Государственная инновационная политика: кластерно-сетевой аспект
Рассмотрен мировой опыт проведения инновационной политики, обозначены специфические особенности и общие тенденции инновационной политики развитых и развивающихся стран. Выявлены проблемы перехода на инновационный путь развития для России. Предложены основные подходы к формированию кластерно-сетевых структур трансрегионального характера на уровне федеральных округов, как к инструменту активизации инновационной деятельности регионов.
State innovation policy: cluster-network aspect.pdf В условиях развития «новой экономики» актив-ность государственной научно-технической и иннова-ционной политики превращается в эффективный фак-тор развития, что предопределяет интерес к мировомуопыту проведения государственной инновационнойполитики. Исследование особенностей реализации го-сударственной инновационной политики разных странсвидетельствует о наличии не только общих законо-мерностей формирования национальных инновацион-ных систем, но и специфики, которая отражает сло-жившиеся социально-экономические условия и нацио-нальные особенности. В мировой практике выделяюттри модели инновационного развития государства: мо-дель «наращивание» научно-инновационного развития;модель «переноса» результатов инновационного разви-тия; модель «догоняющего» развития.Для высокоразвитых стран США, Европы, Велико-британии характерна модель «наращивания» научно-инновационного развития на основе интеграции фун-даментальных научных академических исследований иприкладных фирменных разработок, приоритетностиразвития системы образования, значительной государ-ственной поддержки и активного участия бизнеса.Модель «переноса» результатов инновационногоразвития характерна для государственной инновацион-ной политики Японии. При такой модели инновацион-ного развития внедрение новых знаний и технологий вэкономику страны осуществляется посредством усо-вершенствования зарубежного научно-техническогопотенциала с учетом национальных особенностей ипотребностей.Модель «догоняющего» инновационного развитияприсуща развивающимся странам, в частности Китаю,Южной Корее, Гонконгу, Сингапуру и направлена наосвоение новых технологий и продукции, выпускаемыхв развитых странах. Государственная инновационнаяполитика в этих странах играет приоритетную роль инаправлена на стимулирование нововведений посред-ством развития инновационной инфраструктуры, со-действие повышению восприимчивости национальнойэкономики к научно-техническим достижениям.Очевидными являются общие закономерности вформировании национальных инновационных систем,такие как интеграция научно-образовательной сферы ипроизводства, переход к инновационному характеруинвестирования в экономику, стремление к междуна-родному взаимодействию в области фундаментальныхисследований и технологий.Вместе с тем специфика формирования националь-ной инновационной системы определяется приорите-тами государственной макроэкономической политики,состоянием научно-технического, промышленного икадрового ее потенциалов, нормативно-правовымобеспечением, различными формами государственнойподдержки, а также культурными традициями и исто-рическими особенностями конкретной страны.Особенности государственной инновационной по-литики развитых стран проявляются в следующем:1. Государственная инновационная политика охваты-вает все стороны научно-технической сферы: экономиче-скую, правовую, организационно-управленческую.2. Системный характер государственной инноваци-онной политики предполагает выделение трех уровней:национального (федерального), регионального и ло-кального (местного). Несмотря на то что масштабы изначимость проводимой политики на каждом из уров-ней различны, в целом они дополняют друг друга.3. Усиливается роль региональной инновационнойполитики. В Лиссабонской стратегии роста европей-ской конкурентоспособности и в политике «новогофедерализма» США она считается ведущей.4. Одной из главных целей государственной иннова-ционной политики становится сокращение дифференциа-ции в уровне развития региональных научно-иннова-ционных потенциалов со ставкой на активизацию и мо-билизацию их внутренних резервов, в частности научно-технического и кадрового потенциала региона.5. Основным содержанием инновационной политикистановится активизация инновационной деятельностивсех субъектов экономики посредством формированиякластерных стратегий, направленных на создание специа-лизированных сетей знаний. Формируется новый прин-цип инновационной политики: кластерно-сетевой.6. Меняется характер межрегионального инноваци-онного сотрудничества. Так, реализация кластерныхстратегий и формирование инновационных региональ-ных сетей способствовали развитию транснационально-го взаимодействия и формированию трансрегиональныхсетевых структур. Они создаются самими регионами иносят как территориальный, так и экстерриториальныйхарактер, включая в инновационную сеть регионы,имеющие общие цели инновационного развития.