Зарубежный опыт исследований креативности в XX в. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 348.

Зарубежный опыт исследований креативности в XX в.

Выделяются основные зарубежные подходы к исследованию креативности, получившие широкое распространение в XX в., анализируется понятийный аппарат теории креативности, определяются особенности в изучении креативности в зарубежной философии.

Foreign experience in research of the creativity in XX century.pdf Серьезные исследования творческого потенциалаактивно проводятся за рубежом на протяжении рядалет. В середине прошлого века актуальными сталиконцепции, подчеркивающие значимость специфиче-ских характеристик человека.Сторонники теории постиндустриального обществаотмечают, что залогом современного общественногопрогресса служит быстрое технологическое развитие,основанное на превращении науки в непосредственнуюпроизводительную силу, а мерой такого прогресса вы-ступает становление всесторонне развитой личности ирасширение творческих возможностей человека.Творчество как процесс создания значимых новыхформ занимает большое место в общественном созна-нии. Это связано с тем, что назрела необходимость вновых концепциях, касающихся всех сфер жизнедея-тельности человека. Обществом осознается, какие воз-можности открываются в результате использованиятворческого мышления. «В то время как процесс авто-матизации и изобилие продолжают расти и ускоряться,мы наблюдаем рождение новой эры - Концептуальноговека. Века, который строится на правых полушариях.Высокие концепции подразумевают способность соз-давать художественную и чувственную красоту, распо-знавать тенденции и возможности, придумывать увле-кательные ландшафты и тексты, создавать мечты исмыслы, а самое главное - постоянно изобретать нечто,в чем мир нуждается, но не подозревает об этом» [1.С. 19-20]. Специфика понимания креативности заклю-чается в том, что создание новых или усовершенство-вание существующих форм, алгоритмов, схем, соответ-ствующих духу времени и позволяющих решать про-блемы быстро и легко, стало неотъемлемой и простонеобходимой частью нашей жизни.Анализируя работы зарубежных исследователей в об-ласти креативности, стоит отметить, что понятие креа-тивности претерпело определенное развитие: «…большаячасть людей верит в то, что все, что им нужно, - это логи-ка. Другие убеждены в том, что творчество - дело талантаили случая и не поддается никаким сознательным усили-ям. Те же, кто хотел бы овладеть новыми методами мыш-ления, часто оказываются разочарованными, столкнув-шись с различными «безумными подходами к целена-правленному творчеству» [2. С. 13].В течение многих столетий общая идея состояла втом, что только чрезвычайно редкий человек являетсяпо-настоящему творческим и что творческий потенци-ал - божественный подарок. Творческое - духовноеначало противопоставлялось интеллектуальному - тех-ническому.Однако понимание творчества существенно изме-нилось с развитием таких философских направлений,как прагматизм, инструментализм, операционализм,получивших широкое распространение в США. Обэтом свидетельствуют исследования по методологии вобласти логики и теории познания У. Джемса,Дж. Дьюи, П.У. Бриджмена.Процесс творчества соотносится с открытием, апрактическим его коррелятором в случае, когда ононаучное и теоретическое, выступает изобретение, на-целенное на решение проблемных ситуаций.Распространяя идею о том, что естественной функ-цией человека является практическая организация бла-гоприятной среды, Дж. Дьюи отмечал, что здесь изобре-тения случаются редко и только при стрессе, вызванномчрезвычайной ситуацией. Ситуацией, когда «потребно-сти все время растущего производства порождают новыепроблемы, требующие разрешения» [3. С. 56].Развитие идей неореализма, представленных в ра-ботах философов континентальной Европы Э. Гуссер-ля, А.Н. Уайтхеда, Н. Гартмана, способствовало иномупониманию творчества. Философы неореалисты учи-тывали значимость опыта в столь сложном процессе,как творчество. А именно: выделяя два уровня онтоло-гии (макроонтология и микроонтология), А.Н. Уайтхедутверждал, что процесс творчества является формойединства универсума. «…слово «потенциальность»говорит о пассивной способности, слово «реальное» - отворческой активности... Эта базисная ситуация, акту-альный мир, первичная фаза или реальная потенциаль-ность в целом активна и обладает внутренней креатив-ностью, однако ее частями являются пассивные объек-ты, черпающие свою активность из креативного цело-го. Креативность есть актуализация потенциальности, апроцесс актуализации - это и есть событие опыта. Та-ким образом, объекты, рассматриваемые сами по себе,пассивны, однако рассматриваемые в совокупности,они оказываются носителями креативности, котораядвижет мир» [4. С. 580].