Интеграционные процессы в цепочке «наука, высшее профессиональное образование, производство» как основа формирования эффективного механизма подготовки конкурентоспособного специалиста
Рассматриваются актуальные вопросы, связанные с формированием эффективного механизма подготовки конкурентоспособного специалиста. Автор уделяет внимание вопросам интеграции высшего профессионального образования с производством и наукой, определяет понятие интеграции, рассматривает положительные моменты происходящих интеграционных процессов, позволяющих расширить возможности подготовки конкурентоспособных специалистов.
Integration processes in the chain science - higher professional education - industry as a basis for creationof effective training mechanism of a marketable specialist.pdf Создание эффективного механизма подготовки кон-курентоспособного специалиста требует качественноновых форм взаимодействия между высшим профессио-нальным образованием и организацией, которая являет-ся потребителем услуг образовательной системы. Этообъясняется не только значительными материальнымизатратами, необходимыми для модернизации процессаобучения, но и тем, что в последние годы видоизмени-лась динамика спроса на специалистов тех или иныхпрофессий. В этой связи необходимо создание гибкойадаптивной связи между вузами и организациями, яв-ляющимися заказчиками специалистов. Для решенияэтой задачи необходимо четкое взаимодействие междувузом и организациями. В данном случае будет иметьместо обоюдная выгода. Организации и предприятиябудут получать высококвалифицированных специали-стов определенной номенклатуры специальностей, всвою очередь вуз - ресурсы, позволяющие адаптироватьучебный процесс к потребностям промышленности.В случае построения эффективного механизмавзаимодействия «заказчика» и «исполнителя», которы-ми являются соответственно организации и учрежде-ния высшего профессионального образования, внутриэтого механизма формируются рекомендации для спе-циализированного учебно-научного центра по номенк-латуре и количеству подготовки специалистов требуе-мых специальностей и квалификаций.При создании механизма подготовки специалиста насинтересует вопрос о системе связей, т.е. те интегрирую-щие процессы, которые происходят внутри данного меха-низма, позволяющие удерживать его в соответствующемсостоянии, генерируя при этом новые свойства.В научной литературе под интеграцией понимаетсяпроцесс объединения в целое каких-либо элементов, врезультате которого возникают новые свойства. Приэтом большинство исследователей делают акцент наусилении связей между элементами, ведущими к тако-му качественному скачку, ведь при формировании ме-ханизма важным аспектом считается не просто опреде-ление его элементов, но и их связь и новые свойства,которые могут возникать при таком объединении [1].В.П. Кузьмин отмечает, что понятия «система» и «ин-теграция» имеют свою специфику. Так, понятие «систе-ма» в большей мере фиксирует объективную форму цело-го, а понятие «интеграция» подчеркивает процесс и меха-низм объединения частей, приобретения целым или ком-плексом интегральных совокупных качеств и т.п. Но ин-теграцию можно рассматривать как общий параметробъективной действительности [1. С. 23].С другой стороны, необходимо рассмотреть инте-гральный эффект, под которым подразумевается гармо-низация связей между всесторонне развивающимисяэлементами. Внутренние связи из жестких однозначностановятся гибкими, комплексными, что приводит к то-му, что факторы централизованного управления начи-нают ослабевать, а факторы самоуправления - возрас-тать. 3а счет более оптимального перераспределенияразных форм связи управления и самоуправления сис-тема опять пополняет возможности в получении новыхэффектов. Таким образом, если процесс универсализа-ции является количественным ростом разнообразиясвойств, то процесс гармонизации имеет качественнуюприроду.В связи с этим необходимо выяснить соотношениемежду категориями «гармоничность», «всесторон-ность», «целостность». Здесь представляет интерес точ-ка зрения В.Т. Мещерякова, который под гармониейпонимает «определенное единство сторон и стадий раз-вития системы, достигаемое на основе дополнительногои функционального соответствия посредством разреше-ния неантагонистических противоречий» [2. С. 32].Таким образом, сущность интеграции предстает какдвойственный процесс универсализации элементов игармонизации связей между ними. В подходе к инте-грации акцент необходимо сместить на свойства самихэлементов, которые содержат в потенциале общие ин-тегральные свойства, проявляющиеся при формирова-нии новой системы.