Коммуникативный потенциал региональных культур: опыт анализа и развития | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 346.

Коммуникативный потенциал региональных культур: опыт анализа и развития

Рассматриваются проблемы развития коммуникативного потенциала культуры, анализируются факторы, способствующие толерантности и повышению эффективности межкультурных коммуникаций в условиях глобализации. С позиций взаимодействия устойчивости и трансформативности выявляются особенности коммуникативных процессов в локальных и региональных культурах. На примере анализа специфики кинопроизведений, обладающих отличительными чертами региональных киношкол, характеризуется коммуникативный потенциал сибирского региона, выявляются механизмы сохранения национальной и культурной идентичности в условиях динамично меняющегося мира.

Communicative potential of regional cultures: experience of analysis and development.pdf Сегодняшний мир, современная социокультурная ре-альность характеризуются противоречивыми процессамии тенденциями. С одной стороны, усиливаются глобали-зационные процессы, повышается взаимная зависимостьи взаимное влияние государств, стран, регионов (недав-ние революции в Тунисе, Египте, Ливии, развивающиесяпо принципу «цепной реакции»); с другой - локализация,обособление, стремление к самосохранению любой це-ной. В этих условиях особую актуальность приобретаетспособность культуры (национальной, региональной)адаптироваться к быстро меняющимся условиям, готов-ность к диалогу, умение выстраивать отношения на прин-ципах уважения, открытости, толерантности.Однако недавние заявления лидеров крупнейших ев-ропейских государств А. Меркель, Д. Кэмерона, Н. Сар-кози о «провале политики мультикультурализма» де-монстрируют неготовность представителей разных эт-нокультурных общностей к продуктивному диалогу какна государственно-политическом, так и общественно-бытовом уровне, неэффективность мер по поддержаниюнационально-культурной идентичности в инокультур-ной среде, отсутствие концепции межкультурного диа-лога и действенных механизмов взаимодействия этносови культур в условиях глобализирующегося мира.История культуры показывает, что интенсивностькоммуникативных процессов в разных культурах разная.Есть культуры «открытые», в которых внутренние ивнешние коммуникации хорошо развиты и находятся всостоянии гармоничного равновесия. Они активно взаи-модействуют с другими культурными формами и типа-ми, «не боятся» инокультурного влияния. Для такихкультур постоянный обмен информацией - необходимоеусловие существования и развития. В современном миребольшинство культур объективно тяготеет именно коткрытому типу. Но есть культуры «закрытые», где до-минируют внутренние коммуникации. Как правило, этикультуры замкнуты, а коммуникативные процессы в нихдостаточно четко регламентированы. Примером можетслужить любая традиционная культура или субкультура,организованная по типу традиционной. На региональ-ном уровне характер коммуникаций определяется спе-цификой самого региона и типом доминирующих в немлокальных культур, степень готовности которых к диа-логу может быть различна. Это обстоятельство следуетучитывать при разработке стратегий межкультурногодиалога для повышения эффективности коммуникаций.В данной статье мы постараемся ответить на во-прос, существуют ли в современной культуре механиз-мы, позволяющие одновременно развивать межкуль-турный диалог и расширять коммуникативное про-странство и сохранять культурную уникальность ре-гионов и этносов. Выявление и описание таких меха-низмов актуально не только с точки зрения развитиятеории коммуникаций, но имеет большое практическоезначение.Поскольку наше исследование строится преимуще-ственно на материале региональных и локальных куль-тур, следует эксплицировать эти понятия. Итак, чтособой представляет локальная культура?Локальная культура может быть рассмотрена с точ-ки зрения проявления конкретного культурного опыта,что подразумевает изучение функциональных, струк-турных, психологических и прочих особенностей, сло-жившихся в ходе уникального исторического развитияотдельных регионов [1]. Это определяет спецификулокальной культуры, проясняет ее позицию по отно-шению к внешнему миру, выявляет готовность и спо-собность к диалогу. Очень важным в данном случаестановится процесс самоопределения культуры: какона позиционирует себя по отношению к внешнемуокружению, как понимает себя в историческом процес-се. Указанные факторы влияют и на формированиепредставления культуры о самой себе (самопрезента-ция), и на внешнее ее восприятие. Эти сведения о куль-туре очень важны, так как позволяют выяснить, что,прежде всего, она стремится продемонстрировать: своюсамобытность и уникальность, свою сопричастность инеотделимость от общего социокультурного простран-ства региона, что ни в коей мере не лишает культуруидентичности и специфики. Такой подход, в свою оче-редь, акцентирует внимание на особенностях формиро-вания коммуникативного пространства региона, подкоторым понимается характер связей между самымиразнообразными социокультурными общностями.