Развитие социального интеллекта детей с детским церебральным параличом как средство преодоления жизненных трудностей | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 348.

Развитие социального интеллекта детей с детским церебральным параличом как средство преодоления жизненных трудностей

Рассматривается регуляция отношений между человеком с ограниченными возможностями здоровья и окружающей его средой. Представлено исследование социального интеллекта у детей с детским церебральным параличом: насколько развитие социального интеллекта зависит от семьи, в которой воспитывается ребенок; насколько социальный интеллект играет роль в жизнедеятельности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Результаты исследования позволяют считать, что по мере достижения личностной зрелости происходят гармонизация структуры социального интеллекта, выравнивание способностей к познанию поведения по уровневым характеристикам.

Development of social intelligence of children with cerebral palsy as a means of life hardships overcoming.pdf В последние годы наблюдается рост численностидетей-инвалидов с их специфическими проблемами итрудностями. Анализ статистических данных показы-вает, что среди всех заболеваний детей в РоссийскойФедерации болезни нервной системы занимают7-е место. Среди причин детской инвалидности веду-щей является детский церебральный паралич (ДЦП).Распространенность ДЦП среди населения весьма зна-чительна и составляет, по мнению различных авторов,от 1,9 до 2,6-4 на 1 000 детей. В настоящее время ДЦПрассматривают как особое состояние ребенка, совокуп-ность клинических, психологических и социальных фак-торов, дезадаптирующих человека, приводящих к огра-ничению его жизнедеятельности.Проблемы изучения, обучения и психосоциальнойреабилитации детей с нарушениями опорно-двига-тельного аппарата в течение длительного времени яв-ляются достаточно актуальными, о чём свидетельству-ют многочисленные исследования отечественных изарубежных авторов.Однако многие годы в определении основных на-правлений реабилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата превалировал медицинскийподход, что не в последнюю очередь обусловливалосьтенденциями роста количества таких детей в общейпопуляции детского населения, социокультурнымиобстоятельствами и недостаточной изученностью со-циально-психологических аспектов самого понятия«реабилитация». Решает судьбу личности, в конечномсчете, не дефект сам по себе, а его социальные послед-ствия, его социально-психологическая реализация.Главная задача психосоциальной реабилитации -регуляция отношений между неполноценным челове-ком и окружающим его миром. Психосоциальнаяадаптация неполноценного ребенка - основной мо-мент с точки зрения реабилитационной психологии.Наиболее значимой способностью, позволяющей под-ростку с инвалидностью преодолевать трудности со-циальной реабилитации, является способность к рас-ширению границ пространства жизнедеятельности.Для того чтобы обеспечить возможность расширенияграниц пространства жизнедеятельности, необходимоучитывать логику его естественного развития, опи-рающегося на удовлетворение базовых потребностей.В противном случае у ребенка не формируется спо-собность, позволяющая контролировать происходя-щие с ним события, что может привести к «выученнойбеспомощности», блокирующей социальную адапта-цию. Естественная линия развития ребенка предпола-гает последовательное удовлетворение потребностейпо мере их возникновения [1. С. 4].В философском понимании независимая жизнь - этоспособ мышления, психологическая ориентация лично-сти, которая зависит от ее взаимоотношений с другимиличностями, ее физическими возможностями, системойслужб поддержки и окружающей средой. Философиянезависимой жизни ориентирует человека, имеющегоинвалидность, на то, что он ставит перед собой такие жезадачи, как и любой другой член общества.В процессе реабилитации особую роль играет«внешняя» для человека среда, поскольку наличие ог-раниченных возможностей затрагивает и личностнуюсферу больного, что проявляется и в личностных про-блемах, и в нарушении коммуникативной компетент-ности. Коммуникативная компетентность непосредст-венно связана и с особенностями выполняемых челове-ком социальных ролей, предполагает адаптивность исвободу владения вербальными и невербальными сред-ствами общения и рассматривается как категория, ре-гулирующая систему отношений человека к самомусебе и социальному миру. Компетентность человека вобщении можно определить как его компетентность вмежличностном восприятии, межличностной коммуни-кации и межличностном взаимодействии. Поэтому ак-туальным в социальной реабилитации является макси-мально возможное включение в процесс членов бли-жайшего окружения индивида.