Характерное размывание границ в эпоху постмодер-низма приводит к тому, что творчество понимается какоткрытие уже существующего. При этом опыт составля-ет основу творчества, ибо «…в науке, равно как и в фи-лософии или искусствах, присутствует и творчество.Никакое творчество невозможно без опыта» [5. С. 57].Создатель теории деконструктивизма Ж. Дерридапредлагает рассматривать деконструкцию через поня-тие «изобретение», включающее такие значения, какоткрывать, творить, воображать, производить, устанав-ливать и т.д. В одной из своих работ, получивших ши-рокое распространение в Америке, он отмечает, что«деконструкция изобретательна или ее нет совсем».Большой объем знаний в развитии теории творчестваза рубежом накоплен в психологии, где основная идеясостоит в том, как происходит конкретный творческийпроцесс перехода от одной ступени познания к другой.Так, аспекты творчества стали объектом научныхисследований прежде всего из-за общего интереса киндивидуальным различиям. Авторы этого подходапризнают, что люди отличаются в психологическомотношении по чертам или признакам, которые могутбыть присущи им в различной степени [6. С. 107].По мнению ряда зарубежных исследователей, творче-ский акт многогранен, включает психологические, эколо-гические, культурные, физические и интеллектуальныеаспекты. Сегодня сформированы группы доказательстввокруг этих аспектов в рамках методологических подхо-дов к данной проблеме. Например, большой опыт накоп-лен в идентификации особых черт индивидуальности,составляющих основу творческого потенциала.К первой группе доказательств стоит отнести психо-метрический метод Д. Гилфорда, который идентифици-ровал в творческой индивидуальности такие черты, какчувствительность к проблемам, беглость, гибкость, но-визна, способность к преобразованию и разработке [7].При этом новизна означает производство необычных,неправдоподобных, отдаленных или искусных ответов.Обращаясь к эмпирическим признакам новинки, психо-лог особо выделял критерий необычности и критерийоригинальной идеи - то, что социально полезно.Существует множество подходов к исследованиюотличительных черт, которые, наиболее вероятно, при-сущи творческим людям. Ряд исследователей расцени-вают явление творческого потенциала как единствен-ное измерение индивидуальности. Однако фактическибольшинство признает, что существует множество по-тенциальных условий для развития креативности.В свое время Д. Гилфорд утверждал, что техникаанализа фактора является самой естественной научнойтехникой с точки зрения применения в области иссле-дования индивидуальных различий. Так, разработавфакторную теорию интеллекта, он выделил пять ин-теллектуальных операций: познание, память, дивер-гентное мышление, конвергентное мышление и оценка.Более того, творческое поведение, по мнению психоло-га, включает такие действия, как изобретение, проекти-рование, планирование [8. С. 78].Э. Фромм говорил о четырех чертах: способность оза-дачиваться, способность концентрироваться, способностьпринимать конфликт и готовность к преобразованиямкаждый день [9. С. 44-45]. Подобный список характери-стик предложил К. Роджерс [10. С. 69-82].Креативное мышление включает две особенности. Во-первых, оно автономно, т.е. оно не управляется некоторойнеподвижной силой или внешним агентом, а полностьюсамонаправлено. Во-вторых, оно нацелено на созданиеновой формы - новой в том смысле, что мыслитель незнал о форме прежде, до того как он стал работать надней. Так, Р. Сачмен соотносит креативное мышление стермином «концептуальный рост», который представляетсобой расширение, выработку модификации концепту-альной основы для обеспечения большего значения опы-та. «Посредством концептуального роста большая частьопыта имеет значение, которое определено в каждой егоединице. Это шаг к более объединенной системе идей наболее высоком уровне абстракции» [11. С. 89].В качестве основных черт творческого человекаА. Маслоу отмечал самопроизвольность, выразитель-ность, легкость и др. Творческий человек - здоровый,самореализовывающийся человек, утверждал психолог[12. С. 129-130].