На формирование внутреннего и внешнего пред-ставлений о культуре особое влияние оказывают объ-ективные процессы действительности, например про-цесс глобализации, который вызывает существенныеизменения в мире, что приводит к смене акцентов иориентиров в межкультурных коммуникациях.Глобализализация вызывает самые противоречивыереакции. С одной стороны, она усиливает тенденции кинтеграции, в основе которой может лежать совокуп-ность различных интересов (политические, экономиче-ские, социальные, этнические и пр.). Однако интегра-ция способствует нивелированию социокультурныхобщностей, что в итоге может привести к противопо-ложным стремлениям, а именно к демонстрации от-дельными культурами своей уникальности на уровнетрадиций, росту самосознания отдельных культур.Интенсификация данных процессов зависит от за-ложенного в культурах коммуникативного потенциала,специфики условий их существования. Отмеченныефакторы не статичны, они меняются, вызывая, тем са-мым, внутренние трансформации социокультурныхобразований, в том числе и локальных культур (подра-зумеваются как внутренние характеристики, так ивнешние условия существования природного и социо-культурного характера, процессы, непосредственнозатрагивающие территорию отдельных регионов).Подобная постановка вопроса заставляет обратитьсяк выявлению специфики локальных культур как понятияи как феномена, отражающего характерные черты от-дельного региона. В терминологическом контексте этаспецифика проявляется в четкой дифференциации дан-ного типа культуры от традиционных, региональных,этнических культур, субкультур. На феноменологиче-ском уровне специфика локальных культур определяет-ся процессами и явлениями, которые могут носить какуниверсальный характер (присутствуют во многих ре-гионах), так и специфический (преобладают в отдельныхрегионах). Это характеризует ее как общее явление и вто же время определяет ее внутренние характеристики(имеется в виду ареал ее существования, процессы, ко-торые проходят в данном регионе и способствуют выде-лению в нем локальных культур).Понятийный аспект определения специфики локаль-ных культур основывается на выделении характерныхчерт, способствующих их четкой дифференциации отэтнических, региональных, традиционных культур. Отэтнической культуры локальная отличается тем, что со-общает ей местные особенности. Причем эти особенно-сти понимаются целостно (интегративно), так как они неисчерпываются только географическими характеристи-ками, а включают в себя экономические, политические исоциокультурные особенности места обитания.Региональная культура подчеркивает наличие некихспецифических черт в данном географическом регионе.Эти черты включают в себя историю освоения, эконо-мические и политические качества. При этом понятие«региональная культура» может «вбирать» в себя самыеразнообразные культурные образования, в том числе илокальные. Она сообщает им дополнительные особен-ности и уникальные черты, которые дифференцируюткультуры одного региона от другого (например, тради-ционные культуры Северной Америки и Сибири).Относительно соотношения понятий традиционнойкультуры и локальной культуры можно сказать, чтовласть традиций (как одна из основных характеристиктрадиционных культур) дополняется местными осо-бенностями функционирования традиций. О коммуни-кативном потенциале локальных культур в каждом от-дельном регионе можно судить по степени значимостиэтих традиций, их устойчивости и способности отве-чать меняющимся реалиям окружающего мира. Такимобразом, локальная культура может иметь признакиэтнической, региональной, традиционной культур, нопри этом существенно отличаться от них. Здесь важно,черты какого типа культуры преобладают в ней (этни-ческой, традиционной, индустриальной и пр.), что оп-ределяет особенности процесса формирования локаль-ных культур и, соответственно, специфику взаимоот-ношений с другими социокультурными группами.Феноменологический аспект определения специфи-ки локальных культур основывается на выявлении свя-зи этих культур (порядка их формирования) с объек-тивными процессами действительности, субъективны-ми факторами (внутренние процессы и устремления), атакже помогает проследить формирование локальныхкультур в исторической динамике.