Инженерная этика: на пути к новому мировоззрению
Даётся краткий анализ концепции инженерной этики. Рассматриваются два направления развития моральной философии инженерии: социально-этический и экзистенциальный. Приводится пример кодекса инженерной этики. Инженерная этика определяется с мировоззренческих позиций.
Engineering ethics: on the way to new outlook.pdf В современной философии прослеживается тенденциярасширения и углубления этического знания. Процессдифференциации морали порождает всё новые и новыеэтические вопросы, которые до настоящего момента неполучили своего разрешения. Среди многообразия нравст-венных проблем мы акцентируем внимание на инженернойэтике. В неявном виде вопросы инженерной этики освеща-лись многими мыслителями. Среди западных исследовате-лей необходимо назвать работы Э. Агацци, Д. Белла,Г. Йонаса, К. Митчема, А. Хунинга, Х. Ленка,Л. Мэмфорда, Х. Сколимовски, Э. Тоффлера, М. Хайдегге-ра; в отечественной философской и этической мысли отме-тим работы В.Г. Горохова, В.С. Степина, М.А. Розова,В.М. Розина, Е.А. Шаповалова, О.В. Крыштановской,Д.В. Ефременко, А.А. Воронина, В.И. Бакштановского,Ю.В. Согомонова. Эти ученые внесли свой неоспоримыйвклад в разработку теоретических положений практиче-ской моральной философии инженерии. Тем не менее ин-женерная этика как прикладная моральная дисциплина внастоящий момент находится в стадии становления.При рассмотрении представленной проблемы перваятрудность, с которой приходится сталкиваться, состоит втом, что не обозначены достаточные фундаментальныеоснования для развития положений инженерной этики. Вкачестве специализированного «начала координат» мыпредлагаем использовать две взаимодополняющие пози-ции: социально-этическую и экзистенциальную. Соци-ально-этическая позиция предполагает анализ концепцииинженерной этики согласно теории общественной мора-ли. Экзистенциальное направление предполагает развитиепредставленного концепта как результат морального ос-мысления инженерами собственной деятельности. Пер-вый подход является развитием теории по направлению«сверху вниз» от социальной целостности к структурам,её составляющим. Вторая точка зрения заключается вобратном направлении - от моральной рефлексии соци-альной подсистемы к её внешним границам. В итоге воз-никает целостная проработка практической этики как сграниц, так и со смыслового ядра.Социально-этическая парадигма предполагает пони-мание инженерной этики как проекции конструкта «об-щественная мораль» на профессиональную деятельность.Напомним, что «общественная мораль» призвана отра-жать воплощенность в обществе в целом и различных егосферах - политически-административной, хозяйственной,потребительской, рекреационно-реабилитационной, куль-турной (в функциональном смысле, т.е. сфере воспроиз-водства и развития знаний, норм и ценностей, обеспечи-вающих эффективность жизнедеятельности) - основопо-лагающих, абсолютных и универсальных (по каким-токритериям) принципов» [1].Воплощенность универсальных моральных принци-пов в конкретной социальной сфере позволяет говоритьо практической моральной философии. СпециалистыНИИ ПЭ Тюменского государственного нефтегазовогоуниверситета В.И. Бакштановский и Ю.В. Согомоновопределяют прикладную этику как специализированнуюнормативно-ценностную подсистему. В данном случаеречь идет о небольшом элементе, «устройстве» в ком-плексном механизме моральной регуляции общества.Инженерная этика, по мнению специалистов, «оказыва-ется ничем иным, как переименованием органическойчасти трудовой морали, присущей всему спектру про-фессий, и об особых нормативно-ценностных подсисте-мах при таком подходе к рассматриваемой теме гово-рить не приходится» [2. С. 174].Эта авторская позиция, на наш взгляд, не учитываетвсех особенностей профессиональной деятельности.Определение морали инженерии с положений толькотрудовой морали - это недостаточное раскрытие ана-лизируемого концепта. Если анализировать этику про-фессии как этику труда, то продвинуться дальше мора-ли социально-трудовых отношений вряд ли получится.Разработка практической моральной философии долж-на вестись не только с учетом взаимоотношений, соци-альных связей профессионального института инжене-рии. Эта работа требует анализа природы специализи-рованной деятельности, выяснения причин возникно-вения этических вопросов среди инженеров.