Защита банковских вкладов физических лиц является важнейшим элементом стабилизации банковской системы. Страхование вкладов призвано защитить интересы вкладчиков банков, предупредить панику и не допустить её распространения на всю банковскую систему. Защита вкладчиков коммерческих банков является не просто защитой потребителя, это неотъемлемый элемент банковского регулирования, который создаёт необходимые условия для поддержания стабильности банковской системы.
Deposit insurance agency and Russias banking system improvement.pdf Одним из наиболее спорных вопросов, возникаю-щих при функционировании системы страхованиявкладов (ССВ), является определение функций и пол-номочий системы в отношении банков-участников,Агентства по страхованию вкладов и Банка России.Чтобы разобраться в решении данного вопроса, ав-тор выделяет ещё один классификационный тип сис-темы страхования вкладов в зависимости от органа,выполняющего надзорную функцию:1) ССВ, в которой функция надзора закреплена заЦентральным банком;2) ССВ, где функцию надзора выполняет орган, от-ветственный за страхование вкладов (депозитов);3) смешанная ССВ, где надзорную функцию выпол-няет организация, ответственная за страхование вкла-дов совместно с Центральным банком (либо иным ор-ганом, отвечающим за надзор коммерческих банков);4) ССВ, в которой надзорная функция принадлежитиному органу, отвечающему за надзор коммерческихбанков, например Министерству финансов.Что касается первого типа ССВ, в которой функциянадзора закреплена за Центральным банком, то сюдаотносятся такие страны, как Аргентина, Италия, Ни-дерланды, Беларусь, Греция, Чехия, Китай, Словакия.Второй тип системы страхования депозитов (вкла-дов), где функцию надзора выполняет орган, ответст-венный за страхование вкладов (депозитов), - Агент-ство по страхованию вкладов. Наиболее ярким приме-ром в данном аспекте является Федеральная корпора-ция по страхованию депозитов (ФКСД) США. ФКСДучаствует в осуществлении надзора за привлекающи-ми вклады банками в целях соблюдения принципов,гарантирующих надёжность и устойчивость, и нормзаконодательства. Подобный надзор включает в себяразличные меры - от мониторинга состояния бухгал-терского учёта до контроля над соблюдением феде-рального законодательства, устанавливающего нормыкредитования.ФКСД вправе на ранних стадиях финансовых про-блем оказывать помощь банку путём выкупа активов ипредоставления займов для недопущения банкротства.На ФКСД возложено и проведение ликвидационныхмероприятий в банках, лишённых права привлекатьвклады. ФКСД приобретает полный контроль над разо-рившимся банком, вправе менять руководство, прово-дить реструктуризацию либо путём объединения с дру-гим банком, либо за счёт передачи последнему активови пассивов.Третий тип - смешанная ССВ, где надзорнуюфункцию выполняет организация, ответственная застрахование вкладов совместно с Центральным банком(либо иным органом, отвечающим за надзор коммерче-ских банков, например Министерство финансов).В Бельгии, Дании, Исландии система страхованиявкладов позволяет предоставлять поддержку проблем-ным банкам для спасения от банкротства, напримерсодействие в продаже банка другому финансовому ин-ституту, предоставление средств либо вмешательствона превентивной основе.В Испании существует три фонда страхования вкла-дов, и они используются Национальным банком в це-лях реализации его законодательно закреплённых пол-номочий по поддержанию платёжеспособности кре-дитных организаций в случае наступления финансовыхтрудностей и обеспечению нормального функциониро-вания банковской системы. Фонды действуют в качест-ве агентов Банка Испании в процессе реализации мерпредупреждения банкротства и ликвидации кредитныхинститутов. Принятие фонда мер в отношении тогоили иного финансового института, а также их характеропределяются общим планом Банка Испании по оздо-ровлению либо прекращению деятельности несостоя-тельного банка [1. С. 166].Сложившаяся в этих странах практика страхованиявкладов показывает, что страховщики путём совмеще-ния рассматриваемых функций используют принципнаименьших затрат и пользуются широким наборомметодик прогнозирования банкротств банков и урегу-лирования проблем несостоятельных банков.