Сравнительный анализ финансово-правового регулирования деятельности в особых экономических зонахна территории Западной Сибири | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 346.

Сравнительный анализ финансово-правового регулирования деятельности в особых экономических зонахна территории Западной Сибири

Показан сравнительный анализ деятельности в туристско-реакционных зонах на территории Республики Алтай, в Алтайском крае и технико-внедренческой зоне в г. Томске. На основе норм права выделено финансовое регулирование создания и функционирования каждой зоны, обозначены общие черты и рассмотрены особенности. Выявлены положительные и негативные тенденции их развития, а также основные проблемы, замедляющие выполнение целей и задач, поставленных перед особыми экономическими зонами указанного типа. Сделан вывод о существенной значимости института особых экономических зон для развития регионов.

Comparative analysis of financial-legal regulation of activities in the special economic zones on the territoryof Western Siberia.pdf Современная региональная финансово-эконо-мическая политика государства РФ в основном базиру-ется на выведении ее территорий из кризисного со-стояния путем формирования дополнительных рыча-гов, учитывающих особенности экономического и при-родного потенциалов. Одним из таких инструментовстал институт особых экономических зон (ОЭЗ), полу-чивший новый импульс к развитию с принятием Феде-рального Закона от 25.06.2005 г. № 116-ФЗ «Об особыхэкономических зонах в РФ». Данный закон предусмат-ривает создание четырех типов особых зон: технико-внедренческие, промышленно-производственные, ту-ристско-реакционные и портовые.На территории Западной Сибири функционируютдве туристско-рекреационные зоны (ТРЗ) в РеспубликеАлтай [1] и Алтайском крае [2], а также технико-внедренческая зона (ТВЗ) в г. Томске [3].Республика Алтай обладает значительным рекреа-ционным потенциалом и относится к тем регионам,которые являются особо привлекаемыми для туристовблагодаря географическому положению Горного Ал-тая, живописности природных ландшафтов, благопри-ятным климатическим условиям.Осуществление проекта создания участка «Алтайскаядолина» ОЭЗ «Горный Алтай» способствует не толькоорганизации более трех десятков видов туристическойдеятельности, но и повышению занятости населения Рес-публики Алтай, отчислений в бюджеты всех уровней,развитию других отраслей: сельского хозяйства, лесной идеревообрабатывающей промышленности, производствастройматериалов.По оценке проекта эффективность реализации ме-роприятий по функционированию ОЭЗ и с учетоммультипликативных эффектов должна обеспечить:- увеличение валового регионального продукта(ВРП) к 2026 г. в 5,2 раза (в 2009 г. увеличениесоставило 2,3 раза);- рост налоговых поступлений во все уровнибюджетной системы Российской Федерации в 7,7 разак 2026 г. (в 1,7 раза в 2009 г.).В структуре ВРП доля услуг от туристической дея-тельности возросла в 1,3 раза в 2009 г., а по прогнозамна 2026 г. - в 1,9 раза и составит 25% в структуре ВРП.В 2009 г. произошло уменьшение уровня поступлениядотаций для бюджета республики с 84 до 47%, а к 2017 г.Республика Алтай выйдет на бездотационный уровень.Средства бюджетов, направленные на туристиче-ские и культурно-оздоровительные цели, на развитиеинфраструктуры, в том числе строительство дорог, ка-нализаций, объектов водоснабжения, очистных соору-жений и т.д., распределяются следующим образом: изфедерального бюджета - 64,8%; из бюджета РА - 33%;из бюджета МО «Майминский район» - 1,1%; из бюд-жета МО «Чемальский район» - 1,1% [4].С началом выхода объектов ОЭЗ «Бирюзовая Катунь»в Алтайском крае на проектную мощность существеннорасширились инвестиционные возможности края. Сфор-мированный за 2007-2010 гг. дополнительный инвести-ционный потенциал (сумма чистой прибыли, амортиза-ционных отчислений, налоговых поступлений в бюджет)составляет 2,4% к прогнозируемому на этот период объе-му инвестиций края. Вклад ОЭЗ в валовой региональныйпродукт только по профильному виду деятельности (ока-занию туристских услуг) вырастет более чем в 10 раз.После присвоения статуса пяти компаниям24.09.2010 г. в ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» общий объемпланируемых инвестиций указанных резидентов будетпревышать 200 млн долл. США. В результате с учетоммультипликативного эффекта бюджетные инвестициив создание рекреационной зоны в объеме 4,7 млрд руб.