Привлечение родителей и ближайших родственни-ков реабилитируемого к процессу психосоциальнойадаптации приобретает особо важное звучание: семьяявляется основной формирующей и развивающей сре-дой для ребенка, поддерживающей и стимулирующей.Семья - микросоциум, в котором ребенок не толькоживет, но в котором формируются его нравственныекачества, отношение к миру людей, представления охарактере межличностных и социальных связей. Семьярассматривается как системообразующая детерминантав социально-культурном статусе ребенка, предопреде-ляющая его дальнейшее психофизическое и социальноеразвитие. В современных исследованиях выявленапрямая зависимость влияния семейного фактора наособенности развития ребенка: чем сильнее проявляет-ся семейное неблагополучие, тем более выражены на-рушения развития у ребенка [2. С. 57]. У. Бронфен-бреннер резюмировал решающее значение семьи в раз-витии человека следующим образом: «Для того чтобыразвиться - интеллектуально, эмоционально, социальнои нравственно, - ребенок нуждается в участии в про-грессивно усложняющемся взаимодействии, осуществ-ляющемся на регулярной основе и на протяжении зна-чительного периода жизни ребенка, с одним или не-сколькими людьми, с которыми у ребенка устанавлива-ется сильная взаимная иррациональная эмоциональнаясвязь и которые озабочены благополучием и развитиемребенка желательно на протяжении всей своей жизни»[3. С. 29]. Подобные базовые условия для полноценно-го человеческого развития может создать только семья.Дж.Л. Валендер и Д.С. Малуро, изучая жизнеспо-собность семей, имеющих детей-инвалидов, выделяютфакторы, поддерживающие или снижающие сопротив-ляемость родителей. По их мнению, факторы риска(тяжесть нарушения ребенка, ежедневные трудности,психическое напряжение) взаимодействуют со способ-ностью матери к адаптации. Это взаимодействие спо-собствует выработке копинг-стратегий и активизациифакторов жизнеспособности (интеллектуальное и лич-ностное развитие, способность находить решение про-блем, использование семейной поддержки и социаль-ного окружения) [4. С. 89].А.В. Смирнов и А.И. Лошкин, рассматривая физиче-скую инвалидность как особую форму существования,показали, что она характеризуется экзистенциальнымстрахом перед жизнью, консерватизмом, изоляцией иодиночеством, пассивностью и нежеланием менять свойобраз жизни, враждебно-агрессивным отношением кобществу. Однако системообразующим является факторстраха. Исходя из этого была предложена стратегияпреодоления страха как условие формирования жизнен-ных смыслов [5. С. 45]. В работах А. Адлера, которыеотражают компенсаторные возможности психики ре-бенка с физическими дефектами, автор делает оченьважный вывод о том, что представление о недостаточ-ности у человека переходит из биологической плоско-сти в психологическую. «Неважно, есть ли в действи-тельности какая-либо физическая недостаточность.Важно, что сам человек чувствует по этому поводу,есть ли у него ощущение, что ему чего-то недостает. Атакое ощущение у него, скорее всего, будет. Правда,это будет ощущение недостаточности не в чем-то кон-кретно, а во всем...». Это высказывание А. Адлера яв-ляется ключевым в теории компенсации дефекта прианомальном развитии ребенка. Однако, подчеркиваяроль самовосприятия человеком своего дефекта в даль-нейшем его психическом развитии, автор пытается по-казать, что «ощущение недостаточности» у ребенкаявляется определяющим фактором его дальнейшегопсихического развития и адаптации [6. С. 241].Переживания своего здоровья или нездоровья яв-ляются очень значимыми в контексте общей самооцен-ки личности, в определении ее «линии жизни», «планажизни», «жизненного стиля».На переживания благополучия (или неблагополу-чия) влияют различные стороны бытия человека: соци-альное благополучие, духовное благополучие, матери-альное благополучие. Это и физическое (телесное) бла-гополучие - физическое самочувствие, телесный ком-форт, ощущение здоровья, психологический (душев-ный) комфорт - прежде всего гармония сферы чувств иэмоций, ощущение внутреннего равновесия. Перечис-ленные составляющие тесно взаимосвязаны, влияютдруг на друга. Все они являются факторами, обуслов-ливающими переживания благополучия, спецификуустойчивого, преобладающего и текущего настроения[7. С. 421]. Сохранение здоровья и ощущения благопо-лучия возможно лишь при достаточной адаптирован-ности к социальной и природной среде при непрерывнопротекающих процессах адаптации. Принципиальноезначение имеет активность личности и соотношенияактивности и адаптивности для всей целостной карти-ны преодоления жизненных трудностей, решениявстающих проблем. При возникновении трудной жиз-ненной ситуации, вызывающей необходимость адап-тивных перестроек, комплекс происходящих в орга-низме и личности изменений в наибольшей степенизависит от степени адекватности личностной мобили-зации. Уровень мобилизации во многом определяетпротекание адаптационных процессов и успешностьпреодоления трудностей. Б.