Новые религиозные движения в Томске | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 348.

Новые религиозные движения в Томске

Охарактеризованы религиозные организации г. Томска, относящиеся к новым религиозным движениям, история появления данных организаций в Томске, состав общин, основы учения и культовой практики. Характеризуются формы социального служения и просветительской деятельности данных организаций.

New religious movements in Tomsk.pdf Термином «новые религиозные движения» (НРД)принято называть нетрадиционные религии и религи-озные верования, возникшие в современном мире на-чиная со второй половины ХХ в. Существует несколь-ко классификаций НРД. Основным критерием одной изклассификаций служит источник происхождения дви-жений. Согласно данной классификации в НРД выде-ляют три основных направления. Во-первых, неохри-стианство, объединяющее религиозные течения, кото-рые возникают в рамках христианской традиции. Во-вторых, ориенталистское направление, к которомупринадлежат новые индуистские и буддистские движе-ния. В-третьих, синкретические движения, в основекоторых лежат эклектично объединённые элементызападных и восточных религиозных систем [1. С. 60].В Томске НРД представлены 4 общинами, зарегист-рированными как религиозные организации. К нимотносятся Свидетели Иеговы, Церковь Иисуса Христасвятых последних дней, относящиеся к неохристиан-скому направлению. Буддийский центр Алмазного пу-ти школы карма-кагью и Томская община Междуна-родного общества сознания Кришны принадлежат кориенталистскому направлению.При подготовке статьи были использованы личныематериалы автора, собранные путем интервьюированияруководителей и представителей данных общин; посе-щения различных мероприятий, устраиваемых ими.Для изучения состава Буддийского центра Алмазногопути школы карма-кагью и Томской общины Между-народного общества сознания Кришны проведено ан-кетирование их членов. Община Церкви Иисуса Христасвятых последних дней в просьбе о проведении анке-тирования отказала, мотивируя это маловажностьюинформации по составу общины [2]. Сведениями отомской общине Свидетелей Иеговы автор статьи нерасполагает.Церковь Иисуса Христа Святых последних дней -это название христианской деноминации, полностьюпринимающей новозаветное повествование о рожде-нии, жизни, распятии и воскресении Иисуса Христа,вера в божественность которого является основой уче-ния церкви. Ее основателем стал американец ДжозефСмит. Главные источники вероучения - Библия и Кни-га Мормона, рассказывающая о народе, жившем наземле древней Америки с 600 до н. э. по 421 гг. н. э. [3.С. 551]. Название книги связано с именем пророкаМормона, который свел воедино записи древних лето-писцев и передал летопись своему сыну Моронию. По-следний добавил к летописи собственное повествова-ние о современных ему событиях и спрятал ее в холме,где она и хранилась, пока Д. Смит не получил ее дляперевода [4. С. 367]. Церковь Иисуса Христа святыхпоследних дней была официально организована в апре-ле 1830 г. в г. Фейет (штат Нью-Йорк, в северо-восточной части США). Церковь является миссионер-ской, и на сегодня ее приходы действуют во многихстранах мира, в том числе и в России.В Томске церковь Иисуса Христа святых последнихдней появилась в результате деятельности миссионе-ров, которые обратились в администрацию города иполучили разрешение работать на его территории [2].Церковь была зарегистрирована как юридическое лицо27 августа 1998 г. В число первых последователей церк-ви вошли Н.А. Денисова, Т.А. Волдина и Б.А. Серебрен-ников, ставший впоследствии президентом томскогоприхода. Томский приход входит в Новосибирскуюмиссию. Должность президента прихода назначаетсяруководством миссии сроком на пять лет. Благодарядобросовестному выполнению своих обязанностей иотсутствию нареканий, Б.А. Серебренников был прези-дентом томского прихода восемь лет вместо положен-ных пяти. С 2006 г. президентом стал Д.Н. Савин [2].Организация общины предполагает деление прихо-жан на группы по половозрастному признаку. Собра-ние священства посещают мужчины от 18 лет и стар-ше. Их обучают мужчины, которые получили назначе-ние быть учителями. Молодые люди в возрасте от 12до 18 лет собираются отдельно и обучаются своимируководителями. Для всех женщин от 18 лет и старшепроводятся занятия в обществе милосердия. Обществомолодых женщин объединяет девушек от 12 до 18 лет.Дети в возрасте до 12 лет посещают первоначальноеобщество [4. С. 367]. Особое значение мормоны при-дают семье как основной единице церкви. Брак счита-ется священным заветом между мужчиной и женщи-ной. По словам Н.