Особенности физической подготовленности юных спортсменок в художественной гимнастике
Показаны ведущие факторы физической подготовленности спортсменок в художественной гимнастике в возрастном аспекте и предложена программа их развития.
The peculiarities of young female gymnasts physical fitness in modern rhythmic gymnastics.pdf Известно, что уровень развития двигательных (фи-зических) качеств непосредственно влияет на спортив-но-технические достижения в избранных видах спорта.Чем выше уровень их развития, тем быстрее и качест-веннее протекает процесс обучения двигательным дей-ствиям, тем выше спортивный результат [1-4].Как отмечает Ю.В. Менхин [5], спортивная гимнасти-ка на сегодняшний день располагает достаточно четкойнаучно обоснованной методологией физической подго-товки, включающей систему целенаправленных воздей-ствий с целью обеспечения надежной подготовленностиспортсмена к соревновательной деятельности. На чем жебазируется физическая подготовка гимнастов?По мнению автора, данный вид подготовки базиру-ется на следующих концептуальных положениях.Первое концептуальное положение утверждает, чтоориентировочной основой программы физической под-готовки является предстоящая деятельность, имеющаясвой определенный состав и закономерные взаимосвя-зи структурных элементов деятельности между собой ис факторами внешней среды. Следовательно, вся сис-тема физической подготовки определяется спецификойдеятельности спортсмена, к которой он готовится икоторую правомерно назвать целью.В данном случае цель гимнастов - многоборная фи-зическая работа на специальных аппаратах, которуюнеобходимо выполнить в соответствии с требованиямиустановленных правил соревнований к составу (разно-характерные элементы, соединения, комбинации), егосистемно-структурному построению, качеству и на-дежности.Второе концептуальное положение утверждает, чтозакономерные особенности двигательных качеств яв-ляются объективной основой выбора средств и методових ординарного и комплексного развития.Третье концептуальное положение: главным усло-вием обеспечения высокой результативности деятель-ности гимнаста является использование закономерно-стей взаимосвязи двигательных качеств и навыков.Четвертое концептуальное положение вытекает изобщеизвестного факта: спортивная деятельность гим-наста не должна осуществляться на пределе физиче-ских возможностей.Представленные выше основные концептуальныеположения предопределяют обоснованность соответст-вующих принципов физической подготовки гимнастов.Такими принципами, по мнению Ю.В. Менхина [5],являются:1) педагогические воздействия, адекватные спецификеразвиваемых качеств и предстоящей деятельности;2) ориентация на максимальный результат за счетвыведения систем организма на «сверхпредельный»уровень функционирования при развитии любого дви-гательного качества;3) физическое затруднение спортивно-трениро-вочной деятельности с целью обеспечения ее надежно-сти;4) устойчивая адаптация только на субмаксималь-ном уровне нагрузки с периодическим стимулировани-ем сверхмаксимальных проявлений качеств и способ-ностей;5) управляемая динамика тренировочных нагрузок.А что же в художественной гимнастике? Можно ут-верждать, что на сегодняшний день аналогичная сис-тема физической подготовки гимнасток не создана, таккак отсутствует научное обоснование предстоящейдеятельности. Не выявлена динамика тренировочныхнагрузок физической подготовленности с учетом воз-раста спортсменок. Не выявлены ведущие факторыфизической подготовленности гимнасток в возрастномаспекте и т.д.Целью нашего исследования явилось выявлениеособенностей физической подготовки гимнасток-художниц с учетом их возраста.Методы исследования: тестирование физическойподготовленности гимнасток по 19 тестам, методы ма-тематической статистики, в том числе факторный ана-лиз методом главных факторов с последующим ихвращением по методу «Варимакс».