Формирование исследовательской культуры будущих учителей музыки в условиях высшей школы | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 345.

Формирование исследовательской культуры будущих учителей музыки в условиях высшей школы

Статья посвящена проблеме формирования исследовательской культуры будущих учителей музыки в условиях высшей школы. Содержание исследовательской культуры учителя музыки включает в себя информационно-знаниевый компонент, практический компонент как опыт практической исследовательской деятельности, ценностно-мотивационные ориентиры, охватывающие процессы формирования и проявления рефлексии и мотивации, а также способность к художественно-творческому применению всех вышеперечисленных компонентов на практике. Педагогическая деятельность исследователя, работающего в области музыкального искусства, отражает специфические особенности художественно-эстетической сферы, поэтому формирование исследовательской культуры учителя музыки в условиях высшей школы осуществляется в двух направлениях: научно-исследовательском и художественно-исследовательском

Formation of research culture of future teachers of music in conditions of higher school.pdf Профессиональная деятельность учителя музыки всовременном образовательном процессе школы имеетвысокое предназначение. Создание высокохудожест-венного музыкально-эстетического пространства в на-стоящее время осуществляется большинством образо-вательных учреждений, поскольку посредством музы-кального искусства, приобщения к общечеловеческимценностям происходит формирование личности уча-щихся, раскрытие их творческого потенциала. Предмет«Музыка» в числе других дисциплин художественногоцикла входит в образовательную область «Искусство»и является единственной формой осуществления все-общего музыкального образования. Деятельность учи-теля музыки при этом становится своего рода провод-ником между музыкальным искусством и личностьюребенка. Приоритет художественно-интеллекту-ального, эстетического развития школьников в светемодернизации современного образования привносит вдеятельность учителя музыки повышенную требова-тельность к личностным и деятельностным качествамспециалиста, высокой профессиональной подготовке,способной сочетать в себе как музыкантские, так и пе-дагогические качества, знания и умения.Исследовательский компонент практической дея-тельности учителя музыки возникает и развивается втесной взаимосвязи со стремлением усовершенствоватьсодержание и методы музыкального обучения, преобра-зовать творческую личность учащихся. Не случайно вряду общепедагогических и предметно-професси-ональных компонентов профессиональной культурыучителя музыки исследовательская культура занимаетзначимое место. Определяя содержание исследователь-ской культуры учителя музыки, мы рассматриваем еекак сложное ценностно-смысловое динамическое обра-зование, включающее в себя информационно-знаниевыйкомпонент, практический компонент как опыт практи-ческой исследовательской деятельности, ценностно-мотивационные ориентиры, охватывающие процессыформирования и проявления самосознания, рефлексии,мотивации, а также художественноской деятельности, направленных на преобразованиемузыкально-педагогической действительности. Обоб-щающий самоанализ - это обобщение результатов,контроль над состоянием реализации собственной про-граммы самосовершенствования.Не менее значимый компонент исследовательскойкультуры учителя музыки - художественно-твор-ческий, выступающий как готовность к творческой са-мореализации в общенаучном и профессиональномобразовательном пространстве. Музыкально-педагоги-ческий процесс - это всегда творческий поиск, направ-ленный на креативное начало обоих участников учеб-но-воспитательного процесса - как учащихся, так исамого учителя.Творческая культура как интегрирующее образова-ние органически проникает во многие другие элементыобщей культуры специалиста, в том числе и в исследо-вательскую. По мнению Н.Б. Кры-ловой, она служитсвоеобразным фундаментом, который «позволяет адек-ватно вести себя в проблемных ситуациях и продук-тивно решать разнообразные творческие задачи, быст-ро и эффективно обучаться новому» [1. С. 56]. Безтворческого компонента просто невозможно предста-вить себе структуру деятельности учителя музыки, нитрудовую - ни конструктивную, ни музыкально-исполнительскую.Педагогическая деятельность исследователя, свя-занного со сферой музыкального искусства, имеет своиспецифические особенности. Учитель музыки долженпроявлять интеллектуальные качества, предполагаю-щие высокий уровень развития музыкального мышле-ния, дивергентного мышления; обширность знаний вобласти музыкального искусства, музыкознания, музы-кальной психологии, теории и практики исполнитель-ства, помогающих осуществить поиск сущностных свя-зей мира человеческих чувств и идей с языком музыки;научно-познавательные, являющиеся необходимымусловием оперативного овладения новой информациейв области педагогики музыкального образования; ис-следования возможностей повышения продуктивностисвоей активности; потребность в поиске инновацион-ных технологий, ежегодно появляющихся в практикепреподавания музыкально-эстетических дисциплин;конструктивные (по Э.Б. Абдуллину), предполагающиеличностную адаптацию избранной учителем учебнойпрограммы, конкретизацию главных установок избран-ной программы применительно к каждому конкретномуклассу, создание собственных авторских учебных про-грамм по музыке, планирование всевозможных импро-визационных моментов на уроке; художественные, не-обходимые для осуществления собственной интерпре-тации, художественного прочтения исполняемых иминструментальных и вокальных произведений, а такжетранспонирования, импровизации, сочинения музыки;для поиска наиболее эффективных средств организациинепосредственного общения учащихся с миром музы-кального искусства, сохраняя тематическое целое впроцессе развития драматургии урока.Иными словами, следуя специфическим особенно-стям художественно-эстетической сферы, исследова-тель-музыкант, помимо научно-конструктивных иссле-довательских функций, несет функцию исследователя вмире звуков и образов, как проводник между эмоцио-нально-ценностным замыслом композитора, раскры-вающимся в собственной интерпретации произведения,и художественным преобразованием внутреннего мираребенка, его житейского и душевного опыта. Опираясьна положение Д.