Г. Ананьев, обрисовываяотношения личности с социальной средой, писал:«Сформировавшиеся и ставшие устойчивыми образо-ваниями комплексы личностных свойств регулируютобъем и меру активности социальных контактов лич-ности, оказывают влияние на образование собственнойсреды развития» [8. С. 192]. В.Н. Мясищев рассматри-вает структуру личности через систему отношений.Личность, по определению В.Н. Мясищева, есть цело-стная, организованная система связей с реальной дей-ствительностью [9. С. 156]. Целостность системы от-ношений личности зависит от многих факторов, и впервую очередь от отношения человека к самому себе[8. С. 201]. Отношение к самому себе преломляетсячерез самосознание личности. Но и потребность полу-чения поддержки, прежде всего со стороны близких,вполне естественна для человека. Эффективность ком-пенсации во многом определяется характером межлич-ностных отношений инвалида с ближайшим окружени-ем. Участие, взаимопомощь, эмоциональная поддерж-ка, понимание, терпимость являются мощным психоло-гическим средством раскрытия потенциальных воз-можностей человека, укрепляющих веру в свои силы,восстанавливающих позитивное отношение к себе.Ощущение духовного и социального благополучиябазируется на осознании своей нужности кому-то иличему-то, а также на ясном понимании своей собствен-ной независимости и автономности. Это порождает вчеловеке чувство осмысленности существования и за-щищенности. Последнее связано с представлением оминимальной степени гарантированной безопасности иверой в собственные силы. Чувство осмысленностивключает наличие ясных и достижимых целей, ощуще-ние контролируемости происходящих событий, нена-прасности потраченных усилий. Ощущение благополу-чия многими исследователями связывается с тремя ос-новными жизненными «опорами», к числу которыхотносятся семья, ближайшее окружение вне семьи.Способность человека совладать с тяжелыми испыта-ниями и трудностями во многом зависит от прочностиуказанных «опор». С.Л. Рубинштейн отмечал, что «су-ществуют два основных способа существования чело-века и, соответственно, два отношения к жизни. Пер-вый - жизнь, не выходящая за пределы непосредствен-ных связей, в которых живет человек... Здесь человеквесь внутри жизни, всякое его отношение - это отно-шение к отдельным явлениям, но не к жизни в целом...Второй способ существования связан с появлениемрефлексии. Она как бы приостанавливает, прерываетэтот непрерывный процесс жизни и выводит человекамысленно за ее пределы. Человек как бы занимает по-зицию вне ее» [10. С. 382]. Л.С. Выготский подчерки-вал, что через переживание происходит связь человекас окружающим миром. Переживая, человек усваивает,переводит во внутрь себя, интериоризует окружающиймир и изменяет себя относительно усвоенного. В этомвыражается регулятивная функция переживания, кото-рая осуществляется благодаря его рефлексивности. Аименно, «переживая, субъект усваивает или отвергает,изменяет или перестраивает что-то данное извне, ноуже в своем внутреннем мире, т.е. осуществляет диф-ференциацию и интеграцию, простраивание границсвоего внутреннего мира» [11. С. 163].По мнению О.С. Глозмана, «здоровье - стойкий жиз-ненный процесс... результат взаимодействия организмаи среды или филогенетически обусловленная жизне-стойкость». Философы считают, что жизнестойкостьчеловека покоится на воле к жизни и предполагает по-стоянное личностное усилие. Простейшей, исходнойформой этого усилия является подчинение обществен-ным нравственным запретам, зрелой и развитой - работапо определению смысла жизни. Как писал Ф. Ницше,тот, кто знает, зачем жить, может вынести любое «как».Таким образом, жизнестойкость связывается со смысломжизни человека. Это сочетание устойчивости системы иее адаптивности, ее самоидентичности и соответствия,полезности, пригодности; оптимальности и неоптималь-ности [12. С. 92]. Жизнестойкость человека может вы-ступать в качестве важного личностного ресурса, спо-собствующего преодолению трудностей и достижениювысокого уровня физического и психического здоровья,оно, в частности, сочетается с некоторыми не менееважными его индивидуальными особенностями, при-дающими ему устойчивость и ориентирующими на зна-чимые цели. Человек с высокой жизнестойкостью стре-мится руководствоваться в своей жизни неким идеаль-ным образом мира, что позволяет ему абстрагироватьсяот мелочей жизни и сформулировать четкие цели своейбудущей жизни, направляющие его активность, не толь-ко невзирая на возникающие трудности, но и креативнонаходя в них новые ресурсы для продвижения к желае-мому будущему [13. С. 24].