Исследование когнитивных и эпистемологических ограничений развития компетентности студентов в инновационной практике высшего образования | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 345.

Исследование когнитивных и эпистемологических ограничений развития компетентности студентов в инновационной практике высшего образования

Обоснована актуальность разработки когнитивной проблематики инновационной практики отечественного образования; феномен компетентности осмысляется с позиций социального конструктивизма и антропоэпистемологии; эпистемологические «разрывы» в образовательном взаимодействии проиллюстрированы эмпирическими данными. Проанализированы результаты исследования имплицитных теорий интеллекта студентов томских вузов и содержательно конкретизированы эпистемологические и когнитивные ограничения развития компетентности как образовательного результата становящейся практики высшего образования.

Study of cognitive and epistemological limitations of students competence development in innovativepractice of higher education.pdf Ориентация института образования на развитиекомпетентности в единстве антропологической и праг-матической составляющих определяет теоретическую ипрактическую востребованность междисциплинарногоподхода к исследованию многомерных образователь-ных феноменов, проявляющихся в развивающейсяпрактике высшего образования.Актуальность разработки проблематики развитиякогнитивного ресурса человека в отечественной теориии практике образования определяется:- качественно иным содержанием социокультурныхпрактик, ориентированных в глобализирующемся мирена совместно распределенную когнитивную деятель-ность человеческих сообществ [1-4];- ориентацией образования на «выращивание» че-ловеческого ресурса (наиболее доступного и самово-зобновляющегося) как инновационного ресурса соци-ально-экономического развития России;- содержательной ориентацией образовательныхстандартов третьего поколения на ценности когнитив-ного развития;- процессом организационно-методической пере-стройки содержания образовательной практики в выс-шей школе с ориентацией на самостоятельную работустудентов с информационным полем;- поиском адекватных оснований осмысления содер-жания и условий развития в образовании базовых компе-тентностей личности, имеющих когнитивную природу;- необходимостью выявления и осмысления путейразрешения внутренних противоречий развивающейсяинновационной практики высшего образования, свя-занных с переходом к принципиально иной образова-тельной парадигме и необходимостью ценностно-смысловой «перестройки» сознания участников обра-зовательного процесса;- целесообразностью выявления и исследования ос-нований осмысления когнитивной природы образова-тельных феноменов, их концептуализации и операцио-нализации.Обоснование и разработка действенных подходов кразвитию компетентности в образовании как социо-культурной, когнитивной и эпистемологической прак-тике предполагает выход за пределы традиционнойпредметности психолого-педагогического знания иобращение к тенденциям развития социогуманитарногознания. При этом интерпретация социогуманитарногознания и проведение гуманитарных исследований вконтексте образования становятся необходимым усло-вием и ресурсом разработки образовательных техноло-гий, направленных на устойчивое развитие человече-ского ресурса и инновационное развитие самой образо-вательной практики.В плане осмысления феномена компетентности с по-зиций социального конструктивизма следует обозначитьразрабатываемую N.А. Boreham теорию «коллективнойкомпетентности», направленную на преодоление сис-темных и институциональных ограничений сложившей-ся образовательной практики как следствий ориентацииобразовательной системы на ценности индивидуализмакак условия обеспечения конкурентоспособности и ин-дивидуальной ответственности за профессиональнуювостребованность и образование в течение всей жизни.Автор полагает, что целесообразно дополнить представ-ления о компетентности как индивидуальном феноменепредставлениями о компетентности как коллективном,групповом феномене, учитывая содержательные и про-цессуальные аспекты [5].