В разных регионах определяющими факторами раз-вития локальных культур могут выступать различныепроцессы. Но доминируют, как правило, этнические,политические, экономические. Данные процессы объ-ективной реальности активизируют трансформациюкультурного опыта, способствуют созданию новыхкультурных образований, интенсифицируют внутрен-ние изменения в социокультурных общностях. Этниче-ские процессы включают ассимиляцию, интеграцию,аккультурацию, автономизацию, деэтнизацию; полити-ческие - подразумевают дифференциацию групп пополитическим основаниям; экономические - отражаютинтересы в производственной сфере, перераспределе-ние материальных ценностей, в том числе ресурсов,модернизацию, урбанизацию. Важны и частные про-цессы, протекающие в социокультурной, политиче-ской, экономической сферах. Это связано с появлениемнеких культурных общностей, формируемых не толькопо национальному признаку, но и по иным интересам(социальным, культурным и пр.).К процессам, отражающим внутренние трансформа-ции локальных культур, можно отнести адаптацию иинкультурацию. Адаптация способствует приспособле-нию к новым, меняющимся социокультурным, полити-ческим, экономическим условиям существования. Этиизменения (чаще всего внешние) отражаются на внут-ренних характеристиках. В случае если культура поло-жительно принимает внешние изменения, происходитусвоение новых норм, включение в новую действитель-ность. Однако это не всегда означает разрыв с прежнимитрадициями. Адекватная реакция на внешние изменениясопровождается сохранением целостности культуры исамого социума в контексте преемственности с про-шлым культурным опытом. При нежелании приниматьвнешние изменения (отрицательной реакции) прослежи-вается четко выраженное стремление дифференцироватьсебя, намеренное неприятие новых условий, что приво-дит к потере контакта с внешним миром, консервациисоциокультурной общности.Отмеченные внутренние процессы, способствую-щие дифференциации локальных культур, могут бытьдополнены принципом комплементарности и стереоти-пизации, которые влияют на степень эффективностиконтактов локальных культур с внешним окружением.Комплементарность и стереотипизация основываютсяна потребности человека в самоидентификации, на не-обходимости отождествления индивида (или группыиндивидов) с определенной общностью. Осмыслен-ность существованию в этом случае придает приобще-ние к ценностям, традициям и культурному опыту дан-ной среды. В свою очередь, стереотипы и комплемен-тарность, формирующие представления о себе и окру-жении, определяют направление контактов, способст-вуют выбору партнеров.Таким образом, специфика локальных культур осно-вывается на принадлежности к определенному типукультур (этнической, традиционной), региональнойпринадлежности (конкретные географические, экономи-ческие, политические и культурные условия существо-вания), времени формирования (исторический фактор),условиях и причинах выделения. Кроме того, важней-шими в формировании и трансформации локальныхкультур становятся процессы, затрагивающие не толькоотдельные регионы, но и всю ойкумену в целом.На специфику локальных культур существенноевлияние оказывают традиция и новация. В том илиином случае определяются направления коммуника-ций, исторически сложившиеся или подразумевающиепоиск новых партнеров, задаются ориентиры локаль-ных культур во внешнем мире сообразно их внутрен-ней специфике.Внутренняя специфика локальных культур определя-ется традициями как институтом, направленным на со-хранение устоявшихся норм жизни, определенной после-довательности действий, что поддерживает постоянствокультуры, делает ее существование осмысленным в кон-тексте связи с предшествующим культурным опытом.Однако традиция может быть рассмотрена и в динамиче-ском плане, т.е. как ответ на вызов среды. В данном кон-тексте она предстает в качестве одного из механизмов,способствующих развитию социокультурных систем. Вэтом статусе традиция направлена на реализацию двухосновных функций. С одной стороны, это сохранениесамобытности культуры; с другой - функция «вбирания»и формирования инноваций, раскрытия заложенного вних потенциала. Таким образом, традиция, понимаемая вдинамическом плане, определяет интенсивность комму-никаций локальных культур и других социокультурныхобщностей отдельных регионов. В то же время традицияпридает специфику коммуникативным процессам, так какподчеркивает самобытность локальных культур, чтовлияет на выбор партнеров, заставляет сближаться с од-ними социокультурными образованиями и дистанциро-ваться от других.Однако, несмотря на то, что традиция определяеткоммуникативные приоритеты, она не может воспри-ниматься лишь как феномен, способствующий консер-вации связей и мешающий расширению контактов.