Военно-воздушные силы Юго-Западного фронта в начале Великой отечественной войны | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 345.

Военно-воздушные силы Юго-Западного фронта в начале Великой отечественной войны

Показаны боевые действия авиации Юго-Западного фронта в первые дни войны. На основе изучения материалов, раскрывающих действия авиации по отражению вторжения германских войск на территорию Советского Союза, автор делает вывод, что авиация действовала разрозненно, без массирования её сил и средств, слабо взаимодействуя с наземными войсками, уступая противнику в тактике и мастерстве, что не позволило ей оказать эффективную помощь сухопутным войскам.

The air force of Southwestern Front in the Great Patriotic War.pdf В состав боевой группировки, отражавшей веро-ломное нападение немецко-фашистской Германии,входили войска Юго-Западного фронта (ЮЗФ), и с25.06 по 6.07 1941 г. - соединения и части 18-й армииЮжного фронта. В ходе боёв для восполнения потерь иукрепления этой группировки войск было дополни-тельно введено 12 дивизий, 6 бригад и управление 18-йармии. Авиационное обеспечение операции осуществ-ляли ВВС Юго-Западного фронта (командующий ВВСгенерал Е.С. Птухин, с июля 1941 г. - генерал Ф.А.Астахов). Ширина фронта боевых действий составляла600-700 километров. В первый день войны противниквторгся в пределы Юго-Западного фронта. Главное ко-мандование поставило задачу четырем стрелковым ишести механизированным корпусам при участии всейфронтовой авиации сходящимися ударами в направле-нии русла Вислы уничтожить вражескую группировкуна советской земле и занять к 24 июня район Люблина.На тот момент в советской группировке войск имелось1 759 боевых самолётов, в немецкой - 772. Превосходи-ли советские войска в численности. Они имели864 600 чел., что на 22,7 тыс. больше, чем в фашистскихвойсках.23 июня в районе Луцк, Дубно, Ровно развернулосьвстречное танковое сражение с участием несколькихтысяч бронированных машин, пехоты, артиллерии,авиации. Главные усилия стрелковых и механизирован-ных корпусов Юго-Западного фронта были направленына разгром 1-й танковой группы противника, наступав-шей на смежных флангах 5-й армии генерала М.И. По-тапова и 6-й армии генерала И.Н. Музыченко. Событияначали развиваться крайне неблагоприятно для совет-ских войск. Прежде всего, негативную роль сыграланесогласованность действий различных родов войск.Механизированные соединения вступали в бой в разноевремя и по частям - всё это и не позволило решить по-ставленную Ставкой ГК задачу. Не спасли положения иВВС Юго-Западного фронта, хотя усилия авиаторызатратили немалые. Только в период с 22 по 30 июняони ежедневно совершали примерно по 600 самолето-вылетов, что свидетельствует о том, что главные силысоветской авиации на данном направлении не были раз-громлены неприятелем на аэродромах в первые днивойны. Более того, ряд соединений, например, 44-я ис-требительная авиадивизия (ИАД), 17-я смешанная авиа-дивизия (САД) и 19-я бомбардировочная авиадивизия(БАД) вовсе не пострадали в тот трагический воскрес-ный день [1. С. 22-23, 25].В первых же боях советские лётчики-истребителисбили несколько самолётов, рассеяли часть групп не-мецких бомбардировщиков, но полностью сорвать ихдействия им не удалось. Воспользовавшись разрознен-ностью действий советской авиации, фашистские лёт-чики нанесли удары по 23 аэродромам ВВС ЮЗФ ивывели из строя около 200 самолётов. Бомбардировоч-ная авиация фронта использовалась для уничтожениятанковых колонн. Только в первый день войны онасовершила 240 самолётовылетов в этих целях [2.С. 138]. Военно-воздушные силы Юго-Западного фрон-та в начальный период войны направили примерно 45%всех самолетовылетов на борьбу за господство в возду-хе, прикрытие своих войск, объектов тыла фронта,крупных промышленных, административно-политичес-ких центров; до 35% вылетов - на поддержку наземныхвойск; около 20% вылетов - на ведение разведки и ме-нее 1% вылетов были связаны с атаками различных ты-ловых объектов неприятеля [3. С. 34]. Борьбу за господ-ство в воздухе истребители авиационных дивизий велипреимущественно путем патрулирования над наземны-ми войсками, наиболее важными объектами и при со-провождении ударных самолетов. Состав групп, участ-вовавших в этом, колебался от двух-трех до девяти са-молетов, налеты на неприятельские аэродромы при этомне были организованы, что позволяло противнику чув-ствовать себя в безопасности над «своей территорией».