Интегративно-дифференциальный подход к исследованию состояния выгорания у врачей
Использование интегративно-дифференциального подхода к исследованию состояния выгорания обеспечивает возможность изучения трансформации данного состояния в свойства, а также её причины и специфики.
Integrative and differential approaches to research of doctors burnout.pdf Состояние выгорания наиболее типично для пред-ставителей профессий «помогающего» типа - учите-лей, психологов, социальных работников, врачей и т.д.[1-7], особое место среди которых отводится врачам.Специфика содержания их профессиональной деятель-ности, а именно: большое количество контактов сбольными людьми, высокий уровень ответственностиза жизнь и здоровье других людей, необходимость рис-ковать их здоровьем и жизнью и др., − все это пред-ставляет собой условия для высокого риска возникно-вения состояния выгорания [1, 3-6].В настоящее время проблема изучения структурысостояния психического выгорания характеризуетсяметодологической неопределенностью. Существуетдостаточно большое количество моделей, объясняю-щих возникновение состояния выгорания, которыеможно систематизировать в два основных подхода:результативный и процессуальный. Представители ре-зультативного подхода рассматривают выгорание какнекое состояние, включающее в себя ряд конкретных эле-ментов (составляющих). Согласно К. Маслак [7], выгора-ние есть результат эмоциональной перегрузки, вызваннойвзаимоотношениями между профессионалом и его субъ-ектом взаимодействия, и включает в себя три состав-ляющие: «эмоциональную истощенность», «деперсо-нализацию» и «редукцию личных достижений». Пред-ставители процессуального подхода состояние выгораниярассматривают как процесс, протекающий в ходе профес-сионального развития человека и имеющий стадиальныйхарактер. Согласно В.В. Бойко [8], «эмоциональное вы-горание» - это динамический процесс, возникающийпоэтапно в полном соответствии с механизмом разви-тия стресса и включающий фазы «напряжение», «рези-стенции» и «истощения».Методологическим основанием исследования со-стояния выгорания выступила идея интегративно-дифференциального подхода к исследованию его воз-никновения и генеза. Исходя из того, что результатив-ный подход не включает в себя аспект генеза состояниявыгорания, а процессуальный не реализует идеюструктурности, мы пришли к выводу о необходимостиинтеграции данных подходов для обоснования струк-турно-процессуальной природы изучаемого феноменаи обеспечения возможности исследования не толькоего феноменологических конструктов, но и трансфор-мации в другие психические явления - свойства. Мыпредполагаем, что в состоянии выгорания с каждымпереходом на следующую фазу будет проявляться уси-ление связи между структурными элементами («эмо-циональным истощением» и «деперсонализацией»,«деперсонализацией» и «редукцией личных достиже-ний», «эмоциональным истощением» и «редукциейличных достижений») и наблюдаться нарастание уров-ня их выраженности, что приводит к трансформациисостояния выгорания в состояние свойств. Дифферен-циальный подход позволяет выявить специфическоепроецирование информационной основы деятельностина генез состояния выгорания. Согласно В.Д. Шадри-кову [9], под информационной основой деятельностипонимают совокупность информации, характеризую-щей её предметные и субъективные условия, т.е. про-филь деятельности.Психологический анализ литературных источниковпозволяет выделить предметные и субъективные усло-вия деятельности врачей с учетом квалификации.Предметные условия деятельности врачей-хирургов, вотличие от врачей-терапевтов, сопряжены с дифферен-цированностью групп пациентов, использованием фарма-цевтических препаратов и высокотехнологичного обору-дования в момент выполнения лечебных мероприятий,интенсивными физическими нагрузками, сочетанием ноч-ных дежурств с операционной деятельностью и работой вдневное время, субъективные - с высокой эмоциональнойнапряженностью и ответственностью, связанными с рабо-той в условиях повышенного риска для жизни и здоровьядругих людей. К предметным условиям деятельностиврачей-терапевтов относят недифференцированностьгрупп пациентов. Выступая субъективным условием дея-тельности, рефлексирование условий и содержания пред-мета своей деятельности у врачей-терапевтов являетсяболее постоянным и интенсивным, чем у врачей-хирургов.В исследованиях состояния психического выгора-ния, посвященных соотносимости выраженности егофаз с длительностью профессиональной деятельно-сти, представлены неоднозначные результаты: в од-них указана соотносимость нарастания выраженностисостояния выгорания и длительности профессио-нальной деятельности [3, 5], в других - её отсутствие[10, 11]. Именно поэтому мы включили в исследова-тельский контекст изучение влияния длительностипрофессиональной деятельности на генез состояниявыгорания.Целью исследования явилось изучение с позицийинтегративно-дифференциального подхода трансфор-мации состояния выгорания в состояние свойств, атакже её причины и специфики. Под трансформациейсостояния выгорания в состояние свойств мы понима-ем изменение характера взаимосвязей его структурныхэлементов на различных фазах его возникновения, на-личие наиболее выраженных элементов и наиболееинтегрированных взаимосвязей на фазе «истощение».