Обучение в вузах силовых ведомств имеет свою специфику, что объясняется необходимостью подготовки специалистов, профессиональная компетентность которых непосредственно обусловливается качеством их физической подготовленности и психической устойчивости. Для их успешной профессиональной деятельности также необходим оптимальный уровень состояния сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, координации и быстроты действий, особенно в экстремальной ситуации. Работнику системы исполнения наказаний нужно, на наш взгляд, преимущественное развитие ловкости, быстроты, силы, силовой выносливости, формирование готовности к рукопашной схватке с заключёнными, развитие и совершенствование стойкости к неблагоприятному воздействию ограниченной двигательной активности и поддержание работоспособности при выполнении служебных обязанностей, а также воспитание сплоченности и совершенствование навыков коллективных действий на фоне больших физических и психических нагрузок.
Specificity of organizing physical education in high schools of military departments.pdf Профессиональная деятельность сотрудников сис-темы исполнения наказаний связана с их длительнымнахождением в местах, где отбывают наказание в виделишения свободы. В их обязанности входит проведе-ние воспитательной работы с заключёнными, осущест-вление контроля во время и после трудового дня, выяв-ление нарушителей внутреннего распорядка. Стрессо-вые ситуации, зачастую возникающие в местах лише-ния свободы, требуют от сотрудников способностиуправлять своими чувствами, а также выдержки и са-мообладания. Специалист должен обладать оператив-ным мышлением, уметь быстро анализировать посту-пающую информацию, выбирать правильное решениеи также быстро его реализовать [1].Кроме того, деятельность работников уголовно-исполнительной системы (УИС) связана с осуществле-нием в любых погодно-климатических условиях охра-ны заключенных, обеспечения безопасности, принятиямер конвоирования, а в необходимых случаях - задер-жания и преследования правонарушителей и преступ-ников. В связи с этим одним из основных требований,предъявляемым к сотрудникам уголовно-исправи-тельной системы, является их способность постоянногомаксимального проявления своей физической подго-товленности и психической устойчивости.Для работы многих сотрудников правоохранитель-ных органов характерно чередование периодов дея-тельности с незначительной физической нагрузкой ипериодов достаточно высокой двигательной активно-сти. Большой объём разнообразных действий, вклю-чающих в работу более 2/3 мышечных групп, имеетместо в экстремальных ситуациях при задержании пре-ступников, обороне при внезапном нападении заклю-ченного и т.п. Это требует от сотрудников хорошейсиловой подготовленности и в то же время умения бы-стро перестраивать двигательные действия в соответ-ствии с внезапно меняющейся обстановкой (сенсомо-торной координации, способности быстро овладеватьнавыками движения).В содержание профессиональной деятельности со-трудников часто включаются действия с применениемтабельного оружия и спецсредств. Это требует от со-трудника способности выполнять быстро точные иэкономичные движения, ловкости и координации рук ипальцев, а также точности поражения цели. При воз-никновении опасных и экстремальных ситуаций, когдасотрудник должен совершать двигательные действия вминимальный отрезок времени, от него требуется всчитанные доли секунды включить энергосистему, давей «сигнал тревоги».Деятельность в экстремальной обстановке требуетот сотрудника высокого уровня развития различныхвидов двигательной реакции. Важную роль при этомиграют следующие виды реакций: простая двигатель-ная реакция - быстрый ответ заранее известным дви-жением на сигнал; реакция различения - быстрый вы-бор нужного двигательного ответа на ряд возможныхсигналов; реакция переключения - способность быстрои точно переключаться с одного двигательного ответана другой. Хорошая реакция, особенно при выполне-нии боевых задач, является одним из показателей вы-сокой квалификации сотрудника УИС [1].Профессионально-прикладная физическая подго-товка (ППФП) - это одно из основных направленийсистемы физического воспитания, призванное развитьфизические и специальные качества, умения и навыки,способствующие формированию готовности специали-ста к успешной профессиональной деятельности. Про-фессионально важные физические качества целена-правленно формируются в рамках занятий физическойкультурой в высшем учебном заведении, а также впроцессе тренировок при посещении спортивных сек-ций.