Четвёртый тип ССВ - надзорная функция принад-лежит органу, отвечающему за надзор коммерческихбанков.Для примера в настоящее время власти Швециирассматривают и готовят к внедрению новые механиз-мы урегулирования несостоятельности банков, преду-сматривающие значительное расширение полномочийнадзорных органов по вмешательству в деятельностьпроблемных банков, а также создание специальногооргана - Агентства по управлению кризисами. Оно«будет являться постоянно действующим органом, от-дельным от центрального банка и страховщика депози-тов, наделенным широкими полномочиями рекомендо-вать введение в банк государственной администрацииили его ликвидацию, управлять бизнесом банков, вкоторые введена государственная администрация, вы-давать правительственные гарантии по долгам, воз-никшим после начала вмешательства государства, при-останавливать определенные платежи и определять,когда прекращать действие государственной админи-страции в банке» [2. С. 8].Российская система страхования вкладов относитсяк третьему типу - смешанной системе, так как надзорза деятельностью банков осуществляют и Центральныйбанк, и Агентство по страхованию вкладов.В современных условиях в России вопрос урегули-рования несостоятельности банков регламентируетсярядом нормативных актов:- ФЗ «О Центральном банке Российской Федера-ции» от 10.07.2002 № 86-ФЗ (с изм. от 25.11.2009 г.);- ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредит-ных организаций» от 25.02.1999 № 40-ФЗ (с изм. от01.12.2007 г.);- ФЗ «О страховании вкладов физических лиц вбанках РФ» от 23.12.2003 № 177-ФЗ (в ред. Федераль-ных законов от 25.11.2009 № 227-ФЗ);- ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления ста-бильности банковской системы в период до 31 декабря2011 года» от 27.10.2008 г. № 175-ФЗ.Передача Агентству функции санатора являетсяважным конструктивным элементом действующей вРоссии системы страхования вкладов.Занимаясь денежно-кредитным регулированием,Центральный банк выступает органом исключительнойкомпетенции, т.е. выполняет функцию, которую нельзядоверить иным государственным органам. Однако над-зирая за соблюдением коммерческими банками уста-новленных правил деятельности, он является органомспециальной компетенции, т.е. выполняет функции,которые при определённых обстоятельствах могут вы-полнять и другие органы [3. С. 19].В период до принятия Федерального закона «О до-полнительных мерах для укрепления стабильностибанковской системы в период до 31 декабря 2011 года»меры по предупреждению банкротства банка опреде-лялись Федеральным законом от 25 февраля 1999 г.№ 40 - «О несостоятельности (банкротстве) кредитныхорганизаций». Эти меры включают: финансовое оздо-ровление банка, возможность реорганизации проблем-ного банка, назначение временной администрации поуправлению проблемным банком без отзыва у неголицензии на осуществление банковских операций. Од-нако практика показала, что данные меры применяютсякрайне редко и не дают ожидаемого результата [4.С. 1]. Все эти мероприятия проводились Центральнымбанком России самостоятельно до 1998 г. В 1998 г. бы-ло создано Агентство по реструктуризации кредитныхорганизаций (АРКО), которое с 1999-2003 г. принялоучастие в проектах, связанных с реструктуризацией иразвитием 21 банка, в 15 из них АРКО было основнымакционером, показав, что государственные институтымогут выступать эффективными собственниками. Послевосстановления текущей прибыльной деятельности бан-ков АРКО выставляло их акции на открытые торги дляпродажи заинтересованным инвесторам. Цены продажобеспечили полный возврат бюджетных средств, вло-женных в капитал банков [5. С. 12].Таким образом, изначально в основу мер по преду-преждению банкротства был положен следующий прин-цип: бремя устранения финансовой несостоятельностилежит прежде всего на их владельцах. Государство черезсистему банковского надзора осуществляло лишь адми-нистративные меры в этой сфере. Задача надзорногооргана - своевременное выявление проблем, а такжеактивный контроль за дальнейшим развитием ситуации.