Инвестиционный критерий в обеспечении конкурентоспособности региона в период мирового экономического кризиса
Управление государственными инвестиционными проектами в условиях экономического кризиса является серьезной проблемой. Количество инвестиционных проектов велико. В условиях свертывания инвестиционной деятельности должна быть сформирована новая четкая система приоритетов, в рамках которой предпочтение отдается наиболее эффективным проектам, что позволяет экономить средства главным образом за счет свертывания проектов неэффективных.
Investment criterion in maintenance of competitiveness of a region in world economic crisis.pdf Текущий мировой финансово-экономический кри-зис дал понять, что посткризисное восстановление рос-сийской экономики должно зависеть не столько от ди-намики мировых цен на нефть, сколько от перехода еена инновационный путь развития.Решающим условием для обеспечения такого пере-хода должен стать инвестиционный прорыв. Он приве-дет к значительному росту общего объема инвестицийв основной капитал, увеличению доли инвестиций, на-правляемых в сектора, способные обеспечить техноло-гическую конкурентоспособность российской продук-ции, повышению инновационного наполнения инве-стиций. Конечной целью инвестиционной политики вперспективе является создание производственного ап-парата, способного обеспечить экономическое развитиеРоссийской Федерации.Инвестиции - это путь развития экономики любойстраны. Главная цель привлечения инвестиций - это несмена собственника, а перестройка и совершенствова-ние производства, которые выведут его на более высо-кий уровень.При этом необходимо учитывать региональный ас-пект создания и укрепления инвестиционной платформыреализации программы обеспечения результатов роста.Речь идет о региональной инвестиционной политике намезоуровне. Успешная интеграция в глобальный рынок(как свидетельствует зарубежный опыт) все чаще проис-ходит не на уровне национальных государств, а на уров-не отдельных регионов, или, по крайней мере, этот про-цесс начинается с регионального уровня.С переходом к рыночным отношениям все бо́льшуюроль в инвестиционной и инновационной деятельностистали играть отдельные субъекты Российской Федерациив связи с перераспределением финансовых потоков впользу последних. Таким образом, существенно повыша-ется роль инвестиционной политики и на микроуровне.Региональная инвестиционная политика - это сис-тема мер, проводимая на уровне региона, способст-вующих стабилизации инвестиционных ресурсов иопределению направлений их наиболее эффективного ирационального использования в интересах населениярегиона и отдельных инвесторов.Целью региональной инвестиционной политики яв-ляется подъем экономики, повышение ее эффективно-сти, конкурентоспособности и обеспечение самофи-нансирования развития региона. Региональная инве-стиционная политика решает задачи создания инфра-структуры инвестиционного рынка, определения при-оритетных направлений инвестирования, поддержкиинвестиций со стороны местных властей, обеспечениеинтеграции регионального инвестиционного рынка вобщеэкономический, создания условий для притока ин-вестиционных ресурсов в регионы, формирование инве-стиционной открытости и привлекательности регионов,их инвестиционного имиджа. Особенности региональ-ной инвестиционной политики определяются специфи-кой экономической и социальной политикой, проводи-мой в регионе, уровнем производственного потенциала,природными и климатическими факторами, географиче-ским положением, привлекательностью для инвесторов(в том числе и для иностранных) и др. [1. С. 398].Несмотря на существенные различия между регио-нами, можно выделить общие основные цели регио-нальной инвестиционной политики. Они являются в тоже время приоритетами, т.е. обладают первенством повремени в осуществлении. К ним относятся: повышениекачества жизни населения, обеспечение жизнедеятель-ности хозяйственных субъектов, экономическое разви-тие регионов, создание технологически современнойконкурентоспособной экономики. Поскольку инвести-ционная политика является составной частью общейрегиональной экономической политики, их приоритет-ные цели во многом совпадают. В то же время можновыделить и специфические цели региональной инвести-ционной политики. К главной из них относится активи-зация инвестиционной деятельности субъектов Россий-ской Федерации, исходя из их правовой организацион-ной и экономической деятельности, определяемой Кон-ституцией и гражданским законодательством России.