Впервые подобные проблемы стали подниматься в30-е гг. XX в. в учебных программах по физическойкультуре для вузов, поскольку помимо оздоровитель-ных целей физкультура должна была реализовывать ицели военной и трудовой подготовки студентов. Послевведения в 1932 г. комплекса ГТО - «Готов к труду иобороне» - была поставлена задача: физическая куль-тура в вузе должна содействовать подготовке в первуюочередь всесторонне развитых и физически работоспо-собных кадров, полноценно готовых к трудовой дея-тельности и обороне СССР [2].Рассмотрим подробнее понятие «прикладная физиче-ская подготовка». Как отмечают Л.П. Матвеев иС.А. Полянский, «понятие прикладность обрело в сферефизической культуры неоднозначный смысл - и широкийи узкий» [3. С. 42]. В широком смысле под «прикладно-стью» физической культуры подразумевается факт еепригодности и полезности в деле подготовки человека кбудущей жизни и профессиональной деятельности.В отечественной системе физического воспитаниятакая «прикладность» была выражена связью физкуль-турного движения с трудовой и оборонной практикой иполучила развернутое программно-нормативное во-площение в комплексе ГТО, который просуществовалс 1932 по 1992 г.Узкое понимание «прикладности» физическойкультуры возникло как отражение практики избира-тельного использования ее определенных факторов,пригодных в процессе специальной подготовки к из-бранной профессиональной деятельности (что имену-ется профессионально-прикладной физической подго-товкой), а также непосредственно в сфере производствадля оптимизации работоспособности (что было названопроизводственной физической культурой, или произ-водственной гимнастикой).Многие специалисты не ограничивают ППФП дос-тижением лишь непосредственного прикладного эф-фекта и предполагают в ее рамках решение задач болееширокого спектра. Так, Б.И. Загорский на первый планвыдвигает «воспитание профессионально важных дляданной деятельности волевых и других психическихкачеств; повышение функциональной устойчивостиорганизма к неблагоприятному воздействию факторовспецифических условий труда» [4. С. 16]. Р.Т. Раевскийосновной задачей ППФП считает «формирование про-фессионально важных свойств и качеств личности» [5.С. 35]. В.И. Ильинич отмечает в качестве важной функ-ции ускорение профессионального обучения, а также«выполнение служебных и общественных функций повнедрению физической культуры и спорта в профес-сиональном коллективе» [6. С. 110]. ИсследователиВ.А. Кабачков и С.А. Полиевский важное место отво-дят такой задаче, как «сообщение учащимся знаний,необходимых для успешного применения приобретае-мых умений, навыков и качеств в будущей трудовойдеятельности» [7. С. 9].Таким образом, целью ППФП является психофизи-ческая готовность к успешной, в том числе и безопас-ной профессиональной деятельности.Исследователи обобщенно формулируют основныезадачи ППФП следующим образом:«...- направленное развитие физических способно-стей, специфических для избранной профессиональнойдеятельности;- воспитание профессионально важных для даннойдеятельности психических качеств (волевых, оператив-ного мышления, качеств внимания, эмоциональнойустойчивости, быстроты восприятия и др.);- формирование и совершенствование профессио-нально-прикладных умений и навыков (связанных сособыми внешними условиями будущей трудовой дея-тельности, в том числе сенсорных навыков);- повышение функциональной устойчивости орга-низма к неблагоприятному воздействию факторов спе-цифических условий трудовой деятельности (гипоки-незия, высокая и низкая, температура и перепады тем-пературы окружающей среды, нахождение на большойвысоте, укачивание, действие токсических веществ идр.);- сообщение специальных знаний для успешногоосвоения обучаемыми практического раздела ППФП иприменения приобретенных умений, навыков и качествв трудовой деятельности» [8. С. 306].Названные задачи конкретизируются в соответст-вии с будущей профессией обучаемых, соответственно,оптимальное содержание прикладной физической под-готовки может быть определено, если известны объек-тивные требования профессии к будущему специали-сту. В связи со сказанным научному обоснованиюППФП должно предшествовать исследование факторови условий профессиональной деятельности.К подобным факторам Б.И. Загорский [9] относит:- особенности информационного обеспечения дея-тельности;- характер основных рабочих движений;- особые внешние условия деятельности.Кратко охарактеризуем вышеназванные факторы.Профессиональная деятельность всегда сопряжена сполучением информации и ее аналитической обработкой,особую роль в этом процессе играют память, внимание,мышление и т.п. При этом важны объем поступающейинформации, скорость ее восприятия, наличие помех идругие факторы. Изучение данных признаков будет спо-собствовать уточнению конкретных требований к психи-ческим и двигательным качествам специалиста.Следующий фактор, определяющий ППФП, - ха-рактер рабочих движений. Его можно выявить посред-ством анализа двигательной деятельности в процессетруда, поскольку практически для каждой профессиихарактерен набор повторяющихся действий, состав-ляющих ее содержание.