Для глубинного анализа концепта инженерной эти-ки мы обращаемся ко второй исходной позиции. Онаберет свое начало из природы инженерии, из жизнен-ных обстоятельств, которые «предъявляют» требова-ния к самому характеру инженерной деятельности. Этапозиция носит название экзистенциальной. В чем еёсуть? В качестве разъяснения приведем слова выдаю-щегося русского инженера и философа техникиП.К. Энгельмейера: «Сама жизнь, сама история не-удержимо выдвигает инженера - этого поистине твор-ца и руководителя хозяйства - из тесноты мастерскихна широкою арену общественной деятельности и ста-вит его все ближе и ближе к кормилу государства, иесли пойти по стопам мудрого Платона и позволитьсебе мечту относительно идеального государства, толегко можно дойти до вывода, что... в современномгосударстве первенствующая роль неудержимо пере-ходит к инженеру... Но если так, то инженер должен иготовиться к руководящей государственной роли, иготовиться сразу с четырех сторон, а именно, преждевсего, конечно, со стороны технической, в тесной связис экономической и юридической. Но при этом нигде иникогда он не должен упускать из виду и этическойстороны своей общественной функции... Вот в какомсмысле и на каком основании все чаще и чаще разда-ются авторитетные голоса, доказывающие необходи-мость сообщать инженеру уже в школе не одни техни-ческие познания, но и общую глубокую умственнуюкультуру. Я бы сказал так: надо будущему инженерусообщать: 1) фактические познания по технологии,экономике, законоведению, политике, психологии иэтике; 2) кроме этого материала для мышления, надодать ему возможность правильно пользоваться этимматериалом, другими словами, выработать в нем мыш-ление правильное, логическое, философское» [3].С каждым годом социальная роль инженера возрас-тает и повышаются требования к инженерным разра-боткам. Технология как двигатель человеческого про-гресса обретает главенствующую роль, но, не многиеиз инженеров осознают этическую составляющую соз-даваемой им технологии. Когда Леонардо да Винчипредставил чертежи своей подводной лодки, он былобеспокоен возможным нежелательным характеромсвоего изобретения и не захотел предать гласностиидею аппарата подводного плавания - «из-за злой при-роды человека, который мог бы использовать его длясовершения убийств на дне морском путём потоплениясудов вместе со всем экипажем» [4. C. 212].Осознание этических норм профессиональной дея-тельности также осуществляется за счет объединенияинженеров в профессиональные сообщества. Созданиетаких сообществ помогает инженерам в процессе как«удовлетворения своих интеллектуальных потребно-стей, так и… защиты материальных интересов». Нозащита индивидуальных целей требует от участниковсоблюдения моральных норм, которые прописываютсяв специализированных моральных кодексах профес-сиональных объединений. Так, в преамбуле «Кодексаинженерной этики» [5], разработанного Национальнойассоциацией профессиональных инженеров США, под-черкивается, что от инженеров ожидают самых высо-ких стандартов честности и целостности натуры.Инжиниринг оказывает прямое и живое влияние накачество жизни для всех людей, поэтому поступки ин-женеров требуют честности, беспристрастности, спра-ведливости и действенности. Действия инженеровдолжны быть направлены на защиту здоровья, безо-пасности и благосостояния людей. Согласно кодексу,инженер - это фигура социально ответственная за ре-зультаты собственной деятельности. Поступки инже-неров, их работа - непосредственный инструментвлияния на человеческую жизнь и окружающую среду,и всякий инженерный проект не должен противоречитьнормам профессиональной морали.Наша гипотеза заключается в том, что квалифика-ция современного инженера распространяется дальшеграниц инструментальных знаний. В мире, наполнен-ном электроникой и компьютерными технологиями,предъявляются более жесткие требования к содержа-нию духовной структуры инженера. Именно поэтому вКодексе ключевым выступает следующее требование:если инженерное решение поставит под угрозу жизньили имущество людей, инженер должен уведомить обэтом своего работодателя и необходимые органы вла-сти. Текст Кодекса подробным образом раскрываетосновное этическое пространство инженеров. Для ин-женеров - участников сообщества этический кодекс -это нравственный путеводитель в мире профессио-нальной деятельности. Инженер не должен забывать,что он находится на «службе» общественных интере-сов. Приведенный Кодекс инженерной этики представ-ляет собой иллюстративный пример того, как инжене-рия постепенно «усваивает» мораль исполняемой про-фессии. Отметим, что Кодекс упускает факты конкрет-ных видов инженерной деятельности, однако он можетиспользоваться в качестве примера для составленияпрофессиональных этических документов инженерныхобъединений иных специальностей.