окупятся уже в 2012 г. Общий объем инвестиций насоздание внешней инфраструктуры ОЭЗ составит6,64 млрд руб.Реализация проекта создания ОЭЗ в Томской областипозволяет организовать новые высокооплачиваемые ра-бочие места в инновационных секторах экономики ре-гиона. Общее число занятых в производстве конкуренто-способной наукоемкой продукции и услуг к 2020 г. воз-растет в 2,5 раза и составит около 10% занятых на пред-приятиях и организациях региона (более 34 000 человек).С учетом предполагаемого роста производительноститруда, доходы лиц, занятых в соответствующих секторахпроизводства, увеличатся почти в 6 раз относительноуровня 2004 г. Кроме того, увеличение доходов населенияповлечет за собой рост емкости потребительского рынкаТомской области и качества жизни в целом.Бюджетный эффект от реализации проекта созданияТВЗ в Томской области 2006-2010 гг. выглядит сле-дующим образом: планируемые инвестиции бюджетоввсех уровней на период 2006-2010 гг. составляют6 540,6 млн руб. (в 2006-2008 гг. - 4 447,6 млн руб., втом числе в 2009-2010 гг. 2 093 млн руб).Прогнозируемая на 2020 г. выручка от реализациинаукоемкой продукции и услуг (около 100 млрд руб.)фактически сравняется с объемом ВРП Томской областив 2003 г. Рост экспорта наукоемкой продукции из Том-ской области к 2020 г. ориентировочно возрастет до 23%только за счет деятельности резидентов. При этом сово-купная доля наукоемкой продукции в общем объемеэкспорта может составить до 40%. Государственные ичастные инвестиции в строительство объектов и инфра-структуры ОЭЗ в Томской области до 2010 г. предполо-жительно составят более 30 млрд руб. Уточненный объ-ем государственного финансирования работ по созда-нию ОЭЗ в Томской области с 2006 по 2009 г. включи-тельно оценивается в 11 млрд 620 млн руб.В соответствии с Соглашением о создании на террито-рии г. Томска особой экономической зоны технико-внедренческого типа от 18.01.2006 № 6675-ГГ/Ф, финанси-рование на создание инженерной, транспортной и соци-альной инфраструктуры ОЭЗ осуществляется за счетсредств: федерального бюджета - 74%; областного бюдже-та - 22%; местного бюджета - 4% [5].В программное финансирование включена частьсредств на строительство транспортной инфраструкту-ры в рамках федеральной адресной инвестиционной про-граммы (ФАИП) Росавтодора. К примеру, совокупныйобъем инвестиций резидента ОЭЗ ООО «Научно-исследовательская организация Сибур-Томскнефтехим»(ООО «НИОСТ»; группа «СИБУР») в развитие Севернойплощадки ОЭЗ оценивается в 300 млн руб.В соответствии с нормативно-правовыми актамисубъектов РФ для резидентов ОЭЗ ТРТ и ТВТ установ-лены следующие льготы:Тип налогов Виды льгот ОЭЗ ТРТ (Республика Алтай и Алтайский край) Виды льгот ОЭЗ ТВТ (Томск)Налог на имуществоорганизаций5 лет освобождение (п. 17 ст. 381Налогового Кодекса РФ) 10 лет освобождение [6]Земельный налог 5 лет освобождение (п. 9 ст. 395Налогового Кодекса РФ)5 лет освобождение (п.9 ст. 395Налогового Кодекса РФ)Налог на прибыль Пониженная налоговая ставка, но не менее 13,5% [7] Пониженная ставка в размере 13,5%Транспортный налог Снижение ставки (0,4 до 40 руб.) [8] Освобождение на 10 лет [9]Территория ОЭЗ - зона таможенного контроля. Од-нако таможенные льготы распространяются только натовары промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности, на товары туристско-рекреационного типа льготы не распространяются.Помимо таможенных льгот, существуют отличия в ре-гулировании правового режима недвижимого имущества.Технико-внедренческие особые экономические зоны соз-даются не более чем на двух участках территории, общаяплощадь которых составляет не более чем 3 км2. Турист-ско-рекреационные особые экономические зоны могутрасполагаться на одном или нескольких участках терри-тории, определяемых Правительством Российской Феде-рации. На момент создания ОЭЗ ТВТ земельные участки,образующие их территории, должны быть свободны отправ третьих лиц, за исключением земельных участков,которые предоставлены для размещения и использованияобъектов инженерной инфраструктуры и на которых раз-мещены такие объекты. В ТВЗ, кроме того, могут нахо-диться земельные участки, принадлежащие образователь-ным и научно-исследовательским организациям.