Действия ВВС ЮЗФ позволили несколько снизитьбоевые возможности немецких танковых и моторизо-ванных соединений, но итоговые результаты авиауда-ров не удовлетворяли Военный совет фронта. Усилиясоветской авиации были «распылены» по многочис-ленным целям. От таких действий пострадали в боль-шей степени только тыловые колонны и обозы против-ника, но это не оказывало серьезного влияния на ходприграничного сражения. Вопреки расчетам командо-вания, истребители 14-й и 15-й сад не смогли в утрен-ние часы ни непрерывно патрулировать над указаннымрайоном (они были вытеснены более сильными груп-пами противника), ни обеспечивать надежного сопро-вождения ударных самолетов, действуя парами илизвеньями. Все это способствовало вражеским асам, поих утверждению, добиться на рассматриваемом на-правлении за 25 и 26 июня 98 побед. Что касаетсяавиационной разведки, то она, к сожалению, в первыедни войны работала неудовлетворительно. Например,на основе первых разведсводок штаба ЮЗФ можносделать вывод: экипажи фиксировали только то, чтопроисходило на поле боя, причем неточно. Это сталовозможным потому, что разработанные в мирное времяпланы ведения воздушной разведки носили слишкомобщий характер. В них не указывалось, кто, какимисилами и способами, какие объекты и с какой цельюдолжен разведывать. Поэтому в июне большинствовылетов на разведку совершалось по усмотрению ко-мандиров частей и соединений. Наиболее важные зада-ния выполняли экипажи двух разведывательных пол-ков, работавших в интересах штабов и командованияфронта и ВВС [2. С. 139].Разведывательные авиационные полки (РАП) неслибольшие потери. Способствовало этому то, что передвойной немногочисленная «специализированная» раз-ведывательная авиация КОВО, подобно большинствудругих приграничных округов, была укомплектованапреимущественно молодыми авиаторами. Вероятно, вслабой тактической подготовке личного состава видит-ся главная причина высоких потерь. Но и находящаясяна вооружении разведывательных полков материальнаячасть вызывала много нареканий со стороны лётчиков.В самолетах Як-2 и Як-4 летный и технический со-став 316-го РАП разочаровался еще до начала боевыхдействий. Самолеты СБ из 315-го РАП и вовсе не могливести разведку днем в условиях сильного противодей-ствия немецкой истребительной авиации - полк понесбольшие потери и вскоре был расформирован.Борьба за господство в воздухе и его завоевание наюго-западном направлении была важнейшей задачейсоединений немецкого 5-го авиакорпуса, да и всего4-го воздушного флота генерал-полковника А. Лёра.Не только 22 июня, но и в следующие несколько днеймногие истребители с мелкими бомбами в контейне-рах и большинство бомбардировщиков непрерывноатаковали наши приграничные (и не только) аэродро-мы, стремясь вывести из строя как можно больше тех-ники.Интенсивность налётов на эти объекты возрасталадо тех пор, пока советское командование не рассредо-точило и не замаскировало самолеты.Значительных успехов фашистским лётчикам уда-лось добиться, прикрывая соединения 1-й танковойгруппы во время фронтового контрудара советскихвойск. 25 июня они одержали 30 побед, и уже следую-щим утром три группы 3-й истребительной эскадры,заняв аэродромы в непосредственной близости от рай-она боевых действий, в Луцке и Владимир-Волынском,продолжили развивать свой успех. Только один 9-йотряд совершил 5 групповых вылетов (по 12 «мессер-шмиттов») и одержал 8 побед.Всего, по немецким данным, 26 июня немецкой ис-требительной авиацией было уничтожено 68 советскихмашин в воздушных боях и 5 - огнем зенитной артил-лерии. Чаще всего жертвами вражеских «охотников»становились ДБ-3 - 26 таких самолётов было сбитофашистскими лётчиками в тот день. Из советских до-кументов потери составили 16 дальних бомбардиров-щиков.