Г. Квеско, представителя по связям собщественностью томского прихода, семья члена церк-ви и благополучие в ней гораздо важнее, чем привер-женность к церкви. По этой причине, если в семье воз-никают конфликты из-за посещения одним из ее чле-нов церкви Иисуса Христа святых последних дней, об-щина советует не посещать церковь вообще [2].Культовая практика Церкви Иисуса Христа святыхпоследних дней состоит из крещения, конфирмации,причастия, ежемесячного поста, крещения за умерших.Отмечаются общехристианские праздники, главнымииз которых являются Рождество и Пасха. Даты празд-ников определяются тем, на какой территории нахо-дится приход. В частности, в Томске праздники отме-чаются по православному календарю, но большогозначения даты не имеют. Например, Рождество прихо-жане могут отмечать два раза: 25 декабря по календарюРимско-католической церкви и 7 января согласно пра-вославной традиции. Наряду с церковными праздника-ми отмечают и светские, прихожане при этом устраи-вают любительские спектакли, готовят угощения и по-дарки друг для друга. Все мероприятия могут посещатьне только члены общины, но и все желающие [2].Деятельность Церкви Иисуса Христа святых по-следних дней характеризуют различные гуманитарныепрограммы, направленные на помощь нуждающимсялюдям, в частности томская община сотрудничает стомским хосписом, детскими домами. Также силы при-хожан направлены на благоустройство родного города:регулярными являются уборки территорий различныхего районов [2].В 2005 г. для томского прихода был построен домсобраний. Средства на строительство здания выделиларелигиозная ассоциация Церкви Иисуса Христа святыхпоследних дней. Она же частично финансирует дея-тельность прихода. Другую часть расходов покрываютпожертвования членов общины. С учетом своего внут-реннего убеждения и материальных возможностей ониотдают десятую часть своего дохода на нужды церкви.Также существует пожертвование от поста, которогопридерживаются последователи церкви в первое вос-кресенье каждого месяца. Сэкономленные в этот деньденьги прихожане передают в приход. Эти средстваидут на помощь малообеспеченным членам церкви.У Церкви Иисуса Христа святых последних днейесть централизованное издание − журнал «Лиахона»,который печатается в Германии. Издание на русскомязыке поступает в томский приход.Буддизм представлен в Томске направлением вад-жраяны (Алмазная колесница). Его учение предполага-ет достижение состояния Будды в течение одной жиз-ни. Из Тибета ваджраяна попала в Монголию, а потомв XVI-XVII вв. проникла и в Россию [5. С. 92]. Вад-жраяна представлена несколькими школами, и одна изних - карма-кагью. Данная школа основана в Тибетеоколо 1050 г. Буддизм школы карма-кагью был веду-щей традицией Бутана, Сиккима и преобладал в Вос-точном Тибете. На территории России школа карма-кагью известна с XIII в. присутствием в религиознойтрадиции калмыков и бурят. На Западе учение школыкарма-кагью становится известным благодаря датчани-ну Оле Нидалу, который в 1969 г. в Непале познако-мился с ее руководителем. Со временем центры кагьюбыли созданы во многих странах мира. Не стала ис-ключением и Россия, в которой эти центры разбросаныпо многим городам [6. Т. III. C. 249].История томского буддийского центра карма-кагьюведет свое начало с 1995 г., когда Сергей Тендитный,лидер хипповского движения в Томске, и еще несколькотомичей попали на лекцию ламы Оле в Новосибирске изаинтересовались тренингом собственного ума с помо-щью методов Будды. Съездив летом на медитационныйкурс в Иркутск, они начали медитировать. В сентябре1997 г. в Самаре, встретившись с ламой в очередной раз,рассказали о своем желании организовать центр в Том-ске и получили его благословение на это. В городе нача-лись сеансы совместной медитации, появились первыекниги в библиотеке по буддизму. Путешествующие учи-теля, ученики ламы Оле, посещающие все центры с лек-циями, стали приезжать и в Томск [7]. Томск ламаО. Нидал впервые посетил по приглашению своих уче-ников 13 марта 1998 г. Лекция состоялась в большомзале Облсовпрофа. Послушать поучения о практическомБуддизме пришли около 350 человек [8. С. 329]. На сле-дующий год, 24 мая 1999 г. Управлением юстиции ад-министрации Томской области была зарегистрированарелигиозная организация «Буддийский центр Алмазногопути школы карма-кагью г. Томска».Руководящие функции в центре выполняет совет,возглавляемый президентом. Ежегодно общее собраниеучастников центра подтверждает их полномочия иливыбирает новых. Первым президентом был избранА.Ю. Гавинский [8. C. 328]. С 2009 г. по настоящеевремя обязанности президента исполняет А.А. Мамро-сенко. Формальную сторону жизни центра организуетустав, в соответствии с которым два раза в год прохо-дят собрания совета. Собрания также могут проводить-ся по мере необходимости для решения оргвопросов.