Высказанная позиция поддерживается современны-ми исследователями, которые отмечают, что сущест-венное отличие образовательной практики в обществезнания заключается в том, что процесс образованияопределяется не индивидуальным приобретением зна-ния, а совместным конструированием нового знания иинноваций [6]. Это новое знание «работает» на попол-нение общего информационного ресурса, открывающе-го новые возможности развития человечества, а спо-собность человека к продуктивной когнитивной дея-тельности, обеспечивая его включенность в это совме-стное конструирование, является определяющим усло-вием его самореализации в культуре. При этом процесскогнитивного развития человека или когнитивной эво-люции общества находится в диалектическом единствес процессами социокультурного развития. И.П. Мерку-лов полагает, что «когнитивную эволюцию можно рас-сматривать как смену доминирующих типов мышления.Это, естественно, предполагает не только изменения вспособах и стратегиях обработки когнитивной инфор-мации, но и радикальные культурные сдвиги, трансфор-мации мировоззренческих ценностей» [7. C. 63].Определение ценностных и целевых ориентиров об-разования как глобального института социализации,обладающего мощным потенциалом разрешения акту-альных проблем общества и обеспечения его устойчиво-го развития в будущем, представлено в Концепции «Об-разование для устойчивого развития» Декады ООН [8].Ведущая роль университетов в определении будущегораскрывается в основном вызове высшему образованию,который заключается в том, чтобы создать устойчивоебудущее, поскольку не может быть устойчивого мира, вкотором университеты пропагандируют неустойчивость[9]. Конструктивный ответ на этот вызов связан с воз-можностью продуктивной интеграции идей устойчивогоразвития в высшее образование и обеспечения мультип-ликативного эффекта интеграции Концепции устойчиво-го развития в образовательную практику в краткосроч-ной и долгосрочной перспективе [10].В зарубежных исследованиях подчеркивается дина-мичность и открытость Концепции «Образование дляустойчивого развития», что и позволяет субъектам обра-зовательного процесса конструировать собственное ви-дение устойчивого развития [11, 12] в контексте органи-зации образовательной деятельности. Принципиальноезначение приобретает поиск ответа на вопрос о том,каким образом высшее образование может способство-вать развитию компетентностей, необходимых для ус-тойчивого развития человека и общества [13]. При этомследует отметить, что существенными критериями опи-сания компетентностей устойчивого развития становят-ся универсальность и сопоставимость. Так, например, врамках реализации одного из проектов Европейскогообразовательного пространства обозначено, что «компе-тентности являются динамическим сочетанием когни-тивных и метакогнитивных навыков; знания и понима-ния; межличностных, интеллектуальных и практическихспособностей и этических ценностей» [14. С. 18].Таким образом, развитие когнитивного ресурса че-ловека можно рассматривать как условие устойчивогоразвития человеческого ресурса, что является еще од-ним аргументом, подтверждающим значимость разра-ботки когнитивной проблематики организации образо-вательного процесса.Осознание особой роли образования как социокуль-турной практики, ориентированной на преобразованиедействительности, задает принципиально иные крите-рии оценки образовательного результата. Новое знаниекак результат совместно-распределенной деятельностиучастников образовательного процесса становится нетолько основанием для оценки качества образователь-ного результата, но и условием инновационного разви-тия современного общества.Осмысление проблематики соотношения информа-ции и социогуманитарного знания как основы развитиякомпетентности и реализации инновационного потен-циала личности открывает перспективу для определе-ния характеристик знаниевой основы компетентности(личностный характер, конструктивистская ориента-ция, когнитивная активность, рефлексивность, про-блемность, коммуникативно-деятельностная природа,ценностная детерминация) и для нового осмысленияобразовательной практики как социокультурной прак-тики нового типа. При этом инновация определяется какколлективный социоэпистемологический процесс ус-тойчивого создания знания (M.F. Peschl, T. Fundneider)[15]. Следовательно, развитие инновационного ресурсаличности соотносимо с развитием способности к порож-дению и конструированию нового знания, а основаниемразвития этой способности становится определенноекачество развития когнитивного ресурса.