В России инновационная политика малоэффектив-на, о чем свидетельствуют результаты реализации«Основных направлений политики Российской Феде-рации в области развития инновационной системы напериод до 2010 года». По-прежнему не удалось решитьпроблему, связанную с низким спросом на инновацииотечественных фирм, сохранился «перекос» в пользуполитики закупок готового оборудования за рубежом.Подтверждением этому служат результаты оценки Ин-декса конкурентоспособности национальных иннова-ционных систем, проведенной консалтинговой компа-нией Бауман Инновейшн. Оценка конкурентоспособ-ности национальных инновационных систем странпроводилась исходя из наличия необходимого и доста-точного множества слагаемых конкурентоспособности,обеспечивающих воспроизводство и результативностьинновационных процессов: таланты и идеи; коммер-циализация; инновационный потенциал компаний; тех-нологическая инфраструктура и кластеры; условияспроса; институты и государственное управление.В рейтинге конкурентоспособности НИС Россий-ская Федерация занимает 38-е место из 50 проанализи-рованных в исследовании стран, уступая не только«соседям» по БРИК - Китаю, Индии и Бразилии, но иТурции и Таиланду [1].Для национальной инновационной системы Россиихарактерно:1. Нарушение принципа системности: сохраняетсяразбалансированность основных звеньев национальнойинновационной системы, высокая степень их автоном-ности. Объекты инновационной инфраструктуры «рас-пределены» по ведомствам, слабо связаны между собой.2. Отсутствие единого организационно-экономичес-кого механизма управления инновационным процессом,основные институты макроуровня не дополняются ком-плементарными институтами мезо- и микроуровней.3. Слабая государственная поддержка научно-технической и инновационной деятельности фирм(объем бюджетного финансирования научно-техни-ческой сферы составляет 0,2% ВВП), которая являетсянеобходимым условием эффективного функциониро-вания инновационной системы.4. Неэффективны и недостаточны прямые и косвен-ные меры государственной поддержки инновационнойсферы, в частности недостаточно государственных за-казов, слабо развиты частно-государственное партнер-ство и стимулирование венчурного бизнеса.5. Отсутствует единая система финансового обеспе-чения инновационной деятельности. Существующаяналоговая система не предусматривает льготы и пре-ференции для разработчиков и производителей науко-емкой продукции.6. Согласование инновационной политики государ-ства, бизнеса и научного сообщества не является нор-мой. В результате существующие инновационныеструктуры вынуждены «подстраиваться» под законода-тельство, не ориентированное на стимулирование ин-новационных процессов.7. Спонтанное развитие инновационной инфра-структуры обусловливает низкую эффективность еефункционирования. Функционирующие объекты инно-вационной инфраструктуры не соответствуют возмож-ностям научно-технического и производственного по-тенциала в регионе, решению актуальных проблем егоразвития.8. Приоритеты инновационной политики государстване соответствуют потребностям становления «новой эко-номики». В условиях становления «новой экономики»экономический рост и технологическое развитие должнырассматриваться в контексте повышения и развития чело-веческого потенциала, следовательно, инновационнаядеятельность должна распространяться не только на тех-нологическую сферу, но и на отрасли социальной сферы -образование, здравоохранение, культуру и т.д.В настоящее время в России сформировалась сме-шанная модель инновационного развития, сочетающаяв себе элементы моделей «переноса» и «догоняющего»развития [2]. Поскольку в России формирование «но-вой экономики» находится на этапе зарождения ее от-дельных элементов, то преодоление технологическогоотставания России требует концентрации усилий и го-сударственной поддержки, направленной на зарожде-ние ключевых производств нового технологическогоуклада, что позволит обеспечить опережающее разви-тие страны в периоды замещения доминирующих тех-нологических укладов и сопутствующих им структур-ных кризисов экономики развитых стран. Единствен-ным выходом из сложившейся экономической отстало-сти является не догоняющее развитие, а формированиеновых траекторий развития посредством концентрацииинтеллектуального капитала [3].В целях активизации инновационного развития Рос-сии в 2011 г. Министерством экономического развитияРФ подготовлен проект Стратегии инновационногоразвития Российской Федерации «Инновационная Рос-сия - 2020» [4, 5]. Необходимость ее разработки обу-словлена проблемами посткризисного восстановленияэкономики и появлением новых внешних вызовов, вчастности ускорением технологического развития ми-ровой экономики. Так, для решения задач посткризис-ного восстановления экономики в США, Японии, стра-нах ЕС, Китая, Индии, Бразилии осуществляется поли-тика «инновационного рывка». Для ее реализации про-водится дополнительное инвестирование (десятки мил-лиардов долларов) в развитие медицины, биотехноло-гий, альтернативной и возобновляемой энергетики,атомной отрасли, информационных технологий. Стольмощные финансовые вливания могут на 3-5 лет при-близить смену технологического уклада. Неспособ-ность России ответить на эти вызовы означает переходстраны в категорию стран с инновационной системойимитационного типа и невозможность достижения це-лей и задач долгосрочного развития.