Состояние психического выгорания у педагогов высшей школы в контексте профессиональной успешности
Изучение состояния психического выгорания у педагогов высшей школы в контексте профессиональной успешности с использованием теории о функциональной психологической системе деятельности как методологического основания позволяет выявить специфическое проецирование профиля профессиональной деятельности (её субъективных и предметных условий) на его возникновение и генез.
The condition of mental burning out at teachers of the higher school in a context of professional success.pdf Изучение проблемы состояния психического выго-рания как профессионально-деятельностно обуслов-ленного состояния связано с представителями профес-сий «помогающего» типа, особое место среди которыхзанимают педагоги [1-3]. Общие психологические осо-бенности деятельности представителей профессий«помогающего» типа и педагогов, такие как гумани-стическая направленность, высокий уровень рефлек-сии, общение как главный «инструмент» воздействия,высокий уровень самоконтроля и другие рассматрива-ются в качестве условий возникновения состоянияпсихического выгорания, что создает риск возникнове-ния состояния психического выгорания [1-3]. Следуетотметить, что в настоящее время проблема изучениявозникновения и генеза состояния психического выго-рания педагогов высшей школы в контексте профес-сиональной успешности является неразработанной, чтои определяет одновременно и актуальность, и цель на-стоящего исследования.Большинство современных исследователей опреде-ляют выгорание как состояние физического, эмоцио-нального и умственного истощения, проявляющееся впрофессиях социальной сферы и включающее в себятри составляющих: эмоциональное истощение, депер-сонализацию и редукцию профессиональных достиже-ний [4, 5].Для реализации цели экспериментально-психологи-ческого исследования на базах Курского института со-циального образования (филиал РГСУ), Курского госу-дарственного университета были обследованы 88 педа-гогов указанных структур в возрасте от 24 до 72 лет,имеющих средний стаж профессиональной деятельности14,31±11,05 лет. Градация выборки испытуемых осуще-ствлялась с учетом профессиональной успешности, подкоторой понимаем достижение определенного должно-стного статуса в профессии [6]. При этом были выделе-ны группы из 29 преподавателей, 16 старших препода-вателей, 27 доцентов и 16 профессоров.Изучение генеза состояния психического выгоранияу педагогов высшей школы в контексте профессио-нальной успешности осуществлялось в рамках фактор-ного экспериментального плана с использованием ме-тодики В.В. Бойко [7], а статистическая обработка ре-зультатов - с использованием пакета прикладных про-грамм STATISTIСA 6,0.В исследованиях состояния психического выгора-ния, посвященных соотносимости выраженности егофаз с длительностью профессиональной деятельностипредставлены неоднозначные результаты: в однихисследованиях указана соотносимость нарастания еговыраженности и длительности профессиональной дея-тельности [4, 8], в других - отсутствие какой-либосоотносимости [9, 10]. В исследованиях генеза про-фессиональной деятельности представлена его специ-фика с учетом длительности её этапов [11]. В связи сэтим в исследовании реализовано изучение и этогоаспекта.В качестве теоретико-методологического основанияисследования состояния психического выгорания упедагогов высшей школы в контексте профессиональ-ной успешности использовали теорию В.Д. Шадрикова[12] о функциональной психологической системе дея-тельности, согласно которой совокупность её диффе-ренцирующих предметных и субъективных условийрассматривали как профиль.Дифференцирующими особенностями профиляпрофессиональной деятельности старших преподава-телей, в сравнении с преподавателями, являются: ор-ганизация и проведение учебной, воспитательной иучебно-методической работы по всем видам учебныхзанятий; осуществление контроля качества проводи-мых преподавателями учебных занятий; разработкарабочих учебных программы по преподаваемым дис-циплинам; комплектация и разработка методическихматериалов учебно-методического комплекса; оказа-ние методической помощи преподавателям в овладе-нии педагогическим мастерством и профессиональ-ными навыками, а также ответственность за неиспол-нение или ненадлежащее исполнение обязанностей,предусмотренных должностной инструкцией. К числуотличительных особенностей профиля деятельностидоцентов, в сравнении со старшими преподавателями,относят: контроль учебной, воспитательной и учебно-методической работы; руководство, контроль дея-тельности студенческого научного кружка кафедры;организация, руководство и проведение научно-исследовательской работы кафедры; самостоятельныйвыбор педагогически оправданных методов и средствобучения; посещение учебных занятий, экзаменов изачетов, проводимых преподавателями кафедры, от-ветственность за неисполнение или ненадлежащееисполнение обязанностей, предусмотренных должно-стной инструкцией.Субъективными и предметными условиями дея-тельности профессоров, в сравнении с доцентами,выступают: руководство написанием учебных про-грамм, учебников, учебно-методических пособий идругих материалов учебно-методического комплексаи подготовка их к изданию; контроль методическогообеспечения всех дисциплин; участие в работе вы-борных органов или структурных подразделений уни-верситета по вопросам, относящимся к деятельностикафедры (факультета), ответственность за неисполне-ние или ненадлежащее исполнение обязанностей,предусмотренных должностной инструкцией.Попарный сравнительный анализ средних значенийпоказателей состояния психического выгорания у педа-гогов высшей школы в контексте профессиональнойуспешности указал на наличие следующих общих испецифических тенденций (табл. 1).Т а б л и ц а 1Значения средних тенденций показателей состояния психического выгорания педагогов высшей школыв контексте профессиональной успешности (U-критерий Манна-Уитни, α = 0,05; U*эмп
Ключевые слова
состояние психического выгорания,
профессиональная успешность,
предметные и субъективные условия деятельности,
этапы длительности профессиональной деятельности,
mental burnout condition,
professional success,
subject and subjective conditions of activity,
stages of duration of professional activityАвторы
Молчанова Людмила Николаевна | Курский государственный медицинский университет | кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры социальной работы | molchanowa.liuda@yandex.ru |
Всего: 1
Ссылки
Каримова А.Р. Особенности коммуникативных качеств личности и их взаимосвязь с эмоциональным выгоранием учителей: Дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2003. 173 с.
Курапова И.А. Система отношений в профессиональной деятельности и эмоциональное выгорание педагогов // Психологический журнал. 2009. Т. 30, № 3. С. 84-95.
Серегина И.И., Щербич Л.И. «Психологическое выгорание» преподавателей вуза: причины и последствия // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической пра
Орёл В.Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания: Дис. ... д-ра психол. наук. Ярославль, 2005. 449 с.
Maslach C., Jackson S.E. Patterns of burnout among a national sample of public contact workers // Journal of Health and Human Resources Administration. 1984. Vol. 7. P. 189-212.
Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. С. 150-151.
Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.: Питер, 1999. 105 с.
Лукьянов В.В. Эмпатия, профессиональный стаж и особенности синдрома эмоционального выгорания у психиатров-наркологов // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и
Baker M., North D., Smith D. Burnout, sense of coherence and sources of salutogenesis in social work // Psychology: Joyrnal of Human Behavior. 1997. Vol. 34 (1). P. 22-26.
Dietzel L.С., Coursey R.D. Predictors of emotional exhaustion among nonresidential staff persons // Psychiatric Rehabilitation Journal. 1998. Vol. 21 (4). P. 340-348.
Завалишина Д.Н. Субъект профессиональной деятельности: динамический аспект // Психология субъекта профессиональной деятельности / Под ред. А.В. Брушлинского, А.В. Карпова. Москва; Ярославль: Ин-т психол. РАН, 2001. С. 42-64.
Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. 185 с.