Роль образовательной миграции в демографическом развитии Томской области (2000-2009 гг.) | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 348.

Роль образовательной миграции в демографическом развитии Томской области (2000-2009 гг.)

Рассматривается влияние иногородних и иностранных студентов на демографию Томской области в 2000-2009 гг., способы повышения привлекательности образования России (в целом) и конкретного региона (в частности), проблемы привлечения и адаптации иностранных и иногородних студентов в Томске и возможные способы их разрешения.

The meaning of educational migration for Tomsk oblast demography development in the years 2000-2009.pdf Каждый год множество людей во всём мире отправ-ляется в другие страны с учебными целями. Одни едутдля изучения иностранного языка, другие - для прохо-ждения стажировок, повышения квалификации и обу-чения в вузах. Общее число людей, получающих обра-зование за пределами своих стран, в 2006 г. превысило5 млн человек, а ёмкость международного рынка обра-зования достигает 100 млрд долл. США [1. С. 18]. ВРоссии в 2008 г. обучалось более 120 тыс. иностранныхграждан как на коммерческой основе, так и за счётсредств федерального бюджета. За счёт федеральногобюджета образование в российских вузах получали17 975 иностранных студентов из 150 стран мира, изних 75% - из стран СНГ [2. С. 26].Выгоды, получаемые от привлечения как иногород-них, так и иностранных студентов, многообразны: нетзатрат на детский период жизни будущих абитуриен-тов; можно заработать на предоставлении образова-тельных услуг, и, наконец, принимающая сторона по-лучает молодого, интегрированного в принимающийсоциум и должным образом подготовленного новогочлена общества. Для страны и ее общественных инсти-тутов иностранный студент - куда более благоприятнаякатегория, чем иные категории иммигрантов, такие какбеженцы и вынужденные переселенцы, гастарбайтерыили лица, приезжающие для воссоединения со своимисемьями.В 2004/05 учебном году стоимость обучения дляиностранного гражданина в целом по России составля-ла 2 180 долл. США, в 2005/06 - приблизительно2 500 долл. США [1. С. 590]. По вузам Сибирского фе-дерального округа (СФО) плата за обучение за те жедва учебных года составила 1 601 и 1 875 долл. США,что с материальной точки зрения является плюсом впривлечении студентов [1. С. 592]. Если рассмотретьдоход российского высшего образования от обученияиностранцев, то он определённо увеличивается.С 1998/99 по 2005/06 учебный год доход вырос в3,4 раза, составив 169,5 млн долл. США [1. С. 598].Выпускники - это высокообразованные молодыелюди, уже адаптировавшиеся к городу своего обучения,почти идеальная категория новых жителей и граждан.Одним из основных положений изучения миграцииявляется то, что принимающее общество не только ока-зывает влияние на приехавших людей, но и само изме-няется под их воздействием [3. С. 25-26].В данной статье мы рассматриваем миграции, свя-занные с получением образования на примере одногорегиона Российской Федерации - Томской области.Относительно небольшой по численности населенияТомск входит в число ведущих центров страны по кон-центрации научно-образовательного потенциала, кото-рый заметно влияет на состав населения - в период с2002 по 2009 г. доля студентов составляла от 16,5 до17,2% [4. С. 75]. Томск входит в первую пятёрку россий-ских городов по численности студентов на 10 тыс. насе-ления, а сфера науки и образования является для городаодной из градообразующих отраслей [5. С. 329]. По долестудентов в населении СФО Томская область - безус-ловный лидер: 829 чел. на 10 тыс. населения (Новоси-бирская область - 621, Омская - 547 и т.д.) [6. С. 6].Количественное лидерство дополняется более высо-ким качеством высшего образования, так как рост чис-ленности студентов в 2,5 раза за 1995-2004 гг. базиро-вался не только на создании филиалов или мелких него-сударственных вузов, но и на расширении приема в дав-но существующие вузы с более квалифицированнымипреподавательскими кадрами и лучшим контролем каче-ства обучения [7]. Из 100 тыс. обучающихся в томскихучебных заведениях 50% составляют иногородние (ср.: ввузовском комплексе Татарстана доля студентов из дру-гих регионов составляет только 3% [8]).