Результаты и их обсуждение. После проведениярасчетов, связанных с определением ведущих факторовфизической подготовленности гимнасток 5-10 лет, бы-ли получены следующие результаты (табл. 1).Анализ факторной структуры физической подго-товленности юных гимнасток показывает, что она име-ет свои особенности в зависимости от возраста спорт-сменок.Что нам важно в полученной матрице отображенийизменения ведущих факторов физической подготов-ленности юных гимнасток?Во-первых, факторная структура физической подго-товленности юных спортсменок-художниц имеет воз-растные особенности.Во-вторых, структура не остается постоянной, онаимеет так называемый «дрейф».Например, на начальном этапе подготовки в художе-ственной гимнастике приоритет в физической подготов-ленности имеет развитие прыгучести, затем межмышеч-ной координации и затем подвижности в тазобедренных,плечевых суставах и гибкости в пояснице.В шестилетнем возрасте структура физической подго-товленности изменяется. Приоритетным становится раз-витие подвижности в тазобедренных суставах и гибкостив пояснице, затем прыгучести на правой и левой ногах,подвижности в плечевых суставах и статической силовойвыносливости мышц спины. Таким образом, ведущийфактор в пятилетнем возрасте - прыгучесть, в шестилет-нем возрасте он передвигается на второе место. А первым(в шестилетнем возрасте) становится фактор, бывший впятилетнем возрасте под номерами 3 и 4.Т а б л и ц а 1Ведущие факторы физической подготовленности гимнасток 5-10 летВозраст, лет первый второй Фактор третий четвертый5 Прыгучесть (27,5%) Межмышечная координация(15,8%)Подвижность в тазобедренныхсуставах (12,5%)Гибкость в пояснице,подвижность в плечевыхсуставах (7,6%)6Подвижность в тазобедренныхсуставах и гибкость в пояснице(32,0%)Прыгучесть правой, левой ноги(13,1%)Подвижность в плечевыхсуставах (10,9%)Статическая силоваявыносливость мышцспины (10,0%)7 Гибкость в пояснице (32,7%) Скоростные способности(17,8%)Гибкость при наклоне вперед(9,0%) Быстрота (8,5%)8 Прыгучесть (правая нога)(21,1%)Межмышечная координация(17,2%)Гибкость при наклоне вперед,подвижность в тазобедренныхсуставах (15,3%)Координация техническая(10,7%)9Гибкость в пояснице и подвиж-ность в тазобедренных суставах(30,1%)Быстрота (17,3%) Частота движений (12,3%) Прыгучесть (11,0%)10 Силовая выносливость (30,8%) Подвижность в тазобедренныхсуставах (20,4%) Прыгучесть (12,4%) Координация межмышеч-ная и техническая (9,7%)В семилетнем возрасте фактор, имеющий четвертоезначение (фактор гибкости в пояснице), в пятилетнемстановится ведущим. На втором месте проявляютсяскоростные способности, до этого возраста себя никакне проявлявшие. На третьем месте фактор гибкостипри наклоне вперед, на четвертом - быстрота, так жедо этого себя никак не проявлявшая.Интересным является возраст 8 лет. Если мы посмот-рим внимательнее на результаты в таблице, то увидим,что первых два фактора в этом возрасте аналогичны пя-тилетнему возрасту по названию. Затем по-прежнему натретьем месте остается фактор гибкости, и на четвертомместе впервые проявляет себя фактор технической коор-динации. По основным значимым факторам восьмилет-ний возраст как бы повторяет пятилетний.В 9 лет приоритетным в развитии становится снова та-кое качество, как гибкость, начинают проявлять себя быст-рота (второй фактор), частота движений и прыгучесть.В 10 лет приоритетным становится развитие сило-вой выносливости. По-видимому, это связано с увели-чением объема работы по комбинациям, что и накла-дывает свой отпечаток на развитие этого качества.Таким образом, в табл. 1 наглядно представленыфакторы, играющие роль ведущих в физической подго-товке в зависимости от возраста занимающихся. При-держиваясь этих результатов, можно планировать тре-нировочный процесс по развитию физических качествюных гимнасток-художниц.