Для реализации цели экспериментально-психо-логического исследования на базе городской клиниче-ской больницы № 2: отделения терапии и хирургии,МУЗ станция скорой медицинской помощи (бригадыинтенсивной терапии - реанимация) г. Курска был об-следован 61 врач в возрасте от 22 до 59 лет. Вся выбор-ка испытуемых была проградуирована по квалифика-ционному критерию и включала 12 врачей-хирургов,средний возраст которых составил 35,25±9,91 лет,средний стаж профессиональной деятельности9,42±6,36 лет. В исследовании также приняли участие49 терапевтов, средний возраст 33,87±11,26 лет и сред-ний стаж профессиональной деятельности13,28±10,29 лет.Исследования проводились с использованием сле-дующих психодиагностических методик: опросника пси-хического выгорания для работников социальных про-фессий В.Е. Орла [5], методики диагностики уровня«Эмоционального выгорания» В.В. Бойко [8]; статистиче-ская обработка результатов проводилась с использовани-ем пакета прикладных программ «STATISTIСA 6,0».Исследование структурных элементов состояния выго-рания врачей осуществлялось с использованием методикиВ.Е. Орла [5], согласно которой в содержании изучаемогосостояния выделяют три элемента: «психоэмоциональноеистощение», «деперсонализация», «самооценка профес-сиональной эффективности». Анализ средних тенденцийструктурных элементов состояния выгорания указал насредний уровень их выраженности: средние значения пока-зателей структурных элементов составили: «психоэмоцио-нальное истощение» − X =23,03±13,96, «деперсонализа-ция» − X =24,85±7,73, «самооценка профессиональнойэффективности» − X =20,27±7,87.Изучение динамики структурных элементов состоя-ния выгорания у врачей на различных фазах его воз-никновения с помощью попарного сравнительногоанализа средних значений позволило установить сле-дующие тенденции (табл. 1):- средние значения показателей всех структурныхэлементов состояния выгорания на всех фазах соответ-ствуют среднему уровню выраженности;- нарастание уровня выраженности структурныхэлементов «психоэмоциональное истощение» и «де-персонализация» и уменьшение уровня выраженностиструктурного элемента «самооценка профессиональнойэффективности» на фазах «резистенция» и «истоще-ние» состояния выгорания;- преобладание более высоких показателей на фазах«резистенция» и «истощение» по элементу «психоэмо-циональное истощение», а также на фазе «напряжение»по структурному элементу «самооценка профессио-нальной эффективности»;- статистически значимые различия на всех фазах и повсем структурным элементам состояния выгорания. По-лученные результаты свидетельствуют о том, что с каж-дым переходом на следующую фазу состояния выгораниязначимо усиливается по сравнению с предыдущей фазойуровень истощения эмоциональных, физических и энер-гетических ресурсов врачей хирургического профиля,характеризующийся снижением эмоционального фона,равнодушным или эмоциональным перенасыщением.Также значимо увеличивается уровень дезадаптации,проявляющейся в уменьшении количества контактов,повышении раздражительности и нетерпимости в ситуа-циях общения, негативизме по отношению к коллегам ипациентам. Вместе с тем самооценка профессиональнойэффективности врачей на каждой последующей фазе зна-чимо уменьшается, т.е. усиливается ощущение неуспеха впрофессиональной деятельности, своей профессиональ-ной некомпетентности в работе с людьми.Т а б л и ц а 1Значения средних тенденций и результаты значимости различий показателей структурных элементовсостояния выгорания врачей на различных фазах его возникновения (U-критерий Манна-Уитни, α = 0,05; U*эмп
Ключевые слова
состояние выгорания,
внутрипрофессиональная дифференциация,
предметные и субъективные условия деятельности,
этапы длительности профессиональной деятельности,
burnout,
extra-professional differentiation,
subject and subjective conditions of activity,
stages of duration of professional workАвторы
Молчанова Людмила Николаевна | Курский государственный медицинский университет | кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры социальной работы | molchanowa.liuda@yandex.ru |
Всего: 1
Ссылки
Большакова Т.В. Личностные детерминанты и организационные факторы возникновения психического выгорания у медицинских работников: Дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2004. 173 с.
Доценко О.Н. Эмоциональная направленность как фактор «выгорания» у представителей социономических профессий // Психологический журнал. 2008. Т. 29, № 5. С. 91-100.
Лукьянов В.В. Эмпатия, профессиональный стаж и особенности синдрома эмоционального выгорания у психиатров-наркологов // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и
Малыгин В.Л. Распространенность синдрома эмоционального выгорания у врачей различных специальностей // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической п
Орёл В.Е., Сенин И.Г. Психодиагностика. Ярославль, 2005.
Скугаревский М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. 2002. № 7. С. 3-9.
Maslach C., Jackson S.E. Patterns of burnout among a national sample of public contact workers // Journal of Health and Human Resources Administration. 1984. Vol. 7. P. 189-212.
Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Филинъ, 1996. 472 с.
Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. 185 с.
Baker M., North D., Smith D. Burnout, sense of coherence and sources of salutogenesis in social work // Psychology: J. of Human Behavior. 1997. Vol. 34 (1). P. 22-26.
Dietzel L.С., Coursey R.D. Predictors of emotional exhaustion among nonresidential staff persons // Psychiatric Rehabilitation Journal. 1998. Vol. 21 (4). P. 340-348.