Конечно, исторически сложившиеся приоритеты, под-крепленные традицией, определяют магистральныенаправления в общении локальных культур с внешниммиром. Но традиция не может пониматься исключи-тельно как связь с прошлым, она неразрывно связана ис новациями, и с инновациями. Именно этот аспект впонимании традиции становится актуальным в услови-ях современного меняющегося мира, предлагающегоразнообразие реалий, выбор которых определяет внут-реннее содержание культуры и ее позицию по отноше-нию к внешнему окружению.Традиция, понимаемая в контексте коммуникации,неразрывно связана с новациями, так как речь идет нетолько о сохранении целостности культуры, но и о еетрансформациях в ходе обмена информационными по-токами, становящимися основой для инноваций и, за-тем, новых традиций. В данном случае традиция вы-полняет коммуникативную роль, реализующуюся вформировании внешних и внутренних связей. Внешниесвязи - это готовность к контакту с другими культура-ми. Контакты могут быть установлены по принципукомплементарности, толерантности к проявлению ино-культурных традиций вплоть до их принятия. Внут-ренние связи подразумевают передачу индивидуально-го или коллективного опыта между поколениями.Таким образом, традиция, интерпретируемая какпроцесс и как один из механизмов, способствующихразвитию социокультурных систем, может рассматри-ваться в качестве фактора, активизирующего само-идентификацию культур, основанную на сохраненииих уникальности, а также стимулирующего процессывбирания новаций, что становится одной из причинразвития коммуникаций в рамках отдельных регионов.В региональной системе коммуникативных связейважное место принадлежит локальным культурам, от-ражающим региональную специфику, заключающуюсяв этнических, культурных, экономических и политиче-ских особенностях и определяющих их коммуникатив-ный потенциал.Коммуникативный потенциал культуры - это ееспособность вступать в коммуникации, связи и отно-шения с другими культурами и развиваться под ихвлиянием, сохраняя собственную идентичность. Ком-муникативный потенциал любой культуры характери-зуется наличием и соотношением двух необходимыхкачеств - устойчивости (стабильности) и изменчивости(трансформативности). Коммуникативная устойчи-вость означает, что культура, обладая высоким комму-никативным потенциалом, в диалоге с другими культу-рами сохраняет свое ядро (базовые ценности, смыслы,традиции). Коммуникативная изменчивость демонст-рирует способность культуры к адаптации и развитиюв постоянно меняющихся условиях. Чем более гибкой,«отзывчивой» и динамичной оказывается культура, темвыше ее коммуникативный потенциал. Таким образом,коммуникативный потенциал культуры зависит от сте-пени выраженности обоих названных качеств.Следует отметить, что в данном случае речь идет обидеальной модели культуры. В реальности чаще быва-ет так, что в отношении конкретных культур (нацио-нальных, локальных, региональных) можно говорить опреобладании какого-то одного качества или тенден-ции: стремления к стабильности, которое достигаетсяограничением коммуникаций и коммуникативногопространства, или трансформативности, таящей угрозуутраты культурой собственной идентичности. Ограни-чение (лимитирование) диалога и стремление к уста-новлению контроля над коммуникативными процесса-ми характерны для культур закрытого типа и тех суб-культур, которые обладают собственной идеологиейили нацелены на выполнение определенной «миссии».Как правило, в подобных культурах (субкультурах),строящихся по иерархическому принципу, где место,роль или функция человека четко обозначены и опре-делены, важен ритуал и ритуальное поведение. Специ-фика коммуникативных процессов в таких структурахобусловлена задачами самосохранения в «неблагопри-ятных» условиях, к которым можно отнести отсутствиепризнания со стороны социума и других культур (раз-ного рода маргиналы), пребывание в инокультурнойсреде, порождающей автономизацию. Кроме того, сис-тема базовых ценностей и смыслов у таких культурныхформ отличается от общепринятой или доминирующейв культуре, частью которой они являются. Сохранениеядра и жизнеспособность всей культурной системыобеспечиваются здесь не благодаря сформировавшейсятрадиции, а за счет специальных действий, направлен-ных на поддержание устойчивости, хотя со временемэти действия могут принять вид традиции. Отсутствиеограничений в коммуникациях и обмене информациейможет привести к разрушению (деформации ядра) иассимиляции локальной культуры. Следование ритуалуи регуляция поведения позволяют поддерживать ядрокультуры, постоянно актуализируя основные ценности.«Обратной стороной» ограничения коммуникацийвыступает коммуникативная агрессия, проявляющаяся встремлении одного из участников навязать партнерусвою стратегию диалога и управлять процессом по соб-ственному сценарию. В данном случае конечная целькоммуникации не имеет значения: это может быть кактрансляция собственных ценностей и смыслов (культур-ная экспансия), так и их заимствование из арсенала дру-гих культур. Агрессивные стратегии поведения харак-терны для молодых культур и культур с неустойчивымядром, которые сформировались в результате эклектич-ного взаимодействия разных традиций. В таких культу-рах агрессия играет роль защитного механизма.