Однако есть несколько причин, снижающих конку-рентные преимущества Томской области, в том числе впривлечении мигрантов, а именно - периферийное (глу-бинное) расположение региона: удалённость от европей-ской части страны, нахождение в стороне от Транссиба,суровые природно-климатические условия [9. С. 8-9].Все это, безусловно, повышает стоимость жизни, снижа-ет желание как приехать, так и остаться после полученияобразования. 75% иногородних студентов после получе-ния высшего образования покидают пределы Томскойобласти, что свидетельствует о неполном использованииэтого демографического ресурса [10].На 1 января 2009 г. численность постоянного населе-ния Томской области составляла 1038,5 тыс. чел., в Том-ске проживало 521,6 тыс. чел. [11. С. 8-9]. Только в2009 г. в Томске впервые за последние 18 лет отмечалсяестественный прирост населения [12], а с учетом мигра-ции он составил 5,2 тысяч человек [13]. Однако нет ос-нований ожидать резкого роста рождаемости в ближай-шие годы, поскольку вскоре в брачный возраст войдётпоколение тех, кто родился в 1990-е гг. [14], а в демогра-фии влияние прошлого периода отражается на показате-лях рождаемости примерно через 23-25 лет [15].Правовую основу учебной миграции в РФ обеспе-чивают несколько законодательных актов. Федераль-ный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядкевыезда из Российской Федерации и въезда в Россий-скую Федерацию» (гл. 4, ст. 25) предусматривает вве-дение учебных виз [16], а Федеральный закон от25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранныхграждан в Российской Федерации» (ст. 13) определяетусловия участия иностранных студентов в трудовых от-ношениях - им разрешается работать в качестве «учеб-но-вспомогательного персонала в тех образовательныхучреждениях, в которых они обучаются» [17]. Междутем для любого студента, независимо от его гражданст-ва, важна возможность как непрофессиональной подра-ботки на младших курсах, так и уже профессиональ-ной - на старших курсах, в результате чего участие сту-дента в реальном бизнесе, исследовательских или науч-ных изысканиях существенно повышает качество егообразования и его трудовой потенциал. Статья 14 Феде-рального закона от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Рос-сийской Федерации» предусматривает возможность по-лучения гражданства в упрощенном порядке для лиц,являющихся «гражданами государств, входивших в со-став СССР, которые получили среднее профессиональ-ное или высшее профессиональное образование в обра-зовательных учреждениях Российской Федерации, окон-чили российский вуз или среднее специальное учебноезаведение после 1 июля 2002 года» [18].Этого явно недостаточно для развития образователь-ной миграции, такое понятие даже отсутствует в россий-ском законодательстве. Образовательная миграция вправовом поле смешивается с другими миграционнымипотоками, что затрудняет решение ряда ключевых про-блем в этой сфере. В России в 2006 г. обучалось только3,1% [1. С. 50] учащихся, получающих образование запределами своих стран. К причинам этого можно отне-сти снижение преподавания в мире русского языка какиностранного; недостаточное продвижение (реклама)российского высшего образования в других странах (не-достаток презентаций, выставок, подобных тем, которыепроводят EduFrance (Франция) или DAAD (Германия)),не всегда качественные англоязычные версии сайтовуниверситетов; только начавшееся присоединение Рос-сии к Болонскому процессу (который должен был увели-чить академическую мобильность и упростить процеду-ру взаимного признания дипломов) [19].Между тем при интенсификации политики в облас-ти образовательной миграции государство, во-первых,получает реальный предмет сотрудничества с бывшимисоветскими республиками, а следовательно, укрепляетсобственную геокультурную периферию; подобныесистемы договоренностей между западными странамии их миграционными донорами - норма межгосударст-венного сотрудничества. Во-вторых, государство при-обретает новых граждан, которые входят в российскоегражданство наилучшим способом - через систему об-разования; к тому же они молоды, овладели нужнымиспециальностями, знают язык и уже погружены в со-циокультурный контекст страны. В-третьих, значитель-но повышается степень управляемости иммиграцион-ного процесса, что является ключевой задачей в облас-ти миграционной политики Российской Федерации.