Своеобразная иерархия в центре определяемая степе-нью заинтересованности его членов в решении общихдел. В составе центра почти в равном количестве пред-ставлены мужчины и женщины, преобладают люди свысшим образованием и студенты. Возрастной интер-вал практикующих - от 22 до 35 лет.Основная деятельность буддийского центра опреде-ляется его участниками как «площадка для медита-ции» - основной формы практик [8. C. 328]. Общиемедитации проходят ежедневно в 20.00. Их проводитведущий, способный прочесть текст до конца, жела-тельно не сбиваясь, имеющий опыт медитации. По пят-ницам перед медитацией проводятся десятиминутныелекции, посвященные истории буддизма и его учению[9]. Обычно медитации длятся около часа, но иногда иболее. Для проведения медитаций в центре оборудованспециальный зал - гомпу. Это не очень большая ком-ната с нишей для алтаря в центре стены, противопо-ложной от входа. На алтаре помещены скульптураБудды и символические предметы. На стенах развеше-ны портреты глав школы, информационные плакаты. Взале оборудована библиотека. Изначально центр нахо-дился на квартире у С. Тендитного. Далее центр пере-езжал на квартиры других членов буддийской общины,а с конца 2005 по 2010 г. под него снимали квартиру наул. Розы Люксембург, д. 22, кв. 12. На сегодня центррасполагается по адресу пер. Южный, д. 71 [7].Одним из направлений деятельности буддийскогоцентра является организация лекций путешествующихучителей. Публичность лекции связана с личностьюучителя: если он достаточно известен и популярен, тоцентр арендует зал для проведения лекции. Если учи-тель еще не знаком публике, то его лекции проходят вбуддийском центре. В том и другом случае действуетплата за вход. Темы лекций определяются такими по-нятиями, как «основы буддизма Алмазного пути», «це-ли и методы учения», «методы работы с умом», «буд-дизм сегодня» и др. [9]. Путешествующие учителя изРоссии, Германии, Дании, Польши и других стран по-сещают томский буддийский центр в рамках туров.Маршруты учителей регулирует Российская Ассоциа-ция буддистов школы карма-кагью. Примерная перио-дичность приезда учителей - раз в месяц.Для деятельности центра характерна пропагандабуддийской культуры в Томске. В декабре-январе2005-2006 гг. в Доме путешественника проходила вы-ставка «Непал-Тибет: куда смотрят глаза Будды». Про-грамма мероприятия включала выставку фотоработА. Бушова, экскурсии, показ кинофильмов, предостав-ленных центром, чтение лекций по философии и прак-тике буддизма [8. C. 328]. Часть экспонатов была пре-доставлена буддийским центром, все экскурсии прово-дили его участники. В октябре-ноябре 2008 г. в Том-ском областном краеведческом музее прошла выставкабуддийского искусства «Сокровища Тибета. Бесстра-шие. Радость. Сочувствие» в рамках фестиваля буд-дийской культуры в Томске. Экспозиция была органи-зована силами международной общественной органи-зации «Культурное наследие Гималаев». Коллекцияэкспонатов появилась на свет благодаря щедрости ча-стных лиц, коллекционеров и усилиям энтузиастов. Навремя пребывания выставки в Томске ее экспозициябыла дополнена предметами, предоставленными буд-дийским центром. Экспонатами выставки стали свит-ковая живопись танка, скульптура, ксилография, книги,ритуальные и бытовые предметы, музыкальные инст-рументы. Экспозицию дополнили фотографии и слай-ды, знакомящие как с традициями Востока, так и с со-временным развитием буддизма на Западе.Международное общество сознания Кришны(МОСК), в состав которого входит и томская община, -это всемирный союз единоверцев, исповедующихвайшнавизм [10. С. 352]. Вайшнавизм - монотеистиче-ское вероучение, в основе которого лежит культ богаКришны - самой почитаемой аватары (воплощения)Вишну (Всевышнего). Учение вайшнавизма представ-ляет собой систему знаний о положении Всевышнего −Шри Кришны: его энергиях и качествах, о структуретворения и о природе души (дживы). Согласно ведиче-скому знанию, Господь - абсолютное начало творения,источник всего сущего - проявляет себя в безгранич-ном разнообразии энергий. Три вида энергии являютсяпервичными: внутренняя энергия - йогамайя, или ду-ховное творение, внешняя энергия - махамайя, илиматериальное творение, определяемая как иллюзорная,а также души живых существ, представляющих такназываемую пограничную энергию Господа. Душа(джива) является энергией Господа, ее предназначе-ние - служение Господу, и только в изначальном каче-стве слуги джива способна полностью проявить всесвои потенции [10. С. 352]. Одним из основных поня-тий в вайшнавизме является «бхакти» (путь преданногослужения богу). Цель бхакти - пробудить в человекечистую изначальную любовь к богу, что, согласно уче-нию вед, является критерием истинной религии [11.