В кризисных условиях необходимо определить кон-кретные региональные инвестиционные приоритеты;проводить постоянный мониторинг финансового поло-жения регионов для уточнения реальных возможностейрегионального самофинансирования; обеспечить соче-тание отраслевого и регионального подходов при рас-пределении средств федерального бюджета; проводитьболее полный учет региональных особенностей, оказы-вающих влияние на инвестиционный процесс; осущест-влять мероприятия по созданию равных для всех регио-нов условий формирования и использования местныхфинансовых ресурсов на цели инвестирования.Конкурентоспособность региона находится в пря-мой зависимости от возможности привлечения отече-ственных и иностранных инвесторов для осуществле-ния программы социально-экономического развития,от степени благоприятности инвестиционного климата.Инвестиционный климат представляет собой слож-ную, агрегированную категорию, которая включает всебя совокупность политических, экономических, со-циальных, бытовых и других факторов, предопреде-ляющую обоснованность осуществления капиталовло-жений при наличии соответствующей степени риска ивозможность их эффективного использования.Несмотря на то что инвестиционный климат зави-сит от макроэкономической ситуации в стране в целом,есть ряд факторов, ориентирующих инвестиционнуюпривлекательность конкретного региона. Последняязависит от деятельности его администрации и входит всферу его компетенции. К таким факторам относятся:отсутствие политической конфронтации с центром,место региона в государственном геополитическомпространстве, состояние регионального законодатель-ства, обоснованность инвестиционных приоритетов,наличие рыночных институтов и инвестиционная ин-фраструктура, активность преобразований в бюджет-ной и финансовой системах, финансовый потенциалрегиона и т.д.Показателен в данном формате опыт Краснодарскогокрая, относящегося к типу агропромышленных регионов.Краснодарский край - один из регионов России, обла-дающих высоким инвестиционным потенциалом и, пооценке экспертов, занимает в рейтинге российских регио-нов место в первой десятке. В ходе исследования пробле-мы мобилизации и формирования регионального инве-стиционного потенциала края выявлены следующие мерывоздействия местной администрации:1) создание необходимой нормативно-правовой ба-зы для функционирования рынка инвестиций;2) выбор и создание органов, ответственных за реа-лизацию инвестиционной политики;3) выбор надежных источников и методов финанси-рования инвестиций;4) создание благоприятных условий для привлече-ния инвестиций;5) создание инвестиционного имиджа края.Одним из важных условий стабилизации экономикии ее роста являются иностранные инвестиции, возмож-ные объемы привлечения этих инвестиций обусловле-ны уровнем доверия зарубежных инвесторов, имиджемнашей страны на мировых рынках капитала, состояни-ем инвестиционного климата, мерами стимулированияиностранного капитала и степенью соблюдения обще-признанных межправительственных соглашений и ме-ждународных финансовых институтов, а также от раз-личных частных организаций и предпринимателей.Климат для иностранного инвестирования в россий-скую экономику в последние годы несколько улучшил-ся, что связано, прежде всего, с созданием законода-тельной базы, в целом уже соответствующей нормаммеждународного инвестиционного сотрудничестваИнвестиционный климат следует рассматривать какобъект региональной инвестиционной политики. Кри-терием его состоянием является объем привлекаемых вэкономику региона инвестиционных ресурсов. Инве-стиционным климатом принято считать ту среду, в ко-торой протекают инвестиционные процессы. Это весь-ма объемное многомерное и сложное понятие. Как пра-вило, под инвестиционным климатом понимают обоб-щающую характеристику совокупности экономиче-ских, социальных, организационных правовых, поли-тических и других условий, определяющих целесооб-разность и привлекательность инвестирования в эко-номику страны и регионов.