В качестве методологического направления, позво-ляющего интегрировать основные положения антропо-логии и когнитивизма в контексте развития компетент-ности в образовании, представляется целесообразнымобратиться к антропоэпистмеологии, трактуемой как:- метауровень рефлексии познавательной деятель-ности, позволяющей раскрыть общие принципы эпи-стемологических практик человека [16];- одно из наиболее перспективных направленийразработки теории знания [17];- мета-взгляд на общество и ценностные основанияпроцесса конструирования знания [16];- ответ на фундаментальные вопросы о личностнойзначимости эпистемологических практик для человека [18].Интерпретация идей антропоэпистемологии как со-циальной дисциплины (S. Fuller) в психолого-педагогическом осмыслении проблемы развития ком-петентности человека позволяет рассматривать образо-вание как институт проявления «эпистемологическогоголоса человека» и преодоления «ассиметрии когни-тивных авторитетов» [17].В зарубежных публикациях, посвященных исследо-ванию эпистемологической проблематики в контекстеобразования, акцент сделан на социокультурных пред-посылках востребованности разработки этого направ-ления, осмыслении существующих ограничений иссле-довательских подходов и направлений их преодоления.S. Paavola и K. Hakkarainen [19] указывают на необхо-димость «эпистемологического сдвига» в представле-ниях педагогов, когнитивистов, студентов и заинтере-сованных сторон в создании образовательной системы,способной ответить на социокультурные вызовы обще-ства знания. При этом категории «знание» и «созданиезнания» являются ключевыми и выступают как основа-ние для критического осмысления существующих мо-делей образования и построения модели образования,позволяющей преодолеть их когнитивные и эпистемо-логические ограничения. Авторы реконструируют со-ответствия между когнитивными и эпистемологиче-скими основаниями метафор различных образователь-ных моделей:- «метафора приобретения знания» - «монологиче-ский» подход (декларативное знание, индивидуальнаякогнитивная деятельность, ментальные репрезентации;традиционная эпистемология; наиболее эффективное«усвоение» знания);- «метафора участия» - «диалогический» подход(процедурное знание, социокультурная обусловлен-ность когнитивной деятельности, знание как продуктсоциального взаимодействия; акцент на социальномсодержании эпистемологии; социокультурная востре-бованность результатов когнитивной деятельности);- «метафора создания знания» - «триалогическийподход» (взаимодействие между различными формамизнания; инновационная, систематическая когнитивнаяиндивидуальная и распределенная деятельность, на-правленная на развитие знания и создание общегопредмета когнитивной деятельности; интегрирует ког-нитивную и контекстную доминанты первых двух мо-делей, эпистемология опосредования).Рассуждая об ограничениях предлагаемого подхода,авторы ставят вопрос: «В какой степени студенты спо-собны создавать знание, а в какой степени это толькометафорический способ акцентирования определенныххарактеристик обучения?» [19. С. 554].Анализ выдаваемых студентами ассоциаций на сло-ва-стимулы «знание» и «познание» (104 студента II-III курса факультета психологии Томского государст-венного университета) позволяет реконструироватьпредставления студентов о природе знания и процессепознания. Для 80% студентов «знание» ассоциируетсяс информацией «накопленной», «усвоенной», «полу-ченной», «приобретенной», «изученной». При этом,«знание» воспринимается как статический конструкт,обладающий завершенностью и устойчивостью к изме-нениям: «…нечто прочное, устойчивое, то что я знаю иэто никуда не уйдет»; «…уже ставшее, устойчивое об-разование», «…закрепленное в культуре…». Соответ-ственно, «познание» есть процесс «приобретения»,«получения», «овладения», «усвоения», «узнавания» и«изучения» все той же информации. «Новое» в позна-нии рассматривается как субъективно новое для самогостудента, но уже «ставшее» в культуре. Таким образом,в представлениях студентов результатом познания яв-ляется не конструирование нового знания, а «усвое-ние» уже имеющегося в культуре. При этом процесспознания трактуется как «индивидуальное изучение»,«получение знания в самостоятельной работе». В сту-денческих текстах отсутствуют указания на коллектив-ную природу познавательного процесса и когнитивнойдеятельности.