Из личностных особенностей главными для преодо-ления кризисных ситуаций являются стойкость, опти-мизм и уверенность в своих силах. Жизнестойкость вбольшой степени связана с выбором одной из альтер-натив поведения человека в проблемной ситуации:придерживаться прошлого опыта, стремиться ничегоне менять в своей жизни и, наоборот, пробовать новыеподходы к решению проблемы, рисковать, развиваться.По мнению С. Мадди и других психологов, жизнестой-кость является результатом социализации человека, иее уровень может меняться в любом возрасте, а такжепод влиянием специального тренинга [14. С. 14].М. Перре и У. Бауманн называют это свойство терми-ном «выносливость» как протективный личностныйпризнак, включающий комплексную систему убежде-ний по поводу самого себя и окружающего мира, кото-рые поддерживают человека в его взаимодействиях струдностями. В работах Л.А. Александровой термин«жизнестойкость» рассматривается как устойчивостьличности в трудных жизненных ситуациях [15. С. 268].Любое событие переживается в качестве стимула дляразвития собственных возможностей [16. С. 12]. Ос-новная мысль заключается в том, что нужно восприни-мать изменения как вызов, а не как угрозу. Это помога-ет человеку оставаться открытым окружающей среде иобществу. Он состоит в восприятии личностью собы-тия жизни как вызова и испытания. Л.А. Александровас соавторами выявили, что у инвалидов многие показа-тели (удовлетворенность, осмысленность жизни, жиз-нестойкость) связаны между собой через ключевуюхарактеристику «витальность». Витальность как жиз-ненная энергия, как мужество становится для инвалидаважнейшей категорией самоорганизации. Именно во-левое принятие брошенного жизнью вызова позволяетчеловеку с ограниченными возможностями здоровьярадоваться жизни, ценить ее, бороться, находить новыесмыслы. Ученые предполагают, что при неблагоприят-ных жизненных ситуациях система построения связеймежду личностными характеристиками человека с огра-ниченными возможностями здоровья менее динамична иадаптивна. Главной составляющей этой системы, навзгляд ученых, выступает витальность. Именно за счетее ресурса инвалидами осуществляется саморегуляция,именно витальность мобилизует остальные структурыличностного потенциала. Вторым важным моментомявляется крайняя необходимость социальной поддержкидля инвалида. Помощь близких выступает в тандеме свитальностью, компенсируя дефицит жизненной энер-гии и мужества. Результаты свидетельствуют о том, чтосемья инвалидов, их близкое окружение значительновлияют на их психологическое благополучие и качествожизни [15. С. 272].Для успешной реализации личности в жизни и еедеятельности важным является наличие способностиэффективного взаимодействия с окружающими людь-ми: таких, как способность эффективно действовать всистеме межличностных отношений, умение ориенти-роваться в социальных ситуациях, правильно опреде-лять личностные особенности и эмоциональные со-стояния других людей, выбирать адекватные способыобщения с ними и реализовывать все это в процессевзаимодействия.Жан Пиаже в своих работах подчеркивал мысль о том,что интеллект является механизмом глобальной адапта-ции человека к изменениям в среде, поскольку он основанна универсальных словесно-логических операциях. Связьмежду интеллектом и способностью к преодолению жиз-ненных трудностей сложно понять, если рассматриватьтолько предметный интеллект. Но наряду с ним сущест-вуют социальный интеллект, который дает человеку воз-можность быть компетентным в сфере межличностныхотношений, и эмоциональный интеллект, позволяющийосуществлять регуляцию своей эмоциональной сферы, атакже опознавать эмоциональное состояние окружающих.Именно эти способности оказываются наиболее востре-бованными в ситуации переосмысления жизни [17.С. 381]. Р. Бар-Оном видит в эмоциональном интеллектевсе некогнитивные способности, знания и компетент-ность, дающие человеку возможность успешно справ-ляться с различными жизненными ситуациями. Человек,обладающий интеллектом, - это тот, кто «правильно су-дит, понимает и размышляет» и кто, благодаря этим спо-собностям, может хорошо справляться с жизненнымиобстоятельствами, т.е. адаптироваться к окружающейсреде, к обстоятельствам жизни [18. С. 58].