Позитивные и проблемные компоненты в образовательных коммуникативных мирахстудентов различных университетов в кросскультурном постсоветском пространстве | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 345.

Позитивные и проблемные компоненты в образовательных коммуникативных мирахстудентов различных университетов в кросскультурном постсоветском пространстве

Представлены результаты комплексного психологического кросскультурного исследования образовательных коммуникативных миров студентов западных и сибирских вузов. Сделано качественное описание, выявлены достоверные различия и интерпретирована факторная структура кросс-культурных и профессиональных аспектов высшего образования. На объединенной выборке выявлена четырехфакторная структура, показывающая транскоммуникативные характеристики профессионально-личностного роста и стрессогенные дефициты стагнации

Positive and problem components in the educational communicative worlds of students of various universities in cross-cultural post-Soviet space.pdf Актуальная проблемная ситуация заключается ванализе возможностей перехода в единое образова-тельное поле европейского типа в контексте Болонско-го соглашения большого поликультурного региона,которое часто обозначается как постсоветское про-странство. В двух предыдущих работах по этой темемы подробно описали известные различия и теоретиче-ский проект развития открытой образовательной сис-темы [1, 2]. Здесь мы приводим более полные результа-ты многостороннего исследования с комплексным ихколичественно-качественым анализом.Выборку основного исследования составили 192 рес-пондента: 30 студентов Второго медицинского факульте-та Карлова университета (г. Прага, Чехия), 47 студентовгуманитарных специальностей Одесского национальногоуниверситета им. И.И. Мечникова (г. Одесса, Украина),47 студентов Первого Московского государственногомедицинского университета им. И.М. Сеченова (г. Моск-ва, Россия), 30 студентов факультета психологии Томско-го государственного университета (г. Томск, Россия) и38 студентов лечебного факультета Сибирского государст-венного медицинского университета (г. Томск, Россия).В состав методического комплекса, позволяющего ис-следовать особенности ментально-коммуникативныхпространств российских и иностранных студентов, вошлиапробированные методики: адаптированный Д.А. Леон-тьевым вариант метода мотивационной индукцииЖ. Нюттена, методика «картина мира» (Г. Рид) и методмоделирования коммуникативных миров (В.И. Кабрин).Данный методический комплекс дает возможность во-влечь респондентов в ситуацию самоанализа своих цен-ностей и коммуникативных отношений.Методы обработки результатов - контент-анализсодержательной части метода моделирования комму-никативного мира (ММКМ) и проективных методов[3], анализ достоверности различий по t-критериюСтьюдента, корреляционный анализ и факторный ана-лиз по культуральным и профессиональным факторам.На начальном этапе обработки результатов иссле-дования для изучения тематики ментально-комму-никативных пространств студентов различных универ-ситетов мы провели контент-анализ семантическойчасти ММКМ и проективных методов, результаты ко-торого представлены в таблице.По результатам контент-анализа семантическойчасти ММКМ и проективных методов в выборках ино-странных и российских студентов было определено7 тематических блоков, выражающих смысловое со-держание ментально-коммуникативного пространствареспондентов.Ценностно-смысловые категории ментально-коммуникативного пространства студентов иностранных и российских, %Межличностныеотношения Образование Трудоустройствои карьераЗдоровьеи отдыхСоциальнаястабиль-ностьСаморазви-тие ЭкзистенциГруппа рес- япондентов+ - + - + - + - + - + - + -Пражскиестуденты 25,1 4,1 12,2 4,2 4,2 1,4 13,5 0,9 16,3 7,9 5,6 1,9 2,3 0,9Одесскиестуденты 5,5 2,6 7,6 4,5 13,6 12,1 15,6 11,2 8,6 3,4 5,6 0,9 6,2 3,2Московскиестуденты 9,2 13,2 7,04 1,8 6,7 5,3 12,6 5 6,4 2,9 12,3 2,9 6,5 2,3Томскиестуденты-психологи23 13,9 14,7 9,09 1,4 0,7 12,6 1,4 7 1,4 11,2 - 6,2 4,2Томскиестуденты-медики22 9,1 11,6 5,7 4,4 0,9 13,8 0,9 4,1 2,8 8,5 2,2 5,3 3,7Всего 84,8 42,9 53,14 25,29 30,3 20,4 68,1 19,4 42,4 18,4 43,2 7,9 26,5 14,3В тематический блок «межличностные отноше-ния» вошли категории, относящиеся к ценностям се-мьи, дружбы и общения, счастья и любви.