Физическое воспитание студентов с использованием учебных и внеучебных технологий физкультурно-спортивной деятельности в вузе
Изучены разновидности и состояние различных форм физкультурно-спортивной деятельности в вузе с целью повышения их эффективности в реализации основных задач физического воспитания студенческой молодежи. Впервые рассматривается возможность внедрения в педагогическую практику технологий общественно-самодеятельных форм физического воспитания студентов (на примере туристской деятельности). Показано, что содержание технологий учебной и внеучебной форм физкультурно-спортивной деятельности в вузе должно обеспечивать студентам широкий и свободный выбор ее средств, методов и видов, возможность проявления в них творческой индивидуальности и полноценной самореализации.
Physical training of students with academic and extracurricular technology athletic and sporting activitiesin higher education.pdf Современная социально-экономическая ситуация исостояние здоровья населения России требуют анализатеоретических положений и практического опыта ввопросах физического воспитания молодого поколенияи формирования здорового образа жизни. Существую-щая система физкультурно-спортивной деятельности ввузе с ее учебной и внеучебной формами организациии управления, на деле лишь декларируя их единство, ксожалению, не решает в оптимальном объеме проблемфизической подготовленности, состояния здоровья иформирования здорового образа жизни студентов.По данным исследователей [1-3 и др.], активное об-ращение студентов к внеучебным формам физкультур-но-спортивной деятельности в течение всего периодаобучения в вузе в различных регионах РФ составляетпримерно от 7 до 10%. Многолетние медицинские об-следования студентов 1-3-х курсов Томского государ-ственного университета, охваченных процессом физи-ческого воспитания, показали, что число респондентов,отнесенных по состоянию здоровья к числу освобож-денных от занятий физической культурой, специальноймедицинской группе и имеющих хронические заболе-вания, колеблется в разные годы от 25 до 45%. Причемэтот процесс имеет тенденцию роста [3, 4 и др.].Структура физкультурно-спортивной деятельностив вузах располагает целым комплексом направленийдвигательной активности (физическое воспитание, курсспортивного совершенствования, физкультурно-оз-доровительная и спортивно-массовая работа во вне-учебное время, общественно-самодеятельные формыфизкультурных занятий и т.д.), которые в методологи-ческом и организационном планах способны успешнорешать задачи оздоровления и физического совершен-ствования студентов [5].Однако в практическом плане эффективная реали-зация всего комплекса средств физкультурно-спор-тивной деятельности в настоящее время трудно выпол-нима из-за целого ряда объективных и субъективныхпричин научно-методического, информационно-образовательного, организационного, пропагандист-ского, кадрового, ресурсного, правового характера.Одним из путей решения проблемы оптимизации дви-гательной активности студентов является совершенст-вование системы физического воспитания в вузе наоснове комплексного использования всех форм физ-культурно-спортивной деятельности [3, 5]. Для реали-зации этой задачи необходимы новые технологическиеподходы, предполагающие построение адекватной мо-дели физкультурно-спортивной деятельности, опти-мально соответствующей требованиям студенческоймолодежи в удовлетворении двигательных интересов ипотребностей.Цель исследования - разработка и внедрение в повсе-дневную жизнь студентов технологий учебной и вне-учебной форм физкультурно-спортивной деятельности.Материалы и методы исследования. Исследованиевыполнялось на кафедре физического воспитания и спор-та факультета физической культуры Томского государст-венного университета в период c 2005 по 2008 г. В педа-гогическом эксперименте принимали участие 642 сту-дента (362 мужчины и 280 женщин в возрасте 17-25 лет)1-3-х курсов (в течение обязательного курса физическоговоспитания) 22 факультетов ТГУ; использовались техно-логии учебной и внеучебной форм физкультурно-спортивной деятельности. Были сформированы 3 группы:2 экспериментальных и 1 контрольная.В первую экспериментальную группу входили сту-денты, занимавшиеся физической культурой по разра-ботанным программам технологий баскетбола и атле-тической гимнастики.Вторую экспериментальную группу составили сту-денты, занимавшиеся физическим воспитанием по раз-работанным авторами программам технологии общест-венно-самодеятельных форм занятий. Анализироваласьдеятельность четырех общественных физкультурно-спортивных клубов ТГУ: экспедиционного клуба«Скат»; туристского клуба «Берендеи»; спелеоклуба;альпинистского клуба.В контрольную группу вошли студенты, занимав-шиеся по программе технологии общей физическойподготовки (ОФП).На основании имеющихся теоретических данных ипрактического опыта в реализации примерной программыпо дисциплине «Физическая культура» была разработанакомплексная технологическая модель физкультурно-спортивной деятельности в вузе (рис. 1). В структуру мо-дели были включены учебные программы и планы прове-дения академических занятий по технологиям атлетиче-ской гимнастики, баскетбола, ОФП, а также положения итехнологии факультетских, университетских и другихфизкультурно-оздоровительных и спортивно-массовыхмероприятий, положения и технологии занятий различ-ными видами туризма в общественно-самодеятельныхфизкультурно-спортивных клубах ТГУ.