Рассмотрены вопросы истории культового и гражданского зодчества на территории Среднего Приобья в XIX - начале XX в. Выявлены особенности проектирования и строительства сельских храмов, сельских усадеб, домов-комплексов и хозяйственных построек, характерных для русских старожильческих, переселенческих и старообрядческих поселений. Приведены результаты генеалогических исследований. Перечислены инициативы по сохранению объектов культурного наследия, созданию историко-культурных комплексов и музеев-заповедников.
Social and cultural development of the Middle Ob region in the 19th - early 20th centuries based on the architectural and genealogical sources.pdf Архитектурные и генеалогические источники пред-ставляют значительный интерес для изучения освоенияСреднего Приобья в течение XIX - начала XX в. Дан-ный временной период выбран для исследования неслучайно. На рубеже XVIII-XIX вв. на исследуемойтерритории возводятся первые каменные церкви, с се-редины XIX в. строится большое количество деревян-ных храмов. В течение короткого времени неоднократ-но меняется стилистика культовых зданий.Целью настоящей статьи является привлечение вни-мания исследователей к истории каменного и деревянно-го зодчества Среднего Приобья. Изучая архитектурныеисточники, можно проследить за видоизменением архи-тектурных форм, приёмов и деталей, привносимых в Си-бирь из европейской части России в хронологически оп-ределённые периоды и трансформирующихся в иных со-циально-экономических и природно-климатических ус-ловиях, в постоянном взаимодействии с архитектурно-строительной деятельностью аборигенного населения.Обобщение разрозненного материала по данной те-ме и продолжающиеся до настоящего времени иссле-дования автора архитектурных и генеалогических ис-точников позволяют дополнить существующие мате-риалы и ввести в научный оборот новые данные обособенностях культового и жилого строительства натерритории Среднего Приобья. В статье использованнатурный материал, собранный автором в ходе истори-ко-архитектурных экспедиций, проведённых в 1984-1988 гг. на территории Томской, Кемеровской и Иркут-ской областей, Республики Бурятии, Красноярскогокрая. Для сравнительного анализа привлекались мате-риалы исследований автора, проведённых в Карелии,Архангельской и Новгородской областях, РеспубликиКоми, Норвегии.Среди современных исследователей, посвятившихсвои работы вопросу изучения истории строительствасельских храмов на территории Среднего Приобья, сле-дует назвать Т.В. Аминову, С.Н. Баландина,И.А. Евтихиеву, В.Г. Залесова, А.И. Попова, Л.Е. Усти-нова, М.В. и Н.П. Фастовых, В.А. Ханевича, Я.А. Яков-лева и др. Типы жилых и хозяйственных построек рус-ских старожилов Сибири подробно рассмотрены в рабо-тах В.А. Александрова, Е.А. Ащепкова, П.Е. Бардиной,В.А. Липинской, А.Ю. Майничевой и других исследова-телей. Особенности архитектуры старообрядцев нашлиотражение в материалах Е.Э. Бломквист.Возросший интерес к истории культового строи-тельства объясняется возрождением религиозных тра-диций, реставрацией сохранившихся и строительствомновых церквей, открытием музеев и музейных экспо-зиций, посвящённых истории строительства храмов.Так, например, в 2008 г. в г. Томске к 150-летию Том-ской духовной семинарии был открыт Церковно-исторический музей, а в существующих музеях г. Се-верска, сёл Мельниково, Первомайское и Зырянскоепоявились расширенные разделы обновлённых экспо-зиций, посвящённые истории томской епархии.Во второй половине XIX - начале XX в. в сёлах идеревнях на территории в современных границах Том-ской области было построено более 120 церквей, мо-литвенных домов и часовен. Всего же к началу XX в. вТомской православной епархии насчитывалось 6 мона-стырей, 590 церквей, 35 молитвенных домов, 140 часо-вен и 20 походных церквей [1. С. 348]. Основнымстроительным материалом для постройки церквей вXIX в., как и в предыдущие два столетия, оставалосьдерево. Первые каменные культовые здания в СреднемПриобье появились в последней четверти XVIII в., ко-гда в г. Томске были построены Богоявленская (1784),Духосошественская (1788) и Казанская (1789) церкви.