Как видно из таблицы, у пражских студентов пре-обладает позитивная оценка данных категорий. Ценно-стью для них являются счастье и благополучие близких(11,2%), любовь, наполняющая жизнь смыслом (3,7%),хорошие дружеские отношения (2,3%), а также откры-тое общение с разными людьми (7,9%). Негативнаяоценка связана с боязнью одиночества, трудностьюобретения настоящих друзей, которые могут помочь всложной ситуации (0,9%), непониманием со стороныблизких (0,9%), сложностью выбора между карьерой исемьей, нехваткой времени на общение с семьей и лю-бимыми из-за того, что учеба и работа занимают многовремени (2,3%).Ценностью для одесских студентов являются ин-тенсивное общение, интерес к людям, забота о семье(5,5%). Негативная оценка связана с ощущением не-достатка внимания со стороны других людей (2,6%).Ценностью для московских студентов являютсяобщение в целом (0,6%), отношения с родителями(5%), с любимым человеком (2,1%), с представителямипротивоположного пола вообще (0,6%), с друзьями(0,9%). Однако, как видно из таблицы, преобладаетобщая негативная оценка данного блока. Так, москов-ские студенты переживают нехватку общения с семьей(1,5%), отсутствие глубокого общения (2,9%), нехваткунастоящих друзей (2,9%), трудности в нахождениипартнера (4,1%) и трудности в общении с любимымчеловеком (1,8%).Томские студенты-психологи позитивно оцениваютсобственные семейные отношения (6,9%), любовь и отно-шения с любимым человеком (7,7%), дружеские отноше-ния, основанные на доверии, понимании и поддержке(8,4%). Негативная оценка связана с переживанием разводародителей, неудовлетворенной потребностью жить отдель-но от родителей (4,8%), проблемой верности в отношениях(3,5%), отчуждением от друзей, переживанием соперниче-ства с ними (5,6%).Ценностью для томских студентов-медиков явля-ются семейные отношения (8,5%), дружба (6%), обще-ние (2,5%), любовь (8,5%) и сексуальные отношения(0,6%). Негативная оценка связана с недостатком об-щения с близкими (3,1%), трудностями в установлениикак широких социальных контактов (2,2%), так и дове-рительных дружеских (1,3%), близких (2,2%) и интим-ных (0,3%) отношений.В тематический блок «образование» вошли катего-рии, относящиеся и к образованию в целом и к органи-зации учебного процесса в частности.Наиболее конкретизирован и наполнен данный блоку пражских студентов. Ценностью для них является ка-чественное образование (2,3%), а именно: преподаваниекурсов специалистами с мировым именем, профессио-нальные лекций на иностранном языке, хорошие усло-вия для подготовки, реальная практика, наличие магист-ратуры. Негативная оценка связана с необязательностьюпосещения лекции, большим числом контрольных тес-тов, трудностью в выборе времени индивидуальныхконсультаций (1,9%).Получение грантов и стипендий, возможность ста-жировки и работы в других странах, престиж образова-ния и профессии имеют позитивную оценку: 2,8, 1,9 и3,3% соответственно. Осознание выбора профессиитолько из-за ее престижности и осознание потери еепривлекательности оцениваются негативно (0,9%). Не-гативная оценка связана с небольшим (по европейскиммеркам) размером стипендии за успехи в учебе (0,5%).Особой ценностью для пражских студентов являет-ся удобное расписание, включающее свободную отзанятий пятницу. С одной стороны, самостоятельноесоставление учебного расписания (под личные потреб-ности и возможности) радуют студентов Карлова уни-верситета (0,5%). С другой стороны, для некоторыхстудентов подобная самостоятельность несет в себеслишком много ответственности (0,9%). Возможностьдополнительного выходного дня, который можно потра-тить на отдых, подготовку к занятиям или подработку,пражские студенты оценивают положительно (1,4%).Одесские студенты ценят образование как возмож-ность общения, «налаживания» полезных связей длябудущей профессиональной деятельности (7,6%). Не-гативная оценка связана с необходимостью уделятьвремя учебе (4,5%).