В конце июня большую роль в общем объеме уси-лий люфтваффе занимали бомбардировки отходящих,колоннами и в беспорядке, советских войск. Немецкиебомбардировщики в течение нескольких суток подвер-гали воздействию с воздуха тылы советской 6-й армии,западнее Львова. Еще интенсивнее, чем в первые днивойны, фашистская авиация вела боевые действия посрыву дневных перегруппировок советских войск, бом-била склады, станции снабжения, командные пунктыЮЗФ, которые, как правило, прикрывались достаточносильными средствами ПВО, но это не останавливалогерманских летчиков [1. C. 32, 34].Большую роль в исходе приграничного сражениясыграла универсальность бомбардировщиков типаХе-111 и Ю-88. Немецкое командование использовалоих как для решения стратегических задач, так и для под-держки своих войск на поле боя. При этом дальностьэтих двухмоторных бомбардировщиков конвертирова-лась в длительность «висения» над полем боя. Поэтомуони были самыми страшными самолётами для совет-ской артиллерии и колонн автомашин на дорогах львов-ского выступа. Если войска в окопах и танки на исход-ных позициях - это «крепкий орешек», то толпы людейи автомашин в пробках выкашивались авиабомбами сустрашающей эффективностью [4. C. 240].Однако сами немцы были не в восторге от подобнойуниверсальности, поскольку несли огромные, по ихмеркам, потери. Так, KG51 «Эдельвейс» насчитывала кконцу июня только треть штатного состава (37 Ю-88 из92, которые имелись накануне вторжения). Летчик это-го соединения В. Дирих вспоминал: «В эти июньскиедни не вернулись на аэродромы многие старые, хорошоподготовленные экипажи, летавшие над Францией,Англией и Югославией. Многие в соединении задава-лись вопросом - имеет ли Верховное командованиелюфтваффе право продолжать использовать их совре-менные двухмоторные самолеты для непосредственнойподдержки войск на поле боя и мириться с такими зна-чительными потерями опытных экипажей?»Командование эскадр KG51, 54 и 55 полагало, чтобомбардировщики следует применять не на поле боя, ав советском тылу, и считало, что настало время перене-сти основные усилия их на разрушение важнейшихкоммуникаций Юго-Западного фронта, а для поддержкиже войск вермахта значительно лучше использоватьпикирующие бомбардировщики, о чем командир 5-гоавиакорпуса генерал Р. фон Грайм неоднократно докла-дывал в вышестоящие инстанции. 28 июня в журналебоевых действий группы армий «Юг» появилась запись:«4-й воздушный флот получит на усиление разведыва-тельную эскадрилью и с 29.6 - эскадру пикирующихбомбардировщиков» [5. С. 47].Контрудары, проводившиеся советским командова-нием в последних числах июня, поддерживались неменьшими силами авиации, чем накануне.В одном из донесений штаба ВВС ЮЗФ указыва-лось, что на ограниченном участке советская авиациявыполнила 28 июня 400 самолетовылетов, из которыхпримерно четверть пришлась на долю 19-й БАД, эки-пажи которой, вылетая утром и вечером на выполнениебоевых заданий, наносили большой ущерб врагу в рай-оне станции Ровно, потеряв при этом только три само-лёта (Ар-2 и два Як-2), один из которых был подбитсвоими же истребителями случайно, но сумел дотянутьдо аэродрома, где совершил вынужденную посадку.Несомненно, неприятель, весьма пассивно противо-действующий в тот день в воздухе, потерпел значи-тельный урон. Это подтверждали и некоторые немец-кие отчеты. Например, офицеры 11-й танковой дивизиивермахта при выдвижении к Острогу полагали, будто«советский противник, по меньшей мере, здесь имелабсолютное господство в воздухе». Подобные докладывынудили германских штабистов еще раз попытатьсяоценить противостоящие им силы и потери русских.Согласно разведывательной сводке 4-го воздушногофлота, составленной 1 мая 1941 г., западнее Киева враспоряжении Юго-Западного фронта имелось789 боевых самолетов (425 истребителей, 252 бомбар-дировщика, 36 разведчиков и 76 самолетов других ти-пов, среди которых имелось несколько десятков штур-мовиков «Валти», ДИ-6 и машин «современных образ-цов»). Сообщалось также о базировании вблизи Киеваэскадрильи мощных четырехмоторных гигантов ТБ-7.