Рассматриваются метафизическое рождение и метафизическая смерть личности, а также пограничная ситуация как основание для трансформации целостности человека. В одном случае он может метафизически родиться, в другом - метафизичеки умереть.
Metaphysical birth and metaphysical death in a boundary situation.pdf В экзистенциальной философии существует пред-ставление о том, что человеческое существование с наи-большей полнотой раскрывается в пограничных ситуа-циях. Для каждого человека критерий «узнавания» по-граничной ситуации различный. Для одного определен-ная ситуация является пограничной, для другого - нет.Это устанавливает личная система значений и смысловкаждого. Пограничная ситуация представляет собой не-что такое, что можно было бы принять к сведению иучесть в деятельности. Под напором ее реальности чело-век ставит под сомнение основание любого знания ипоступка. В ней открывается ущербность, способнаяпотрясти его жизнь до самых основ. «Самое высокое»,что может перенести человек, - это «час великого пре-зрения к себе» [1. С. 9], - замечал Ф. Ницше.Исходя из экзистенциальной традиции человек, ока-зываясь в пограничной ситуации, может перейти избытия низшего (неподлинного) в бытие высшее (под-линное), т.е. метафизически «родиться». Метафизиче-ское рождение заключается в постижении системысмысловых жизненных ценностей, благодаря которойпроисходит образование нравственного человека.Прежде чем определить специфику метафизическо-го рождения и метафизической смерти, необходимопрояснить понятие «метафизика».Как известно, слово «метафизика» (от греч. ά - лежащее по ту сторону физики) первыйупотребил Андроник Родосский (I в. до н.э.), система-тизатор произведений Аристотеля, назвавший таксборник его трактатов о «бытии самом по себе» [2.С. 101]. Метафизике толкователи Аристотеля даютследующие определения:- исследование первопричин, или высших начал;- познание бытия как такового;- наука о субстанции;- постижение божественной сверхчувственной суб-станции [3. С. 196].Исходя из аристотелевского понимания, «метафи-зическими» можно назвать только те уровни бытия,которые расположены за пределом или сверх физиче-ского (слово «физика» от греч. ά обозначало При-роду, Natura, т.е. области бытия, подверженные законусменяющих друг друга рождения и смерти). Изучениевнешнего, «телесного», единичных чувственно вос-принимаемых вещей - это дело физики и частных (ес-тественных) наук. Изучение внутреннего, сверхчувст-венного, умозрительно постигаемых и неизменных на-чал всего существующего, обязательных для всех на-ук, - дело метафизики.Однако понятие «метафизика» в философии не ог-раничивается данным значением. Наряду с его «ари-стотелевским смыслом» выделяются еще «декартов-ский» и «гегелевский» смыслы. Согласно первомусмыслу под метафизикой понимается ядро, централь-ная, главная часть философии, ее основание. «Этотсмысл подчеркивают как экзистенциалисты, так и не-отомисты. Другой разновидностью декартовскогосмысла метафизики является ее отождествление с тео-ретической, фундаментальной, профессиональной фи-лософией. Это оправдано по той причине, что профес-сиональная философия всегда остается наиболее важ-ной частью философии, ее ядром, основой» [4. С. 20-21]. Согласно второму смыслу, гегелевскому, метафи-зика есть «философия в целом, существующая в кон-кретное, исторически определенное время. Разновид-ностью гегелевского понимания метафизики можносчитать ее отождествление с рассудочным, антидиа-лектическим стилем мышления» [4. C. 21].В данной статье понятие «метафизика» использует-ся для определения метафизического рождения в ари-стотелевском и декартовском смыслах.Метафизика возникает тогда, когда мыслительныеконструкты объявляются сущностно объективными,воспроизводящими глубинную реальность, непосредст-венно не представленную в чувствах. «Другой характер-ной особенностью метафизических знаний выступает ихстабильность» [4. C. 35], ибо они не зависят от меняю-щихся ситуаций. Поэтому метафизическое рождениеличности есть качественное изменение человека, в про-цессе которого в его сознании формируются мыслитель-ные конструкты в форме объективных ценностей.