Московские студенты позитивно оценивают своюучебную деятельность (7,04%). Негативная оценка свя-зана с трудностями в получении качественного образо-вания, которые им приходится преодолевать - большойобъем информации, плотный учебный график (1,8%).Томские студенты-психологи положительно оцени-вают учебу как возможность интеллектуального, мо-рального и духовного роста (14,7%). Негативная оцен-ка (9,09%) связана с большим объемом заданий, отсут-ствием свободного времени из-за учебных нагрузок,трудностями в переводе на бюджетное место.У томских студентов-медиков также преобладаетпозитивная оценка учебной деятельности (11,6%), вкоторой ценностями, помимо самого процесса обуче-ния, являются общение с преподавателями, членамиучебной группы, соседями по комнате в общежитии,выполнение общественных поручений, обязанностейстаросты. Негативная оценка (5,7%) связана с обучени-ем на платной основе, трудностями в общении с одно-группниками, проблемами в общежитии, необходимо-стью посещать общественные мероприятия.Тематический блок «трудоустройство и карьера»включает категории, характеризующие отношение рес-пондентов к возможности трудоустройства, реальнойработе, профессиональному развитию и карьере.Ценностью для пражских студентов является воз-можность с помощью вуза найти работу, которая мо-жет стать удачным стартом карьеры (4,2%). Однакостуденты подчеркивают, что сразу сложно получитьработу, к которой они стремятся (1,4%).Одесские студенты относятся к профессиональнойдеятельности как возможности достижения экономиче-ской автономии и обладания (13,6%). Негативная оцен-ка связана с невозможностью получить желаемую, вы-сокооплачиваемую работу (12,1%).Московские студенты хотят интересной работы и ус-пешной карьеры (6,7%). Однако они опасаются трудно-стей в получении высокооплачиваемой работы (5,3%).Томские студенты-психологи опасаются, что имсложно будет найти работу по специальности, котораябы удовлетворяла их моральные и материальные за-просы (1,4%). Позитивная оценка связана с восприяти-ем будущей работы как интересной и полезной (0,7%).Томские студенты-медики позитивно оцениваютвозможность удачного трудоустройства (4,4%). Нега-тивная оценка связана с получением высокооплачивае-мой работы (0,9%).Тематический блок «здоровье и отдых» включаеткатегории, относящиеся к ценностям здорового образажизни и активного отдыха.Пражские студенты позитивно оценивают активныйотдых (туризм, горные лыжи, отдых на природе), здо-ровый образ жизни (правильное питание, спорт)(13,5%). Негативная оценка связана с существованиемв жизни студентов множества соблазнов и развлечений,от которых иногда трудно отказаться (0,9%).Одесские студенты ценят отдых - любят себя поба-ловать, получить удовольствие, расслабиться (15,6%).Негативная оценка связана с невозможностью уделятьбольше времени отдыху (11,2%).Московские студенты также позитивно оцениваютподдержание здоровья (сон, прогулки), занятия спор-том и активный отдых (футбол, баскетбол, дайвинг,танцы, парашютизм, альпинизм): 12,6%. Негативнаяоценка связана с отсутствием необходимого временина занятия спортом и развлечения (5%).Томские студенты-психологи положительно оцени-вают занятия спортом и активный отдых, поддержаниездоровья (сон, прогулки, забота о внешности): 12,6%.Негативная оценка связана с отсутствием полноценно-го сна и недовольством своим внешним видом (1,4%).Томские студенты-медики положительно оценива-ют активный образ жизни, занятия спортом, поддержа-ние здоровья (13,8%). Негативная оценка связана с от-сутствием отдыха и хорошего здоровья (0,9%).Тематический блок «социальная стабильность»включает категории, характеризующие отношение рес-пондентов к социальным и материальным ценностям.Для пражских студентов важны высокое социальноеположение и роль в обществе, которые они оцениваютположительно (3,3%). Однако они отмечают сущест-вующие ограничения в некоторых правах, напримерограничения во времени, которое они могут уделятьработе (1,9%).Стабильность в обществе, высокий уровень жизни,поддержка государства, низкие цены оцениваются по-ложительно (7%). Демографические проблемы, зави-симость от Евросоюза, проблемы с медицинской стра-ховкой, с приглашением родственников и друзей издругой страны оцениваются негативно (2,8%).