Описываются результаты исследований, посвященных изучению проблемы личности человека с нетрадиционным вероисповеданием. Исследованы особенности социально-психологической адаптации, осознаваемые и неосознаваемые компоненты отношений у последователей учения Виссариона.
Social and psychological adaptation, structure of individual religiousness and unconscious components of relationsof the followers of the doctrine of Vissarion.pdf На фоне глубоких перемен в экономической, поли-тической и духовной сферах жизни общества, происхо-дящих в нашей стране, интерес к религии резко возрос.По мнению Р. Белла, в XX в. начинается новый этап вэволюции религии. Этот этап характеризуется ослабле-нием влияния и авторитета традиционных форм рели-гии и появлением значительного числа новых религи-озных движений, организаций, культов, которые в на-шей отечественной литературе часто называются не-традиционными религиями [1]. В частности, приобре-тает большую популярность Сергей Тороп, Учительобщины, создатель Церкви Последнего Завета, извест-ный всем Виссарион. Религиозная организация - Цер-ковь Последнего Завета, или Церковь Единой Веры,Виссариона официально зарегистрирована в Мини-стерстве юстиции Российской Федерации. По инфор-мации администрации Красноярского края, количествочленов церкви в разных городах насчитывает от 40 до80 тыс. человек. Реальное же число адептов Виссарио-на, по мнению религиоведа А. Дворкина [2], значи-тельно меньше - около 10 тыс. человек. На данныймомент Виссарион и его приближенные проживают вКурагинском районе, в строящемся Городе Солнца,куда он приехал в начале 1990-х гг. Остальные три ты-сячи верующих поселились в близлежащих деревнях,таких как Тюхтята, Черемшанка, Жаровск и др. За по-следние 5 лет здесь обосновалось более 100 переселен-цев из разных городов России [2]. Исследования в этойобласти являются актуальными, так как помогают по-нять причины ухода людей в нетрадиционные религии,раскрыть проблемы, с которыми сталкиваются люди снетрадиционным вероисповеданием, и, возможно, по-могут предотвратить данное явление.Религиозность представляет собой относительноустойчивую систему субординированных свойств ипризнаков, фиксируемых в содержании религиозногосознания, религиозного опыта, в мотивах и направлен-ности религиозного поведения, включенности в рели-гиозные отношения. Специфичность религиозностивыражается в правилах отношения к Богу, к миру, себеи другим людям, в повседневном поведении в различ-ных областях личной и общественной жизни [1].З. Фрейд сравнивал религию с детскими неврозаминавязчивости. Для него религия - это коллективныйневроз, вызванный обстоятельствами, сходными с те-ми, которые вызывают детский невроз жизни [3].Э. Фромм понимал данную проблему иначе и тракто-вал невроз «как личную форму религии или, точнее,как регрессию к примитивным формам религии, нахо-дящимся в конфликте с официально признанными фор-мами религиозной мысли…» [4. С. 241]. Определениерелигии Э. Фромма весьма широко: «...под религией японимаю любую систему взглядов и действий, которойпридерживается какая-то группа людей и которая даетиндивиду систему ориентации и объект поклонения»[4. С. 236]. То есть всякое служение каким бы то нибыло идеалам оказывается религиозностью. Поэтомулюбой человек является религиозным, а религия - не-избежно присущей всем историческим эпохам. На этомположении Э. Фромма основывается данное исследо-вание, целью которого было изучение личностных осо-бенностей последователей учения Виссариона. При-ступая к исследованию, мы предположили, что после-дователи учения Виссариона - это люди, неадаптиро-ванные к жизни, их личностные особенности проявля-ются в тревожности, повышенной чувствительности,зависимости, покорности, что и заставляет их стремить-ся уйти от жизненных проблем в религию. Несмотря навысокий уровень религиозного самосознания, неосозна-ваемые компоненты отношений у последователей уче-ния Виссариона заключаются во фрустрированных по-требностях в свободе и карьерном росте.Для проверки этих гипотез были выбраны четыреметодики: 16-факторный личностный опросник Р. Кэт-телла [1]; Методика цветовых метафор И.Л. Соломина(ПДСМ) [6]; опросник «Диагностика социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Дай-монда [5]; опросник «Структура индивидуальной рели-гиозности» Ю.В. Щербатых [1]. Полученные данныеобрабатывались при помощи методов математическойстатистики: U - критерий Манна-Уитни, φ* - методуглового преобразования Фишера. В исследованиипринимали участие две группы испытуемых в количе-стве 60 человек. Первую группу составили люди ве-рующие, т.е. последователи Виссариона, в возрасте от35 до 46 лет (средний возраст - 39 лет), все с высшимобразованием, пол не учитывался. Во вторую группувошли люди в возрасте от 33 до 46 лет (средний воз-раст - 41 год), все с высшим образованием. Пол испы-туемых не учитывался. В дальнейшем эту группу лю-дей мы будем называть неверующие, т.е. люди, не при-нимающие учения Виссариона.