Статья посвящена актуальной проблеме эстетики комического Ф.М. Достоевского. На основе анализа места комического в творчестве Достоевского и способов его функционирования сделаны выводы о взаимодействии комического с другими категориями эстетики писателя; показана необходимость разграничения смеха и комического, особое внимание уделено своеобразию смеха писателя.
Laughter and the comical in F.M. Dostoevsky's works: on some features of the writers aesthetics.pdf Одним из первых на юмор как на главную особен-ность таланта молодого Ф.М. Достоевского указалВ.Г. Белинский в своем известном анализе «Бедныхлюдей»: «С первого взгляда видно, что талант г. Досто-евского не сатирический, не описательный, но в высо-кой степени творческий и что преобладающий харак-тер его таланта - юмор Глубоко человеческий ипатетический элемент, в слиянии с юмористическим,составляют особенную черту в характере его таланта»[1. С. 548]. Высказав мысль о преобладании юмора впервом произведении писателя, великий критик под-черкнул глубокое слияние в нем юмористического и«патетического»; при этом, по мысли Белинского, ко-мическое у Достоевского подчеркивает патетическое,но отнюдь не исключает его.Однако уже о «Двойнике» В.Г. Белинский скажет,что трагическое и патетическое спрятались за юмор,как за маску. «…только нравственно слепые и глухиене могут не видеть и не слышать в "Двойнике" глубокопатетического, глубоко трагического колорита и тона;но, во-первых, этот колорит и тон в "Двойнике" спря-тались, так сказать, за юмор, замаскировались им, как в"Записках сумасшедшего" Гоголя…» [1. С. 548]. Помысли великого критика, трагический тон повествова-ния и конфликт выходят на первый план и лишь при-крываются внешним юмором, что придает сюжету осо-бый драматизм, остроту.Первым исследованием XX в. о комическом в твор-честве Достоевского стала специальная статьяИ.И. Лапшина «Комическое в произведениях Достоев-ского» [2]. В статье поставлен вопрос о двойственностимировосприятия писателя, которая обусловила, с точкизрения исследователя, и двойственность комическогоДостоевского: его смех автор статьи называет «адскимхохотом». Д.О. Заславский в своей статье «Заметки оюморе и сатире в произведениях Достоевского» такжеобратился к теме комического у писателя [3]. Исследо-ватель привлекает достаточно обширный материал, от«Бедных людей» до «Братьев Карамазовых» и «Дневни-ка писателя», и выделяет две основные формы сущест-вования комического в творчестве писателя, юмор исатиру, подчеркивая при этом тот важный факт, чтоюмор и комическое не всегда у Достоевского совпадают.В 60-е гг. XX в. к проблеме комического Достоев-ского обращаются М.М. Бахтин и Н.М. Чирков [4, 5].Бахтин в своей известной книге «Проблемы поэтикиДостоевского» особое место отводит карнавальнойтрадиции и выявляет карнавальную линию во многихпроизведениях Достоевского, уделяя большое местосмеху, который является неотъемлемой частью карна-вального мироощущения и миромоделирования. В ис-следовании Чиркова «О стиле Достоевского» [5] гово-рится о взаимопроникновении комического и трагиче-ского. Исследователь на обширном материале показы-вает суть и место элементов комического в творчествеписателя.Вновь к проблеме комического наука о писателеобращается в 1980-е гг. В статье Р.Г. Назирова «ЮморДостоевского» понятие комического осмыслено по-новому: постулируется мысль о доминировании юморав творчестве Достоевского, который никогда не исчеза-ет со страниц произведений писателя, но лишь моди-фицируется в различные формы [6]. Т.М. Родина в сво-ей книге «Достоевский: Повествование и драма» [12]обращает внимание на неразрывную связь Достоевско-го с народным театром, народно-смеховой культурой.Не менее значимыми следует считать работы Н.В. Ка-шиной «Эстетика Ф.М. Достоевского» [13] и «Человекв творчестве Ф.М. Достоевского», в которых содержат-ся ценные наблюдения над разворачиванием комическойпроблематики в творчестве писателя, основанные нагегелевской теории комического.В 2006 г. вышла в свет монография А.Е. Кунильско-го ««Лик земной и вечная истина». О восприятии мираи изображении героя в произведениях Ф.М. Достоев-ского» [7]. Это исследование является одной из первыхмонографических работ, специально посвященныхпроблематике комического в творчестве Достоевского.Кунильский развернуто анализирует осмысление смехаи комического в эстетике XIX в., и введение данногоконтекста представляется крайне значимым для пони-мания эстетики комического Достоевского.