Только пятая часть участвовавших в экспериментестудентов указывает на рефлексивную и личностно-значимую природу знания («личный опыт», «личност-ный инструмент», «мои возможности», «свобода»,«личное открытие») и открытость и незавершенностьпроцесса познания как «поиска», «исследования, от-крытия нового в себе и других», «движения», «разви-тия», «понимания».Таким образом, представления большей части сту-дентов не соответствуют социогуманитарным характе-ристикам знания как результата совместно-распре-деленной когнитивной деятельности участников обра-зовательного процесса и отвечают «монологическому»подходу к организации образования или «метафореприобретения знаний». Результаты проведенного опро-са иллюстрируют актуальность разработки эпистемо-логической проблематики образования в процессе пе-рехода к компетентностной модели образования по-скольку результаты теоретических и прикладных ис-следований позволяют сделать вывод о влиянии эпи-стемологических установок на успешность образова-тельной деятельности и качество её результатов, о су-ществовании взаимосвязи установок и различных ас-пектов когнитивной деятельности участников образо-вательного процесса. Существенным положением приосмыслении феномена эпистемологических установокв контексте образования является то, что эти установкиразвиваются (или должны развиваться) в образователь-ном процессе [20].T. Richter и S. Schmid выстраивают исследование наосновании идеи о том, что «в отличие от метакогни-тивного знания в традиционном смысле, эпистемоло-гические установки являются субъективным эквива-лентом объективных теорий, развиваемых в классиче-ской эпистемологии и философии науки, а не объек-тивных теорий когнитивной психологии. Метакогни-тивное знание в традиционном смысле относится кпсихологическим механизмам запоминания и обучения(психологическое метапознание). Эпистемологическиеустановки, напротив, относятся к природе знания икритериям, которым должны соответствовать убежде-ния и утверждения, чтобы квалифицироваться как зна-ние (эпистемологическое метапознание)» [21]. Авторыисследуют категорию «эпистемические стратегии»,которая связана со знанием и эпистемическим статусоминформации. В контексте образовательной проблема-тики осмысление указанной категории имеет прямоезначение в плане определения критериев истинностиинформации, а также косвенное - в плане актуализациипредметного знания и выстраивания взаимосвязей, т.е.качественного развития когнитивных схем участниковобразовательного процесса. Таким образом, можноговорить о том, что разработка этой категории в неко-тором смысле определяет как саму возможность, так иуспешность проявления «эпистемологических голосов»[17] участников образовательного взаимодействия какусловия развития их компетентности.Если эпистемологические установки определяюткачество процесса и результата образовательной дея-тельности как когнитивной деятельности, направлен-ной на конструирование нового знания, то субъектив-ные представления студентов о возможностях собст-венного когнитивного развития выполняют регулятив-ную функцию. Согласно теории, разрабатываемойC.S. Dweck [22], существенной характеристикой чело-века в образовательной деятельности являются егопредставления об источниках интеллектуального успе-ха. При этом выделяются две теории:1) фиксированная имплицитная теория интеллекта,согласно которой интеллект является неизменяемымобразованием, а интеллектуальный успех определяетсяврожденными способностями;2) инкрементная теория, согласно которой интел-лект является «пластичным», изменяемым образовани-ем, которое можно развивать, а интеллектуальный ус-пех основан на произвольных интеллектуальных уси-лиях и научении.Принятие студентами той или иной имплицитнойтеории интеллекта определяет их целевые ориентации,ценностно-смысловое отношение к необходимостикогнитивных усилий, к «инвестиции» ресурсов и выбо-ру стратегий разрешения возникающих образователь-ных затруднений [23].Существенную теоретическую и практическую зна-чимость в контексте развития компетентности как мно-гомерного образовательного результата приобретаетисследование психолого-педагогических оснований иследствий выбора различных стратегий разрешенияобразовательных затруднений и ответа на негативнуюобратную связь в образовательном взаимодействии.