Культуры с недостаточно устойчивыми основаниямиили переживающие смену парадигм отличаются повы-шенной коммуникативной изменчивостью. Под влияни-ем других культур они не только расширяют коммуни-кативное пространство, но зачастую теряют свое «ли-цо», подчиняясь разнообразным внешним влияниям.Стремясь избежать маргинализации, такие культурывынуждены «подстраиваться» под более сильных иопытных в коммуникативном отношении партнеров.Особую актуальность проблема коммуникативной из-менчивости приобретает в связи с процессами глобали-зации и переходом к информационному обществу. Уме-ние ориентироваться в информационных потоках и вы-бирать адекватные стратегии поведения способствует нетолько повышению эффективности межкультурногодиалога, но и самосохранению культуры.Таким образом, коммуникативный потенциал опре-деляет место той или иной культуры в современноммире. Высоким коммуникативным потенциалом, а сле-довательно, и большим влиянием и возможностямиразвития обладают те культуры, базовые ценности исмыслы которых позволяют осуществлять коммуника-цию и расширять коммуникативное пространство безущерба для нее самой и других участников диалога.Изучение коммуникативного потенциала культурыпозволяет прогнозировать результаты общения, разра-батывать сценарии продуктивного диалога и моделикоммуникаций, основанные на принципах взаимногоуважения. Оценивая коммуникативный потенциал, мыполучаем возможность позиционировать себя в комму-никативном пространстве и лучше понимать не толькодругие культуры, но и свою собственную. С точки зре-ния коммуникативного потенциала можно рассматри-вать культурно-исторические эпохи и национальныекультуры, страны и регионы.Однако никакая культура не существует в отрыве отсоциума и социальных процессов, оказывающих влия-ние на ее коммуникативный потенциал. Существуетмножество факторов, способствующих повышениюлибо снижению коммуникативного потенциала. Выяв-ление и анализ этих факторов - необходимое условиеуправления коммуникациями. В числе факторов,влияющих на коммуникативный потенциал, можновыделить внешние и внутренние. Внешние характери-зуют процессы, происходящие в современном мире, иотражают общее состояние нашей цивилизации. Квнешним - общецивилизационным - факторам отно-сятся глобализация, рост потребления, развитие техно-логий и информатизация, динамизация культурныхпроцессов и т.д. К внутренним факторам, специфици-рующим данную культуру или регион, можно отнестиполитико-экономические, социальные, религиозно-этнические, идеологические условия. Немаловажноезначение приобретают также история освоения регио-на, этнический и социальный состав, характер контак-тов между различными категориями населения, отно-шение к данному региону пришлого и местного насе-ления, отношение со стороны местных и центральныхорганов власти. Поскольку характер и особенностикоммуникативных процессов зависят в первую очередьот индивидуальных особенностей культуры, обратимсяк анализу внутренних факторов.Политико-экономические факторы. В эту группувходят такие критерии, как уровень и тенденции разви-тия экономики, степень демократизации и открытостиобщества, политическая и экономическая стабиль-ность. Продуктивность диалога зависит от умения сто-рон находить точки совпадения интересов и готовностиидти на компромиссы. Такая коммуникативная страте-гия возможна в случае гармоничного сочетания устой-чивости и изменчивости в культуре и социуме.В целом можно утверждать, что стабильное разви-тие, устойчивые демократические традиции и дина-мично развивающаяся экономика способствуют повы-шению коммуникативного потенциала. Экономическийрост приводит к увеличению контактов не только вэкономике, но и в других сферах, что в свою очередьоткрывает перед субъектом (страной, народом, регио-ном) новые коммуникативные возможности.В этом отношении показателен опыт Томской об-ласти, где властью инициированы проекты, имеющиеважное экономическое и социально-культурное значе-ние [2]. Подготовка и реализация так называемых «зо-лотых» проектов привели к существенному расшире-нию коммуникативного пространства региона. Средиэтих проектов - создание технико-внедренческой зоны,развитие инновационных университетов, освоениеприходных богатств правобережья Оби, сохранениедеревянной архитектуры г. Томска. Указанные проектывызвали интерес не только в Сибирском регионе и вРоссии. Они привлекли внимание как традиционныхпартнеров (Великобритания, Германия, Китай, США,Финляндия), так и заинтересовали новыми возможно-стями сотрудничества Тайвань, Чехию, Японию.