К вопросу о содержании современного прокурорского надзора
Основной функцией современной российской прокуратуры является осуществление прокурорского надзора. Все иные направления ее деятельности, за исключением уголовного преследования, обусловливаются осуществлением надзорной деятельности. Содержание прокурорского надзора составляет правозащитная и правоохранительная деятельность. По своей форме он представляет в большей степени не традиционное прокурорское наблюдение, а прокурорско-надзорный процесс, осуществляемый в различных формах и включающий в себя несколько видов прокурорских производств.
On modern public prosecutors supervision content.pdf С учетом особенностей действующего законода-тельства практически все ученые предлагают построе-ние многоуровневой системы функций, осуществляе-мых современной прокуратурой.По мнению большинства, их перечень охватываетпрокурорский надзор, поддержание государственногообвинения; участие в суде; уголовное преследование;координация деятельности правоохранительных орга-нов по борьбе с преступностью, руководство предвари-тельным расследованием, а также осуществление пра-вотворческой, профилактической и правозащитнойвидов деятельности.Дискуссионный характер вопроса о значении, поня-тии и количестве функций, осуществляемых россий-ской прокуратурой, объясняется, прежде всего, ком-промиссным характером действующего законодатель-ства и отсутствием однозначного правового регулиро-вания: на сегодняшний день несколько одинаковых посвоему юридическому значению, но различных по от-раслевому содержанию законов определяют содержа-ние прокурорской деятельности.Кроме того, этому также способствует неопреде-ленность самого понятия «функция прокуратуры», воз-никающая из неоднозначности критериев, кладущихсяв основу этой категории.Разделяя мнения о том, что изменение конституци-онных основ организации и деятельности прокуратуры,придание Закону о прокуратуре статуса федеральногоконституционного закона и определение в нем основ-ных функций внесут определенную ясность в рассмат-риваемую проблему, полагаем, что основное вниманиевсе же должно быть уделено уточнению содержаниядеятельности этого органа.В литературе термин «функция прокуратуры» явля-ется дискуссионным. Под ним понимается либо самадеятельность [1. C. 27], либо ее часть (вид) [2. C. 34],либо отдельное [3. C. 96] или основное направлениедеятельности прокуратуры [4. C. 28-30]. При этом кри-терии ее выделения также различны: задачи [5. C. 59],стоящие, или обязанности [6. C. 155], возложенные напрокуратуру, ее предназначение [7. C. 74-82] или жехарактер отношений с поднадзорными органами и уч-реждениями [8. C. 113-114].Разделяя позиции об историко-правовой обуслов-ленности этого понятия ранее действующим законода-тельством, а также учитывая логическую связь катего-рий «назначение» («предназначение»), «задачи» и«обязанности», считаем возможным поддержать взгля-ды на функции прокуратуры как основные направленияее деятельности, обусловливаемые возложенными нанее обязанностями.Также следует согласиться с тем, что одна функцияреализуется через комплекс направлений, которыенельзя смешивать с основными направлениями дея-тельности, число которых тождественно числу функ-ций.Существует мнение, что надзор за исполнением за-конов является основной функцией современной оте-чественной прокуратуры. Все иные - производны идолжны рассматриваться как второстепенные [9.C. 156] или как логическое развитие надзорных полно-мочий [10. C. 8]. Другие полагают, что основнымифункциями, помимо надзора, являются уголовное пре-следование [11. C. 297-298], участие в суде [12. C. 15]и координационная деятельность по борьбе с преступ-ностью [13. C. 82]. Прочая сфера деятельности проку-ратуры носит производный от них характер и должнабыть определена в качестве обычных направлений дея-тельности.Таким образом, в обоих случаях фактически вы-страивается сложная многослойная система деятельно-сти прокуратуры, включающая в себя: основную (ос-новные) и прочие функции, а также иные направлениядеятельности.С учетом требований и значения Закона о прокура-туре, с одной стороны, в ч. 1 ст. 1 устанавливающего,что прокуратура Российской Федерации - единая фе-деральная централизованная система органов, осуще-ствляющая от имени Российской Федерации надзор засоблюдением Конституции РФ и исполнением законов,действующих на территории России, с другой - в ч. 2этой же статьи указывающего на реализацию ею уго-ловного преследования, участие в суде и координаци-онную деятельность, можно сделать следующее заклю-чение: все указанные в ст. 1 Закона о прокуратуре на-правления деятельности являются функциями; прини-мая во внимание способ их юридического закрепления,их значение неоднородно. В этой связи есть все осно-вания согласиться со сторонниками первого подхода оналичии у прокуратуры основной - надзорной - и про-чих функций, закрепленных в ч. 2 ст. 1 Закона о проку-ратуре.