В этот же временной период в городе Нарыме былапостроена Покровская церковь (1788), а в волостныхсёлах Спасское и Богородское, соответственно, Спас-ская (1799) и Одигитриевская (1801) церкви. Перечис-ленные храмы вошли в число 115 каменных церквей,построенных в Сибири к началу XIX в. [2. С. 104].Главной причиной, послужившей смене строитель-ного материала, стали частые пожары, уничтожавшиецелые города. В результате 24 декабря 1800 г. былпринят соответствующий указ, по которому было уза-конено строительство только каменных культовых зда-ний. Первой из каменных церквей вне г. Томска сталадвухпрестольная церковь во имя Покрова ПресвятойБогородицы и Во имя Святителя Василия Великого,построенная в г. Нарыме в 1788 г. и прослужившаяприхожанам чуть менее 100 лет. С 1857 г. она счита-лась приписной к Градо-Нарымской соборной церкви,а в 1883 г. храм указом Томской духовной консисторииот 4 апреля 1883 г. № 1260 был закрыт [3. С. 508].Церковь во имя Нерукотворенного образа Спасите-ля, освящённая 11 июня 1799 г. в волостном селе Спас-ском по благословению архиепископа Тобольского иСибирского Варлаама, стала первым сельским камен-ным храмом. Закладка церкви, заменившей деревян-ную, пришедшую к концу XVIII в. в крайне ветхое со-стояние, состоялась в 1783 г., а начавшееся через пятьлет строительство прерывалось с 1790 по 1795 г. С1801 до 1859 г. на исследуемой территории было по-строено ещё 7 каменных церквей, из которых сохрани-лись только две - церковь во имя Воскресения Господ-ня, освящённая в 1818 г. в селе Тогур, и церковь во имяПреображения Господня, построенная в 1859 г. в селеМолчановском. В отличие от первой половины XIX в.,когда строились в основном каменные церкви, во вто-рой половине столетия рубились исключительно дере-вянные храмы. С 1851 по 1900 г. на территории Сред-него Приобья были построены 52 деревянные церкви.Храмы возводились впервые или сменяли ранее по-строенные церкви, но со временем обветшавшие, сго-ревшие или смытые бурными водами Оби. Имелисьслучаи и переноса церковных зданий из одного насе-лённого пункта в другой.Большинство деревянных церквей указанного вре-менного периода строилось по образцовым проектам. Вцарствование императоров Николая I, Александра II,Николая II издавались Альбомы и Атласы проектовкаменных и деревянных церквей и часовен различнойвместимости (от 80 до 750 человек), которые рассыла-лись в епархии и строительные комиссии. Разработан-ные Святейшим Синодом проекты рассылались с це-лью строительства недорогих храмов и упрощения ихсогласования. Подобные издания были предприняты в1853, 1855, 1857, 1899, 1911 гг. Департаментом сель-ского хозяйства, Главным управлением путей сообще-ния и публичных зданий и Министерством государст-венного имущества. Для Сибири, в связи с переселен-ческим процессом, дополнительно были разработаныупрощённые проекты. По просьбе Комитета Сибирскойжелезной дороги в 1905 г. дирекцией Хозяйственногоуправления при Священном Синоде были доставленыпримерные чертежи церквей, школ и причтовых домов впереселенческих посёлках Сибири [4. С. 7-8]. Деревян-ные церкви в указанный временной период были в ос-новном однопрестольными. Исключение составляютдвухпрестольная церковь во имя Святой ЖивоначальнойТроицы и во имя Святого Андрея Христа ради юродиво-го в селе Тымском (1915) и трёхпрестольная во имя Не-рукотворного Образа Спасителя в селе Каргасокском(1867), где кроме главного престола имелись приделы воимя Первоверховных Апостолов Петра и Павла и во имяСвятителя и Чудотворца Николая.