Социальные факторы. Эта группа включает такиепоказатели, как возрастной состав населения, уровеньжизни, уровень образования.Анализ коммуникативного потенциала с точки зре-ния демографической ситуации показывает, что наибо-лее активной в развитии межкультурных коммуника-ций является та часть населения, которую, в зависимо-сти от критериев и оснований выделения, называют«экономически активным населением», «средним по-колением» и т.д. Безусловно, эти понятия не тождест-венны, однако в контексте рассматриваемой проблемыони отражают качественные характеристики опреде-ленной социальной группы. Экономически активнымпринято считать население в возрасте от 15 до 64 лет,по некоторым источникам - до 72 лет. Таким образом,в эту группу попадают и представители молодого истаршего поколений. Тем не менее около 90% эконо-мически активного населения составляют люди в воз-расте от 25 до 55 лет, что практически совпадает с на-шим пониманием «среднего поколения» как той частинаселения, которая является основным носителем итранслятором культурных смыслов и ценностей.Молодому поколению, подверженному влияниям и сосклонностью к подражанию, не хватает коммуникативнойустойчивости. Культурная традиция в этой демографиче-ской группе слаба по объективным причинам. Старшеепоколение, наоборот, консервативно, не слишком доверя-ет новому, ему сложнее адаптироваться в быстро меняю-щейся действительности. Поэтому основным носителемкоммуникативного потенциала является «среднее поко-ление» со сформировавшимися взглядами, нравственны-ми ориентирами, готовое к критическому восприятиюнового. Кроме того, данная часть социума, обладая зна-ниями и опытом, не только активно участвует в жизне-деятельности общества, но и обеспечивает социально-экономическое развитие. В Томской области экономиче-ски активное население насчитывает примерно 522 тыс.человек, что составляет около половины всего населенияи соответствует показателям по стране. Можно полагать,что рост численности экономически активного населенияспособствует развитию коммуникативного потенциала.Что касается образования, то здесь зависимостьпрослеживается достаточно ясно: чем выше уровеньобразования в регионе, тем выше его коммуникатив-ный потенциал. Качественное образование предостав-ляет человеку более широкие возможности, формируяего профессиональные, социальные, коммуникативныекомпетенции; помогает быстрее адаптироваться в но-вых условиях, расширяет горизонт его сознания, делаяболее терпимым и толерантным. Низкий уровень обра-зования - благоприятная почва для разного рода сте-реотипов; узость кругозора порождает безапелляцион-ность суждений и безответственность.Опыт современной России показывает, что доступ-ность образования - важнейшее условие развития ком-муникативного потенциала. С этой точки зрения Том-ская область представляет собой уникальный регион.Как отмечают официальные источники, в Томской об-ласти самая высокая в России доля работников с выс-шим и средним образованием от общего числа занятых:на 10 тыс. человек экономически активного населенияприходится 151 исследователь. Для сравнения: в Рос-сии этот показатель равен 69, в Великобритании - 55, вСША - 61, в Японии - 102.В Томске, где каждый пятый житель города сту-дент, коммуникативный потенциал находится на высо-ком уровне. Взаимодействие образования и науки, ос-нованное на принципе гармоничного сочетания тради-ции и новации, является наглядной формой выражениясути коммуникативного потенциала и механизмом егоразвития. Формируя позитивный образ области, том-ский научно-образовательный комплекс делает ее ком-муникативно привлекательной и открывает широкиевозможности и перспективы для продуктивного диало-га во всех областях.С уровнем образования напрямую связано развитиегражданских институтов и степень толерантности об-щества. В Томской области, одной из наиболее ком-фортных в этом отношении в России, действует более1000 общественных организаций, 19 национальныхобъединений. На территории области проживают18 национальностей, более 60 народностей, 16 конфес-сий осуществляют свою деятельность. Приведенныецифры свидетельствуют о важности национального иконфессионального факторов в данном регионе, чтопридает особый статус межкультурным связям. Спе-цифика локальных культур Томской области заключа-ется в доминировании этнической компоненты. Этадоминанта говорит о том, что многие локальные куль-туры Томской области возникли на основе этносов (ко-ренных или депортированных народов). В результатеих стремления к сохранению культурного своеобразиявозникают национально-культурные общества, кото-рые определяют своеобразие культурного пространстваТомской области и ее межкультурных коммуникаций.