Реализация образовательных программ для ино-странных студентов осуществляется в томских вузах понескольким направлениям: по межправительственными межгосударственным соглашениям, межуниверситет-ским соглашениям, по направлению Министерства об-разования и науки РФ и на контрактной основе [2.С. 312]. Для развития Томской области наибольшийинтерес представляют два последних, так как срединих больше доля студентов из стран ближнего зарубе-жья, хорошо владеющих русским языком, они режеиспользуют короткие образовательные программы, недающие достаточного времени для полноценной адап-тации на новом месте учёбы и зачастую подразуме-вающие обязательное возвращение на прежнее местопроживания (учёбы).Число студентов, обучающихся за счёт федерально-го бюджета, в последние годы достигает 205-209 чело-век на 10 тыс. населения при законодательно установ-ленной норме в 170 человек [2. С. 27]. Если учестьсложную демографическую ситуацию, то у государстваесть серьёзные возможности для выделения квот длястудентов из СНГ. Как заявил в апреле 2010 г. министробразования А.А. Фурсенко, «...Россия будет расширятьприем ребят из СНГ на бюджетные места. Мы будемувеличивать квоты, давать возможность им поступатьна общих основаниях с российскими школьниками»[20]. Эта линия начала проводиться еще раньше. Так,уже в 2008 г. было увеличено количество бюджетныхмест для иностранных граждан и соотечественников,обучающихся в вузах и средних специальных учебныхзаведениях. С 2003 г. соответствующая квота составля-ла 7 000 чел., с 1 января 2009 г. она была увеличена до10 000. Это почти 10% от числа всех иностранцев, обу-чающихся в вузах страны на очных отделениях [21].Среди студентов из стран СНГ последние 10 лет сни-жается доля тех, кто оплачивает своё образование - споловины от числа поступающих до одной трети [22].Учебная миграция может выступать как дополни-тельный демографический ресурс, особенно если ми-грационная политика будет поощрять натурализацию.По данным Научного совета Федеральной миграцион-ной службы (ФМС) России, в 2007-2008 гг. образова-тельная миграция заняла в миграционном потоке третьепо значимости место после трудовой миграции и пере-селения соотечественников [21].Томск насчитывает 5 вузов, обучающих иностран-ных граждан, в которых на 2005/06 учебный год обуча-лось 4,3% всех иностранных студентов в России (усту-пая только вузам Москвы и Санкт-Петербурга), а тритомских вуза - Томский государственный университет(ТГУ), Томский политехнический университет (ТПУ) иТомский государственный университет систем радио-электроники и связи (ТУСУР) - по числу иностранныхстудентов занимают 7, 11 и 15-е места в общероссий-ском рейтинге [1. С. 68, 72].Иностранных и иногородних студентов можно так-же рассматривать в качестве представителей нашейстраны и города на их родине. Выпускники российскихуниверситетов несут в свои страны часть российскойкультуры, российские технологии, что в будущем «обо-рачивается» использованием российских стандартов,материалов, оборудования, а может быть, и языка. Этовлияет на рынок вооружения, лекарственных средств,инженерных решений и т.д., способствует наращива-нию учебного потока, так как человек, получившийкачественное образование, своим примером «реклами-рует» его соотечественникам [23. С. 8].Начиная с 1990-х гг. первое место среди иностран-ных студентов в России составляли выходцы из Казах-стана (лишь в 2005 г. первое место заняли студенты изКитая). В 2004/05 учебном году обучалось более 2/3граждан Казахстана, получающих высшее образованиеза границей, в 2005/06 учебном году - 12 856 чел. [1.С. 619]. Для Томска важно то, что 42,2% казахстанскихстудентов в России обучаются в вузах Сибири, гранича-щей с северо-востоком Казахстана [1. С. 620], откуда ро-дом большинство казахстанских студентов. Данные за2005/06 учебный год показывают, что ТГУ и ТПУ лиди-руют по числу принимаемых на обучение граждан Казах-стана (1 283 и 600 человек соответственно) [1. С. 622],составляющих явное большинство иностранных студен-тов в этом регионе [22]. В отличие от стран дальнего зару-бежья их адаптация на новом месте облегчается тем, чтодля многих из них русский язык является родным.