Организационно-технический уровень предприятия как источник достижения конкурентных преимуществ
Рассматриваются проблемы поиска методов комплексного анализа, оценки и формирования необходимого организационно-технического уровня машиностроительного предприятия, вопросы влияния организационно-технического уровня на получение конкурентных преимуществ высокого порядка, его целевая ориентация на критерии конкурентоспособности и вопрособеспечения конкурентоспособности предприятия в целом.
Organizational and technical level of the enterprise as a source of competitive advantage gain.pdf Создание конкурентоспособного предприятия со-ставляет процесс достижения лидерства в избраннойотрасли или на рынке хотя бы по одному важному ас-пекту производственной деятельности. Для этого надочетко определить и эффективно использовать те конку-рентные преимущества, которые позволят достичь этойцели и на которые необходимо обратить внимание впервую очередь. Все усилия необходимо направить наразвитие тех сторон, которые выгодно отличают пред-приятие от реальных и потенциальных конкурентов.Машиностроительная отрасль как база техническо-го и технологического оснащения производств занима-ет особое положение, так как основная продукция этойотрасли формирует активную часть основных фондовмногих сфер экономики.Промышленный кризис серьезным образом пошат-нул конкурентные позиции промышленных предпри-ятий. Резкое падение производства продукции маши-ностроительного комплекса в результате сокращениязакупок машиностроительной продукции для государ-ственных нужд, разрыва технологических и хозяйст-венных связей, роста цен на материалы и энергию, от-сутствия у предприятий средств на техническое пере-вооружение - все это стало причиной резкого сниже-ния конкурентоспособности отечественных промыш-ленных предприятий.«Внешняя» ситуация усугубляется мировым эконо-мическим кризисом. Недостаток инвестиций и плате-жеспособного спроса в машиностроительной отраслиобусловливают такую ситуацию, в которой привлече-ние инвестиций или получение государственной под-держки наиболее вероятно для предприятий, обладаю-щих наибольшей конкурентоспособностью, владеющихопределенными конкурентными преимуществами.При этом реальные возможности обеспечения и по-вышения конкурентоспособности находятся в сферефакторов внутренней среды. Поэтому все чаще в поис-ках конкурентного преимущества фирмы обращаютвзгляд «внутрь себя», анализируя свои внутренние спо-собности. Идеи определения и использования внутрен-них факторов для занятия предприятием лидирующихпозиций нашли отражение в развитии ресурсноориен-тированного стратегического анализа и управления,основанных на идее компетенций и способностей, на-зываемой также «школой» ресурсов, способностей икомпетенций [1. С. 74].При анализе внутренних параметров предприятиянельзя недооценивать роль факторов внешней среды вформировании конкурентных преимуществ.Задача стратегического управления состоит в дости-жении целей предприятия путем оптимального исполь-зования его внутренних переменных существующегопотенциала с учетом факторов внешней среды и приве-дении потенциала предприятия в соответствие с требо-ваниями изменяющейся внешней среды для обеспеченияконкурентоспособности и эффективного функциониро-вания в будущем. При этом и предприятие, и внешняясреда находятся в постоянной взаимозависимости:внешняя среда влияет на предприятие, и наоборот.Следовательно, функция контроля за соответствиемвнутренних факторов (ресурсы, способности и компе-тенции) деятельности фирмы внешним условиям пред-ставляется нам как весьма значимая в деле выживанияи развития предприятия.С другой стороны, основой конкурентоспособностистановятся специфические свойства. Речь идет о куль-тивировании компетенции (т.е. об умении выполнятьоперации по созданию полезностей для потребителя)до уровня, лучшего в отрасли.С этих позиций компетенцию определяют как особоесвойство в области организации и управления ресурсамии бизнес-процессами для достижения поставленных це-лей. К. Эндрюс, например, употребляет термин «отличи-тельная компетенция» для определения вида деятельно-сти, в котором предприятие проявляет себя наилучшимобразом [2. С. 31]. Уотермен и Хемел приводят термин«ключевая компетенция» для обозначения набора уменийи технологий, накопленных предприятием знаний и опы-та, которые становятся основой успешной конкуренции[3. С. 76]. Отметим, что ключевой компетенции преждевсего присуща сложность, компетенция является произ-водной от совокупности ресурсов и способностей.Целенаправленно развиваемые компетенции должныбыть трудновоспроизводимы другими предприятиями.