Б. Кабалевского о реализации и не-раздельности в воспитании творческого восприятияискусства таких основных черт, как концептуальность,научность и художественность, мы считаем, что ху-дожественное направление находит свое отражение вовсех сферах деятельности учителя музыки, в том числеи исследовательской.Дисциплины художественного цикла, в ряду кото-рых стоит урок музыки, призваны ориентировать субъ-екта образования на успешное развитие его творческо-го потенциала, художественной одаренности. Опреде-ление при этом целей, задач, выбор средств для дости-жения этих целей напрямую зависит от сформирован-ности у педагога художественно-творческого компо-нента исследовательской культуры.Любая деятельность, связанная с эстетическим вос-приятием в области искусства, будь то живопись, лите-ратура или музыка, основана на художественности -специфическом свойстве искусства, по мнениюА.М. Новикова, не сводимом ни к «содержащейся внем познавательной информации, ни к заключенной внем системе оценок, ни к конструктивной "сделанно-сти" произведения или его коммуникативным качест-вам» [2. С. 11-12].Художественное постижение окружающего нас ми-ра - это особая форма мышления. Выступая как естест-венная и необходимая грань существования человека вэтом мире, она познает природу и самого себя черезпричудливое сочетание образов в произведении искус-ства. Сквозь призму художественности должна рас-сматриваться и современная педагогика музыкальногообразования.В Институте искусств Хакасского государственногоуниверситета им. Н.Ф. Катанова в обучение студентовспециальности «Музыкальное образование» внедренакомплексная система исследовательской подготовки поназванным направлениям. Основными дисциплинами,формирующими информационно-знаниевый компонентисследовательской культуры будущего учителя музыки,являются дисциплина федерального компонента «Мето-дология педагогики музыкального образования» и дис-циплина регионального компонента «Основы научногоисследования». В процессе их изучения у студентовформируется отношение к науке как важнейшему сред-ству совершенствования собственной практической дея-тельности, приобретаются основные знания и умения вобласти научного исследования с учетом спецификиобразовательной области «Искусство».Полученные знания дополняются и закрепляютсяпри применении их в условиях педагогической практи-ки. Таким образом, будущие учителя музыки учатсясамостоятельно ставить и формулировать проблему вусловиях реального учебно-воспитательного процесса,адаптировать под разрабатываемую проблематикуимеющийся инструментарий или создавать свой собст-венный, организовывать экспериментальный процесс,анализировать и научно обосновывать результаты.Итог собственной опытно-экспериментальной работыстуденты представляют на студенческой конференциинаучных работ, что позволяет стимулировать исследо-вательскую активность студентов и развивать их ис-следовательскую рефлексию.Художественно-исследовательский компонентформируется в процессе освоения музыкально-исполнительских дисциплин. Сложность формирова-ния данного направления в том, что в науке нет опре-деленных критериев «художественности», наиболееценные ее показатели трудно измерить в количествен-ном эквиваленте. Создание для студентов «художест-венной базы», т.е. погружение их в сферу художест-венного творчества, накопление впечатлений и опытаисполнительской деятельности, внеаудиторная работастудента в виде самостоятельного анализа музыкаль-ных произведений, выполнение исследовательских за-даний по изучению музыкального материала - всё этореализовывается на музыкально-исполнительских дис-циплинах. Поиск студентами наиболее адекватной ин-терпретации произведения, будь то в области хоровой,вокальной или инструментальной музыки, есть худо-жественно-исследовательский процесс, и результаттакого поиска заключается в проникновении в образноесодержание музыкального произведения, в постиженииособенностей художественного образа, в способностипередачи его максимального воздействия на слушате-ля, в исполнении путем эмоционально-личностногоотношения.Развитие исследовательской культуры будущихучителей музыки вызвано необходимостью поднятьпрактику преподавания уроков искусства на новыйтеоретический и результативный практический уро-вень. Индивидуальный стиль деятельности определяет-ся не столько отношением к предметному содержаниюматериала, подлежащего усвоению, сколько исследо-ванием и констатацией развития субъекта, научнообоснованной организацией дифференцированногомузыкально-эстетического образования. Исследова-тельская культура будущего педагога-музыканта имееттакже и художественное направление, которое конкре-тизируется в умении и стремлении развивать в ребенкеэстетическое отношение к миру через художественноепостижение образов музыкального искусства.

Ключевые слова

исследовательская культура, учитель музыки, высшая школа, формирование исследовательской культуры, research culture, teacher of music, higher school, formation of research culture

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Шапова Татьяна НиколаевнаХакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (г. Абакан)аспирант кафедры педагогики, старший преподаватель кафедры музыки и музыкального образования Института искусств2133358@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста: Метод. пособие. М.: Высш. шк., 1990. 142 с.
Новиков А.М. Методология художественной деятельности. М.: Эгвес, 2008. 72 с.
Методологическая культура педагога-музыканта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, О.В. Ванилихина, Н.В. Морозова и др.; Под ред. Э.Б. Абдуллина. М.: Академия, 2002. 272 с.
 Формирование исследовательской культуры будущих учителей музыки в условиях высшей школы | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 345.

Формирование исследовательской культуры будущих учителей музыки в условиях высшей школы | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 345.

Полнотекстовая версия