Учебная миграция, осознаваемая как новый демо-графический ресурс, в условиях российской депопуля-ции имеет все шансы к дальнейшему повышению эф-фективности в этой роли. Это видно при анализе ми-грационных намерений иностранных учащихся. Оседа-ние в России в качестве жизненной стратегии выбира-ют более половины иностранцев. По данным на 2009 г.(исследование проводилось в Москве, Томске и Воро-неже) 32,5% опрошенных иностранных студентов вТомске хотели бы жить в России постоянно (25,1% - потрём городам), 8,4% хотят остаться на некоторое время(25,6% - по трём городам), 16,7% ещё не определились(16,5% - по трём городам) [25].Рассмотрим мотивы тех, кто после получения обра-зования хочет остаться или уехать, первое число - дан-ные по Томску, второе число (в скобках) - среднее поТомску, Воронежу, Москве. Желание остаться связано сперспективами трудоустройства 19,7% (31%), хороши-ми условиями жизни 9,9% (16%), наличием родных иблизких 3,9% (11,7%). Ориентация на возвращение обу-словлена отсутствием родных и близких 21,7% (21%),плохими условиями жизни 5,9% (8,5%), семейнымипричинами 6,9 (6,8%), отсутствием перспектив трудо-устройства 4,4% (6,2%). Среди других причин - внут-ренние моральные обязательства перед родиной и ус-ловия контракта, по которому обучается в России ино-странный студент. Плохие межличностные отноше-ния - 1% (3,4%) и дискриминация 0% (3%) не названыв числе значимых причин отъезда из России [24].Таким образом, уже сегодня улучшение жизненныхусловий, создание возможностей для интеграции в рос-сийское общество могут изменить миграционные на-мерения в сторону оседания примерно у 9% иностран-ных студентов, а если решение проблем адаптации иинтеграции учебных мигрантов в российское обществобудет поставлено на уровень государственных приори-тетов, то 43% (25,1% в Томске) выбравших стратегиювременного проживания или не определившихся могутостаться в России [10].Начиная с 2009 г. все российские вузы засчитываютрезультаты единого государственного экзамена (ЕГЭ)вместо вступительных испытаний. И вузы уже почув-ствовали на себе такие последствия его введения, какприток иногородних абитуриентов, рост конкурса напрестижные специальности и проблема нехватки меств общежитиях. С одной стороны, это очевидная про-блема для томских университетов, так как ЕГЭ увели-чивает число иногородних студентов (приблизительнодля этого экзамен и задумывался), а значит, обостряет-ся проблема с общежитиями. С другой стороны, притокмолодёжи, часть которой захочет остаться в Томске,безусловно, выгоден для города и региона в долгосроч-ной перспективе.Между тем, хотя численность студентов в Томске зауказанный период (2000-2009) выросла с 71 до 88 тыс.,численность студентов из стран СНГ не показывает тен-денции к росту и колеблется от года к году [11. С. 98].Численность студентов вузов Томска (на начало учебного года)Учебный год Численность студентов В том числе из стран СНГ В том числе из Казахстана2000/01 71 715 4 124 3 5192002/03 80 995 3 723 3 1962004/05 87 968 4 320 3 7632006/07 86 383 3 877 3 3542008/09 88 489 3 797 3 148Это обстоятельство вызвано тем, что улучшилось ка-чество образования в странах ближнего зарубежья, неко-торые страны предпринимают усилия для того, чтобыудержать русскоязычную молодёжь, а повышение уровняжизни делает доступным образование не только в России.Таким образом, рост числа студентов Томска не сопрово-ждается увеличением числа студентов из стран СНГ, пре-жде всего из Казахстана, наиболее подготовленных длядальнейшей жизни в Томске; более того, факторы, кото-рые гарантировали бы их приток в российские (в том чис-ле и томские) университеты, постепенно ослабевают.За прошедшее десятилетие Томск по-прежнему ос-тался крупным образовательным центром Сибири. Всилу ряда причин (небольшие размеры города, не са-мые высокие зарплаты) лишь 25% приехавших сюда наобучение остаются в Томске после получения образо-вания. Введение в России ЕГЭ повышает образователь-ную мобильность молодёжи, что ведёт к росту числаиногородних студентов.В то же время снижается прибывание студентов изстран СНГ. Перед Томском по-прежнему стоят задачине только сохранения высоких стандартов образования,известных за пределами региона, но и повышения сво-его престижа как места дальнейшего проживания ино-городних и иностранных студентов после окончанияобучения.