Если мы посмотрим в табл. 1 на результаты по воз-растам, то увидим, что выделенные факторы имеютразличное значение, выраженное в процентах. Значе-ние, указанное в процентах, употребим на время, за-трачиваемое на выполнение комплекса упражнений,связанных с развитием требуемого качества. Следова-тельно, если мы развиваем у пятилетних спортсменоквсе четыре фактора и затрачиваем на это 30 мин, то этовремя принимаем за 100%. В дальнейшем для развитияпрыгучести (первый фактор) выделяем 27,5% времени,на межмышечную координацию (второй фактор) -15,8% и т.д., а остальное время остается на отдых меж-ду подходами.На основании этого составлен перспективный план-программа, включающая в себя комплексы упражне-ний для развития физических качеств (табл. 2).Т а б л и ц а 2Упражнения для развития физических качествКачество № п/п УпражнениеКоличе-ство раз вподходеКоличест-во подхо-дов1 2 3 4 5Гимнастки пяти лет1 И.п. - основная стойка, руки на пояс. Прыжки толчком двумя ногами 10 1Прыгучесть 2 И.п. - основная стойка на одной ноге, другая согнута, носок у колена опорной ноги.Руки на пояс. Прыжки толчком одной ногой. То же - с другой ноги 10 11 «Березка» 5 12 «Цапля». И.п. - о.с. руки на пояс, согнуть правую на пассе 5 1Волна назад 5 1МежмышечнаякоординацияПрыжок «ножницы» 5 1Подвижность 1 И.п. - упор лежа на бедрах, колени согнуты в стороны - «лягушка». Пружинные движения 10 1в тазобедренныхсуставах 2 Лежа w@ w@на спинеП р о д о л ж е н и е т а б л. 21 2 3 4 51 И.п. - вис лицом к гимнастической стенке, ноги вместе, прямые. Поднимание ног на 90Силовая выносли- . 10 1вость 2 И.п. - лежа на животе, руки вверх. Поднимание и удержание рук и ног назадодновременно, «лодочка» 10 1Гимнастки шести лет1 И.п. - основная стойка, руки на пояс. Прыжки толчком двумя ногами 10 22 И.п. - основная стойка на одной ноге, другая согнута, носок у колена опорной ноги.Прыгучесть Руки на пояс. Прыжки толчком одной ногой. То же - с другой ноги 10 2И.п. - присед. Прыжки из полного приседа вверх. Активная помощь руками 10 11 «Ласточка» 5 12 Прыжок «ножницы» 5 13 Волна назад 5 1Межмышечнаякоординация4 Поворот в «пассе» 5 11 И.п. - упор лежа на бедрах, колени согнуты в стороны - «лягушка». Пружинныедвижения 10 22 Лежа на спине, руки в стороны, ноги вперед, разведение ног в стороны 10 2Подвижностьв тазобедренныхсуставах3 Шпагаты на полу: на правую, левую, поперечный 100 11 Лежа на животе - прогибание в упоре на руки со сгибанием ног - «коробочка» 10 22 «Мост» 10 23 И.п. - стойка лицом к гимнастической стенке, руки вперед вверх на опоре, пружинныедвижения «стульчик» 10 34 И.п. - основная стойка, скакалка внизу в руках, выкруты спереди - назад и обратно 10 2Гибкость, подвиж-ность в плечевыхсуставах5 Лежа на животе - прогибание назад, руки вверх с помощью партнера 10 11И.п. - вис лицом к гимнастической стенке, ноги вместе, прямые:- поднимание ног на 90.;- удержание ног10101Силовая выносли- 1вость2 И.п. - лежа на животе, руки вверх. Поднимание и удержание рук и ног назадодновременно, «лодочка» 10 1Гимнастки семи лет1 И.п. - основная стойка, руки на пояс. Прыжки толчком двумя ногами 10 22 И.п. - основная стойка на одной ноге, другая согнута, носок у колена опорной ноги.Руки на пояс. Прыжки толчком одной ногой. То же - с другой ноги 10 23 И.п. - присед. Прыжки из полного приседа вверх. 10 24 Три шага - разбег, наскок, прыжок толчком двумя ногами. Руки активно помогают толчку. 10 2Прыгучесть5 И.п. - стоя на первой рейке, лицом к гимнастическойП р о д о л ж е н и е т а б л. 21 2 3 4 51 «Мост» 10 22 И.п. - стойка лицом к гимнастической стенке, руки вперед вверх на опоре, пружинныедвижения «стульчик» 10 23 И.п. - основная стойка, скакалка внизу в руках, выкруты спереди - назад и обратно 10 34 Лежа на животе - прогибание назад, руки вверх с помощью партнера 10 25 Стойка на груди, пружинные движения, сгибая ноги в коленях 10 2Гибкость, подвиж-ность в плечевыхсуставах6 И.п. - стойка спиной к гимнастической стенке, ноги на ширине плеч в наклоне назад(мост), хват руками за нижнюю рейку, пружинные увеличения прогиба 10 11 И.