Так как подобных национально-культурных обществнасчитывается не один десяток, встает вопрос об орга-низационных формах их существования, о контактахмежду ними и местными властями. Для решения дан-ных вопросов появляются общественные институты иорганизации. К таким организациям можно отнестиАссоциацию национальных общественных объедине-ний Томской области (1997), координационный советпо делам национально-культурных объединений Том-ской области (1999), Фонд исторического и культурно-го наследия, Томское отделение всероссийского обще-ства охраны памятников истории и культуры. Эти ор-ганизации имеют различные приоритеты и направле-ния деятельности, но их объединяют, прежде всего,стремление к сохранению и развитию национальныхкультурных традиций, связи с другими культурнымиобразованиями, координация деятельности этих орга-низаций и местных властей.Однако если рассматривать религиозно-этническиефакторы в мировом контексте, легко заметить, что ихвлияние не всегда носит позитивный характер. При-надлежность к определенной национальной, религиоз-ной или национально-религиозной общности формиру-ет менталитет, традиции, «картину мира», образ жизни,на которых основывается коммуникативная устойчи-вость. Но слишком высокая коммуникативная устойчи-вость, как было показано выше, таит в себе довольноопасную тенденцию: стремление к автономизации исоциально-культурному изоляционизму. А преданностьсвоим идеалам часто оборачивается ненавистью к«иноверцам» и «инородцам». Конфликты на нацио-нальной и религиозной почве, обострившиеся в совре-менном мире, показывают, что приверженность опре-деленной идеологии (в том числе религиозной) истремление сохранить идентичность могут выступатьсерьезным препятствием при налаживании диалога.При этом необходимо иметь в виду, что данные фак-торы не существуют отдельно, а их влияние на коммуни-кативный потенциал конкретной культуры обусловленовзаимодействием со всеми остальными. В каких-то слу-чаях политико-экономические, социальные и общекуль-турные факторы нейтрализуют негативные проявлениярелигиозно-этнической замкнутости, в каких-то, наобо-рот, усиливают. Возможно и обратное влияние, когдарелигиозно-этническая идентичность способствует соци-альному и культурному развитию. Вариантов может бытьстолько же, сколько существует национальных культур.Поэтому при анализе коммуникативного потенциалакультуры или региона нужно не только изучать каждуюгруппу факторов в отдельности и учитывать общие тен-денции, но и принимать во внимание их специфическоеединство. Такой подход позволяет получить объективнуюкартину и правильно оценить ситуацию для формирова-ния стратегий поведения и деятельности.В ансамбле факторов, формирующих коммуника-тивный потенциал любой культуры, можно выделитьеще одну группу - собственно культурные. Эти факто-ры связаны с культурой как особой сферой жизнедея-тельности социума. Данная группа факторов оказываетзначительное влияние на развитие коммуникативногопотенциала, поскольку связана с творчеством и реали-зацией креативной составляющей культуры. Сюда вхо-дят учреждения культуры, различные художественныеорганизации, творческие союзы и объединения и т.д.Искусство и другие виды творческой деятельности, длякоторых не существует социополитических, экономи-ческих и других границ, по своей природе обладаютвысокой коммуникативной активностью и отзывчиво-стью. В силу универсальности своего языка искусствооказывается идеальным транслятором смыслов и цен-ностей, позволяющим актуализировать их в различныхкультурно-исторических контекстах. С этой точки зре-ния чем более развита сфера художественной деятель-ности в культуре региона, тем более широкие возмож-ности открываются для диалога и сотрудничества.Опыт Томской области показателен и в этом случае.Здесь работают 7 творческих союзов и 8 профессио-нальных театров, более 100 музеев и 300 библиотек,38 детских музыкальных школ и школ искусств, около300 центров и домов народного творчества, 2 выставоч-ных зала, филармония. На территории Томской областипоставлено на государственную охрану 996 памятниковархитектуры, истории и культуры, в том числе 56 - фе-дерального значения. Одним из «золотых» проектов ста-ло сохранение деревянной архитектуры Томска.Есть в Томской области и учреждения, занимаю-щиеся практическим возрождением национальноготворчества и популяризацией национальных культур.Это областной дворец народного творчества «Аван-гард», «Центр Сибирского фольклора г. Томска». Со-хранение и развитие народных традиций - одна из за-дач фестиваля национальных культур «Дружба наро-дов». Наличие подобных организаций и учрежденийговорит о возможности реализации в Томской областипринципа диалога культур, способствующего раскры-тию коммуникативного потенциала местных культур-ных общностей.