Одной из важнейших характеристик финансового состояния предприятия является стабильность его деятельности в долгосрочной перспективе. Для ее достижения руководству предприятия следует уделять большое внимание стратегическому планированию, в основе которого должен лежать комплексный анализ экономического потенциала.
Economic potential analysis as the basis of strategic planning of road freight transport enterprises.pdf Автомобильный транспорт (АТП) является важней-шим звеном в системе дорожно-транспортного комплексастраны за счет таких преимуществ, как высокая манев-ренность, большая провозная способность, быстрота дос-тавки, меньшая себестоимость перевозок на короткиерасстояния по сравнению с водным и железнодорожнымтранспортом. Доля грузового автомобильного транспортав общем объеме перевозок по итогам 2008 г. составила10% (6861,4 млн т), в 2007 г. этот показатель составил9,5% (6753,3 млн т). Густота транспортной сети автомо-бильных дорог составляет 42,6 км/ткм2, а протяженностьавтомобильных дорог в России - 724,5 тыс. км.Предприятия грузового автомобильного транспортаРоссии в настоящее время находятся в затруднитель-ном положении, что связано с сокращением подвижно-го состава, высокой степенью износа основных фондов.Как следствие отмечается рост издержек на его содер-жание и ремонт, просроченная дебиторская задолжен-ность за выполненную работу по причине имеющейместо практики кредитования заказчиков путем от-срочки платежа за предоставление услуг, высокая себе-стоимость услуг. Следствием всего вышеперечислен-ного являются убыточность предприятий транспорта,низкая конкурентоспособность, плохое качество пре-доставляемых услуг. По итогам 2007 г. более половиныпредприятий АТП получили убытки, а по результатам2008 г. доля убыточных предприятий составила около60%, в среднем износ подвижного состава по предпри-ятиям автомобильного транспорта - более 70%. Сред-ний возраст парка грузовых автомобилей по предпри-ятиям России составляет 11-12 лет.Существующая практика в управлении предприятийсводится лишь к сокращению издержек, но зачастуюмероприятия вырабатываются спонтанно, с надеждойлишь снизить себестоимость. Таким образом, прини-маемые меры дают лишь кратковременный эффект,предприятия по-прежнему остаются убыточными, аобщее их состояние ухудшается из года в год.Формирование долгосрочных стратегических пла-нов деятельности предприятий позволяет обеспечитьвыработку четкой последовательности действий и по-высить обоснованность принимаемых управленческихрешений. Учитывая это, действия и решения руководи-телей не могут заключаться лишь в реагировании наизменения внешней среды и их влияния на состояниепредприятия. Руководитель должен предвидеть и учи-тывать множество факторов как внешней, так и внут-ренней среды предприятия, что позволит максимальноточно обосновать принимаемое решение и отдатьпредпочтение в пользу лучшей из возможностей.Неоспорим тот факт, что в случае крайней нехват-ки ресурсов, в чем и заключается проблема современ-ных предприятий грузового автомобильного транс-порта, необходимо произвести детальный анализ воз-можностей и целей объекта исследования, что позво-лит сосредоточить внимание и необходимый объемресурсов именно на том направлении, который дейст-вительно приоритетен и способен принести макси-мальную выгоду от его реализации на данный моментвремени.Таким образом, очевидно, что применяемая на прак-тике методика управления современными предприятия-ми транспорта не рациональна, более того, оказываетотрицательное воздействие на состояние предприятия. Вцелях достижения стабильности АТП следует уделитьвнимание формированию системы стратегического пла-нирования.«Практика доказывает, что те предприятия, которыеуделяют должное внимание комплексному стратегиче-скому планированию и управлению, работают успеш-нее и являются более прибыльными среди предприятийсвоей отрасли. Многие руководители зачастую не до-биваются поставленных целей вследствие того, чтостремятся охватить как можно больше направлений, непроводя анализ своих реальных возможностей. Длядостижения успехов в деятельности необходимы целе-направленная концентрации сил и правильно выбран-ная стратегия» [1. С. 39].Преодоление проблем предприятий автомобильноготранспорта возможно за счет формирования системыгибкого стратегического планирования, которое быучитывало экономический потенциал предприятия.Однако анализируя современное состояние автотранс-портных предприятий, становится очевидным, что из-за ограниченности ресурсов предприятий сужаетсякруг возможных направлений развития.