п. - вис лицом к гимнастической стенке, ноги вместе, прямые:- поднимание ног на 90.:- удержание ног10 32 И.п. - лежа на животе, руки вверх. Поднимание и удержание рук и ног назад одновременно 10 3Силоваявыносливость3 И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднимание и удержание таза. Коленипрямые, ноги вместе, опора на лопатки и пятки 10 3Гимнастки девяти лет1 Прыжки толчком двумя ногами через скакалку, вращая ее вперед 30 32 То же с вращением скакалки назад 30 33 Прыжки с двух ног, сгибая ноги вперед через вдвое сложенную скакалку 10 34 Три шага - разбег, наскок, прыжок толчком двумя ногами. Руки активно помогают толчку. 10 35 И.п. - стоя на первой рейке, лицом к гимнастической стенке. Выполнить «Releve» на двухногах, держась руками за опору на уровне пояса 10 36 И.п. - стоя на первой рейке, стойка на одной ноге, другая нога согнута. Лицом к гимнастиче-ской стенке. Выполнить «Releve» на одной ноге, держась руками за опору на уровне пояса:- Releve на правой ноге;- Releve на левой ноге10 37 Бег с высоким подниманием бедра через скакалку, вращая ее вперед 30 3Прыгучесть8 То же с вращением скакалки назад 30 31 Переднее равновесие (шпагат с помощью) 10 32 Прыжок подбивной с наклоном туловища назад 10 33 Опора на предплечьях с приходом назад с помощью вращения или кувырка и с движениемног 10 3Межмышечнаякоординация4 Поворот с изменением формы 101 Шпагаты со стула: на правую, левую, поперечный 5 мин 12 Стойка боком к гимнастической стенке, махи с утяжелением (250 г): а - правая нога впе-ред; б - левая нога вперед; в - правая нога в сторону; г - левая нога в сторону; д - праваянога назад; е - левая нога назад10 13 Стойка спиной к гимнастической стенке, правая нога вперед - вверх, стопой зацепиться зарейку: а - правая нога вперед; б - левая нога вперед; в - правая нога в сторону; г - леваянога в сторону100 1Подвижность втазобедренныхсуставах4 Шпагаты между стульев: на правую, левую, поперечный 100 11 «Мост» 10 22 И.п. - стойка лицом к гимнастической стенке, руки вперед вверх на опоре, пружинныедвижения «стульчик» 10 33 И.п. - основная стойка, скакалка внизу в руках, выкруты спереди - назад и обратно 10 34 Лежа на животе - прогибание назад, руки вверх с помощью партнера 10 25 Стойка на груди, пружинные движения, сгибая ноги в коленях 10 26 И.п. - стойка спиной к гимнастической стенке, ноги на ширине плеч в наклоне назад(мост), хват руками за нижнюю рейку, пружинные увеличения прогиба 10 2Гибкость, подвиж-ность в плечевыхсуставах7 И.п. - стойка лицом к гимнастической стенке на полупальцах, руки на уровне пояса,наклон назад, пружинные движения 10 21 И.п. - вис лицом к гимнастической стенке, ноги вместе, прямые:- поднимание ног на 90.;- удержание ног1532 И.п. - лежа на животе, руки вверх. Поднимание и удержание рук и ног назад одновременно 15 33 И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднимание и удержание таза. Колени пря-мые, ноги вместе, опора на лопатки и пятки. 15 3Силоваявыносливость4 Сед углом, ноги вместе подняты на 135., руки вперед 10 3Гимнастки десяти лет1 Прыжки толчком двумя ногами через скакалку, вращая ее вперед 30 32 То же с вращением скакалки назад 30 33 Прыжки с двух ног, сгибая ноги вперед через вдвое сложенную скакалку 10 34 То же с вращением скакалки назад 10 35 Три шага - разбег, наскок, прыжок толчком двумя ногами. Руки активно помогают толчку 10 36 И.п. - стоя на первой рейке, лицом к гимнастической стенке. Выполнить «Releve» на двухногах, держась руками за опору на уровне пояса 10 37 И.п. - стоя w@ wна первой рейкеО к о н ч а н и е т а б л и ц ы 21 2 3 4 51 Переднее равновесие со шпагатом, свободная нога выпрямлена 10 32 Жете с подбивным с наклоном туловища назад 10 33 Задний шпагат с боковым кувырком (360.) 