Т. 3. С. 364-365]. Особое значение имеют культовыепрактики, посредством которых происходит общение сбогом. Основными являются индивидуальная медита-ция - джапа, при которой многократно повторяют имябога, и коллективное воспевание священных гимнов -киртан [12].В Томске первые вайшнавы появились в 1991 г., ко-гда в город приехал один из ведущих проповедниковМОСК в России. Первые встречи вайшнавов проходи-ли на частных квартирах. В 1992 г. появился ашрам(место, где живут послушники), под который вайшна-вы сняли деревянный дом. Участники движения велиприближенный к монашескому образ жизни. Они при-держивались определенного распорядка дня: раннийподъем, омовение, медитация, изучение духовной ли-тературы. Также обитатели ашрама занимались органи-зацией просветительских лекций и воскресных про-грамм, распространяли духовную литературу и культо-вую атрибутику. Параллельно вайшнавы продолжалиучиться в учебных заведениях города, так как в основ-ном это были студенты [12]. Первым лидером томскойобщины был А. Мироненко - томич, один из первых вгороде принявший вайшнавизм. Он руководил общи-ной с 1996 по 1997 г. С 1998 г. и до настоящего време-ни функции руководителя общины выполняет Э.Х. Из-майлов. В качестве религиозной организации обществобыло зарегистрировано в 2000 г. [10. С. 353].Вся община подразделяется на небольшие группы -нама-хатты, куда входят примерно по 10 членов. Насегодня в обществе насчитывается 15 нама-хатт. Соб-рания нама-хаттов проводятся еженедельно на кварти-рах участников. Организационная структура общиныпредставлена двумя советами. Первый - совет лидеровнама-хаттов, сюда входят старшие вайшнавы, которыекурируют остальных членов этой ячейки. Второй - со-вет менеджеров, в котором могут участвовать старшиевайшнавы и другие члены общины. Данный совет за-нимается всеми финансовыми и организационнымивопросами. По мере необходимости оба совета прово-дят совместные заседания. Финансирование обществапроисходит за счет частных добровольных пожертво-ваний вайшнавов. Сумма взноса не устанавливается,каждый жертвует по мере своих возможностей. Такжесредства поступают от продажи духовной литературыи культовой атрибутики.В составе почти в равном количестве представленымужчины и женщины, молодежь и люди среднего воз-раста. Менее репрезентативна категория лиц болеестаршего возраста начиная с 48 лет. Среди членов об-щества преобладают студенты и люди с высшим обра-зованием.Деятельность томской общины сознания Кришныхарактеризуется двумя направлениями: образователь-ным и благотворительным. На базе центра ведическойкультуры реализуются различные просветительскиепрограммы: внутренние и внешние. Внутренние про-граммы предназначены для членов общины. Воздей-ствие внешних направлено на людей, интересующих-ся культурой и религиями Востока. Периодическипроводятся лекции, посвященные ведической культу-ре, основным ведическим писаниям, на которые опи-рается вайшнавизм, семинары по отраслям ведиче-ской философии, тренинги. Также проходят музы-кальные занятия и уроки индийского танца. Сущест-вует специальная программа для беременных жен-щин, которые хотят рожать дома. С ними занимаютсяврачи-вайшнавы.Благотворительная деятельность сосредоточена врамках программы «Пища жизни». Реализуя ее, вайш-навы раздают освященную пищу (прасад) нуждающим-ся слоям общества. Программа начала действовать с2004 г., когда администрация города предоставила по-мещение. В данный момент программа приостановленаиз-за организационных сложностей, возникших в де-партаменте социальной защиты населения админист-рации Томской области [12].Таким образом, в Томске действуют НРД неохри-стианского и восточного происхождения. Все они яв-ляются официально зарегистрированными религиоз-ными организациями. Томский буддийский центр Ал-мазного пути школы карма-кагью был организовантомичами, заинтересовавшимися учением данной ре-лигиозной традиции. В отличие от него Церковь Иису-са Христа святых последних дней и Томская общинаМеждународного общества сознания Кришны появи-лись в результате деятельности миссионеров. ЦерковьИисуса Христа святых последних дней и Томская об-щина международного общества сознания Кришныимеют довольно четкую организационную структуру, впервой деление происходит по половозрастным при-знакам, вторая состоит из ячеек (нама-хатты), которы-ми руководят духовные учителя. Структуру буддий-ского центра карма-кагью можно назвать амофной.Участие данных организаций в общественной и куль-турной жизни города характеризуется благотворитель-ными и образовательными программами.

