Планирование экспортных поставок продукции в страны с высоким сезонным количественным изменением населенияна основе математического моделирования миграционных потоков | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 348.

Планирование экспортных поставок продукции в страны с высоким сезонным количественным изменением населенияна основе математического моделирования миграционных потоков

Определены главные вопросы, встающие перед компанией-экспортером. Установлены задачи грамотного распределения материальных и финансовых потоков для вхождения на новые рынки и поддержания уже существующих. Представлены схемы, отображающие зависимость скорости и направления миграционных потоков от времени года на примере рынка Республики Абхазия. С целью возможности планирования и прогнозирования изменений рыночного спроса выявлены алгоритм расчета объема рынка и влияние на него миграционного фактора.

The planning of export shipments to countries with high quantitative changes of population based on migration flowmathematical modeling.pdf В условиях современной дестабилизировавшейсяэкономической ситуации и ужесточившейся конку-рентной обстановки в мире для Российских фирм-экспортеров на первый план выходят два основныхвопроса: удержание и расширение своего присутствияна конкретных рынках в отдельно взятых странах иэкспансия на новые рынки [1-4].Во-первых, фирмы должны заботиться о наличиимногоканальных цепей распределения своей продук-ции в различных странах и ценовых сегментах. Гра-мотная политика компаний позволит обеспечить вы-годное положение на рынке за счет перенаправленияматериальных потоков и реструктуризации доходнойчасти. Механизмом в данном случае служит деполяри-зация дистрибьюторских сетей в странах с различнымэкономическим статусом.Во-вторых, политика предприятий должна быть на-целена на постоянный поиск новых направлений сбыта.В то же время задача сбытовой политики заключается внаращивании объемов реализации готовой продукции втех странах, где фирма уже имеет определенную долюрынка. Задача планирования состоит в грамотном рас-пределении финансовых потоков, направленных наподдержание дистрибьюторских сетей. Аналитика ипрогнозирование планов продаж должны позволитьоперативно перераспределять денежные средства иобозначить вероятных аутсайдеров.В-третьих, грамотно продуманная политика компа-нии в части проведения рекламных кампаний позволя-ет донести информацию непосредственно до потенци-ального потребителя. Несмотря на то что для этого не-обходимы достаточные финансовые потоки, толькочеткость работы внешнеэкономической деятельности,рекламы и маркетинга позволят получить максималь-ный эффект при минимальных финансовых вложениях.Данный факт в первую очередь связан с нормативно-правовыми документами, приятыми в части рекламыконкретно взятых стран. Кроме того, не последнююроль играет менталитет и культурная составляющаянаселения в регионах, на которые нацелена рекламнаядеятельность предприятий.Все вышеперечисленное в полной мере относится кэкспорту табачной продукции, рынок которой имеет своюспецифику. На сегодняшний день правительства практи-чески всех государств активизировали и ужесточили своюантитабачную политику, и с каждым днем все большестран включаются в этот процесс. Активная деятельностьантитабачных ассоциаций также двойственно сказываетсяна ситуации и осложняет расчет.Первый вопрос, который волнует экспортера припродвижении своего продукта на новый, не знакомыйему рынок, - это объем рынка, потребляющего кон-кретный товар. Именно этот показатель позволит оце-нить перспективы сотрудничества с этим регионом ивыбрать необходимую стратегию проникновения нарынок. Впоследствии этот показатель будет являтьсяотправной точкой для будущих расчетов.