Ключевыми задачами Стратегии «ИнновационнаяРоссия - 2020» являются: наращивание человеческогопотенциала в сфере науки, образования, технологий иинноваций; повышение инновационной активностибизнеса; повышение «инновационности» государства;формирование сбалансированного, устойчиво разви-вающегося сектора исследований и разработок; повы-шение открытости национальной инновационной сис-темы и экономики. Учитывая технологическую неод-нородность российской экономики, основным сценари-ем развития определена смешанная стратегия, предпо-лагающая реализацию стратегии лидерства в сегментахэкономики, имеющих конкурентные преимущества приреализации догоняющей стратегии в большинстве сек-торов экономики и промышленности.Реализация Стратегии «Инновационная Россия -2020» предполагается в два этапа, при этом отмечаетсясохранение преемственности проводимой государст-венной инновационной политики при значительномповышении ее активности и системности. Основнаяроль в реализации государственной инновационнойполитики России по-прежнему остается на федераль-ном уровне, а не на уровне регионов, где, как показы-вает мировой опыт, в условиях развития «новой эко-номики» и развернувшихся процессов «наукофика-ции» развитие всевозможных форм кооперации хозяй-ствующих субъектов обусловили формирование лиди-рующей роли регионов как наиболее приближенных кместным условиям.В стратегии отмечена необходимость координациифедеральной и региональной инновационной политикии формирование новых инструментов поддержки ин-новационного развития на уровне регионов, в частно-сти, обозначена необходимость формирования трех-уровневой иерархической системы документов страте-гического планирования. Первый уровень системы до-кументов стратегического планирования формируетконцептуальную часть («Концепция долгосрочногосоциально-экономического развития Российской Феде-рации на период до 2020 года» (далее по тексту - КДР)и разработанная на ее основе «Стратегия инновацион-ного развития Российской Федерации на период до2020 года»), второй уровень представлен государст-венными программами; третий - региональными стра-тегиями инновационного развития. В качестве допол-нительного элемента координации региональной дея-тельности в области поддержки и стимулирования ин-новационной активности обозначены стратегии соци-ально-экономического развития федеральных округов,позволяющие осуществляться увязку и согласованиеинициатив, имеющих межрегиональное значение, непопадающих в федеральные стратегии.Однако в проекте Стратегии «Инновационная Рос-сия - 2020» не рассматриваются проблемы межрегио-нального инновационного взаимодействия, отмеченатолько необходимость передачи опыта инновационно-активных регионов. В отношении регионов инноваци-онная государственная политика по-прежнему носитлокальный характер и направлена на формированиеотдельных центров инновационного развития.В условиях развития «новой экономики» особуюактуальность приобретают вопросы межрегиональногоинновационного сотрудничества, в том числе кластер-но-сетевых структур трансрегионального характера,сформированных на принципах взаимодополняемостирегиональных инновационных систем.Для формирования трансрегиональных клатерно-сетевых структур на уровне федеральных округов не-обходимо разработать систему управления инноваци-онным процессом макрорегиона, в котором инноваци-онный процесс представлен как совокупность последо-вательных этапов работ от зарождения идеи и созданияновшества до его освоения, производства самой инно-вации и реализации ее на рынке. В системе необходимоучесть базовые элементы инновационной инфраструк-туры, источники финансирования, нормативно-пра-вовое регулирование, кадровый потенциал, консалтин-говое, информационное и методологическое сопровож-дение инновационной деятельности. При этом иннова-ционная система макрорегиона должна быть представ-лена в виде иерархической структуры институтов, вкоторой основные институты макроуровня дополняют-ся комплементарными, формирующимися на мезо- имикроуровнях, тем самым формируя организационно-экономический механизм управления инновационнымпроцессом макрорегиона. Реализация данной моделидиктует необходимость формирования и совершенст-вование механизма реализации социально-эконо-мической политики, включающий институциональный,финансово-экономический и организационно-управ-ленческий аспекты.Для совершенствования институционального аспек-та механизма реализации кластерно-сетевой моделиуправления инновационным развитием регионов необ-ходимо не только нормативно-правовое обеспечениефедерального уровня, направленное на упорядочениедействующих правовых норм и выработку единого ме-ханизма правового регулирования инновационной дея-тельности регионов, но и формирование региональнойнормативно-правовой базы инновационной деятельно-сти, в том числе региональных целевых программ.Именно посредством их реализации появляется воз-можность учесть специфические условия развития эко-номики региона: направления структурных изменений,а также выбор правовых и экономических решений.