Ключевые слова

Церковь Иисуса Христа святых последних дней, Буддийский центр Алмазного пути школы карма-кагью, Томская община Международного общества сознания Кришны, the Church of Jesus Christ of Latter-day Saints in Tomsk region, Diamond Way Buddhist Centre of the Karma Kagyu school in Tomsk, Tomsk community of the International Society for Krishna Consciousness

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Малахатько Ульяна ВасильевнаТомский государственный университетаспирантка кафедры музеологии, культурного и природного наследия Института искусств и культурыuljana1999@sibmail.com
Всего: 1

Ссылки

Основы религиоведения / Ю.Ф. Борунков, И.Н. Яблоков, М.П. Новиков и др.; Под ред. И.Н. Яблокова. М.: Высш. шк., 1994. 368 с.
Развернутое интервью с представителем по связям с общественностью Церкви Иисуса Христа святых последних дней в Томской области Н.Г. Квеско. 15.11.2009.
Кантеров И.Я. Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны) // Религии народов современной России: Словарь. М.: Республика, 1999. С. 551-552.
Квеско Н.Г. Церковь Иисуса Христа святых последних дней в Томской области // Томская область: народы, культуры, конфессии: Энциклопедия. Томск, 2007. С. 366-369.
Альбедиль М.Ф. Буддизм. СПб.: Питер, 2006. 206 с.
Пореш В. Буддизм // Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. М.: Логос, 2005. Т. 3. С. 228-317.
Материалы автора. Развернутое интервью с руководителем Буддийского центра Алмазного пути школы карма-кагью Е.Ю. Локотко 25.01.2009; Развернутое интервью с участником Буддийского центра Алмазного пути школы карма-кагью А.И. Главанаковым 26.11.2008.
Борисова М.В., Вымятнин А.В., Гавинский А.Ю., Локотко Е.Ю., Тендитный С.Н. Буддийский центр Алмазного пути школы карма-кагью г. Томска // Томская область: народы, культуры, конфессии: Энциклопедия. Томск, 2007. С. 328-330.
Буддизм Алмазного пути. Линия карма-кагью. Буддийский центр Алмазного пути города Томска. URL: http://www.buddhism.tomsk.ru (дата обращения: 13.02.2011).
Черепанова Н.В. Томская община Международного общества сознания Кришны // Томская область: народы, культуры, конфессии: Энциклопедия. Томск, 2007. С. 352-354.
Лункин Р.Н. Общество сознания Кришны (Вайшнавы) // Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. М.: Логос, 2005. Т. 3. С. 362-373.
Материалы автора. Развернутое интервью с руководителем Томской общины Международного общества сознания Кришны Э.Х. Измайловым. 25.03.2009.
 Новые религиозные движения в Томске | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 348.

Новые религиозные движения в Томске | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 348.

Полнотекстовая версия