Возрождение прокурорского надзора за соблюдением законности в местах изоляции от общества в 20-е гг. XX в. | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 348.

Возрождение прокурорского надзора за соблюдением законности в местах изоляции от общества в 20-е гг. XX в.

Окончание Гражданской войны и новая экономическая политика способствовали развитию советского уголовного и уголовно-процессуального законодательства в 20-х гг. XX в. В этот период произошло частичное возрождение прежних институтов контроля и юстиции, в том числе в сфере тюремного наблюдения. Однако, несмотря на внешнее сходство с прежними институтами, вновь учрежденный советский тюремный контроль приобрел качественно новое содержание. Кардинальное изменение роли прокуратуры превратило ее в основной орган осуществления централизованного публичного контроля государственной деятельности. В этой связи прежде существовавшая форма тюремного наблюдения была заменена принципиально новой - прокурорским надзором, представлявшим собой более совершенную форму контрольной деятельности. Уже на начальном этапе становления отличительными чертами прокурорского надзора за местами заключения явились его внешний независимый характер, высокая степень централизации, четкий предмет и наличие арсенала организационно-правовых средств обеспечения законности, применение которых влекло за собой возникновение правовых последствий.

The Prosecutors Custody Supervision Restoration in the 20s of the XX century.pdf Особенности контроля за местами изоляции от об-щества в первые годы советской власти заключались вчастичном возрождении институтов судебного и обще-ственного наблюдения, отсутствии единого юридиче-ского опыта, широком применении местного нормо-творчества и последовательной реализации классовогоподхода. Реализация отдельных контрольных полно-мочий в местах заключения фактически представляласобой непрофильную работу вновь созданных органовреволюционной юстиции и обусловливалась дополни-тельными обязанностями, возложенными на них сове-тами различных уровней. Не существовало четкогопредставления о задачах, предмете, формах, а такжесистеме органов, способных осуществлять контроль-ную деятельность в этой сфере. Такое положение объ-яснялось сложной политической и экономической об-становкой, вызванной Гражданской войной и интер-венцией.Качественные изменения в организации и осуществ-лении тюремного контроля произошли в начале 20-х гг.XX в. и были связаны с возрождением прокуратуры ипринятием нового уголовного и уголовно-процессу-ального законодательства.Низкий авторитет и профессиональный уровеньпервых советских органов юстиции, непрекращающее-ся вмешательство в их деятельность партийных и со-ветских структур вынудили юридическую обществен-ность выступить за учреждение советской прокуратурыи создание нормативной базы для ее функционирова-ния. В результате в январе 1922 г. на IV Всероссийскомсъезде деятелей советской юстиции было принято ре-шение о создании прокуратуры и принятии нового уго-ловного и уголовно-процессуального законодательства.Признание необходимости учреждения советскойпрокуратуры вызвало ожесточенную полемику вокругорганизационных принципов ее построения. В этой свя-зи В.И. Ленин в своем письме был вынужден изложитьцелостный подход к прокурорскому надзору, обосновавважность принципа независимости органов прокуратурыи их централизующей и определяющей роли в осущест-влении публичного контроля во всех сферах государст-венной и общественной жизни [1. C. 197].28 мая 1922 г. 3-я сессия ВЦИК IX созыва утверди-ла первое Положение о прокурорском надзоре (далеепо тексту - Положение). Советская прокуратура былаучреждена «в целях осуществления надзора за соблю-дением законов и в интересах правильной постановкиборьбы с преступностью» [2. C. 424]. Таким образом,она была возрождена как система независимых органови учреждений, прежде всего, обеспечивающих закон-ность и обладающих лишь внешними признаками ор-ганов юстиции.Согласно п. «г» ст. 2 Положения, одним из основ-ных направлений деятельности прокуратуры являлосьнаблюдение за правильностью содержания заключен-ных под стражей. Пункт «з» ст. 13 Положения преду-сматривал, что основным методом осуществления та-кого наблюдения служила «проверка правильностисодержания под стражей во всех без исключения мес-тах лишения свободы и освобождение лиц, неправиль-но содержащихся». Проведение проверки в рассматри-ваемый период предполагало: личное посещение местзаключения; знакомство с делопроизводством, касаю-щимся учета времени пребывания в местах заключе-ния, дисциплинарной практики в отношении заклю-ченных, учета предмета довольствий; опрос и разреше-ние обращений заключенных. Указанные возможностипредусматривались с учетом требований Положения обобщих местах заключения РСФСР и Временной инст-рукцией губернским прокурорам об общих задачах,возлагаемых на прокурора (далее по тексту - Инструк-ция губернским прокурорам) [3. C. 14-16].