Исходя из многолетнего опыта сигаретные компа-нии используют алгоритм для расчета объема рынка ипланирования возможных экспортных поставок, кото-рый можно представить в упрощенном виде как урав-нениеVm = (P · Ks · Qc · T) · Km, (1)где Vm - объем рынка; P - население страны; Ks - долякурящего населения; Qc - количество потребляемых си-гарет в день одним курильщиком; T - расчётный период;Km - поправочный коэффициент рассматриваемого рын-ка. Такие показатели, как Ks и Qc, обычно основываютсяна среднестатистических или практических данных идля большинства стран принимают значения 0,3 и 14соответственно. За расчетный период принято считатьодин месяц, хотя для более детального анализа берутсякороткие промежутки времени, такие как декада илидень. Поправочный коэффициент уникален для каждойстраны, так как базируется на индивидуальных для каж-дого региона исторических, культурных, социальных иполитических особенностях отдельно взятого региона. Кпримеру, для ряда стран Ближнего Востока и Азии, где,в силу нравственных особенностей, женщины не явля-ются потребителями сигаретной продукции и в расчетеобъема рынка не учитываются, данный коэффициентпринимает значение менее 0,5 при условии учета ис-ключительно взрослого населения. Расчет Km зачастуюосложняется отсутствием достоверной статистическойинформации, в случае чего предприятие проводит соб-ственные исследования рынка или прибегает к помощисторонних организаций, в обязанности которых входитсбор и анализ таких данных.Уравнение (1) может быть применено к рынку любогогосударства и относительно всех категорий продуктов, нов каждом отдельном случае необходимо уделять внима-ние поправочным коэффициентам, которые могут влиятьна один или несколько переменных, что, в конечном сче-те, существенно скажется на результате расчетов. Факто-рами, влияющими на точность калькуляции, являютсясвоевременность и аккуратность информационных пото-ков, их эффективная организация, а также достоверностьполучаемых данных.В настоящей статье в качестве примера выступаетрынок Республики Абхазия. Таким образом, произведярасчёт по уравнению (1) на примере рынка без приме-нения поправочного коэффициента, получаем, что ме-сячный потребляемый объем табачной продукции вданном регионе составляет 21 420 тысяч единиц табач-ной продукции, что в пересчете в стандартной упако-вочной таре производителей сигарет дает приблизи-тельно 2150 коробов. Учитывая, что Республика Абха-зия является активной курортной зоной и населениестраны за счет притока туристов очень существенноизменяется в период летних отпусков, для расчета по-требления сигарет за произвольный период времени Tследует использовать более точную формулуVm = (Ps · Ks · QC · T) + Ks · Qc · ∫t +TtP t dt001 ( ) , (2)где Ps - статистическое население государства, т.е. ко-личество постоянно проживающих граждан; P1(t) -функция от времени - количество туристов, находя-щихся на территории государства в момент времени t, аt0 - начало расчетного периода.Чтобы рассчитать интегральную часть в выражении(2), построим модель потоков туристов в первом при-ближении следующим образом. Пусть v+(t) - потоквъезжающих туристов (количество туристов, пребы-вающих в страну ежедневно). Будем предполагать, ос-новываясь на ежегодном опыте, что в течение первыхчетырех недель летнего отпускного периода поток ту-ристов линейно нарастает, затем в течение следующихчетырех недель поток въезжающих туристов постоянени равен своему максимальному значению vmax, а далее,в течение следующих четырех недель, поток въезжаю-щих туристов линейно падает до нуля. Примем условноза начало сезона 150-й день в году (27 мая).Предположим, что поток выезжающих из странытуристов v(t) как функция от времени такой же, как ипоток въезжающих, но сдвинут на среднее время пре-бывания туристов на отдыхе - ΔT ≈ 14 дней.Значение vmax можно определить исходя из извест-ных данных о суммарном количестве туристов, посе-щающих абхазские курорты P1 ≈ 1000000 человек:P1 = ∫ +3650vdt=∫1500+ ∫150+28151+ ∫178+28179+ ∫206+28207+ ∫365235== 0 + ΔT·vmax + 2ΔT·vmax + ΔT·vmax + 0 = 4ΔT·vmax, (3)откуда, подставив известные нам значения, получаемvmax =TP4Δ1 = 1 00000056≈ 17 857 [человек в день]. (4)Для наглядности построим графики изменения раз-нонаправленных потоков туристов с разных сторон отоси t, где отображен поток въезжающих туристов -v+(t), поток выезжающих туристов - v-(t), а пунктиромпоказан суммарный поток v(t) = v+(t) - v-(t) (рис. 1).-20000-15000-10000-50000500010000150002000011223344556677889100111122133144155166177188199210221232243254265276287298309320331342353364ДниЧеловек в деньV+ V- VРис. 1. Потоки туристов в Республике Абхазия в период летних отпусковВ рамках построенной модели потоков туристов функ-ция P1(t) - количество туристов, пребывающих на террито-рии Абхазии в момент времени t - может быть представле-на в виде таблицы, где в каждом конкретном промежутке tфункция принимает индивидуальное значение. Даннаятаблица имеет следующий аналитический вид.