Самоконтроль в общении как фактор преодоления состояний деперсонализации психологов и педагогов
Рассматривается проблема преодоления состояний деперсонализации специалистов психологов и педагогов посредством уточнения феномена самоконтроля в общении. Выявлены особенности проявления самоконтроля в общении: доминирование позиции «взрослый», умение подать информацию; владение синергическим коммуникативным стилем, наличие определенного негативизма в суждениях о людях, в восприятии собеседника и стиле общения. Обращается внимание на необходимость психологической коррекции у будущих психологов и педагогов в различных аспектах коммуникативного стиля, среди которых: брюзжание, выраженность эмоционального напряжения, завуалированная и открытая жестокость. В статье представлены данные эмпирических исследований.
Self-control in contact as psychologists and teachers depersonalization overcoming factor.pdf В проблеме деперсонализации профессионалов вобласти психологии и педагогики значительную рольиграет фактор самоконтроля в общении. Относя про-фессии психолога и педагога к типу профессий «чело-век - человек», акцентируя внимание на направленно-сти их личности «на дело» и «на общение», подчерки-вая важность высокого уровня коммуникативных спо-собностей, нельзя не выделить одну из главенствую-щих составляющий профессиональной подготовки бу-дущих психологов и педагогов и сопровождения рабо-тающих специалистов - формирование и поддержаниевысокого уровня самоконтроля в общении. Под депер-сонализацией (depersonalization) как составляющейпрофессиональные деформации личности мы понима-ем проблемные изменения персонализации, неадекват-ные проявления индивидуальности в результатах дея-тельности, болезненную экстериоризацию личности(К. Маслач и С. Джексон), деформацию отношений сдругими людьми: повышение зависимости от других,обострение негативизма, циничности по отношению креципиентам (пациентам, клиентам, подчиненным,коллегам и др.).Деперсонализация выступает как один из трех кон-структов синдрома «психического выгорания» [1].Б. Пельман и Е. Хартман, указывая на то, что деперсо-нализация - это один из трех главных компонентов«выгорания», понимают под ней возникновение равно-душного и даже негативного отношения к людям, об-служиваемым по роду работы (контакты с людьми ста-новятся формальными, обезличенными; возникающиенегативные установки могут поначалу иметь скрытыйхарактер и проявляться во внутренне сдерживаемомраздражении, которое со временем прорывается нару-жу и приводит к конфликтам; подобные состоянияимеют место в замкнутых рабочих коллективах, вы-полняющих длительное время (до полугода) совмест-ную деятельность) [2].Акцентируя внимание на том, что деперсонализа-ция - это «установочный» компонент, т.е. изменениеотношений либо к пациентам, либо к себе,Д.В. Дирендонк, В. Шауфели, X.Дж. Сиксма опреде-ляют ее как один из компонентов двухмерной конст-рукции синдрома «выгорания» [3]. Следует заметить,что деперсонализацию как составляющую профессио-нальных деформаций личности не следует отождеств-лять с общепринятым определением деперсонализациив психологии вообще и в клинической психологии вчастности (расстройство самосознания личности, утра-та своего Я, возникновение эффекта отчуждения отсвоих мыслей, чувств, действий).Наши эмпирические исследования позволили со-брать следующие данные (см. таблицу):1. Результаты выявления позиции (особенностей) вобщении с помощью теста «Какой вы собеседник?»