Реализация модели устойчивого развития России возможна при комплексном управлении социально-экономическими системами. Устойчивое развитие национальной экономики опирается на устойчивое развитие ее регионов (особенность российской модели устойчивого развития), а последние зависят от устойчивого развития муниципальных образований. Системный подход позволил идентифицировать основные подсистемы и элементы, связи, цели и функции, сформировать логико-структурную схему системы управления устойчивым развитием.
Socio-economic systems sustainable development logical and structural scheme forming.pdf Одна из главных задач российской экономики в на-стоящий момент - ее модернизация. Модернизацияэкономики подразумевает развитие России на иннова-ционной основе, что предполагает как разработку кон-цептуально новых технологий, в том числе и в управ-лении, так и принятие лучшего зарубежного опыта отведущих мировых государств. В условиях трансформа-ции социально-экономических отношений, характери-зующейся высокой динамикой всех экономическихпроцессов, особенно значимыми становятся концепцииуправления, способные обеспечить стабильность эко-номического роста, с учетом социальных и экологиче-ских факторов. Концепция, отвечающая этим требова-ниям, - устойчивое развитие. Она позволяет преодо-леть постоянно возникающие кризисные ситуации раз-личных масштабов на всех уровнях управления (феде-ральном, региональном, местном).Официально стратегия перехода к устойчивому раз-витию была принята как «Повестка действий наXXI век» на Конференции ООН по окружающей средеи развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Из последую-щих важнейших событий отметим Специальную Ас-самблею ООН по проблемам устойчивого развития(Нью-Йорк, 1997 г.) и Всемирное совещание по устой-чивому развитию в Йоханнесбурге (2002 г.).В России переход к устойчивому развитию опреде-лен Указами Президента № 236 от 04.02.1994 «О госу-дарственной стратегии РФ по охране окружающей сре-ды и обеспечению устойчивого развития» и № 440 от01.04.1996 «О концепции перехода РФ к устойчивомуразвитию». Принципы устойчивого развития заложеныв «Экологическую доктрину РФ» (распоряжение Пра-вительства РФ от 31.08.2002 № 1225-р). Однако недос-таточно сформирована теоретико-методологическаябаза, отсутствует единый инструментарий управлениятаким развитием. Формирование теоретической основыинструментария управления устойчивым развитиемсоциально-экономических систем выступает значимойнаучно-практической задачей.1. Когда речь идет о национальной хозяйственнойсистеме, то мы говорим, что эта система обладает со-вокупным экономическим потенциалом, накопленнымв процессе ее функционирования, состоящего из част-ных потенциалов, к которым относятся природно-ресурсный, производственный, трудовой, научно-технический, финансовый, внешнеэкономический и др.[1. С. 8]. Рассмотрим регион как подсистему нацио-нальной экономики. Очевидно, что ему присущи всесвойства внешней системы (национальной экономики),т.е. регион обладает совокупным экономическим по-тенциалом, исторически сложившимся на данной тер-ритории.Для нормального функционирования национальнойэкономики необходимо наличие определенных предпо-сылок: экономической, политической и организацион-ной [1. С. 12]. Экономическая предпосылка складыва-ется из условий взаимодействия экономических аген-тов, возникающих в процессе производства, распреде-ления, обмена и потребления материальных и немате-риальных благ. Политическая предпосылка функцио-нирования национальной экономики характеризуетсяформой власти и, соответственно, этой формой обу-словленные взаимоотношения между государством иобществом в целом. Организационная предпосылкаопределяет структуру и уровни управления националь-ной экономикой. Данные предпосылки влияют друг надруга и тесно взаимосвязаны.Таким образом, вектор развития национальной эко-номики, позволяющий наиболее эффективно и рацио-нально использовать совокупный экономический по-тенциал, складывается из представленных выше пред-посылок, которые могут меняться при активном управ-лении национальной экономикой. Под активнымуправлением понимаются своевременные или преду-преждающие меры, принятые государством на основеинформации о состоянии той или иной сферы деятель-ности общества.