Пражские студенты ответственно относятся к фи-нансовому самообеспечению, проявляют высокую ак-тивность в поиске грантов, реальной работы, оказыва-ют материальную помощь родительской семье (6%).Негативная оценка связана с расходами на проживаниеи методическое обеспечение учебного процесса (3,3%).Ценностью для одесских студентов является обладаниезначительными материальными средствами (8,6%). Нега-тивная оценка связана с отсутствием средств для приобре-тения собственной недвижимости, автомобиля (3,4%).Московские студенты ощущают постоянную не-хватку денег, невозможность удовлетворения своихзапросов, связанных с приобретением собственногоавтомобиля, жилья (6,4%). Позитивная оценка связанас перспективой получить жилье с помощью государст-венной поддержки (2,9%).Томские студенты-психологи также ощущают не-хватку денег, невозможность удовлетворения своихзапросов (7%). Позитивная оценка связана с желаниемнайти работу, чтобы «было много денег» (1,4%).Томские студенты-медики оценивают свой соци-альный статус положительно (4,1%). Негативная оцен-ка связана с финансовыми проблемами (2,8%).В тематический блок «саморазвитие» вошли катего-рии, характеризующие ценность личностного развития.Интересно, что главным фактором личностного раз-вития для пражских студентов является обучение ввузе. Они отмечают, что обучение способствует рас-ширению кругозора, гибкости мышления, развитиюпсихологической готовности к неожиданным, критиче-ским ситуациям, ответственности, уверенности в себе,эффективной самопрезентации, формированию ясногожизненного плана (5,6%). Однако пражские студентыотмечают, что иногда сложно рассчитывать только насебя (1,9%).Для одесских студентов важным фактором лично-стного развития являются межличностные отношения(5,6%). Негативная оценка связана с ощущением не-достаточной оценки со стороны других, что отражаетсяна снижении самооценки (0,9%).Для московских студентов ценностью являются ихинтересы и увлечения (музыка, литература, живопись,Интернет, компьютерные игры, техника и оружие, пси-хология) (12,3%). Негативная оценка связана с ленью инехваткой времени на увлечения (2,9%).Томские студенты-психологи позитивно оцениваютсвои интересы и увлечения (творчество, музыка, филь-мы, чтение, занятия вокалом и танцами, Интернет),отмечая, что эта жизненная сфера способствуют лич-ностному развитию (11,2%).Томские студенты-медики также отмечают, что ихинтересы и увлечения (музыка, фильмы, чтение, изо-бразительное искусство, занятия танцами, КВН, кули-нария, развлечения, ратное дело, забота о внешнем ви-де) способствуют саморазвитию (8,5%). Негативнаяоценка в основном связана с нехваткой времени на са-моразвитие в данной области (2,2%).Тематический блок «экзистенция» включает цен-ности смысла жизни, будущего, нравственности, спра-ведливости и гармонии.Пражские студенты ощущают осмысленность жиз-ни, осознают, что их цели соответствуют мечтам иубеждениям, понимают достижение гармонии черездеятельность, соответствующую собственным стрем-лениям и потребностям (2,3%). Однако некоторые ещене уверены, чем они хотят заниматься в жизни (0,9%).Для одесских студентов важно удовлетворение соб-ственных потребностей, принятие себя (6,2%). Нега-тивная оценка связана с трудностями самореализации взначимых сферах жизни (3,2%).У московских студентов преобладающая негативнаяоценка связана с проблемой неопределенности буду-щего, нехваткой времени на реализацию планов, ощу-щением несвободы, одиночества и собственной ненуж-ности (6,5%). Позитивная оценка связана с размышле-нием о собственной жизни (2,3%).Томские студенты-психологи ценят уединение,гармонию, спокойствие, безопасность, постоянство,справедливость, свое будущее (6,2%). Негативнаяоценка связана с проблемой выбора будущего, нехват-кой времени на реализацию планов (4,2%).Томские студенты-медики озабочены непониманиемсебя, одиночеством, отсутствием определенности и смыс-ла жизни, проблемами самоорганизации и лени, нехват-кой интереса (5,3%). Позитивная оценка связана с ощу-щением душевного спокойствия, деструктивным поведе-нием (снятие напряжения с помощью алкоголя): 3,7%.