Земли, составляющие территории ТРЗ, могут нахо-диться во владении и(или) пользовании граждан июридических лиц, а также относиться к землям особоохраняемых территорий. В этом случае на них распро-страняется правовой режим, предусмотренный гл. XVIIЗемельного кодекса РФ и ФЗ «О лечебных ресурсах,лечебно-оздоровительных местностях и курортах». Этовесьма правильное допущение, учитывая дефицит сво-бодных земельных участков в потенциально привлека-тельных для инвесторов туристических регионах.ТРЗ ОЭЗ может размещаться на территории не-скольких муниципальных образований и полностьювключать территорию административно-территориаль-ного образования (например, района). Кроме того, на еетерритории разрешено размещение объектов жилищногофонда, чего не может быть в рамках ТВЗ [10].Преимуществом ОЭЗ ТВТ стал установленный Феде-ральным законом от 19 октября 2010 г. [11] льготный уро-вень страховых взносов на период с 2011 по 2019 г. дляпредприятий, функционирующих на территории технико-внедренческих особых экономических зон Российской Фе-дерации. Так, в 2011 г. предусмотрена ставка 12%, в 2012-2017 гг. - 14%, в 2018 г. - 21%, а в 2019 г. - 26%. Пони-женные тарифы по страховым взносам в особых экономи-ческих зонах ТВТ Российской Федерации являются однимиз ключевых налоговых стимулов для инвесторов.Однако необходимо обратить внимание и на нега-тивные моменты в деятельности ТРЗ и ТВЗ.Во-первых, недостаточная проработанность, а ино-гда и абсолютное отсутствие и бесконтрольность прак-тического исполнения законодательно закрепленныхобязанностей государства (управляющих органов) пе-ред резидентами, например, объекты инфраструктурыстроят позже поставленных сроков.Во-вторых, несмотря на введение режима «одногоокна», который представляет собой систему оказаниягосударственных услуг резидентам и заинтересован-ным лицам, направленную на создание благоприятногоклимата для развития бизнеса и упрощение процедурвзаимодействия с органами государственной власти,резиденты отмечают бюрократические проволочки воформлении, например, земельных участков.В-третьих, периодическая негативная модернизация вструктуре управления ОЭЗ. Как говорят руководителикомпаний-резидентов, для них немаловажен общий кли-мат взаимоотношений с чиновниками. Ситуация ухудши-лась после упразднения Федерального агентства и еготерриториального управления [12]: во всех регионах на-блюдался резкий отток возможных инвесторов, процессинтенсивного формирования списков резидентов былпрактически парализован. Попыткой решения проблемыразграничения полномочий стал приказ Минэкономраз-вития России от 18.10.2010 г. № 500 «О передаче ОАО"ОЭЗ" отдельных полномочий» [13], таких как управле-ние и распоряжение земельными участками, объектаминедвижимости, получение технических условий присое-динения объекта капитального строительства к сетям ин-женерно-технического обеспечения. Указанная организа-ция позволит ускорить реализацию инвестиционных про-ектов на территории зон, значительно сократить срокиполучения технических условий [Там же].И, наконец, в-четвертых, проблемы, связанные с от-сутствием четкого правового инструментария прямогодействия, позволяющего отслеживать развитие ОЭЗ навсех ее этапах существования. Они не позволяют пол-ноценно использовать все преимущества примененияльготного налогового, таможенного и валютного регу-лирования, установленного в ОЭЗ [14].Есть и отрицательные черты, свойственные конкрет-ному виду ОЭЗ. В ТРЗ отсутствует долгосрочная страте-гия развития управления туризма. В «Алтайской долине»и «Бирюзовой Катуни» не сформирована образовательнаясреда и наблюдается отсутствие необходимых рабочихкадров. Подготовка специалистов профессиональноготуристского образования должна становиться обязатель-ным условием деятельности ОЭЗ ТРЗ, так как являетсяисходной составляющей туристского бизнеса.Проделанный анализ позволяет заключить, что соз-дание ОЭЗ в Томске, Республике Алтай и Алтайскомкрае существенным образом влияет на развитие регио-на. Однако деятельность резидентов на территории ТРЗна данном этапе более налажена, чем деятельность ре-зидентов на территории ТВЗ. Фактически на данномэтапе преобладающая часть резидентов ТВЗ еще неприступала к какой-либо работе. И отчасти это связан-но с неисполнением обязательств по строительствуинфраструктуры. В регионах активно решается и по ме-ре возможностей выполняется основная задача органи-зации ОЭЗ - создание благоприятных условий для при-влечения инвестиций в указанные регионы и отраслиэкономики. Реализуются и иные задачи создания ОЭЗТВТ и ТРТ: стимулирование развития депрессивныхрегионов с низким промышленным