На первом этапе исследования появились результа-ты, частично опровергающие выдвинутые гипотезы, аименно психологическая адаптация оказалась вышеразвита у последователей Виссариона, конструктивныемеханизмы которой позволяют адекватно реагироватьна изменение социальных условий жизни (Uэмп = 301,р < 0,05). Это обусловливается более высоким уровнемпринятием себя (Uэмп = 295, р < 0,05), высоким приня-тием окружающей действительности (Uэмп = 292,р < 0,05), отсутствием стремления к доминированию(Uэмп = 321, р < 0,05). Последователи Виссариона вбольшей степени склонны относиться к религии как кобразцу моральных норм поведения, у них высокийуровень религиозного самосознания (Uэмп = 171,р < 0,01). Они испытывают больший интерес к магии, кзагадочным и таинственным явлениям, в восприятиикоторых вера играет значительно большую роль, чемзнания (Uэмп = 132, р < 0,01). Скорее всего, последова-тели учения Виссариона ищут в религии поддержку иутешение. Религия выполняет компенсаторную функ-цию, восполняя зависимость и неуверенность людей.Психологическим последствием такой компенсацииявляется снятие стресса, переживаемое как утешение.Результаты исследования показали также, что вера вБога и признание существования высшей силы харак-терны для всей обследованной нами группы людей, ане только для последователей учения Виссариона.Личностные особенности последователей ученияВиссариона отличаются тревожностью, неуверенно-стью, покорностью (Uэмп = 138, p < 0,01). Для них ха-рактерно отсутствие удовлетворения многих жизнен-ных потребностей и стремлений (Uэмп = 130, p < 0,01).Они подвижны, эмоциональны и динамичны в обще-нии, поэтому их всегда удовлетворяет то, что у нихесть (Uэмп = 100, p < 0,01). Также последователи Вис-сариона характеризуются наличием интеллектуальныхинтересов (Uэмп = 143, p < 0,01).Изучение скрытой мотивации, которая заключаетсяв структуре потребностей, мотивов, осознаваемых инеосознаваемых отношений, позволило доказать, чтопоследователи учения Виссариона характеризуютсяшироким спектром базовых потребностей, связанных,прежде всего, с творчеством (φ* = 2,93; р ≤ 0,01), сво-бодой (φ* = 1,96), увлечением и любовью (φ* = 1,87).Карьера (φ* = 3,24; р ≤ 0,01) и материальное благополу-чие (φ* = 2,24; р ≤ 0,01) не относятся к числу их базо-вых потребностей. Актуальные потребности последо-вателей Виссариона ассоциируются с такими ситуаци-онно обусловленными потребностями, как люди(φ* = 2,52; р ≤ 0,01), творчество (φ* = 2,84; р ≤ 0,01),техника (φ* = 2,87; р ≤ 0,01). У людей, не принимающихучение Виссариона, актуальные потребности ассоции-руются с будущем и связаны с карьерой (φ* = 3,78;р ≤ 0,01) и спутником жизни (φ* = 4,02; р ≤ 0,01). Буду-щее у последователей Виссариона ассоциируется струдом (φ* = 1,59), процессом самосовершенствования(φ* = 1,59) и школой (φ* = 3,58; р ≤ 0,01). Возможно, вдеревнях, в которых проживают виссарионовцы, естьпроблемы с обучением их детей. Люди, не принимаю-щие учение Виссариона, в будущем стремятся к карь-ерному росту (φ* = 2,87; р ≤ 0,01) и построению эффек-тивных отношений с сотрудниками (φ* = 2,87; р ≤ 0,01).У последователей Виссариона фрустрированы потреб-ности в свободе (φ* = 1,77), новых знаниях (φ* = 1,87),успехе (φ* = 3,92; р ≤ 0,01), в общении с людьми(φ* = 2,40; р ≤ 0,01), радости (φ* = 2,40; р ≤ 0,01). Дажеблизкие люди, такие как мать (φ* = 2,40; р ≤ 0,01), отец(φ* = 1,87), ребенок (φ* = 1,59), вызывают у них нега-тивные эмоциональные переживания. Счастливымитаких людей назвать трудно. У людей, не принимаю-щих учение Виссариона, фрустрированной оказаласьпотребность в управлении людьми (φ* = 3,59; р ≤ 0,01).Последователи Церкви Последнего Завета обладаютгораздо меньшей стрессоустойчивостью, так как у нихярче выражены такие показатели стресса, как угроза(φ* = 2,71; р ≤ 0,01), страх (φ* = 2,40; р ≤ 0,01), раздра-жение (φ* = 4,39; р ≤ 0,01). Одним из источников стрес-са у них выступает отсутствие карьерного роста(φ* = 3,18; р ≤ 0,01).Сделаем выводы. С точки зрения Э. Фромма, даже са-мая иррациональная ориентация, когда ее разделяет зна-чительное число людей, дает индивиду чувство единства,определенной безопасности и стабильности [4. С. 165].Наше исследование доказало, что на уровне сознания по-следователи учения Виссариона считают себя людьмиадаптированными, принимающими окружающую дейст-вительность и самих себя. У них высокий уровень рели-гиозного самосознания, и религия выполняет компенса-торную функцию, восполняя зависимость и тревожностьэтих людей. Но на неосознаваемом уровне у данной груп-пы религиозно ориентированных людей наблюдаетсявнутренний конфликт, проявляющийся в низкой стрессо-устойчивости, фрустрированности многих базовых по-требностей личности. Наши исследования по данной про-блеме продолжаются с учетом пола у последователейучения Виссариона и при помощи других методов.
Справочник практического психолога. Психодиагностика / Под общ. ред. С.Т. Посоховой. М.: АСТ; Сова, 2005. 671 с.
Последний Завет: СПб.: Общество Ведической Культуры, 1997. 456 с.
Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произв. / Сост. М.Г. Ярошевский. М.: Наука, 1989. 345 с.
Фромм Э. Душа человека. М.: Наука, 1992. 261 с.
Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Институт психотерапии, 2002. 490 с.
Методика цветовых метафор И.Л. Соломина (ПДСМ). М.: Иматон, 2001.