Интеграция какого-либо явления - это процесс егодвижения, развития к более целостному состоянию,характеризующемуся не только большей степеньювзаимосвязанности всех элементов, но, прежде всего,изменением свойств самих элементов. Развитие систе-мы обусловлено универсализацией свойств элементови гармонизацией их связей между собой, что приводитк более высокому уровню целостности системы и но-вым интегральным эффектам.При подготовке конкурентоспособного специалистанельзя забывать о научной составляющей этого про-цесса. Универсализация научных исследований каксредство совершенствования подготовки конкуренто-способных специалистов проявляется в расширении ихмеждисциплинарного характера как в направлениифундаментализации специальных научных разработок,так и в прикладных общетеоретических исследованиях.В результате каждая научная тема приобретает харак-тер комплексного многофункционального исследова-ния. Важнейшим условием интеграции в научной рабо-те является, с одной стороны, усиление межвузовскойкооперации, а с другой - повышение связей с произ-водством и наукой.Важно отметить, что высшая школа впитывает в себяне только определенное состояние науки и производства,но и их соотношение в обществе. Социология науки от-мечает, что взаимодействие научной и производственнойдеятельности в обществе носит конкретно-историческийхарактер. Было время, когда наука шла позади производ-ства. Классическое инженерное образование с его ориен-тацией, в первую очередь, на нужды и требования мате-риального производства, отражает эту зависимость тео-рии от практики. НТР меняет это соотношение. Прогресснауки начинает предшествовать прогрессу производи-тельных сил общества. Наука, реализуя свое подлинноесозидательное назначение, революционизирует сначалатехнику, а затем и технологию, экономику.В это время преимущественная ориентация высше-го образования на производство становится явно одно-сторонней. Разумеется, и в условиях НТР образованиедолжно работать на производство. Но если связи отнауки к производству начинают преобладать надвстречными, то вуз, стоящий на пути этих связей, вы-нужден воплотить в содержании и организации своейработы это новое взаимодействие науки и производст-ва. Взаимодействие вуза и производства также усили-вается, однако это усиление идет в рамках другого бо-лее общего процесса - научной революционализациипроизводства. Чем глубже становится зависимостьпроизводства и науки, тем больше образование вынуж-дено ориентироваться на закономерности ее развития.Качественная особенность взаимосвязи образования ивоспроизводства рабочей силы состоит в том, что образо-вание, как и наука, превращается в непосредственнуюпроизводительную силу общества. Во-первых, возрастаетроль квалифицированной рабочей силы, функцию подго-товки которой выполняет образование. Во-вторых, обра-зование оказывает возрастающее влияние на формирова-ние и развитие НТП. По этим двум линиям идет процесспревращения образования в непосредственную силу об-щества. Высшая школа обладает огромным научным по-тенциалом, но используется он далеко не полностью.Большинство вузов даже технического профиля не имеютсовременной производственно-экспериментальной базы,а если и имеют, то в основном лишь для учебных, а ненаучных целей. Поэтому, когда они сами берутся за прак-тическое освоение или экспериментальное опробованиерезультатов НИР или конструкторских разработок, этооказывается им не под силу и внедрение существеннозатягивается. Более того, когда вузы имеют непосредст-венный контакт с производством, то это тоже не всегдаприводит к желаемым результатам, так как обычно науч-ная продукция вузовских ученых не имеет вид, готовый киспользованию на практике. Поэтому напрашивается вы-вод (и он уже подтвержден количественным - корреляци-онно-регрессионным анализом), что здесь нужен болеегибкий переход от вузовских разработок к их серийномуизготовлению в промышленных условиях. Один из кон-кретных путей повышения эффективности НИР (в томчисле и экономической) - это последовательное укрупне-ние научных исследований. Задача вузов - не брать мел-кие, случайные темы.