(КВС) [4. С. 22-23] показали, что психологам и педаго-гам (будущим и работающим) свойственна высокаястепень позиции в общении (тип «г»): они прекрасныесобеседники, умеющие разрешать конфликтные ситуа-ции в общении (когда к ним обращаются с необосно-ванными, на их взгляд, претензиями, они стараютсяпонять чувства оппонента; когда человек в резкойформе предъявляет им претензии, они стараются спо-койно выслушать и понять суть претензий; они могутпризнать свою ошибку перед другим человеком).2. Результаты анализа сочетания трех состояний Я(I - «дитя», II - «взрослый», III - «родитель») с помо-щью теста «Трансактный анализ общения» (ТАО)[5. С. 421-422] показали, что у психологов и педагогов(будущих и работающих) в трансакции доминируетсостояние II - В, т.е. «взрослый» (если желания меша-ют им, они умеют их подавлять; им удается видеть влюдях больше, чем те говорят о себе; их основной кри-терий оценки человека - объективность; провести ихнелегко; они думают, что правильно понимают проис-ходящие события; они считают, что правила оправданыдо тех пор, пока полезны; принимая решение, они ста-раются продумать его последствия.На втором месте - состояние I - Д, т.е. «дитя» (имхочется подурачиться, как маленьким; бывает, что онине уступают в споре лишь потому, что не хотят усту-пать; им порой не хватает выдержки; иногда они по-ступают не как надо, а как хочется; иногда преувели-чивают свою роль в событиях; считают себя увлекаю-щимися людьми; они, как и многие люди, могут бытьобидчивыми).На третьем месте - состояние III - Р, т.е. «роди-тель» (иногда им не нравится быть воспитателями;иногда они считают, что дети должны безусловно сле-довать указаниям родителей, что их взгляды непоколе-бимы, что каждый должен выполнять свой долг, чтолюди должны соблюдать все правила независимо отобстоятельств, что младшее поколение должно учитьсяу старших, как ему следует жить, что родители как бо-лее взрослые люди должны устраивать семейнуюжизнь своих детей).Получившаяся формула II-I-III свидетельствует отом, что будущие и работающие психологи и педагогиобладают чувством ответственности, в меру импуль-сивны и не склонны к назиданиям и поучениям. Тен-денция к равновесию всех трех эго-состояний свиде-тельствует о гармоничности, что обеспечит психологами педагогам гибкость в трансакциях с другими людьми.3. Результаты определения уровня навыков подачи-информации с помощью теста «Умеете ли вы подаватьинформацию?» (УЛВПИ) [4. С. 21-22] показали, что упсихологов и педагогов (будущих и работающих) высо-кий уровень умения подавать информацию (если слуша-тель не задает вопросов после того, как психологи (педа-гоги) высказали новую мысль, они не считают, что слу-шатель понял их; когда они говорят сами, то вниматель-но следят, чтобы слушатель их правильно понял; ониговорят ясно, кратко, точно, вежливо, делают преднаме-ренно паузы в своей речи, чтобы собраться с мыслями,обратить внимание слушателя или дать ему возмож-ность обдумать их предложения; задав вопрос, обдумы-вают указания, прежде чем их высказать; отдают распо-ряжения в достаточно краткой форме; подбирают слова,соответствующие подготовке слушателя; поощряют во-просы, различают факты и мнения; следят за тем, какоевпечатление производят на слушателя, внимателен лион; наблюдают за тем, чтобы их высказывания были какможно более определенными; следят за связностью ре-чи; увязывают свои мысли, прежде чем их высказать; неусиливают противодействие, противореча аргументамсобеседника).4. Результаты установления уровня умения слушатьи воспринимать собеседника с помощью теста «Умее-те ли вы слушать и воспринимать собеседника?»