Концептуально на уровне национальной экономикиРоссийской Федерации указами Президента взят курс наустойчивое развитие. По своему содержанию устойчивоеразвитие включает понятия «инновационное развитие»,«социально-экономическое развитие», однако являетсяболее всеобъемлющим, позволяющим учитывать не толь-ко экономический (приоритетом которой должна статьинновационная экономика, направленная на экологиза-цию производства, внедрение ресурсосберегающих тех-нологий) и социальный аспекты (улучшение качестважизни, развитие человеческого капитала), но и экологи-ческий (снижение антропогенной нагрузки на окружаю-щую среду, ее сохранение и восстановление). Другимисловами, устойчивое развитие - это развитие, при кото-ром повышается качество жизни населения за счет инно-вационной экономики, ориентированной, прежде всего,на экологизацию производства (развитие научно-техни-ческого потенциала), снижающего антропогенную на-грузку на экосистемы, что позволит сохранить природноебогатство для будущих поколений.Устойчивое развитие национальной экономики зави-сит от устойчивого развития ее регионов (особенностьроссийской модели устойчивого развития), а последние- от устойчивого развития муниципальных образований.Обеспечение устойчивого развития национальной эко-номики, региона, муниципального образования требуетрешения комплекса экономических, социальных и эко-логических проблем. Для отслеживания результатов вдостижении устойчивого развития необходимо созданиецелостного информационного массива, позволяющегодать оценку уровню устойчивого развития ключевыхаспектов социально-экономической системы, на основекоторой будут приниматься управленческие решения имеры. Это позволяет говорить о наличии обратной свя-зи. Обратная связь является основой саморегулированияи развития системы, приспособления к изменяющимсяусловиям существования [2. С. 26].2. Национальная экономика - многоуровневая соци-ально-экономическая система, элементом которой яв-ляется регион, а внешней средой - мировая экономика.Регион - социально-экономическая система, элементомкоторой является муниципальное образование, а на-циональная экономика выступает в роли внешней сре-ды. В совокупности они образуют подсистему, котораянуждается в управлении. Соответственно, можно вы-делить другую подсистему, которая управляет (системагосударственных органов). Процесс управления мырассматриваем как часть системы, и он должен осуще-ствляться в рамках концепции устойчивого развития.В нашем случае, чтобы сформировать логико-структурную схему системы управления устойчивымразвитием национальной экономики, региона, муници-пального образования, более целесообразным и обос-нованным является применение системного подхода.Системный подход как один из основополагающихпринципов научного исследования позволит иденти-фицировать основные подсистемы и элементы, связи,цели и функции, сформировать логико-структурнуюсхему системы управления устойчивым развитием.Рассмотрим основные понятия и принципы системногоподхода [2].Определение элемента системы зависит от цели ипроцесса его изучения. Если элемент системы невоз-можно определить сразу, то необходимо выделить под-систему, которая обладает всеми свойствами системы.Существуют элементы (внешняя среда), не относящие-ся к системе, но изменение их состояния влияет на неефункционирование. Затем необходимо выявить струк-туру системы, ее иерархичность (уровни соподчинения,ранжирования и т.д.). Сохранение целостности систе-мы, составных ее элементов обеспечивают связи, кото-рые можно классифицировать по нескольким критери-ям (сила, направление, характер). Система развиваетсяпри взаимодействии ее составных частей. У такого раз-вития существует целевая направленность. Мы пере-числили основополагающие понятия системного под-хода, далее обозначим основные принципы.Первый принцип - целостности или единства, по-зволяет рассматривать систему как единое целое и каксовокупность подсистем (элементов). Принцип разви-тия заключается в том, что система способна изменять-ся, накапливать информацию с учетом динамики окру-жающей среды. Принцип глобальной цели основывает-ся на выборе общей для всех подсистем цели. Принципиерархии учитывает взаимосвязи уровней системы.Принцип организованности показывает степень реали-зации решений, их анализ и достигнутый результат.Принцип неопределенности должен учитывать непред-виденность наступления события.