Вскоре после начала боевых действий штаб немец-кого 5-го авиакорпуса подготовил сводку о том, что с 22по 25 июня 1941 г. экипажи соединения совершили1 600 вылетов с пересечением линии фронта, атаковали77 аэродромов и уничтожили 777 русских самолетов наземле и еще 136 в ходе воздушных боев, что на 124 са-молёта больше, чем отмечалось в разведсводке, отправ-ленной несколько ранее.Казалось, от русской авиации на данном направле-нии не должно было ничего остаться. Но, по мнениюнемецкого командования, авиационная группировкаВВС ЮЗФ считалась по-прежнему значительно боль-шей на данном направлении боевых действий, чем ихсобственная. Штабистам оставалось только решать,какие же доклады не соответствуют действительности[1. C. 41-42].Боевые действия первых дней войны дорого обош-лись частям немецкого 4-го воздушного флота и вой-сковой авиации. Для восполнения потерь требовалосьзначительное время. Обещанная в качестве пополненияэскадра StG77 перебазировалась только в начале июляиз Южной Польши в Румынию, поступив в распоряже-ние 4-го авиакорпуса, до 20-х чисел месяца она не при-нимала участия в боях на киевском направлении.Что касается штабного отряда и группы I/JG53, тоони действительно перелетели 30 июня из Белоруссии вХотин, а затем в Дубно, на территорию Украины. Нодаже с учетом вновь прибывших в составе 5-го авиа-корпуса в первых числах июля имелось примерно250 самолетов (без учета дальних разведчиков и транс-портных машин).Несравнимо более тяжелые испытания выпали надолю ВВС Красной армии. Но установить истинныепотери советской авиации на данном направлении былоочень трудно. Так, начальник управления пропагандыЮго-Западного фронта, бригадный комиссар А.И. Ми-хайлов отмечал, что потери до конца июня составляли354 самолета и 474 лётчика убитыми и ранеными, встрою осталось 359 боеготовых самолетов и 209 машин,нуждающихся в ремонте, но это не соответствовалодействительности, так как после этого их должно былобыть 1 568 единиц.Более достоверная информация содержалась в отчё-те штаба ВВС Юго-Западного фронта. Согласно этомудокументу, боевые потери авиации составляли 697, об-щие - 911 самолётов. В отличие от западного направле-ния, где с каждым днем войны потери советской авиа-ции на аэродромах сокращались, на Юго-Западномфронте жертвами авиационных налетов немецкой авиа-ции стали 304 самолета. Кроме того, 276 единиц боевойтехники было брошено или подорвано на приграничныхаэродромах своими же войсками при поспешном отсту-плении, а 214 машин пришлось списать в результатеаварий или катастроф.Отмечая успешные действия 23-го истребительногоавиаполка (ИАП) полковника А.И. Сидоренко, 33-го бом-бардировочного авиаполка (БАП) полковника Ф.С. Пу-шкарева, 94 БАП полковника A.B. Николаева и некото-рых других, командующий ВВС Юго-Западного фронтауказал и на тот факт, что потери авиации пока ещё неуменьшились, из отдельных вылетов к тому моменту невозвращалось более половины машин.Больше всех несли потери бомбардировочные пол-ки, действовавшие одиночными самолетами и отдель-ными звеньями. Так, с 24 по 27 июня в 136-м БАП19-й БАД недосчитались 17 Як-2 и 5 Як-4, в 52-м БАП62-й БАД - 16 СБ (еще 2 Пе-2 погибли в катастрофе иаварии), в 93-м авиаполке дальней бомбардировки18-й авиадивизии не вернулся 21 ДБ-3ф, а из 11 И-15362-го штурмового авиаполка 63-й САД осталось2 машины, которые передали в другую часть, полк жеотправили на переформирование. В результате на30 июня в составе ВВС Юго-Западного фронта осталось837 истребителей, бомбардировщиков, разведчиков иштурмовиков [2. С. 142-143].В должность командующего ВВС фронтом 1 июлявступил генерал-лейтенант Ф.