Компетенции, отвечающие рассмотренным требовани-ям, получили название ключевых (корневых) компетен-ций. По сути ключевые компетенции - это то, что пред-приятие может делать лучше других и что другие пред-приятия не могут повторить за обозримый период.Говоря о культивировании компетенции и ключевыхкомпетенциях, нужно помнить, что это возможно в слу-чае формирования системы управления каждым видомресурсов. Обеспечение интегрированного управлениякомплексом этих активов ориентировано на цель повы-шения конкурентоспособности предприятия.Компетенция, в отличие от других активов пред-приятия, - основное стратегическое преимущество,появляющееся при формировании конкурентного пре-имущества на основе компетенции; она развивается, еекачество повышается, эффективность ее использованиясущественно возрастает - это наиболее «износостой-кий» и долговременный актив предприятия.В ходе анализа деятельности предприятия выявля-ются способности и ресурсы, задействованные в созда-нии продукции, и их вклад в его конечную потреби-тельную стоимость. Именно увеличение добавочнойпотребительной стоимости в результате развития клю-чевой компетенции и является основанием для получе-ния устойчивого конкурентного преимущества.При анализе стоит задача точного выявления суще-ствующей ключевой компетенции, выстраиваютсяструктура и иерархия ресурсов и способностей и опре-деляются целевые и ключевая компетенции. Стратеги-ческое планирование основано на результатах ранжи-рования компетенции предприятия, проведенного всоответствии с внешними и внутренними факторамихозяйствования.Таким образом, при описываемом подходе к стратеги-ческому анализу внимание акцентируется на ряде специ-альных вопросов, которые уже обозначены ведущимиучеными, исследовавшими проблему стратегическогоуправления предприятием (И. Ансофф - таблица компе-тенции, М. Портер - базовые стратегии, цепочка ценно-стей, С. Праалад и Г. Хемел - ключевые компетенции).Исходя из вышеизложенного, можно сделать за-ключение, что основой конкурентоспособности стано-вятся ключевые компетенции, способность к макси-мальной реализации потенциала материальных и нема-териальных активов. Поэтому при изучении конку-рентных преимуществ важен системный подход, обес-печивающий учет и выделение наиболее важных фак-торов, действующих на конечную конкурентоспособ-ность предприятия. Для этого, в свою очередь, надочетко определить и эффективно использовать те ресур-сы, те конкурентные преимущества, которые позволятдостичь этой цели и на которые необходимо обратитьвнимание в первую очередь. Все усилия необходимонаправить на развитие тех сторон, которые выгодноотличают предприятие от реальных и потенциальныхконкурентов.Концепция стратегических ресурсов и стратеги-ческих способностей построена в рамках ресурсногоподхода к теории конкурентных преимуществ. В ос-нове этой концепции лежит идентификация ключе-вых, стратегических ресурсов и ключевых компетен-ций предприятия. Центральной идеей этой школыявляется концепция предприятия как взаимосвязиспециализированных ресурсов, которые используютсядля достижения лидирующих позиций на рынке, т.е.устойчивого конкурентного преимущества. Развитиепредприятия, в таком случае, есть непрекращающийсяпроцесс приобретения, развития и расширения ее ре-сурсных возможностей.Предприятие располагает множеством различныхресурсов. По качественному признаку группировкаресурсов позволяет выделять финансовые, материаль-ные, кадровые и организационные ресурсы. К финан-совым ресурсам относят собственный и заемный капи-тал, нераспределенную прибыль. Материальные ресур-сы включают основные фонды: движимое и недвижи-мое имущество, здания и сооружения, машины и обо-рудование. Кадровые ресурсы складываются из знаний,опыта, квалификации, способности вырабатывать суж-дения и рисковать. Организационные ресурсы - это нетолько предыдущий опыт, репутация, система взаимо-отношений, доверие, но и организационная культурапредприятия.Ресурсы могут быть физическими и неосязаемыми,такими как торговая марка или технологические навы-ки и ноу-хау. Ресурсами могут быть организационныенавыки, например способность предприятий управлятьгибкими производственными процессами, обеспечи-вать низкие издержки, высокое качество продукции иуслуг, эффективное управление запасами. Конкурент-ные преимущества базируются на эффективном ис-пользовании не только физических, но и неосязаемыхактивов: навыков, знаний, умений и способностей. Но-сителями стратегических способностей являются люди,работающие на фирме и аккумулирующие опыт вовсем его многообразии: технологический, организаци-онный, коммуникативный и пр.С экономических позиций к ресурсам относятся запа-сы или источники сырья, материалы, денежные средства,труд и т.