Третьим фактором являются особые внешние усло-вия, сопровождающие профессиональную деятель-ность, к примеру, неудобная поза, гипокинезия, небла-гоприятный микроклимат в помещении и др. Отрица-тельно воздействующие условия дополнительно влия-ют на характер рабочих движений, а в ряде случаевимеют и экстремальный характер, вызывают стрессы,требуют мобилизации всех функций организма.Основными средствами ППФП считаются физиче-ские упражнения, соответствующие специфике той илииной профессиональной деятельности. Данные средст-ва распределяются по группам в зависимости от ихнаправленности:- способствующие развитию профессионально важ-ных физических качеств;- содействующие воспитанию волевых и другихпсихических качеств;- обеспечивающие формирование и совершенство-вание профессионально-прикладных умений и навы-ков;- формирующие устойчивость организма к небла-гоприятным условиям внешней среды.В зависимости от того, каким образом определенаспециальная направленность профессионально-при-кладной физической подготовки студентов (курсантов)любого вуза, как построен процесс ее реализации, та-кой и будет физическая готовность выпускников раз-личных факультетов к их будущей профессиональнойдеятельности.Охарактеризуем в общем специфику ППФП в вузе,готовящем будущих специалистов УИС (на примереКузбасского института ФСИН России).Общеизвестно, что повседневная профессиональнаядеятельность работников УИС связана с осуществле-нием в любых погодно-климатических условиях охра-ны заключенных, обеспечения безопасности, принятиямер конвоирования, а в необходимых случаях - задер-жания и преследования правонарушителей и преступ-ников. В связи с этим одним из основных требований,предъявляемым к сотрудникам уголовно-исправи-тельной системы, является их способность постоянногомаксимального проявления своей физической подго-товленности и психической устойчивости. Таким об-разом, специфика будущей профессии курсантов, обу-чающихся в Кузбасском институте ФСИН России, свя-зана с необходимостью постоянно совершенствоватьсвою физическую подготовленность.Однако, как свидетельствуют результаты исследо-ваний, «только каждый пятый принимаемый на службусотрудник полностью соответствует существую-щим нормативным требованиям» [10. С. 24-27]. Стано-вится ясным, что назрела необходимость обсуждениясуществующих проблем, причем еще в системе вузов-ской подготовки будущих сотрудников.Процесс физического воспитания курсантов вузаданного профиля предполагает, во-первых, воспитаниефизических качеств, в целом положительно влияющихна формирование компетентности будущих сотрудни-ков УИС, эффективность их профессиональной дея-тельности. Во-вторых, важную роль играет овладениеспециализированными сложными двигательными навы-ками (к примеру, отработка приемов борьбы, задержа-ния и пр.). Состав средств ППФП во втором случае,разумеется, наиболее специфичен.Следует отметить, что занятия физической подго-товкой - это составная часть профессиональной подго-товленности работников УИС. На занятиях предусмот-рена отработка «упражнений, направленных не толькона совершенствование основных физических качеств(выносливость, сила, быстрота, ловкость и др.), но и навыполнение профессиональных двигательных действийработников органов уголовно-исполнительной системы(боевые приемы борьбы, преследование, спасение уто-пающего на воде и т.д.). Этими упражнениями воспи-тываются также профессионально важные психическиекачества (настойчивость, инициативность, коммуника-бельность и проч.)» [11. С. 37-41].Так, к примеру, в целях воспитания двигательно-координационных способностей, необходимых в раз-ных видах профессиональной деятельности будущихсотрудников УИС, в процессе ППФП используют ши-рокий круг разнообразных по форме упражнений; длявоспитания общей выносливости - аэробный бег, лыж-ную подготовку, преодоление полосы препятствий идругие упражнения циклического характера. ППФП втаких случаях практически «сливается» с общей физи-ческой подготовкой, специализированной в какой-томере в профессиональном аспекте.Таким образом, профессиональному становлениюспециалиста с высшим образованием во многом спо-собствует ППФП, обеспечивая условия для формиро-вания специфических двигательных умений и навыков,необходимых представителю той или иной профессии.Однако разработке комплекса физических упражнений,имеющих прикладной характер, должен предшество-вать тщательный предварительный анализ объектив-ных требований профессии к будущему специалисту.То есть научному обоснованию ППФП должно пред-шествовать исследование факторов и условий профес-сиональной деятельности.