Значение прочих функций также неодинаково. Кпримеру, координационная деятельность по борьбе спреступностью и участие прокурора в суде, несмотряна положения ч. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре, не могутбыть признаны в качестве самостоятельных функцийпрокуратуры, поскольку осуществляются в рамкахфункции надзора за исполнением законов и уголовногопреследования.Таким образом, с учетом автономного (необуслов-ленного иными направлениями деятельности) характе-ра, самостоятельными функциями могут быть призна-ны только прокурорский надзор и уголовное преследо-вание.Теоретически предпринимались попытки обусло-вить любые формы участия прокурора в уголовномсудопроизводстве функцией осуществления надзора[14. C. 176], однако это делалось в условиях прежнегозаконодательства. В настоящее время подавляющеебольшинство ученых признали самостоятельный ха-рактер функции уголовного преследования.В этой связи положения ст. 1 и 31 Закона о проку-ратуре, а также ст. 37 УПК РФ позволяют согласиться свыводом о том, что уголовное преследование и проку-рорский надзор являются самостоятельными взаимнонеобусловливаемыми функциями.Также следует признать справедливость тезиса отом, что наличие у прокуратуры основной функции -надзора за исполнением законов - не исключает воз-можность реализацией иных самостоятельных функ-ций, которые носят дополнительный характер.Если в отношении производного характера коорди-национной деятельности возражения крайне редки, тоучастие в суде весьма часто рассматривается в качествесамостоятельной функции. При этом основной аргу-мент заключается в том, что удовлетворение прокурор-ского реагирования само по себе может приводить кпересечению противоправной деятельности и не требо-вать отдельного обращения в суд [12. C. 14].Безусловно, это так, но вместе с тем факультатив-ный характер «судебного» этапа в конкретном проку-рорском производстве не может служить основаниемпризнания порочности выводов о примате надзорнойдеятельности в рассматриваемой ситуации. К тому же впротивном случае возникает проблема определенияпроцессуальной сущности указанной прокурорскойдеятельности. Если применительно к участию в уго-ловном судопроизводстве эта проблема может бытьрешена путем обусловливания ее реализацией функцииуголовного преследования, то в отношении иных видовсудопроизводств вопрос остается открытым.С учетом требований Закона о прокуратуре следу-ет признать правомерность выводов об осуществле-нии отечественной прокуратурой двух самостоятель-ных функций - прокурорского надзора и уголовногопреследования. При этом первая должна быть опреде-лена в качестве основной, а вторая - как дополни-тельная. Прочие направления деятельности, указан-ные в ч. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре, должны счи-таться производными функциями - обусловливаемы-ми прокурорским надзором или уголовным преследо-ванием основными направлениями деятельности со-временной российской прокуратуры. Вся иная проку-рорская деятельность протекает в рамках указанныхчетырех функций.Предлагаемая «функциональная» конструкция вполной мере соответствует сложившейся типологиипрокурорской деятельности, предусматривающей тримодели устройства прокуратуры: прокуратуру как ор-ган надзора за законностью, как орган уголовного пре-следования и обвинения и, наконец, смешанный тип,сочетающий в себе отдельные элементы двух предше-ствующих.Современная отечественная прокуратура в большейстепени тяготеет к последнему [15. C. 51-52], посколь-ку основное содержание ее деятельности укладываетсяв реализацию двух самостоятельных функций - проку-рорского надзора и уголовного преследования. Вместес тем, принимая во внимание динамичный характерправового регулирования прокурорской деятельности,представляется возможным согласиться с мнением отом, что в дальнейшем не исключено изменение функ-ции прокуратуры по структуре и характеру [13. C. 82].Понятие «прокурорский надзор» рассматривается вдвух аспектах: как определенный вид деятельности(основная функция прокуратуры) и как совокупностьправовых отношений, складывающихся в ходе реали-зации данной деятельности. Современное состояниезаконодательства и права не позволяет вести речь осуществовании отдельного пласта надзорных правоот-ношений. В этой связи на сегодняшний день более пра-вильно прокурорский надзор определять как отдельныйвид правоприменительной деятельности.По мнению В.М. Савицкого, прокурорский надзорпредставляет собой самостоятельное правовое явление[16. C. 27]. Его сущностными характеристикам служатвысший характер, ограниченное вмешательство (на-блюдение) и исключительно правовой аспект оценкидеятельности поднадзорных субъектов, к которым ра-нее относились все участники общественной и госу-дарственной жизни, включая отдельных граждан.