Результаты исследования взаимосвязи имплицитныхтеорий и способов поддержания самооценки, прове-денного A.D. Nussbaum и C.S. Dweck [24], позволилисделать вывод о том, что участники эксперимента,придерживающиеся различных имплицитных теорийинтеллекта, прибегают к различным моделям социаль-ного сравнения вследствие негативной академическойобратной связи: 1) участники эксперимента, придержи-вающиеся фиксированной имплицитной теории интел-лекта, ориентированы на исследование стратегий исамооценку в сравнении с относительно менее успеш-ными участниками и следуют защитному механизмувосстановления самооценки; 2) участники эксперимен-та, разделяющие инкрементную теорию, предпочитаютисследовать стратегии более успешных участников сцелью поиска возможностей для совершенствованиясобственных способностей.В образовательном контексте осмысления компе-тентности как динамичного психологического новооб-разования, имеющего деятельностную, когнитивную исоциокультурную природу, становится значимой взаи-мосвязь имплицитных теорий, самооценки и компе-тентности. Исследователи отмечают, что имплицитныетеории интеллекта отражают две различные Я-кон-цепции: статичную и динамичную. При этом в обоихслучаях самооценка выступает в качестве критериякомпетентности: в логике фиксированной Я-концепциисамооценка основана на подтверждении существующе-го уровня компетентности, а в логике инкрементнойЯ-концепции самооценка основана на оценивании при-обретенной компетентности.Рассматривая образовательные следствия импли-цитных теорий интеллекта, разделяемых участникамиобразовательного процесса, следует обозначить ихвзаимосвязь с целями обучения, усилиями и компе-тентностью (способностями). Зарубежные исследова-тели [25, 26] указывают на то, что для участников об-разовательного процесса, разделяющих фиксирован-ную теорию интеллекта и придерживающихся целейобучения, ориентированных на результат, важна поло-жительная оценка актуального уровня компетентности;при этом для них усилия и способности обратно взаи-мосвязаны, т.е. необходимость прикладывать усилияозначает низкий уровень способностей, а отсутствиетакой необходимости - высокий уровень способностей.Для участников образовательного процесса, разделяю-щих инкрементную теорию интеллекта и придержи-вающихся целей обучения, ориентированных на про-цесс, значимым является развитие компетентности ииспользование новых стратегий; при этом дополни-тельные усилия рассматриваются как проявление болеевысокого уровня способностей, а мотивация приобре-тает устойчивый характер.Таким образом, представляется, что в образователь-ном контексте имплицитные теории интеллекта можнорассматривать в качестве связующего, интегративногозвена, раскрывающего когнитивную, социокультурнуюи деятельностную (индивидуальную и совместно-распределенную) природу компетентности.Анализ зарубежных исследований и особенностейпроявления противоречий развивающейся практикивысшего образования в России актуализирует поста-новку исследовательских вопросов, ответы на которыеопределяют объективированные основания для оценки«зоны ближайшего развития» участников образова-тельного процесса и оптимизации организации образо-вательной деятельности, направленной на развитиекомпетентности как образовательного результата.Каково соотношение студентов, разделяющих раз-личные имплицитные теории интеллекта? Сохраняетсяли это соотношение в процессе образовательной дея-тельности и сказывается ли на нём предметно-содержательное различие образовательных сред? Су-ществует ли взаимосвязь между принятием студентамисоответствующих имплицитных теорий интеллекта иих ориентацией на образовательный результат опреде-ленного качества? Есть ли основания говорить о когни-тивной готовности студентов к образовательной дея-тельности как когнитивно-распределенной деятельно-сти, направленной на конструирование нового знаниякак основы развития компетентности?В исследовании имплицитных теорий интеллектаприняли участие студенты II-III курса факультета пси-хологии Томского государственного университета(4 специальности, всего 104 человека) и студенты I-IV курсов факультета физической культуры Томскогополитехнического университета (89 человек). В качест-ве опросного инструментария использовали модифи-цированный вариант опросника К. Двек («Принятиеимплицитной теории "наращиваемого интеллекта"» и«Принятие целей обучения») [27].