В значительной степени наука предопределяет эф-фективность функционирования экономики страны иее регионов, в частности НИОКР - как начальное звеноцикла «наука - производство - потребление». Практи-ческое использование достижений НТП обеспечиваетзначительную часть прироста национального богатст-ва. В условиях НТР происходит значительное усилениепроцессов интеграции науки и производства, что обу-словлено превращением последнего в технологическуюреализацию результатов научных исследований. Наука,при этом, выступает частью сферы материального про-изводства. В то же время усиливающееся воздействиеее на другие сферы человеческой деятельности, особыйхарактер труда в науке обусловили возникновение са-мостоятельной новой отрасли народного хозяйства -научного производства, что является одним из важ-нейших направлений совершенствования обществен-ного разделения труда. Поясним характер взаимодей-ствия науки, вуза и производства, для этого определимэти понятия.Наука - область проявления и реализации интел-лектуального потенциала общества, выделяющаяся впоследнее время, все в большей степени, в особую от-расль производства, характеризуемую значительнымимасштабами и высоким динамизмом ее поведения.Вуз - структура, созданная обществом для реализа-ции двух глобальных целей:УВП - учебно-воспитательный процесс, необходи-мый для регенерации и повышения интеллектуальногопотенциала общества;НИР - научно-исследовательская работа, проводи-мая в рамках решения задач науки, учебного процессаи производства.Производство - структура создания материальныхблаг, непосредственно направленных на удовлетворе-ние потребностей общества.Данные блоки тесно контактируют друг с другомчерез поле информации.Поле информации - совокупность изменений, воз-никающих вне элементов рассматриваемой системы,связанных с ходом развития НТР, общественно-политической жизнью.Посредством поля информации производство вновьи вновь, каждый раз на новой основе, ставит перед ву-зами задачи изучения новейшего производственногооборудования, технологических процессов, разделениятруда, принципов организации, управления производ-ством. Тем самым связь образования с наукой должнасоставлять основу для выработки стратегии, а связь егос производством - основу для выработки тактики.Нельзя забывать, что воздействие науки на эконо-мическую и социальную сферу регионов, как правило,неоднозначно и трудно определимо. Наиболее нагляд-но оно проявляется в функционировании высшей шко-лы. Эффективная подготовка высококвалифицирован-ных кадров в вузах предполагает их тесную связь с на-учными исследованиями. С развитием сферы наукиувеличивается число мест приложения высококвали-фицированного труда, возникает потребность в подго-товке специалистов с высшим образованием. Доста-точно высокий уровень научной деятельности в регио-нах способствует размещению на их территориях нау-коемких промышленных производств, что, в свою оче-редь, определяет дополнительную потребность в спе-циалистах. Специфика сферы образования накладываетсвой отпечаток на практику планирования, что находитотражение в следующих моментах:- в соотношении планомерности и элементов стихий-ности в сфере образования. С одной стороны, эта сфераявляется наиболее управляемой отраслью экономики, таккак финансируется из центральных источников, с дру-гой - в ней большую роль играет субъективный фактор,так как объектом и субъектом являются люди;- планы развития сферы образования должны опе-режать во времени планы развития других отраслей;- планирование образования требует несколькоиного, учитывающего основные тенденции и перспек-тивы науки и производства, подхода и примененияособых плановых методов по сравнению с отраслямиматериального производства;- сложность планирования образования связана струдностями предвидения социально-экономическихпоследствий роста или изменений структуры образова-ния населения;- при планировании образования необходимо учи-тывать внутриотраслевые (между формами обучения ивоспитания), межотраслевые (выпуск специалистов ипотребность в них), народнохозяйственные (междудетским населением и мощностью учебно-воспита-тельных учреждений) связи [3].Характерным для вузовской науки является объе-динение в рамках одного учреждения фундаменталь-ных исследований, прикладных работ и опытно-конструкторских разработок. Однако выполняемые ввузах объемы НИОКР недостаточны. Экономическийэффект от прямого внедрения разработок академиче-ской науки - всего лишь незначительная часть суммар-ного эффекта от применения на практике результатов,получаемых в этом секторе. Таким образом, достиже-ние экономического эффекта в академической наукевыступает как вторичная задача по отношению к соз-данию нового научного знания, которое характеризует-ся как научный эффект.