А. Астахов. Он сразу жепостарался проанализировать действия летчиков фрон-та и пришёл к выводу, что к основным недостаткам вбоевой деятельности авиации фронта следует отнестинеподготовленность частей и соединений к отражениювнезапных налетов вражеских самолетов, своевремен-ному выводу из-под удара материальной части и лично-го состава и несоответствие боевой работы, организуе-мой и проводимой командирами в частях и соединени-ях, сложившейся обстановке на тот момент.Исходя из имеющихся документов, следует отме-тить и такую особенность в работе командно-политического состава: в то время как на других фрон-тах командующие и штабы преувеличивали потери не-приятеля (временами значительно), на ПравобережнойУкраине данные об успехах авиации фронта почему-тозанижали.В самом деле по оперативным сводкам в течениеиюня 1941 г. соотношение потерь в воздушных бояхопределялось как 1 : 7,2 (25 сбитых немецких самолетовпротив 180 советских) [6. С. 94]. Материалы отчета,вероятно, усугубляли положение арестованного к томувремени генерала Е.С. Птухина.Проигрыш приграничного сражения дорого обо-шелся и наземным войскам. Несмотря на героизм,мужество, самоотверженность отдельных бойцов икомандиров, успешные действия некоторых частей,противник смог нанести жестокое поражение пехо-тинцам, танкистам, кавалеристам, артиллеристам, на75-80% уничтожил материальную часть механизиро-ванных корпусов.Основная причина неудач и потерь видится в недос-таточной оперативной подготовке высшего командногосостава. В первые дни войны представителям этой кате-гории военнослужащих не удалось чётко организоватьвзаимодействие родов войск. Многие из тех, кто был нахорошем счету у руководства страны и армии, растеря-лись, что стоило тысяч жизней советских бойцов и ко-мандиров. Ставка Главного Командования 30 июняприказала войскам Юго-Западного фронта организо-ванно отходить к укреплениям старой государственнойграницы, где, опираясь на укреплённые районы органи-зовать упорную оборону полевыми войсками, усилив ихв первую очередь артиллерийско-противотанковымисредствами. Все усилия авиации фронта с этого момен-та были направлены на прикрытие отхода войск путёмусиленной бомбёжки соединений противника и унич-тожения немецкой авиации в воздухе и на земле.За 15 дней боёв советская группировка войск в ко-личестве 864 600 человек (без учёта данных о числен-ности 18-й армии) понесла безвозвратные и санитарныепотери в количестве 241 594 человека, а авиация -1 218 боевых самолётов. Среднесуточные людские по-тери ЮЗФ составляли 15 414 человек, 18-й армии -866 человек, самолётов - 80 боевых единиц.Глубина отхода советских войск составляла 300-350километров [2. С. 144-145]. Таким образом, ценойбольших потерь механизированные корпуса и обще-войсковые соединения Юго-Западного фронта контр-ударами в районе Дубно, Луцк, Ровно при поддержкеавиации нанесли противнику большие потери и замед-лили наступление его главной группировки на киев-ском направлении, что позволило отвести основныесилы фронта и занять оборону в укреплённых районахна старой государственной границе.

Ключевые слова

военно-воздушные силы, война, боевые действия, air force, war, hostilities

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Щербин Николай МакаровичМузей СО РАН (г. Новосибирск)кандидат исторических наук, директорvpz@tsu.ru
Всего: 1

Ссылки

Хазанов Д.Б. Битва за небо. 1941. От Днепра до финского залива. М.: Яуза; Эксмо, 2007.
Щербин Н.М. Военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: Военно-исторические очерки. Новосибирск: Новосиб. книж. изд-во, 2009.
Иртюга М.В. Организация и ведение боевых действий ВВС Юго-Западного фронта в начальный период войны. М., 1975.
Исаев А.В. От Дубно до Ростова. М., 2004.
Журнал боевых действий группы армий «Юг». 22 июня - 15 июля 1941 г.: Пер. с нем. М., 1968.
Пшеняник Г.А. Советские ВВС в борьбе с немецко-фашистской авиацией в летне-осенний период 1941 г. М., 1961.
 Военно-воздушные силы Юго-Западного фронта в начале Великой отечественной войны | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 345.

Военно-воздушные силы Юго-Западного фронта в начале Великой отечественной войны | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 345.

Полнотекстовая версия