В ходе исследования была предпринята попытка вы-явления достоверных различий по степени принятияинкрементной теории интеллекта в выборках студентов,обучающихся на различных курсах и специальностях. Вкачестве контролируемых переменных рассматривались«стаж» образовательной деятельности, предметно-со-держательная обусловленность этого процесса. Приме-нение непараметрического критерия Розенбаума длясравнения двух независимых выборок не выявило дос-товерных различий по степени принятия студентамиинкрементной теории интеллекта в зависимости от кур-са и направления обучения. Можно предположить, чтораспределение интересующего нас признака в условияхроссийской образовательной действительности инвари-антно относительно особенностей организации образо-вательной среды. Возможно, принимаемая студентамиимплицитная теория интеллекта обладает определеннойустойчивостью к внешним (в том числе и образователь-ным) влияниям, или качество этих влияний не отвечаетценностно-содержательным ориентирам «эпистемоло-гического сдвига» в представлениях участников образо-вательного процесса в направлении развития человече-ского ресурса.Отсутствие оснований для подтверждения гипотезыо статистически достоверных различиях в степенипринятия студентами инкрементной теории интеллектав зависимости от их «образовательного стажа» и пред-метно-содержательных характеристик образовательнойсреды не лишает возможности дать оценку соотноше-ния количества студентов, разделяющих фиксирован-ную или инкрементную теорию интеллекта. Наиболеевыраженное принятие инкрементной теории интеллек-та (соответствие индивидуальных результатов при пе-реводе в интервальную шкалу 35 баллам и выше) ха-рактерно для 40% студентов III курса факультета пси-хологии и 30% студентов II курса этого факультета.Интересно, что для студентов факультета физическойкультуры Томского политехнического университетахарактерно приблизительно равное процентное соот-ношение студентов, разделяющих различные теорииинтеллекта на I, II и III курсах (30, 30 и 25% соответст-венно), и резкое изменение до 50% на IV курсе.Полученные данные определяют необходимостьвыдвижения и проверки исследовательских гипотез,направленных на конкретизацию детерминант качест-венных изменений студенческих имплицитных теорийинтеллекта. Результаты уже проведенного исследова-ния свидетельствуют о том, что только незначительнаячасть студентов обладает когнитивной готовностью креализации потенциала образовательной деятельности,направленной на развитие компетентности. Это суще-ственное ограничение продуктивности образовательно-го взаимодействия, осмысление которого может статьоснованием для разработки адекватных образователь-ных технологий.Интересен тот факт, что достоверные различия вориентациях на определенное качество образователь-ного результата («принятие целей обучения») выявле-ны только у студентов III курса факультета психологии(непараметрический критерий Розенбаума на уровнезначимости 0,05). Независимо от курса обучения нафакультете физической культуры, даже не смотря нато, что у студентов к IV курсу качественно меняютсяимплицитные теории интеллекта, ориентация на каче-ство образовательного результата сохраняется неиз-менной. В отличие от результатов зарубежных иссле-дований во всех студенческих выборках не выявленакорреляционная зависимость между степенью приня-тия инкрементной теории интеллекта и соответствую-щей ориентацией на образовательный результат какразвитие собственных интеллектуальных ресурсов.Таким образом, даже те студенты, которые разделяютинкрементную теорию интеллекта и ориентированы впринципе на развитие когнитивного ресурса не видятобразовательную среду как возможное условие этогоразвития. Есть основания говорить о когнитивном иэпистемологическом диссонансе образовательной сре-ды как существенном ограничении реализации разви-вающего потенциала образовательной деятельности,направленной на развитие компетентности.