Если определить субъективные ценности как мыс-лительные конструкты, которые соотносятся с актамииндивидуального выбора и порождаются посредствомего самого, то объективные ценности - это мыслитель-ные конструкты, существующие независимо от созна-ния отдельного человека, укорененные в духовнойкультуре: в религии, этике. Субъективные ценностиситуативны, объективные - неизменны. Субъективныеценности могут привести к аморализму, ибо их выборзависит от внутреннего убеждения отдельной лично-сти, объективные - являются условием возможностинравственного поведения человека. Однако объектив-ные ценности, несмотря на их стабильность, нельзяотождествлять с общепринятыми нормами.Объективные ценности сверхнормативны [5], ибонормы без ценностей являют собой голые правила,пустые формы. Нормы тяготеют преимущественно ксредствам и способам их осуществления. Нормативнаясистема более жестко детерминирует деятельность, чемценностная, ибо норма не имеет градаций: ей либо сле-дуют, либо нет. Конкретная система норм основывает-ся на внутренней монолитности: человек в своей дея-тельности следует ей всецело и полностью.В декартовском смысле метафизика понимается какядро, основание философии. Основание же философииподвержено изменениям в меньшей степени, чем еесодержание. Таким образом, «в философии имеетсяинвариантное содержание - результат изысканий мно-гочисленных школ, течений, направлений» [6. С. 19].Наиболее очевидно инвариантное содержание именнов метафизике. Отсюда метафизическое рождение естьобразование такой личности, которая в процессе своейжизнедеятельности обращается к инвариантному со-держанию духовной культуры.Поэтому допустимо ввести понятие «этический ин-вариант метафизического рождения». Как известно,инвариант (от лат. invarians - неизменяющийся) - этосовокупность основных признаков, остающаяся неиз-меняемой при тех или иных преобразованиях. Этиче-ский инвариант метафизического рождения есть сово-купность объективных ценностей, представленных вдуховной культуре. Соответственно, этическим вари-антом метафизического рождения будет являться сово-купность неповторимого единства объективных ценно-стей, формирующихся в человеке на основе его разума.Метафизическое рождение личности можно опреде-лить как внутреннее, т.е. состоявшееся внутри человека,посредством его разума, в отличие от внешнего - физиче-ского. Не случайно в экзистенциализме выход личностиза границы своей обособленности, осознание своегопредназначения происходит внутри собственного «я» [7].Если под бытием понимать объективно сущест-вующий мир, независимый от нашего сознания, то ро-ждение - это обретение бытия, или переход из небытияв бытие. Тогда метафизическое рождение, в онтологи-ческом инварианте, есть переход (превращение) из од-ного состояния бытия в другое с новым качеством.Варианты метафизического рождения можно обна-ружить в религии, различных философских построени-ях. Так, в христианстве метафизическое рождениепредставляет собой переход от мира непостоянного кмиру вечному, к приобщению к полноте Божественно-го бытия. В философии Г. Марселя - это переход отбезличного обладания вещей к миру существования,где царит индивидуальность, неповторимость [8].Таким образом, инвариантное содержание метафи-зического рождения сводится к следующему: транс-формация человеческого бытия, переход от низшегобытия к высшему, который человек совершает в погра-ничной ситуации.Низшее бытие - это онтический план, т.е. планпредметного существования, характеризующий поря-док сущего. Сущее в данном смысле есть вещный мир,мир предметных единств, привычный уклад жизни,безмятежность материального благополучия. Низшеебытие - это и сфера, в которой личность лишена аутен-тичности. Ее общение с другими ограничено вещнойзависимостью, а сами отношения людей принимаютфетишизированный характер отношений собственно-сти. Эта сфера обезличенных связей подобна хайдегге-ровскому «man» и тождественна «миру обладания» уГ. Марселя [9], в котором подлинное «я» полностьюподчинено социальному.Высшее бытие - это онтологический план, вневре-менное, метафизическое пространство свободы, в кото-ром человек «оживает», прозревает или, используя тер-минологию Э. Гуссерля, «переживает истину». Оно то-ждественно «миру интеллигибельных сущностей», «гдеправда живет», которая, если ее воспринимают, не тре-бует проделывать акты рассудочного мышления [10].Метафизическое рождение как переход от бытиянизшего к бытию высшему представляет собой качест-венное изменение человека, в процессе которого про-исходит смена одной целостности другой, более со-вершенной. Если до метафизического рождения созна-ние человека представляет собой совокупность различ-ных ориентаций, то после него в сознании происходитих дифференциация и новая качественная интеграция.