Вместе с тем высший характер прокурорского над-зора не соответствует современному значению прин-ципа разделения властей. В этой связи в Концепцииразвития прокуратуры РФ на переходный период былоустановлено, что современная прокуратура не являетсяорганом высшего надзора, а выступает в качестве са-мостоятельного элемента системы сдерживания иныхвластных ресурсов.Таким образом, прокурорский надзор утратил выс-ший характер. В результате в науке сформировалосьмнение о прокурорском надзоре как особой форме про-верочной деятельности. При этом одни авторы считалиего самостоятельным видом государственной деятель-ности, отличным от контроля [17. C. 243], другие -разновидностью контроля [18. C. 7], третьи занималикомпромиссную позицию, говоря о контрольно-надзорной деятельности современной прокуратуры [19.C. 234-235].С учетом требований действующего законодатель-ства и исторического значения прокурорского надзо-ра, более правильно разделить позиции ученых, счи-тающих прокурорский надзор самостоятельным пра-вовым явлением, отличным от прочих видов кон-трольной деятельности. Такой вывод основывается натом, что на сегодняшний день это единственный видгосударственной проверочной деятельности, предпо-лагающий правовую оценку соблюдения и исполне-ния законов максимально возможным кругом поднад-зорных субъектов, включающим в себя подавляющеебольшинство публичных органов и учреждений. Без-условно, будучи разновидностью проверочной дея-тельности, прокурорский надзор обладает рядомсходных черт с контролем, однако его предназначе-ние, принципы организации и осуществления, формыреализации не позволяют рассматривать его как раз-новидность контрольной деятельности.Являясь самостоятельным правовым явлением, онобладает своим специфичным содержанием, традици-онно увязываемым с понятием законности. Анализ по-ложений Закона о прокуратуре позволяет согласиться смнениями ученых о том, что из всех аспектов указан-ной категории нормативно учитывается законность какрежим применения права [20. C. 37-38].С учетом исторического превалирования нормати-вистских взглядов, продолжительное время речь шла особлюдении и исполнении публичными органами иучреждениями требований, содержавшихся в законах.Другими словами, содержание прокурорского надзоразаключалось в наблюдении за тем, чтобы поднадзор-ные органы и учреждения в точности выполняли обя-занности, возложенные на них актами высшей юриди-ческой силы. Вместе с тем реализация в КонституцииРФ отдельных идей, базирующихся на естественно-правовых взглядах, изменила подход к определениюзаконности. В последнем случае к традиционному по-ниманию добавился такой критерий, как обеспечениесоблюдения прав и свобод человека и гражданина состороны поднадзорных органов и учреждений. В этойсвязи в науке правомерно были предприняты попыткиопределить современный прокурорский надзор в каче-стве совокупности правозащитной, правоприменитель-ной и прочих видов деятельности [21. C. 19] или жевыделить в содержании надзорной деятельности от-дельный пласт, направленный на охрану, защиту иобеспечение прав и свобод граждан.На основе такого содержания понятия законностина нормативном уровне стала использоваться катего-рия «публичный интерес», объединившая указанныеоснования прокурорской деятельности. В результатеизменились традиционные взгляды на форму реализа-ции прокурорского надзора. Принципиальное значениеимело то, что обеспечение публичного интереса пред-полагало более активное вмешательство в деятельностьподнадзорных органов и учреждений, чем традицион-ное прокурорское наблюдение, и, самое главное, со-гласно действующим конституционным основам, этовмешательство, в конечном счете, обеспечивалось су-дебным применением.Таким образом, прокурорское наблюдение при осу-ществлении надзора постепенно стало приобретать про-цессуально-ориентированную форму активного вмеша-тельства, обусловливаемого судебным обеспечением,т.е. произошло частичное ограничение реализации над-зорных полномочий. В этой связи было высказано пред-положение о современном прокурорском надзоре какособого рода вмешательстве с целью разрешения отимени государства правовых ситуаций [22. C. 130].Разделяя такой подход в части адекватного отраже-ния правоохранительного, правозащитного и право-применительного аспекта современной прокурорскойдеятельности, едва ли можно согласиться с конечнойцелью. Действующее законодательство ограничиваетпрокурорский надзор лишь деятельностью, направлен-ной на обеспечение верховенства, единства и укрепле-ние законности, а также защиту публичных интересов,а не возлагает на него обязанности по разрешению пра-вовых ситуаций, что, согласно Конституции РФ, явля-ется исключительной прерогативой судебных органов.