10 3Межмышечнаякоординация4 Поворот с изменением формы 10 31 Шпагаты со стола: на правую, левую, поперечный 5 мин 12 Стойка боком к гимнастической стенке махи с утяжелением (300 г): а - правая нога впе-ред; б - левая нога вперед; в - правая нога в сторону; г - левая нога в сторону; д - праваянога назад; е - левая нога назад15 13 Стойка спиной к гимнастической стенке, правая нога вперед - вверх, стопой зацепиться зарейку: а - правая нога вперед; б - левая нога вперед; в - правая нога в сторону; г - леваянога в сторону15 1Подвижность втазобедренныхсуставах4 Шпагаты между стульев: на правую, левую, поперечный 5 мин 11 «Мост» 10 32 И.п. - стойка лицом к гимнастической стенке, руки вперед вверх на опоре, пружинныедвижения «стульчик» 10 33 И.п. - основная стойка, скакалка внизу в руках, выкруты спереди - назад и обратно 10 34 Лежа на животе - прогибание назад, руки вверх с помощью партнера 10 35 Стойка на груди, пружинные движения, сгибая ноги в коленях 10 36 И.п. - стойка спиной к гимнастической стенке, ноги на ширине плеч в наклоне назад(мост), хват руками за нижнюю рейку, пружинные увеличения прогиба 10 3Гибкость в поясни-це, подвижность вплечевых суставах7 И.п. - стойка лицом к гимнастической стенке на полупальцах, руки на уровне пояса, на-клон назад, пружинные движения 10 31 И.п. - вис лицом к гимнастической стенке, ноги вместе, прямые: удержание ног 30 с 32 И.п. - лежа на животе, руки вверх. Поднимание и удержание рук и ног назад одновремен-но «лодочка» 30 с 33 И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднимание и удержание таза. Коленипрямые, ноги вместе, опора на лопатки и пятки 30 Силовая выносли- с 3вость4 Сед углом, ноги вместе подняты на 135., руки вперед 15 раз 3Применение в практической деятельности состав-ленного плана тренировочных воздействий по разви-тию физических качеств показало его эффективностьпри следующих условиях:- применение педагогических воздействий, адек-ватных специфике развиваемых качеств и предстоящейдеятельности;- ориентация на максимальный результат за счетвыведения систем организма на «сверхпредельный»уровень функционирования при развитии любого дви-гательного качества;- управление динамикой тренировочных нагру-зок при ориентации на 60-66% от предельной на-грузки.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 318
Ключевые слова
факторы физической подготовленности, физическая подготовка, прыгучесть, межмышечная координация, гибкость, подвижность в суставах, силовая выносливость, тесты, factors for physical fitness, spring ability, intermuscular coordination, flexibility, joint mobility, power endurance, testsАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Зеленкина Ирина Николаевна | Томский государственный университет | аспирант кафедры гимнастики и спортивных игр факультета физической культуры | zelenkina.ira@yandex.ru |
Загревский Олег Иннокентьевич | Томский государственный университет | профессор, доктор педагогических наук, зав. кафедрой гимнастики и спортивных игр факультета физической культуры | O.zagrevsky@yandex.ru |
Ссылки
Загревский В.О. Модельные характеристики физической подготовленности как фактор управления тренировочным процессом юных гимнастов: Дис. … канд. пед. наук. Омск, 1999. 174 с.
Загревский О.И., Шерин В.С. Роль и значение моментов мышечных сил гимнастов в обучении двигательным действиям // Восток - Беларусь - Запад. Сотрудничество по проблемам формирования и укрепления здоровья: Сб. материалов Междунар. симп. Брест: Альтернатива,
Шерин В.С. Совершенствование методики обучения перелётовым упражнениям на перекладине на основе биомеханического анализа их техники: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Сургут, 2008. 21 с.
Шилько В.Г. Физическое воспитание студентов на основе личностно-ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности. Томск: Том. гос. ун-т, 2003. 196 с.
Менхин Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике. М.: Физкультура и спорт, 1997. С. 26, 39-40.