Совершенствование интеграции вузовской науки ипроизводства возможно в двух направлениях. Во-пер-вых, вузовская наука, ее достижения могут использо-ваться в качестве инструмента выполнения производ-ственных задач, установленных исходя из самих про-изводственных ресурсов и их потребностей. Во-вто-рых, наука выступает как инструмент установленияцелей производства и обеспечения путей и средств ихдостижения. Высшее профессиональное образованиесостоит из двух взаимосвязанных составляющих, такихкак научно-исследовательская деятельность и учебно-воспитательный процесс. Выстраивая эффективныймеханизм подготовки конкурентоспособных специали-стов, получаем следующее соотношение интегрирую-щих процессов. Научно-исследовательская деятель-ность вуза, интегрируя с предприятием, позволяет: состороны вуза - реализовывать реальные курсовые идипломные проекты, применять научные рекоменда-ции преподавателей и студентов, т.е. использовать по-тенциал вузовской науки; со стороны предприятия -предоставление материально-технической базы, а так-же возможность опытной проверки результатов иссле-дований. Интеграция учебно-воспитательного процессаи предприятия позволяет: со стороны вуза - сокращатьсроки адаптации молодых специалистов, включатьстудентов в производственную деятельность; со сторо-ны предприятия - предоставлять материально-техническую базу, участвовать специалистам произ-водства в учебном процессе.Несмотря на определенные издержки сотрудниче-ства высшей школы с промышленностью, включениевузов в научные исследования имеет большое значениедля развития науки в целом, поскольку базисные ис-следования, определяющие научно-технический про-гресс, проводятся именно в вузах. Такое сотрудничест-во способствует повышению научно-технической под-готовки студентов:- оно стимулирует вузы пересматривать программыподготовки и учебные материалы в соответствии с из-меняющимися требованиями экономики, а также дела-ет возможным привлечь к чтению спецкурсов специа-листов с предприятий;- в этом случае студенты уже с первых курсов при-общаются к исследовательской работе, включаются впроизводственный процесс задолго до окончания вуза;- помимо общеобразовательного аспекта, научно-исследовательская деятельность в научных парках идругих организациях, финансируемых государством,имеет важное, чисто практическое значение для препо-давателей и студентов, получающих значительное ма-териальное вознаграждение;- возможность пользоваться новейшим дорого-стоящим оборудованием.С другой стороны, промышленные предприятиявыигрывают от совместной работы с вузами:- предприятия могут пользоваться консультациямии привлекать к исследованиям высококвалифициро-ванный персонал вуза;- сотрудничество с вузом позволяет повышать ква-лификации работников предприятия;- совместная работа обогащает практику за счетучастия в различного рода совместных симпозиумах;- становится возможным выпуск наукоемкой про-дукции;- предприятия получают специалистов высшей ква-лификации и нужного профиля подготовки.Отечественный и мировой опыт показывает, что на-учный потенциал высшей школы при эффективном егоиспользовании является мощным ускорителем общест-венного развития и преобразования экономики. Науч-ный комплекс высшей школы является генераторомновых научных и технических решений, инкубаторомновейших образцов техники и технологии. Около 40%разрабатываемых в высшей школе научных тем завер-шается новыми научными идеями, осуществляющими«прорыв» в различных направлениях знаний, откры-вающими перспективу развития принципиально новыхвидов научно-технической продукции.Многие выпускники в процессе производственнойдеятельности слабо используют вузовские знания инавыки, ибо задачи, которые они решают в вузе, явля-ются слишком частными, требующими знаний и при-менения закономерностей лишь изучаемой науки. Со-временное производство ставит перед специалистами,как правило, такие задачи, которые требуют от него зна-ния различных областей науки, включая те, которые,возможно, не изучались. В этой связи необходимо обра-тить внимание на выстраивание межпредметных связей,которые бы способствовали систематическому повторе-нию основных моментов пройденного материала, фор-мировали бы фундамент для изучения и восприятия но-вых знаний, что способствовало бы более эффективнойподготовке специалиста и уже в вузе позволяло бы фор-мировать составляющие конкурентоспособности буду-щего специалиста.