Следует отметить, что вопросы этики инженернойработы упоминались философами и мыслителями за-долго до возникновения самих кодексов. Отметим ра-боту В.А. Канке «Этика ответственности: Теория мора-ли будущего» [6].В разделе «Этизация профессиональной деятельности»автор определяет универсальную этику для абсолютнолюбой профессиональной деятельности - это этика ответ-ственности. Понятие ответственности является ключевойдефиницией всей работы философа, и, по мнению автора,простая и актуальная истина состоит в том, что во всехсферах своей деятельности человек остается существомморальным. Этизация профессиональной деятельности -обретение полноценной повседневной практики за счетусвоения ценностей и норм выбранной профессии. Норма,по мнению автора, - узаконенное тем или иным путем пра-вило поведения, и если инженер отдал свое изобретение вруки преступников или же не сохранил государственнуютайну, то он может быть сурово наказан, поскольку пре-ступил профессиональные этические принципы выбраннойпрофессии. На наш взгляд, этизация инженерии видится нетолько в обретении принципов этики ответственности. Ус-воение аспектов инженерной морали, в первую очередь,необходимо для органического включения результатовтехнической деятельности в социальное бытие.Ещё один характерный пример мы находим в статьеАлоиза Хунинга «Инженерная деятельность с точкизрения этической и социальной ответственности» [7].Усвоение инженером принципа ответственности -это развитие его личности, это новое мировоззрение, вкотором инженер собственную профессиональную дея-тельность воспринимает как особую область собствен-ной жизни. Инженер - это служитель гуманности. Ипоскольку инженеры до сегодняшнего момента толькоизменяли мир, то в XXI в. они выступают основнойсилой общественного прогресса. Однако прогресс этотне должен идти в разрезе с социальными смысламичеловеческой деятельности. И, пока ещё не поздно,автор призывает инженерию «создавать пространство»для действительно достойной человека жизни.Принципы инженерной этики и социальной ответ-ственности технических специалистов получили своёпрактическое воплощение в концепции социальнойоценки техники.Концепция социальной оценки техники воплоти-лась в социальную структуру, именуемую «Бюро пооценке техники». Концепция социальной оценки тех-ники была развита и внедрена в общественную практи-ку в Германии в середине XX в. Суть работы такихбюро можно выразить так: «раннее предупреждениенегативных последствий техники». Одним из направ-лений оценки техники является активное участие заин-тересованных социальных групп в процессе принятиярешений по техническим проектам. Благодаря вклю-ченности общественности удается составить болееполное представление о возможностях и рисках, свя-занных с внедрением технологии или реализации тех-нического проекта, а также расширить диапазон поискаоптимального решения возникающих проблем. Вклю-чение заинтересованных сторон во внедрение техниче-ской идеи является, на наш взгляд, одним из первыхпутей формирования конструктивного диалога междуинженерией и непосредственным потребителем.Раскрывая парадигму инженерной этики, необхо-димо указать на основной аспект направленности вся-кого морального учения. Он заключается в формирова-нии нового мировоззрения. Отдельно этот вопрос ин-женерной этикой не выделяется, тем не менее, на нашвзгляд, именно мировоззренческий элемент в структурепрофессиональной деятельности является основопола-гающим, в том числе и для действенного внедренияэтического учения. В принятом контексте характернойявляется позиция, которой придерживался Н.А. Бердя-ев. Суть этой позиции раскрывается автором в статье«Человек и машина». Н.А. Бердяев видит корень раз-решения конфликтов в системе гуманизм-технокра-тизм через изменение сознания деятельностного субъ-екта. Н.А. Бердяев пишет: «В связи с возникающимипроблемами, которые порождает техника, центральнойстановится проблема философской антропологии…человек создает организованное общество и развитуютехнику… но он становится рабом организованногообщества и техники, рабом машины…» [8].