Проанализировав в целом специфику организацииобучения (и физической подготовки в том числе) в ву-зах силовых ведомств, мы пришли к выводу, что под-готовка будущих сотрудников в данных учебных заве-дениях имеет достаточно много схожих особенностей.Кратко остановимся на них.Во многих силовых вузах обучаемые находятся наказарменном положении (исключение в некоторыхучебных заведениях составляют девушки-курсантылибо все обучающиеся старших курсов), что включаетв себя проживание в общежитии, а также соблюдениечеткого распорядка дня.Кроме того, в подобных вузах значительный объемзанимает общеобязательная служебная деятельность -хозяйственные работы, внутренние наряды, много вре-мени уделяется строевой подготовке курсантов. Обяза-тельное время, помимо собственно учебных занятий,отводится на самоподготовку к обучению, в том числеи самостоятельные занятия физической культурой. Кпримеру, вуз МВД - специфическое учебное заведение,ориентированное не только на собственно освоениепрофессии, например юриста, но и на получение спе-циальной подготовки, необходимой для сотрудникаорганов внутренних дел, поэтому курсанты должныовладеть основами ППФП, в том числе и в ходе само-стоятельных тренировок.Основной целью физической подготовки в вузахподобного профиля является обеспечение необходимо-го уровня развития физических и психических качествобучаемых (включая специальные умения и навыки,обусловленные спецификой будущей профессии), ук-репление соматического здоровья, повышение сопро-тивляемости негативным факторам в ходе выполненияслужебных обязанностей.Так, для будущих сотрудников УИС Ф.М. Зезюлинв качестве главных задач физической подготовки на-зывает следующие:1. Развитие и совершенствование физических ка-честв (силы, быстроты, ловкости и др.).2. Совершенствование навыков выполнения боевыхприемов борьбы, в том числе после значительных фи-зических нагрузок и психического напряжения.3. Воспитание уверенности в себе, повышение ус-тойчивости организма к воздействию неблагоприятныхфакторов в ходе служебно-боевой деятельности.4. Вовлечение сотрудников в регулярные занятияфизической подготовкой, повышение их мастерства вслужебно-прикладных видах спорта.5. Овладение теоретическими знаниями и практиче-скими навыками самоконтроля за состоянием здоровьяв процессе групповых и самостоятельных занятий фи-зическими упражнениями [1. С. 64].Основные формы занятий по физической подготов-ке - групповые и индивидуальные практические заня-тия под руководством преподавателя, массовые спор-тивные и оздоровительные мероприятия, а также само-стоятельные занятия физическими упражнениями, физ-культурные паузы.В целях совершенствования общей физической под-готовленности используются:- силовые виды спорта: тяжелая атлетика, гиревойспорт, подтягивания на перекладине и т.д. для развитиясилы;- бег на средние и длинные дистанции, лыжнаяподготовка, марш-броски и др. с целью развития вы-носливости;- бег на короткие дистанции, прыжки на одной идвух ногах для развития быстроты;- игровые виды спорта (футбол, баскетбол, волейбол),гимнастические упражнения с целью развития ловкости икоординации движений.Для развития специальной физической подготов-ленности используются:- преодоление полосы препятствий различнымиспособами;- занятия различными видами спорта (спортивныеединоборства, регби).Для совершенствования специальных умений и на-выков применяются:- практические занятия по отработке специальныхприемов защиты и нападения в различных ситуациях(один против одного, двух нападающих, действия наограниченной площади, приемы использования оружияи спецсредств, применение приемов в различной формеодежды и разных погодных условиях, отработка прие-мов взаимопомощи);- занятия по контактным видам спорта: самбо, дзю-до, рукопашный бой, бокс и др.;- групповые упражнения по силовому пресече-нию противоправных действий с использованиемспецсредств (щита, резиновой палки, наручников),отработка защиты от ударов блоками, уходами, от-ветными ударами и бросками, по задержанию право-нарушителя;- ситуации, требующие напряжения воли - повтор-ное преодоление препятствий, увеличение продолжи-тельности физических нагрузок, использование помех(шум, топанье, звуки стрельбы), неожиданность «напа-дения» «правонарушителя», увеличение количестванападающих и пр.;- усложнение условий выполнения известных уп-ражнений, связанные с ситуациями риска (повышениевысоты снарядов, необходимость прыжков с большойвысоты, подъемов по пожарной лестнице, кувырки,сальто), занятия в различных незнакомых местах(подъезд, квартира, подвал), выполнение упражнений вобстановке состязания.Столь многоплановая и интенсивная физическаяподготовка объясняется необходимостью решить рядназревших проблем, которые отмечаются в некоторыхнаучных источниках.Основными недостатками сложившейся системыработы, по мнению А.