Таким образом, проблема комического для совре-менной науки о Достоевском крайне актуальна, по-скольку она позволяет ставить и решать ключевые во-просы эстетики, поэтики и, в конечном счете, мировос-приятия и миромоделирования писателя [17, 18]. Ноименно поэтому на сегодняшнем этапе развития наукио Достоевском требуется сосредоточиться на болееточном и более специальном различении отдельныхэстетических категорий, отвечающих за выполнениекомических функций в творчестве писателя. Этому ипосвящено данное исследование, целью которого явля-ется выявление и различение таких категорий эстетикии поэтики писателя, как комическое и смех.Вопрос о соотношении комического и смешного, обих взаимодействии, о первичности и обобщающем ха-рактере каждой из этих категорий до сих пор в литера-туроведении остается открытым. В свою очередь, вдостоевистике этот вопрос специально не ставился;также до сих пор не выработано единого подхода кизучению каждой из указанных категорий. Так, напри-мер, Р.Г. Назиров свои размышления о комическом уДостоевского обозначает общим понятием «ЮморДостоевского» [6]; А.Е. Кунильский вводит еще болееобщее именование, говоря о «Смехе в мире Достоев-ского», и т.д.Термин «комическое» в широком смысле понимает-ся как нечто, вызывающее смех. Комическое в указан-ном широком смысле включает в себя юмор, сатиру,иронию как разные грани комического, а также паро-дию, гротеск, сарказм, фарс, каламбур как приемы соз-дания комического. Комическое отличается от общихпредставлений о смехе как эстетическое явление, обла-дающее упорядоченной организацией, предполагаю-щее использование специальных приемов и средств длядостижения смехового эффекта.История развития представлений о комическом знаетнемало исследований, основанных на различении данныхпонятий. На разделении комического и смеха настаивалеще Гегель, вслед за ним, в русской эстетической мыс-ли, - Белинский и Чернышевский. Это же различение мынаходим в теоретических работах таких современныхисследователей, как А. Зись и Ю.Б. Борев [8, 9].Достоевский также разделял «смешное» и «комиче-ское», но при этом не говорил о доминировании илиобобщающем характере одной из указанных категорий.Для писателя это были сущностно разные понятия, об-ладающие разным набором функций и свойств. Смех -это понятие физиологическое, психологическое, соци-альное; это качество, врожденно свойственное челове-ку. В свою очередь, комическое есть категория эстети-ческая, продукт развивающейся культуры.Смех Достоевского - явление сложное, очень труд-но определить его границы, потому что смех в творче-стве писателя зачастую рождается на скрещении раз-ноплановых, часто противоборствующих явлений; не-редко смех героев Достоевского не несет в себе ничегокомического, не производит юмористического эффек-та. Смех звучит со страниц едва ли ни каждого произ-ведения Достоевского, хотя, безусловно, не в каждомтексте это явлено открыто. По данным «Статистиче-ского словаря языка Достоевского», лексемы с семан-тикой смехового встречаются около двух тысяч раз, изних наиболее распространенным является глагол «сме-яться», что подчеркивает важность самого процессаосмеяния для Достоевского, его динамичность [10].Смех в произведениях Достоевского имеет большуюамплитуду выражения: от жестокой насмешки до смехадобра и сочувствия [11].Смех в произведениях Достоевского нередко играетважнейшую характерологическую роль. Уже в «Запис-ках из Мертвого дома» Достоевский скажет: «Можетбыть, я ошибаюсь, но мне кажется, что по смеху можноузнать человека, и если вам с первой встречи приятенсмех кого-нибудь из совершенно незнакомых людей, тосмело говорите, что этот человек хороший» [12. Т. 4.С. 34]. В произведениях «сибирского периода» «смехо-вая» характеристика героев наиболее эксплицирована.В последующих произведениях писатель не откажетсяот этого приема раскрытия личности, однако будет ис-пользовать его реже. В произведении же «Село Сте-панчиково и его обитатели» он является обязательнымдля характеристики каждого героя. Здесь представле-ние почти всех персонажей сопровождается характери-стикой их смеха, констатацией умения или неумениясмеяться. Так, при знакомстве читателя с генераломКрахоткиным рассказчик отмечает, что тот «смеялсянад всем и над всеми» [12. Т. 3. С. 15], Егор Ильичпредставляется как человек со «звонким и с откровен-ным, раскатистым смехом» [Там же. С. 6], в характери-стике личности Мизинчикова особо подчеркнуто от-сутствие смеха при людях, в обществе: «…не смеялся,когда все смеялись» [Там же. С. 39], но отмечено, чтоон мог смеяться в одиночестве, наедине с самим со-бой. Приведенные примеры - лишь малая часть такиххарактеристик, практически ни один герой не остаетсябез замечаний о качестве его смеха.