Однако не только действующие институциональныеформы культуры играют определяющую роль в разви-тии коммуникативного потенциала региона. Среди со-вокупности разнообразных и многофункциональныхкультурных факторов можно выделить различные видыСМИ и средства искусства, формирующие в общест-венном сознании тот образ региона, под влиянием ко-торого складываются особые коммуникативные тен-денции. Так, детальное обращение к киноискусствуСибири как сфере художественной деятельности,транслирующей смыслы и ценности сообщества данно-го региона, позволяет косвенно выявить потенциаль-ные возможности межкультурного диалога.Кинематограф Сибирского региона, частью которо-го является Томская область, - явление не столь широ-ко известное и изученное. Однако анализ показывает,что складывается группа произведений, объединенныхсибирской тематикой. При этом использование Сибирив качестве места действия налагает определенныеидейные и художественно-образные обязательства наавторов. В результате формируется кинематографиче-ская модель Сибирского региона. Поскольку на фор-мирование этой модели оказывают влияние разнооб-разные социокультурные факторы, то особенности ху-дожественного образа Сибири, выработанного регио-нальным самосознанием и эксплицированного в про-странство киноискусства, приобретают роль маркеракоммуникативных возможностей. Исследование осо-бенностей художественной модели Сибири подтвер-ждает приверженность общности данного региона кконсервативным традициям, сохраняющим самобыт-ность местных локальных культур и поддерживающимвнутренние культурные связи. Наряду с этим обнару-живается явное тяготение к новациям, позволяющимвключиться в динамику развития общего социокуль-турного пространства. Обозначим наиболее принципи-альные характеристики данной модели.Во-первых, выявление основных тематических ин-тенций документального и хроникального кинемато-графа периода его развития в Западной и ВосточнойСибири (на территории от Омска до Иркутска) указы-вает на просветительско-познавательную ориентацию.В результате возникают следующие устойчивые тема-тические ориентиры в хронике и документальном кино1920-х гг.: общепознавательные (в рамках которогополучает развитие научно-популярное кино), полити-ческие и этнографические. Сюжетное многообразие,охватывающее темы природы, этнографические мате-риалы, революционные события, успехи великих стро-ек и т.п., адаптируясь к кинематографической подаче,естественным образом превращалось в неотъемлемуючасть слагаемого культурной самоидентификации.В 1920-х гг. на студии в г. Новониколаевске активноснимается хроникальное и научно-популярное кино.При этом освоение мира уже на данном уровне киново-площения документального факта приобретает «местеч-ковые» признаки. Тяга к знанию сибирской провинции,воспринимающей кино как «учебник жизни», была вы-ражена в гораздо большей степени, чем у столичногозрителя. «...Для провинции, да еще такой далекой, каксибирская, влияние это особенно сильно и действенно:здесь очень многое - от прически до выбора спутникажизни - зачастую просто списывается с экрана кинопросветителя. Особенно если учесть, что Сибирь вполо-вину безграмотней Европейской России» [3. C. 73].Просветительско-познава

Ключевые слова

межкультурный диалог, коммуникативный потенциал культуры, региональная культура, художественная модель, кинематографический образ, intercultural dialogue, communicative potential of culture, regional culture, art model, cinematographic image

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Буденкова Валерия ЕвгеньевнаТомский государственный университеткандидат философских наук, доцент, и.о. зав. кафедрой теории и истории культуры Института искусств и культурыkulturtsu@yandex.ru
Зайцева Татьяна АлексеевнаТомский государственный университеткандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории культуры Института искусств и культурыlimi77@inbox.ru
Савельева Елена НиколаевнаТомский государственный университеткандидат философских наук, доцент кафедры теории и истории культуры Института искусств и культурыlimi77@inbox.ru, kulturtsu@yandex.ru
Всего: 3

Ссылки

Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989.
Официальный Интернет-портал Администрации Томской области. URL: http://www.tomsk.gov.ru
Ватолик В.А. Синема в Сибири. Очерки истории раннего сибирского кино (1896-1917 гг.). Новосибирск, 2003.
Анисимов К.В. Путешествие: к вопросу о жанровой составляющей сибирского текста // Сибирский текст в русской культуре. Томск: Сибирика, 2002. С. 20-30.
 Коммуникативный потенциал региональных культур: опыт анализа и развития | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 346.

Коммуникативный потенциал региональных культур: опыт анализа и развития | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 346.

Полнотекстовая версия