Традиционно прокурорский надзор рассматривалсякак разновидность правообеспечительного или право-применительного вида реализации юридических норм,заключающихся в системе прокурорских производств,сочетающих в себе некоторые черты как разрешитель-но-распорядительных, так и юрисдикционных средстви методов.Такой подход в целом применим к определению со-временной формы прокурорского надзора. Вместе стем расширение правозащитного компонента в его со-держании и ориентированность на судебное обеспече-ние обусловили более широкое применение юрисдик-ционных средств и методов, и в этой связи организаци-онная форма реализации современного прокурорскогонадзора в определенной степени приблизилась к судо-производству как классической правовой форме дея-тельности.Справедливым представляется определение совре-менного прокурорского надзора не как надзора в соб-ственном смысле, а как прокурорско-надзорного про-цесса, существующего в различных формах и вклю-чающего в себя несколько видов прокурорско-надзорных производств.Таким образом, определяя современное содержаниенадзорной деятельности прокуратуры, можно сделатьследующие выводы:1. На сегодняшний день основным содержанием про-курорской деятельности остаётся осуществление проку-рорского надзора. Прокурорский надзор является основ-ной функцией отечественной прокуратуры. Уголовноепреследование, реализующееся органами прокуратуры,также является самостоятельным направлением её дея-тельности, однако носит дополнительный характер.2. Содержание прокурорского надзора образуетправозащитная и правоприменительная деятельностьорганов и учреждений прокуратуры.3. По своей форме прокурорский надзор представ-ляет в большей степени не традиционное прокурорскоенаблюдение, а прокурорско-надзорный процесс, осу-ществляемый в различных формах и включающий всебя несколько видов прокурорско-надзорных произ-водств.
Ключевые слова
прокурорский надзор,
правообеспечение,
прокурорско-надзорное производство,
prosecutors' supervision,
law enforcement activity,
prosecutors' supervising procedureАвторы
Воронин Дмитрий Васильевич | Томский государственный университет | доцент, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса прокурорского надзора и правоохранительной деятельности Юридического института | ninorov@mail.ru |
Всего: 1
Ссылки
Прокуратура Российской Федерации (Концепция развития на переходный период). М., 1994. 88 с.
Настольная книга прокурора. М.: Экслит, 2003. 850 с.
Ястребов В.Б. Прокурорский надзор: Учебник. М.: Городец-издат, 2001. 400 с.
Тушев А.А. Прокурор в уголовном процессе Российской Федерации. СПб.: Юридический центр «Пресс», 2005. 325 с.
Российский прокурорский надзор. М.: Норма, 2001. 384 с.
Шалумов М.С. Функции прокуратуры: письмо в редакцию // Государство и право. 1995. № 6. С. 154-155.
Глебов А.П. Функции прокурорского надзора // Совершенствование прокурорского надзора в СССР. М., 1973. С. 113-115.
Адаменко В.Д. Субъекты защиты обвиняемого. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1991. 208 с.
Химичева О.В. Концептуальные основы процессуального контроля и надзора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства. М.: Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 402 с.
Шалумов М. Система функций российской прокуратуры. Кострома, 2003. 204 с.
Химичева Г.П. Досудебное производство по уголовным делам: концепция совершенствования уголовно-процессуальной деятельности. М.: Экзамен, 2003. 352 с.
Казарина А.Х. Предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов (сфера предпринимательской и иной экономической деятельности). М.: ИПК РК Генпрокуратуры РФ, 2005. 280 с.
Шалумов М.С. Прокурорский надзор и государственный контроль за исполнением законов: разграничение компетенции и ответственности // Государство и право. 1999. № 1. С. 80-82.
Чеканов В.Я. Прокурорский надзор в уголовном судопроизводстве. Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1972.
Щерба С.П., Решетникова Т.А. Иерархия основных функций прокуратуры России и стран СНГ // Функции прокуратуры вне рамок уголовного преследования: вопросы теории и практики: Сб. материалов III Междунар. семинара с участием экспертов Совета Европы, 22-23 сен
Савицкий В.М. Очерк теории прокурорского надзора. М.: Наука, 1975. 381 с.
Беляев В.П. Прокурорский надзор в правовом регулировании общественных отношений // Конституционные основы организации и функционирования института публичной власти в Российской Федерации: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург: Изд-во ЮрГЮА, 20
Контрольные органы и организации России. М.: Юристъ, 2000. 208 с.
Конин Н.М. Административное право России. М.: Юристъ, 2004. 256 с.
Назаров Н.С. Общая теория надзорной деятельности. М.: Книга-сервис, 2007. 240 с.
Мельников Н.В. Прокурорская власть // Государство и право. 2002. № 2. С. 18-20.
Буянский С.Г. Прокуратура в условиях административно-правовой реформы. М.: Буквоед, 2006. 160 с.