Обращает на себя внимание и большое разнообра-зие в названии сельских храмов. Среди четырёх десят-ков названий церквей, часовен и молитвенных домов,построенных в указанный временной период, самымираспространёнными были: во имя Святителя и Чудо-творца Николая (25 церквей); во имя Святой Живона-чальной Троицы (11 церквей); во имя Святого Архи-стратига Божия Михаила (11 церквей) и во имя Перво-верховных Апостолов Петра и Павла (9 церквей). В на-чале XX в. с приходом переселенцев появляются новыеназвания церквей: во имя Святого Митрофания Воро-нежского (с. Митрофановское, 1905; перес. пос. Рожде-ственский, 1908), во имя Святого Мученика Дионисия(с. Громашевское, 1900).Архитектурная стилистика культового зодчества напротяжении XIX в. менялась. В первых каменныхцерквях рубежа XVIII-XIX вв. наблюдается значитель-ное влияние стиля барокко (храмы в г. Томске, сёлахСпасском, Богородском, Семилужном, Тогуре), причёмТ.С. Проскурякова, известный исследователь сибир-ского культового зодчества, отмечает особенно вычур-ные формы куполов тобольских Богородицкой (1737-1744) и Михаило-Архангельской (1745) церквей, а так-же томской Воскресенской церкви (1803), где «украи-низированные» формы покрытия преломились в свое-образной «восточнобарочной» декорации сибирскихнаверший храмов [5. С. 160].С середины XIX в. на территории Среднего При-обья, как и на всей территории Сибири, в объёмнойкомпозиции культовых зданий и в их декоре применя-ются классицистический и «исторические» стили (хра-мы в г. Томске, сёлах Молчановском, Ярском). Культо-вое деревянное зодчество с середины XIX в. также ут-рачивает стилевую однородность. Архитекторами при-меняется псевдо-русский стиль и другие эклектическиеархитектурные течения [6. С. 32]. Одновременно с пра-вославными церквями в сёлах Среднего Приобьястроились мусульманские мечети, католические часов-ни, а в Томске были построены лютеранская кирха и4 синагоги. Как известно, в Томский деканат, церков-ную административную единицу, помимо римско-католической церкви Покрова Пресвятой БогородицыСвятого Розария, построенной в Томске в 1833 г., вхо-дили 5 приходов и 4 филиала, в числе которых быликостёлы в посёлках Белостокском и Маличевском, атакже молитвенные дома в посёлках Ломовицком иАндреевском [1. С. 340]. Из перечисленных сельскиххрамов сохранился лишь белостокский костёл АнтонияПадуанского, освящённый в 1910 г. и являющийсяединственным деревянным костёлом на всей террито-рии Западной Сибири. В Восточной Сибири сохранил-ся деревянный костёл в селе Вершины Иркутской об-ласти.Большая часть храмов была в 1930-е гг. разрушена,а немногочисленные сохранившиеся церкви были оск-вернены. Самыми же беззащитными оказались сель-ские жилые и хозяйственные постройки. На протяже-нии всего XX в. в России происходила трансформациясельской культуры. Политика ликвидации неперспек-тивных деревень довершила дело почти полного унич-тожения самобытного уклада сибирского крестьянства,которое формировалось на протяжении четырехсот лет.На сегодняшний день на территории Среднего Приобьяостались лишь единичные постройки, характеризую-щие материальную культуру коренного и русского ста-рожильческого населения. На государственной охраненаходятся всего 27 деревянных жилых домов, которыераспределены на исследуемой территории крайне не-равномерно. По одному объекту находится в Алексан-дровском, Верхнекетском, Колпашевском и Первомай-ском районах. По два - в Асиновском и Колпашевскомрайонах. Исключение составляет Парабельский район,где сохранились 19 объектов, 18 из которых располо-жены в селе Нарым. Конечно, сохранившиеся памятни-ки народной архитектуры не ограничиваются тремядесятками построек, стоящих на государственной ох-ране. В сёлах, расположенных вдоль древних водных исухопутных путей, проходивших по территории Сред-него Приобья, еще можно встретить островки «дере-вянной цивилизации».