В романе «Подросток» писатель разовьет эту мысльдо «тирады о смехе», вновь заключив, что если «хоро-шо смеется человек - значит хороший человек» [12.Т. 13. С. 285]. Характерологическая функция смехаподчеркивается и следующим наблюдением из ужеупомянутого фрагмента: «Смехом иной человек себясовсем выдает, и вы вдруг узнаете всю его подногот-ную. Я не про умственное его развитие говорю, апро характер, про целое человека. Итак: если захотитерассмотреть человека и узнать его душу, то вникайтене в то, как он молчит, или как он говорит, или как онплачет, или даже волнуется благороднейшими идеями,а высмотрите лучше его, когда он смеется» [12. Т. 13.С. 285]. Эту «тираду о смехе» повествователь считаетодним из главных своих выводов о жизни, и неслучай-но, с его точки зрения, смех как будто обнажает чело-века, снимает все наносное и фальшивое, оставляялишь истинное.В ценностном аспекте смех как реакция на что-либоу Достоевского часто связан с презрением, неодобре-нием, недоверием.Опасение быть осмеянным нередко посещает само-го писателя. Довольно часто он выражает эту боязньбыть осмеянным в «Дневнике писателя»: «Пусть неочень-то смеются над моим парадоксом…» [12. Т. 21.С. 215]; «О, конечно, вы можете смеяться над всемипредыдущими «мечтаниями» о предназначении рус-ском…» [Там же. Т. 23. С.45]; «О, не смейтесь…»[Там же. Т. 25. С. 29]; «О, пускай смеются над этимифантастическими словами…» [Там же. Т. 25. С. 109];«И пусть не смеются надо мной, что я верю…»[Там же. С. 140]; «Вместо того, чтоб смеяться надомною, выслушайте меня лучше…» [Там же. С. 195].Это же опасение быть осмеянным передается и не-которым героям Достоевского, но основания для опа-сений быть осмеянным разнятся.Смех нивелирует величие идеи, коварство, могуще-ство, зло, поэтому он страшнее для многих, чем нена-висть, осуждение или презрение со стороны окружаю-щих. Люди не обнаруживают страха, не подчиняютсязлу, а лишь смеются, чем обезоруживают злодея. Дажев одиночестве всеобщего презрения есть осознаниесобственной исключительности; во всеобщем же ос-меянии есть нечто унижающее, приравнивающее ковсем остальным. В этом смысле смех обладает у Дос-тоевского уравнительной силой. Так, Тихон в «Бесах» вразговоре с Николем Ставрогиным высказывает опасе-ние, что Ставрогин не сможет вынести не всеобщегоосуждения, не всеобщей ненависти, но всеобщего ос-меяния. «Смех же будет всеобщим», - предупреждаетстарец Тихон [12. Т. 11. С. 26]. Ганя Иволгин открыва-ет князю Мышкину свой основной страх, связанный сженитьбой на Настасье Филипповне: «Я смешнымбыть не хочу, прежде всего не хочу быть смешным»[Там же. Т. 8. С. 103]. Раскольников также боится, чтоего убийство многим может показаться лишь смеш-ным. Эти страхи проявились в его снах: ему снится смею-щаяся над ним старуха-процентщица, и ее смех перерас-тает во всеобщий смех над ним. Уничтожающий характерсмеха подчеркивают и некоторые размышления из«Дневника писателя»: «Раздастся хохот в глаза этому бла-городному порыву, и люди благородного порыва опятьсконфузятся, присмиреют, а очень многие так даже и по-верят: "да, дескать, это надо было предвидеть", о, поду-мают бедненькие» [Там же. Т. 23. С. 454].Помимо названных аспектов, смех реализуется втворчестве Достоевского и в своей первичной функ-ции - выражать радость, положительные эмоции. Но,по мысли писателя, веселость - довольно редкое каче-ство и доступно не всем людям. В том же отрывке из«Подростка» отмечено, что «искренний и беззлобныйсмех - это веселость, а где в людях в наш век весе-лость, умеют ли люди веселиться? Веселость че-ловека - это самая выдающая человека черта, с ногамии руками. Иной характер долго не раскусите, а рассме-ется человек как-нибудь искренно, и весь характер еговдруг окажется как на ладони. Только с самым высшими с самым счастливым развитием человек умеет весе-литься сообщительно, то есть неотразимо и добродуш-но» [12. Т. 13. С. 285]. Несмотря на то что говорить опреобладании в характерах героев Достоевского такойискренней веселости нельзя, мы все-таки можем при-вести достаточное количество таких примеров.