Используя системный подход, становится возможнымувидеть целостную теоретическую картину: выделитьподсистемы и элементы, вход и выход системы, описатьлогико-структурную схему системы управления.3. Реализация модели устойчивого развития Россиивозможна при комплексном управлении социально-экономическими системами, целеполагание которого -повышение уровня устойчивого развития. Оно позво-лит учитывать условия функционирования конкретнойсоциально-экономической системы (национальнойэкономики, региона, муниципального образования),влияния внешней среды, с помощью отлаженного ин-струментария мониторинга и оценки получать инфор-мацию о состоянии каждой из подсистем, на основеэтого принимать эффективные управленческие реше-ния, способствующие дальнейшему развитию. Логико-структурная схема системы управления устойчивымразвитием социально-экономических систем представ-лена на рис. 1.Структура предложенной системы складываетсяследующим образом. Совокупный экономический по-тенциал, в силу объективности существования на опре-деленной территории, является входом системы управ-ления устойчивым развитием. Очевидно, что этот по-тенциал неоднороден в силу объективных причин (гео-графическое положение, климатические условия, нали-чие природных и трудовых ресурсов, развитие науки итехники и т.д.). Соответственно, чем детальнее мы рас-сматриваем уровень управляемой подсистемы (нацио-нальная экономика, регион, муниципальное образова-ние), тем глубже дифференциация совокупного эконо-мического потенциала, а возможность его идентифика-ции меньше.В совокупности национальная экономика, ее регио-ны и муниципальные образования есть управляемаяподсистема, на развитие которой могут влиять органыуправления всех уровней (управляющая подсистема).К ней также отнесены предпосылки функционированияуправляемой подсистемы и выделены основные со-ставляющие устойчивого развития этих систем.Экономическая, политическая и организационнаяпредпосылки определяют условия (внешние и внут-ренние) развития, базируясь на данном совокупномэкономическом потенциале. Именно эти условия мож-но изменять при эффективном управлении на феде-ральном (устойчивое развитие национальной экономи-ки), региональном (устойчивое развитие региона) имуниципальном (устойчивое развитие муниципальногообразования) уровнях.Устойчивое развитие предполагает баланс эконо-мической, социальной и экологической сфер общества.Состояние экономической, социальной и экологиче-ской составляющих устойчивого развития необходимоотслеживать, чтобы иметь достоверную информацию опроцессах, благоприятно или негативно воздействую-щих на них. Поэтому следующий элемент системы -это целостный информационный массив, позволяющийпроводить мониторинг и на основе анализа получен-ных данных оценить уровень устойчивого развития(выход системы).Рис. 1. Логико-структурная схема системы управления устойчивым развитиемсоциально-экономических систем (национальной экономики, региона, муниципального образования)Ключевым звеном информационного массива ста-нут индикаторы устойчивого развития. По мнению ря-да авторов (В.В. Смирнов, Н.А. Флуд, Н.П. Тарасова идр.), индикаторы устойчивого развития должны удов-летворять следующим основным требованиям: ком-плексно отражать экономические, социальные и эколо-гические аспекты развития; опираться на имеющуюсяинформационную базу официальной статистики; иметьколичественное выражение, достаточно простую и од-нозначную интерпретацию; быть сопоставимыми вмеждународном плане, в статике и в динамике [3].Разработка индикаторов устойчивого развития Рос-сии возможна на трех уровнях: федеральном, регио-нальном (области, края, автономии и др.), мест-ном / локальном (муниципальные образования: муни-ципальные районы и городские округа). На этих трехуровнях могут разрабатываться свои собственные сис-темы индикаторов. Однако для эффективной оценкицелесообразно иметь «сквозные» индикаторы, которыевозможно агрегировать с уровня муниципальных об-разований в региональный или федеральный уровень.Ввиду отсутствия в Российской Федерации нацио-нальных стандартов и норм в области устойчивого раз-вития, для разработки индикаторов на региональномуровне могут быть использованы различные методиче-ские подходы, которые отличаются по структуре ипринципам построения в зависимости от наличия дан-ных официальной статистики. В настоящий моментФедеральная служба государственной статистики, еетерриториальные органы не публикуют некоторые при-оритетные экономические, экологические и социаль-ные индикаторы, связанные с устойчивым развитием иэкологической ситуацией. Возможно, это требует до-полнительных статистических наблюдений.