Значительный интерес для выяснения многих науч-но-теоретических вопросов представляет изучение по-строек на заимках старообрядцев, в частности распо-ложенных в районе оз. Еланского в Верхнекетскомрайоне Томской области. В августе 1985 г. группойтомских и петрозаводских исследователей при обсле-довании заимок Тиуновых, Пастуховых, Коноваловых,Жигаловых и безымянной заимки в тайге были выяв-лены древнейшие архитектурно-планировочные истроительные традиции, отдельные приемы, формы идетали, которые не встретишь ни в одном другом тра-диционном поселении Среднего Приобья. Кроме того,у современных исследователей появляется возмож-ность на примере одной усадьбы наблюдать эволюциюжилища от простейшей четырёхстенки до более слож-ного, пятичастного, жилого дома, зафиксированного навсех еланских заимках [7. С. 239].Среди сохранившихся жилых домов особое местов русских старожильческих поселениях занимаютдвойные дома, в которых равноправные по объёмужилая и хозяйственная части имеют самостоятельныекрыши с параллельными друг другу коньками. Двой-ные, тройные и дома «под четыре коня» строились насевере Прикамья, Среднем Урале, в Тобольской гу-бернии [8. С. 103, 108; 9. С. 139; 10. С. 75-80]. Двой-ной дом, построенный в начале XX в., был обнаруженавтором статьи в поселке Скалелв, расположенном всамой северной норвежской губернии Финнмарк. Поего подобию здесь построено большинство современ-ных домов.На территории Среднего Приобья дома-двойни бы-ли зафиксированны в селе Зоркальцево Томского рай-она, г. Колпашево, сёлах Инкино и Пасека Колпашев-ского района, Нижняя Чигара, Голещихино и ЗаозероПарабельского района, Каргасок, Киндал и НаунакКаргасокского района. В этих домах наибольший инте-рес представляют развитые сени многофункционально-го назначения и сени с поветью - вторым этажомскладского назначения, составляющие часть двойныхдомов. Сам термин и особенности его объёмно-конструктивного решения указывают на связь такихсеней с северо-русскими домами-комплексами.Учитывая ареалы выявленных развитых сеней,можно с достаточной степенью достоверности предпо-ложить, что дома-комплексы строились в Сибири пере-селенцами с Русского Севера, причём их планировкатрансформировалась под влиянием местных условий.Так, бесстойловое содержание скота привело к тому,что необходимость блокировки жилых и животновод-ческих помещений отпала. Сохранение такой переход-ной формы в сёлах, население которых занималось из-возом, видимо, объясняется тем, что это решение явля-лось самым рациональным. Подтверждением даннойгипотезы служат дома-комплексы, построенные пере-селенцами на рубеже XIX-XX вв. в сёлах Ново-Кусковской волости, где жилые и животноводческиепомещения сблокированы в одном комплексе, как навсём пространстве Русского Севера.Архитектурный аспект является не единственным визучении культурного наследия Среднего Приобья.Сочетание исследования архитектурных и генеалоги-ческих источников позволяет получать более объём-ную информацию об истории освоения территории.Так, например, построение поколенных росписейсвоих предков привело автора статьи к совместному сЭ.В. Воронцовой и Л.В. Нургалиевой исследованиюистории переселенческого посёлка Бросовского Нелю-бинской волости (позднее - Виленского Петропавлов-ской волости) Томского уезда. Нами были проанализи-рованы материалы частных и государственных архивовТомской области, Республики Беларусь и Литвы, соб-рана большая коллекция фотографий, документов, пи-сем и воспоминаний жителей посёлка. По материаламметрических книг Петропавловской церкви села Не-красовского были составлены генеалогические схемыпереселенческих семей, карты географии переселенияи родственных связей, виленский некрополь (1899-1919), список брачных пар (1900-1919), списки репрес-сированных жителей посёлка и участников ВеликойОтечественной войны 1941-1945 гг.