Состояние инвестиционного климата в первую оче-редь зависит от прибыльности вложенного капитала. Вусловиях рыночной экономики инвестиционный кли-мат является самым общим критерием для размещенияинвестиционных ресурсов. Можно выделить объектив-ные факторы, влияющие на инвестиционный климат. Кним относятся географическое местонахождение ре-гиона, наличие энергосырьевых ресурсов, природно-климатические условия, демографическая ситуация ицелый ряд других. Субъективные факторы напрямуюсвязаны с управленческой деятельностью, проводимойв регионе как федеральными властями, так и органамиуправления данного субъекта РФ. Немаловажноевлияние на инвестиционный климат региона оказыва-ют и органы местного самоуправления муниципальныхобразований, находящихся на его территории. Решениепроблемы улучшения инвестиционного климата станетболее успешным при обеспечении целенаправленныхпостоянных усилий региональных властей по решениюнаиболее острых и актуальных для региона задач.При обосновании инвестиций как направленияформирования конкурентоспособности региона необ-ходимо учитывать следующие аспекты:1. Инвестиционный климат (привлекательность)региона рассматривать не с позиции абстрактногоинвестора, стремящегося получить максимальнуюприбыль от вложенного капитала, а как инвестора вопределенный капитал: промышленный, торговый,ссудный, акционерный и др. При этом цели инвесто-ров разные.2. Инвестиционный климат должен быть стабильнымв течение длительного времени и в то же время доста-точно гибким, учитывающим перемены в отношениифакторов - ресурсов в воспроизводственном процессе.Одновременно он должен быть нацелен на формирова-ние факторов - ресурсов народного хозяйства.3. В экономике вообще, а в кризисные и посткри-зисные периоды особенно, существует объективнаянеобходимость в инновационной «наполненности»привлекательных в регионе инвестиций.4. Инвестирование должно быть связано с социаль-ной динамикой в регионе, т.е. обеспечением занятости,ростом квалификации работников во всех сферах ре-гионально-экономической деятельности, повышениемжизненного уровня населения региона.5. Инвестиционный климат не должен нарушатькомплексные свойства экономической устойчивостирегиона: это обусловливает необходимость оптимиза-ции существующей структуры экономики региона ипрежде всего его базовых производств.6. Интересы и инвестируемых, и инвесторов требу-ют комплексной оценки благоприятности инвестици-онного климата и эффективности использования при-влекаемых инвестиций.Необходимо отметить, что важнейшим факторомобеспечения конкурентоспособности региона являетсяформирование его инвестиционной привлекательности.Неоспорима инвестиционная привлекательностьКраснодарского края по его объективным факторам:геополитическое положение; прямой выход к междуна-родным морским путям через 8 портов на южных рубе-жах страны; 3 международных аэропорта; плодородныесельскохозяйственные угодья; богатейшая сырьевая базадля перерабатывающей промышленности; благоприят-ные природные и климатические условия.Большую роль в создании инвестиционного клима-та играют и субъективные факторы: администрациякрая создает благоприятную инвестиционную обста-новку разработкой нормативно-правовой базы, финан-совыми потоками в международные выставки, органи-зацией экономических форумов, обменом делегациямис другими регионами и зарубежными странами и т.д.Важную роль в привлечении внешних инвестиций, втом числе и зарубежных инвесторов, играет созданиеинвестиционного имиджа края. Цель - показать привле-кательные для потенциальных инвесторов стороныпредприятий и условия осуществления инвестиционнойдеятельности, представить Краснодарский край как пер-спективного партнера, обладающего значительным эко-номическим потенциалом. Основными мероприятиямипо созданию инвестиционного имиджа являются:- обеспечение информационной открытости региона;- распространение информации о конкурентныхпреимуществах края, инвестиционном законодательст-ве, инвестиционных проектах, объектах инвестицион-ной инфраструктуры посредством использования раз-личных информационных средств;- расширение контактов и совершенствование формсотрудничества администрации края с иностраннымипредставительствами и зарубежными организациями;- участие в инвестиционных семинарах, подключе-ние к электронным базам данных, содержащих инфор-мацию о потенциальных зарубежных инвесторах.