Психологические качества человека тоже часто рас-сматриваются как ресурсы, позволяющие более эффек-тивно действовать и добиваться успеха, преодолеватьстрессы и справляться с жизненными трудностями.Так, среди познавательных (когнитивных) ресурсовчаще всего рассматривается интеллект как общая адап-тивная способность человека. В частности, уровеньинтеллекта как психологического ресурса в некоторойстепени положительно коррелирует со счастьем.В разное время сторонники различных психологи-ческих школ по-своему трактовали понятие «социаль-ный интеллект»: как способность уживаться с другимилюдьми, как способность иметь дело с окружающими,знания о людях, способность легко сходиться с други-ми, умение входить в их положение, ставить себя наместо другого, способность критически и правильнооценивать чувства, настроения и мотивацию поступковдругих людей. Суммируя эти представления, извест-ный американский психолог Дэвид Векслер предложилопределять социальный интеллект как приспособлен-ность индивида к человеческому бытию.Ж. Пиаже подчеркивал, что суть интеллекта заклю-чается в возможности осуществлять гибкое и одновре-менно устойчивое приспособление к физической и со-циальной действительности, а его основное значение -взаимодействие человека со средой. По мнениюГ. Оллпорта, социальный интеллект «обеспечиваетгладкость в отношениях с людьми, продуктом которогоявляется социальное приспособление». С другой сто-роны, в работах И.М. Бобневой подчеркивается, чтосоциальный интеллект может быть не связан с общиминтеллектом и представляет собой самостоятельнуюважную способность, развивающуюся в ходе социали-зации. В исследованиях Р. Фейерштейна интеллект -динамический процесс взаимодействия человека с ми-ром. Если ребенок, по мнению ученого, развивается вблагоприятных семейных и социокультурных услови-ях, то такой опыт у него накапливается естественнымпутем, в результате чего ребенок относительно эффек-тивно адаптируется к среде. Если же ребенок отягощенфизическим дефектом, развивается в условиях непол-ной семьи, то необходимый опыт у него не сформиро-ван. Р. Стернберг по поводу проявлений интеллекта вреальном поведении в реальной среде отмечает, чтоинтеллект - это умственное управление своей жизньюконструктивным, целенаправленным способом: адап-тация к окружающей среде, выбор среды, совместимыйс индивидом, и формирование окружающей среды.Понятие «социальный интеллект» включает в себясовокупность интеллектуальных способностей, опре-деляющих правильное понимание социальной ситуа-ции, адекватную оценку и прогнозирование поступковдругих людей, «нормативность» поведения в процессеобщения, межличностного взаимодействия.В нашей работе для нас имело большое значение ис-следование социального интеллекта у детей с детскимцеребральным параличом: насколько развитие социаль-ного интеллекта зависит от семьи, в которой воспитыва-ется ребенок, насколько социальный интеллект играетроль в жизнедеятельности ребенка с ограниченнымивозможностями. Выборку составили учащиеся специ-альных (коррекционных) школ VI вида для детей с по-ражением опорно-двигательного аппарата г. Екатерин-бурга, г. Карпинска, г. Югорска Ханты-Мансийского АОв количестве 306 человек. Из них 90 человек имели со-четанный дефект - детский церебральный паралич иолигофрения степени дебильности. Диагнозы установ-лены были невропатологом и психиатром в соответст-вии с критериями, принятыми в МКБ-10.Социальный интеллект детей с детским церебраль-ным параличом был изучен с помощью теста Дж. Гил-форда и М. Салливена. Методика исследования соци-ального интеллекта включает четыре субтеста. Трисубтеста составлены на невербальном стимульном ма-териале и один субтест - вербальный. Субтесты диаг-ностируют четыре способности в структуре социально-го интеллекта: познание классов, систем, преобразова-ний и результатов поведения.Т а б л и ц а 1Корреляция показателей структурных компонентови социального интеллекта детей (девочек) с детскимцеребральным параличом с сохранным интеллектомПоказатель Фактор познания системповедения S 4Возраст -.49**Примечание. n = 102; ** - p < .01. Незначимые корреляции опущены.Согласно табл. 1 были обнаружены значимые кор-реляции между показателем «возраст» и фактором по-знания систем поведения (p < .01). Значимые корреля-ции имели отрицательный характер. Это означает, чтос увеличением возраста девочки испытывают трудно-сти в анализе ситуаций межличностного взаимодейст-вия и как следствие плохо адаптируются к различнымсистемам взаимоотношений между людьми.Т а б л и ц а 2Корреляция показателей структурных компонентови социального интеллекта детей с детскимцеребральным параличом с нарушенным интеллектомПоказатель Фактор познания системповедения S 4Возраст -.31**Примечание. n = 90; ** - p < .01. Незначимые корреляции опущены.