Избавление от рабства, человек может найти в об-ращении к собственному сознанию. Только прибегнувк собственному мировоззрению, отвергнув принятыестереотипы, отказавшись от того, что нас порабощает,мы способны освободиться. Позиция Бердяева пока-зывает смысл внедрения этических принципов в инже-нерную деятельность. Разработка моральных импера-тивов, безусловно, необходима, однако в самостоя-тельном существовании она ничего не значит. Моральинженерной деятельности - это новое мировоззрение,которое должно быть усвоено через изучение фунда-ментальных этических принципов профессии. Разру-шительные воздействия техники, порабощение техно-логией человека побудило мыслителей создать «прави-ла», которые будут направлены на уменьшение нега-тивных факторов влияния техники. Но мы не должнызабывать, что только человек повинен во всех бедах. Ивсе приведенные аспекты этизации инженерии направ-лены только на одно - на внедрение в сознание техни-ческих специалистов прерогативы общественного поряд-ка, экологического равновесия и социальной гармонии.Пока техника не способна к самосозиданию, пока онатворима людьми, соответственно вектор инженерной эти-ки должен быть направлен на внедрение в человеческоесознание морали профессиональной деятельности.Мировоззренческий аспект имманентен для «индуст-рии» создания техники. Техническое творчество само-стоятельно может рассматриваться как особая формамировоззрения. Этика инженерии, переосмысленная врусле социальной философии техники, имеет в себе ак-центированное мировоззренческое сообщение. Это оз-начает, что действительными техническими достиже-ниями инженерии могут и должны считаться только тепроекты, которые «работают» на сохранение здоровья,благополучия людей, с учетом факторов экологическоговоздействия. В эпоху классической науки инженерияпридерживалась идеала открытия и создания «нового».В настоящее время за действительные открытия в облас-ти техники должны приниматься те проекты, которыенаправлены на служение общественным интересам.Подводя итог, укажем, что в качестве дальнейшихнаправлений развития и углубления этических основа-ний инженерии мы предлагаем следующие разделы:- категориальный (рассматривает проблему проис-хождения, становления, развития морали инженеров);- нормативный (содержит в себе принципы нравст-венного поведения, которыми руководствуется субъекттехнической деятельности);- кодифицированный (здесь анализируются суще-ствующие кодексы морали инженерных сообществ ипредлагаются проекты для внедрения);- прикладной (непосредственное разрешение воз-никающих ситуаций морального выбора инженеров сссылкой на принятые кодифицированные стандарты).Развиваемая в двух направлениях - социально-эти-ческом и практическом, - инженерная этика впослед-ствии станет обязательным мировоззренческим идеа-лом, поляризируемым профессиональную деятельностьтехнических специалистов. Подобно тому, как деонто-логия является практикой, «социализирующей» врачей,инженерная этика станет связующим звеном междутехническим сообществом и социумом. Процесс эти-зации технической деятельности, с одной стороны,обусловленный дифференциацией абсолютной морали,с другой - вызовами технической реальности, в концеконцов установит для всех сторон научно-техническогопрогресса (инженерии, человека и природы) эффектив-ные механизмы взаимодействия, направленные на гар-моничное сосуществование человека, машины и окру-жающей среды
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 359
Ключевые слова
инженерная этика, прикладная этика, принцип ответственности, моральный кодекс инженера, моральное сознание, engineering ethics, applied ethics, responsibility principle, moral code of engineer, moral consciousnessАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Васёнкин Алексей Вадимович | Иркутский государственный университет путей сообщения | аспирант | agaton@rambler.ru |
Ссылки
Апресян Р.Г. Понятие общественной морали (опыт концептуализации). URL: http://www.ethicscenter.ru/biblio/apr_7.htm (25.01.2011).
Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Прикладная этика: опыт университетского словаря: Учеб. пособие. Тюмень: НИИ прикладной этики ТюмГНГУ; Центр прикладной этики. 2001. 268 с.
Корнилов И.К. «Философия техники» П.К. Энгельмейера. URL: http://www.metodolog.ru/00195/00195.html (25.01.2011).
Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники: Учеб. пособие. М.: Гардарика, 1996. 400 с.
NSPE Code of Ethics for Engineers. URL: http://www.nspe.org/Ethics/CodeofEthics/index.html (25.01.2011).
Канке В.А. Этика ответственности: Теория морали будущего. М.: Логос, 2003. 400 с.
Хунинг А. Инженерная деятельность с точки зрения этической и социальной ответственности // Философия техники в ФРГ. М.: Прогресс, 1989.
Бердяев Н.А. Человек и машина (проблема социологии и метафизики техники) // Вопросы философии. 1989. № 2. С. 147-162.