Вновь принятое советское уголовное и уголовно-процессуальное законодательство определило предметпрокурорского наблюдения за местами заключения.Согласно ст. 6 УПК РСФСР, «каждый прокурор, обна-руживший в пределах своего района содержание кого-либо под стражей без законного постановления упол-номоченных на то органов или свыше срока, установ-ленного законом или судебным приговором, обязаннемедленно освободить неправильно лишенного сво-боды» [4. C. 173]. В свою очередь, ст. 7 УПК РСФСРпредписывала прокурору, до сведения которого дошло,что в пределах его района кто-либо содержится не внадлежащем месте заключения или не в надлежащихусловиях, принять меры к восстановлению нарушенно-го порядка. Кроме того, УПК РСФСР 1922 г. предос-тавлял прокурору право инициирования уголовно-процессуальной деятельности по разрешению вопро-сов, возникающих в ходе исполнения приговора (УДО,замены наказания и т.п.), и участия в их судебном рас-смотрении [5. C. 14-15]. Аналогичные требования со-держал и УПК РСФСР 1923 г.: в частности, ст. 462предоставляла прокурору право выступать в суде с за-ключением по вопросам досрочного освобождения,продления срока несовершеннолетним осужденным ит.п. 11 ноября 1922 г. был дополнен УК РСФСР. Часть2 ст. 51 УК РСФСР в новой редакции устанавливала,что надзор за закономерностью содержания под стра-жей и действительным выполнением приговора возла-гается на прокурорский надзор в центре и на местах.В приведенных актах существенным образом былконкретизирован предмет прокурорского наблюдения,включивший в себя правовую оценку законности: пра-воприменительных актов, на основании которых лицаводворялись в места заключения; сроков пребывания вуказанных учреждениях; нахождения заключенных внадлежащих местах и условиях. Кроме того, произош-ло нормативное закрепление расширения сферы надзо-ра: закон предписывал прокурору осуществлять надзорне только за местами предварительного заключения, нои за местами отбывания наказания в виде лишения сво-боды. В этой связи § 5 Инструкции губернским проку-рорам уточнял пределы прокурорского надзора, уста-навливая, что «наблюдение за всеми без исключенияместами заключения прокурор осуществляет не толькос точки зрения законности содержания под стражейзаключенных (поводы задержания и соблюдение за-конных сроков), но и проверяет, насколько правильноприменяются все мероприятия в области исправитель-но-трудовой в местах заключения». В обязанностипрокурора также входил надзор за состоянием местзаключения и условиями содержания в них заключен-ных (п. «м» § 3). Вновь принятый уголовно-процессуальный закон обогатил арсенал правовыхсредств прокурорского надзора, дополнительно вклю-чив в него процессуальные полномочия по иницииро-ванию, участию и высказыванию заключения в уголов-но-процессуальной деятельности, связанной с разре-шением вопросов, касающихся исполнения приговора.На первоначальном этапе, несмотря на нормативноеобособление наблюдения за местами заключения, ор-ганизационно данная деятельность осуществлялась врамках общего надзора прокуратуры подотделом об-щего надзора за законностью и наблюдения за местамизаключения [6. C. 27-28]. Позже в связи с утверждени-ем Положения о Наркомате юстиции РСФСР от 1 фев-раля 1923 г. данное направление деятельности сосредо-точилось в подотделе надзора за органами следствия идознания и местами лишения свободы. Поскольку дея-тельность вновь созданной прокуратуры не определя-лась осуществлением правосудия по уголовным делам,и функция поддержания государственного обвинениябыла не основной, наблюдение за местами заключениярассматривалось как один из частных случаев надзора,осуществляемый за государственными органами. Вэтой связи причины реорганизации обусловливались вбольшей степени преобразованием системы отбываниязаключения, а не изменением правовой природы дея-тельности прокуратуры: в 1922 г. места заключения изведения НКЮ были переданы в ведение НКВД. Непо-средственное осуществление наблюдения за правиль-ностью содержания под стражей и за местами заклю-чения на территории губерний было возложено на со-ответствующего прокурора губернии, который реали-зовывал эту деятельность через особых уполномочен-ных на то помощников (§ 18 Инструкции губернскимпрокурорам).Передача мест заключения в ведение НКВД обусло-вила возрождение ведомственного контроля в системеучреждений, исполняющих уголовные наказания. Со-гласно Временному положению о Главном управленииместами заключения 1922 г., в структуре управлениябыл образован административно-пенитенциарный отдел,курировавший работу инструкторов ГУМЗ и губернскихинспекторов мест заключения. Помимо указанныхдолжностных лиц инспектура НКВД осуществляласьтакже областными, краевыми и окружными инспекто-рами и их помощниками и ограничивалась реализациейлишь контрольно-распорядительных полномочий в от-ношении администраций мест заключения. В этом за-ключалось основное отличие вновь созданных инспек-ций от губернских тюремных инспекторов царской Рос-сии. Второе принципиальное отличие заключалось втом, что вновь учрежденные инспекторы, как и осталь-ные сотрудники ГУМЗ НКВД, согласно Уставу службыпо местам заключения, приравнивались к лицам, несу-щим действительную военную службу.