 г. в нем стал печатать своипутевые заметки путешественник и исследовательГ.Н. Потанин [7]. Проехав от Кош-Агача до Бийска,автор занёс в свой дневник немало интересных наблю-дений. Он подтверждал вывод В.В. Радлова о граби-тельском характере русской торговли в алтайскихстойбищах. В его заметках нашлось место сведениям оразвитии мараловодства в горном крае.Дореволюционные исследователи в большинствесвоем оставляли без внимания вопросы развития ярма-рочной торговли. Единственным исключением из этогоявились историко-статистический сборник «Алтай» [8]и исследование В.И. Штейнфельда [9]. В связи с этимисторико-статистический сборник «Алтай» мы можемпо праву назвать первым систематическим обозрениемэкономической жизни края. В разделе IX («Торговля»)дана характеристика состояния и развития как внут-ренней (ярмарочной, стационарной), так и внешнейторговли. Но, к сожалению, сведения очень отрывочныи кратки. Попытку показать общее направление внут-ренней торговли Бийского уезда предпринял, как ужеуказывалось выше, В.И. Штейнфельд. На страницахсвоего исследования он привёл достаточно полныйперечень ярмарок, прошедших в Бийском уезде в1911 г., к которому приложена справка о видах товарови ценах на них. Не менее ценной по имеющимся мате-риалам представляется издание Переселенческогоуправления «Азиатская Россия» [10], которое вобрало всебя немало сведений о том, как развивалась экономи-ка Бийского уезда в интересующий нас период.Особый интерес представляют статистические све-дения. В конце XIX в. стал выходить в свет «Сибир-ский торгово-промышленный календарь». Такие сбор-ники содержат громадное количество информации оторговле и транспорте Горного Алтая. Кроме реклам-ных буклетов, календари содержат информацию о дей-ствующих заводах, предприятиях, торговых заведенияхна год выхода календаря. В нем же можно почерпнутьмного полезных сведений о наличии в уезде ярмарок,количестве посеянного и снятого урожая, о лицах, за-нимавшихся пчеловодством, рыболовством и другимпромыслом. Того же рода информация содержится в«Сибирских торгово-промышленных ежегодниках»,которые содержат ее подробные сведения по каждомууезду Томской губернии. В нём также имеются данныео количестве населения, доле переселенцев в уезде,динамике обеспечения переселенцев землей [11]. Ин-формацию о лесах дают обзоры деятельности Алтай-ского округа за пятилетие с 1911 по 1915 г. [12-13].Значительный материал обобщен в сборниках доку-ментов. «Алтай в восстановительный период» [14] яв-ляется хронологическим продолжением изданного в1957 г. сборника «Борьба трудящихся за установлениеСоветской власти на Алтае». Конкретный круг вопро-сов, освещаемых в сборнике, охватывает процесс раз-вития народного хозяйства и культуры, борьбу за по-вышение материального уровня трудящихся Алтайскойгубернии в 1921-1925 гг. Не менее важным по своемудостоинству является вышедший в 1977 г. статистиче-ский сборник «Народное хозяйство Алтая за 60 летСоветской власти» [15].Значительный интерес для изучаемой темы пред-ставляют публикации по истории купечества. В ихчисле в первую очередь нужно назвать дневники купцаА.Д. Васенёва [16], видного представителя купеческогомира, торговавшего по Чуйскому тракту с Монголией иКитаем, «Краткую энциклопедию по истории купече-ства и коммерции Сибири» и энциклопедию «Предпри-ниматели Алтая» [17]. Разноплановый материал содер-жится в сборнике документов «В составе Томской гу-бернии» [18]. Он сформирован как сборник архивныхдокументов, представляющих широкую панораму раз-вития Горного Алтая в указанный период. В сборникенашли отражение административно-территориальное ипоземельное устройство, хозяйственная деятельность,быт, обычаи алтайского народа.Интересный материал дают периодические изданияи эпистолярные источники. Во второй половине XIX -начале ХХ в. материалы об Алтае, торговых операцияхбийских купцов с Монголией, характере торговли, не-обходимости строительства Чуйского тракта публико-вались как в местных («Томские губернские ведомо-сти», «Сибирский вестник», «Сибирский наблюдатель»и др.), так и в центральных изданиях («Записки Русско-го географического общества», «Северный вестник» ит.д.). Особо выделим в этом плане «Томские губерн-ские ведомости». В них достаточно регулярно появля-лись сообщения о ярмарках, проходивших в Бийскомуезде в рассматриваемое время, с более или менее под-робным описанием ассортимента, привозимых тудатоваров и указанием цен на каждый его вид. В частно-сти, те же «Томские губернские ведомости» опублико-вали «Путешествия Радлова через Алтай» [19], в кото-рых, наряду с интересующими нас сведениями о рус-ско-алтайской торговле, ярмарках, базарах, их оборо-тах и т.д., дана информация о природно-климатическихусловиях края, хозяйстве, быте и культуре его населе-ния, археологических памятниках, религиозных воз-зрениях алтайцев и многом другом. То же самое можносказать и о журналах «Сибирский наблюдатель» и«Наблюдатель», издававшихся в Томске. На страницахпоследнего публиковались и научные работы. В част-ности, в одном из номеров была напечатана большаястатья Н.Г. Чмелева «Чуйский тракт и наша торговля вКитайской империи» [20], в которой автор привёл цен-ные данные о товарах, ввозимых русскими купцами вКитай и вывозимых ими оттуда. При этом он не оста-вил без внимания и качество доставляемых из-за кор-дона товаров, и цены на них. В последующие годы вэтом же журнале не раз появлялись его сообщения обурожаях хлебов и трав в Бийском уезде [21]. Исполь-зование такого рода данных позволяет, во-первых, вы-явить конкретный вид зерновых, нехватку в которомиспытывали жители различных районов, а во-вторых -установить динамику возрастания цен на хлеб. Нарядус последними не сходила со страниц указанных и дру-гих журналов и «дежурная» информация - цены натовары первой необходимости для каждого уезда. Ря-дом с ними фигурировали сведения и о средствах пере-движения в том или ином регионе с непременным ука-занием расписания движения пароходов от Бийска доБарнаула и т.д. [22]. Аналогичной информацией былнаполнен и «Дорожник по Сибири и Азиатской Рос-сии». Также указывались и цены на разные виды транс-порта. Не оставил автор без внимания и проектно-изыскательские работы на Чуйском тракте. Опублико-ванный им на сей счет материал был наполнен кон-кретными цифрами, фамилиями и результатами работ.Комплексный анализ источников позволяет сделатьвывод о возможности воссоздать достоверную историюскладывания и развития путей сообщения и торговли вГорном Алтае во второй половине XIX - первой полови-не XX в. и влияния новой транспортной инфраструктурына социально-экономическое развитие региона.