Партнерские отношения связывают предприятиякрая со 120 странами мира: продукция экспортируетсяв 100 стран, импортируется из 97 государств. Наи-большую активность из стран дальнего зарубежья про-являют инвесторы из Турции - с их участием на терри-тории края зарегистрировано 147 предприятий; с уча-стниками из США и Германии создано 73 и 69 филиа-лов соответственно; из Кипра - 54; из Великобрита-нии - 35; из Италии - 32. Среди иностранных партне-ров такие известные компании, как «Филипп-Моррис»,«Пепси-Кола», «Шеврон-Тэкмо», «Кнауф» и др. Из-вестно, что совместное предприятие является механиз-мом модернизации, повышения производительности иконкурентоспособности, и как следствие - способству-ет преодолению кризисных ситуаций.Краснодарский край - один из немногих россий-ских регионов, который в поисках инвесторов само-стоятельно выходит на международный уровень. Ку-бань сегодня - самый активный участник международ-ного инвестиционного рынка. В 2008 г. в Краснодар-ский край объем инвестиций, поступивших от ино-странных инвесторов, увеличенных по сравнению с2007 г. в 1,7 раза, составил 1,2 млрд долл.В условиях мирового кризиса Кубани удалось про-вести Инвестиционный форум «Сочи - 2009» (восьмойпо счету). Несмотря на сложные экономические усло-вия, на форуме подписано 238 соглашений на481,8 млрд руб., из них 177 соглашений на сумму351 млрд руб. подписал Краснодарский край. Инвести-ции пойдут в топливно-энергетический комплекс края,на развитие портовой зоны Азово-Черноморского по-бережья, на строительство в крае сети предприятий поглубокой переработке древесины, в сферу АПК и сель-скохозяйственные разработки, строительство комфор-табельного доступного жилья, в рекреационно-оздоровительные комплексы, в сферу малого и средне-го бизнеса ну и, конечно, в строительство Олимпий-ского комплекса «Сочи - 2014». Положительным мо-ментом для регионов РФ (присутствовали на форуме39 регионов) было то, что почти все муниципальныеобразования края представили свои проекты, макеты,которые практически готовы к освоению.Краснодарский край по оценке экспертов занимаетв рейтинге российских регионов место в первой десят-ке. Если говорить на языке профессионалов, то в2008 г. международные аналитики рейтингового агент-ства «Standard & Poor`s» пришли к выводу: финансоваясистема Кубани надежна и прозрачна для инвесторов,иметь дело с регионом выгодно, в связи с чем повыси-ли международный кредитный рейтинг с «В+» до «ВВ»(прогноз стабильности).По оценкам экспертов, Краснодарский край привлекает:- политической стабильностью;- понятными законами;- качественной антимонопольной средой;- эффективной системой противодействия коррупции;- благоприятными условиями для развития малогобизнеса;- открытостью глобального рынка.Присвоение рейтинга «Standard & Poor`s» позволяетинвесторам принять правильное решение при выбореобъекта инвестирования, а это, в свою очередь, позво-лит модернизировать многие производства, расширитьассортимент выпускаемой продукции, увеличить дохо-ды краевой казны. Присвоение рейтинга - это оценкаработы администрации Краснодарского края, направ-ленной на устойчивое развитие экономики региона и ееконкурентоспособность. Можно сказать, что развитиеэкономики края в ближайшие годы будет обеспечено иза счет инвестиционной составляющей как основногонаправления повышения конкурентоспособности иперехода ее на инновационный путь развития.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 305
Ключевые слова
инвестиции, конкурентоспособность, кризис, investments, competitiveness, crisisАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Аксаев Феликс Эдуардович | Ростовский государственный университет | аспирант | felix@afei.itech.ru |
Казаков Владимир Владимирович | Томский государственный университет | доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и учета экономического факультета | prorektorsv@mail.ru |
Ссылки