Вновь принятый УПК РСФСР 1922 г. (позже и УПКРСФСР 1923 г.) возлагал отдельные контрольные пол-номочия в сфере оценки законности предварительногозаключения на судебные органы. В этой связи ст. 6 и 7УПК РСФСР 1922 г. предоставляли полномочия, ана-логичные прокурорским, судебным органам. Предос-тавление судам полномочий, связанных с оценкой за-конности предварительного заключения, обусловлива-лось наличием в этот период у судебных органов ад-министративной и процессуальной власти в отношенииследователей.Таким образом, в части судебного контроля закон-ности предварительного заключения новое советскоезаконодательство не имело принципиальных отличийот Устава уголовного судопроизводства. Однако суще-ственные изменения произошли в части исполненияприговора. Прежде всего, началось организационно-правовое оформление исполнения приговора как от-дельной стадии уголовного процесса [7. C. 7]. Далее,разрешение всех вопросов, связанных с исполнениемприговоров (УДО, замена наказания и т.п.), оконча-тельно было отнесено к компетенции судебных орга-нов. Наконец, прокурор был освобожден от организа-ционно-распорядительной деятельности, связанной собращением приговоров к исполнению.Ст. 51 УК РСФСР 1922 г. расширила сферу общест-венного контроля мест заключения, предусмотрев соз-дание наблюдательных комиссий при отдельных ис-правительно-трудовых учреждениях в качестве под-собных органов распределительных комиссий. В составнаблюдательных комиссий входили: начальник местазаключения - председатель комиссии, народный судьяи представитель профсоюзной организации. К ее ком-петенции относилось предварительное разрешение об-ращений заключенных, а также отдельных вопросов,возникающих в ходе исполнения приговора (например,УДО). Однако фактически распорядительные полно-мочия этих комиссий были незначительными. Все ре-шения наблюдательных комиссий подлежали после-дующему рассмотрению распределительными комис-сиями и окончательному утверждению народными су-дами или представителями администрации мест заклю-чения или губернскими (областными) инспекциями.Кроме того, в 1922 г. решением коллегии НКЮ былоутверждено Положение о Комитете помощи освобожден-ным из мест заключения. Такие комитеты создавалисьпри губернских исправительно-трудовых подотделах иуездных бюро юстиций. Их основная задача заключаласьв помощи освобожденным заключенным. Поскольку фи-нансирование указанных структур осуществлялось НКЮпо специальной смете, едва ли деятельность этих комите-тов можно считать общественной. Пятого января 1925 г.Нарком внутренних дел утвердил новое «Положение оВсероссийском и губернских (областных, краевых) коми-тетах помощи содержащимся в местах заключения и ос-вобожденным из них». Основные средства комитета фор-мировались из 15-процентных отчислений от чистой при-были предприятий мест заключения. Таким образом, об-щественный контроль мест заключения носил сугубоформальный характер.Окончание Гражданской войны и новая экономиче-ская политика способствовали развитию советскогоуголовного и уголовно-процессуального законодатель-ства. В этот период произошло частичное возрождениепрежних институтов контроля и юстиции, в том числев сфере тюремного контроля. Так, в результате приня-тия новых УК и УПК были возвращены к жизни судеб-ный, ведомственный и общественный контроль местзаключения [8]. Однако, несмотря на внешнее сходствос прежними имперскими институтами, вновь учреж-денный советский тюремный контроль приобрел каче-ственно новое содержание. Главная причина заключа-лась в кардинальном изменении роли прокуратуры ипревращении ее в основной орган осуществления цен-трализованного публичного контроля государственнойдеятельности.Прежде существовавшая форма тюремного контро-ля (наблюдения) была заменена принципиально но-вой - прокурорским надзором, представлявшим собойболее совершенную форму контрольной деятельности.Уже на начальном этапе становления отличительнымичертами прокурорского надзора за местами заключенияявились его внешний независимый характер, высокаястепень централизации, четкий предмет и наличие ар-сенала организационно-правовых средств обеспечениязаконности, применение которых влекло за собой воз-никновение правовых последствий. Отмеченные свой-ства позволили ему стать определяющей формой кон-трольной деятельности за местами заключения и современем существенно ограничить все иные виды кон-троля в этой сфере.Вместе с тем многие вопросы организации и осуще-ствления прокурорского надзора за местами заключе-ния пока оставались не решенными. На этом историче-ском этапе данное направление деятельности прокура-туры не приобрело своего отраслевого оформления,предмет и пределы надзора не получили четких границ,надзорная деятельность прокурора не была отграниче-на от контрольных полномочий судебных органов всфере оценки законности предварительного заключе-ния и от контрольно-распорядительных возможностейинспектуры НКВД.