Ключевые слова

история развития транспорта, торговля, Горный Алтай, history of development of transport, trade

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Пустогачева Татьяна СтаниславовнаГорно-Алтайский государственный университетдоцент, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России исторического факультетаhf@gasu.ru
Всего: 1

Ссылки

Билль И.И. О проведении колесного пути от Онгудая до Кош-Агача // Алтайский сборник. Барнаул, 1903. Т. 5. С. 66-79.
Верещагин В.И. От Барнаула до Монголии (Путевые заметки) // Алтайский сборник. Барнаул, 1908. Т. 9. С. 1-39.
Верещагин В.И. Поездка по Алтаю летом 1908 г. // Алтайский сборник. Барнаул, 1910. Т. 10. С. 1-41.
Богатырев Н. Об ореховом и зверовом промыслах Кумандинских инородцев Бийского уезда // Алтайский сборник. Барнаул, 1908. Т. 9.
Ядринцев Н.М. Отчет о поездке в Горный Алтай к Телецкому озеру и в вершины Катуни // Записки Западно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества. Омск, 1882. Кн. IV. С. 42-46.
Радлов В.В. Торговые сношения России с Западной Монголией и их будущность // Записки Императорского Русского географического общества по отделению статистики. СПб., 1871. Т. 2. С. 601-630.
Потанин Г.Н. От Кош-Агача до Бийска // Древняя и новая Россия. СПб., 1879. Т. 2, № 6. С. 133-150.
Алтай. Историко-статистический сборник по вопросам экономического развития Алтайского Горного округа. Томск, 1890. 436 с.
Штейнфельд В.И. Бийский уезд Томской губернии. Бийск, 1911.
Азиатская Россия: В 2 т. М.: Наука, 1914. 599 с.
Томская губерния. Статистический очерк. Томск, 1917.
Обзор деятельности Алтайского округа за пятилетие (1911-1915 гг.). Барнаул, 1916. 196 с.
Краткий очерк Алтайского округа ведомства кабинета Его Императорского величества. СПб., 1896. С. 1-76.
Алтай в восстановительный период: Сб. док. Барнаул: Алт. книж. изд-во, 1960. 460 с.
Народное хозяйство Алтая за 60 лет советской власти: Стат. сб. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1977. 72 с.
Сибирский купец А.Д. Васенёв. Барнаул, 1994. Ч. 1, 2.
Предприниматели Алтая (энциклопедия предпринимательства). Барнаул, 1996. 192 с.
В составе Томской губернии. История Республики Алтай в документах Государственного архива Томской области. XIX - начало XX в. Горно-Алтайск, 2004. 527 с.
Томские губернские ведомости. 1882. 15 августа.
Чмелев Н. Чуйский тракт и наша торговля в Китайской империи // Сибирский наблюдатель. Томск, 1902. Кн. 5. С. 23-29.
Чмелeв Н.Г. К вопросу об урожаях хлебов и трав в 1900 и 1901 гг. в Бийском уезде // Сибирский наблюдатель. Томск, 1902. Кн. 3. С. 134-136.
Бахарев А. От Туринска до Бийска // Сибирский наблюдатель. Томск, 1902. Кн. 4. С. 11-13.
 Источники по изучению истории развития транспорта, путей сообщения и торговли в Горном Алтае во второй половине XIX - первой половине XX в. | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 345.

Источники по изучению истории развития транспорта, путей сообщения и торговли в Горном Алтае во второй половине XIX - первой половине XX в. | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 345.

Полнотекстовая версия