Для К. Роджерса и А. Маслоу креативность - сред-ство реализации своего потенциала (самоактуализация)и характеризуется такими чертами, как принятие себя исвобода духа.Творческие черты идентифицировали и такие ис-следователи, как Ф. Баррон [13. С. 119-128], Н. Мейер[14. С. 140-158], A. Ангуал [15. С. 44-57], Р. Муней[16. С. 261-270], В. Ловенфелд [17. С. 538-540],Э. Хилгард [18. С. 162-180].На современном этапе исследования креативностиД. Пиирто выделяет такие свойства личности, как вооб-ражение, проницательность или интуиция, открытость ивосприимчивость, готовность пойти на риск и высокаятолерантность ко всему неясному и двусмысленному.Все эти характеристики, по мнению исследователя, яв-ляются залогом успешного развития креативности.Стоит отметить, что большинство черт, которые ис-следовались за рубежом в области креативности, при-сущи многим людям. Более того, пытаясь создать про-стейшую разновидность двухэлементной модели мозга,английский нейрофизиолог У. Грей Уолтер в качествеосновных ее характеристик в свое время определилтакие, как пытливость, любознательность, свобода во-ли в смысле непредсказуемости, целеустремленность,стремление избегать дилемм, предвидение, память,обучаемость, умение забывать, связь идей, распознава-ние форм, а также элементы социальной приспособ-ляемости [19. С. 147].Развивая идею перехода от одной ступени познанияк другой в рамках творческого процесса, зарубежныеисследователи не ограничиваются идентификациейосновных черт креативно мыслящих людей и их харак-теристикой.Во второй группе доказательств авторы процессно-го подхода предлагают изучать творческий потенциалчерез серию хронологических стадий, составляющихполный процесс. Например, классические исследова-ния в этом направлении представлены в работахГ. Уоллеса [20. С. 85], Д. Арнольда [21. С. 33-46] иД. Монтмэссона [22].Г. Уоллес представляет творческое мышление какчетырехступенчатый процесс с определенными фазамиподготовки, инкубации, озарения и версификации илипереработки. Фаза подготовки включает сознательноеизучение задачи и попытку подойти к ней логически,используя стандартные средства. На ступени инкуба-ции рассудочное мышление совместно с подсознаниемобрабатывают проблему, тогда как фаза озарения пред-полагает новый синтез, а версификация и переработкавключают все, что следует непосредственно за момен-том творчества.Творческий потенциал как последовательные ста-дии также рассматривают Гиселин [23. С. 21], Э. Хат-чинсон [24. С. 25].Большой объем знаний накоплен в рамках третьейгруппы доказательств в изучении творческого потен-циала. А именно, по мнению многих психологов, твор-ческая активность включает обмен энергией среди вер-тикальных слоев психологических систем. Креатив-ность включает изменение экстрасенсорных уровней.Д. Шнайдер идентифицирует два психологическихуровня, включающих как основные, так и вторичныепроцессы [25. С. 58].А. Маслоу добавляет к этим двум уровням третий,названный интеграцией [26. С. 83-85]. О трех уровнях(физический, умственный и духовный) также говоритХ. Мюррей [27. С. 96-118].Определяя пять уровней: выразительный, произво-дительный, изобретательный, инновационный и не-ожиданно появляющийся, И. Тэйлор отталкивается отпонимания того, что уровни определены как экстра-сенсорные системы [28. С. 51-82], тогда как в иссле-дованиях, относящихся к четвертой группе доказа-тельств, творческое начало определяется как типмышления. В пределах данного подхода авторы стре-мятся отличить креативный тип от тех, которые тако-выми не являются.Творческое мышление включает совокупностьфункций, что связано больше с относительной формой,чем с отдельными случаями; это то, что способствуетобнаружению новых форм, использованию опыта про-шлого [29].Объединяя существующие подходы к исследованиюкреативности, Р.Дж. Халлмэн отмечал, что творческийакт мог быть проанализирован с точки зрения пятиглавных компонентов:1) как целый акт, единичный случай поведения;2) как завершающая стадия формирования объектовили форм существования, которые являются отличны-ми друг от друга;3) развитию креативности способствует умственнаядеятельность;4) креативность формируется в зависимости от оп-ределенных преобразований индивидуальности;5) творческий акт происходит под влиянием окру-жающей среды [30. С. 18].В последние годы за рубежом активно развиваютсякогнитивный и многофакторный подходы к изучениюкреативности.