п., т.е. совокупность отдельных элементов, прямоили косвенно участвующих в процессе производства илиоказании услуг [4. С. 18]. Различные подходы к определе-нию понятия «ресурсы» сведем в табл. 1.Анализ ситуации на предприятиях машинострои-тельной отрасли показывает, что в качестве слабыхсторон предприятий, факторов, снижающих конкурен-тоспособность, чаще всего называются: устаревшееоборудование и технологии, нехватка квалифициро-ванного персонала, отсутствие рациональной органи-зации производства.Поскольку большая часть из перечисленных факто-ров формирует организационно-технический уровеньпроизводства, то очевидно влияние этого уровня пред-приятия, являющегося отражением «внутреннего» со-стояния, на конкурентоспособность предприятия, и, нанаш взгляд, именно он является основным источникомконкурентных преимуществ машиностроительныхпредприятий. Таким образом, становится очевидным,что именно в области совершенствования этих ресур-сов и лежат стратегические возможности формирова-ния конкурентоспособности.На современном этапе предприятиям необходимосконцентрировать свои усилия на выявлении наиболеезначимых факторов в своей внутренней среде и напра-вить развитие по пути совершенствования этих факто-ров; таким образом, предприятия, «не распыляя сил»,смогут укрепить свои конкурентные позиции с мини-мальными затратами. Отраслевые особенности тяжело-го машиностроения, для которого характерно неболь-шое количество конкурирующих субъектов, и сущест-венные барьеры для входа в отрасль, позволяют круп-ным промышленным предприятиям, имеющим боль-шой опыт работы, обладающим уникальными техноло-гическими способностями и конструкторскими разра-ботками, закрепить свое положение на рынке и посте-пенно наращивать темпы своего развития. При этомнеобходимо подчеркивать свои конкурентные преиму-щества и совершенствовать их источники.Следует отметить, что специфика машинострои-тельного производства не позволяет предприятиям от-расли достичь высоких конкурентных позиций приотсутствии достаточного организационно-техническогоуровня, поскольку выпуск технически сложной про-дукции высокого качества и конкурентоспособностипри низком уровне техники, технологии и организациипроизводства не представляется возможным.Т а б л и ц а 1Определения понятия «ресурсы»Определение Автор, источникРесурсы - это природные и социальные силы, которые могут быть вовлечены в производство,в процесс создания товаров, услуг и иных ценностей. Подразделяют на природные, материаль-ные, трудовые, финансово-денежныеСнитко Л.Т., Бугаева Т.Ю. Управление основ-ным капиталом предприятий. Белгород: Коо-перативное образование, 2003. С. 34.Ресурсы как совокупность средств, запасов, источников, средств и предметов труда, имею-щихся в наличии у предприятия и могущих быть мобилизованными и приведенными в дейст-вие, а также использованными для достижения его целей.Окорокова Л.Г.Совокупность ресурсов как материально-техническая база (долгосрочные ресурсы, обуслов-ленные технологическим процессом), оборотные активы (обеспечивающие техпроцесс), тру-довые и финансовые ресурсыКовалев В.В.Ресурсы - это земля, капитал, труд и предпринимательская способность Макконел К., Брю С.Ресурсы - технические, технологические, трудовые, пространственные (территория, помеще-ния, коммуникации), финансовые ресурсы и возможности. Одновременно в состав предпри-ятия включаются ресурсы организационной системы управленияБалабанов И.Т. Основы финансового менедж-мента. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы истатистика, 2001. С. 67.Основные ресурсы, используемые организацией: люди (человеческие ресурсы), капитал, мате-риалы, технология и информацияСовременный экономический словарьОрганизационно-технический уровень предприятиядолжен обладать специфическими свойствами:- достаточности для обеспечения конкурентоспо-собности предприятия и стратегического развития;- адаптивности организационного поведения сис-темы для обеспечения конкурентоспособности и разви-тия в соответствии с изменениями внешней среды инаучно-техническим (инновационным) развитием;- соответствия с нормами и нормативами на ка-кой-либо определенный период;- саморегулирования и саморазвития в соответствиис изменением внутренней среды в период инновацион-ных преобразований.Организационно-технический уровень предприятиясам по себе представляет источник формирования кон-курентного преимущества организации и именно по-этому нуждается в постоянном анализе, развитии исовершенствовании.