Количество туристов, находящихся на территории Республики Абхазия в определенный момент0 0 ≤ t < t1Tv4Δmax · (t-t1)2t1 ≤ t < t24vmax· ΔT +2vmax· (t-t2) t2 ≤ t < t3vmax· ΔT -Tv4Δmax · (t-t4)2 t3 ≤ t < t4P1(t) = ∫tvdt0=vmax t4 ≤ t < t5P1(t) = ∫tvdt0=0 t8 ≤ t < 365Теперь, когда нами получено аналитическое выра-жение P1(t) для зависимости изменения населения Аб-хазии от времени за счет сезонной миграции (туристы впериод летних отпусков), можно рассчитать потребле-ние сигарет в республике за любой период, воспользо-вавшись формулой (2).Например, рассчитаем еженедельное потребле-ние сигарет. В этом случае формула (2) будет иметьвидVm7 (t) = (Ps · Ks · Qc · 7) + Ks · Qc · ∫+71 ( )iittP t dt[сигарет в неделю], (5)где ti - первый день каждой очередной недели (t1 = 1,t2 = 8, t3 = 15 и т.д. - всего 52 недели в году). Используятабл. 1, можно получить аналитическое выражение дляфункции (5), но так как оно является достаточно гро-моздким, представим график этой функции (рис. 2).02000000400000060000008000000100000001200000014000000114274053667992105118131144157170183196209222235248261274287300313326339352365ДниШтук в неделюРис. 2. Еженедельное потребление сигарет в Республике Абхазия с учетом сезонного наплыва туристовТаким образом, учитывая летний пик активностипотребления сигарет, компания-производитель имеетвозможность вовремя подготовиться к данному перио-ду, чтобы в полной мере обеспечить рыночный спрос.Итак, предложенная модель миграционных потоковпозволяет определить потребление сигарет в Республи-ке Абхазия за любой расчетный период в любое времягода. Точность этих расчетов будет тем больше, чемдостовернее нам известны данные о реальных мигра-ционных потоках. Эти данные могут быть обеспеченыза счет организации всех доступных информационныхпотоков (таможня, железнодорожные и авиакассы, ту-ристические организации и т.п.). Если отдел маркетин-га сможет обеспечить такой постоянный поток инфор-мации, то за счет применения описанной выше методи-ки могут быть предоставлены точные данные по объе-мам необходимых поставок сигаретной продукции вреспублику. Это позволит обеспечить оперативноеуправление материальными и финансовыми потокамипредприятия, расширить возможности эффективногореагирования на изменения ситуации и в конечномсчете максимально качественно, своевременно и в пол-ном объеме обеспечить рыночный спрос. Последнийфактор, в данном случае, является ключевым для та-бачных компаний-экспортеров, так как ввиду высокогоуровня конкуренции на рынке сигаретной продукцииименно он способствует поддержанию существующейдоли рынка, а также её увеличению.Рост рыночной доли предприятия обеспечиваетсяглавным образом за счет налаживания системы непре-рывного круговорота материальных и финансовых по-токов и обеспечения постоянного присутствия товара вдистрибьюторских и розничных сетях, в соответствую-щей сегментарной нише. Исключается возможностьвозникновения процесса «переключения» на товарысторонних производителей, а также стимулируется ростпоказателей продаж в пределах страны, где дислоциру-ется предприятие-экспортер, так как и за пределамиродного государства потребитель имеет возможностьнайти и приобрести привычный для него продукт.

Ключевые слова

экспорт, материальный поток, планирование, население, емкость рынка, export, material flow, planning, population, market volume

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Недоруб Анатолий СергеевичРостовский государственный экономический университет (г. Ростов-на-Дону)аспирант кафедры товароведения и экспертизы товаровa_nedorub@dontabak.ru
Всего: 1

Ссылки

Основы логистики. Общие вопросы логистического управления: Учеб. пособие. Таганрог: ТРТУ, 2005. 121 с.
Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок товаров: Учеб. пособие. М.: Книжный мир, 2009. 512 с.
Экономико-математические методы и модели в логистике: потоки событий и системы обслуживания: Учеб. пособие. Л.: Academia, 2009, 272 с.
Таможенный кодекс таможенного союза. М.: Проспект, 2010. 192 с.
 Планирование экспортных поставок продукции в страны с высоким сезонным количественным изменением населенияна основе математического моделирования миграционных потоков | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 348.

Планирование экспортных поставок продукции в страны с высоким сезонным количественным изменением населенияна основе математического моделирования миграционных потоков | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 348.

Полнотекстовая версия