Являясь представителем когнитивного подхода,М. Боден термин креативность пытается раскрыть спомощью искусственного интеллекта, обращаясь ксозданию искусственных систем переработки инфор-мации, способных к творчеству. Это помогает нампонять не только как развивается творческий потен-циал, но и то, каков творческий потенциал по сути.Именно вычислительные идеи, по мнению М. Боден,могут помочь нам понять, как формируется творче-ский потенциал человека.Характеризуя творческие идеи, исследовательтакже отмечает, что они носят непредсказуемый ха-рактер. Порой кажется, что это невозможно, однакопроисходит.Творчество дает возможность выйти за пределыидей, создание артефактов, которые являются новыми,удивительными и ценными. В качестве идей рассмат-риваются музыкальные произведения, научные тео-рии, кулинарные рецепты, хореографические поста-новки, шутки и т.д., тогда как артефакты - картины,скульптуры, паровые машины, пылесосы, керамиче-ские изделия, оригами и много других вещей.Поскольку творческий потенциал по определениюподразумевает не только новинку, но и ценность, чтоносит переменный характер, существует множестворазногласий в этом отношении. Отвечая на вопрос, чтоинтригующего в отношениях между творческим по-тенциалом и компьютерами, М. Боден отмечает, чтокомпьютеры могут придумать новые идеи, помогаялюдям.Однако чтобы быть существенно творческой, дляидеи недостаточно быть необычной, даже если онапредставляет определенную ценность. Недостаточнотакже быть простой новинкой, т.е. того, чего никогдане происходило прежде. Творческие идеи - это нечтобольшее.«Креативность включает способность к синтезу. Ре-зультатом креативного синтеза может быть изобрете-ние какого-либо устройства, разработка теории, пони-мание проблемы, ведущее к ее решению, или созданиезначимого произведения искусства» [31. С. 220]. Отно-сительно обычной умственной обработки в соответст-вующих областях (химия, поэзия, музыка и др.) твор-ческая идея является не только невероятной, но и не-возможной.Представители же многофакторного подхода иссле-дуют креативность с точки зрения сочетания когнитив-ных (интеллект, знания), конативных (когнитивныйстиль, личностные черты, мотивация), эмоциональныхи средовых факторов. Креативность, по их мнению,представляет собой способность создавать продукт,который обладает новизной и при этом соответствуетконтексту, в котором он находится [32. С. 20].Так, Т. Амабаил выделяет три компонента, состав-ляющих основу креативности: мотивацию, способно-сти в конкретной области и процессы, связанные створчеством [33. С. 997-1013].Шесть типов ресурсов, необходимых для креатив-ности, характеризуют Р. Стенберг и Т. Любарт [34.С. 271-302].Наряду с существующими походами широкое рас-пространение за рубежом получила концепция «не-стандартного мышления», создателем которой являетсябританский эксперт в области творческого мышленияЭ. де Боно. Данная концепция включает систематизи-рованный подход к творческому мышлению с помо-щью формальных методов. Методов, которые основа-ны, по мнению автора, на закономерностях человече-ского восприятия как самоорганизующейся системы,лишенных какой-либо таинственности.Характерной чертой данных систем является ихспособность образовывать и использовать шаблоны -устойчивые модели способа восприятия и реакций.Анализируя действительное и возможное поведениесамоорганизующихся систем, Э. де Боно пытается по-лучить ясное представление о природе творчества, чтопозволяет понять принцип действия определенныхприемов нестандартного мышления, а также мотивиру-ет личность в этом направлении.В отличие от традиционного понимания творчества,современные западные исследователи все чаще соотно-сят креативность со сферами экономики, политики.Автор теории креативного класса Р. Флорида утвер-ждает, что креативность как способность создаватьзначимые новые формы превратилась в основной ис-точник конкурентного преимущества. «Движущей си-лой стала именно человеческая креативность, играю-щая ключевую роль в экономике и обществе» [35.С. 19]. В связи с этим в качестве основных категорийкреативности, помимо новизны, ценности, непредска-зуемости, выделяется и рационализация.Исследуя городскую среду, ведущий британскийспециалист Ч. Лэндри в понятие креативности вклады-вает способность создавать продукт, который обладаетновизной, является необходимым с точки зрения по-требностей общества и при этом соответствует духувремени. Более того, креативность не всегда связана соткрытием нового, это еще и поиск нового применениястарым вещам [36. С. 30].Креативность является предпосылкой развития ин-новаций. А инновация, в свою очередь, - продукт креа-тивного мышления, получивший свое воплощение напрактике.