Далее мы применили анализ достоверности разли-чий ментально-коммуникативных пространств и лич-ностных характеристик студентов по t-критериюСтьюдента.Пражские студенты отличаются высокой активно-стью и динамичностью. Возможно, им свойственнавысокая скорость жизни, характерная для жителей ме-гаполиса. По сравнению с ними украинские и россий-ские студенты гораздо более статичны. Принимая вовнимание данные контент-анализа, необходимо отме-тить, что активность пражских студентов включаетмножество действий с объектами, производимых длятого, чтобы добиться от них какой-то пользы (в проти-воположность отдыху и связанной с ним активностью).Возможно, поэтому они удовлетворенны значимымидля них интересами и стремятся к их развитию.В отличие от них студенты-одесситы наиболее ак-тивны в отдыхе. Как показывают результаты контент-анализа, существует множество привлекательных длястудентов-одесситов действий, не имеющих утилитар-ной цели (такой, например, как профессиональная дея-тельность или добывание знаний), но реализуемыхпросто для того, чтобы отдохнуть, получить удоволь-ствие, расслабиться, подурачиться. То есть они не от-казывают себе в чисто гедонистических удовольствиях.Студенты-одесситы более эгоцентричны, стремятсяк экономической автономии и обладанию. Они хотятбыть экономически или финансово независимыми. Какпоказывают результаты контент-анализа, мотивациястудентов-одесситов включает приобретение собствен-ной недвижимости, автомобиля, обладание материаль-ными средствами, совершение различных покупок.Будущая профессиональная деятельность для них,прежде всего, является источником дохода, а не воз-можностью саморазвития.К экономическому самосохранению стремятся истуденты-москвичи. Однако это стремление труднорассматривать как путь развития, поскольку оно связа-но с желанием стабильной экономической ситуации втекущий момент жизни, без дальнейших перспектив.Студенты-одесситы отличаются интуитивностью,проницательностью, насыщенностью и разнообразиемкоммуникативного мира, высокой эмоциональностью итенденцией к познанию других людей. Студенты дру-гих городов (особенно томские студенты) в значитель-ной степени более рациональные, когнитивно ориенти-рованые. Возможно, наличие выраженного интереса устудентов-одесситов к внутреннему миру других лю-дей связано с тем, что они живут в многонациональномгороде, известном большим количеством ярких персо-нажей. По отношению к ним у студентов-одесситоввозникает желание интерпретировать их поведение ипонимать их.Студенты-томичи (медики) наиболее активны впознании - они испытывают потребность в получениизнаний, исследовании разного рода объектов и ситуа-ций, в познании мира и себя. Но особенно они активныв профессиональном познании. Они стремятся к само-развитию в учебе, относятся к учебе и будущей про-фессиональной жизни как к той области деятельности,где они могут реализовать себя. В этом они схожи смосковскими студентами, для которых учебная дея-тельность является важнейшей жизненной сферой.Томские и московские студенты уделяют вниманиеразвитию специальных способностей личности.Однако, как показывают данные контент-анализа,если томские студенты фокусируются на развитии ин-теллектуальных способностей, то московские занятыразвитием практических навыков (умение водить авто-мобиль), достижением определенного результата вспорте. Для этого они стараются поддерживать хоро-шую физическую форму, следят за здоровьем. Для сту-дентов-москвичей вообще характерно стремление кфизическому самосохранению и автономии. Они опа-саются возможности оказаться в физической зависимо-сти от других.Московские и томские студенты (медики) имеютпроблемы в социальных отношениях. Все они сенси-тивны к окружающему, ожидают от других симпатии,привязанности, прощения, понимания и любви, хотятпозитивного общения. Однако их мотивацию можноназвать реципрокной, поскольку они хотят, чтобы дру-гие люди были инициаторами контактов и общения.