В силу этого организационно-технический уровеньпромышленных предприятий представляет собой стра-тегический ресурс, являющийся источником долго-срочных конкурентных преимуществ. С этих позицийактуальной становится целевая направленность разви-тия организационно-технического уровня на факторыконкурентоспособности предприятия. Именно поэтомуего анализ и оценка должны производиться с позицийвлияния на показатели конкурентоспособности пред-приятия.В связи с этим важной методологической пробле-мой является выбор и обоснование оценочных показа-телей для отражения степени развития существующегоорганизационно-технического уровня предприятия.На сегодняшний день разработаны сотни различныхпоказателей, которые используются для определенияорганизационно-технического уровня предприятия.Многие экономисты полагают, что такое разнообразиеедва ли необходимо, поскольку усложняет расчеты и негарантирует объективности оценки.По мнению Л.Е. Басовского [5. С. 33], единственнойгруппой косвенных показателей, которые могут служитьнадежной оценкой технико-организационного уровнятовара, техники и технологии, предприятия, отрасли,является группа показателей, характеризующих долюиздержек, связанных с исследованиями и разработками,или в продажах, или в валовой выручке, или в цене. Чемвыше эти показатели, тем выше технико-организацион-ный уровень товара, техники и технологии, предприятияи тем благоприятнее их перспективы.По мнению В.А. Гузея, состояние организационно-технического уровня производства характеризуется сле-дующими показателями: качеством и конкурентоспо-собностью продукции; состоянием производственногопроцесса; организацией труда и управления [6. С. 38].Он отмечает, что достижение высоких показателей тех-нико-организационного уровня производства зависит отхарактера (экстенсивного или интенсивного) использо-вания элементов производственного процесса: трудовыхресурсов, предметов и средств труда. Данные показате-ли, по его мнению, являются гарантией повышения ор-ганизационно-технического уровня производства.О.В. Израйлева считает, что выбор показателей дляоценки потенциальных возможностей и результативно-сти данного потенциала необходимо производить ис-ходя из критерия конкурентоспособности продукциипредприятия [7. С. 47].Резюмируя вышеизложенное, отметим, что к ком-понентам организационно-технического уровня тради-ционно относят показатели состояния и использованиятехники, технологии и уровня организации производ-ственных процессов. На сегодняшний день сложностьпроизводственных процессов в машиностроении непозволяет не учитывать влияние человеческого факто-ра, уровня трудовых ресурсов при анализе влияниявнутренних активов на конкурентоспособность пред-приятия. Таким образом, мы предлагаем осуществлятькомплексную (интегральную) оценку организационно-технического уровня предприятия по 4 групповым по-казателям: техническому, организационному, кадрово-му и инновационно-технологическому состоянию.Отслеживание процесса развития технологий важноне только в связи с тем, что необходимо вовремя на-чать использование новых технологических достиже-ний, но также и в связи с тем, что организация должнапредвидеть и спрогнозировать момент отказа от ис-пользуемой технологии. Это означает, что процессизучения технологической компоненты макроокруже-ния должен способствовать выбору таких решений,которые позволяют не опоздать с началом технологи-ческого обновления и не задержаться слишком долго сиспользованием когда-то передовой технологии и спроизводством когда-то нового продукта.Каждый из групповых показателей представляетсянабором единичных показателей. Величина комплекс-ного показателя организационно-технического уровняотражает состояние внутренних активов предприятия иявляется исходной информацией для выбора стратегииразвития предприятия, направленной на повышение егоконкурентоспособности.Таким образом, организационно-технический уровеньпроизводственной социально-экономической системы(предприятия) - это совокупность возможностей: наличиесовременной технологии, оборудования, подготовленныхкадров, совокупность необходимых ресурсов (материаль-ных, инновационных, организационных и др.), обеспечи-вающих функционирование и стратегическое развитиепредприятия в условиях конкуренции.Нужно отметить, что компоненты организационно-технического уровня могут представлять как сильные, таки слабые стороны предприятия, оставаясь при этом ос-новным источником конкурентных преимуществ (рис. 1).Слабые стороны предприятия(компоненты ОТУПр)Сильные стороны предприятия(компоненты ОТУПр)Источники конкурентныхпреимуществРис. 1. Направления формирования источников конкурентных преимуществВысокий организационно-технический уровеньпредприятия является стратегическим ресурсом орга-низации, который обеспечивает ей устойчивость в из-меняющихся условиях внешней среды и позволяет по-беждать в конкурентной борьбе. С этой точки зренияорганизационно-технический уровень нуждается в по-стоянном развитии и совершенствовании.