Сознание теперь предстает как организованная струк-тура, а не как простое нагромождение мыслей и идей.Для того чтобы вступить в ситуацию метафизиче-ского рождения (пробудиться к подлинному существо-ванию), человек должен оказаться в пограничной си-туации, своеобразной точке бифуркации, которая по-зволяет ему «вырваться» из «повседневного бытия».Более того, в условиях пограничной ситуации человекможет метафизически умереть.Метафизическая смерть в отличие от метафизиче-ского рождения заключается в переходе от высшего книзшему бытию, который человек совершает в погра-ничной ситуации.Каждый сталкивается с разными ипостасями бы-тия - низшим и высшим, подлинным и ложным, однакокуда произойдет качественный скачок, определят по-граничная ситуация и ценностная ориентация человека.Танатальная ориентированность состоит «из субъ-ективных предпочтений человеком небытия бытию»[10], которые можно свести к жесткому восприятиюмира (здесь уместно вспомнить афоризм Лао-Цзы:«Твердое и крепкое - это то, что погибает, а нежное ислабое - это то, что начинает жить» [11. С. 157]). Внут-ренне танатальная ориентированность проявляется взакрытости от всего нового, в нежелании познаватьокружающий мир, впускать его в себя. Внешне онавыражается в автоматическом производстве различныхстереотипов. Человек (танатально ориентированный)«растворяется», он перестает быть индивидуальностью,но не умирает как личность. Начинается процесс ре-продуктивной активности человека. Одним из самыхковарных признаков этого следует считать явление«утраты желания жить».Человек же, метафизически рожденный, становитсявитально ориентированным, т.е. он предпочитаетжизнь смерти. Витальная ориентированность не есть«воля к власти», а есть «воля к жизни». Но она заклю-чается не в стремлении удовлетворять свои физиологи-ческие потребности, не в поиске удовольствий и жаждекомфорта, как у Б. Кроче [12]. Витальная ориентиро-ванность - это направленность человека на объектив-ные ценности, которая вызывает переход из бытиянизшего в бытие высшее. Отсюда танатальную ориен-тированность можно определить как направленность насубъективные ценности, которая вызывает переход избытия низшего в небытие.Свойствами небытия в данном случае являются не-целостность, отсутствие жизненной активности, тлен-ность.Таким образом, метафизическая смерть в погранич-ной ситуации связана с выбором субъективных ценно-стей, неправильных эталонов или, иначе говоря, такихметафизических конструктов, которые ведут человека,в конечном счете, к энтропии.Метафизическая смерть, так же как и метафизиче-ское рождение, осуществляется сознательно с помо-щью личностных усилий самого человека. Более того,человек стремится, как ему кажется, качественно ро-диться, однако это рождение не всегда витально, какмы уже выявили, обратная его сторона - танатальна. Иметафизическая смерть, и метафизическое рождениеесть качественные изменения человека: в обоих случа-ях происходит смена одной целостности личности дру-гой. Но одна целостность ведет к образованию ценно-стей «живой» личности, которая стремится к объектив-ному восприятию мира, другая к образованию - «мерт-вой» личности, замыкающейся на субъективном огра-ниченном восприятии мира.Одну из главных ролей в образовании новой цело-стности личности играет явление импринтинга. Им-принтинг (от англ. imprinting - оставлять след, запечат-левать, фиксировать) первоначально означал процессбыстрого развития привязанности детенышей живот-ных к своим матерям. Как показывал К. Лоренц, жи-вотное, появившись на свет, запоминает первый уви-денный им объект. Обычно так запечатлевается мать, ккоторой в дальнейшем испытывается нежная привя-занность. Посредством импринтинга закрепляются ре-акции на те сигналы, которые в дальнейшем будут оп-ределять поведение животного по отношению к томуили иному члену данного вида (а также к определен-ному типу пищи или местообитанию). В результатеполученный животным в раннем возрасте опыт будетво многом определять его поведение во взрослом со-стоянии [13].Импринтинг - это образование чрезвычайно устой-чивых следов в психике после однократного пережива-ния. Это явление представляет собой форму очень бы-строго и стойкого научения человека в ситуациях, свя-занных с выраженным нервно-эмоциональным напря-жением, т.е. в пограничных ситуациях.