Они считают свои интересы заслуживающими искрен-него интереса со стороны других, но сами не проявля-ют активность, чтобы заинтересовать ими других лю-дей. Так, они статичны и несамостоятельны в социаль-ных отношениях. Поэтому их общение довольно-такиповерхностное.Ситуацию студентов-медиков усугубляет то, чтоони потребительски относятся к другим людям, считая,что окружающие должны соответствовать их ожидани-ям, разделять и стремиться только к их собственныминтересам. Когда этого не происходит, они все равноне стремятся изменить линию своего поведения. Сту-денты-москвичи также негативно оценивают происхо-дящее, но не осознают, что причиной «социальных не-удач» является их собственное неконструктивное пове-дение.Московских студентов и студентов-томичей (ме-диков и психологов) объединяет альтруистическаямотивация, которую можно интерпретировать как одноиз важнейших качеств представителей помогающихпрофессий. Они стремятся сделать что-то полезное длядругих людей.Однако наиболее выраженное стремление «сохра-ниться в трудах своей деятельности» присуще том-ским студентам (психологам и медикам) и чешскимстудентам. Как показывают результаты контент-анализа, они открыты для вопросов о жизни и смерти,осмысленности или пустоты жизни. Возможно, поиск инахождение ответов на экзистенциальные вопросы вы-зывает позитивные переживания в личностно значимыхинтересах.Многими сходными характеристиками обладаюттомские студенты-психологи и чешские студенты.Важную роль играют мотивации, относящиеся к цело-стной личности: Я как целое, Я-концепция и психоло-гическое самосохранение. Однако у них, в отличие отдругих студентов, психологическое самосохранениевыражается не в желании сохранить внутреннее равно-весие за счет ограждения себя от критики и пренебре-жительного отношения, а в стремлении к самореализа-ции и личностному саморазвитию. Данные контент-анализа подтверждают, что их активность направленана развитие своей собственной личности и потенци-альных возможностей.Кроме того, томские студенты-психологи и чешскиестуденты стремятся к саморазвитию и в профессии.Они обладают наиболее выраженной мотивацией дос-тижения в учебной и профессиональной деятельности,считая, что именно в этих сферах жизни они могутнаиболее полно реализовать себя.Томские студенты-психологи и чешские студенты вбольшей степени, чем другие студенты, социальноориентированы и открыты к общению. Они стремятся кдуховному, ценностному и рефлексивному общению.Они склонны к такому общению, в котором на первоеместо выходят экзистенциальные, философские про-блемы. В подобном взаимном и избирательном обще-нии выражаются их ценности.Благодаря такому общению они чувствуют себясвободными и сопричастными, испытывают позитив-ные переживания в значимых интересах и партнерах.Причем, даже если томские студенты-психологи ичешские студенты испытывают негативные пережива-ния в темах и партнерах общения, они стремятся сде-лать их источниками личностного роста.Следует также отметить, что томские студенты-психологи и чешские студенты ожидают от другихоценки - хотят признания, уважения своих способно-стей и достоинств. Однако, как показывают результатыконтент-анализа, они имеют реальные основания дляподобной экспектации и сами стремятся к уважению ипринятию других людей.На завершающем этапе обработки данных мы про-вели факторный анализ особенностей коммуникативно-образовательных пространств студентов. В качествекритериев мы обозначили культуральный и профес-сиональный аспекты.В результате в каждой выборке были обнаруженыобщие факторы, характеризующие ментально-комму-никативные пространства студентов, проходящих обу-чение в различных образовательных системахНаличие во всех выборках позитивного факторакоммуникативно-личностной открытости и роста(F1) говорит о наличии позитивного ресурса во всехобразовательных системах и потенциале коммуника-тивно-образовательной культуры, который далеко неисчерпан и требует дальнейшего раскрытия. Важно,что для этого уже имеется арсенал активных методовсоциального обучения и социально-психологическиевозможности конструирования еще более эффективныхметодов профессионально-личностного развития, рас-крытия творческого потенциала и потенциала дости-жений личности. Данный фактор объединяет показате-ли метода мотивационной индукции (ММИ): актив-ность (0,702), личностное саморазвитие (0,744), само-реализация (0,754); метода моделирования коммуника-тивного мира: вербализация транса в партнерах (0,661),открытость в интересах (0,745) и категории контент-анализа: гармония (0,608), сопричастность (0,817), ин-теграция (0,740).