(УЛВСИВС) [4. С. 20-21] показали, что у психологов ипедагогов (будущих и работающих) уровень уменияслушать и воспринимать собеседника выше среднего(им не мешают слушать предубеждения; их не раздра-жают манеры партнера по общению; неудачное выра-жение собеседника не может спровоцировать их нарезкость или грубость; они не делают ли вид, что вни-мательно слушают, а сами думают совсем о другом, неждут нетерпеливо, когда другой кончит говорить идаст возможность высказаться им, не занимают нега-тивную позицию, когда слушают, не запоминают вме-сто основных моментов какие-либо несущественные,не избегают взгляда собеседника (не смотрят в уголили по сторонам), когда слушают другого, не избегаютвступать в разговор с неизвестным или малознакомымчеловеком; не имеют привычки перебивать говоряще-го; не меняют тему разговора, если она им неприятна;не меняют тон голоса, выражение лица в зависимостиот того, кто их собеседник; не отвлекаются, когда гово-рят другие; не поправляют человека, если в его речивстречаются неправильно произнесенные слова, вуль-гаризмы, не прекращают слушать, когда встречаютсятрудности; не притворяются, что слушают, не спешатпринять решение до того, как поймут проблему; нестараются «свернуть» беседу в случаях, когда тема (ато и собеседник) им не интересны; часто следят за тем,что для них и говорящих слова могут иметь разныйсмысл; ставят себя на место говорящего, чтобы понять,что заставило его говорить это; у них не бывает снис-ходительно-менторского тона с оттенком пренебреже-ния к собеседнику).5. Результаты оценки умения слушать с помощьютеста «Умение слушать» (УС) [6. С. 142-144] показали,что у психологов и педагогов (будущих и работающих)уровень слушания собеседника выше среднего (боль-шую часть времени они смотрят в глаза рассказчику; неделают вид, что слушают, а сами думают о своих про-блемах и заботах; в разговоре они чаще говорят собе-седнику «да» (выражая понимание), чем «нет»; выслу-шав собеседника, обязательно выскажут свое мнение;если тема им неинтересна, то они не стараются перевес-ти разговор в другое русло; им не трудно слушать доконца длинные и подробные объяснения; их вниманиеполностью сосредоточено на рассказе; когда понялисуть рассказа, они не начинают обдумывать то, что ска-жут в свою очередь; люди охотно беседуют с ними;обычно они больше слушают других, чем говорят сами;быстро понимают, что им хотят сказать, получают удо-вольствие от общения с людьми, даже малознакомыми;прямо отвечают на вопросы, стараясь не уклоняться отответа; обычно решение проблемы приходит им в голо-ву гораздо раньше, чем собеседник закончит говорить;они всегда помнят, что они и их собеседник могут по-разному понимать смысл одних и тех же слов, помнят,что у них и их собеседника могут быть разные взглядына одни проблемы; они могут спокойно выслушать доконца мнение, с которым категорически не согласны, неизбегают вступать в разговор с незнакомым человеком,не перебивают собеседника, чтобы уточнить детали,интересующие их факты, не поправляют ошибки в речисобеседника (ударения, термины, вульгаризмы), неволь-но отмечают ошибки в речи и поведении говорящего,ставят себя на место говорящего, чтобы понять его чув-ства и намерения, стараются запомнить важную инфор-мацию и необходимые подробности, из каждой беседыизвлечь максимум информации, понять, что собеседникпри этом хочет скрыть от них и почему; терпеливо ждут,когда собеседник закончит рассказ; услышав противо-положную точку зрения, они обязательно высказываютсвою; чаще всего они слушают из вежливости).6. Результаты выявления особенностей коммуника-тивной установки, готовности реагировать на те илииные типы партнеров по взаимодействию определен-ным образом, что обусловлено имеющимися у лично-сти опытом общения, оценками и переживаниями ихсущности, взглядов и поведения, с помощью теста«Ваша коммуникативная установка» (ВКУ)[7. С. 194-199] показали, что у психологов и педагогов(будущих и работающих) уровень выше среднего обос-нованного негативизма (ОН) в суждениях о людях, вы-ражающийся в объективно обусловленных отрицатель-ных выводах о некоторых типах людей и отдельныхсторонах взаимодействия (специалисты не восприни-мают действительность сквозь розовые очки; являютсясложными особами; внутренне противоречивы, непо-следовательны в высказываниях, со сниженной само-критичностью; склонны