В «Записках из Мертвого дома» в описании ка-торжного театра рассказчик обращает особое вниманиена зрителей: «Но всего занимательнее для меня былизрители; тут уж все были нараспашку. Они отдавалисьсвоему удовольствию беззаветно. Крики одобренияраздавались все чаще и чаще. К концу пьесы об-щее веселое настроение дошло до высшей степени. Яничего не преувеличиваю. Представьте острог, канда-лы, неволю, долгие грустные годы впереди, жизнь, од-нообразную, как водяная капель в хмурый, осеннийдень, и вдруг всем этим пригнетенным и заключеннымпозволили на часок развернуться, повеселиться, забытьтяжелый сон, устроить целый театр, да еще как устро-ить: на гордость и на удивление всему городу, - знай,дескать, наших, каковы арестанты!» [Там же. Т. 4.С. 124]. Данный фрагмент наглядно демонстрируетреализацию тех положений, которые позднее будутвысказаны в «тираде о смехе» в романе «Подросток»:настоящей веселости присущи сообщительность, ис-кренность, беззлобие; кроме того, наличие этих чертпозволяет даже в самом жестоком, злом человеке обо-значить положительные черты и, в конечном счете,наметить путь к нравственному возрождению лично-сти. Достоевский прямо говорит об этом: «Только не-много позволили этим бедным людям пожить по-своему, повеселиться по-людски, пожить хоть час непо-острожному - и человек нравственно меняется, хотябы то было на несколько только минут…» [12. Т. 4.С. 129-130]. Веселость становится одной из главныхкоординат, определяющей нравственное и духовноеразвитие личности, или намечает способность к этомуросту, позволяет даже в преступнике, не чувствующемраскаяния, не испытывающем мук совести, увидетьзарождающееся зерно нравственности и чистоты.Другие примеры: уже при первой характеристикеЕгора Ильича Ростанева рассказчик отмечает в немнеподдельную веселость; такую же черту радости жиз-ни, искренней веселости замечает Аркадий в МакареДолгоруком.Совершенно иначе представляется Достоевскому ко-мическое и его задачи. Подчеркнем еще раз, что для негоэто категория эстетическая, возникающая в результатеразвития культуры и цивилизации. Конечно, при этоммежду смехом и комизмом нет непроходимых границ,ведь первичная простейшая функция последнего и заклю-чается в том, чтобы вызвать смех, смешить.Уже Белинский утверждал, что в художественномпроизведении нельзя допускать смешения комическогои смешного, потому что смешное принадлежит толькожизни, комическое же равно присутствует и в действи-тельности, и в искусстве.Достоевскому принадлежит немало высказываний,в которых утверждается наличие и комического, и сме-хового начал в жизни. «Жизнь полна комизма», - писалон в письме к К.П. Победоносцеву (24 августа(5 сентября) 1879), и в то же время «без смешного небывает в жизни» [12. Т. 22. С. 262]. Помимо этого, пи-сатель говорил об универсальности комического: «Неттакого предмета на земле, на который бы нельзя былосмотреть с комической точки зрения» [Там же. Т. 18.С. 41]. Также Достоевский размышлял о том, каковывозможности искусства для адекватного воспроизведе-ния реального жизненного комизма. Приведем в при-мер фрагмент из «Дневника писателя» за октябрь1876 г., в котором осмысляется эта проблема, явно вол-новавшая писателя: «Недавно как-то мне случилосьговорить с одним из наших писателей (большим ху-дожником) о комизме жизни, о трудности определитьявление, назвать его настоящим словом. А знаетели вы, - вдруг сказал он мне, - мой любезный собесед-ник, видимо давно уже и глубоко пораженный своейидеей, - знаете ли, что что бы вы ни написали, что быни вывели, что бы ни отметили в художественномпроизведении - никогда вы не сравнитесь с действи-тельностью. Что бы вы ни изображали - все выйдетслабее, чем в действительности. Вы вот думаете, чтодостигли в произведении самого комического в извест-ном явлении жизни, поймали самую уродливую егосторону, - ничуть! Действительность тотчас же пред-ставит вам в этом же роде такой фазис, какой вы ещене предполагали и превышающий все, что могло соз-дать ваше собственное наблюдение и воображение!.. Но, разумеется, никогда нам не исчерпать всегоявления, не добраться до конца и начала его. Нам зна-комо одно лишь насущное видимо - текущее, да и топонаглядке, а концы и начала - это все еще пока длячеловека фантастическое» [12. Т. 22. С. 464]. Комизмжизни гораздо шире, глубже, чем то, что представленов художественных текстах, поэтому одна из задач пи-сателя состоит в том, чтобы подобрать адекватные спо-собы изложения комического и смешного. С другойстороны, если комизм является неотъемлемой частьюжизни, то необходимо, передавая какие-либо событияреальной жизни, изображать их разносторонне, учиты-вая и их комическую составляющую, которая примиря-ет любое явление с жизнью, способствует целостномувоссозданию картины мира.