Если спасти проблемный банк собственникам не удава-лось, государство устраняло его с рынка через процеду-ру банкротства. Одновременно через систему страхова-ния вкладов вкладчикам выплачивались компенсации [5.С. 9]. В 2004 г. взамен АРКО начало свою деятельностьАгентство по страхованию вкладов. ПервоначальноАгентство по страхованию вкладов выполняло толькотехнические функции по обслуживанию фонда страхо-вания вкладов. Функции минимизации банковских рис-ков посредством применения к коммерческим банкамтех или иных инструментов надзора и регулированияданному органу не были поручены (противоположныйподход наблюдается в США и Канаде). Все эти функцииоставались за Центральным Банком России [6. С. 18].Наряду с функциями фондирования и использова-ния средств Фонда обязательного страхования вкладовАгентству по страхованию вкладов предоставляютсяполномочия по проведению ликвидации и санациикредитных организаций, в соответствии с которымионо может контролировать состояние финансового по-ложения банков-участников и принимаемые ими риски,применять меры воздействия к банкам-участникам сухудшающимся финансовым положением, предостав-лять финансовую помощь в целях решения проблемыпредотвращения неплатёжеспособности, реализацияпроцедур по закрытию банков-банкротов. В некоторыхслучаях Агентство по страхованию вкладов наделяетсяправом проводить инспекционные проверки в про-блемных банках. Основная цель всех перечисленныхфункций агентства заключается в минимизации рискапотерь банковских вкладов и расходов государства нафункционирование системы страхования вкладов.Эти функции закреплены за Агентством, согласноФЗ «О дополнительных мерах для укрепления ста-бильности банковской системы в период до 31 декабря2011 года», лишь до конца 2011 г. [7].По последним данным [8], Агентство по страхова-нию вкладов намерено превратить механизм санациибанков из временного в постоянный, а ставку отчисле-ния в фонд страхования вкладов каждого банка привя-зать к его рискам. Такие задачи Агентство по страхова-нию вкладов намерено прописать в своей стратегиидеятельности до 2014 г.Если в начале 2009 г. Агентство осуществляло лик-видационные процедуры в 65 кредитных организациях,то по состоянию на 01.01.2010 г. - уже в 90, в том чис-ле конкурсное производство проводилось в 81 банке,принудительная ликвидация - в 9 банках.Всего с начала деятельности в качестве корпоратив-ного конкурсного управляющего (ликвидатора) кредит-ными организациями ликвидационные процедуры осу-ществлялись Агентством в 228 банках, в 138 из них кон-курсное производство (ликвидация) завершено. Из21 банка, в которых ликвидационные процедуры былизавершены в 2009 г., в восьми банках осуществлялисьпроцедуры принудительной ликвидации, в 13 банках -процедуры банкротства. При этом в отношении руково-дства шести банков были предприняты меры по их при-влечению к уголовной и субсидиарной ответственностиза действия, повлекшие банкротство банков.По состоянию на 01 января 2010 г. меры по финан-совому оздоровлению осуществлялись в 14 банках, изних соответствующие процедуры в 12 кредитных орга-низациях были начаты в 2008 г. В отношении санируе-мых банков Агентством создана система контроля заходом их финансового оздоровления. В ее основе ле-жит еженедельная и ежемесячная отчетность об их дея-тельности, в соответствии с утвержденным графикомпроводятся выездные проверки. По итогам дистанци-онного анализа и проверок Агентство разрабатывалопредложения инвесторам по более эффективному раз-витию банков, направляло рекомендации по оптимиза-ции их деятельности и более оперативному достиже-нию целевых показателей планов финансового оздо-ровления. Принимая во внимание, что в большинствеслучаев в финансовом оздоровлении банков участвуютинвесторы, Агентство также ежеквартально осуществ-ляло проверки их финансового состояния. Большинст-во банков, финансовое оздоровление которых началосьв 2008 г., в течение года демонстрировало положитель-ную динамику развития, выполняя плановые показате-ли финансового оздоровления и увеличивая объемыкредитования предприятий и организаций [9].