Таким образом, проведенные авторами исследова-ния позволяют обнаружить существование значимыхэпистемологических и когнитивных ограничений раз-вития компетентности в образовательной практике,содержательно характеризующиеся несоответствиеммежду:- субъективными представлениями участников об-разовательного процесса о природе знания и тенден-циями развития социогуманитарного знания как осно-вы развития компетентности;- ценностной ориентацией участников образователь-ного процесса на индивидуальный характер познаватель-ной деятельности и коммуникативно-деятельностнойприродой социогуманитарного знания;- субъективными представлениями студентов о ста-тичности собственных когнитивных ресурсов и ценно-стно-целевыми ориентирами инновационного образо-вания как социокультурной практики устойчивого раз-вития человеческого ресурса.В логике проведенного исследования, рассматри-вающего имплицитные теории интеллекта студентовкак условие инновационного развития образовательнойпрактики, значимы результаты работы, посвященнойизучению влияния имплицитных теорий интеллекта,разделяемых на организационном уровне, на проявле-ние индивидуальных имплицитных теорий интеллектав деятельности [26]. Проведенное M.C. Murphy иC.S. Dweck исследование «расширяет традиционноепредставление об имплицитных теориях как индивиду-альных различиях и демонстрирует, что когда теорииинтеллекта характеризуют и организовывают среду,они оказывают существенное влияние на познаватель-ные процессы, эмоциональное состояние и поведениелюдей» [26. С. 283].Значимыми в контексте психолого-педагогическогоосмысления перспектив развития образовательнойпрактики как инновационной и разработки адекватныхобразовательных технологий являются исследователь-ские выводы о том, что имплицитные теории интеллек-та могут быть реконцептуализированы как значимыефакторы группового уровня; различие между индиви-дуальными и организационными имплицитными тео-риями интеллекта открывает перспективу исследова-ний их взаимосвязи; остается открытым вопрос о сте-пени и устойчивости влияния организационных им-плицитных теорий интеллекта на индивидуальные.Выдвижение на этой основе новых исследовательскихгипотез определяет не только перспективу исследова-ния эпистемологических и когнитивных ограниченийразвития компетентности в инновационной практикевысшего образования, но и утверждает ценностныеориентиры междисциплинарного видения феноменаразвития человеческого ресурса в образовании как со-циокультурной практике.

Ключевые слова

компетентность, эпистемологические установки, имплицитные теории интеллекта, когнитивная деятельность, образовательная деятельность, competence, epistemological beliefs, implicit theories of intelligence, cognitive activity, educational activity

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Богданова Елена ЛеопольдовнаТомский государственный университетдоцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии факультета психологииolga_tomsk@front.ru
Богданова Ольга ЕвгеньевнаТомский государственный университеткандидат педагогических наук, доцент кафедры английской филологии факультета иностранных языковolga_tomsk@front.ru
Всего: 2

Ссылки

Меськов В.С., Мамченко А.А. Мир информации как тринитарная модель Универсума. Постнеклассическая методология когнитивной дея- тельности // Вопросы философии. 2010. № 5. С. 57-68.
Медушевский А.Н. Когнитивно-информационная теория как новая философская парадигма гуманитарного познания // Вопросы философии. 2009. № 10. С. 70-92.
Джакупов С.М. От смысловой теории мышления к концепции совместно-диалогической познавательной деятельности // Вопросы психологии. 2010. № 2. С. 46-55.
Слободчиков В.И. Антропология образования: её возможность и действительность // Психология обучения. 2007. № 1. С. 4-10.
Boreham N.A. Theory of Collective Competence: Challenging the Neo-liberal Individualisation of Performance at Work // British Journal of Educational Studies. 2004. Vol. 52, № 1. P. 5-17.
Keating D.P. Human Development in the Learning Society // Fundamental Change / Ed. by M. Fullan. Springer, 2005. P. 23-39.
Меркулов И.П. Когнитивная эволюция. М.: РОССПЭН, 1999. 310 с.
UNESCO Decade of Education for Sustainable Development // United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization [1995]. URL: www.unesco.org/education/desd
Lukman R., Glaviĉ P. What are the key elements of sustainable university? // Clean Technologies and Environmental Policy. 2007. Vol. 9, № 2. P. 103-114.