Ключевые слова

пенитенциарный надзор, уголовно-исполнительная система, прокурорский надзор, места лишения свободы, penitentiary control, criminal-executive system, public prosecutor's supervision, institution of confinement

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Воронин Олег ВикторовичТомский государственный университетдоцент, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса прокурорского надзора и правоохранительной деятельности Юридического институтаninorov@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Ленин В.И. Полное собрание сочинений. М.: Политиздат, 1983. Т. 45.
Собрание узаконений РСФСР. 1922. № 36. Ст. 424.
Еженедельник советской юстиции. 1922. № 28.
Гусев Л.Н. История законодательства СССР и РСФСР по уголовному процессу (1917-1954 гг.). М.: Изд-во юрид. лит., 1955. 635 с.
Свиридов М.К. Порядок разрешения дел об условно-досрочном освобождении от наказания. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1972. 138 с.
Спиридонов Б.М. Прокурорский надзор за соблюдением законности в исправительно-трудовых учреждениях. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. 204 с.
Тулянский Д.В. Стадия исполнения приговора в уголовном судопроизводстве. М.: Юрлитинформ, 2006. 192 с.
Беляев Н.А. Общественный контроль за деятельностью исправительных и воспитательных учреждений. М.: Госюриздат, 1962. 142 с.
 Возрождение прокурорского надзора за соблюдением законности в местах изоляции от общества в 20-е гг. XX в. | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 348.

Возрождение прокурорского надзора за соблюдением законности в местах изоляции от общества в 20-е гг. XX в. | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 348.

Полнотекстовая версия