При этом в различных культурно-образовательныхконтекстах проявились специфические акценты. Так, учехов акцентирована значимость близкого партнера(0,831), у русских в целом - вербализация транса в ин-тересах (0,536) - показатели ММКМ. Для москвичейнаиболее характерны: ориентация на свободу (0,783),идеализм (0,723), толерантность (0,712) и доминирова-ние (0,540) - показатели контент-анализа. Для одесси-тов характерна интенсивность переживаний по поводуинтересов и партнеров (0,567) и вектор роста партнеров(0,506) - показатели ММКМ.В профессиональном аспекте медики обнаружиличрезвычайно высокую толерантность, а психологи -неотстраненность и некатегоричность (показатели кон-тент-анализа).Не менее важным является наличие во всех выбор-ках фактора, во многом противостоящего профессио-нально-личностному росту «Закрытость личности»(F2). Страхи и защиты личности студента естественносопутствуют сложному образовательному процессу ввысшей школе. Поэтому наряду с активизацией креа-тивных методов обучения необходимо создание систе-мы психологической поддержки, превенции и реабили-тации возможных психологических осложнений. В этотфактор вошли показатели контент-анализа: закрытость(0,673), категоричность (0,767), зависимость (0,701),деструкция (0,782) и показатели ММИ: несамостоя-тельность (0,765), несамотождественность (0,790).У чехов акцентирована эйдетическая активность(0,760) - показатель контент-анализа, у русских в целомпотребительская ориентация (0,625) - показатель ММИ,и покорность (0,797) - показатель контент-анализа. Умосквичей выражена сензитивность (0,520) - показательММИ, у томичей - негативные переживания и стресс поповоду обсуждаемых проблем (0,681) - показателиММКМ. У одесситов акцентированы одновременно от-сутствие надежды (0,701) на поддержку от других и тре-бований к ним (0,637) - показатели ММИ.В профессиональном аспекте для медиков харак-терны значимость ближнего (0,747) - показательММКМ, и ответственность (0,681) - показатель кон-тент-анализа, а для психологов - интенсивность нега-тивных и позитивных переживаний партнера (0,606) -показатели ММКМ.Последние три общих фактора более парциальны испецифичны.В качестве третьего общего фактора обнаруженаучебно-профессиональная замкнутость (но иногда от-крытость) (F3). Данный фактор объединяет показате-ли ММИ: саморазвитие в учебе (0,595), цели для дру-гих (0,656), профессиональное познание (0,522) и пока-затель ММКМ: негативное переживание проблем вобщении (0,611).Понятно, что дефицитарный тип личности для соот-ветствия учебно-профессиональным требованиям вузаможет сознательно или бессознательно изолироватьсебя от других коммуникаций и рассматривать их вкачестве помехи, что и проявляется в отрицательныхфакторных нагрузках по коммуникативным парамет-рам, но в различных выборках по-разному.Например, у русских, по сравнению с чехами, этотфактор компенсируется трансцендентальными ценно-стями в неопределенной перспективе (0,557) - показа-тель ММИ. У москвичей он смягчен и уравновешензначимостью себя как партнера (0,890) и связанными сэтим позитивными переживаниями (0,759) - показате-ли ММКМ.У томичей он сопровождается компенсаторной ори-ентацией на привязанность к другим, к близким отно-шениям (0,501) - показатель ММИ. У одесситов этотфактор скрашивается заботой о внешности (0,623) -показатель ММИ, и демонстративностью - показательконтент-анализа.Если брать профессиональный аспект, то у медиковэта дефицитарность компенсируется ориентацией натрансцендентальные ценности (0,530) - показательММИ, а у психологов - на самооценку (0,603) - пока-затель ММИ, и внутреннюю эйдетическую активность(0,759) - показатель контент-анализа.