Ключевые слова

Томская область, демографическое развитие, образовательная миграция, студенты, Tomsk oblast, demography development, educational migration, students

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Эмбрехт Роман ВладимировичТомский государственный университетаспирант кафедры современной отечественной истории исторического факультетаromman@sibmail.com
Всего: 1

Ссылки

Арефьев А.Л. Российские вузы на международном рынке образовательных услуг. М.: Центр социального прогнозирования, 2007. 698 с.
Образование в ТПУ: итоги 2008/2009 учебного года. Томск: Изд-во Том. политех. ун-та, 2009. 334 с.
Юдина Т.Н. Социология миграции: к формированию нового научного направления. М.: Дашков и К, 2004. 399 с.
Томск в цифрах: Стат. сб. / Томскстат. Томск, 2009. 273 с.
Водичев Е.Г. Европейский Союз и Сибирь. Опыт реализации программ технического содействия в Сибирском регионе. Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2004. 464 с.
Интеллектуальный потенциал Томской области: Аналитическая записка. Томск, 2010. 40 с.
Социальный атлас российских регионов. Томская область. URL: http://www.socpol.ru/atlas/portraits/tomsk.shtml, свободный.
В Томской области впервые за 15 лет наблюдается рост численности населения. 30.03.2009. URL: http://obzor.westsib.ru/news/288281, свободный.
Ларина Н.И. Региональная политика в странах рыночной экономики. М.: Экономика, 1998. 176 с.
Полетаев Д.В., Дементьева С.В., Лебедева С.Г. Вузы России как механизм адаптации учебных мигрантов // Демоскоп Weekly. № 375-376. 1-17 мая 2009 г. URL: http://demoscope.ru/weekly/2009/0375/analit05.php, свободный.
Статистический ежегодник (2000-2008 гг.): Стат. сб. Томск, 2009. 320 с.
НИА - Томск / Общество / Численность населения. URL: http://www.70rus.org/more/779/, свободный.
В Томской области к проведению Всероссийской переписи населения будут активно привлекать студентов, пенсионеров и безработных. 15.04.2010. URL: http://www.interfax-russia.ru/Siberia/report.asp?id=138479, свободный.
Васин С. Прощание с демографическим дивидендом // Демоскоп Weekly. № 317-318. 21 января - 3 февраля 2008. URL: http://demoscope.ru/weekly/2008/0317/tema07.php, свободный.
Кладов С.Ю., Конобеевская И.Н., Карпов Р.С. Миграционные потоки в Томской области и их роль в формировании демографической ситуации. URL: http://www.ssmu.ru/bull/09/02/25k.pdf, свободный.
О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (с изменениями на 23 июля 2010 года) (редакция, действующая с 05.10.2010). URL: http://law.kodeks.ru/egov/index?tid=633200007&nd=9027927&nh=0&ssect=8, свободный.
Федеральный закон № 115 ФЗ от 25.07.2002 года «О правовом положении иностранных граждан в России». URL: http://www.legalsupport. ru/information/laws/permission/115-f3.html, свободный.
Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации». URL: http://www.mid.ru/dks.nsf/mnsdoc/04.03.02.02, свободный.
URL: http://www.russianenic.ru/int/bol/base2.html, свободный.
HR Monitor. Россия готова бесплатно принимать иностранных студентов для закрытия «демографической ямы». 27.04.2010. URL: http://www.hrmonitor.ru/index.php?pname=news&news_id=7042, свободный.
Выхованец О.Д. Образовательная миграция как часть миграционной политики России // Федеральная миграционная служба России. URL: http://www.fms.gov.ru/about/science/science_session/forth/vih.pdf, свободный.
Отчёт по форме ВПО-1. 2009-2010. Отчёт по форме 3НК. 2001-2008 // Текущий архив ТГУ.
Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: Стат. сб. М.: Центр соц. прогнозирования, 2006. Вып. 3. 125 с.
Трудовые ресурсы Томской области. URL: http://www.arto.ru/labour_resources.html, свободный.
 Роль образовательной миграции в демографическом развитии Томской области (2000-2009 гг.) | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 348.

Роль образовательной миграции в демографическом развитии Томской области (2000-2009 гг.) | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 348.

Полнотекстовая версия