В результате изучение собранного материала позво-лило не только сформировать более полную картинудинамики родственных связей, но и восстановить пла-нировочную схему посёлка с указанием всех его жите-лей и местной топонимики. Коллекция документов бы-ла подвергнута компьютерной репликации и в настоя-щее время готовится к публикации в книжном варианте[11. С. 272]. Кроме того, собранный материал был ис-пользован для создания самостоятельного раздела но-вой постоянной экспозиции Музея г. Северска. Такимобразом, комплексное изучение архитектурных и ге-неалогических источников позволяет провести болееглубокий и полный анализ микроистории, вписанной врегиональную и национальную культуру.В настоящее время на основе сохранившихся объек-тов культурного наследия и подобных генеалогическихисследований выдвигаются инициативы по созданиюисторико-культурных комплексов, связанных с именамизнаменитых земляков: И.М. Смоктуновского, Г.Н. Ни-колаевой, М.Л. Халфиной, Г.М. Маркова и др.В частности, активно реализуется проект по созда-нию историко-культурного комплекса в селе Ново-Кусково Асиновского района Томской области. Здесьпредлагается на основе сохранившегося больничногокомплекса, построенного в 1903 г. первым земскимврачом Новокусковской волости Н.А. Лампсаковым,создать историко-культурный музей-заповедник регио-нального значения. Имеющийся в руках исследовате-лей материал позволяет говорить о возможности созда-ния на территории усадьбы сразу нескольких неболь-ших музеев: Мемориального музея Н.А. Лампсакова,Музея медицины, Музея Гражданской войны, Музеяпереселения в Сибирь. Подобный проект с рабочимназванием «Нарым - Сибирская Венеция» реализуетсяв селе Нарым Парабельского района Томской области,где предполагается на основе сохранившихся традици-онных построек, характерных для русского старожиль-ского и коренного населения Нарымского края, создатьархитектурно-этнографический и природный музей-заповедник. В перспективе здесь планируется воссоз-дать Нарымский острог, хоромы Нарымского воеводы,улицу Крестовоздвиженскую, построить деревяннуюцерковь.В обоих проектах инициаторы нацелены на сохра-нение фрагментов подлинной застройки и на их основевоссоздание исторической среды XIX - начала XX в.Кроме того, предлагаемые к сохранению историко-культурные комплексы, в случае их реализации, значи-тельно повысят привлекательность данных территорийи в ближайшем будущем могут быть включены в соз-даваемый межрегиональный туристский маршрут «Си-бирское ожерелье». Представленный в статье материалнеобходим для более полного понимания процессаадаптации и дальнейшего развития в условиях Сибириархитектурных и строительных традиций европейскойчасти России, а полученные в результате исследованиянаблюдения и обобщения могут быть использованыдля решения общих вопросов истории социокультур-ного освоения Среднего Приобья.
Томская область: народы, культуры, конфессии: Энциклопедия. Томск, 2007.
Баландин С.Н. Культовое зодчество Сибири в XVIII в. Новосибирск, 1994.
Фаст М.В., Фаст Н.П. Нарымская голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Томск, 2004.
Образцовые проекты церковных строений: Материалы альбомов XIX -XX в. СПб., 2003.
Проскурякова Т.С. Особенности сибирского барокко // Архитектурное наследство. 1979. № 27. С. 147-160.
Баландин С.Н. Эволюция русского деревянного зодчества Сибири с конца XVI - до начала XX века: Автореф. дис. ... д-ра архитектуры. М., 1987.
Рачковский П.Ю. Типы жилых и хозяйственных построек русских старожилов Среднего Приобья второй половины XIX - начала XX в. // Хозяйственное и культурное развитие Урала и Сибири в XIX-XXI вв. Томск, 2010. Вып. 2. С. 236-242.
Этнография русского крестьянства Сибири XVII - середины XIX в. М., 1981.
Ащепков Е.А. Русское народное зодчество в Западной Сибири. М., 1950.
Бубнов Е.Н. Русское деревянное зодчество Урала. М., 1988.
Нургалеева Л.В., Рачковский П.Ю., Воронцова Э.В. Проблемы актуализации исторических кодов и гуманитарное образование // Культура и народы Западной Сибири в контексте междисциплинарного изучения: Сб. музея археологии и этнографии Сибири им. В.М. Флоринског