Согласно табл. 2 были обнаружены значимые кор-реляции между показателем «возраст» и фактором по-знания результатов поведения (p < .05). Значимые кор-реляции имели положительный характер. Это означает,что с увеличением возраста участников исследованияповышается вероятность часто совершать ошибки, по-падать в конфликтные ситуации, так как такие детимогут неверно представлять себе результаты своихдействий или поступков других, плохо ориентировать-ся в общепринятых нормах и правилах поведения.Согласно табл. 3 были обнаружены значимые отри-цательные корреляции между показателем «возраст» ифактором познания систем поведения (p < .01). Значи-мые корреляции имели отрицательный характер. Этосвидетельствует в пользу того, что в полных семьях сувеличением возраста участников исследования снижа-ется способность адекватно отражать намерения участ-ников коммуникации, предсказывать последствия ихповедения, ориентироваться в невербальных реакцияхчеловека.Т а б л и ц а 3Корреляция показателей структурных компонентови социального интеллекта детей с детским церебральнымпараличом в полных семьях с сохранным интеллектомПоказатель Фактор познание результатовповедения S 1Возраст .42**Примечание. n = 180; ** - p < .01. Незначимые корреляции опущены.Также в нашем исследовании приняли участие уча-щиеся массовой школы г. Екатеринбурга в количестве100 человек.Согласно табл. 4 были обнаружены значимые по-ложительные корреляции между показателями «пол» и«семья» (p

Ключевые слова

социальный интеллект, детский церебральный паралич, жизненные трудности, social intelligence, cerebral palsy, life hardships

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Тимофеева Ирина ВладимировнаЕкатеринбургский филиал Уральского государственного университета физической культурыдоцент, кандидат педагогических наук, зав. кафедрой физической реабилитацииafk-ural@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Науменко Л.Л., Аджаматов М.Г. Некоторые аспекты реабилитации детей-инвалидов в Российской Федерации // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2008. № 4. С. 3-6.
Никишина В.Р. Психология отклоняющегося поведения: Учеб.-метод. пособие. Курск: Изд-во КГМУ, 2006. 110 с.
Bronfenbrenner U. Discovering what families do // Rebuilding the nest: a new commitment to the American family / Eds. by D. Blankenhorn, S. Bayme, J. Elstain. Milwaukee, WI, 1990. Р. 27-38.
Рыльская Е.А. Психология жизнеспособности. Санкт-Петербург; Челябинск: Чел. ГПУ, 2007. 189 с.
Смирнов А.В. Самоизоляция личности в критической жизненной ситуации физической инвалидности: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2002. 162 c.
Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1993. 360 с.
Куликов Л.В. Здоровье и субъективное благополучие личности // Психология здоровья / Ред. Г.С. Никифоров. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. С. 405-442.
Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. 380 с.
Мясищев В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды. МПСИ, 2004. 400 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Питер, 2000. 720 с.
Выготский Л.С. Педология подростка // Л.С. Выготский. Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т. 4. С. 5-242.
Разумовский О.С. Бихевиоральные системы. Новосибирск, 1993. 239 с.
Богомаз С.А. Жизнестойкость человека как личностный ресурс совладания со стрессами и достижения высокого уровня здоровья // Материалы научно-практических конгрессов Третьего Всероссийского форума «Здоровье нации - основа процветания России». М., 2007. Т.
Александрова Л.А., Лебедева А.А., Леонтьев Д.А. Ресурсы саморегуляции студентов с ограниченными возможностями здоровья как фактор эффективности инклюзивного образования // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России: Материалы II Междунар. науч
Maddi S.R., Khoshaba D.M. Hardiness and Mental Health // Journal of Personality Assessment. 1994. Oct. Vol. 63, № 2. Р. 265-274.
Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. № 1. С. 3-16.
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Пер. с фр. В.А. Лукова. М., 1994. 528 с.
Бар-Он Р. Практический интеллект / Под ред. Р. Стернберга. СПб., 2003. С. 88.
 Развитие социального интеллекта детей с детским церебральным параличом как средство преодоления жизненных трудностей | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 348.

Развитие социального интеллекта детей с детским церебральным параличом как средство преодоления жизненных трудностей | Вестник Томского государственного университета. 2011. № 348.

Полнотекстовая версия