к рисовке и вызывающемуповедению; средний уровень брюзжания (Б), склонно-сти делать необоснованные обобщения негативных фак-тов в области взаимоотношений с партнерами и в на-блюдении за социальной действительностью: специали-стам следует помнить, что даже эпизодические присту-пы брюзжания несут в себе отрицательную энергию,вызывают дискомфорт у партнеров; средний уровеньзавуалированной жестокости (ЗЖ) в отношениях к лю-дям, в суждениях о них (в замаскированной, приглу-шенной или косвенной форме суждения специалистовиногда содержат недоброжелательность, насторожен-ность в отношениях со многими партнерами, отрица-тельные выводы о людях, нежелание откликаться на ихпроблемы); большинство специалистов верят в своюдоброжелательность, отзывчивость и прочие социальноодобряемые качества, игнорируя или сглаживая в само-оценках то, что противоречит «желаемому Я»: напри-мер, практикуемый принцип в отношении к людям: до-веряй, но проверяй - проявление склонности к подозри-тельности в такой косвенной форме; уровень ниже сред-него негативного личного опыта (НЛО) общения с ок-ружающими, меры везения в жизни на ближайший кругзнакомых и партнеров по совместной деятельности:специалистам следует задуматься о том, что негативныйопыт общения - конденсатор, удерживающий высокоепостоянное напряжение отрицательной энергии эмоций;уровень ниже среднего открытой жестокости (ОЖ) вотношениях к людям: специалистам практически несвойственны открытость и жесткость негативных оценоки переживаний по поводу большинства окружающих,выводы о них не носят характер резкости и однозначно-сти). Суммарный балл свидетельствует о среднем уров-не коммуникативных установок: у психологов и педаго-гов получается усыплять сознание участников совмест-ной деятельности, но на подсознательном уровне онивремя от времени чувствуют дискомфорт; когда специа-листы заставляют себя сдерживаться, быть корректны-ми, возникает постоянное напряжение, рано или поздноприводящее к стрессу, нервному срыву; не исключено,что разрядка время от времени происходит за пределамиработы - в семье, в общении с приятелями или в обще-ственных местах, что тоже малоприятно.7. Результаты определения уровня владения синер-гическим коммуникативным стилем, т.е. совокупно-стью привычных для специалистов способов и средствустановления и поддержания контактов с окружающи-ми в различных формах взаимодействия (в беседах,переговорах, дискуссиях, спорах, а также в различныхситуациях взаимодействия), выработкой идей, приня-тием и формулировкой решений, преодолением кон-фликтов, с помощью теста «Владение синергическимкоммуникативным стилем» (ВСКС) О.Б. Поляковой[8. С. 280-282] показали, что у психологов и педагогов(будущих и работающих) уровень владения синергиче-ским коммуникативным стилем выше среднего, т.е.комфортное действие на партнеров синергическогостиля личности (в общении наблюдается беспрепятст-венный энергоинформационный обмен между участни-ками деловых отношений при наличии слаженности исинхронизации их энергий; интересы дела преоблада-ют над личными интересами; специалистам свойствен-ны сотрудничество и содружество в ситуациях взаимо-действия; они своей манерой взаимодействия с партне-рами способствуют объединению энергетических по-тенциалов и увеличению эффективности совместнойдеятельности). В трансакции психологи и педагоги де-монстрируют высокий уровень коммуникативной толе-рантности, т.е. проявляют терпимость в ответ на неодобряемые или не принимаемые качества и формы по-ведения товарищей по общему делу; критикуют конст-руктивно и доброжелательно, т.е. их энергия не прово-цирует энергетическую защиту со стороны оппонентов;оценивают в партнерах прежде всего качества, способ-ствующие повышению эффективности совместной дея-тельности; оцениваются идеи и предложения, а не осо-бенности партнера или форма высказываний; поддержи-вают свободный обмен идеями и оценками, т.