Таким образом, начальным этапом системы страте-гического планирования должен стать анализ экономи-ческого потенциала предприятия как способ определе-ния потенциальных возможностей, с учетом которыхвырабатываемое управленческое решение становитсяболее обоснованным, а не спонтанным, отвечающимлишь кратковременным задачам.Процесс стратегического планирования включаетнесколько этапов начиная с определения миссии ицелей предприятия, анализа среды и возможностей,выбора стратегии, реализации и заканчивая оценкой иконтролем ее выполнения. Этапы стратегическогопланирования представлены на рис. 1.Выбор стратегии определяется результатом анали-за альтернатив, целей, сценариев, ресурсной базы.Оценивается способность принимать и организовы-вать исполнение стратегических решений внутри ивне АТП.Важнейшая задача стратегического планирования -обеспечить предприятию возможности достижениянеобходимого преимущества перед другими конкурен-тами путем использования самых эффективныхсредств. Чтобы предприятие могло установить собст-венный долгосрочный цикл развития, оно должно рас-ти быстрее, чем повышается потенциал ее основныхконкурентов [2. С. 65].Рис. 1. Этапы стратегического планированияРеализация стратегии отражается на состояниипредприятия. Могут измениться рост и стабильностьосновных показателей: доли рынка, выручки, капита-лизации, ликвидности, эффективности. Стратегии, раз-рабатываемые на предприятиях, часто не выдерживаютпроверки практикой, поскольку создаются без учетаважных факторов: динамики бизнес-среды, измененийкадрового потенциала, финансовых возможностей иугроз и т.д.«Каждая хорошо разработанная стратегия должнаобязательно оставлять возможности для маневра, обла-дать гибкостью. Адаптация характеризует способностьпредприятия корректировать принятую стратегию впроцессе ее выполнения, что может потребоваться всвязи со сложностью прогнозирования некоторых фак-торов» [3. С. 60].Немаловажным в процессе стратегического плани-рования является этап анализа среды и возможностей,так как дальнейший выбор направления развития пред-приятия происходит именно на основе результатовпроведенного анализа. В свете чего определяющее зна-чение приобретают определение экономического по-тенциала предприятия, его анализ и выявление воз-можностей предприятия [4].«Потенциал (от лат. potentia - сила), в широкомсмысле - средства, запасы, источники, имеющиеся вналичии и могущие быть мобилизованы, приведены вдействие, использованы для достижения определённойцели, осуществления плана, решения какой-либо зада-чи» [5. С. 154].Категория «экономический потенциал» заключаетсяв обобщенной оценке потенциальных возможностей впроцессе использования имеющихся ресурсов, инымисловами, в степени эффективности их применения длядостижения экономического эффекта. Следовательно,экономический потенциал будет тем выше, чем эффек-тивнее будут использоваться имеющиеся ресурсы, воз-можности или средства [6. С. 136].Вопрос, касающийся анализа экономического по-тенциала предприятий, остается актуальным, так каксуществующие методики оценки потенциала позволя-ют сформировать лишь общее представление о состоя-нии предприятия, при этом оставляя вне вниманияважные факторы, которые необходимо учитывать впроцессе принятия управленческих решений. А вслед-ствие отсутствия единого представления о понятииэкономического потенциала не сформирован ком-плексный подход к оценке потенциала предприятийразных отраслей, в частности отсутствует системныйподход для анализа экономического потенциала пред-приятий автомобильного транспорта. Поэтому необхо-димо конкретизировать понятие «экономический по-тенциал», выделить основные критерии оценки, сфор-мировать последовательную методику анализа потен-циала, которая учитывала бы особенности деятельно-сти предприятия и его цели.С точки зрения ресурсного подхода экономиче-ский потенциал - это совокупность ресурсов, средстви предметов производства. При этом в поле зренияанализа попадают лишь ресурсные составляющие по-тенциала предприятия, что в конечном итоге сужаетпредставление о потенциале и может применятьсятолько для решения вопросов, касающихся производ-ства продукции, стоимости и степени использованияресурсов.Если под экономическим потенциалом пониматьего производственную мощность, то следует заметить,что результат анализа дает возможность оценить толь-ко производственный комплекс предприятия, в то вре-мя как финансовые, инвестиционные, социальные фак-торы не учитываются.Таким образом, результаты такого анализа такжекрайне ограниченны. При этом не следует забывать,что предприятие - это не только производственная сис-тема, а система, способная развиваться и меняться сучетом влияния на нее внешних факторов.