Его стратегическое значение состоит в принципи-ально возможном воздействии на внешнюю среду ор-ганизации. Причем в данном случае речь идет не про-сто об обладании ресурсами. Огромное значение имеетспособность рационально сочетать эти ресурсы, увязы-вать их с другими очевидными конкурентными пре-имуществами организации.Поэтому в качестве ключевых внутренних факторовмы выделяем факторы, формирующие организационно-технический уровень предприятия.Понимание особой ценности высокого организаци-онно-технического уровня для обеспечения конкурен-тоспособности предприятия дает возможность сориен-тировать свой выбор на стратегии дальнейшего разви-тия, которая будет направлена на совершенствованиестратегически наиболее значимых, с точки зрения дос-тижения определенных конкурентных преимуществ,факторов организационно-технического уровня.Методика анализа организационно-техническогоуровня состоит из двух этапов:1. Оценка текущего состояния организационно-технического уровня, которое характеризуется показа-телями, отражающими уровень развития техники, тех-нологии, организации производства, степенью иннова-ционности технологических процессов, качества вы-пускаемой продукции и др.2. Совершенствование организационно-техничес-кого уровня производства предполагает выбор наибо-лее важных факторов организационно-техническогоуровня предприятия с позиций их влияния на конку-рентоспособность организации в целом и разработкуосновных мер по их совершенствованию.При этом на этапе выбора пути стратегическогоразвития предприятия необходимо проанализироватьтекущее состояние «внешних» и «внутренних» факто-ров и выявить влияние отдельных показателей органи-зационно-технического уровня на конечный (инте-гральный) показатель конкурентоспособности.Ряд показателей имеет нормативные или предельно-допустимые значения, которые можно использовать врасчетах балльных показателей (в основном коэффици-енты). Другие показатели не имеют нормативных зна-чений и определяются экспертным методом.При сравнении полученных единичных, группо-вых и интегральных показателей с нормативнымиили желаемыми можно сделать выводы о текущемсостоянии организационно-технического уровня вцелом по предприятию и его отдельных факторов вчастности.Такой факторный анализ позволяет определить ас-пекты организационно-технического уровня предпри-ятия, оказывающие наибольшее влияние на конкурен-тоспособность в целом, т.е. являющиеся источникомнаиболее значимых конкурентных преимуществ. Та-кой подход дает возможность сориентировать свойвыбор на оптимальной стратегии дальнейшего разви-тия предприятия, которая будет направлена на совер-шенствование стратегически наиболее значимых, сточки зрения достижения определенных конкурент-ных преимуществ, факторов организационно-технического уровня. Это позволяет предприятиюдостичь намеченной цели, «не распыляя» средства.В общем виде основные направления такого влия-ния представлены в табл. 2.Определив, таким образом, слабые и сильные сто-роны «внутренних» факторов, обозначив в результатеанализа наиболее важные конкурентные преимуществаи показатели организационно-технического уровня,имеющие на них наибольшее влияние, предприятиеможет сделать обоснованный выбор дальнейшей стра-тегии укрепления своей конкурентоспособности.Т а б л и ц а 2Факторы организационно-технического уровня предприятия и их влияние на конкурентоспособностьФакторы организационно-технического уровня Характер влияния на конкурентоспособностьУровень техники Чем выше удельный вес прогрессивного и автоматического оборудования, тем более высок уровенькачества выпускаемой продукции (оказываемых услуг)Уровень технологии Применение современных технологий позволяет увеличить потребительские свойства продукции(качество оказываемых услуг), а также снижает текущие производственные издержкиИнновационный уровень Наличие патентов или ноу-хау автоматически гарантирует конкурентное преимущество в силу от-сутствия конкурентов в этой сфереУровень трудовых ресурсов С повышением уровня используемых трудовых ресурсов конкурентоспособность предприятия по-вышаетсяОрганизационный уровеньЧем выше степень применения прогрессивных форм организации производства, тем выше объемвыпускаемой продукции (оказываемых услуг), меньше доля постоянных издержек, следовательно,есть возможность ценовой стратегии конкурентной борьбы.