Сопоставляя разработанные системы индикатороврегионального устойчивого развития, можно отметитьих схожесть по многим группам показателей. Однакорассмотренные системы индикаторов имеют некоторыенедостатки (отсутствие комплексности анализа, инте-гральной системы оценки), что позволило сформироватьтребования к оценке устойчивого развития региона, аименно: системность исследования (все индикаторыдолжны быть взаимоувязаны в единую систему оценки,позволяющую свернуть ее в единый интегральный пока-затель, обеспечивающий возможность сравнения субъ-ектов хозяйствования между собой по единому крите-рию), комплексность анализа (позволяет учитывать эко-номическую, социальную и экологическую составляю-щую устойчивого развития в едином комплексе показа-телей), периодичность и регламентированность (оценкадолжна проводиться с определенной периодичностью ибыть обязательной на всех уровнях: федеральном, ре-гиональном, муниципальном).Четко организованная система мониторинга и оцен-ки устойчивого развития управляемой подсистемы по-зволит более точно определять зоны, требующие при-оритетного внимания органов власти всех уровней. Всвою очередь, они на основе полученных данных (уро-вень устойчивого развития) смогут принимать эффек-тивные управленческие решения, сформировать пере-чень мероприятий, которые будут изменять условия(предпосылки) функционирования управляемой под-системы (обратная связь) по направлению к устойчи-вому развитию.Учитывая вышесказанное, а также то, что на пред-ставленном рисунке система управления обладает та-кими свойствами, как целостность, структурирован-ность, целенаправленное развитие, можно сказать, чтогипотеза о применении системного подхода к форми-рованию логико-структурной схемы управления устой-чивым развитием является значимой и обоснованной.Реализация модели устойчивого развития Россиивозможна при комплексном управлении социально-экономическими системами, целеполагание которого -повышение уровня устойчивого развития. Оно позво-лит учитывать условия функционирования конкретнойсоциально-экономической системы (национальнойэкономики, региона, муниципального образования),влияния внешней среды, с помощью отлаженного ин-струментария мониторинга и оценки получать инфор-мацию о состоянии каждой из подсистем, на основеэтого принимать эффективные управленческие реше-ния, способствующие дальнейшему развитию.Системный подход как один из основополагающихпринципов научного исследования позволил иденти-фицировать основные подсистемы и элементы, связи,цели и функции, сформировать логико-структурнуюсхему системы управления устойчивым развитием.Логико-структурная схема системы управления устой-чивого развития социально-экономическими системамискладывается следующим образом: совокупный экономи-ческий потенциал, в силу объективности существования наопределенной территории, является входом системыуправления устойчивым развитием. Далее мы говорим осовокупности элементов (предпосылки, уровни социально-экономических систем и составляющие устойчивого разви-тия этих систем), образующих управляемую подсистему.Состояние устойчивого развития управляемой подсистемыможно отслеживать с помощью целостного информаци-онного массива (информационная подсистема). Монито-ринг и оценка состояния устойчивого развития позволятопределить его уровень (интегральная оценка, которая яв-ляется выходом системы управления). На основе данныхоб уровне устойчивого развития управляющая подсистема(органы государственного управления) может определятьзоны, требующие приоритетного внимания, проводитьэффективную политику, способную изменять условияфункционирования управляемой подсистемы в направле-нии повышения уровня устойчивого развития, а следова-тельно, повышения качества жизни населения, основанно-го на эффективной инновационной экономике и сохране-нии природного богатства.
Тяглов С.Г. Национальная экономика. Система потенциалов: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / Под ред. Н.Г. Кузнецова, С.Г. Тяглова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 359 с.
Волкова С.Н., Денисов А.А. Основы теории систем и системного анализа. СПб., 1997. 510 с.
Тарасова Н.П., Кручина Е.Б. Индексы и индикаторы устойчивого развития. URL: http://www.mnr.gov.ru/part/8048_indikator.doc