Применительно к системе образования актуальнапроблема формирования ее как системы преемственно-го непрерывного образования, которая должна объеди-нить среднее, общее и специальное, высшее и различ-ные виды дополнительного последипломного образо-вания. Причем речь идет о едином комплексе, в кото-ром функционирование отдельных элементов было быподчинено общим целям и задачам. Это должна бытьединая система, а не просто набор образовательныхучреждений, деятельность которых мало связана друг сдругом. Именно система образования гарантирует гиб-кое и оперативное управление процессами подготовкии повышения квалификации кадров, своевременнуюреакцию на изменение потребностей общества.В связи с этим в системе образования и воспитаниядолжно быть усилено формирование творческих ка-честв личности на основе обучения знаниям, умениями навыкам решения творческих задач во всех областяхизбираемой ими практической деятельности [4].В самом общем виде эти преобразования могутвключать в себя:- усиление синтеза учебных дисциплин с оптимиза-цией соотношения устоявшегося знания и новейшихдостижений;- внедрение в учебный процесс методов проблем-ного обучения, учебно-исследовательских работ, уси-ления обучающей направленности НИР студентов;- проведение комплексных учебных занятий типаделовых игр, лекций в виде бесед за круглым столом снесколькими специалистами;- чтение специальных курсов и организацию прак-тических знаний по теории и практике творчества, ра-ционализации и изобретательству на основе показатехнологии решения нового в профессиональной об-ласти с раскрытием социально-экономических, психо-логических, физиологических и других стимулов и ме-ханизмов достижения новых результатов.Внедрение творческого обучения может осуществ-ляться в нескольких направлениях:- усиление творческой направленности преподава-ния всех дисциплин с охватом всех без исключенияучащихся и студентов;- создание специальной системы дополнительнойтворческой подготовки на принципах программно-целевого управления для группы учащихся, проявив-ших яркие творческие способности;- создание специальных курсов, факультетов и т.п.по подготовке и переподготовке студентов и специали-стов для решения наиболее сложных целевых научныхи практических задач.Становление эффективного механизма подготовкиконкурентоспособного специалиста проходит в не-сколько этапов, которым соответствуют определенныепути ускорения интеграционных процессов в высшемпрофессиональном образовании. На первом этапе вузрассматривается преимущественно как учебное заведе-ние, где акцент смещен в область преподавания. Навтором этапе вуз начинает выступать как учебно-научное учреждение, при этом широко развиваютсянаучные исследования, усиливается при этом и обу-чающая функция, возникают некоторые производст-венные формы, например опытное производство. Инте-грация науки и учебно-воспитательной работы проис-ходит в самом высшем профессиональном образова-нии, давая тем самым толчок для развития следующихпроцессов, связанных с более эффективной подготов-кой специалистов. На третьем этапе возникают инте-грационные процессы высшей школы (ее учебной инаучной деятельности) с учреждениями науки и пред-приятиями отраслей народного хозяйства. При этомформируются условия для слияния учебно-воспитательного процесса с научными исследования-ми, внедрение научных достижений в производство,так как связь между наукой, учебно-воспитательнымпроцессом и производством значительно усиливается.Четвертому этапу соответствует самая высшая ступеньинтеграционного процесса - образование межвузов-ских учебно-научно-произ-водственных центров, кото-рые характеризуются органически целостной учебно-научно-производственной системой, где, соответствен-но, ведутся учебный процесс, научные исследования ипроводятся эксперименты.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 360
Ключевые слова
интеграция, механизм подготовки, конкурентоспособный специалист, высшее профессиональное образование, integration, mechanism of training, marketable specialist, higher professional educationАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Завалько Наталья Александровна | Омский государственный педагогический университет | кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента в образовании | patapskaya@mail.ru |
Ссылки
Давыденко Л.Н., Воробьева Е.М. Интеграция вузовской науки и производства. Минск, 2007. 160 с.
Яковлев И.П. Интеграция высшей школы с наукой и производством. Л.: ЛГУ, 2006. 126 с.
Горев В.К., Кудрявцев Ю.А. Образование в условиях рыночных отношений. М.: Экономика, 1994. 165 с.
Зиннуров У.Г. Маркетинг в деятельности вузов: теория и методы решения. Москва; Уфа: Изд-во УГАТУ, 2003. 226 с.