Особую значимость приобретают вопросы разгра-ничения полномочий и формирования правовых основпревращения органов государственной власти субъек-тов Федерации и муниципальных образований в актив-ных субъектов научно-технической и инновационнойполитики. Для формирования многоуровневой системыподдержки научно-технической и инновационной дея-тельности и активизации межрегионального взаимо-действия в области инновационного развития в системууправления инновационным развитием должен бытьвключен федеральный округ. Его основная задача вобласти инновационного развития - формированиемногоуровневой взаимоувязанной инновационной ин-фраструктуры, включающей:- образовательно-инновационные комплексы и зо-ны, представляющие собой сеть взаимодействия, со-стоящую из вузов, НИИ, научных центров, консалтин-говых и обучающих компаний, ориентированных наподготовку квалифицированной рабочей силы и гене-рацию новых идей и разработок;- бизнес-технологические комплексы, которыевключают в себя технологические парки и бизнес-инкубаторы, ориентированные на коммерциализацию иматериализацию научных идей и разработок в товары;- поддерживающие комплексы, ориентированныена поддержку инновационной деятельности и вклю-чающие в себя структуры, занимающиеся вопросамифинансирования, маркетинга, рекламно-выставочнойдеятельностью, патентно-лицензионной работой и за-щитой интеллектуальной собственности.Целью управления на уровне федерального округаявляются выявление и поддержка реализации стратеги-чески важных для регионов проектов, способствующихразвитию кластерно-сетевых структур, обеспечениеорганизации управления инновационными процессами,тем самым объединяя разрозненные проекты в целост-но функционирующую инновационную систему мак-рорегиона.Финансово-экономический аспект механизма реа-лизации кластерно-сетевой модели управления инно-вационным развитием регионов направлен на концен-трацию научно-технических и финансовых ресурсов наприоритетных направлениях инновационного развития,для чего необходимо: разработать комплексный соци-ально-экономический и научно-технический прогнозразвития макрорегиона на долгосрочную перспективу;определить стратегические направления и государст-венные программы, связанные с нововведениями вважнейших секторах экономики макрорегиона; обеспе-чить концентрацию инновационных проектов, способ-ствующих выпуску конкурентоспособной продукции.Формирование единой системы финансового обес-печения инновационной деятельности должно учиты-вать особенности всех этапов инновационного цикла:на стадии зарождения знаний доминирующее значениеимеет бюджетное финансирование, в частности феде-ральный бюджет; на стадии коммерциализации про-дукции активизируется роль венчурных фондов (госу-дарственных и частных); на стадии внедрения иннова-ционной продукции доминирующая роль должна отво-диться крупному и среднему бизнесу.Организационно-управленческий аспект механизмареализации кластерно-сетевой модели управления инно-вационным развитием регионов включает вопросы фор-мирования кадрового потенциала; трансфера технологий,не только производственных процессов, но и социальногоразвития, форм рыночных отношений, способов управле-ния; системы информационной поддержки трансфератехнологий, что позволит обеспечить целенаправленноевзаимодействие науки, бизнеса и государства (как в сферепроизводства, так и в сфере реализации продукции) и,наконец, потребителей товаров и услуг.Применение кластерно-сетевой модели управленияинновационным развитием регионов при реализациисоциально-экономической политики федеральных ок-ругов позволит сформировать принципиально новыеформы экономического взаимодействия среди регио-нов, рационально выстраивать элементы инновацион-ной инфраструктуры, эффективно распределять финан-совые и организационные ресурсы, способствуя темсамым формированию эффективных инновационныхсистем как в отдельных регионах, так и всего округа.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 246
Ключевые слова
инновационная политика, инновационная система, региональные инновационные сети, innovation policy, innovation system, regional innovative networksАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Акерман Елена Николаевна | Томский государственный университет | кандидат экономических наук, доцент кафедры национальной экономики | aker@tomsk.gov.ru |
Ссылки
Конкурируя за будущее сегодня: новая инновационная политика для России. ОПОРА России, «Бауман Инновейшн». Отчет об исследовании, 2010. URL: http://www.opora.ru/upload/iblock/18a/18a769d9b9f4dffac124ac8acbd936d1.pdf
Золотухина А.В. Проблемы инновационного и устойчивого развития регионов. М.: КРАСНАД, 2010. С. 89.
Румянцев А.А., Тихомиров С.А. Методологические основы формирования концепции стратегического управления инновационным развитием региона // Вестник СПбГУ. Сер. 5. 2005. Вып. 4. С. 140.
Информационная экономика и концепции современного менеджмента: Материалы первых Друкеровских чтений / Под ред. Р.М. Нижегородцева. М.: Доброе слово, 2006.
Проект Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http://www.economy. gov.ru/minec/activity/sections/innovations/doc20101231_016?presentationtemplate=docHTMLTemplate1&presentationtemplateid=2dd7bc804 4687de796f0f7a