Достоевский после долгих лет ссылки предприни-мает попытку возвращения в литературу именно каксоздатель «комической повести» «Дядюшкин сон» и«комического романа» «Село Степанчиково и его оби-татели», да и в «Записках из Мертвого дома» - одномиз самых трагических произведений писателя - можнонайти следы тонкого комизма. Для самого Достоевско-го создание комических произведений - это способврачевания собственной душевной тоски и боли [16].Одной из важнейших особенностей комического, поДостоевскому, является его национальное своеобразие,невоспроизводимость в других культурах. Писательсчитал, что при переводе русских художественныхпроизведений на другие языки исчезает весь комизм.Так, о тургеневском переводе Гоголя на французскийязык Достоевский пишет следующее: «Весь юмор, всекомическое, все отдельные детали и главные моментыразвязок, от которых и теперь, вспоминая их иногданечаянно, наедине (и часто в самые нелитературныемоменты жизни), зальешься вдруг самым неудержи-мым смехом про себя, - все это пропало, как не бывалои вовсе» [12. Т. 22. С. 90]. Из контекста всего высказы-вания становится ясно, что Достоевский размышляетздесь не столько о данном переводе Тургенева, сколькооб общих особенностях перевода русских комическихтекстов на другие языки, в которых утрачивается, поего мысли, самобытный русский комизм.Подводя итог, вновь подчеркнем необходимостьразведения для Достоевского комического и смеха.Они решают разные задачи, располагаются в разныхобластях эстетики и поэтики. Смех является средствомкоммуникации, характерологии, аксиологии, психоло-гии. Комическое часто организует сюжет, проникает всаму ткань повествования, определяя его многомер-ность, снимая однозначность выводов. В совокупностивсе категории комизма Достоевского рождают неза-вершенный, противоречивый, динамичный, полифо-ничный мир его романов [14, 15].
Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. М.: Изд-во АН СССР, 1954. Т. 9.
Лапшин И.И. Комическое в произведениях Достоевского // О Достоевском: Сб. статей / Под ред. А.Л. Бема. Прага, 1933. Сб. II. С. 34-35.
Заславский Д.О. Заметки о юморе и сатире в произведениях Достоевского // Творчество Достоевского. М.: Изд-во АН СССР, 1985. С. 445- 472.
Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Худ. лит., 1986. 486 с.
Чирков Н.М. О стиле Достоевского. Проблематика, идеи, образы. М.: Наука, 1967. С. 30-100.
Назиров Р.Г. Юмор Достоевского // Творческие принципы Достоевского. Саратов, 1982. С. 115-127.
Кунильский А.Е. «Лик земной и вечная истина» О восприятии мира и изображении героя в произведениях Ф.М. Достоевского. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2006. 302 с.
Зись А.Я. Искусство и эстетика. М.: Искусство, 1974. 447 с.
Борев Ю.Б. Комическое. М.: Искусство, 1970. 270 с.
Статистический словарь языка Достоевского / А.Я. Шайкевич, В.М. Андрющенко, Н.А. Ребецкая; Рос. акад. Наук; Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова. М.: Языки славян. культуры, 2003. 832 с.
Суворина А.И. Из воспоминаний о Достоевском // Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников: В 2 т. М.: Худ. лит., 1990. Т. 2. С. 435-432.
Родина Т.М. Достоевский: Повествование и драма. М.: Наука, 1984. 245 с.
Кашина Н.В. Эстетика Достоевского Ф.М. М.: Высшая школа, 1989. 286 с.
Солотчин С.Г. Комическое начало в художественном стиле Достоевского. Ранние произведения: Дис. … канд. филол. наук. М., 2007. 187 с.
Мартакова Т.С. «Смеховой портрет» как средство характеристики персонажа в творчестве Достоевского 1846-1859 гг.»: Дис. … канд. филол. наук. Магнитогорск, 2008. 212 с.
Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л.: Наука, 1972.
Жан Поль. Приготовительная школа эстетики. М.: Искусство, 1981.
Розанов В.В. Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского: Опыт критического комментария. СПб., 1894. С. 58.