Lozano R. Incorporation and institutionalization of SD into universities: breaking through barriers to change // Journal of Cleaner Production. 2006. Vol. 14. P. 787-796.
Steiner G., Posch A. Higher Education for Sustainability by means of transdisciplinary case studies" an innovative approach for solving complex, real-world problems // Journal of Cleaner Production. 2006. Vol. 14. P. 877-890.
Stir J. Restructuring teacher education for sustainability: student involvement through a «strengths model» // Journal of Cleaner Production. 2006. Vol. 14. P. 830-836.
Fadeeva Z., Mochizuki Y. Higher education for today and tomorrow: university appraisal for diversity, innovation and change towards sustainable development // Sustainability Science. 2010. Vol. 5. P. 249-256.
Segalas J., Ferrer-Balas D., Svanstrom M. et al. What has to be learn for sustainability? A comparison of bachelor engineering education competences at three European universities // Sustainability Science. 2009. Vol. 4. P. 17-27.
Peschl M.F., Fundneider T. Emergent Innovation and Sustainable Knowledge Co-creation. A Socio-epistemological Approach to «Innovation from within» // WSKS 2008, CCIS 19 / Eds. M.D. Lytras et al. Springer-Verlag Berlin Heidelberg, 2008. P. 101-108.
SuaRez M. Epistemology in the face of the strong sociology of knowledge: a reply to Maffie // History of the Human Sciences. 1999. Vol. 12, № 4. P. 41-48.
Fuller S. Epistemology in your face // History of the Human Sciences. 1999. Vol. 12, № 4. P. 49-55.
Maffie J. Epistemology in the face of strong sociology of knowledge // History of the Human Sciences. 1999. Vol. 12, № 4. P. 21-40.
Paavola S., Hakkarainen K. The Knowledge Creation Metaphor - An Emergent Epistemological Approach to Learning // Science and Education. 2005. Vol. 14. P. 535-557.
Bromme R., Pieschl S., Stahl E. Epistemological beliefs are standards for adaptive learning: a functional theory about epistemological beliefs and Metacognition // Metacognition and Learning. 2010. Vol. 5. P. 7-26.
Richer T., Schimd S. Epistemological beliefs and epistemic strategies in self-regulated learning // Metacognition and Learning. DOI 10.1007/s 11409- 009-9038-4.
Tempelaar D.T., Schim van der Loeff S., Gijselaers W.H. Business Students' Self-Theories, Goal Orientations, and Achievement Motivations // Real Learning Opportunities in Business School and Beyond. Advances in Business Education and Training 2 / Eds. P.
Богданова О.Е. Когнитивные основания развития межкультурной компетентности личности в условиях образовательной практики // Психология обучения. 2008. № 12. С. 61-74.
Nussbaum A.D., Dweck C.S. Defensiveness Versus Remediation: Self-Theories and Modes of Self Esteem Maintenance // Personality and Social Psychology Bulletin. 2008. Vol. 34. P. 599-612.
Siegle D., Rubenstein L.D.V, Pollard E., Romey E. Exploring the Relationship of College Freshmen Honor's Students' Effort and Ability Attribution, Interest, and Implicit Theory of Intelligence With Perceived Ability // Gifted Child Quarterly. 2010. Vol. 5
Murphy M.C., Dweck C.S. A Culture of Genius: How an Organization's Lay Theory Shapes People's Cognition, Affect and Behaviour // Personality and Social Psychology Bulletin. 2010. Vol. 36, № 3. P. 283-296.
Корнилова Т.В., Смирнов С.Д., Чумакова М.В. и др. Модификация опросников К. Двек в контексте изучения академических достижений студентов // Психологический журнал. 2008. Т. 29, № 3. С. 86-100.
 Исследование когнитивных и эпистемологических ограничений развития компетентности студентов в инновационной практике высшего образования | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 345.

Исследование когнитивных и эпистемологических ограничений развития компетентности студентов в инновационной практике высшего образования | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 345.

Полнотекстовая версия