Ключевые слова

особые экономические зоны, правовое регулирование, финансирование, льготы, инвестиции, special economic zones, legal regulation, financing, privileges, investments

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Безикова Екатерина ВитальевнаТомский государственный университетаспирантка кафедры финансового права Юридического институтаKathy_Bezikova@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Постановление Правительства РФ от 03.02.2007 № 67 «О создании на территории муниципального образования "Майминаский район" и муниципального образования "Чемальский район" Республики Алтай особой экономической зоны туристско-реакционного типа» // СЗ РФ. 20
Постановление Правительства РФ от 03.02.2007 № 69 «О создании на территории Алтайского края особой экономической зоны туристско- реакционного типа» // СЗ РФ. 2007. № 7. Ст. 890.
Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 № 783 «О создании на территории г. Томска особой экономической зоны технико- внедренческого типа» // СЗ РФ. 2005. № 52 (ч. 2). Ст. 5746.
Паспорт ОЭЗ Туристско-рекреационная особая экономическая зона «Алтайская долина» (Республика Алтай). URL: http://www.sibarea.ru/ objects/object_id/1/passport/1/
Паспорт ОЭЗ Особая экономическая зона технико-внедренческого типа «Томск». URL: http://www.sibarea.ru/objects/object_id/7/passport/1/
Закон Томской области от 11.07.2008 № 145-ОЗ «О внесении изменения в статью 4 закона Томской области «О налоге на имущество организаций» // СЗ Томской области. 31.07.2008. № 7 (36).
Закон Республики Алтай от 25.09.2008 № 82-РЗ «Об установлении пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в республиканский бюджет Республики Алтай».
Закон Республики Алтай от 14.05.2007 № 24-РЗ «О внесении изменения в статью 3 Закона Республики Алтай «О транспортном налоге на территории Республики Алтай» // СЗ Республики Алтай. 2007. Март-апрель. № 40 (46). С. 132.
Закон Томской области от 4.10.2002 № 77-ОЗ «О транспортном налоге» // Официальные ведомости Государственной Думы Томской облас- ти. 2002. № 11 (72).
Гирин А.М. Правовой режим недвижимого имущества в ОЭЗ. Недвижимость. Строительство // Право. 2007. № 1. C. 64-66.
Федеральный закон от 19.10.10 № 272-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и терр
Архипов И. Зона ожидания. Эксперт. Северо-Запад. № 24 (470). 21 июня 2010 г.
Приказ Минэкономразвития России от 18.10.2010 № 500 «О передаче ОАО «ОЭЗ» отдельных полномочий». URL: http://www.mnogozakonov.ru/catalog/date/2010/10/18/62430/
Быкасов Д.С. Туристско-рекреационные особые экономические зоны - путь развития регионального туризма // Вестник РАГС. 2007. № 1.
 Сравнительный анализ финансово-правового регулирования деятельности в особых экономических зонахна территории Западной Сибири | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 346.

Сравнительный анализ финансово-правового регулирования деятельности в особых экономических зонахна территории Западной Сибири | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 346.

Полнотекстовая версия