е. активновысказывают мнения и уважительно относятся к пози-циям партнеров; положительно воспринимают и откры-то радуются успехам партнеров и общим достижениям,т.е. способны «генерировать» и направлять вовне поло-жительную энергию, вдохновляя себя и окружающих нановые достижения; сдерживают негативные проявлениясвоей энергии и «не заражают» ими их энергетическоеполе; соблюдают нормы партнерской этики, т.е. замеча-ния в адрес коллег, оценки проделанной работы делаютв корректной форме, чтобы не задевать честь и достоин-ство сотрудничающих с ними лиц; соблюдают нормысубъектных отношений, т.е. ведут себя так, чтобы парт-неры чувствовали внимание к себе, поддержку и одоб-рение, находили соучастие и сопереживание; способны«играть в команде», не противопоставлять себя группо-вому разуму и воле, т.е. умеют вносить свой энергетиче-ский вклад в общий энергетический потенциал, в ре-зультате чего разрозненные Я становятся единым МЫ;стимулируют и мотивируют инициативу партнеров, т.е.замечают и одобряют новации, намерения, самостоя-тельность; устраняют или смягчают свои некоммуника-бельные свойства, т.е., например, плохие черты характе-ра, неприятные для окружающих привычки, склонностьк аффектам и др.8. Результаты количественной оценки стиля общенияс помощью метода экспертных оценок «Тестовая картакоммуникативной деятельности» (ТККД) А.А. Леон-тьева [9. С. 295-296] показали, что у психологов и педаго-гов (будущих и работающих) уровень стиля общениявыше среднего, а оценка высокая: в большинстве ситуа-ций взаимодействия специалисты демонстрируют актив-ность (все время в общении держат собеседников в «то-нусе»), гибкость (легко схватывают и разрешают возни-кающие проблемы, конфликты), дифференцированность(индивидуальный подход) в общении, доброжелатель-ность, заинтересованность, открытость (свободное выра-жение чувств, отсутствие «маски»), поощрение инициа-тивы собеседников. В трансакции наблюдается друже-ская, непринужденная атмосфера, все собеседники заинте-ресованно наблюдают за говорящим или обсуждают по-ставленный вопрос, активно высказывают мнения, предла-гают варианты решения проблемы, стихийность отсутству-ет, говорящий корректно направляет ход общения, не за-бывая отдавать должное юмору и остроумию собравшихся,всякое удачное предложение тут же подхватывается и по-ощряется умеренной похвалой, общение проходит продук-тивно в активном взаимодействии сторон.9. Результаты определения уровня коммуникативногоконтроля с помощью теста на оценку самоконтроля вобщении (ТНОСВО), автор - М. Снайдер [9. С. 297-298],показали, что у психологов и педагогов (будущих и рабо-тающих) средний уровень самоконтроля в общении (спе-циалисты стараются следить за собой; в большинствеслучаев знают, где и как себя вести; управляют выраже-нием своих эмоций; иногда у них затруднена спонтан-ность самовыражения; часто они не любят непрогнози-руемых ситуаций; у большинства позиция: «Я такой, ка-кой я есть в данный момент»). Специалисты в разныхситуациях и в общении с разными людьми часто ведутсебя совершенно по-разному; могут быть дружелюбнымис людьми, которых не выносят; считают, что из них могбы выйти неплохой актер, что они не всегда такие, каки-ми кажутся; часто думают, что другим людям иногда ка-жется, что они (психологи и педагоги) переживают что-тоболее глубоко, чем это есть на самом деле; чтобы преус-петь в делах и в отношениях с людьми, специалисты ста-раются быть такими, какими их ожидают видеть. В тран-сакции психологи и педагоги искренни, но не сдержанныв своих эмоциональных проявлениях; они считаются всвоем поведении с окружающими людьми.10. Результаты выявления коммуникативных умений,т.