Участие психики в импринтинге состоит в том, чтоглубокое переживание той или иной жизненной ситуа-ции, при которой осуществлялось поведение личности,дает эффект долговременной эмоциональной памяти. Вмомент импринтинга личность глубоко переживаетзначимые для нее смыслы, превращая их в инструментрегуляции своего поведения. Переживание новых смы-слов происходит в контексте сильного аффективноговоздействия на личность, в результате которого меня-ются ее ценностные ориентиры.Вследствие импринтинга хранящиеся в психике об-разы оказывают существенное воздействие на поведе-ние, реализуемое при сходных обстоятельствах. Средст-ва импринтинга могут быть как вербальными, так и не-вербальными. С их помощью личность постигает знанияне столько в виде рациональных конструктов, сколько ввиде ярких эмоциональных знаках-образах. Те, в своюочередь, остаются в памяти личности в виде «программ»(установок), связываются с ее смыслами, ценностями, скоторыми станет теперь соотноситься жизнь личности.Например, в современном обществе средствами им-принтинга становятся различные виды искусства, «нау-чающие индивида тем эмоциям, которыми сопровожда-ется «правильное» переживание, т.е. переживание того,что является доминантной ценностью, ведущим моти-вом социального поведения.Таким образом, вследствие импринтинга образуетсяновая целостность личности человека. Соответственно,под воздействием импринтинга личность формирует всебе ценности, которые приводят ее либо к метафизи-ческому рождению, либо к метафизической смерти.Следует отметить, что метафизическое рождениеили смерть - это процесс, в котором можно зафиксиро-вать три стадии: онтологическую, гносеологическую иэтическую.Онтологическая стадия метафизического рожде-ния есть осознание неподлинности своего бытия, кото-рое происходит благодаря акту трансцендирования.Трансцендирование - «это выход человека за дан-ную ему стихийно и натуральную ситуацию, за егоприродные качества. Причем такой выход, чтобы, об-ретя эту трансцендирующую позицию, можно было быовладеть чем-то в себе» [14. С. 24]. Трансцендированиеесть устремленность к целостному, «внечеловеческо-му» (вне конкретного «я») постижению. «В акте транс-цендирования… человек пытается выйти за свои"только пределы" и "схватить" в понятии или хотя бы впереживаниях смысл постигаемого (предмета, мира)»[15]. Трансцендирование, благодаря которому случает-ся метафизическое рождение, - это процесс выходачеловека за пределы низшего бытия в бытие высшее.На онтологической стадии метафизического рожденияпроисходит критическое трансцендирование: человекпостигает танатальность своего бытия и решает изме-нить свою жизненную позицию.Онтологическая стадия метафизической смертиесть тоже осознание неподлинности своего бытия, нооно происходит благодаря акту, противоположномутрансцендированию. Человек, метафизически рожден-ный в «смерть», также решает изменить свою жизнен-ную позицию. Подобно человеку, метафизически рож-денному в «жизнь», он мобилизует все свои силы, чтобыпреодолеть многочисленные сопротивления, принятьрешение и реализовать его. Но его разум опирается наэмпирический опыт и функционирует в качестве инст-румента выживания и освобождения от внешней зави-симости.Гносеологическая стадия метафизического рожде-ния - это выбор жизненной стратегии на основе объек-тивных ценностей. На гносеологической стадии мета-физического рождения человек начинает чувствовать,что он стал другим. Человек стремится развивать икультивировать интуитивно выбранные им под воздей-ствием импринтинга ценности, оформляя их в рацио-нальные конструкции. Гносеологическая стадия мета-физического рождения представляет собой конструк-тивное трансцендирование: обретение ценностей, вы-ступающих источником жизни. Эти ценности познают-ся благодаря открытости к миру. В хайдеггеровскомупотреблении открытость выражает, во-первых, актволевой решимости как открытости Dasein «зову со-вести», а во-вторых - непрерывную открытость Daseinбытию [16]. В. Франкл объяснял непрерывную откры-тость бытию в способностях человека к «самотранс-ценденции» и «соприсутствию» [17]. Самотрансцен-денция предполагает волевое усилие, внутренний рости развитие. В некотором смысле, это понятие можновозвести к понятию М. Хайдеггера - решимость, ибо«человек должен решиться осознать свою индивиду-альность и свободу» [18]. С представлением о человекекак существе, открытом миру, В. Франкл идет дальшеМ. Хайдеггера. Он вводит понятие «соприсутствие» -сопереживание, совместное волнение, мышление вунисон с другим человеком, сочувствие.