Четвертый фактор коммуникативно-образова-тельного пространства (F4) является, по сути, уже фо-новым и характеризует позитивную коммуникабель-ность и транскоммуникабельность личности. В ос-новном, он включает показатели ММКМ. Если в общейвыборке акцент пришелся на более простые характери-стики коммуникативного мира (общая коммуникабель-ность и открытость интересам и партнерам), то в вы-борке чехов наблюдается акцент на собственно транс-коммуникативные параметры - вектор роста по интере-сам (0,512) и партнерам (0,550), а также вербализациятранса в интересах (0,838) и партнерах (0,876). У рус-ских в меньшей степени, но так же усилена транскомму-никативная составляющая: вербализация транса в лич-ных интересах (0,579) и в себе как в партнере (0, 657).У москвичей также акцентирован вектор роста вличных интересах (0,510). У томичей, как и у одесси-тов, транскоммуникабельность не выражена. У меди-ков акцентирован вектор роста себя как партне-ра (0,508), а у психологов вектор роста общих и лич-ных интересов (0,555), себя как партнера (0,550) и вы-явлена вербализация транса интересов (0,876) и парт-неров (0,838).Пятый фактор «Недифференцированная стресс-трансформация» (F5) обнаружил диффузный характер.Его интерпретация может быть воспринята как избы-точная. Он как бы показывает общее основание, объе-диняющее стресс и транс, позитивные и негативныепереживания партнеров - показатели ММКМ. Если дляфакторного решения использовать не идею многомер-ного пространства, которая трудно изображаема, апредставить ее в виде «концентрических поясов», ноавтономных друг от друга, т.е. потенциально распола-гающихся ортогонально, то последний фактор скореевыглядит как аура четырехфакторной структуры ком-муникативно-образовательного пространства. Поэтомудифференцированное описание модификаций факторовв подвыборках не имеет особого смысла, правда, вни-мание вызывает эйдетическая активность одесситов(0,820) - показатель контент-анализа, и дистанцирова-ние от партнера у психологов (0,831) - показательММКМ.Выявленныефакторы могут стать конкретной ос-новой совершенствования образовательной системы иеё психологического обеспечения. В этой связи пред-ставляется необходимым сформировать модель инди-видуального коммуникатаиного пространства студента,в которой он мог бы совершенствовать свою жизнедея-тельность. Необходимо также создать психологическоеобеспечение в виде тренинговых программ развитияпотенциала достижений, которые должны повыситьгармонию существования студента в университете.

Ключевые слова

коммуникативно-образовательное пространство, личность, транскоммуникативный потенциал, mental-communicative space, creativity, potential advances, communicative world of personality, educational space

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Кабрин Валерий ИвановичТомский государственный университетдоктор психологических наук, профессор кафедры психологии личности факультета психологииkabrin@list.ru
Мацута Валерия ВладимировнаТомский государственный университетстарший преподаватель кафедры организационной психологии факультета психологииmatsuta-vv@mail.ru
Березина Елена МихайловнаТомский государственный университетстарший преподаватель кафедры организационной психологии факультета психологииbem12@yandex.ru
Всего: 3

Ссылки

Кабрин В.И., Мацута В.В., Березина Е.М. Исследование коммуникативных миров и ценностных ориентаций сибирских и европейских студентов // Сибирский психологический журнал. 2010. № 36. С. 72-77.
Кабрин В.И. Персональная коммуникативная сеть индивидуальной траектории образования // Сибирский психологический журнал. 2010. № 37. С. 71-75.
Кабрин В.И. Коммуникативный мир и транскоммуникативный потенциал жизни личности: теория, методы, исследования. М.: Смысл, 2005. 248 с.
 Позитивные и проблемные компоненты в образовательных коммуникативных мирахстудентов различных университетов в кросскультурном постсоветском пространстве | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 345.

Позитивные и проблемные компоненты в образовательных коммуникативных мирахстудентов различных университетов в кросскультурном постсоветском пространстве | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 345.

Полнотекстовая версия