Таким образом, подводя итог вышесказанному,можно утверждать: общее, что объединяет сегоднябольшую часть исследований креативности за рубе-жом, - это нацеленность на практическое разрешениепроблемных ситуаций современного общества.Творчество в первую очередь предстает как удачнаякомбинация идей, формируемых необходимостью ре-шения определенной задачи и выхода из опасной си-туации в условиях изменяющегося общества.В психологии определения творческого потенциала сточки зрения черт постепенно уступают определениямтворческого потенциала с точки зрения процесса. Воз-можно, это обусловлено тем, что часть исследований вэтом направлении предполагает односторонний подход визучении данного вопроса. А закон, который гласит, что«из всех существующих отличительных признаков насинтересуют только те, которые мы не принимаем за нечтодолжное» перестает действовать. Развитие столь специ-фической характеристики каждого современного челове-ка, как креативность, становится просто необходимо.Проанализировав несколько подходов к исследова-нию креативности, стоит отметить, что в настоящеевремя в зарубежной литературе понимание креативно-сти складывается в результате изменяющихся условийв обществе. Большое внимание уделяется возможностиразвития данного качества современного человека вусловиях динамично меняющегося общества, так каккреативность есть необходимое явление успешногоразвития.В последние десятилетия основной акцент в изуче-нии креативного мышления за рубежом переносится нараспространение инструментов и методов ускорениятворческого процесса, направленных на развитие не-скольких аспектов мышления, в том числе и посредст-вом искусственного интеллекта.Особо можно выделить прикладной характер ис-следований американских авторов в различных сфе-рах жизнедеятельности, где отдельное место занима-ют экономика и политика. Большая часть предлагае-мых концепций ориентирована на определение воз-можностей применения результатов творческогомышления.Более того, сегодня творчество не ограничиваетсяхудожественным искусством, представления о немвыходят далеко за рамки, существовавшие ранее.Творчество все чаще рассматривается в форме изо-бретений, нацеленных на решение проблем совре-менности в различных областях жизнедеятельностичеловека.Так, идею формирования креативных возможно-стей через решение проблемных ситуаций активноразвивают научные школы в системе высшего образо-вания в рамках деятельностного и компетентстногоподходов.Суммируя совокупность знаний, накопленных в хо-де изучения креативности, целесообразно отметить, чтопредставления о столь специфической характеристикечеловека меняются в зависимости от культуры как це-лостного комплекса знаний, верований, нравов, ценно-стей, норм, принципов, а также конкретной историче-ской эпохи.Полученные результаты в ходе исследования такогофеномена, как креативность, дают основания для болееглубокого и комплексного изучения креативного мыш-ления современного человека.

Ключевые слова

подходы к исследованию креативности за рубежом в XX в., креативность, творческое мышление, условия развития креативности, особенности и тенденции в изучении креативности, conceptual approaches in foreign research of creativity in the 20th century, creativity, creative thinking, conditions of development of creativity, distinctive features and trends in research of creativity

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Боровинская Дарья НиколаевнаСургутский государственный педагогический университеткандидат философских наук, старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплинsweetharddk@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Роу А.Дж. Креативное мышление / Пер. с англ. В.А. Островского. М.: НТ Пресс, 2007. 176 с.
Де Боно Э. Серьезное творческое мышление / Пер. с англ. Д.Я. Онацской. Мн.: Попурри, 2005. 416 с.
Дьюи Дж. Реконструкция в философии / Пер. с англ. М. Занадворова, М. Шикова. М.: Логос, 2001. 168 с.
Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии / Пер. с англ.; Общ. ред. и вступ. ст. М.А. Кисселя. М.: Прогресс, 1990. 718 с.
Делез Ж., Гватарри Ф. Что такое философия? / Пер. с фр. и послесл. С.Н. Зенкина. М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. 288 с.
Guilford J.P., Demos G.D., Torrance E.P. Factors That Aid and Hinder Creativity // Creativity Its Educational Implications. John Wiley and Sons, Inc. N.Y., 1967. 336 р.