Гносеологическая стадия метафизической смер-ти - это выбор жизненной стратегии на основе субъек-тивных ценностей, выступающих источником смерти.Эти ценности познаются вследствие закрытости от ми-ра. Стремление закрыться от мира, остаться неизмен-ным являет собой антипод решимости, т.е. страх. За-крытие от мира есть жесткость по отношению к нему.Оно происходит с целью сохранения своего стабильно-го режима. Открытость же, наоборот, означает мяг-кость по отношению к миру, которая предполагает ис-кренность и способность к диалогу.Этическая стадия метафизического рожденияесть осмысление объективных жизненных ценностей иследование им. Объективные ценности постигаются врефлексировании танатальности бытия и стремлениижить и быть живым.Этическая стадия метафизической смерти естьосмысление субъективных ценностей и следование им.Человек, метафизически рожденный в «смерть» илив «жизнь», овладевает самим собой, достигая единства,которое проявляется во всем, что он делает, говорит идумает. Он выводит себя из распавшейся на фрагментыжизни и придает ей цельность, «собирая» себя с помо-щью новой веры. Но одно содержание веры танаталь-но, другое - витально.Из вышесказанного следует, что пограничная си-туация является онтологическим основанием метафи-зического рождения и метафизической смерти. В по-граничной ситуации у человека появляется возмож-ность изменить целостность своей личности. В одномслучае он может метафизически родиться, в другом -метафизически умереть. Метафизическое рождениеличности есть качественное изменение человека, впроцессе которого в его сознании формируются мыс-лительные конструкты в форме объективных ценно-стей. Объективные ценности - это мыслительные кон-структы, существующие независимо от сознания от-дельного человека, укорененные в духовной культуре.Метафизическая смерть личности есть качественноеизменение человека, в процессе которого в его созна-нии формируются мыслительные конструкты в формесубъективных ценностей. Субъективные ценности -это мыслительные конструкты, которые задаются ис-ключительно индивидуальным творящим сознаниемсубъекта, его ответственным выбором. Метафизиче-ское рождение или смерть осуществляется сознательнос помощью личностных усилий самого человека. Мож-но сказать, что это два типа рождения: рождение в«жизнь» и в «смерть». Метафизическое рождение илисмерть осуществляются под воздействием импринтин-га. Метафизическое рождение или смерть не есть мгно-венное преобразование человека. Это процесс, в кото-ром можно зафиксировать три стадии: онтологиче-скую, гносеологическую и этическую.
Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Сочинения: В 2 т. М., 1998. Т. 2. С. 9.
Яскевич Я.С. Понятие метафизики, ее предметное поле, цели и задачи // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 4. С. 101.
Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье. СПб., 2001. С. 196.
Денисова Л.В. Догматическое основание метафизических систем. Омск, 1999. С. 20-21.
Иванько Л.И. Ценностно-нормативные механизмы регуляции // Культурная деятельность: опыт социологического исследования. М., 1981. С. 150
Федяев Д.М. О философском инварианте // Гуманитарное знание. Сер. Преемственность: Ежегодник. Омск, 1997. Вып. 1. С. 19.
Аббаньяно Н. Метафизика и экзистенция // Структура экзистенции. Введение в экзистенциализм. Позитивный экзистенциализм и другие работы. СПб., 1998. С. 45-46.
Марсель Г. Быть и иметь. Новочеркасск, 1994. С. 130-144.
Карпушин В.А. Философская антропология Г. Марселя // Проблема человека в современной философии. М., 1969. С. 318.
Денисов С.Ф. Жизненные и антропологические смыслы правды и неправды. Омск, 2001. С. 23.
Дао дэ цзин / Под ред. В. Назарова. СПб., 1999. С. 157.
Овсянникова И.А. Либеральная философия Бенедетто Кроче. Омск, 1998. С. 62-63.
Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). М., 1994. С. 64-70.
Мамардашвили М.К. Трансценденция и бытие // Мамардашвили М.К. Необходимость себя: Лекции. Статьи. Философские заметки. М., 1996. С. 24.
Красиков В.И. Философия как концептуальная рефлексия (философская пропедевтика). Кемерово, 1999. С. 159.
Ставцев С.Н. Введение в философию Хайдеггера. СПб., 2000. С. 82.
Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. С. 54-69.
Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. М., 1990. С. 20.