Физкультурно-спортивная деятельностьв вузеАкадемические занятия по физическому воспитаниюФормирование физической культурыличности студентовТеоретический раздел по избранным направлениямфизической культурыВнеучебные формы физического воспитанияв вузеФизическое воспитаниеи самовоспитаниеОбщеразвивающиетехнологииСпортивно-видовые техно-логииОздоровительныетехнологииЛФКИндивидуаль-ные формы двига-тельной активностиОбщественно-самодеятельные формыдвигательнойактивностиСпортивноесовершенст-вованиеМассовые физ-культурно-спортивные ме-роприятия1-й этап - формирование мотивациик занятиям физической культурой2-й этап - формы реализа-ции физкультурно-спортивных интересов ипотребностей3-й этап - достиг-нутые результатыРис. 1. Комплексная технологическая модель физического воспитания студентовДвукратное ежегодное тестирование позволилооценить эффективность учебных занятий в избранныхтехнологиях по видам спорта и двигательной активно-сти, проанализировать результаты контрольных испы-таний (показатели физической подготовленности передначалом и после окончания учебного года), а такжеопределить уровень двигательной активности студен-тов в течение трехлетнего периода обучения.Результаты исследования. Внедрение разработаннойкомплексной технологической модели физкультурно-спортивной деятельности в повседневную жизнь студен-тов позволило реализовать деятельностный подход к ос-воению ценностей физической культуры и обеспечитьреальное включение занимающихся в процесс физкуль-турного самообразования и самосовершенствования.Реализация учебной формы физкультурно-спор-тивной деятельности в вузе осуществлялась с исполь-зованием технологий избранных видов спорта и обще-физической подготовки в соответствии с требованиямипримерной программы дисциплины «Физическая куль-тура» в рамках 408 академических часов. Внеучебнаядеятельность студентов была представлена экспери-ментальными технологиями спортивно-массовой, физ-культурно-оздоровительной и общественно-самоде-ятельной (на примере туристской деятельности) формфизического воспитания.После 3 лет занятий различными формами физкуль-турно-спортивной деятельности по программам экспе-риментальных технологий значительные успехи отме-чены в формировании скоростно-силовых качеств(темп прироста составил от 3,6 до 6,1%), силы (от 9,6до 24,8%) и гибкости (от 6,8 до 18,4%). Выносливостьи быстрота являются более «проблемными» качествами(темп прироста от 1,2 до 4,7% и от 0,2 до 2,9% соответ-ственно), успешное формирование которых, по нашемумнению, возможно лишь при условии вариативногоподхода в распределении количественных и качествен-ных показателей объема и интенсивности физическойнагрузки в недельном цикле жизнедеятельности [6].Значительные успехи достигнуты в развитии специаль-ных физических качеств. Величины сдвига показателейпосле окончания эксперимента у студентов обеих экс-периментальных групп по сравнению с исходнымиданными составили от 3,5 до 49,2%.В целом применение комплексной технологическоймодели физкультурно-спортивной деятельности позволилодобиться положительных изменений в физической подго-товленности студентов. За период эксперимента в 70%показателей зафиксирован достоверный прирост результа-тов (р
Ключевые слова
технологии,
учебные и внеучебные формы занятий,
курс спортивного совершенствования,
физкультурно- оздоровительная и спортивно-массовая работа,
общественно-самодеятельные формы физкультурных занятий,
физкультурно- спортивная деятельность,
физическая подготовленность,
физическое развитие,
мотивация,
technology academic and extracurricular activities form,
course of sports perfection,
physical culture, healthcare and mass sports work,
social forms of amateur athletic activities,
physical preparedness,
physical development,
motivationАвторы
Гусева Наталия Леонидовна | Томский государственный университет | старший преподаватель кафедры гимнастики и спортивных игр, зам. декана по учебной работе факультета физической культуры | vshilko@mail.ru |
Шилько Виктор Генрихович | Томский государственный университет | доктор педагогических наук, профессор, декан факультета физической культуры | vshilko@mail.ru |
Всего: 2
Ссылки
Шилько В.Г. Физическое воспитание студентов с использованием личностно-ориентированного содержания технологий избранных видов спорта: Учеб. пособие. Томск: ТГУ, 2005. 173 с.
Шилько В.Г., Гусева Н.Л., Капилевич Л.В. Мотивация студентов к здоровому образу жизни через физкультурно-спортивную деятельность // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и учебной работы. М.: Изд-во МГУ, 2008. С. 213-215.
Радаева С.В. Физическое воспитание студентов нефизкультурного вуза на основе спортивно-ориентированных технологий: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2008. 24 с.
Потовская Е.С., Кабачкова А.В. Состояние здоровья и физической подготовленности студенческой молодежи // В мире научных открытий. 2010. № 4(10). Ч. 9. С. 119-120.
Радаева С.В., Шилько В.Г. Обязательный курс физического воспитания студентов, реализуемый с применением учебной и внеучебной форм занятий // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 300(III). С. 76-78.
Потовская Е.С., Кабачкова А.В., Шилько В.Г. Формирование силовых способностей и выносливости в процессе физического воспитания студенток // Теория и практика физической культуры. 2010. № 10. С. 13-15.
Загревская А.И., Шилько В.Г. Технологический подход к физкультурному образованию студентов на основе модульного обучения // Вестник Томского государственного университета. Томск, 2009. № 322. С. 197-203.
Капилевич Л.В.Состояние и перспективы развития туризма в Томской области // Вестник Национальной академии туризма. 2010. № 4(16). С. 59-61.