Guilford J.P. A Psychometric Approach to Creativity, Mimeographed, University of Southern California, Mar., 1962.
Guilford J.P. Intelligence, creativity and their Educational Implications. Robert R. Knapp, Publisher San Diego, California, 1968.
Fromm E. The Creative Attitude, in Creativity and Its Cultivation, ed., Harold H. Anderson. N.Y.: Harper and Row, 1959.
Rogers C.R. Toward a Theory of Creativity, in Creativity and Its Cultivation / Еd. Harold H. Anderson. N.Y.: Harper and Row, 1959.
Suchman J.R. Creative Thinking and Conceptual Growth // Gowan J.C., Demos G.D., Torrance E.P. Creativity Its Educational Implications. John Wiley and Sons, Inc. N.Y., 1967. 336 р.
Maslow A.H. Toward a Psychology of Being. Princeton, N.J.: D. Van Nostrand, 1962.
Barron F. Needs for Order and Disorder as Motives in Creative Activity, The Second Research Conference on the Identification of Creative Scientific Talent / Еd. C.W. Taylor. Salt Lake City: University of Utah Press, 1958.
Meier N.C. Factors in Artistic Aptitude // Psychology Monograph. 1939. Vol. 51, № 5.
Angyal A.A Theoretical Model for Personality Studies, in The Self / Еd. C.E. Moustakas. N.Y.: Harper and Row, 1956.
Mooney R.L. Groundwork for Creative Research, in The Self. N.Y.: Harper and Row, 1956.
Lowenfeld V. Current Research on Creativity // Journal of the National Education Association. 1958. Vol. 47. Nov.
Hilgard E.R. Creativity and Problem-Solving, in Creativity and Its Cultivation / Еd. Harold H. Anderson. N.Y.: Harper and Row, 1959.
Уолтер Г. Живой мозг. М.: Мир, 1966. 300 с.
Wallas G. The Art of Thought. N.Y.: Franklin Watts, 1926.
Arnold J.E. Creativity in Engineering, in Creativity: An Examination of the Creative Process / Еd. P. Smith. N.Y.: Hasting House, 1959.
Montmasson J.M. Invention and the Unconscious. London: K. Paul, French, and Trubner, 1931.
Ghiselin B. The Creative Process. N.Y.: New American Library, 1952.
Hutchinson E.D. How to Think Creatively. Nashville, Tenn.: Abingdon Press, 1949.
Schneider D.E. The Psychoanalyst and Artist. N.Y.: Farrar Straus and Giroux, 1950.
Maslow A.H. Creativity in Self-Actualizing People, in Creativity and Its Cultivation / Еd. Harold H. Anderson. N.Y.: Harper and Row, 1959.
Murray H.A. Vicissitudes of creativity, in Creativity and Its Cultivation / Еd. Harold H. Anderson. N.Y.: Harper and Row, 1959.
Taylor I.A. The Nature of the Creative Process, in Creativity: An Examination of the creative process. N.Y.: Hastings House, 1959.
Vinacke W.E. The Psychology of Thinking. N.Y.: McGraw-Hill, 1952.
Hallman R.J. The Necessary and Sufficient Conditions of Creativity / Torrance Creativity Its Educational Implications. John Wiley and Sons, Inc. N.Y., 1967.
Boden M.A. The creative mind: Myths and mechanisms, second edition. Routledge Taylor and Francis Group London and New York, 2004. 344 р.
Любард Т., Муширу К., Торджман С., Зенасни Ф. Психология креативности: Пер. с фр. М.: Когито-Центр, 2009. 215 с.
Amabile T.M. Social psychology of creativity: A consensual assessment technique // Journal of Personality and Social Psychology. 1982. Vol. 43 (5).
Lubart T.L., Sternberg R.J. An investment approach to creativity: Theory and data // S.M. Smith, T.B. Ward and R.A. Finke. The creative cognition approach. Cambridge: MIT Press, 1995.
Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Классика-XXI, 2005. 421 с.
Лэндри Ч. Креативный город: Пер. с англ. М.: Классика-XXI, 2006. 399 с.
 Зарубежный опыт исследований креативности в XX в. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 348.

Зарубежный опыт исследований креативности в XX в. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 348.

Полнотекстовая версия