е. оценки собеседника, определения его сильных ислабых сторон, умения установить дружескую атмосфе-ру, умения понять проблемы собеседника и т.д.) с по-мощью теста «Умеете ли вы слушать?» (УЛВС)[9. С. 298-300] показали, что у психологов и педагогов(будущих и работающих) средний уровень коммуника-тивных умений (специалисты - хорошие собеседники,но иногда отказывают партнеру в полном внимании. Имнеобходимо повторять вежливо высказывания партнера,давать ему время раскрыть свою мысль полностью, при-спосабливать свой темп мышления к его речи).11. Результаты выявления способности к само-управлению в общении с помощью «Опросника спо-собности к самоуправлению в общении» (ОСКСВО)[10. С. 42-44] показали, что у психологов и педагогов(будущих и работающих) средний уровень способно-сти к самоуправлению в общении (специалисты испы-тывают потребность быть самими собой в общении, уних наблюдается зависимость от ситуации проявлятьнаправленность на партнера, склонность к партнерствув общении). Специалисты ведут себя различным обра-зом в разных ситуациях с разными людьми; могут про-износить речи экспромтом даже на те темы, по кото-рым не имеют почти никакой информации, сделать так,чтобы другие были с ними дружелюбны, даже если приэтом они им не нравятся; не всегда таковы на самомделе, какими кажутся; полагают, что умеют проявлятьсебя так, чтобы произвести впечатление на людей илиразвлечь их; согласны с тем, что если это потребуетсядля какого-то правого дела, они могут любому, глядяпрямо в глаза, сказать неправду и при этом сохранитьбесстрастное выражение лица; утверждают, что дажеесли они не в духе, они часто делают вид, что приятнопроводят время. Если психологи и педагоги не увере-ны, как следует себя вести в определенной ситуации,они начинают ориентироваться, наблюдая за поведени-ем других людей; чтобы нравиться, наладить отноше-ния с людьми, они стараюсь делать именно то, что лю-ди от них ожидают. Специалисты не испытывают за-труднений, когда пытаются менять свое поведение так,чтобы оно соответствовало поведению различных лю-дяей и ситуациям; почти всегда проявляют себя до-вольно-таки успешно, если играют с другими в игры,требующие смекалки или импровизированных дейст-вий; пытаются делать или говорить то, что приятнодругим, на вечеринках или собраниях подобного рода;сами шутят и рассказывают истории во время вечери-нок; часто являются центром внимания в группе.Результаты выявления особенностей самоконтроля в общенииАббревиатура диагностическихпроцедур 284 пс 291 п 575пс и п314ст-пс318ст-п632ст-пс и ст-п1207испа 0,27 0,35 0,31 0,33 0,39 0,36 0,34б 0,39 0,40 0,40 0,50 0,42 0,46 0,43КВС в 0,48 0,61 0,55 0,53 0,66 0,60 0,58г 1,84 1,79 1,82 1,75 1,68 1,72 1,77I - Д 43,04 42,87 43,00 44,83 45,18 45,01 44,01ТАО II - В 50,93 50,72 50,83 49,45 48,06 48,76 49,80III - Р 43,26 45,11 44,19 40,45 41,22 40,84 42,52УЛВПИ 12,93-в 12,95-в 12,94-в 11,51-в 11,48-в 11,50-в 12,22-вУЛВСИВС 174,69-вс 181,10-вс 177,90-вс 155,76-вс 155,26-вс 155,51-вс 166,71-всУС 23,20-вс 22,97-вс 23,09-вс 19,07-с 19,02-с 19,05-с 21,07-всЗЖ 9,28-с 12,86-вс 11,07-с 10,05-с 14,37-вс 12,21-с 11,64-сОЖ 14,48-нс 17,57-с 16,03-нс 15,00-нс 19,09-с 17,05-нс 16,54-нсОН 3,52-вс 4,19-в 3,86-вс 3,48-вс 2,60-с 3,04-вс 3,45-всБ 4,92-с 5,51-с 5,22-с 4,91-с 4,36-нс 4,64-с 4,93-сНЛО 7,52-с 8,68-с 8,10-с 5,85-нс 5,73-нс 5,79-нс 6,95-нсВКУΣ 39,72-с 48,81-с 44,28-с 39,29-с 46,15-с 42,73-с 43,51-сВСКС 8,99-вс 7,63-вс 8,31-вс 8,98-вс 7,91-вс 8,45-вс 8,38-всТККД 38,95-вс 37,14-вс 38,05-вс 39,68-вс 38,71-вс 39,20-вс 38,63-всТНОСВО 6,44-с 6,28-с 6,36-с 6,15-с 5,97-с 6,06-с 6,21-сУЛВС 33,29% 37,28% 35,29% 22,40% 31,15% 26,78% 31,04%ОСКСВО 14,38-с 15,67-с 15,03-с 13,00-с 14,29-с 13,65-с 14,34-сНСПНД 28,57-с 30,09-с 29,33-с 29,02-с 34,96-с 31,99-с 30,66-сПримечание. исп - испытуемые; пс - психологи; п - педагоги; ст-пс - студенты-психологи; ст-п - студенты-педагоги; н - низкий уровень; нс -ниже среднего; с - средний; вс - выше среднего; в - высокий уровень..12. Результаты выявления особенностей эмоцио-нальной сферы в трансакции с помощью теста «Нестоит перебивать, не дослушав» (НСПНД) [11] пока-зали, что у психологов и педагогов (будущих и рабо-тающих) средняя степень выраженности эмоциональ-ного напряжения в ситуациях общения (бывает, что вовремя разговора мысли специалистов витают где-тодалеко; видя, что у человека что-то не получается, онииногда испытывают желание сделать это вместо него;говорят быстро, иногда торопливо, скороговоркой; до-вольно-таки часто делают несколько дел одновремен-но; долго колеблются, прежде чем принять решение;иногда им бывает трудно обратиться к кому-либо спросьбой о помощи; иногда кажется, что люди говорято скучных и пустых вещах; о них говорят, что они(психологи и педагоги) вечно спешат; относительночасто думают о своих проблемах даже в свободноевремя; очень любят давать советы; случается, переби-вают, не дослушав объясняющего им что-либо с из-лишними подробностями; стараются не нервничать,стоя в очереди, недолго переживать из-за неприятно-стей; им трудно отказаться от вкусной еды). Специали-стам рекомендуется относиться к жизни спокойнее иуметь внутренне расслабляться, снимая напряжение.Таким образом, осуществляя профессиональнуюподготовку будущих психологов и педагогов, следу-ет учитывать фактор преодоления деперсонализациии такие особенности самоконтроля в общении, каквысокий уровень позиции в общении с доминирова-нием состояния «взрослый» и умения подавать ин-формацию; уровень владения синергическим комму-никативным стилем; уровень негативизма в сужде-ниях о людях; стиль восприятия собеседника; стильобщения. Особо следует учитывать при осуществле-нии профессионального просвещения и психологи-ческой профилактики следующие аспекты: уровеньбрюзжания; уровень выраженности эмоциональногонапряжения в ситуациях общения; уровень завуали-рованной жестокости в отношениях к людям, в суж-дениях о них; уровень коммуникативных умений,самоконтроля в общении, способности к самоуправ-лению в общении; уровень негативного личногоопыта общения с окружающими, открытой жестоко-сти в отношениях к людям.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 420
Ключевые слова
деперсонализация, общение, профессиональные деформации, depersonalisation, contact, professional deformationАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Полякова Ольга Борисовна | Российская академия образования (г. Москва) | кандидат психологических наук, главный специалист Отделения психологии и возрастной физиологии | pob-70@mail.ru |
Ссылки
Maslach C., Jackson S. MBI: Maslach Burnout Inventory; manual research edition. California, 1986.
Perlman В., Hartman E. Burnout: summery and future research // Human relations. 1982. Vol. 35. P. 4.
Dierendonck D.V., Schaufeli W.В., Sixma H.J. Burnout among general practitioners: a perspective from equity theory // Journal of Social and Clinical Psychology. 1994. Vol. 13 (1).
Практическая психология - школе // Библиотечка журнала «Вестник образования». М.: Про-Пресс, 2002. № 3. 64 с.
Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2000. 432 с.
Энциклопедия психологических тестов. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 496 с.
Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Филинъ, 1996. 472 с.
Полякова О.Б. Психогигиена и профилактика профессиональных деформаций личности: Учеб. пособие. М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. 304 с.
Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учеб. пособие. 4-е изд. М.: МПСИ; Флинта, 2005. 320 с.
Я, ты, мы в зеркале познания. М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1995. 96 с.
Московский комсомолец. 10 октября 1990.