Анализ экономического потенциала с точки зренияналичия резервных возможностей тоже должен статьсоставляющей комплексного анализа, так как дает воз-можность выявить неиспользованные возможности иопределить пути и сроки их использования в случаенеобходимости.Анализ потенциала предприятия с финансовой точ-ки зрения подразумевает оценку доходности, оценкустепени деловой активности, оценку финансовой ус-тойчивости, ликвидности баланса и платежеспособно-сти предприятия.Немаловажным является вопрос, касающийся ана-лиза внутренней среды предприятия. Учет таких фак-торов, как корпоративная культура, персонал, уровеньобразования, способности, качество управления позво-ляет конкретизировать результат комплексного анали-за. Эффективность использования трудового потенциа-ла играет важную роль в управлении предприятием,сказывается на достижении конечных целей. Такжеследует уделить внимание анализу конкурентной сре-ды предприятия.Таким образом, анализ экономического потенциаладолжен представлять собой комплексный и системныйподход, что позволит всесторонне оценить состояниепредприятия, а также степень влияния отдельных фак-торов. Состав экономического потенциала с точки зре-ния комплексного подхода к анализу представлен нарис. 2.Рис. 2. Состав потенциала с точки зрения комплексного подхода к анализуВ целях достижения полноценного представленияоб экономическом потенциале необходимо сформи-ровать комплексный подход к оценке экономическо-го потенциала предприятия, помимо этого подходдолжен учитывать отраслевые особенности предпри-ятия. Результат такого рода анализа дает возмож-ность сформировать полное представление о состоя-ние предприятия, его возможностях, эффективностииспользования экономического потенциала, а такженайти возможности роста и научно обосновать при-нимаемые решения. Предприятие должно рассматри-ваться как сложная система, находящаяся под влия-нием множества факторов, постоянно меняющаяся иразвивающаяся.Поэтому анализ экономического потенциала, а так-же определения степени влияния отдельных факторовдолжны стать обязательной составляющей стратегиче-ского планирования предприятий автомобильноготранспорта. Дальнейшие решения должны принимать-ся с учетом постоянного совершенствования и контро-ля над изменением потенциала предприятия под воз-действием реализованных мероприятий.Помимо этого, система стратегического планирова-ния на предприятии должна быть достаточно гибкой,для того чтобы реагировать на изменения потенциалапредприятия и условия внешней среды. Подобная гиб-кость позволит руководителям своевременно вноситькоррективы в стратегический план предприятия.В заключение следует сказать, что залогом ста-бильности деятельности предприятий в долгосрочнойперспективе является разработка грамотной системыдолгосрочных стратегических планов. Стратегическоепланирование должно базироваться на формированиичеткого представления о возможностях и потребно-стях предприятия. Решения, принимаемые в процессестратегического планирования, должны основыватьсяна достаточном объеме информации, полученной впроцессе анализа потенциальных возможностей и це-лей предприятия. От качества проведенного анализазависит успешность принимаемых решений. В светеэтого анализ потенциала предприятия грузового авто-мобильного транспорта должен носить комплексныйхарактер и охватывать как можно больший объем по-казателей и категорий оценки для формирования наи-более полного представления о возможностях пред-приятия. Существующие проблемы автомобильноготранспорта, учитывая ограниченность потенциала,можно решить именно за счет четко разработанныхстратегических планов, которые и позволяли бы увя-зать возможности предприятий грузового АТП с наи-более перспективными направлениями развития. Та-ким образом, этап анализа экономического потенциа-ла является стержневым этапом стратегического пла-нирования.
Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989. 544 с.
Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник для студентов, обучающихся по специальности и направлению «менеджмент». 2-е изд., перераб. и доп. М.: Гардарики, 2002. 292 с.
Агеев А., Громбалл П. Стратегии, инновации, модели // Экономические стратегии. 2007. № 8. С. 58-65.
Агеев А., Куроедов Б.В., Метьюз Р. Стратегическая матрица компании // Экономические стратегии. 2007. № 5-6. С. 90-96.
Большая советская энциклопедия. М., 1977. Т. 20. 428 с.
Клейнер Г.Б. Стратегия предприятия / Акад. нар. хоз-ва при Правительстве РФ, Центр. экон.-мат. ин-т. РАН. М.: Дело, 2008. 567 с.