Необходимо признать, что применяемые АСВ мерыпо урегулированию несостоятельности банков с приня-тием ФЗ № 175 были эффективными. Они обеспечилиснижение ущерба, наносимого рынку разорением от-дельных банков, максимизацию выручки от реализацииактивов несостоятельных банков, а также укреплениерыночной дисциплины с помощью привлечения к от-ветственности лиц, чьи действия или решения нанеслиущерб интересам кредиторов, общества и государства.Банк России и АСВ получили возможность применятьэффективные механизмы санации банков, позволяю-щие эффективно задействовать возможности частногосектора, сохранять эффективный бизнес проблемныхбанков.На основании проведённого исследования авторпришёл к выводу, что на данном этапе забрать полно-стью функцию надзора у Центрального банка и закре-пить ее за Агентством по страхованию вкладов нельзя.Передача Банком России части своих соответствующихполномочий вниз определённо не добавит стабильно-сти и устойчивости банковской системе. ПоэтомуАгентству по страхованию вкладов необходимо посте-пенно становится наиболее активным и эффективнымучастником формирования надзора за деятельностьюкоммерческих банков.Автором предлагаются следующие рекомендациипо совершенствованию функционирования надзора задеятельность банков - участников системы страхова-ния вкладов:1. Во избежание дублирования надзорных функцийстрахового агентства между Агентством по страхова-нию вкладов и Центральным банком необходимо рас-ширить объём информации, передаваемой Централь-ным банком Агентству по страхованию вкладов путёмпредоставления на непрерывной основе информации офинансовом состоянии коммерческого банка, входяще-го в систему страхования вкладов (например, согласо-вание планов проверок).2. Включить представителя Агентства по страхова-нию вкладов в Комитет банковского надзора с правомсовещательного голоса.3. Агентство по страхованию вкладов должно прини-мать участие при выдаче лицензии, дающей право при-влекать денежные средства населения во вклады коммер-ческого банка, где уже заранее будут оценены его финан-совое состояние, компетентность руководства.4. Совместно с Центральным банком Агентство долж-но проводить дистанционный надзор, т.е. проверку отчёт-ности, предоставляемой в надзорный орган банками -участниками системы страхования вкладов.5. Включить в состав инспекционных проверок наместах членов Агентства по страхованию вкладов.6. На данном этапе и в последующем было бы спра-ведливым оставить функцию санации банков навсегда,для того чтобы Агентство по страхованию вкладов моглозаранее выявить источник возникшей проблемы и при-нять все необходимые меры по ее решению. Это необхо-димо закрепить на законодательном уровне.Данные рекомендации, по мнению автора, позволятАгентству по страхованию вкладов выполнять своифункции с ещё большей результативностью.
Турбанов А.В. Концептуальные основы создания и функционирования Системы страхования банковских вкладов в Российской Федерации. М., 2003.
Турбанов А.В, Евстратенко Н.Н. Мировой финансовый кризис: защита вкладчиков - приоритетная задача. Какие угрозы волнуют сегодня мир? // Банковское Право. 23.10.2008. С. 1-14.
Зилинкас Р. Обмен информацией и координирование действий с Центральным банком и банковским надзором // Материалы Междунар. конф. «Система страхования вкладов как элемент стабильности банковской системы». Киев, 2004.
Участие Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в предупреждении банкротства банков. М., 2008. URL: http://www.asv.org.ru (дата обращения 5.03.2010).
Турбанов А.В. Участие Агентства по страхованию вкладов в предупреждении банкротства кредитных организаций / /Деньги и кредит. 2009. № 3. С. 9-13.
Тавасиев А.М., Акимов О.М. Нужен ли независимый орган для надзора за банковским сектором? // Банковское дело. 2004. № 8. С. 18-22.
Федеральный закон Российской Федерации № 175-ФЗ от 27 октября 2008 года «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года».
О проблемах, перспективах и практическом опыте по внедрению системы защиты депозитов: Сб. тематич. материалов. М., 2009. Вып. 22. С. 24.
Инвестиционно-сберегательное поведение населения России в условиях глобальной социально-экономической нестабильности. М., 2009. URL: http://www.asv.org.ru (дата обращения 12.01.2010).