В. Алдошина [12], являются:- несоответствие применяемых средств и методовфизической тренировки задачам служебно-боевой дея-тельности выпускников в условиях локальных кон-фликтов;- отсутствие научно обоснованных методик, на-правленных на обеспечение физической и психологи-ческой готовности выпускников вузов МВД к эффек-тивным действиям в экстремальных условиях;- недостаточно эффективное использование всехформ физической подготовки в интересах повышенияпрофессиональной подготовленности;- отсутствие объективных критериев и тестов, оп-ределяющих степень физической и психологическойготовности выпускников к выполнению служебно-боевых задач в условиях локальных конфликтов.Ю.А. Червяков в этой связи подчеркивает, что «пада-ет уровень профессиональной подготовки офицеров.Значительная часть выпускников вузов связи испытыва-ет серьезные затруднения в освоении своих служебныхобязанностей, не удовлетворена службой в ВС РФ и го-това уволиться при первой возможности. Происходитснижение уровня развития профессионально важныхкачеств курсантов, что сказывается на их отношении кслужебным обязанностям. Снижение уровня развитияпрофессионально важных качеств курсантов связано сизменениями в развитии их профессиональной "Я-концепции", падением престижа военной профессии и, вчастности, специальности военного связиста» [13. С. 40].Таким образом, обучение в вузах силовых ведомствимеет свою специфику, в отличие от вузов граждан-ских, что объясняется необходимостью подготовкиспециалистов, профессиональная компетентность ко-торых непосредственно обусловливается качеством ихфизической подготовленности и психической устойчи-вости. Для их успешной профессиональной деятельно-сти также необходим оптимальный уровень состояниясердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной сис-тем, координации и быстроты действий, особенно вэкстремальной ситуации. Поскольку наиболее частот-ными профессиональными заболеваниями сотрудниковсистемы исполнения наказания являются травмы раз-личных частей тела, болезни дыхательной и сердечно-сосудистой системы, подготовленность этих систем икачеств организма определяется в основном уровнемих психофизического состояния и оказывает значи-тельное влияние на эффективность их профессиональ-ной деятельности [14].В связи с этим работнику системы исполнения на-казаний нужно, на наш взгляд, преимущественное раз-витие ловкости, быстроты, силы, силовой выносливо-сти, формирование готовности к рукопашной схватке сзаключёнными, развитие и совершенствование стойко-сти к неблагоприятному воздействию ограниченнойдвигательной активности и поддержание работоспо-собности при выполнении служебных обязанностей, атакже воспитание сплоченности и совершенствованиенавыков коллективных действий на фоне больших фи-зических и психических нагрузок.В настоящее время идет формирование системыподготовки специалистов для УИС, однако критериикомпетентности сотрудника в области физическоговоспитания как неотъемлемая часть системы подготов-ки сотрудников УИС детально не разработаны.
Зезюлин Ф.М. Физическая подготовка сотрудников уголовно-исполнительной системы. Владимир, 2006.
Шувалов Ф.П. Методика физического воспитания в средней и высшей школе. М., 1938. Ч. 2. С. 160-168.
Матвеев Л.П., Полянский В.П. Прикладность физической культуры: понятийные основы и их конкретизация в современных условиях // Теория и практика физической культуры. 1996. № 7.
Загорский Б.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка в советской системе физического воспитания. М., 1981.
Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов. М., 1985.
Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов. М., 1978.
Кабачков В.А., Полиевский С.А. Профессиональная направленность физического воспитания в ПТУ. М., 1991.
Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2000.
Загорский Б.И. О содержании основных понятий, теории и методики ППФП // Теория и практика физической культуры. 1984. № 9. С. 44-46.
Желтов Р. Физическая подготовка как фактор повышения эффективности служебной деятельности // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2008 № 8.
Ранцев Г. Требования к физической подготовленности сотрудников УИС // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2008. № 12.
Алдошин А.В. Педагогическая технология специальной физической подготовки курсантов вузов МВД к выполнению служебно-боевых задач в условиях локальных конфликтов // Ученые записки. 2008. № 9 (43). С. 29-33.
Червяков Ю.А. Оптимизация профессиональной подготовки курсантов высших военно-учебных заведений связи: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2002. 208 c.
Сурков Д.А., Капилевич Л.В. Формирование профессионально значимых физических качеств сотрудников уголовно-исполнительной системы // Теория и практика физической культуры. 2010. № 10. С. 27-30.