Наличие у предприятия дополнительных обязательств (послепродажное обслуживание) и добросо-вестное их выполнение создают благоприятный имидж и поддерживают высокую репутацию пред-приятияНа наш взгляд, совершенствование различных со-ставляющих организационно-технического уровняпредприятия влияет на определенные компоненты кон-курентной позиции и, таким образом, приводит к вы-бору различных стратегических решений.Так, например, совершенствование группы техноло-гических факторов может позволить применить страте-гию снижения себестоимости или лидерства по издерж-кам, если предприятие внедрит новую безотходную тех-нологию; применение уникальной технологии, позво-ляющей значительно увеличить качественные характе-ристики производимой продукции (оказываемых услуг)или освоить выпуск новой позволит применить страте-гию дифференциации или товарной экспансии соответ-ственно; применение в производстве ноу-хау позволитосуществить стратегию первопроходца.Совершенствование группы технических факторовможет отражаться на выборе стратегии конкуренцииследующим образом: оптимизация возрастной структу-ры основных производственных фондов, увеличениетемпов обновления активной части ОПФ позволяетпредприятию снижать издержки производства, связан-ные с ремонтом и обслуживанием оборудования. Та-ким образом, очевидной становится ориентация настратегию снижения издержек.Совершенствование группы организационных фак-торов, направленное на применение автоматизирован-ного оборудования, позволяет предприятию увеличи-вать объемы производства и снижать издержки за счетэффекта от масштаба производства, таким образом,формируется возможность осуществления стратегиисокращения расходов или упора на издержки.Увеличение доли информационных технологий,применяемых для осуществления функций управленияи производственных процессов, позволяет предпри-ятию существенно снизить непроизводительные потеривремени, оптимизировать процесс организации произ-водства (например, применение логистики материаль-ных и информационных потоков), сократить длитель-ность производственного цикла и в результате полу-ченного эффекта проводить стратегию снижения из-держек; своевременно проводить анализ измененийвнешней среды и в такой ситуации осуществлять стра-тегию немедленного реагирования.Резюмируя все вышеизложенное, можно сказать,что существует большое множество факторов, воздей-ствующих на формирование и развитие конкуренто-способности предприятия, но, с нашей точки зрения,среди них организационно-технический уровень зани-мает наиболее важное и значимое место, и при дефици-те финансовых ресурсов у предприятия его совершен-ствование становится приоритетным направлениемразвития машиностроительного предприятия, направ-ленного на получение конкурентных преимуществ вы-сокого порядка и обеспечения конкурентоспособностипредприятия в целом. В связи с этим большое значениеимеют проблемы формирования необходимого органи-зационно-технического уровня предприятия и его це-левая ориентация на критерии конкурентоспособности,соответствующие новым условиям хозяйствования, атакже поиска методов комплексного анализа и оценкиорганизационно-технического уровня и диагностикипотенциальных возможностей предприятий участво-вать в конкурентной борьбе.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 368
Ключевые слова
организационно-технический уровень, конкурентоспособность, organisational and technical level, competitivenessАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Баженов Геннадий Егорович | Новосибирский государственный технический университет | профессор, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики предприятий | galsem@ngs.ru |
Семакина Галина Анатольевна | Новосибирский государственный технический университет | кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики предприятий | galsem@ngs.ru |
Ссылки
Баринов В.А. Экономика фирмы: стратегическое планирование: Учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2005. С. 74.
Гибсон Л.Дж., Донелли Дж.Х. Организации: Поведение. Структура. Процессы: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2000. С. 31.
Уотермен Р. Фактор обновления. Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании. М.: Прогресс, 1998. С. 76.
Ресурсный потенциал экономического роста / Под ред. М.А. Комарова. М.: Путь России, 2002. С. 18.
Басовский Л.Е., Лунева А.М., Басовский А.Л. Экономический анализ (Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности): Учеб. пособие / Под ред. Л.Е. Басовского. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 33.
Чернышева Ю.Г., Гузей В.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Ростов н/Д: Феникс, 2005. С. 38.
Сервис: экономика, техника, образование: Тематический сборник научных трудов / Под ред. В.А. Лившица. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2002. С. 47.
